Учебно-методический комплекс дисциплины «Психотерапия и консультирование в социальной работе» для студентов, обучающихся по специальности icon

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психотерапия и консультирование в социальной работе» для студентов, обучающихся по специальности





Название Учебно-методический комплекс дисциплины «Психотерапия и консультирование в социальной работе» для студентов, обучающихся по специальности
Г.С. Чуприкова
Дата 31.03.2013
Размер 96 Kb.
Тип Учебно-методический комплекс
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«Психотерапия и консультирование в социальной работе»


(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)













Дубна 2011

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ



^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«Психотерапия и консультирование в социальной работе»


(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)



Утвержден

решением УМС факультета

протокол № ___ от ___ ___ 2008


Декан факультета ___________

/__________________/

Фамилия, инициалы

Согласовано:

Проректор по учебно-

методической работе:


___________________


/________________/

Фамилия, инициалы





Дубна 2011


^ Автор и составитель программы: старший преподаватель Г.С. Чуприкова

Длительность курса – 16 часа аудиторной нагрузки

Количество часов в неделю – 2 часа

Место курса в учебном плане: десятый семестр.

Обязательный курс

^ Базовыми являются курсы: «Психология семьи», «Психология развития и возрастная психология», «Психодиагностика», «Психология личности».

Условия, необходимые для изучения курса –Данный курс одним из важных в подготовке психологов и направлен на формирование основ их мировоззрения и профессионализации, основой его служат такие базовые дисциплины как «Психология семьи», «Психология развития и возрастная психология», «Психодиагностика», «Психология личности»..

^ Пояснительная записка.

Цель курса состоит в формировании у будущих специалистов системы понятий психотерапии и консультирования в социальной работе, раскрытии задач социального консультирования, а также в освоении методологических, теоретических и методических основ построения психологического консультирование в социальной практике.

Основными задачами и целями курса являются:

  1. Развертывание ориентировки студентов в области социальных отношений в социо-культурном, этнопсихологическом, психолого-педагогическом, социально-психологическом контексте;

  2. Освоение средств психологического консультирования и психотерапии в социальной работе с разными категориями подопечных.

В конце курса студент должен:

- ориентироваться в общих тенденциях психотерапии и конссультировании в социальной практике,

- знать и ориентироваться в методическом инструментарии обследования различных категорий подопечных,

  • освоить методы и формы консультирования в социальной сфере.


^ Тематический план.




Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

I

Основные подходы в психотерапии и консультировании в социальной практике.

3




3

1

Психодинамический подход

1




1

2

Поведенческий подход

1




1

3

Экзистенциально -гуманистический подход

1




1

4

Другие подходы в социальной работе.







4

II

Основные этапы развития психотерапии и консультирования в социальной практике

2




2

III

Индивидуальное консультирование и психотерапия в социальной практике

5

1

6

1

Направления консультирования в социальной работе

2




2

2

Общая модель консультирования в социальной работе

2




2

3

Методы диагностики и коррекционной работы в социальном консультировании

1

1

2

IV

Групповая психотерапия в социальной работе

3

1

6

1

Основные модели групповой работы в социальной сфере

2




3

2

Направления групповой психотерапии в социальной работе

1

1

3

V

Этические принципы работы психотерапевта и психолога-консультанта в социальной сфере

1




2

Итого:




16






^

Основное содержание учебного курса


I Раздел. Основные подходы в психотерапии и консультировании в социальной практике.

Тема 1: Психодинамический подход

Основные психодинамические теории и психодинамическая модель в социальной работе, психодинамическая психология и терапия в социальной работе.

^ Тема 2: Поведенческий подход

Основы поведенческого подхода, поведенческой практике, поведенческой психотерапии в социальной работе.

Тема 3: Экзистенциально -гуманистический подход

Экзистенциально-гуманистический подход, как наиболее приемлемый подход работы в социальной практике. Основы психотерапии и консультирования клиентов в свете экзистенциально-гуманистической теории.

^ Тема 4. Другие подходы в социальной работе. Психоаналитический, когнитивный,

II Раздел Индивидуальное консультирование и психотерапия в социальной практике

Развитие диагностического подхода в социальной работе. Философская основа развития подхода. Теория и практика психосоциальной работы.

^ III Раздел Индивидуальное консультирование и психотерапия в социальной практике

Тема 1. Направления консультирования в социальной работе

Индивидуальное, семейное, групповое консультирование. Психопрофилактика и реабилитация. Возрастно-психологическое консультирование, консультирование семейных пар, консультирования людей в трудных жизненных ситуациях и переживании горя, консультирование зависимых и созовисимых. Консультирования в рамках различный медико-психолого-социальных учреждений.

^ Тема 2. Общая модель консультирования в социальной работе

Этапы и стадии консультирования. Первый контакт с социальным работником и социальным психологом. Ценностные принципы индивидуального консультирования в социальной работе.

^ Тема 3. Методы диагностики и коррекционной работы в социальном консультировании.

