Е. А. Морозова канд психол наук, доцент icon

Е. А. Морозова канд психол наук, доцент





Скачать 1.43 Mb.
Название Е. А. Морозова канд психол наук, доцент
страница 1/4
Дата 31.03.2013
Размер 1.43 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4
УДК 616.839 (035) ББК 65.272 Т70

Рецензенты:

СЕ. Каштанова — канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой кор-рекционной педагогики НГПУ; Е.А. Морозова — канд. психол. наук, доцент; А.Г. Андреев — д-р мед. наук, профессор.

Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А.

Т70 Основы социальной реабилитации и профориен­тации: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 384 с. — (Учебное пособие). ISBN 5-89144-613-8

В пособии рассматриваются проблемы социализации, реаби­литации и профориентации лиц с ограниченными возможностя­ми. Особое внимание уделяется теоретико-прикладным аспектам социально-психологической и социокультурной реабилитации.

Представлены различные варианты реабилитационных мето­дик. Пособие будет полезно студентам специальных факультетов педагогических вузов. Пособие в целом отражает содержание учеб­ных дисциплин «Основы социальной реабилитации и профори­ентации», «Психолого-педагогическая адаптация и трудовая реа­билитация лиц с интеллектуальными нарушениями».

Предназначено для специальных психологов и коррекцион-ных педагогов, студентов, обучающихся по специальности 031900 — специальная психология, 031700 — олигофренопедаго­гика. Подготовлено в соответствии с ГОС-2000.

ББК 65.272

ISBN 5-89144-613-8

© ООО «ТЦ Сфера», 2005

СОДЕРЖАНИЕ

От авторов 7

Часть I. Теоретические основы реабилитации 12

Глава 1. Общие вопросы реабилитации 12

§ 1. Основные понятия 12

§ 2. Социальная защита инвалидов 15

§ 3. Социализация и интеграция инвалидов 18

§ 4. Структура реабилитационного процесса 23

§ 5. Социокультурная реабилитация 27

Глава 2. Роль реабилитации в специальной психологии 33

§ 1. Основные понятия специальной психологии 33

§ 2. Генетический подход в специальной психологии 40

§ 3. Синтогенетическая теория психического развития 44

§ 4. Общая характеристика детей

с ограниченными возможностями 53

§ 5. Классификации отклонений в развитии 59

§ 6. Депривация 63

Глава 3. Социальная адаптация и интеграция

детей с отклонениями развития 69

§ 1. Общие вопросы 69

§ 2. Адаптация и интеграция в дошкольных

учреждениях 73

§ 3. Адаптация и интеграция школьников

с ограниченными возможностями 75

§ 4. Сегрегация детей с отклоняющимся

интеллектуальным развитием 78

Глава 4. Профессиональная ориентация 82

§ 1. Особенности профориентации и образования

людей с ограниченными возможностями 82

§ 2. Основы интегрированного обучения 84

3

Глава 5. Ранняя реабилитация детей с отклонениями

в развитии 96

§ 1. Особенности ранней помощи 96

§ 2. Методики ранней диагностики развития 100

§ 3. Программа ранней помощи «Маленькие

ступеньки» : 104

§ 4. Индивидуальный подход к реабилитации 107

Глава 6. Современные концепции реабилитации 112

§ 1. Европейская концепция клинико-психологической

реабилитации 112

§ 2. Европейские реабилитационные учреждения 116

Часть П. Социально-психологическая реабилитация 120

Глава 7. Социально-психологическая дезадаптация 120

§ 1. Основные понятия 120

§ 2. Агрессия как проявление дезадаптации 122

Глава 8. Коррекционные методики и технологии 124

§ 1. Методики социокультурной реабилитации 124

§ 2. Анимационная терапия 129

§ 3. Эмоционально-экспрессивный тренинг 131

Глава 9. Внутрисемейные отношения и их влияние

на детей с ограниченными возможностями 142

§ 1. Общие вопросы 142

§ 2. Семейное воспитание умственно отсталых детей 146

§ 3. Модели семейного воспитания 150

§ 4. Функциональная и дисфункциональная семья 152

§ 5. Психологическое консультирование и коррекция

семейных отношений 154

§ 6. Системно-интегративное консультирование 157

§ 7. Работа школы с семьей 160

Часть III. Социальная реабилитация 163

Глава 10. Нравственное и эстетическое воспитание

детей с ограниченными возможностями 163

§ 1. Нравственное воспитание умственно отсталых детей .... 163 § 2. Эстетическое воспитание

