|
Скачать 307.74 Kb.
|
Программа аттестационных испытаний Дефектологический факультет Бакалавриат по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» 2 курс Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих отклонения в психофизическом, сенсорном, моторно-двигательном, интеллектуальном, речевом, эмоционально-личностном развитии и поведении. Специальная дошкольная педагогика и психология как система психолого-педагогического изучения, психопрофилактики и психокоррекции детей с отклонениями в развитии. Психолого-педагогическая характеристика, психодиагностика и психопрофилактика отклонений в развитии у детей. Психокоррекционные приемы и технологии, используемые в процессе преодоления у детей раннего и дошкольного возраста недостатков в познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере, межличностных взаимоотношений и поведении со сверстниками и взрослыми. Специальная дошкольная педагогика как система коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с разными отклонениями в развитии. Цель, задачи, условия, средства, приемы и технологии специальной дошкольной педагогики. Дидактические закономерности, принципы и методики коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста. 3 курс Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом, сенсорном развитии. Специальная дошкольная психология как система психолого-педагогического изучения, психопрофилактики и психокоррекции детей с разными отклонениями в развитии. Отрасли специальной дошкольной психологии. Цели, задачи, условия, приемы и технологии специальной психологии. Психолого-педагогическая характеристика, психодиагностика и психопрофилактика отклонений в развитии у детей. Психокоррекционные приемы и технологии, используемые в процессе преодоления у детей раннего и дошкольного возраста недостатков в познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере, межличностных взаимоотношений и поведении со сверстниками и взрослыми. Специальная дошкольная педагогика как система коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с разными отклонениями в развитии. Отрасли специальной дошкольной педагогики. Цель, задачи, условия, средства, приемы и технологии специальной дошкольной педагогики. Дидактические закономерности, принципы и методики коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Общие и теоретические проблемы психолого-педагогической диагностики. История возникновения психодиагностики как науки. Общие принципы проведения психолого-педагогического диагностического обследования. Общие методы психолого-педагогического изучения детей. Классификация методик психодиагностики. Методики, направленные на исследование познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Оценка обучаемости при выполнении задания. Возрастные аспекты психодиагностики. Психодиагностика особенностей личности детей. Рисунки и их диагностическое значение в детском возрасте. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Дизонтогенез и его виды. Задержка психического развития как специфический вариант дизонтогенеза. Ядерные признаки ЗПР церебрально-органического генеза. Проблемы психолого-педагогической диагностики ЗПР. Психическое и социальное развитие дошкольников с разными вариантами 3ПР. Особенности формирования психологической готовности к школьному обучению при ЗПР. Особенности межличностных отношений в семьях, имею-щих детей с ЗПР. Основные принципы и направления организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР. Система помощи умственно отсталым детям в России и других странах. Организация коррекционно-педагогического процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта. Основы умственного, физического, трудового, нравственного, эстетического воспитания в специальном дошкольном учреждении. Сенсорное воспитание. Развитие и коррекция мышления, речи умственно отсталых детей. Ознакомление с окружающим миром. Формирование различных видов деятельности детей с нарушением интеллекта: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной. Основы семейного воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми. Подготовка детей с отклонениями в умственном развитии к обучению в школе. Планирование коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном учреждении. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка. 4 курс Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом развитии, сенсорном, моторно-двигательном, интеллектуальном, речевом, эмоционально-личностном развитии и поведении. Специальная дошкольная психология как система психолого-педагогического изучения, психопрофилактики и психокоррекции детей с разными отклонениями в развитии. Отрасли специальной дошкольной психологии. Цели, задачи, условия, приемы и технологии специальной психологии. Психолого-педагогическая характеристика, психодиагностика и психопрофилактика отклонений в развитии у детей. Психокоррекционные приемы и технологии, используемые в процессе преодоления у детей раннего и дошкольного возраста недостатков в познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере, межличностных взаимоотношений и поведении со сверстниками и взрослыми. Специальная дошкольная педагогика как система коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с разными отклонениями в развитии. Отрасли дошкольной педагогики. Цели, задачи, условия, средства, приемы и технологии специальной дошкольной педагогики. Дидактические закономерности, принципы и методики коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Общие и теоретические проблемы психолого-педагогической диагностики. История возникновения психодиагностики как науки. Общие принципы проведения психолого-педагогического диагностического обследования. Методы психолого-педагогического изучения детей. Классификация методик психодиагностики. Методики, направленные на исследование познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Оценка обучаемости при выполнении задания. Возрастные аспекты психодиагностики. Психодиагностика особенностей личности детей. Рисунки и их диагностическое значение в детском возрасте. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Дизонтогенез и его виды. Задержка психического развития как специфический вариант дизонтогенеза. Ядерные признаки ЗПР церебрально-органического генеза. Психолого-педагогическая диагностика ЗПР. Психическое и социальное развитие дошкольников с разными вариантами 3ПР. Особенности формирования психологической готовности к школьному обучению при ЗПР. Особенности межличностных отношений в семьях, имеющих детей с ЗПР. Основные принципы и направления организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР. Система помощи умственно отсталым детям в России и других странах. Организация коррекционно-педагогического процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта. Основы умственного, физического, трудового, нравственного, эстетического воспитания в специальном дошкольном учреждении. Сенсорное воспитание. Развитие и коррекция мышления, речи умственно отсталых детей. Ознакомление с окружающим миром. Формирование различных видов деятельности детей с нарушением интеллекта: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной. Основы семейного воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми. Подготовка детей с отклонениями в умственном развитии к обучению в школе. Планирование коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном учреждении. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха. Особенности психического развития дошкольников с нарушениями слуха. Познавательное развитие дошкольников с нарушениями слуха. Особенности речевого развития глухих и слабослышащих детей. Развитие деятельности у дошкольников с недостатками слуха. Особенности развития личности дошкольников с нарушениями слуха. Психологическая готовность детей с нарушениями слуха к обучению в школе. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Влияние двигательных нарушений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Психолого-педагогическое изучение детей с ДЦП. Особенности двигательного, интеллектуального, сенсорного, речевого, эмоционально-волевого и личностного развития дошкольников с ДЦП. Особенности становления разных видов детской деятельности. Готовность к школьному обучению. Задачи и содержание психокоррекционной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Возрастные особенности развития звукопроизношения у детей. Понятие о недостатках звукопроизношения у детей. Причины их возникновения. Клиническая характеристика по причинам возникновения. Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизно-шения: по основным формам проявлениям, по группам нарушенных звуков. Способы и приемы выявления недостатков звукопроизношения у детей. Основные этапы последовательной логопедической работы по преодолению у детей недостатков звукопроизношения: подготовительные упражнения, постановка правильного звука, автоматизация, дифференциация и введение звука в самостоятельную речь ребенка. Комплексный медико-биологический характер обследования, обучения и воспитания детей, имеющих недостатки звукопроизношения. Понятие о ринолалии, её виды и формы, причины. Структура дефекта при ринолалии, влияние врожденных расщелин губы и неба на физическое, психическое и речевое развитие ребенка. Понятие о дизартирии как об одном из симптомов детского церебрального паралича. Виды дизартрии и её причины. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией. Структура дефекта при дизартрии. Методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии. ^ 2 курс Специальная педагогика. Теория специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками. Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики. ^ Специальная психология как отрасль психологии, изучающая врожденные или приобретенные отклонения психического развития, и пути их компенсации. Задачи и методы специальной психологии. Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях. Специфические закономерности аномального развития. Категория развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенез). Психологические параметры дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Отрасли специальной психологии. Коррекция. Социальная адаптация. Роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Интегрированное обучение. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии. ^ Предмет и задачи дисциплины. Интеллектуальный дефект. Степени снижения интеллекта, систематика умственной отсталости. Необратимость дефекта при умственной отсталости. Л.С. Выготский о развитии высших психических функций, о первичных дефектах и вторичных отклонениях в развитии психики умственно отсталых детей. Психологическая характеристика состава учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Психологическая характеристика детей, не подлежащих обучению в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Методы изучения психики детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Закономерности формирования личности умственно отсталых детей. Учащиеся с грубым недоразвитием личности и нарушениями работоспособности. Особенности деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Познавательная деятельность детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. ^ Ребенок с нарушением интеллекта как субъект и объект воспитания. Содержание коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных программ. Научно-организационные и методические основы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Основные направления и средства коррекционной работы с детьми разного возраста, имеющими нарушения интеллекта. Системы эстетического, интеллектуального, физического, нравственного и трудового воспитания. Вариативность учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением интеллекта. Ребенок с проблемами интеллектуального развития в системе семейных отношений. Основные этапы развития учения о слабоумии и общественной помощи лицам с нарушением интеллекта. Становление и развитие теории и практики воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта за рубежом. Отечественная практика воспитания и обучения лиц с нарушением интеллекта на разных этапах ее становления. ^ Методика преподавания русского языка. Лингвистические и психолого-педагогические основы обучения русскому языку умственно отсталых школьников. Коррекционная направленность. Содержание образовательных программ по русскому языку для умственно отсталых детей. Звуковой аналитико-синтетический метод в обучении грамоте умственно отсталых детей. Добукварный и букварный периоды обучения грамоте. Обучение чтению. Обучение грамматике и правописанию в младших и старших классах. Развитие устной и письменной речи. ^ Психолого-педагогические основы обучения математике умственно отсталых школьников. Содержание образовательно-коррекционных программ. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков умственно отсталыми школьниками. Коррекционные возможности и эффективность обучения математике. Пропедевтический период в обучении математике. Обучение решению текстовых задач. ^ Неживая природа: вода, воздух, горные породы и минералы, почва. Основные физико-химические свойства компонентов неживой природы. Живая природа: бактерии, грибы, растения, животные, их анатомо-морфологическая характеристика и классификация. Психолого-педагогические основы обучения умственно отсталых школьников естествознанию. Естествознание как предмет учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Особенности овладения умственно отсталыми школьниками естествоведческими представлениями и понятиями. Пропедевтический период обучения естествознанию. Коррекционная направленность обучения. ^ Содержание географии как учебного предмета в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Подходы к отбору содержания. Особенности формирования географических представлений и понятий. Краеведческий характер обучения географии. Географическая карта. Особенности формирования картографических представлений, понятий, умений у умственно отсталых учащихся. Методические приемы работы с географической картой, приемы учебной работы с картой. Коррекционные возможности обучения географии. ^ Задачи и содержание истории в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пропедевтический период. Структура и функции исторических знаний. Особенности усвоения исторических знаний умственно отсталыми школьниками. Особенности формирования исторических представлений и понятий. Формы организации обучения истории умственно отсталых учащихся. Внеклассная работа по истории. Правовое воспитание и обучение на уроках истории. Коррекционная направленность обучения. ^ Психолого-педагогические основы обучения умственно отсталых школьников ручному труду. Ручной труд в системе коррекционно-воспитательной работы. Содержание коррекционно-образовательных программ. Методика работы с разными видами материалов. ^ Эстетическое развитие и воспитание умственно отсталых детей. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание. Содержание коррекционно-образовательных программ. Виды изобразительной деятельности в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пропедевтический период, уроки декоративного, тематического, натурного рисования. Ознакомление умственно отсталых учащихся с произведениями изобразительного искусства. ^ Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний. Концепция коррекционно-развивающего обучения: диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, учебно-воспитательное, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления работы. Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Социализация учащихся системы коррекционно-развивающего обучения. ^ 2 курс Специальная педагогика. Теория специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками. Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики. ^ Специальная психология как отрасль психологии, изучающая врожденные или приобретенные отклонения психического развития, и пути их компенсации. Задачи и методы специальной психологии. Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях. Специфические закономерности аномального развития. Категория развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенез). Психологические параметры дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Отрасли специальной психологии. Коррекция. Социальная адаптация. Роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Интегрированное обучение. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии. ^ Теоретические и методологические основы логопедии. Цели и задачи. Виды речевых нарушений и их коррекция. 3 курс Ринолалия, нарушения голоса. Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления. Современное состояние проблемы. Акустические параметры голоса. Значение дыхания в голосообразовании. Развитие и становление голоса. Исследования голосового аппарата и голосовой функции. Классификация нарушений голоса. Органические нарушения голоса. Нарушения голоса при хронических ларингитах. Восстановление голоса после удаления гортани. Функциональные расстройства голосового аппарата при миопатических парезах (гипотонусные нарушения голоса). Ринолалия. Комплексное исследование лиц с ринолалией. Дооперационная работа при врожденных незаращениях твердого и мягкого неба. Послеоперационная работа по устранению ринолалии. Коррекционная работа с детьми от 1-го года до 3-х лет. Дисграфия и дислексия у детей с расщелинами губы и неба. Ринофония как один из видов нарушений небно-глоточного затвора и назальности голоса. Первичная профилактика нарушений голоса и профилактическая работа по предотвращению рецидивов голосовой патологии. 4 курс Дизартрия. Введение в проблемы дизартрии. Основные представления об этиопатогенетических механизмах дизартрий. Различные критерии классификации дизартрий. Анатомо-физиологические механизмы устной речи в норме. Псевдобульбарная дизартрия. Бульбарная дизартрия. Подкорковая дизартрия. Корковая дизартрия. Мозжечковая дизартрия. Детский церебральный паралич как причина и этиопатогенетический механизм дизартрии у детей. Просодическая характеристика речи, механизмы невнятной речи при стертой дизартрии. Характеристика нарушений, входящих в симптомокомплекс детского церебрального паралича. Патология формирования анализаторной деятельности у детей с церебральным параличом. Психолого-педагогическая характеристика детей, страдающих церебральным параличом. Особенности психического и моторного развития больных ДЦП. Нарушения речевого развития при детском церебральном параличе. Обследование детей с дизартрией. Основные направления коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии. ^ Определение дислалии. Исторический аспект развития проблемы. Формы дислалии. Методика коррекционной работы при дислалии. Сроки и продолжительность логопедических занятий. Организация занятий с учетом ведущей деятельности ребенка и направленных на стимуляцию его познавательной активности. Недостатки произношения звуков: ротацизм и параротацизм; ламбдацизм и параламбдацизм; сигматизм, парасигматизм; йотацизм; каппацизм, гаммацизм, хитизм. Недостатки произношения шипящих звуков. Нарушения противопоставлений фонем по участию голоса и по степени участия спинки языка (смягчение). ^ Исторические сведения по проблеме изучения письменной речи. Современные представления о механизмах письма и чтения. Нарушения письма и чтения. Связь нарушений письма и чтения с нарушениями вербальных и невербальных психических функций. Обследование учащихся с нарушениями письма и чтения. Организация логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии в условиях логопедического пункта. Методика логопедической работы по устранению дисграфии и дислексии. ^ 2 курс Теория специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками. Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики. ^ Задачи и методы специальной психологии. Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях. Специфические закономерности аномального развития. Категория развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенез). Психологические параметры дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Отрасли специальной психологии. Коррекция. Социальная адаптация. Роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Интегрированное обучение. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии. ^ . Основные методы психологических исследований и их классификация. Метод наблюдения. Виды психологического эксперимента (естественный, лабораторный). Требования к организации и проведению эксперимента. Тесты. Психометрический подход в психологии. Измерительные шкалы. Понятия стандартизации, надежности и валидности. Определение репрезентативности выборки. Методы обработки и анализа результатов психологического исследования. Статистические методы в психологии. Графическое представление полученных данных. Определение значимости различий, связи переменных. ^ Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Причины умственной отсталости и ее основные формы. Ядерные признаки умственной отсталости. Степени умственной отсталости. Динамическая теория детского слабоумия К. Левина. Л.С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. Своеобразие процессов внимания, восприятия, памяти. Особенности двигательной сферы. Особенности развития мыслительной деятельности и речи умственно отсталых. Характеристика эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью. Роль трудового воспитания в психологическом развитии и социальной адаптации умственно отсталых. Вопросы диагностики и ранней психологической помощи. ^ Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза: история выделения из детской популяции, представленность в популяции. Систематика ЗПР. Терминология, используемая для обозначения данной категории детей зарубежными специалистами. Понятие минимальной мозговой дисфункции. Динамика проявлений минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления. Дифференциальная диагностика ЗПР. Психическое и социальное развитие дошкольников с различными формами ЗПР. Дефицитарность отдельных психических функций при ЗПР. Особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР. Основные тенденции психического и социального развития детей с ЗПР на протяжении школьного возраста. Концепция психологического сопровождения детей с ЗПР. ^ Роль зрения в познании окружающего мира. Классификация нарушений зрительной функции. Слепые, слабовидящие, слепорожденные; рано и поздно ослепшие. Причины нарушений зрения. Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением. Особенности познавательной сферы, эмоций и личности слепых и слабовидящих. Ориентировка в пространстве и лабильности. Осязание. Словесная память и ее развитие при нарушениях зрения. Роль мышления в компенсации слепоты. Специфические особенности речевого развития слепых. Качественные различия в развитии общения, игры, предметной и учебной деятельности. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным зрением. ^ Роль слуха в познании окружающего мира. Классификация нарушений слуха. Глухие, слабослышащие, поздно оглохшие. Причины нарушений слуха. Специфика психического развития в зависимости от времени потери слуха. Вторичные отклонения при повреждениях органов слуха. Своеобразие в развитии познавательных процессов и эмоциональной сферы неслышащих людей. Диспропорции в развитии наглядных и понятийных форм мышления. Речевое развитие при нарушениях слуха. Различные виды речи и особенности их становления. Формирование учебной деятельности как условие успешной коррекции недостатков развития. Трудовая деятельность неслышащих, ее особенности и роль в социальной адаптации. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным слухом. ^ Речевые нарушения. Структура речевого дефекта. Виды речевой патологии. Классификация речевых нарушений. Психологические особенности детей с различной речевой патологией. Психологические особенности детей с системными и локальными нарушениями речи. Соотношение проявлений речевого недоразвития и особенностей познавательной деятельности. Психологические особенности заикающихся. Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями речи. Задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с речевыми нарушениями. Профилактика нарушений интеллектуального и личностного развития у детей с речевой патологией. ^ Причины нарушений опорно-двигательного аппарата в детском возрасте. Нозологические формы. Детский церебральный паралич (ДЦП). Дифференциация детей в зависимости от двигательных возможностей и возможностей усвоения учебного материала. Особенности формирования высших корковых функций. Двигательные, речевые, интеллектуальные нарушения. Пространственные нарушения. Особенности личностного и социального развития при ДЦП. Особенности психолого-педагогического обследования. Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей. Специальные образовательные потребности детей с ДЦП. Специфика формирования школьных навыков. Вопросы социальной адаптации и профориентации. Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. ^ 2 курс Специальная педагогика. Теория специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками. Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики. ^ Специальная психология как отрасль психологии, изучающая врожденные или приобретенные отклонения психического развития, и пути их компенсации. Задачи и методы специальной психологии. Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях. Специфические закономерности аномального развития. Категория развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенез). Психологические параметры дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Отрасли специальной психологии. Коррекция. Социальная адаптация. Роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Интегрированное обучение. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии. 3 курс Сурдопедагогика. Сурдопедагогика как наука и ее роль в современном образовании лиц с нарушенным слухом. Человек с нарушенным слухом как объект и субъект воспитания. Предмет, цель и задачи сурдопедагогики. Взаимосвязь сурдопедагогики с другими отраслями знаний. Методология и методы научных исследований в сурдопедагогике. Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога. Основные этапы развития зарубежной и отечественной сурдопедагогики. Биологические и социальные факторы развития личности глухого и слабослышащего ребенка. Психолого-педагогические закономерности и особенности развития детей и подростков с недостатками слуха. Педагогическая классификация лиц с нарушенным слухом. Диагностика нарушений слуха. Современные теории и тенденции развития систем образования лиц с недостатками слуха. Личностно-ориентированный подход в сурдопедагогике. Концепция обучения в отечественной школе и другие системы обучения (билингвистическая, интегративная, верботональная). Образовательный процесс в условиях специального образовательного учреждения и в условиях интеграции. Общие сведения об организации образования лиц с нарушенным слухом за рубежом. Непрерывная система образования (ранняя помощь, дошкольное и предшкольное, школьное, профессиональное образование). Система школьного образования лиц с недостатками слуха. Типы учреждений. Их характеристика. Дополнительное образование лиц с нарушенным слухом. Воспитание лиц с недостатками слуха как общественное явление и педагогический процесс. Современные задачи, закономерности, принципы и содержание воспитания учащихся со слуховым дефектом. Методы воспитания. Содержание и организация жизни и деятельности детей с недостатками слуха в интернате. Взаимодействие школы, семьи, общественных организаций в воспитании детей с недостатками слуха. Дидактика школы глухих. Процесс обучения в школе для глухих. Формирование учебной деятельности глухих школьников. Принципы, методы и формы обучения. Содержание общего среднего образования глухих учащихся. Пути и средства совершенствования обучения глухих детей. Педагогическая характеристика системы обучения глухих школьников языку. Развитие нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих школьников. Дидактика школ слабослышащих. Проблемы дифференцированного обучения слабослышащих и позднооглохших детей. Процесс обучения в школе для слабослышащих. Система обучения слабослышащих учащихся языку. Особенности развития и обучения лиц с комплексными нарушениями. Система трудового обучения и профессиональной ориентации неслышащих и слабослышащих учащихся. Послешкольное профессиональное образование молодежи с нарушенным слухом. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях интерната. Контроль и оценка результатов обучения. Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации, профессональной реабилитации глухих и слабослышащих. Сурдопсихология. Сурдопсихология как одна из отраслей специальной психологии. Методы изучения психического развития детей с нарушениями слуха. Психологическая классификация детей с недостатками слуха. Роль слуха в познании окружающего мира. Особенности развития ощущений и восприятия у детей с недостатками слуха. Сенсорное развитие детей с нарушенным слухом на разных этапах онтогенеза. Внимание, особенности становления видов внимания и свойства внимания у детей с нарушениями слуха. Общее и специфическое в развитии внимания у детей с нормальным и нарушенным слухом. Память, ее виды; особенности разных видов памяти у детей с нарушениями слуха. Пути и средства развития памяти. Воображение, особенности развития его видов и функций у детей с нарушениями слуха. Мышление, его особенности у детей с нарушениями слуха. Ситуация перехода с одной стадии развития на другую. Соотношение разных видов мышления у детей с нарушениями слуха. Характеристика развития мыслительных операций у данной категории детей. Роль речи в развитии разных видов мышления. Психологические условия формирования речи у детей с нарушениями слуха. Особые формы речи (дактильная, жестовая). Психологическая характеристика разных видов речи детей с нарушениями слуха (устная, чтение, письмо). Аграмматизмы речи глухих детей и их возможные причины. Психологические особенности разных видов деятельности у детей с нарушениями слуха. Психологические особенности развития личности детей с нарушенным слухом. Самооценка и уровень притязаний. Своеобразие развития эмоциональной сферы детей с нарушенным слухом. Особенности разных видов эмоционального состояния. Проблемы психологической диагностики личностных особенностей детей с нарушенным слухом. Межличностные отношения и межличностное восприятие у данной категории детей. Роль семьи в развитии личности детей с нарушениями слуха. ^ Предмет, задачи и методы исследования. Сравнительное изучение отношения общества и государства к лицам с нарушенной слуховой функцией с древнейших времен по настоящее время. Возникновение и развитие различных систем обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха. Ведущие идеи в трудах зарубежных и отечественных сурдопедагогов. Тенденции развития и пути совершенствования современной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха. ^ Основные принципы психологического изучения детей с нарушениями слуха. Психологическое развитие детей и взрослых с недостатками слуховой функции, установление возможностей и путей компенсации дефекта различной сложности, овладение методами психологического изучения детей с недостатками слуха в процессе воспитания и обучения. Значение сурдопсихологических данных для организации процесса обучения глухих и слабослышащих детей. Диагностика развития психических процессов у детей с недостатками слуха. Ощущения и восприятие: внимание, память, воображение, мышление, особенности формирования речи. Методы исследования. Особенности детей с недостатками слуха, формирование самосознания, эмоциональной сферы. Роль диагностики межличностных отношений. Анализ детских рисунков, особенности их использования при диагностике. Диагностика особенностей знаний, учебной деятельности, речи, состояния слуха. ^ Информационное поле и предметная область курса; ППО как интерактивный предмет в начальных классах школы глухих. Психолого-педагогическое обоснование использование предметно-практической деятельности в обучении детей с нарушениями слуха. Содержание уроков ППО; их направленность на развитие. Особенности типологии и структуры уроков ППО; характеристика методических приемов обучения. Формы организации работы; коррекционно-развивающее значение использования коллективно-распределенных форм деятельности. Характеристика видов работ при работе с «маленьким учителем», с контролером, парами, тройками, бригадами, конвейером. Возможности личностно-ролевого подхода в целях формирования представлений о структуре деятельности. Методика обучения планированию предметно-практической деятельности (ППД). Использование предметно-инструкционных карт как средства материализации планирующих и контрольных действий на первых этапах обучения. Межпредметные связи в условиях использования ППО. Особенности организации речевого общения на уроках ППО. Основные особенности развития связной речи; реализация принципа коммуникации в обучении связной речи глухих и слабослышащих детей; смысловые и знаковые ситуации; виды речевой деятельности, направленные на развитие описательно-повествовательной речи. Кружковая работа с использованием ППД; основные принципы, задачи, приемы активизации речевой и мыслительной деятельности. ^ Специальные образовательные технологии воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. Цель, задачи, принципы, содержание, средства, формы и методы воспитания и обучения дошкольников. Коррекционно-развивающая направленность использования разных видов детской деятельности (игра, конструирование, элементарная трудовая и учебная деятельность). Развитие движений. Ознакомление с окружающим миром. Задачи, содержание, технологии, интегративная направленность. Развитие речи. Задачи, теоретические основы, технологии формирования лексической, фонетической и граматической сторон речи. Формирование элементарных математических представлений: задачи, содержание, технологии. Развитие слухового восприятия и овладение устной речью детьми с нарушениями слуха младенческого, раннего и дошкольного возраста. Создание слухового режима для формирования устной речи. Педагогическое обследование нарушенной слуховой функции. Задачи, организация, содержание и технология работы по развитию слухового восприятия. Последовательность этапов. Формирование условной двигательной реакции на неречевые и речевые стимулы. Обучение различению, опознаванию и распознаванию на слух неречевых звучаний речи. Использование музыки в коррекционной работе с глухими и слабослышащими детьми. Задачи, организация, содержание и методика формирования произносительной стороны устной речи у глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста. Фронтальные и индивидуальные занятия. Восстановление устной коммуникации у оглохших детей дошкольного возраста. Преемственность в работе по развитию слухового восприятия и обучению произношению между дошкольными и школьными учреждениями. Соотношение в использованиии речевых средств в воспитании и обучении дошкольников с нарушениями слуха. |