Психодиагностика в социальной работе. Психотерапевтические методы в социальной работе. Коррекция эмоциональных состояний, поведения и межличностных отношений в социальной работе.

^ IV Раздел Групповая психотерапия в социальной работе

Тема 1 Основные модели групповой работы в социальной сфере

Групповые процессы. Терапевтический процесс в группе. Терапевтические цели в групповой работе. Группы ориентации потребления, группа семейных пар, группа поведенческих пар, группы для подростков, интеракциональные психотерапевтические группы, гештальт-группы, психодрама, группы рациональной терапии.

^ Тема 2 Направления групповой психотерапии в социальной работе

Основные виды социальной работы с группой, основные методы группового консультирования, основные группы психологического самопонимания

^ V Раздел Этические принципы работы психотерапевта и психолога-консультанта в социальной сфере

Контрольные работы по курсу:

  1. Проанализировать одно из направлений консультирования и психотерапии в социальной работе (плюсы и минусы).

  2. Наметить стратегию консультирования разных типов подопечных с разными типами запросов.

  3. Провести элемент психотерапевтической групповой работы с выбранной категорией подопечных.

  4. Составить памятку этических принципов психолога-консультанта в социальной сфере.

Основная литература:

    1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1994.

    2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Учебное пособие. - М.-Самара, 2001.

    3. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах — Минск, 1976.

    4. Кроник А. А. Межличностное оценивание в малых группах — Киев 1982.

    5. Миддлмэн Р., Гольдберг Г. Социальная работа с группой // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М., 1994. — Т. 3.

    6. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию (рекомендовано советом УМО по классическому образованию) - М.: Академия, 2002.

Дополнительная литература

  1. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия.- С-Пб., 1994.

  2. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. -М., 1994.

  3. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. —М., 1990.

  4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. – М., 1999.

  5. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. — М., 1991.

  6. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. - М., 1981.

  7. Риман Ф. Основные формы страха. - М., 1998

  8. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988.

  9. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. — М., 2000.


Вопросы к экзамену по курсу:

  1. Психодинамический подход в консультировании

  2. Психологическое консультирование в социальной работе

  3. Современный структурный подход в социальной работе

  4. Диагностический и функциональный подходы в современной социальной работе

  5. Психоаналитический подход в современной социальной работе

  6. Современная теория процесса психоаналитического консультирования

  7. Когнитивно-бихевиоральные модели в социальной работе

  8. Принципы гуманистической психологии в социальной работе

  9. История развития консультирования в социальной работе

  10. Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего возраста; программы раннего вмешательства

  11. Поддержка родителей детей с особыми потребностями

  12. Психодинамические механизмы эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков

  13. Общие принципы и развитие семейного консультирования

  14. Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье

  15. Психологические особенности детей - социальных сирот

  16. Психологические особенности проживания кризиса и утраты

  17. Феномен посттравматического стрессового расстройства

  18. Проблема суицида и суицидального поведения

  19. Психологическое профессиональное консультирование

  20. Психологическое консультирование людей пожилого возраста

  21. Психологическая помощь подросткам

  22. Психологическая помощь в местах лишения свободы

  23. Основы групповой терапевтической социальной работы

  24. Этические правила деятельности психолога

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психотерапия и консультирование в социальной работе» для студентов, обучающихся по специальности icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Антропология» для студентов, обучающихся по специальности

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психотерапия и консультирование в социальной работе» для студентов, обучающихся по специальности icon Учебно-методический комплекс дисциплины «детская патопсихология» для студентов, обучающихся по специальности

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психотерапия и консультирование в социальной работе» для студентов, обучающихся по специальности icon Учебно-методический комплекс Для студентов обучающихся по специальности 060105- «Стоматология»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психотерапия и консультирование в социальной работе» для студентов, обучающихся по специальности icon Учебно-методический комплекс Для студентов обучающихся по специальности 060105- «Стоматология»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психотерапия и консультирование в социальной работе» для студентов, обучающихся по специальности icon Учебно- методический комплекс «физиология человека и животных» Для студентов заочного отделения пи

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психотерапия и консультирование в социальной работе» для студентов, обучающихся по специальности icon Учебно-методический комплекс «Анатомия и физиология центральной нервной системы» для студентов дневного

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психотерапия и консультирование в социальной работе» для студентов, обучающихся по специальности icon Учебно-методический комплекс Для студентов обучающихся по специальности 060105- «Стоматология»
В. Н. Олесова заведующий кафедрой клинической стоматологии и им­плантологии фум цсп, доктор медицинских...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психотерапия и консультирование в социальной работе» для студентов, обучающихся по специальности icon Учебно-методический комплекс для студентов обучающихся дистанционно екатеринбург

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психотерапия и консультирование в социальной работе» для студентов, обучающихся по специальности icon Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания
О. М. Чикова. Психология акцентуированных личностей: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психотерапия и консультирование в социальной работе» для студентов, обучающихся по специальности icon Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» Для специальности 030301 Психология

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы