УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Психотерапия и консультирование в социальной работе»
(для студентов, обучающихся по специальности
030301.65 «Психология»)
Дубна 2011
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
^
«Психотерапия и консультирование в социальной работе»
(для студентов, обучающихся по специальности
030301.65 «Психология»)
Утвержден
решением УМС факультета
протокол № ___ от ___ ___ 2008
Декан факультета ___________
/__________________/
Фамилия, инициалы
|
Согласовано:
Проректор по учебно-
методической работе:
___________________
/________________/
Фамилия, инициалы
|
Дубна 2011
^ : старший преподаватель Г.С. Чуприкова
Длительность курса – 16 часа аудиторной нагрузки
Количество часов в неделю – 2 часа
Место курса в учебном плане: десятый семестр.
Обязательный курс
^ : «Психология семьи», «Психология развития и возрастная психология», «Психодиагностика», «Психология личности».
Условия, необходимые для изучения курса –Данный курс одним из важных в подготовке психологов и направлен на формирование основ их мировоззрения и профессионализации, основой его служат такие базовые дисциплины как «Психология семьи», «Психология развития и возрастная психология», «Психодиагностика», «Психология личности»..
^
Цель курса состоит в формировании у будущих специалистов системы понятий психотерапии и консультирования в социальной работе, раскрытии задач социального консультирования, а также в освоении методологических, теоретических и методических основ построения психологического консультирование в социальной практике.
Основными задачами и целями курса являются:
Развертывание ориентировки студентов в области социальных отношений в социо-культурном, этнопсихологическом, психолого-педагогическом, социально-психологическом контексте;
Освоение средств психологического консультирования и психотерапии в социальной работе с разными категориями подопечных.
В конце курса студент должен:
- ориентироваться в общих тенденциях психотерапии и конссультировании в социальной практике,
- знать и ориентироваться в методическом инструментарии обследования различных категорий подопечных,
освоить методы и формы консультирования в социальной сфере.
^
№
|
Раздел дисциплины
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Самостоятельная работа
|
I
|
Основные подходы в психотерапии и консультировании в социальной практике.
|
3
|
|
3
|
1
|
Психодинамический подход
|
1
|
|
1
|
2
|
Поведенческий подход
|
1
|
|
1
|
3
|
Экзистенциально -гуманистический подход
|
1
|
|
1
|
4
|
Другие подходы в социальной работе.
|
|
|
4
|
II
|
Основные этапы развития психотерапии и консультирования в социальной практике
|
2
|
|
2
|
III
|
Индивидуальное консультирование и психотерапия в социальной практике
|
5
|
1
|
6
|
1
|
Направления консультирования в социальной работе
|
2
|
|
2
|
2
|
Общая модель консультирования в социальной работе
|
2
|
|
2
|
3
|
Методы диагностики и коррекционной работы в социальном консультировании
|
1
|
1
|
2
|
IV
|
Групповая психотерапия в социальной работе
|
3
|
1
|
6
|
1
|
Основные модели групповой работы в социальной сфере
|
2
|
|
3
|
2
|
Направления групповой психотерапии в социальной работе
|
1
|
1
|
3
|
V
|
Этические принципы работы психотерапевта и психолога-консультанта в социальной сфере
|
1
|
|
2
|
Итого:
|
|
16
|
|
^
I Раздел. Основные подходы в психотерапии и консультировании в социальной практике.
Тема 1: Психодинамический подход
Основные психодинамические теории и психодинамическая модель в социальной работе, психодинамическая психология и терапия в социальной работе.
^
Основы поведенческого подхода, поведенческой практике, поведенческой психотерапии в социальной работе.
Тема 3: Экзистенциально -гуманистический подход
Экзистенциально-гуманистический подход, как наиболее приемлемый подход работы в социальной практике. Основы психотерапии и консультирования клиентов в свете экзистенциально-гуманистической теории.
^ Психоаналитический, когнитивный,
II Раздел Индивидуальное консультирование и психотерапия в социальной практике
Развитие диагностического подхода в социальной работе. Философская основа развития подхода. Теория и практика психосоциальной работы.
^
Тема 1. Направления консультирования в социальной работе
Индивидуальное, семейное, групповое консультирование. Психопрофилактика и реабилитация. Возрастно-психологическое консультирование, консультирование семейных пар, консультирования людей в трудных жизненных ситуациях и переживании горя, консультирование зависимых и созовисимых. Консультирования в рамках различный медико-психолого-социальных учреждений.
^
Этапы и стадии консультирования. Первый контакт с социальным работником и социальным психологом. Ценностные принципы индивидуального консультирования в социальной работе.
^
Психодиагностика в социальной работе. Психотерапевтические методы в социальной работе. Коррекция эмоциональных состояний, поведения и межличностных отношений в социальной работе.
^
Тема 1 Основные модели групповой работы в социальной сфере
Групповые процессы. Терапевтический процесс в группе. Терапевтические цели в групповой работе. Группы ориентации потребления, группа семейных пар, группа поведенческих пар, группы для подростков, интеракциональные психотерапевтические группы, гештальт-группы, психодрама, группы рациональной терапии.
^
Основные виды социальной работы с группой, основные методы группового консультирования, основные группы психологического самопонимания
^
Контрольные работы по курсу:
Проанализировать одно из направлений консультирования и психотерапии в социальной работе (плюсы и минусы).
Наметить стратегию консультирования разных типов подопечных с разными типами запросов.
Провести элемент психотерапевтической групповой работы с выбранной категорией подопечных.
Составить памятку этических принципов психолога-консультанта в социальной сфере.
Основная литература:
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1994.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Учебное пособие. - М.-Самара, 2001.
Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах — Минск, 1976.
Кроник А. А. Межличностное оценивание в малых группах — Киев 1982.
Миддлмэн Р., Гольдберг Г. Социальная работа с группой // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М., 1994. — Т. 3.
Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию (рекомендовано советом УМО по классическому образованию) - М.: Академия, 2002.
Дополнительная литература
Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия.- С-Пб., 1994.
Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. -М., 1994.
Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. —М., 1990.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. – М., 1999.
Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. — М., 1991.
Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. - М., 1981.
Риман Ф. Основные формы страха. - М., 1998
Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988.
Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. — М., 2000.
Вопросы к экзамену по курсу:
Психодинамический подход в консультировании
Психологическое консультирование в социальной работе
Современный структурный подход в социальной работе
Диагностический и функциональный подходы в современной социальной работе
Психоаналитический подход в современной социальной работе
Современная теория процесса психоаналитического консультирования
Когнитивно-бихевиоральные модели в социальной работе
Принципы гуманистической психологии в социальной работе
История развития консультирования в социальной работе
Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего возраста; программы раннего вмешательства
Поддержка родителей детей с особыми потребностями
Психодинамические механизмы эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков
Общие принципы и развитие семейного консультирования
Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье
Психологические особенности детей - социальных сирот
Психологические особенности проживания кризиса и утраты
Феномен посттравматического стрессового расстройства
Проблема суицида и суицидального поведения
Психологическое профессиональное консультирование
Психологическое консультирование людей пожилого возраста
Психологическая помощь подросткам
Психологическая помощь в местах лишения свободы
Основы групповой терапевтической социальной работы
Этические правила деятельности психолога
|