Программа аттестационных испытаний Дефектологический факультет Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 2 курс icon

Программа аттестационных испытаний Дефектологический факультет Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 2 курс





Скачать 307.74 Kb.
Название Программа аттестационных испытаний Дефектологический факультет Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 2 курс
Дата 31.03.2013
Размер 307.74 Kb.
Тип Программа
Программа аттестационных испытаний

Дефектологический факультет


Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология»


2 курс


Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих отклонения в психофизическом, сенсорном, моторно-двигательном, интеллектуальном, речевом, эмоционально-личностном развитии и поведении.

Специальная дошкольная педагогика и психология как система психолого-педагогического изучения, психопрофилактики и психокоррекции детей с отклонениями в развитии.

Психолого-педагогическая характеристика, психодиагностика и психопрофилактика отклонений в развитии у детей.

Психокоррекционные приемы и технологии, используемые в процессе преодоления у детей раннего и дошкольного возраста недостатков в познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере, межличностных взаимоотношений и поведении со сверстниками и взрослыми.

Специальная дошкольная педагогика как система коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с разными отклонениями в развитии. Цель, задачи, условия, средства, приемы и технологии специальной дошкольной педагогики. Дидактические закономерности, принципы и методики коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

3 курс


Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом, сенсорном развитии.

Специальная дошкольная психология как система психолого-педагогического изучения, психопрофилактики и психокоррекции детей с разными отклонениями в развитии.

Отрасли специальной дошкольной психологии. Цели, задачи, условия, приемы и технологии специальной психологии.

Психолого-педагогическая характеристика, психодиагностика и психопрофилактика отклонений в развитии у детей.

Психокоррекционные приемы и технологии, используемые в процессе преодоления у детей раннего и дошкольного возраста недостатков в познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере, межличностных взаимоотношений и поведении со сверстниками и взрослыми.

Специальная дошкольная педагогика как система коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с разными отклонениями в развитии. Отрасли специальной дошкольной педагогики.

Цель, задачи, условия, средства, приемы и технологии специальной дошкольной педагогики. Дидактические закономерности, принципы и методики коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Общие и теоретические проблемы психолого-педагогической диагностики. История возникновения психодиагностики как науки. Общие принципы проведения психолого-педагогического диагностического обследования. Общие методы психолого-педагогического изучения детей.

Классификация методик психодиагностики. Методики, направленные на исследование познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Оценка обучаемости при выполнении задания. Возрастные аспекты психодиагностики. Психодиагностика особенностей личности детей. Рисунки и их диагностическое значение в детском возрасте.

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Дизонтогенез и его виды. Задержка психического развития как специфический вариант дизонтогенеза. Ядерные признаки ЗПР церебрально-органического генеза. Проблемы психолого-педагогической диагностики ЗПР. Психическое и социальное развитие дошкольников с разными вариантами 3ПР. Особенности формирования психологической готовности к школьному обучению при ЗПР. Особенности межличностных отношений в семьях, имею-щих детей с ЗПР. Основные принципы и направления организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР.

Система помощи умственно отсталым детям в России и других странах. Организация коррекционно-педагогического процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта. Основы умственного, физического, трудового, нравственного, эстетического воспитания в специальном дошкольном учреждении. Сенсорное воспитание. Развитие и коррекция мышления, речи умственно отсталых детей. Ознакомление с окружающим миром. Формирование различных видов деятельности детей с нарушением интеллекта: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной. Основы семейного воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми. Подготовка детей с отклонениями в умственном развитии к обучению в школе. Планирование коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном учреждении. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка.


4 курс


Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом развитии, сенсорном, моторно-двигательном, интеллектуальном, речевом, эмоционально-личностном развитии и поведении.

Специальная дошкольная психология как система психолого-педагогического изучения, психопрофилактики и психокоррекции детей с разными отклонениями в развитии.

Отрасли специальной дошкольной психологии. Цели, задачи, условия, приемы и технологии специальной психологии.

Психолого-педагогическая характеристика, психодиагностика и психопрофилактика отклонений в развитии у детей.

Психокоррекционные приемы и технологии, используемые в процессе преодоления у детей раннего и дошкольного возраста недостатков в познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере, межличностных взаимоотношений и поведении со сверстниками и взрослыми.