умственно отсталых детей 166

§ 3. Роль экскурсий в социальной адаптации учащихся

школ VIII вида………………………………169

Глава 11. Профилактическая реабилитация детей

с ограниченными возможностями 173

§ 1. Формирование здорового образа жизни 173

§ 2. Профилактика вредных привычек 175

§ 3. Профилактика правонарушений 177

Глава 12. Социально-бытовая реабилитация

умственно отсталых детей 180

§ 1. Развитие навыков самообслуживания 180

§ 2. Сюжетно-ролевые игры 181

§ 3. Сказкотерапия 184

Часть IV. Трудовая реабилитация 191

Глава 13. Основы трудовой реабилитации детей

с ограниченными возможностями 191

§ 1. Виды трудовой реабилитации 191

§ 2. Подготовка к труду умственно отсталых детей 195

Глава 14. Трудовое обучение и воспитание детей 197

§ 1. Трудовое воспитание дошкольников 197

§ 2. Трудовое обучение во вспомогательной школе 202

§ 3. Коррекционно-воспитательное значение труда

для психического развития 204

§ 4. Социально-бытовая ориентировка 205

Глава 15. Профессиональное самоопределение детей

с ограниченными возможностями 210

§ 1. Значение выбора профессии 210

§ 2. Факторы, влияющие на выбор профессии 213

§ 3. Профориентационная работа во вспомогательной

школе 217

Глава 16. Профессиональная ориентация детей

с ограниченными возможностями 221

§ 1. Функции специального психолога 221

§ 2. Экономическое просвещение и воспитание 224

§ 3. Хозяйственно-бытовая деятельность 226

§ 4. Внеклассная работа 228


Часть У. Реабилитационная диагностика

и психокоррекция 236

Глава 17. Методологические аспекты психологических

исследований 236

§ 1. Общая психодиагностика 236

§ 2. Психодиагностика в работе школьного психолога 239

§ 3. Медицинское обследование 247

§ 4. Психодиагностика в структуре системного

реабилитационного процесса 249

Глава 18. Психодиагностические методики 256

§ 1. Изучение нейродинамического ресурса 256

§ 2. Анализ активности жизнедеятельности

(субъектные свойства) 272

§ 3. Исследование реабилитационного потенциала

(личностные особенности) 300

Глава 19. Реабилитационная психокоррекция 329

§ 1. Психотерапия 329

§ 2. Трудотерапия 339

§ 3. Основы нейропсихологической реабилитации 342

§ 4. Нейропсихологическая диагностика 353

Приложения 372

Приложение 1. Учебная программа «Основы социальной

реабилитации и профориентации» 372

Приложение 2. Программа по курсу «Психолого-
педагогические технологии социальной и трудовой
реабилитации детей с нарушениями интеллекта»
(выдержки) 380


^ От авторов

«Для научного познания человека, — утверждал Б.Г. Ананьев, — характерна все возрастающая диффе­ренциация, специализация отдельных дисциплин, а так­же тенденция к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комп­лексные системы».

В 2007 г. исполняется 100 лет со дня рождения акаде­мика АПН Бориса Григорьевича Ананьева. Он по праву считается одним из основоположников психологии в России. В своей работе «Человек как предмет познания» он обосновывал системно-интегральный подход к пси­хологической сущности человека. Б.Г. Ананьев стоял у истоков специальной психологии и реабилитологии, чему и посвящена эта книга.

На всех этапах своего развития человеческое обще­ство не оставалось безразличным к тем, кто имел физи­ческие или психические нарушения. Эти лица требовали к себе особого внимания. Если общество не оказывало им адекватной помощи, то они становились тяжелым бременем и источником таких социальных проблем, как бродяжничество, тунеядство, преступность.

Среди взрослого населения России около 8 млн чело­век имеют официальный статус инвалида. Кроме того, насчитывается еще столько же людей с ослабленным здо­ровьем и ограниченной трудоспособностью. Все они нуж­даются в системе медицинских, психологических, педа­гогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более пол­ную компенсацию ограничений жизнедеятельности.


Часть I


^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

Глава 1 Общие вопросы реабилитации

§ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Под реабилитацией понимают весь комплекс меро­приятий, помогающих людям с физическими дефектами и хроническими заболеваниями адаптироваться к требо­ваниям школьного обучения, профессиональной и об­щественной жизни. Реабилитационные мероприятия не­обходимы, когда из-за острого заболевания, травмы, других повреждений на ранних этапах развития ребенка остаются функциональные нарушения. По мере прогрес-сирования хронических заболеваний и их соматических, психических и социальных последствий реабилитация приобретает все более важное значение.

Реабилитационные мероприятия первоначально были применены при состояниях дефекта. Понятие «дефект» применяется в разных значениях, поэтому требуется дать его определение.

Дефектом, согласно определению ВОЗ (1980), называют «обусловленное повреждением ограничение функций и свя­занное с этим нарушение социального функционирования».

Для большинства дефектов характерна триада компо­нентов: повреждение, функциональное ограничение и нарушение социального функционирования. Под ограни­чением функций понимают любое, связанное с повреж­дением ограничение способностей и деятельности, яв­ляющихся для человека нормой, или их отсутствие. Ог­раничение социального функционирования связано с отрицательным воздействием повреждения или функци­онального ограничения на ролевое поведение индивида, по сравнению с нормами, соответствующими его возра­сту, полу и социокультурной принадлежности.

Общая цель реабилитации состоит в том, чтобы совмест­ными усилиями помочь человеку с физическими, психи­ческими или психологическими ограничениями, обуслов­ленными болезнью, врожденной патологией или экзоген­ными повреждениями после лечения острого состояния с помощью комплексных мероприятий медицинского, педа­гогического, профессионального и общесоциального харак­тера, найти свое место в обществе или вернуться к тому образу жизни в повседневной, общественной или профес­сиональной сфере, которого он достоин.

К сожалению, эта цель во многих случаях недостижи­ма. Однако нужно использовать все мероприятия, кото­рые могут служить ее осуществлению. Решающим для ус­пеха реабилитационных мероприятий является время их начала. В настоящее время существует единое мнение, что их надо вводить относительно рано, т.е. начинать не тог­да, когда дефект уже сформировался, а когда уже имеет­ся опасность его формирования.

Перед врачом в связи с реабилитацией психически больных детей и подростков встают следующие вопросы: Имеется ли повреждение или угроза его возникновения? привело ли повреждение к ограничению функций или есть опасность этого? К каким нарушениям социального функционирования привело повреждение или ограниче­ние функций? Требуется ли проведение медицинских, педагогических, профессиональных или социальных ме­роприятий с целью реабилитации?

Реабилитационные мероприятия направлены на дос­тижение следующих целей: развитие сохранных функций путем их активации и тренировки, заместительных фун­кций и способностей, компенсация возникших функци­ональных ограничений.

Различают меры медицинской, педагогической, про­фессиональной и социальной реабилитации.

^ Медицинская реабилитация. При многих заболеваниях и дефектах она находится на первом месте. К ее сфере относятся многие мероприятия — от протезирования до пробных нагрузок и трудотерапии.

^ Учебно-педагогическая реабилитация. Она осуществля­ется при врожденных или приобретенных в детском возрасте дефектах. Многие дети и подростки с рано приоб­ретенными повреждениями ограничены в способности к обучению, концентрации внимания. Учебно-педагогичес­кая реабилитация пытается уменьшить влияние дефекта с помощью соответствующей помощи в учебе и адекват­ного дидактического процесса.

^ Профессиональная реабилитация. Проводится после ус­пешного завершения медицинской и педагогической ре­абилитации. Она начинается с профессионального тре­нинга, пробной профессиональной деятельности и под­готовки, включает профессиональное образование, в зрелом возрасте при необходимости приобретение новой профессии.

^ Социальная реабилитация. Она направлена на личнос­тные, семейные и общественные изменения, возникшие в результате повреждения, и ее целью является социали­зация или возвращение ребенка или подростка, страда­ющего тем или иным дефектом, в социум и максималь­ное включение его в межличностные и общественные отношения.

В отечественных правовых документах общеприняты­ми являются термины «инвалид» и «лицо с ограничен­ными возможностями здоровья».

Инвалид — это человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обуслов­ленные заболеванием, последствиями травм или дефек­тами, приводящими к ограничениям жизнедеятельности и вызывающими необходимость социальной защиты.

В социологическом понимании здоровье — это про­цесс сохранения и развития психических, биологиче­ских, физиологических функций человека, его оптималь­ной трудоспособности и социальной активности при максимальном сохранении продолжительности активной жизнедеятельности. В этом контексте понятия «человек с ограниченными возможностями здоровья», «человек с ог­раниченными возможностями жизнедеятельности» доста­точно корректны для использования в правовой, социо­логической и, возможно, образовательной среде.

