|
Скачать 277.35 Kb.
|
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕТСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ» (для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология») Москва – 2008 УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ^ « ДЕТСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ» (для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология»)
Москва – 2008УДК 159.97 ББК 88.4 Е80 Печатается по решению Учебно-методического советаУниверситета Российской академии образования Автор: старший преподаватель Чуприкова Г.С. Программа курса подготовлена для студентов психологического факультета университета РАО. Курс знакомит студентов с предметом, задачами и методологическими основами детской патопсихологии; патологией когнитивной сферы; патологией эмоциональной сферы; практическими проблемами патопсихологии и общими вопросами патопсихологии детей и подростков. Курс патопсихологии детей и подростков является частью профессиональной подготовки психологов в системе университетского образования и обязателен для студентов всех психологических специализаций. В процессе изучении я курса студенты пишут контрольные работы, выполняют рефераты, участвуют в семинарских занятиях. Изучение курса завершается экзаменом. УРАО, 2008. ^ Цель курса - ознакомить студентов с основными положениями патологии познавательных процессов, проблемами и задачами патологии познавательных процессов у детей и подростков, теоретическими и практическими достижениями в этой области знания, принципами построения патопсихологического исследования, спецификой методов патопсихологического исследования и показать возможность использования их как в клинической практике, так и психолого-педагогической деятельности. Задача курса – соединить профессиональное психологическое образование с медицинскими знаниями, формировать профессионально подготовленную и социально ответственную личность. Требования к уровню освоения содержания курса. После окончания курса студент должен: - знать предмет и задачи патопсихологии, основные патопсихологические симптомы и синдромы; - понимать взаимосвязь патопсихологических синдромов и психических заболеваний; - владеть клинико-психологическими приемами диагностики, психотерапии, психологической коррекции психических расстройств, нарушений когнитивной и эмоционально-личностной сфер душевных больных. А так же студент должен уметь: - читать и понимать научную литературу по патопсихологии; - ориентироваться в современных научных патопсихологических концепциях; - владеть патопсихологической терминологией и методами патопсихологического исследования; - составлять патопсихологическое заключение; - давать рекомендации по основным направлениям психотерапии и психокоррекции; - принимать решение о необходимости психологического консультирования и о стиле дальнейшего общения с пациентом. Содержание курса опирается на основные категории, понятия общей и медицинской психологии. ^ Главной целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с основными положениями патологии познавательных процессов, проблемами и задачами патологии познавательных процессов, теоретическими и практическими достижениями в этой области знания, принципами построения патопсихологического исследования, спецификой методов патопсихологического исследования и показать возможность использования их как в клинической практике, так и психолого-педагогической деятельности. Значение патопсихологии для подготовки специалиста заключается в том, что применение знаний по данной отрасли психологии, поможет ему ориентироваться в вопросах нормы и патологии развития, правильно выстраивать и обеспечивать процедуру патопсихологического эксперимента, в соответствии со спецификой деятельности патопсихолога квалифицированно выстраивать и регулировать деятельность между людьми, а также понимать и истолковывать данные, полученные в ходе и в результате проводимой им деятельности. Задачи курса «Патопсихология» состоят в усвоении теоретических понятий и положений лекционного курса и изучении специфики проявления психологических закономерностей при нормальном и патологическом развитии личности. 3. Тематический план
^ ДИСЦИПЛИНЫ « ДЕТСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ» (для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология») Основное содержание учебного курса Раздел 1. Методологические основы детской патопсихологии Тема 1. Общие вопросы детской патопсихологии Тема 2 Предмет и задачи детской патопсихологии Раздел 2. Этиологические факторы дизонтогенеза. Тема 1. Биологические (эндогенные) факторы - изначально существующие внутри нервной системы. Генетические аномалии и наследственные заболевания. Генетические аномалии, приводящие к отставанию в развития. Фактор натального воздействия. Постнатальные факторы. Тема 2. Психологические и социальные (экзогенные) факторы - внешние по отношению к нервной системе. Деривационные факторы. История изучения депривации. ^ Тема 1 Понятие симптома в медицине/психиатрии. Тема 2 Психогенные реакции детского возраста. Тема 3 Психогенные реакции у подростков. Реакции эмансипации , реакция группирования, увлечения Тема 4 Психологические параметры дизонтогенеза. Тема 5 Дизонтогенез. Межфункциональное взаимодействие при дизонтогенезе. Раздел 4 Классификация психического онтогенеза. Тема 1. Психическое недоразвитие. Олигофрения. Этиология, Клинико-психологическая структура дефекта, Соотношение первичного и вторичного дефекта, Систематика олигофрений. Динамика психического развития при олигофрении. Тема 2. Задержанное психическое развитие. Задержанное психическое развитие. ЗПР. Этиология, Клинико-психологическая структура дефекта, Соотношение первичного и вторичного дефекта. Тема 3 Дефицитарное развитие. Этиология, Клинико-психологическая структура дефекта, Соотношение первичного и вторичного дефекта. Нарушение двигательной сферы. Детский церебральный паралич Тема 4 Поврежденное развитие. Модель органической деменции. Этиология, Клинико-психологическая структура дефекта, Соотношение первичного и вторичного дефекта Тема 5 Дисгармоническое психическое развитие. Включает четыре варианта нарушений: психопатии , патологическое формирование личности , невропатии , отклонение от темпа полового созревания. Этиология, Клинико-психологическая структура дефекта, Соотношение первичного и вторичного дефекта Тема 6 Искаженное психическое развитие. Ранний детский аутизм. История изучения. Диагностика и классификация. Динамика развития. ^ Формы психологической коррекции могут быть направлены на познавательную сферу, аффективной или личностной, отношений. При разных аномалиях развития в разном процентном отношении проводится коррекция этих сфер. Тема 1 Коррекция психического недоразвития Тема 2 Специфика коррекции ЗПР Тема 3 Коррекция дифицитарного развития Тема 4 Коррекция дизонтогенеза Тема 5 Коррекция поврежденного развития Тема 6 Коррекция РДА ^ Патопсихология это наука- а) изучающая возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющихся во времени человека; б) изучающая психологические особенности детей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и саматопсихических взаимовлияний; в) изучающая психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения. г) изучающая структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада с их сопоставлением с нормой у детей и подростков, при этом дает классификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии
а) А.Р. Лурия; б) Б.В. Зейгарник; в) Л.С. Выгодский; г) В.М. Бехтерев; д) С.Я. Рубинштеин
а) искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека в ее патологии; б) обследование пациента страдающего различными психическими заболеваниями; в) возможность изменения ситуации, в которую на время опыта помещается больной; г) специальное варьирование деятельностью больного; д) изменение состояния психических процессов может достигаться путем введения определенных фармакологических препаратов
а) получение данных для диагностики; б) исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией; в) участие в экспертной работе; г) проведение психотерапевтических мероприятий; д) участие в реабилитационной работе
а) судебно-психиатрическая экспертиза; б) военная экспертиза; в) посмертная экспертиза; г) медико-психолого-педагогическая экспертиза; д)соматическая экспертиза
существенную роль играют следующие обстоятельства: а) цель исследования; б) гипотеза исследования; в) образование и жизненный опыт больного; г) особенности контакта с больным; д) семейное положение
а) ознакомление с материалами истории болезни; б) формулировка клинической задачи с клиницистом; в) беседа с больным; г) подбор методик; д) проведения обследования по методикам
а) патогенетически обусловленную общность симптомов (отдельных признаков болезненных психических расстройств), внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных; б) стойкое или временное выпадение психических функций; в) уровень поражения психической функции; г) совокупность симптомов; д) сохранность привычного самочувствия
следующих расстройств: а) нарушение аппетита; б) изменение структуры и иерархии мотивов; в) нарушение целенаправленности мышления; г) эмоцинально-волевые расстройства; д) изменение самооценки и самосознания 13. Личностно-аномальный симптомокомплекс: а) эмоционально-волевые расстройства; б) изменение структуры и иерархии мотивов; в) нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт; г) нарушение сна; д) астения 14. Экзо- и эндогенно органический симптомокомплекс включает следующие нарушения: а) снижение интеллекта; б) распад системы прежних знаний и опыта; в) неустойчивости эмоций; г) нарушение операциональной стороны мышления; д) нарушения внимания 15. Олигофренический симптомокомплекс: а) неспособность к обучению; б) неспособность к формированию понятий; в) дефицит общих сведений и знаний г) изменение структуры и иерархии мотивов; д) эмоциональные расстройства 16. Агнозии- это а) нарушение восприятия; б) нарушение внимания; в) нарушение памяти; г) нарушение мышления; д) нарушение речи 17. К нарушениям памяти относят следующие: а) амнезии; б) афазии; в) псевдоагнозии; г) контаминации; д) конфабуляции 18. К нарушениям мотивационных компонентов мышления относят следующие: а) разноплановость мышления; б) резонерство; в) нарушение критичности мышления; г) оменции; д) делирий 19. Выделяют следующие нарушения речи: а) алалия; б) олигофрения; в) дизартрия; г) брадилалия; д) заикание 20. К нарушениям двигательной сферы можно отнести следующие: а) апраксии; б) афазии; в) алалии; г) амнезии; д) алексии
а) Изначально существующие внутри нервной системы б) Внешние по отношению к нервной системе в) Генетические аномалии и наследственные заболевания
а)стремительные роды, задержанные роды, родовая травма (гематома, сдавление мягких хрящей, кривошея) б)инфекция матери может привести к нейроинфекции (корь, скарлатина, краснуха, дифтерия), постпрививочные нейроинфекции в)Неоправданное применение медикаментозных препаратов стимулирующих, тормозящих родовую деятельность г)интоксикация д)неблагоприятное течение родовой деятельности е)Неправильное предлежание плода
а)отклонение от нормального течения родов: б)недоношенность, переношенность. в)опухоли головного мозга г)Преждевременное излитие околоплодных вод д)Обвитие пуповиной (асфиксия) е)хронические соматические заболевания
а) тжесть состояния не зависит от времени воздействия вредности б) чем раньше произошло влияние вредности, тем тяжелее последствия в) чем позже произошло влияние вредности, тем тяжелее последствия 25. Что из нижеперечисленного относится: к аномалиям, вызванным отставанием в развитии (1), к аномалиям, для которых характерна диспропорциональность, асинхрония развития (2), к аномалиям, вызванным поломкой или выпадением психических функций (3)? Расставте соответствующие цифры а) стойкое психическое недоразвитие (олигофрения). б)Искаженное развитие (РДА) в)Дисгармоничное развитие; психопатии, патохарактерологическое формирование личности, невропатии. Нарушение темпов полового созревания г)Дефицитарное развитие (нарушение сенсорных систем, зрения, слуха и двигательной систем, нарушение опроно-двигательного аппарата) д)Поврежденное развитие (органическая деменция) е)задержанное развитие (ЗПР)
Вопросы по курсу «Патопсихология детей и подростков».
Список рекомендуемой учебной литературы
1 При составлении контрольной использовалась литература: Б.В.Зейгарник Патопсихология. – М., 2000., В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков Практическая патопсихология. Ростов-наДону 1996, Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубенштеин Экспериментально-психологические лаборатории в психиатрических клиниках.-М., 1960 , В.М. Блейхер Клиническая патопсихология. – Ташкент. 1976, Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. -М., 2000. |