|
Скачать 1.43 Mb.
|
УДК 616.839 (035) ББК 65.272 Т70![]() СЕ. Каштанова — канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой кор-рекционной педагогики НГПУ; Е.А. Морозова — канд. психол. наук, доцент; А.Г. Андреев — д-р мед. наук, профессор. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Т70 Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 384 с. — (Учебное пособие). ISBN 5-89144-613-8 В пособии рассматриваются проблемы социализации, реабилитации и профориентации лиц с ограниченными возможностями. Особое внимание уделяется теоретико-прикладным аспектам социально-психологической и социокультурной реабилитации. Представлены различные варианты реабилитационных методик. Пособие будет полезно студентам специальных факультетов педагогических вузов. Пособие в целом отражает содержание учебных дисциплин «Основы социальной реабилитации и профориентации», «Психолого-педагогическая адаптация и трудовая реабилитация лиц с интеллектуальными нарушениями». Предназначено для специальных психологов и коррекцион-ных педагогов, студентов, обучающихся по специальности 031900 — специальная психология, 031700 — олигофренопедагогика. Подготовлено в соответствии с ГОС-2000. ББК 65.272 ISBN 5-89144-613-8 © ООО «ТЦ Сфера», 2005 СОДЕРЖАНИЕ От авторов 7 Часть I. Теоретические основы реабилитации 12 Глава 1. Общие вопросы реабилитации 12 § 1. Основные понятия 12 § 2. Социальная защита инвалидов 15 § 3. Социализация и интеграция инвалидов 18 § 4. Структура реабилитационного процесса 23 § 5. Социокультурная реабилитация 27 Глава 2. Роль реабилитации в специальной психологии 33 § 1. Основные понятия специальной психологии 33 § 2. Генетический подход в специальной психологии 40 § 3. Синтогенетическая теория психического развития 44 § 4. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями 53 § 5. Классификации отклонений в развитии 59 § 6. Депривация 63 Глава 3. Социальная адаптация и интеграция детей с отклонениями развития 69 § 1. Общие вопросы 69 § 2. Адаптация и интеграция в дошкольных учреждениях 73 § 3. Адаптация и интеграция школьников с ограниченными возможностями 75 § 4. Сегрегация детей с отклоняющимся интеллектуальным развитием 78 Глава 4. Профессиональная ориентация 82 § 1. Особенности профориентации и образования людей с ограниченными возможностями 82 § 2. Основы интегрированного обучения 84 3 Глава 5. Ранняя реабилитация детей с отклонениями в развитии 96 § 1. Особенности ранней помощи 96 § 2. Методики ранней диагностики развития 100 § 3. Программа ранней помощи «Маленькие ступеньки» : 104 § 4. Индивидуальный подход к реабилитации 107 Глава 6. Современные концепции реабилитации 112 § 1. Европейская концепция клинико-психологической реабилитации 112 § 2. Европейские реабилитационные учреждения 116 Часть П. Социально-психологическая реабилитация 120 Глава 7. Социально-психологическая дезадаптация 120 § 1. Основные понятия 120 § 2. Агрессия как проявление дезадаптации 122 Глава 8. Коррекционные методики и технологии 124 § 1. Методики социокультурной реабилитации 124 § 2. Анимационная терапия 129 § 3. Эмоционально-экспрессивный тренинг 131 Глава 9. Внутрисемейные отношения и их влияние на детей с ограниченными возможностями 142 § 1. Общие вопросы 142 § 2. Семейное воспитание умственно отсталых детей 146 § 3. Модели семейного воспитания 150 § 4. Функциональная и дисфункциональная семья 152 § 5. Психологическое консультирование и коррекция семейных отношений 154 § 6. Системно-интегративное консультирование 157 § 7. Работа школы с семьей 160 Часть III. Социальная реабилитация 163 Глава 10. Нравственное и эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями 163 § 1. Нравственное воспитание умственно отсталых детей .... 163 § 2. Эстетическое воспитание умственно отсталых детей 166 § 3. Роль экскурсий в социальной адаптации учащихся школ VIII вида………………………………169 Глава 11. Профилактическая реабилитация детей с ограниченными возможностями 173 § 1. Формирование здорового образа жизни 173 § 2. Профилактика вредных привычек 175 § 3. Профилактика правонарушений 177 Глава 12. Социально-бытовая реабилитация умственно отсталых детей 180 § 1. Развитие навыков самообслуживания 180 § 2. Сюжетно-ролевые игры 181 § 3. Сказкотерапия 184 Часть IV. Трудовая реабилитация 191 Глава 13. Основы трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями 191 § 1. Виды трудовой реабилитации 191 § 2. Подготовка к труду умственно отсталых детей 195 Глава 14. Трудовое обучение и воспитание детей 197 § 1. Трудовое воспитание дошкольников 197 § 2. Трудовое обучение во вспомогательной школе 202 § 3. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития 204 § 4. Социально-бытовая ориентировка 205 Глава 15. Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями 210 § 1. Значение выбора профессии 210 § 2. Факторы, влияющие на выбор профессии 213 § 3. Профориентационная работа во вспомогательной школе 217 Глава 16. Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями 221 § 1. Функции специального психолога 221 § 2. Экономическое просвещение и воспитание 224 § 3. Хозяйственно-бытовая деятельность 226 § 4. Внеклассная работа 228 Часть У. Реабилитационная диагностика и психокоррекция 236 Глава 17. Методологические аспекты психологических исследований 236 § 1. Общая психодиагностика 236 § 2. Психодиагностика в работе школьного психолога 239 § 3. Медицинское обследование 247 § 4. Психодиагностика в структуре системного реабилитационного процесса 249 Глава 18. Психодиагностические методики 256 § 1. Изучение нейродинамического ресурса 256 § 2. Анализ активности жизнедеятельности (субъектные свойства) 272 § 3. Исследование реабилитационного потенциала (личностные особенности) 300 Глава 19. Реабилитационная психокоррекция 329 § 1. Психотерапия 329 § 2. Трудотерапия 339 § 3. Основы нейропсихологической реабилитации 342 § 4. Нейропсихологическая диагностика 353 Приложения 372 Приложение 1. Учебная программа «Основы социальной реабилитации и профориентации» 372 Приложение 2. Программа по курсу «Психолого- педагогические технологии социальной и трудовой реабилитации детей с нарушениями интеллекта» (выдержки) 380 ^ «Для научного познания человека, — утверждал Б.Г. Ананьев, — характерна все возрастающая дифференциация, специализация отдельных дисциплин, а также тенденция к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы». В 2007 г. исполняется 100 лет со дня рождения академика АПН Бориса Григорьевича Ананьева. Он по праву считается одним из основоположников психологии в России. В своей работе «Человек как предмет познания» он обосновывал системно-интегральный подход к психологической сущности человека. Б.Г. Ананьев стоял у истоков специальной психологии и реабилитологии, чему и посвящена эта книга. На всех этапах своего развития человеческое общество не оставалось безразличным к тем, кто имел физические или психические нарушения. Эти лица требовали к себе особого внимания. Если общество не оказывало им адекватной помощи, то они становились тяжелым бременем и источником таких социальных проблем, как бродяжничество, тунеядство, преступность. Среди взрослого населения России около 8 млн человек имеют официальный статус инвалида. Кроме того, насчитывается еще столько же людей с ослабленным здоровьем и ограниченной трудоспособностью. Все они нуждаются в системе медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. Часть I ^ Глава 1 Общие вопросы реабилитации § 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Под реабилитацией понимают весь комплекс мероприятий, помогающих людям с физическими дефектами и хроническими заболеваниями адаптироваться к требованиям школьного обучения, профессиональной и общественной жизни. Реабилитационные мероприятия необходимы, когда из-за острого заболевания, травмы, других повреждений на ранних этапах развития ребенка остаются функциональные нарушения. По мере прогрес-сирования хронических заболеваний и их соматических, психических и социальных последствий реабилитация приобретает все более важное значение. Реабилитационные мероприятия первоначально были применены при состояниях дефекта. Понятие «дефект» применяется в разных значениях, поэтому требуется дать его определение. Дефектом, согласно определению ВОЗ (1980), называют «обусловленное повреждением ограничение функций и связанное с этим нарушение социального функционирования». Для большинства дефектов характерна триада компонентов: повреждение, функциональное ограничение и нарушение социального функционирования. Под ограничением функций понимают любое, связанное с повреждением ограничение способностей и деятельности, являющихся для человека нормой, или их отсутствие. Ограничение социального функционирования связано с отрицательным воздействием повреждения или функционального ограничения на ролевое поведение индивида, по сравнению с нормами, соответствующими его возрасту, полу и социокультурной принадлежности. Общая цель реабилитации состоит в том, чтобы совместными усилиями помочь человеку с физическими, психическими или психологическими ограничениями, обусловленными болезнью, врожденной патологией или экзогенными повреждениями после лечения острого состояния с помощью комплексных мероприятий медицинского, педагогического, профессионального и общесоциального характера, найти свое место в обществе или вернуться к тому образу жизни в повседневной, общественной или профессиональной сфере, которого он достоин. К сожалению, эта цель во многих случаях недостижима. Однако нужно использовать все мероприятия, которые могут служить ее осуществлению. Решающим для успеха реабилитационных мероприятий является время их начала. В настоящее время существует единое мнение, что их надо вводить относительно рано, т.е. начинать не тогда, когда дефект уже сформировался, а когда уже имеется опасность его формирования. Перед врачом в связи с реабилитацией психически больных детей и подростков встают следующие вопросы: Имеется ли повреждение или угроза его возникновения? привело ли повреждение к ограничению функций или есть опасность этого? К каким нарушениям социального функционирования привело повреждение или ограничение функций? Требуется ли проведение медицинских, педагогических, профессиональных или социальных мероприятий с целью реабилитации? Реабилитационные мероприятия направлены на достижение следующих целей: развитие сохранных функций путем их активации и тренировки, заместительных функций и способностей, компенсация возникших функциональных ограничений. Различают меры медицинской, педагогической, профессиональной и социальной реабилитации. ^ При многих заболеваниях и дефектах она находится на первом месте. К ее сфере относятся многие мероприятия — от протезирования до пробных нагрузок и трудотерапии. ^ Она осуществляется при врожденных или приобретенных в детском воз ![]() ![]() ^ Проводится после успешного завершения медицинской и педагогической реабилитации. Она начинается с профессионального тренинга, пробной профессиональной деятельности и подготовки, включает профессиональное образование, в зрелом возрасте при необходимости приобретение новой профессии. ^ Она направлена на личностные, семейные и общественные изменения, возникшие в результате повреждения, и ее целью является социализация или возвращение ребенка или подростка, страдающего тем или иным дефектом, в социум и максимальное включение его в межличностные и общественные отношения. В отечественных правовых документах общепринятыми являются термины «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья». Инвалид — это человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничениям жизнедеятельности и вызывающими необходимость социальной защиты. В социологическом понимании здоровье — это процесс сохранения и развития психических, биологических, физиологических функций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальном сохранении продолжительности активной жизнедеятельности. В этом контексте понятия «человек с ограниченными возможностями здоровья», «человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности» достаточно корректны для использования в правовой, социологической и, возможно, образовательной среде. ^ — это полная или частичная утрата индивидуумом способности или возможности самообслуживания, самостоятельного передвижения, ориентировки, общения, контроля своего поведения, обучения и трудовой деятельности. § 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ Классификация инвалидов Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные, и др. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами также признаются лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько типологических групп.
Значительную часть инвалидов составляют лица, перенесшие такие тяжелые заболевания, как детский церебральный паралич (ДЦП), органические поражения центральной и периферической нервной системы, поражения опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, врожденные пороки. В сфере социальной защиты, социально-трудового права значимой является именно классификация по причинам возникновения нарушения. Это связано с особенностями предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот. По степени трудоспособности все инвалиды подразделяются на три группы: I группы — нетрудоспособные; II — временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах; III — трудоспособные в щадящих условия труда. ^ присваивается лицам, имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствиями травм или дефектов развития. У них могут быть в значительной степени нарушены способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации в пространстве, общение и контроль за своими действиями. Ко ^ относят лиц, у которых имеется стойкое, выраженное расстройство функций организма вследствие болезни, травм, дефектов развития. Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания, передвижения, ориентации, общения, контроля за своими действиями. Для взрослых установление II группы инвалидности в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с некоторыми другими ограничениями жизнедеятельности (например, передвижения). Для детей такое сочетание не требуется. III группа инвалидности присваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или дефектов развития имеет место стойкое, но незначительное или умеренно выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению способности к обучению, трудовой деятельности, самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве и общению. Инвалиды II и III групп могут обучаться и трудиться. По способности к самостоятельному перемещению инвалиды бывают: мобильные; маломобильные (способны передвигаться только с помощью колясок или на костылях); неподвижные (прикованы к постели и не могут передвигаться без посторонней помощи). Маломобильные инвалиды могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Для этого оборудуются рабочие места на дому или на предприятии, организуется доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, вьщеляется транспорт для доставки инвалида на работу и с работы. Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно, анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации, писать статьи, создавать художественные произведения, картины, заниматься бухгалтерией и другой деятельностью. Значимой для социальной сферы и для педагогики является классификация по последствиям заболевания, влияющим на дальнейшую жизнь человека — на его потребность в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профессиональной), уходе, обеспечении специальными техническими средствами и др. Причину инвалидности и степень утраты трудоспособности граждан устанавливает медико-социальная экспертиза. Она же определяет виды, объем и сроки реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан. Особая роль при оказании помощи инвалидам отводится их социальной реабилитации. При этом необходимо руководствоваться как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных социально-средовых условиях проживания пациента. Одним из важных направлений деятельности всех организаций и служб, оказывающих помощь инвалидам, является создание условий для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном экономическом или социальном положении. Это прежде всего предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, организация производства на дому. В социально-медико-психологическом обеспечении инвалидов должен действовать принцип функциональной локализации (минимум инстанций, максимальное сосредоточение функций в одном месте). ^ Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». Основные, фундаментальные положения декларации гласят:
§ 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ Социализация — это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентации, позволяющий полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия. Важным условием полноценной социализации и социальной жизни является освоение навыков социального общения — коммуникации. Это предполагает доступ к различного рода источникам информации, что затруднено из-за наличия коммуникативных ограничений и барьеров; утраты мобильности; недостаточных навыков межличностного взаимодействия и противодействия части социума. Осознание дефекта развития и связанных с ним ограничений зачастую ведет к неадекватной самооценке, ранимости психики, маргинализации, ограничению общения с окружающими. Большую роль в усилении и закреплении негативных стереотипов социального взаимодействия и общения играет отрицательный опыт общения ребенка, подростка со сверстниками или взрослыми, демонстрирующими превосходство здоровых людей, подчеркивающих неполноценность человека (неприятие или жалость), исключающих его из жизни общества. Возникает эффект социальной изоляции человека с ограниченными возможностями. Инвалидность в зрелом возрасте также наносит значительную психологическую травму, так как человек нередко вынужден менять среду и образ жизни, круг общения. Усиливается его зависимость от окружающих, нередко необходима смена трудовой деятельности, связанная с материальным и моральным ущербом. В соответствии со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов (Генеральная Ассамблея ООН, 1993) наиболее перспективным способом является их интеграция в общество через социокультурное включение и независимый образ жизни. Это предполагает систему педагогических и иных мер, направленных на деятельное участие человека с ограниченной трудоспособностью в общественном производстве, сфере услуг или интеллектуального труда, а также в ведении домашнего хозяйства, самообслуживании, финансовых отношениях. Знание социальной жизни и адаптирован-ность к ней, наличие необходимого уровня образования являются важным условием для конкурентоспособности. Как показывают исследования социологов, значительная часть лиц с ограниченной трудоспособностью не считает собственный труд средством материального обеспечения жизни, занимает иждивенческую позицию. Это является результатом социального воспитания (начинающегося еще в школе), ориентированного только на стереотипы социальной помощи: пенсионное обеспечение, благотворительность, льготы. Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой другой, должен быть подготовлен не только к продуктивной жизни и трудовой деятельности, но и к умелому восстановлению частично утраченных жизненных сил и здоровья, т.е. к умению организовать свой отдых, свое свободное время. Для таких людей существует ряд объективных ограничений в участии в различных общедоступных формах общественной и досуговой деятельности. Однако это не означает полной их изоляции. Специальные формы досуговой деятельности способствуют развитию социальных навыков в рамках своей субкультуры, личностному развитию, приучают к активному и целесообразному времяпрепровождению (спорт, танцы, экскурсии, декоративно-прикладное искусство и ремесло, клубы по интересам и др.), именно в таких формах продолжается процесс коррекции и компенсации отклонений. ^ Социальная помощь — это комплекс гуманитарных услуг экономически необеспеченным, социально слабым, психологически уязвимым слоям и группам населения. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, а также долговременных услуг (медицинских, психологических, правовых, педагогических, бытовых и др.) в целях оказания адресной поддержки наименее защищенных слоев населения, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями. ^ интегративный показатель состояния человека, отражающий степень нарушения биосоциальных функций вследствие ограниченной жизнедеятельности на образовательном, производственном, жилищно-семейном и социокультурном уровнях. К биосоциальным функциям относятся:
— адаптивно-ролевая — изменение поведения в соот ветствии с ролевыми ожиданиями других. Становление адекватных биосоциальных функций реализуется в процессе социализации и социальной адаптации. ^ — основной механизм социализации, реализующийся в процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды. При социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. Под социальной адаптацией лиц с ограниченными возможностями подразумеваются способы компенсации ограничений жизнедеятельности через приспособление, регулирование, гармонизацию взаимодействия индивида со средой. Социальная адаптация включает:
В качестве критериев социально-психологической адаптивности лиц с ограниченными возможностями можно выделить:
— уровень эмоционально-психического комфорта. Социальную недостаточность можно разделить на первичную и вторичную: первичная — нарушения биосоциальных функций, обусловленные индивидуально-личностными особенностями; вторичная — социально-средо-вое несоответствие внешнего окружения возможностям и способностям индивида. В комплексе биосоциальных функций выделяют различные группы навыков, способствующих успешной социальной интеграции индивида.
Решая проблемы социально-психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями, необходимо учитывать сложную полифункциональную структуру социальных последствий, вызываемых ограничениями жизнедеятельности. Для этого целесообразно выделить в структуре социальной недостаточности следующие функциональные уровни.
§ 4. СТРУКТУРА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА Реабилитационный процесс, как правило, состоит из трех этапов. Первый этап — восстановительное лечение в стационаре. В зависимости от характера патологического процесса он имеет различную продолжительность (в среднем 1—3 мес). Второй — реадаптация, т.е. приспособление больного к условиям существования на том или ином уровне в соответствии со степенью восстановления и компенсации функции. Этот этап лечения лучше начинать в санатории, куда больного направляют после окончания лечения в больнице. Третий — возвращение к обычной деятельности (учебной, трудовой). Таким образом, в начале происходит медицинская реабилитация больного: используются все возможности современной медицины для восстановления до удовлетворительного уровня нарушенных функций, стимулируются восстановительные и компенсаторные процессы, формируются и развиваются возможности приспособления больного к новым условиям существования, ему оказывается медицинская помощь в восстановлении или развитии профессиональных навыков с учетом специфики нарушений. В медицинскую реабилитацию входят медикаментозное лечение и фитотерапия, физиотерапия (ЛФК, массаж), трудотерапия, арттерапия, восстановительное оперативное вмешательство, протезирование и ортезирова-ние, физическая реабилитация протезированных лиц и санаторно-курортное лечение. Проведение медицинской реабилитации в детских возрастных группах невозможно без одновременного применения педагогических методов воздействия. Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания и проводятся непрерывно при этапном построении программы. Они должны быть комплексными, разносторонними, но однонаправленными. Уменьшение числа лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности может достигаться средствами медицины:
При этом важное значение имеет медико-социально-педагогический (МСП) патронаж. Он предполагает широкий спектр долгосрочных мер реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля. МСП-пат-ронаж представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов. Комплексный МСП-патронаж осуществляется психолого-педагогическими, медико-социальными учреждениями и службами, создаваемыми как в структурах государственной системы образования и социальной защиты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов. Базовой основой МСП-патронажа являются психолого-медико-педагогические комиссии (консультации), психолого-медико-социальные центры, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения. Они координируют свою деятельность с научно-методическими учреждениями и другими образовательными структурами, а также с учреждениями систем здравоохранения и социальной защиты населения. Система МСП-патронажа реализует собственную деятельность по следующим направлениям: — помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей всех действующих образовательных структур как государственной, так и негосударственной систем образования; — разработка и реализация коррекционно-развиваю- щих программ в работе с лицами, находящимися за рамками образовательного пространства; : — реализация специальных программ для обучения родителей и членов семьи для включения их в кор-рекционно-педагогический процесс;
— реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования; я — поддержка инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий для свободного развития инвалида в соответствии с его возможностями; — привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области ме дико-социальной реабилитации, содействующих по вышению статуса человека с ограниченными воз можностями в структуре современного общества. Право на профессиональную реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью закреплено в Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятом 24 ноября 1995 г. Этим законом определена деятельность Государственной службы медико-социальной экспертизы и Государственной службы реабилитации инвалидов. В соответствии со статьями 10 и 11 Закона предусмотрены федеральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов). Содержание федеральной базовой программы реабилитации и порядок ее выполнения определяются Правительством Российской Федерации. ^ — это комплекс мер (медицинских, психологических, педагогических, социальных), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление (или формирование) способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе профессионально-трудовой. В рамках индивидуальной программы реабилитации проводится профессиональная ориентация человека с учетом его возможностей. Индивидуальная программа реабилитации для каждого человека с ограниченной трудоспособностью имеет рекомендательный характер, не являясь обязательной. Другими словами, человек может отказаться как от всей программы, так и от ее отдельных частей. Такие программы разрабатываются специалистами Государственной службы медико-социальной экспертизы после всестороннего обследования человека с ограниченной трудоспособностью. В составлении программы желательно участие медиков, психологов, педагогов, социальных работников, представителей службы занятости. Предварительно учреждение медико-социальной экспертизы, проведя обследование, определяет группу инвалидности, в соответствии с которой строится индивидуальная реабилитационная программа. Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничение трудоспособности, профориентационная и профконсультационная работа начинается еще в период обучения в школе. В зависимости от характера и степени тяжести нарушения содержание и методы профориентационной работы различны для разных категорий молодежи с ограниченными возможностями. В то же время есть общие закономерности в организации и проведении такой работы. Способность человека с ограниченной трудоспособностью к определенной деятельности зависит от внутренних и внешних факторов, выявить и изучить которые должны специалисты. Подростку или взрослому с ограниченными возможностями нередко трудно выбрать самостоятельно интересующую его сферу деятельности, поэтому на помощь должны прийти педагоги и психологи. Прежде всего, важным является установление характера и степени выраженности нарушений различных систем организма, интеллектуальных и психофизиологических особенностей и возможностей взрослого или подростка для того, чтобы определить доступные для него виды труда, выявить его личные интересы и склонности. Важно получить сведения:
|