Специальная дошкольная педагогика как система коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с разными отклонениями в развитии. Отрасли дошкольной педагогики. Цели, задачи, условия, средства, приемы и технологии специальной дошкольной педагогики. Дидактические закономерности, принципы и методики коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Общие и теоретические проблемы психолого-педагогической диагностики. История возникновения психодиагностики как науки. Общие принципы проведения психолого-педагогического диагностического обследования. Методы психолого-педагогического изучения детей.

Классификация методик психодиагностики. Методики, направленные на исследование познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Оценка обучаемости при выполнении задания. Возрастные аспекты психодиагностики. Психодиагностика особенностей личности детей. Рисунки и их диагностическое значение в детском возрасте.

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Дизонтогенез и его виды. Задержка психического развития как специфический вариант дизонтогенеза. Ядерные признаки ЗПР церебрально-органического генеза. Психолого-педагогическая диагностика ЗПР. Психическое и социальное развитие дошкольников с разными вариантами 3ПР. Особенности формирования психологической готовности к школьному обучению при ЗПР. Особенности межличностных отношений в семьях, имеющих детей с ЗПР. Основные принципы и направления организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР.

Система помощи умственно отсталым детям в России и других странах. Организация коррекционно-педагогического процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта. Основы умственного, физического, трудового, нравственного, эстетического воспитания в специальном дошкольном учреждении. Сенсорное воспитание. Развитие и коррекция мышления, речи умственно отсталых детей. Ознакомление с окружающим миром. Формирование различных видов деятельности детей с нарушением интеллекта: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной. Основы семейного воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми. Подготовка детей с отклонениями в умственном развитии к обучению в школе. Планирование коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном учреждении. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка.

Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха. Особенности психического развития дошкольников с нарушениями слуха. Познавательное развитие дошкольников с нарушениями слуха. Особенности речевого развития глухих и слабослышащих детей. Развитие деятельности у дошкольников с недостатками слуха. Особенности развития личности дошкольников с нарушениями слуха. Психологическая готовность детей с нарушениями слуха к обучению в школе. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха.

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Влияние двигательных нарушений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Психолого-педагогическое изучение детей с ДЦП. Особенности двигательного, интеллектуального, сенсорного, речевого, эмоционально-волевого и личностного развития дошкольников с ДЦП. Особенности становления разных видов детской деятельности. Готовность к школьному обучению. Задачи и содержание психокоррекционной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Возрастные особенности развития звукопроизношения у детей. Понятие о недостатках звукопроизношения у детей. Причины их возникновения. Клиническая характеристика по причинам возникновения. Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизно-шения: по основным формам проявлениям, по группам нарушенных звуков. Способы и приемы выявления недостатков звукопроизношения у детей. Основные этапы последовательной логопедической работы по преодолению у детей недостатков звукопроизношения: подготовительные упражнения, постановка правильного звука, автоматизация, дифференциация и введение звука в самостоятельную речь ребенка. Комплексный медико-биологический характер обследования, обучения и воспитания детей, имеющих недостатки звукопроизношения. Понятие о ринолалии, её виды и формы, причины. Структура дефекта при ринолалии, влияние врожденных расщелин губы и неба на физическое, психическое и речевое развитие ребенка. Понятие о дизартирии как об одном из симптомов детского церебрального паралича. Виды дизартрии и её причины. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией. Структура дефекта при дизартрии. Методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии.


^ Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Олигофренопедагогика»


2 курс


Специальная педагогика. Теория специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками. Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики.

^ Специальная психология. Специальная психология как отрасль психологии, изучающая врожденные или приобретенные отклонения психического развития, и пути их компенсации. Задачи и методы специальной психологии. Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях. Специфические закономерности аномального развития. Категория развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенез). Психологические параметры дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Отрасли специальной психологии. Коррекция. Социальная адаптация. Роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Интегрированное обучение. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.


^ 3 курс


Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Предмет и задачи дисциплины. Интеллектуальный дефект. Степени снижения интеллекта, систематика умственной отсталости. Необратимость дефекта при умственной отсталости. Л.С. Выготский о развитии высших психических функций, о первичных дефектах и вторичных отклонениях в развитии психики умственно отсталых детей. Психологическая характеристика состава учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Психологическая характеристика детей, не подлежащих обучению в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Методы изучения психики детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Закономерности формирования личности умственно отсталых детей. Учащиеся с грубым недоразвитием личности и нарушениями работоспособности. Особенности деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Познавательная деятельность детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.