^ Ограничение жизнедеятельности — это полная или ча­стичная утрата индивидуумом способности или возможности самообслуживания, самостоятельного передвиже­ния, ориентировки, общения, контроля своего поведе­ния, обучения и трудовой деятельности.


§ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ Классификация инвалидов

Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично пара­лизованные, и др. признаются инвалидами в силу очевид­ных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами также признаются лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но стра­дают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на не­сколько типологических групп.

  1. По возрасту: дети-инвалиды; инвалиды-взрослые.

  1. По происхождению инвалидности: с детства; вой­
    ны; труда; по общему заболеванию.

  2. По причинам возникновения инвалидности: врож­
    денное нарушение развития; несчастный случай, стихий­
    ное, экологическое бедствие; производственная травма;
    профессиональное заболевание; дорожно-транспортное
    происшествие; участие в боевых действиях; болезнь и пр.

Значительную часть инвалидов составляют лица, пе­ренесшие такие тяжелые заболевания, как детский церебральный паралич (ДЦП), органические поражения центральной и периферической нервной системы, пора­жения опорно-двигательного аппарата, нарушения зре­ния, врожденные пороки.

В сфере социальной защиты, социально-трудового права значимой является именно классификация по при­чинам возникновения нарушения. Это связано с особен­ностями предоставления материальной и иной социаль­ной помощи, компенсационных выплат, льгот.

По степени трудоспособности все инвалиды подразде­ляются на три группы: I группы — нетрудоспособные; II — временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах; III — трудоспособные в щадящих условия труда.

^ I группа инвалидности присваивается лицам, имею­щим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано забо­леванием, последствиями травм или дефектов развития. У них могут быть в значительной степени нарушены спо­собность к самообслуживанию, передвижению, ориен­тации в пространстве, общение и контроль за своими действиями.

Ко ^ II группе относят лиц, у которых имеется стойкое, выраженное расстройство функций организма вследствие болезни, травм, дефектов развития. Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания, передвижения, ориен­тации, общения, контроля за своими действиями.

Для взрослых установление II группы инвалидности в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с некоторыми другими ограничениями жизнедеятельности (например, передвижения). Для детей такое сочетание не требуется. III группа инвалидности присваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или дефектов раз­вития имеет место стойкое, но незначительное или уме­ренно выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению способности к обу­чению, трудовой деятельности, самообслуживанию, пе­редвижению, ориентации в окружающем пространстве и общению. Инвалиды II и III групп могут обучаться и тру­диться.

По способности к самостоятельному перемещению ин­валиды бывают: мобильные; маломобильные (способны передвигаться только с помощью колясок или на косты­лях); неподвижные (прикованы к постели и не могут пе­редвигаться без посторонней помощи).

Маломобильные инвалиды могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Для этого оборудуются рабочие места на дому или на предприятии, организует­ся доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, вьщеляется транспорт для доставки инвалида на работу и с работы.

Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умствен­но, анализировать общественно-политические, экономи­ческие, экологические и иные ситуации, писать статьи, создавать художественные произведения, картины, за­ниматься бухгалтерией и другой деятельностью.

Значимой для социальной сферы и для педагогики является классификация по последствиям заболевания, влияющим на дальнейшую жизнь человека — на его по­требность в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профес­сиональной), уходе, обеспечении специальными техни­ческими средствами и др.

Причину инвалидности и степень утраты трудоспособ­ности граждан устанавливает медико-социальная экспер­тиза. Она же определяет виды, объем и сроки реабилита­ции и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.

Особая роль при оказании помощи инвалидам отво­дится их социальной реабилитации. При этом необходи­мо руководствоваться как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых ме­роприятий в конкретных социально-средовых условиях проживания пациента.

Одним из важных направлений деятельности всех орга­низаций и служб, оказывающих помощь инвалидам, яв­ляется создание условий для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднитель­ном экономическом или социальном положении. Это прежде всего предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, орга­низация производства на дому.

В социально-медико-психологическом обеспечении инвалидов должен действовать принцип функциональной локализации (минимум инстанций, максимальное сосре­доточение функций в одном месте).

^ Права инвалидов

Общие права инвалидов сформулированы в Деклара­ции ООН «О правах инвалидов». Основные, фундамен­тальные положения декларации гласят:

  • инвалиды имеют право на уважение их человече­
    ского достоинства;

  • имеют те же гражданские и политические права,
    что и другие лица;

  • имеют право на меры, предназначенные для того,
    чтобы дать возможность приобрести как можно
    большую самостоятельность;

  • имеют право на медицинское, техническое или фун­
    кциональное лечение, включая протезные и ортопе­
    дические аппараты, на восстановление здоровья и по­
    ложения в обществе, на образование, ремесленную
    профессиональную подготовку и восстановление тру­
    доспособности, на помощь, консультации, на услу­
    ги по трудоустройству и другие виды обслуживания;

  • инвалиды должны быть защищены от какой бы то
    ни было эксплуатации.


§ 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

Социализация — это процесс и результат освоения че­ловеком знаний и навыков общественной жизни, обще­принятых стереотипов поведения, ценностных ориента­ции, позволяющий полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.

Важным условием полноценной социализации и соци­альной жизни является освоение навыков социального общения — коммуникации. Это предполагает доступ к раз­личного рода источникам информации, что затруднено из-за наличия коммуникативных ограничений и барьеров; утраты мобильности; недостаточных навыков межличнос­тного взаимодействия и противодействия части социума.

Осознание дефекта развития и связанных с ним огра­ничений зачастую ведет к неадекватной самооценке, ра­нимости психики, маргинализации, ограничению общения с окружающими. Большую роль в усилении и закреп­лении негативных стереотипов социального взаимодей­ствия и общения играет отрицательный опыт общения ребенка, подростка со сверстниками или взрослыми, де­монстрирующими превосходство здоровых людей, подчер­кивающих неполноценность человека (неприятие или жа­лость), исключающих его из жизни общества. Возникает эффект социальной изоляции человека с ограниченными возможностями.

Инвалидность в зрелом возрасте также наносит значи­тельную психологическую травму, так как человек неред­ко вынужден менять среду и образ жизни, круг общения. Усиливается его зависимость от окружающих, нередко необходима смена трудовой деятельности, связанная с материальным и моральным ущербом.

В соответствии со Стандартными правилами обеспе­чения равных возможностей для инвалидов (Генераль­ная Ассамблея ООН, 1993) наиболее перспективным спо­собом является их интеграция в общество через социо­культурное включение и независимый образ жизни. Это предполагает систему педагогических и иных мер, на­правленных на деятельное участие человека с ограни­ченной трудоспособностью в общественном производстве, сфере услуг или интеллектуального труда, а также в веде­нии домашнего хозяйства, самообслуживании, финансо­вых отношениях. Знание социальной жизни и адаптирован-ность к ней, наличие необходимого уровня образования являются важным условием для конкурентоспособности.

Как показывают исследования социологов, значитель­ная часть лиц с ограниченной трудоспособностью не счи­тает собственный труд средством материального обеспе­чения жизни, занимает иждивенческую позицию. Это является результатом социального воспитания (начина­ющегося еще в школе), ориентированного только на сте­реотипы социальной помощи: пенсионное обеспечение, благотворительность, льготы.

Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой другой, должен быть подготовлен не только к про­дуктивной жизни и трудовой деятельности, но и к уме­лому восстановлению частично утраченных жизненных сил и здоровья, т.е. к умению организовать свой отдых, свое свободное время.

Для таких людей существует ряд объективных ограни­чений в участии в различных общедоступных формах об­щественной и досуговой деятельности. Однако это не оз­начает полной их изоляции. Специальные формы досуго­вой деятельности способствуют развитию социальных навыков в рамках своей субкультуры, личностному раз­витию, приучают к активному и целесообразному вре­мяпрепровождению (спорт, танцы, экскурсии, декора­тивно-прикладное искусство и ремесло, клубы по инте­ресам и др.), именно в таких формах продолжается процесс коррекции и компенсации отклонений.

^ Социальная недостаточность и ее компенсация

Социальная помощь — это комплекс гуманитарных ус­луг экономически необеспеченным, социально слабым, психологически уязвимым слоям и группам населения. Она носит, как правило, характер периодических и еди­новременных доплат к пенсиям и пособиям, а также дол­говременных услуг (медицинских, психологических, пра­вовых, педагогических, бытовых и др.) в целях оказания адресной поддержки наименее защищенных слоев насе­ления, ликвидации или нейтрализации критических жиз­ненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными соци­ально-экономическими условиями.

^ Социальная недостаточность — интегративный показа­тель состояния человека, отражающий степень наруше­ния биосоциальных функций вследствие ограниченной жизнедеятельности на образовательном, производствен­ном, жилищно-семейном и социокультурном уровнях.

К биосоциальным функциям относятся:

  • социально-перцептивная — адекватное восприятие
    окружающей действительности и собственного орга­
    низма;

  • интерактивно-коммуникативная — общение с ок­
    ружающими, способность к труду, обучению, к
    организации отдыха и досуга;

— адаптивно-ролевая — изменение поведения в соот­
ветствии с ролевыми ожиданиями других.

Становление адекватных биосоциальных функций ре­ализуется в процессе социализации и социальной адап­тации.

^ Социальная адаптация — основной механизм социа­лизации, реализующийся в процессе активного приспо­собления индивида к условиям социальной среды.

При социально-психологической адаптации происхо­дит формирование социальных качеств общения, пове­дения и деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потреб­ности, интересы и может самоопределиться.

Под социальной адаптацией лиц с ограниченными воз­можностями подразумеваются способы компенсации ог­раничений жизнедеятельности через приспособление, ре­гулирование, гармонизацию взаимодействия индивида со средой.

Социальная адаптация включает:

  • аллопластическую — за счет изменений внешней сре­
    ды, приведения ее в соответствие с возможно­
    стями и потребностями;

  • аутопластическую — изменение личности (умений,
    навыков и пр.) в целях оптимального приспособ­
    ления к внешнему окружению;

  • альтернативно-средовую — помещение индивида в
    среду, оптимально благоприятную для него.

В качестве критериев социально-психологической адап­тивности лиц с ограниченными возможностями можно выделить:

  • уровень интеграции с микросредой;

  • степень включенности в макросоциальную структуру;

  • степень реализации внутриличностного потенциала;

— уровень эмоционально-психического комфорта.

Социальную недостаточность можно разделить на пер­вичную и вторичную: первичная — нарушения биосоци­альных функций, обусловленные индивидуально-лично­стными особенностями; вторичная — социально-средо-вое несоответствие внешнего окружения возможностям и способностям индивида.

В комплексе биосоциальных функций выделяют раз­личные группы навыков, способствующих успешной со­циальной интеграции индивида.

  1. ^ Интроперсональные навыки: чтения, письма, счета,
    нахождения источников информации, восприятия и раз­
    решения проблемных ситуаций, организации своего вре­
    мени и жизни, анализа собственных действий и поведе­
    ния, их регуляции.

  2. ^ Социально-ситуативные навыки в работе, образова­
    нии, досуге, других сферах жизни.

Решая проблемы социально-психологической реаби­литации лиц с ограниченными возможностями, необхо­димо учитывать сложную полифункциональную структу­ру социальных последствий, вызываемых ограничения­ми жизнедеятельности. Для этого целесообразно выделить в структуре социальной недостаточности следующие фун­кциональные уровни.

  1. ^ Образовательная недостаточность — нарушения со­
    циально-адаптивных процессов интеграции индивида в
    общество, обусловленные его ограниченными знания­
    ми, умениями, навыками.

  2. ^ Производственная недостаточность — дезинтеграция
    индивида, обусловленная неадекватной (по потребнос­
    тям, способностям и желаниям) включенностью в про­
    фессионально-трудовую деятельность, что, в свою оче­
    редь, сопровождается неудовлетворительным уровнем
    жизни и эмоционально-психологической дестабилизаци­
    ей, связанной с осознанием собственной невостребован­
    ности и нереализованное™.

  3. ^ Жилищно-семейная недостаточность — микросре-
    довая дезинтеграция, проявляющаяся в неудовлетворен­
    ности жилищно-бытовой организацией и своей ролью в
    семье.

  4. ^ Социокультурная недостаточность — макросоциаль-
    ная дезинтеграция индивида, проявляющаяся в затруднен­
    ной реализации экономических, юридических, полити­
    ческих прав и свобод, интеллектуального и творческого
    потенциала, организации досуговой и рекреационной де­
    ятельности.



§ 4. СТРУКТУРА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Реабилитационный процесс, как правило, состоит из трех этапов.

Первый этап — восстановительное лечение в стацио­наре. В зависимости от характера патологического про­цесса он имеет различную продолжительность (в сред­нем 1—3 мес).

Второй — реадаптация, т.е. приспособление больного к условиям существования на том или ином уровне в соответствии со степенью восстановления и компенса­ции функции. Этот этап лечения лучше начинать в сана­тории, куда больного направляют после окончания ле­чения в больнице.

Третий — возвращение к обычной деятельности (учеб­ной, трудовой).

Таким образом, в начале происходит медицинская ре­абилитация больного: используются все возможности со­временной медицины для восстановления до удовлетво­рительного уровня нарушенных функций, стимулируют­ся восстановительные и компенсаторные процессы, формируются и развиваются возможности приспособле­ния больного к новым условиям существования, ему ока­зывается медицинская помощь в восстановлении или раз­витии профессиональных навыков с учетом специфики нарушений.

В медицинскую реабилитацию входят медикаментоз­ное лечение и фитотерапия, физиотерапия (ЛФК, мас­саж), трудотерапия, арттерапия, восстановительное опе­ративное вмешательство, протезирование и ортезирова-ние, физическая реабилитация протезированных лиц и санаторно-курортное лечение.

Проведение медицинской реабилитации в детских воз­растных группах невозможно без одновременного при­менения педагогических методов воздействия.

Реабилитационные мероприятия начинаются с пер­вых дней заболевания и проводятся непрерывно при этап­ном построении программы. Они должны быть комплекс­ными, разносторонними, но однонаправленными. Уменьшение числа лиц с ограниченными возможно­стями жизнедеятельности может достигаться средствами медицины:

  • через совершенствование профилактики;

  • своевременное раннее выявление и раннюю диаг­
    ностику отклонений в развитии;

  • совершенствование абилитационных и реабилита­
    ционных мероприятий;

  • повышение качества медицинского сопровождения
    коррекционно-образовательного процесса.

При этом важное значение имеет медико-социально-пе­дагогический (МСП) патронаж. Он предполагает широкий спектр долгосрочных мер реабилитационной помощи, ори­ентированных на семью ребенка с отклонениями в разви­тии и осуществляемых в процессе согласованной («коман­дной») работы специалистов разного профиля. МСП-пат-ронаж представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образова­тельного маршрута, проектирования индивидуальных ре­абилитационных программ, первичной помощи в реали­зации планов.

Комплексный МСП-патронаж осуществляется психо­лого-педагогическими, медико-социальными учреждени­ями и службами, создаваемыми как в структурах государ­ственной системы образования и социальной защиты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений него­сударственного сектора: общественных объединений, ас­социаций, благотворительных фондов.

Базовой основой МСП-патронажа являются психолого-медико-педагогические комиссии (консультации), психолого-медико-социальные центры, диагностические и реабилита­ционные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения. Они координируют свою деятельность с научно-методическими учреждениями и другими образо­вательными структурами, а также с учреждениями систем здравоохранения и социальной защиты населения.

Система МСП-патронажа реализует собственную де­ятельность по следующим направлениям:

— помощь в выборе индивидуального образователь­ного маршрута с привлечением возможностей всех действующих образовательных структур как госу­дарственной, так и негосударственной систем об­разования;

— разработка и реализация коррекционно-развиваю-
щих программ в работе с лицами, находящимися
за рамками образовательного пространства;

: — реализация специальных программ для обучения родителей и членов семьи для включения их в кор-рекционно-педагогический процесс;

  • обеспечение целостного мультидисциплинарного
    подхода к обучению и социализации лиц с ограни­
    ченными возможностями на основе взаимосвязи
    между отдельными аспектами помощи (медицин­
    ским, психологическим, социально-бытовым, пе­
    дагогическим);

  • содействие развитию образовательных систем в рам­
    ках совместных проектов, направленных на созда­
    ние вариативных инновационных форм обучения и
    социализации инвалидов;

— реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования;

я — поддержка инициатив, направленных на совершен­ствование правовых гарантий для свободного разви­тия инвалида в соответствии с его возможностями;

— привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области ме­
дико-социальной реабилитации, содействующих по­
вышению статуса человека с ограниченными воз­
можностями в структуре современного общества.

Право на профессиональную реабилитацию лиц с ог­раниченной трудоспособностью закреплено в Конститу­ции Российской Федерации, а также в Федеральном за­коне «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятом 24 ноября 1995 г. Этим законом определена деятельность Государственной службы меди­ко-социальной экспертизы и Государственной службы реабилитации инвалидов.

В соответствии со статьями 10 и 11 Закона предусмот­рены федеральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации лиц с ограни­ченной трудоспособностью (инвалидов). Содержание фе­деральной базовой программы реабилитации и порядок ее выполнения определяются Правительством Россий­ской Федерации.

^ Индивидуальная программа реабилитации — это комп­лекс мер (медицинских, психологических, педагогиче­ских, социальных), направленных на восстановление, ком­пенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление (или формирование) способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе профессионально-трудовой. В рамках индивидуаль­ной программы реабилитации проводится профессиональ­ная ориентация человека с учетом его возможностей.

Индивидуальная программа реабилитации для каждо­го человека с ограниченной трудоспособностью имеет рекомендательный характер, не являясь обязательной. Другими словами, человек может отказаться как от всей программы, так и от ее отдельных частей.

Такие программы разрабатываются специалистами Го­сударственной службы медико-социальной экспертизы после всестороннего обследования человека с ограничен­ной трудоспособностью. В составлении программы жела­тельно участие медиков, психологов, педагогов, соци­альных работников, представителей службы занятости.

Предварительно учреждение медико-социальной экс­пертизы, проведя обследование, определяет группу ин­валидности, в соответствии с которой строится индиви­дуальная реабилитационная программа.

Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничение трудоспособности, профориентационная и профконсультационная работа начинается еще в период обучения в школе. В зависимо­сти от характера и степени тяжести нарушения содержа­ние и методы профориентационной работы различны для разных категорий молодежи с ограниченными возмож­ностями. В то же время есть общие закономерности в орга­низации и проведении такой работы.

Способность человека с ограниченной трудоспособ­ностью к определенной деятельности зависит от внутренних и внешних факторов, выявить и изучить кото­рые должны специалисты. Подростку или взрослому с ограниченными возможностями нередко трудно выбрать самостоятельно интересующую его сферу деятельности, поэтому на помощь должны прийти педагоги и психо­логи.

Прежде всего, важным является установление харак­тера и степени выраженности нарушений различных си­стем организма, интеллектуальных и психофизиологи­ческих особенностей и возможностей взрослого или под­ростка для того, чтобы определить доступные для него виды труда, выявить его личные интересы и склонности.

Важно получить сведения:

  • о состоянии умственной и физической трудоспо­
    собности;

  • состоянии эмоционально-волевой, сенсомоторной,
    интеллектуальной сферы;

  • развитии речи и коммуникативных навыков;

  • характере изменений психологического и социаль­
    но-психологического статуса человека, связанных
    с заболеванием, травмой или нарушением разви­
    тия.


  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Е. А. Морозова канд психол наук, доцент icon Учебно- методическое пособие утверждено на цикловой методической комиссии стоматологического факультета
В. Ф. Михальченко, доктор мед наук, доцент Э. С. Темкин, канд мед наук, ассистент Н. М. Морозова,...
Е. А. Морозова канд психол наук, доцент icon Кафедра стоматологии детского возраста
Авторы: д-р мед наук, профессор Т. Н. Терехова, канд мед наук, доцент А. Н. Кушнер, канд мед наук,...
Е. А. Морозова канд психол наук, доцент icon Научный редактор: канд психол наук, доц

Е. А. Морозова канд психол наук, доцент icon Перевод с английского канд мед наук Н. Н. Алипова, канд биол наук Н. Ю. Алексеенко, д-ра биол наук

Е. А. Морозова канд психол наук, доцент icon Общеобразовательная программа дошкольного образования Авторский коллектив
Н., канд пед наук, Дякина А. А., доктор филол наук, Евтушенко И. Н., канд пед наук, Каменская В....
Е. А. Морозова канд психол наук, доцент icon А. Я. Варга канд психол наук, с н. с. Нцпз рамн, заведующая специализацией системной семейной психотерапии

Е. А. Морозова канд психол наук, доцент icon Методические рекомендации Минск 2004 удк
Р е ц е н з е н ты, доцент кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии, : канд мед наук Н. Ф....
Е. А. Морозова канд психол наук, доцент icon Стоматология
Авторы – зав кафедрой хирургии мф пгу, док мед наук, профессор А. Н. Митрошин и доцент кафедры, канд...
Е. А. Морозова канд психол наук, доцент icon Боровикова Наталия Васильевна. Условия и факторы продуктивного развития я-концепции беременной женщины

Е. А. Морозова канд психол наук, доцент icon Удк 373. 2 Современные логопедические технологии постановки различных групп звуков студент 5 курса,

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы