Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Филиал «Угреша»
Кафедра психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОГЕНЕТИКА»
Для специальности 030301 Психология
Дзержинский, 2011 г.
УМК разработан Соловьевой Ольгой Васильевной, к. псих. Н., доц.
(ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество разработчиков)
Протокол заседания кафедры психологии
(название кафедры)
№ _____ от «____» ________________ 200__ г.
Заведующий кафедрой _______________ /_________________________ /
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания выпускающей1 кафедры психологии
(название кафедры_
№ _____ от «____» ________________ 200__ г.
Заведующий выпускающей кафедрой _____________ /_________________ /
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
Заведующий выпускающей кафедры
Университета «Дубна» _________________/ _доц. Сахарова Н.А._ /
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
Директор филиала ___________/Б.М. Балоян/
(подпись)
«____» ________________ 200__ г.
Проректор по учебной работе ___________________/к.х.н., доцент С.В. Моржухина/
^
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
^
Кафедра « »
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
__________________ С.В. Моржухина
«_____»___________2010 г.
П Р О Г Р А М М А Д И С Ц И П Л И Н Ы
« Психогенетика»
по направлению 030301 Психология
Форма обучения: очная,заочная
Уровень подготовки: специалист
Курс (семестр): _ 3 (6)
г. Дзержинский , 2011 г.
Автор программы:
к.п.н., доцент кафедры «_Психологии_» Соловьева Ольга Васильевна_________________
(ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество разработчика, подпись)
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по специальности
030300 Психология
Программа рассмотрена на заседании кафедры «_Психологии_____________________»
(название кафедры)
Протокол заседания № _____ от «____» ________________ 2010 г.
Заведующий кафедрой ________________ / __________________________ /
СОГЛАСОВАНО
Заведующий выпускающей кафедрой _______________ / ______________________ /
Заведующий выпускающей кафедры
Университета «Дубна» _________________/ _____________________ /
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
Рецензент: _____________________________________________________________
(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О., место работы, должность)
Директор филиала ____________________ /д.т.н., профессор Б.М. Балоян /
(подпись) (ученое звание, степень) (Ф.И.О)
«____» _________ 20__ г.
Зав. библиотекой ___________________ /Зиберева О.А. /
^
(для программ, составленных по дисциплинам федерального компонента ГОС ВПО).
№ Гос. регистрации
Индекс
|
^
|
Всего часов
|
ОПД.Ф.07
|
Психогенетика
|
60
|
|
Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных; методы психогенетики и их разрешающая способность; результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза; место психогенетики в системе психологических знаний.
|
|
Дисциплина относится к блоку общепрофессиональных дисциплин ОПД.Ф.07 В курсе дается анализ современных теоретических воззрений на взаимосвязь генетических и средовых факторов и их роль в формировании и развитии психики человека и животных. Описывается влияние генетических факторов на формирование психических отклонений и девиаций поведения. Особое внимание уделено описанию классических экспериментов на животных и исследований близнецовых пар.
^
-
обеспечить фундаментальную подготовку высокоспециализированных специалистов, обладающих глубокими и разносторонними знаниями о генетических факторах психического развития и особенностях развития индивидов с различными генетическими отклонениями;
-
ознакомить с современными методами психогенетического исследования; предоставить необходимые знания для научно-исследовательской и научно-педагогической работы.
Задачи:
дать будущему специалисту-психологу необходимые фундаментальные знания о влиянии генетических и средовых факторов на психическое развитие;
ознакомить с принципами исследования психической регуляции и деятельности детей и взрослых с различными генетическими отклонениями, с современным состоянием знаний в области психогенетики.
^ в результате изучения курса студенты должны знать основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных, результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза Студенты должны уметь применять полученные знания в практической деятельности.