^ 4 курс


Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта.
Ребенок с нарушением интеллекта как субъект и объект воспитания. Содержание коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных программ. Научно-организационные и методические основы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Основные направления и средства коррекционной работы с детьми разного возраста, имеющими нарушения интеллекта. Системы эстетического, интеллектуального, физического, нравственного и трудового воспитания. Вариативность учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением интеллекта. Ребенок с проблемами интеллектуального развития в системе семейных отношений.

Основные этапы развития учения о слабоумии и общественной помощи лицам с нарушением интеллекта. Становление и развитие теории и практики воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта за рубежом. Отечественная практика воспитания и обучения лиц с нарушением интеллекта на разных этапах ее становления.


^ 5 курс


Методики преподавания


Методика преподавания русского языка. Лингвистические и психолого-педагогические основы обучения русскому языку умственно отсталых школьников. Коррекционная направленность. Содержание образовательных программ по русскому языку для умственно отсталых детей. Звуковой аналитико-синтетический метод в обучении грамоте умственно отсталых детей. Добукварный и букварный периоды обучения грамоте. Обучение чтению. Обучение грамматике и правописанию в младших и старших классах. Развитие устной и письменной речи.

^ Методика преподавания математики. Психолого-педагогические основы обучения математике умственно отсталых школьников. Содержание образовательно-коррекционных программ. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков умственно отсталыми школьниками. Коррекционные возможности и эффективность обучения математике. Пропедевтический период в обучении математике. Обучение решению текстовых задач.

^ Методика преподавания естествознания. Неживая природа: вода, воздух, горные породы и минералы, почва. Основные физико-химические свойства компонентов неживой природы. Живая природа: бактерии, грибы, растения, животные, их анатомо-морфологическая характеристика и классификация. Психолого-педагогические основы обучения умственно отсталых школьников естествознанию. Естествознание как предмет учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Особенности овладения умственно отсталыми школьниками естествоведческими представлениями и понятиями. Пропедевтический период обучения естествознанию. Коррекционная направленность обучения.

^ Методика преподавания географии. Содержание географии как учебного предмета в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Подходы к отбору содержания. Особенности формирования географических представлений и понятий. Краеведческий характер обучения географии. Географическая карта. Особенности формирования картографических представлений, понятий, умений у умственно отсталых учащихся. Методические приемы работы с географической картой, приемы учебной работы с картой. Коррекционные возможности обучения географии.

^ Методика преподавания истории. Задачи и содержание истории в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пропедевтический период. Структура и функции исторических знаний. Особенности усвоения исторических знаний умственно отсталыми школьниками. Особенности формирования исторических представлений и понятий. Формы организации обучения истории умственно отсталых учащихся. Внеклассная работа по истории. Правовое воспитание и обучение на уроках истории. Коррекционная направленность обучения.

^ Методика преподавания ручного труда. Психолого-педагогические основы обучения умственно отсталых школьников ручному труду. Ручной труд в системе коррекционно-воспитательной работы. Содержание коррекционно-образовательных программ. Методика работы с разными видами материалов.

^ Методика преподавания изобразительной деятельности. Эстетическое развитие и воспитание умственно отсталых детей. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание. Содержание коррекционно-образовательных программ. Виды изобразительной деятельности в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пропедевтический период, уроки декоративного, тематического, натурного рисования. Ознакомление умственно отсталых учащихся с произведениями изобразительного искусства.

^ Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР). Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний. Концепция коррекционно-развивающего обучения: диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, учебно-воспитательное, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления работы. Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Социализация учащихся системы коррекционно-развивающего обучения.


^ Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия»


2 курс


Специальная педагогика. Теория специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками. Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики.

^ Специальная психология. Специальная психология как отрасль психологии, изучающая врожденные или приобретенные отклонения психического развития, и пути их компенсации. Задачи и методы специальной психологии. Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях. Специфические закономерности аномального развития. Категория развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенез). Психологические параметры дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Отрасли специальной психологии. Коррекция. Социальная адаптация. Роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Интегрированное обучение. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.

^ Введение в логопедическую специальность. Теоретические и методологические основы логопедии. Цели и задачи. Виды речевых нарушений и их коррекция.


3 курс


Ринолалия, нарушения голоса. Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления. Современное состояние проблемы. Акустические параметры голоса. Значение дыхания в голосообразовании. Развитие и становление голоса. Исследования голосового аппарата и голосовой функ­ции. Классификация нарушений голоса. Органические нарушения голоса. Нарушения голоса при хронических ларингитах. Восстановление голоса после удаления гортани. Функциональные расстройства голосового аппарата при миопатических парезах (гипотонусные нарушения голоса). Ринолалия. Комплексное исследование лиц с ринолалией. Дооперационная работа при врожденных незаращениях твердого и мягкого неба. Послеоперационная работа по устранению ринолалии. Коррекционная работа с детьми от 1-го года до 3-х лет. Дисграфия и дислексия у детей с расщелинами губы и неба. Ринофония как один из видов нарушений небно-глоточного затвора и назальности голоса. Первичная профилактика нарушений голоса и профилактическая работа по предотвращению рецидивов голосовой патоло­гии.


4 курс



Дизартрия. Введение в проблемы дизартрии. Основные представления об этиопатогенетических механизмах дизартрий. Различные критерии классификации дизартрий. Анатомо-физиологические механизмы устной речи в норме. Псевдобульбарная дизартрия. Бульбарная дизартрия. Подкорковая дизартрия. Корковая дизартрия. Мозжечковая дизартрия. Детский церебральный паралич как причина и этиопатогенетический механизм дизартрии у детей. Просодическая характеристика речи, механизмы невнятной речи при стертой дизартрии. Характеристика нарушений, входящих в симптомокомплекс детского церебрального паралича. Патология формирования анализаторной деятельности у детей с церебральным параличом. Психолого-педагогическая характеристика детей, страдающих церебральным параличом. Особенности психического и моторного развития больных ДЦП. Нарушения речевого развития при детском церебральном параличе. Обследование детей с дизартрией. Основные направления коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии.


^ 5 курс


Дислалия.
Определение дислалии. Исторический аспект развития проблемы. Формы дислалии. Методика коррекционной работы при дислалии. Сроки и продолжительность логопедических занятий. Организация занятий с учетом ведущей деятельности ребенка и направленных на стимуляцию его познавательной активности. Недостатки произношения звуков: ротацизм и параротацизм; ламбдацизм и параламбдацизм; сигматизм, парасигматизм; йотацизм; каппацизм, гаммацизм, хитизм. Недостатки произношения шипящих звуков. Нарушения противопоставлений фонем по участию голоса и по степени участия спинки языка (смягчение).

^ Нарушения письменной речи. Исторические сведения по проблеме изучения письменной речи. Современные представления о механизмах письма и чтения. Нарушения письма и чтения. Связь нарушений письма и чтения с нарушениями вербальных и невербальных психических функций. Обследование учащихся с нарушениями письма и чтения. Организация логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии в условиях логопедического пункта. Методика логопедической работы по устранению дисграфии и дислексии.


^ Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Специальная психология»


2 курс


Теория специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками. Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики.

^ Специальная психология как отрасль психологии, изучающая врожденные или приобретенные отклонения психического развития, и пути их компенсации. Задачи и методы специальной психологии. Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях. Специфические закономерности аномального развития. Категория развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенез). Психологические параметры дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Отрасли специальной психологии. Коррекция. Социальная адаптация. Роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Интегрированное обучение. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.


^ 3 курс


Методы психологических исследований
. Основные методы психологических исследований и их классификация. Метод наблюдения. Виды психологического эксперимента (естественный, лабораторный). Требования к организации и проведению эксперимента. Тесты. Психометрический подход в психологии. Измерительные шкалы. Понятия стандартизации, надежности и валидности. Определение репрезентативности выборки. Методы обработки и анализа результатов психологического исследования. Статистические методы в психологии. Графическое представление полученных данных. Определение значимости различий, связи переменных.

^ Психология лиц с умственной отсталостью. Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Причины умственной отсталости и ее основные формы. Ядерные признаки умственной отсталости. Степени умственной отсталости. Динамическая теория детского слабоумия К. Левина. Л.С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. Своеобразие процессов внимания, восприятия, памяти. Особенности двигательной сферы. Особенности развития мыслительной деятельности и речи умственно отсталых. Характеристика эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью. Роль трудового воспитания в психологическом развитии и социальной адаптации умственно отсталых. Вопросы диагностики и ранней психологической помощи.