^
Таблица 1
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
6
|
|
|
|
^
|
60
|
60
|
|
|
|
^
|
34
|
34
|
|
|
|
Лекции
|
17
|
17
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
Семинары (С)
|
17
|
17
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
|
^
|
26
|
26
|
|
|
|
Подготовка к зачету
|
5
|
5
|
|
|
|
Подготовка к скминарам
|
11
|
11
|
|
|
|
Реферат (эссе)
|
10
|
10
|
|
|
|
Контрольная работа
|
|
|
|
|
|
^
|
Зачет
|
|
|
|
|
^
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Курс
|
5
|
^
|
60
|
|
Аудиторные занятия
|
|
|
Лекции
|
8
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
^
|
52
|
|
Чтение дополнительной литературы
|
44
|
|
Подготовка к лекциям
|
8
|
|
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
|
|
зачет
|
^
Таблица 2
№ раздела
|
Содержание учебного материала
(дидактические единицы),
обобщенные требования к знаниям и умениям
|
Лекции
|
ПЗ (С)
|
ЛР
|
СРС
|
Раздел 1.
|
Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики. Место психогенетики в системе психологических знаний.
|
2
|
2
|
|
2
|
Раздел 2.
|
Методы психогенетики и их разрешающая способность.
|
2
|
|
|
|
Раздел 3.
|
Результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков.
Темы лекций:
Генетический анализ поведения животных.
Генетика психофизиологических и физиологических показателей.
Психогенетика сенсорных способностей и двигательных функций.
Психогенетические исследования интеллекта.
|
2
3
2
2
|
3
4
6
|
|
4
4
4
|
Раздел 4.
|
Результаты исследований наследственных и средовых детерминант в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза
Темы лекций:
Генетика психических расстройств. Хромосомные аберрации.
Психогенетика аномального и девиантного поведения
|
2
2
|
2
|
|
4
|
Итого:
|
|
17
|
17
|
|
14
|
^
Таблица 2
№ раздела
|
Содержание учебного материала
(дидактические единицы),
обобщенные требования к знаниям и умениям
|
Лекции
|
ПЗ (С)
|
ЛР
|
СРС
|
Раздел 1.
|
Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики. Место психогенетики в системе психологических знаний.
|
1
|
|
|
8
|
Раздел 2.
|
Методы психогенетики и их разрешающая способность.
|
1
|
|
|
4
|
Раздел 3.
|
Результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков.
Темы лекций:
Генетический анализ поведения животных.
Генетика психофизиологических и физиологических показателей.
Психогенетика сенсорных способностей и двигательных функций.
Психогенетические исследования интеллекта.
|
2
|
|
|
20
|
Раздел 4.
|
Результаты исследований наследственных и средовых детерминант в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза
Темы лекций:
Генетика психических расстройств. Хромосомные аберрации.
Психогенетика аномального и девиантного поведения
|
4
|
|
|
20
|
Итого:
|
|
|
|
|
|
^
Таблица 3
№ п/п
|
Содержание лекции
|
Тема 1.
|
^
Наследственность и изменчивость. Хромосомная теория наследственности. Законы наследования. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Цитоплазматическая наследственность. Закон Харди-Вайнберга.
|
Тема 2.
|
^
Понятие наследуемости, различия наследуемости и наследственности. Близнецовый метод – расчет конкордантности и дискордантности признаков в близнецовых парах. Монозиготные и дизиготные близнецы. Метод приемных детей. Генеалогический анализ.
|
Тема 3.
|
. ^
Сходство геномов. Сходство поведения. Генетика поведения насекомых. Классические психогенетические эксперименты на насекомых. Генетика поведения млекопитающих. Исследование патологических форм поведения. Классические эксперименты на крысах.
|
Тема 4.
|
^
Общий или генеральный фактор когнитивных способностей. Альтернативные воззрения на интеллект. Различия в коэффициенте интеллекта между группами людей. Наследуемость интеллекта. Изменения наследуемости коэффициента интеллекта с возрастом. Воздействия среды и коэффициент интеллекта. Психогенетика одаренности. Эмергенез. Импрессинг.
|
Тема 5.
|
^
Психогенетика двигательных функций. Психогенетика сенсорных способностей. Психогенетика темперамента. Наследуемость основных свойств личности. Генетическая обусловленность дальтонизма. Генетическая обусловленность дефектов восприятия
|
Тема 6.
|
^
Электроэнцефалограмма. Вызванные потенциалы мозга человека. Наследуемость так называемого времени наследования. Наследование времени реакции. Взаимосвязь времени наблюдения и коэффициента интеллекта.
|
Тема 7.
|
^
Хромосомные аберрации и поведение человека. Олигофрения: синдром Дауна,синдром Шерешевского – Тернера, синдром Клайнфельтера. Олигофрения и генные мутации: фенилкетонурия, гомоцистинурия, синдром ломкой Х-хромосомы. Аутизм. Болезнь Альцгеймера. Маниакально-депрессивные психозы. Шизофрения.
|
Тема 8.
|
^
Психогенетика преступности. Психогенетика алкоголизма. Наследуемость алкоголизма разных типов. Влияние генетики на пристрастие к табакокурению. Взаимодействие «генотип – среда» в развитии гомосексуальности. Генные мутации, вызывающие высокую агрессивность.
|
^
Таблица 4а
№ п/п
|
№ раздела (темы)
|
Виды и содержание практической работы
|
ПЗ № 1.
|
1
|
Вопросы для обсуждения:
Хромосомная теория наследственности.
Ассортативность браков.
Цитоплазматическая наследственность.
|
ПЗ № 2.
|
4
|
Вопросы для обсуждения:
Генетика МДП – биполярная депрессия.
Генетика МДП – униполярная депрессия.
Генетика шизофрении.
Шизоидное расстройство личности.
Шизотипическое расстройство личности
|
ПЗ № 3.
|
3
|
Вопросы для обсуждения:
Ансомия и ее причины.
Мутации сенсорной слуховой системы.
Особенности наследования дальтонизма.
Наследуемость основных свойств личности
|
ПЗ № 4.
|
3
|
Вопросы для обсуждения:
Модели интеллекта.
Диагностика интеллекта.
Вклад генетических и средовых факторов в вербальные и невербальные интеллектуальные способности.
Коллоквиум:
Психогенетика одаренности.
Концепция врожденного таланта.
Явление эмрегенеза.
Влияние среды на интеллект.
|
ПЗ № 5.
|
4
|
Контрольная работа:
Влияние хромосомных мутаций на формирование предрасположенности к преступному поведению.
Особенности наследуемости алкоголизма.
|
^
Таблица 5
№ п/п
|
Вид работы, литературные источники
|
1.
|
Подготовка к семинару по вопросам:
Хромосомная теория наследственности.
Ассортативность браков.
Цитоплазматическая наследственность.
Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетика/ учебник для ВУЗов – М., 2008г. Глава 2
|
4.
|
Подготовка к семинару по вопросам:
Генетика МДП – биполярная депрессия.
Генетика МДП – униполярная депрессия.
Генетика шизофрении.
Шизоидное расстройство личности.
Шизотипическое расстройство личности
Александров А.А Психогенетика – СПб., 2007г Глава 6
|
3.
|
Подготовка к семинару по вопросам:
Ансомия и ее причины.
Мутации сенсорной слуховой системы.
Особенности наследования дальтонизма.
Наследуемость основных свойств личности
Равич-Щербо И.В. Психогенетика/ учебник для ВУЗов – М., 2008г. Главы 6,7
|
3.
|
Подготовка реферата по одной из тем:
Влияние среды на интеллект.
Психогенетика одаренности.
Концепция врожденного таланта.
Явление эмрегенеза.
Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетика/ учебник для ВУЗов – М., 2008г. 408 с.
Равич-Щербо И.В. Психогенетика/ учебник для ВУЗов – М., 2008г. 447 с.
Равич-Щербо И.В., Марбтина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика/ учебник для ВУЗов – М., 2008г. 450 с.
Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. – М., 1991г.
Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. – СПб., 1995г.
Подготовка к семинару по вопросам:
Модели интеллекта.
Диагностика интеллекта.
Вклад генетических и средовых факторов в вербальные и невербальные интеллектуальные способности.
Александров А.А Психогенетика – СПб., 2007г Глава 8
|
4.
|
Подготовка к семинару по вопросам:
Влияние хромосомных мутаций на формирование предрасположенности к преступному поведению.
Особенности наследуемости алкоголизма.
Александров А.А Психогенетика – СПб., 2007г Глава 9
|
^
Александров А.А Психогенетика – СПб., 2007г
Основная литература
Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетика/ учебник для ВУЗов – М., 2008г. 408 с.
Равич-Щербо И.В. Психогенетика/ учебник для ВУЗов – М., 2008г. 447 с.
Равич-Щербо И.В., Марбтина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика/ учебник для ВУЗов – М., 2008г. 450 с.
Дополнительная литература
Дубинин Н.П. Общая генетика – М., 2006г.
Зенков Л.З. Клиническая электроэнцефалография – Таганрог, 1996 г.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1998. – 450с.
Москаленко В.Д. Генетические основы алкогользависимого поведения человека// Успехи современной генетики – вып. 17 – М., 20091 с. 48-71
Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. - М., 2010. – 503с.
Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. – М., 2005. – 850с.
Фогель Ф. Матульски А. генетика человека: в 3 т. – М., 2006г.
Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. – М., 2008 г.
Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. – СПб., 2005г.
Эфроимсон В.П. Блюмина М.Г. Генетика олигофрений, психозов, эпилепсий. – М., 1978г.
^
Текущий контроль
Выступления на семинаре
^
Тестовые задания
Итоговый контроль
Зачет в конце 6 семестра обучения.
Методика формирования результирующей оценки. Результирующая оценка, позволяющая студенту успешно сдать зачет определяется по совокупности следующих параметров: наличие двух рефератов, участие в коллоквиуме, правильное решение не менее 70% тестовых заданий, регулярное активное участие в семинарах, полный ответ на вопрос на зачете.
Тестовые задания
-
Дайте определение понятиям:
Наследственность
Изменчивость
Генотип
Фенотип.
-
Понятие общего (генерального) фактора интеллекта было введено:
Векслером
Спирменом
Гилфордом
Терстоуном
Перечислите виды изменчивости;
В чем заключается эффект Флинна?
Сформулируйте закон Харди-Вайнберга и перечислите условия его выполнения;
2
Коэффициент наследуемости рассчитывается по формуле: H = V / V
g p
Объясните смысл каждого из компонентов формулы.
Опишите различия вариантов близнецового метода исследования:
Классический вариант;
Метод разлученных близнецов;
Метод контрольного близнеца.
Опишите основные симптомы аутизма. Опишите особенности наследования аутизма;
Сформулируйте первый закон Менделя;
Опишите основные симптомы маниакально-депрессивного психоза. Опишите особенности наследования маниакально-депрессивного психоза;
Какие средовые и генетические факторы оказывают влияние на формирование преступного поведения?
Эмергенез – это…..
Перечислите известные Вам генетические факторы риска алкоголизма.
Приведите данные наследуемости свойств темперамента по методике Г. Айзенка;
Приведите данные наследуемости коэффициента интеллекта;
-
Расположите факторы «Большой пятерки» по убывающей с точки зрения оценки наследуемости:
Экстраверсия
Способность к согласию
Добросовестность
Нейротицизм
Откровенность, прямота
-
Коэффициент наследуемости максимального потребления кислорода составляет:
Какую роль играет данный показатель в успешности спортивной
деятельности?
Понятия «время наблюдения» и «время реакции» отражают скорость переработки информации в нервной системе. В чем состоит различие данных понятий?
Опишите основные симптомы болезни Альцгеймера. Опишите особенности наследования болезни Альцгеймера;
Импрессинг – это…
Перечислите известные Вам средовые факторы, оказывающие влияние на развитие интеллекта.
Перечень вопросов, выносимых на зачет
Предмет психогенетики. Междисциплинарные связи психогенетики.
Основные методы, применяемые в психогенетике.
Наследственность и изменчивость. Хромосомная теория наследственности.
Законы наследования.
Закон Харди – Вайнберга.
Генетический анализ поведения насекомых.
Генетический анализ поведения млекопитающих.
Генетика психических расстройств: олигофрения.
Генетика психических расстройств: аутизм.
Генетика психических расстройств: болезнь Альцгеймера.
Генетика психических расстройств: маниакально-депрессивный психоз.
Генетика психических расстройств: шизофрения.
Психогенетика аномального и девиантного поведения.
Психогенетика сенсорных способностей.
Психогенетика свойств личности.
Генетика психофизиологических и физиологических показателей.
Наследуемость интеллекта.
Психогенетика одаренности.
Влияние наследственности на развитие вербального и невербального интеллекта.
Концепция врожденного таланта.
Тематика рефератов, эссе,
Влияние среды на интеллект.
Психогенетика одаренности.
Концепция врожденного таланта.
Явление эмрегенеза.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
(включаются в программу по усмотрению разработчиков)
^
Рекомендуются активные формы обучения, такие как дискуссии, совместные обсуждения. На практических занятиях рекомендовано изучение и обсуждение методик психологической диагностики людей с особенностями протекания психического развития. Рекомендовано использование презентаций.
Методические рекомендации студентам:
При освоении материала курса, подготовки к семинарским занятиям, написании контрольных и курсовой работ приветствуется использование ресурсов Интернета, посещение библиотеки вуза, библиотек Москвы и изучение других специализированных источников.
|