^ 4 курс


Психология детей с задержкой психологического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза: история выделения из детской популяции, представленность в популяции. Систематика ЗПР. Терминология, используемая для обозначения данной категории детей зарубежными специалистами. Понятие минимальной мозговой дисфункции. Динамика проявлений минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления. Дифференциальная диагностика ЗПР. Психическое и социальное развитие дошкольников с различными формами ЗПР. Дефицитарность отдельных психических функций при ЗПР. Особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР. Основные тенденции психического и социального развития детей с ЗПР на протяжении школьного возраста. Концепция психологического сопровождения детей с ЗПР.


^ Психология лиц с нарушениями зрения. Роль зрения в познании окружающего мира. Классификация нарушений зрительной функции. Слепые, слабовидящие, слепорожденные; рано и поздно ослепшие. Причины нарушений зрения. Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением. Особенности познавательной сферы, эмоций и личности слепых и слабовидящих. Ориентировка в пространстве и лабильности. Осязание. Словесная память и ее развитие при нарушениях зрения. Роль мышления в компенсации слепоты. Специфические особенности речевого развития слепых. Качественные различия в развитии общения, игры, предметной и учебной деятельности. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным зрением.


^ 5 курс


Психология лиц с нарушениями слуха.
Роль слуха в познании окружающего мира. Классификация нарушений слуха. Глухие, слабослышащие, поздно оглохшие. Причины нарушений слуха. Специфика психического развития в зависимости от времени потери слуха. Вторичные отклонения при повреждениях органов слуха. Своеобразие в развитии познавательных процессов и эмоциональной сферы неслышащих людей. Диспропорции в развитии наглядных и понятийных форм мышления. Речевое развитие при нарушениях слуха. Различные виды речи и особенности их становления. Формирование учебной деятельности как условие успешной коррекции недостатков развития. Трудовая деятельность неслышащих, ее особенности и роль в социальной адаптации. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным слухом.

^ Психология лиц с нарушениями речи. Речевые нарушения. Структура речевого дефекта. Виды речевой патологии. Классификация речевых нарушений. Психологические особенности детей с различной речевой патологией. Психологические особенности детей с системными и локальными нарушениями речи. Соотношение проявлений речевого недоразвития и особенностей познавательной деятельности. Психологические особенности заикающихся. Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями речи. Задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с речевыми нарушениями. Профилактика нарушений интеллектуального и личностного развития у детей с речевой патологией.

^ Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата в детском возрасте. Нозологические формы. Детский церебральный паралич (ДЦП). Дифференциация детей в зависимости от двигательных возможностей и возможностей усвоения учебного материала. Особенности формирования высших корковых функций. Двигательные, речевые, интеллектуальные нарушения. Пространственные нарушения. Особенности личностного и социального развития при ДЦП. Особенности психолого-педагогического обследования. Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей. Специальные образовательные потребности детей с ДЦП. Специфика формирования школьных навыков. Вопросы социальной адаптации и профориентации. Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.


^ Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Сурдопедагогика»


2 курс


Специальная педагогика. Теория специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками. Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики.

^ Специальная психология. Специальная психология как отрасль психологии, изучающая врожденные или приобретенные отклонения психического развития, и пути их компенсации. Задачи и методы специальной психологии. Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях. Специфические закономерности аномального развития. Категория развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенез). Психологические параметры дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Отрасли специальной психологии. Коррекция. Социальная адаптация. Роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Интегрированное обучение. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.


3 курс


Сурдопедагогика. Сурдопедагогика как наука и ее роль в современном образовании лиц с нарушенным слухом. Человек с нарушенным слухом как объект и субъект воспитания. Предмет, цель и задачи сурдопедагогики. Взаимосвязь сурдопедагогики с другими отраслями знаний. Методология и методы научных исследований в сурдопедагогике. Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога. Основные этапы развития зарубежной и отечественной сурдопедагогики. Биологические и социальные факторы развития личности глухого и слабослышащего ребенка. Психолого-педагогические закономерности и особенности развития детей и подростков с недостатками слуха. Педагогическая классификация лиц с нарушенным слухом. Диагностика нарушений слуха. Современные теории и тенденции развития систем образования лиц с недостатками слуха. Личностно-ориентированный подход в сурдопедагогике.

Концепция обучения в отечественной школе и другие системы обучения (билингвистическая, интегративная, верботональная). Образовательный процесс в условиях специального образовательного учреждения и в условиях интеграции. Общие сведения об организации образования лиц с нарушенным слухом за рубежом. Непрерывная система образования (ранняя помощь, дошкольное и предшкольное, школьное, профессиональное образование). Система школьного образования лиц с недостатками слуха. Типы учреждений. Их характеристика. Дополнительное образование лиц с нарушенным слухом.

Воспитание лиц с недостатками слуха как общественное явление и педагогический процесс. Современные задачи, закономерности, принципы и содержание воспитания учащихся со слуховым дефектом. Методы воспитания. Содержание и организация жизни и деятельности детей с недостатками слуха в интернате. Взаимодействие школы, семьи, общественных организаций в воспитании детей с недостатками слуха. Дидактика школы глухих. Процесс обучения в школе для глухих. Формирование учебной деятельности глухих школьников. Принципы, методы и формы обучения. Содержание общего среднего образования глухих учащихся. Пути и средства совершенствования обучения глухих детей. Педагогическая характеристика системы обучения глухих школьников языку. Развитие нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих школьников. Дидактика школ слабослышащих. Проблемы дифференцированного обучения слабослышащих и позднооглохших детей. Процесс обучения в школе для слабослышащих. Система обучения слабослышащих учащихся языку. Особенности развития и обучения лиц с комплексными нарушениями. Система трудового обучения и профессиональной ориентации неслышащих и слабослышащих учащихся. Послешкольное профессиональное образование молодежи с нарушенным слухом. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях интерната. Контроль и оценка результатов обучения. Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации, профессональной реабилитации глухих и слабослышащих.

Сурдопсихология. Сурдопсихология как одна из отраслей специальной психологии. Методы изучения психического развития детей с нарушениями слуха. Психологическая классификация детей с недостатками слуха. Роль слуха в познании окружающего мира. Особенности развития ощущений и восприятия у детей с недостатками слуха. Сенсорное развитие детей с нарушенным слухом на разных этапах онтогенеза. Внимание, особенности становления видов внимания и свойства внимания у детей с нарушениями слуха. Общее и специфическое в развитии внимания у детей с нормальным и нарушенным слухом. Память, ее виды; особенности разных видов памяти у детей с нарушениями слуха. Пути и средства развития памяти. Воображение, особенности развития его видов и функций у детей с нарушениями слуха. Мышление, его особенности у детей с нарушениями слуха. Ситуация перехода с одной стадии развития на другую. Соотношение разных видов мышления у детей с нарушениями слуха. Характеристика развития мыслительных операций у данной категории детей. Роль речи в развитии разных видов мышления. Психологические условия формирования речи у детей с нарушениями слуха. Особые формы речи (дактильная, жестовая). Психологическая характеристика разных видов речи детей с нарушениями слуха (устная, чтение, письмо). Аграмматизмы речи глухих детей и их возможные причины. Психологические особенности разных видов деятельности у детей с нарушениями слуха. Психологические особенности развития личности детей с нарушенным слухом. Самооценка и уровень притязаний. Своеобразие развития эмоциональной сферы детей с нарушенным слухом. Особенности разных видов эмоционального состояния. Проблемы психологической диагностики личностных особенностей детей с нарушенным слухом. Межличностные отношения и межличностное восприятие у данной категории детей. Роль семьи в развитии личности детей с нарушениями слуха.


^ 4 курс


История сурдопедагогики
Предмет, задачи и методы исследования. Сравнительное изучение отношения общества и государства к лицам с нарушенной слуховой функцией с древнейших времен по настоящее время. Возникновение и развитие различных систем обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха. Ведущие идеи в трудах зарубежных и отечественных сурдопедагогов. Тенденции развития и пути совершенствования современной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха.

^ Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха. Основные принципы психологического изучения детей с нарушениями слуха. Психологическое развитие детей и взрослых с недостатками слуховой функции, установление возможностей и путей компенсации дефекта различной сложности, овладение методами психологического изучения детей с недостатками слуха в процессе воспитания и обучения. Значение сурдопсихологических данных для организации процесса обучения глухих и слабослышащих детей. Диагностика развития психических процессов у детей с недостатками слуха. Ощущения и восприятие: внимание, память, воображение, мышление, особенности формирования речи. Методы исследования. Особенности детей с недостатками слуха, формирование самосознания, эмоциональной сферы. Роль диагностики межличностных отношений. Анализ детских рисунков, особенности их использования при диагностике. Диагностика особенностей знаний, учебной деятельности, речи, состояния слуха.


^ 5 курс


Методика предметно-практического обучения.
Информационное поле и предметная область курса; ППО как интерактивный предмет в начальных классах школы глухих. Психолого-педагогическое обоснование использование предметно-практической деятельности в обучении детей с нарушениями слуха. Содержание уроков ППО; их направленность на развитие. Особенности типологии и структуры уроков ППО; характеристика методических приемов обучения. Формы организации работы; коррекционно-развивающее значение использования коллективно-распределенных форм деятельности. Характеристика видов работ при работе с «маленьким учителем», с контролером, парами, тройками, бригадами, конвейером. Возможности личностно-ролевого подхода в целях формирования представлений о структуре деятельности. Методика обучения планированию предметно-практической деятельности (ППД). Использование предметно-инструкционных карт как средства материализации планирующих и контрольных действий на первых этапах обучения. Межпредметные связи в условиях использования ППО. Особенности организации речевого общения на уроках ППО. Основные особенности развития связной речи; реализация принципа коммуникации в обучении связной речи глухих и слабослышащих детей; смысловые и знаковые ситуации; виды речевой деятельности, направленные на развитие описательно-повествовательной речи. Кружковая работа с использованием ППД; основные принципы, задачи, приемы активизации речевой и мыслительной деятельности.

^ Педагогические технологии обучения и воспитания детей с нарушениями слуха дошкольного возраста. Специальные образовательные технологии воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. Цель, задачи, принципы, содержание, средства, формы и методы воспитания и обучения дошкольников. Коррекционно-развивающая направленность использования разных видов детской деятельности (игра, конструирование, элементарная трудовая и учебная деятельность). Развитие движений. Ознакомление с окружающим миром. Задачи, содержание, технологии, интегративная направленность. Развитие речи. Задачи, теоретические основы, технологии формирования лексической, фонетической и граматической сторон речи. Формирование элементарных математических представлений: задачи, содержание, технологии. Развитие слухового восприятия и овладение устной речью детьми с нарушениями слуха младенческого, раннего и дошкольного возраста. Создание слухового режима для формирования устной речи. Педагогическое обследование нарушенной слуховой функции. Задачи, организация, содержание и технология работы по развитию слухового восприятия. Последовательность этапов. Формирование условной двигательной реакции на неречевые и речевые стимулы. Обучение различению, опознаванию и распознаванию на слух неречевых звучаний речи. Использование музыки в коррекционной работе с глухими и слабослышащими детьми. Задачи, организация, содержание и методика формирования произносительной стороны устной речи у глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста. Фронтальные и индивидуальные занятия. Восстановление устной коммуникации у оглохших детей дошкольного возраста. Преемственность в работе по развитию слухового восприятия и обучению произношению между дошкольными и школьными учреждениями. Соотношение в использованиии речевых средств в воспитании и обучении дошкольников с нарушениями слуха.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа аттестационных испытаний Дефектологический факультет Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 2 курс icon Программа аттестационных испытаний Биолого-химический факультет Бакалавриат по направлению Биология

Программа аттестационных испытаний Дефектологический факультет Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 2 курс icon Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению подготовки 050700

Программа аттестационных испытаний Дефектологический факультет Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 2 курс icon Курсовые работы для студентов, обучающихся по направлению 050700. 62 «специальное (дефектологическое)

Программа аттестационных испытаний Дефектологический факультет Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 2 курс icon Программа к собеседованию для абитуриентов, поступающих по направлению «050100 Специальное (дефектологическое)

Программа аттестационных испытаний Дефектологический факультет Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 2 курс icon Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата 050700.

Программа аттестационных испытаний Дефектологический факультет Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 2 курс icon Вступительные испытания в магистратуру по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»

Программа аттестационных испытаний Дефектологический факультет Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 2 курс icon Утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое)...
Программа аттестационных испытаний Дефектологический факультет Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 2 курс icon Утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое)...
Программа аттестационных испытаний Дефектологический факультет Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 2 курс icon Задачи профессиональной деятельности выпускника в соответствии с видами профессиональной деятельности:
Наименование ооп: 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия»
Программа аттестационных испытаний Дефектологический факультет Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 2 курс icon Программа вступительного экзамена для абитуриентов направления подготовки 050700. 68 Специальное

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы