Общая характеристика психических процессов и их физиологическая основа icon

Общая характеристика психических процессов и их физиологическая основа





Скачать 312.9 Kb.
Название Общая характеристика психических процессов и их физиологическая основа
Дата 31.03.2013
Размер 312.9 Kb.
Тип Документы
П С И Х И А Т Р И Я

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ИХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Методологической основой советской психологии и психи­атрии, как и всякой другой науки, является марксистско-ле-нинекая философия. Исходя из основных положений диалек­тического материализма, следует считать, что психика пред­ставляет собой свойство мозга: «Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной мате­рии»'. Следовательно, материальным органом психики явля­ется головной мозг.

В противоположность этой материалистической точке зре­ния буржуазные философы-идеалисты считают, что существу­ет особая душа. По их мнению, она самостоятельна и не зави­сит ни от окружающей среды, ни от организма человека, но управляет его мыслями, чувствами и волей.

Идеалистическое толкование сущности психики является в корне неправильным, оно противоречит опыту и всем накоп­ленным знаниям человечества. Для того чтобы правильно понять сущность нарушений психической деятельности, необ­ходимо хотя бы кратко ознакомиться с основными психически­ми процессами в их нормальном проявлении.

Все психические процессы условно могут быть подразде­лены на три основные группы, хотя все они неразрывно связа­ны между собой и представляют различные стороны единой психической деятельности человека: 1) интеллектуальные процессы, обусловливающие познавательную деятельность че­ловека; 2) эмоциональные процессы, благодаря которым про­является отношение человека к окружающим его явлениям;

' В. И. Л е н и н. Сочинения. Изд. 4-е. Т. 14. М., 1954. стр. 43. 7 Нервные и психические болезни 97

3) волевые процессы, которыми обусловливается деятельность человека.

Познавательная деятельность начинается с ощущения, в результате которого отражаются в головном мозгу отдель­ные свойства окружающих явлений и предметов. Человек ощущает звуки, цвета, запахи и т. п. Ощущения воспринима­ются органами чувств: органом слуха, зрения, обоняния и т. д.

Следующим этапом познавательной деятельности человека является восприятие, которое отражает не только отдель­ные стороны (качества) предметов и явлений, но и совокуп­ность их различных качеств, т. е. целостные образы этих пред­метов. Например, восприятие дерева складываегся из сово­купности ощущений размера, цвета, формы. Следы восприятии закрепляются, сохраняются в мозгу. Такие следы ранее воспринятых предметов и явлений называются пред­ставлениями. Представление—мысленный образ того или иного предмета или явления. Чем больше у человека жиз­ненный опыт, тем больше у него представлений. Способность же человека сохранять следы прошлых восприятии, ощущений и воспроизводить их в виде представлений (образов, предме­тов), понятий называется памятью.

Вы сшей формой познавательной деятель­ности человека является мышление. Процессы мышления дают возможность обобщать, анализировать, срав­нивать, сопоставлять то, что отражается в восприятиях и пред­ставлениях. В результате мышления создаются понятия, суж­дения, умозаключения. Мышление находится в неразрывной связи с речью.

Приведем пример. Человек смотрит на картину. Он прежде всего ощущает различные цвета и форму (красное, зеленое, белое, круглое, овальное и т. д), которые складываются в оп­ределенные предметы и образы. Сопоставляя полученные восприятия—шеренги людей, одетых в спортивную форму, флаги, оркестр, пользуясь запасом представлений из прежне­го опыта, человек в результате всего этого делает умозаклю­чение, что на картине изображен парад физкультурни­ков. Сделать умозаключение можно лишь при наличии мышления.

Итак, мышление—это обобщение и наиболее полное и точное отражение действительности.

Следующей стороной единого психического процесса яв­ляются эмоции (чувства), в которых выражается различ­ное отношение человека к окружающим его явлениям дейст­вительности. Так, рассматривая картину, человек испытывает те или иные чувства, т. е. проявляет свое отношение к воспри­нимаемому. Эти чувства могут выражаться удовольствием,

.радостью. Плохо нарисованная картина может вызвать чувст­во досады и неудовольствия.

Однако человек не просто воспринимает окружающую действительность с тем или иным чувственным отношением к ней. Он проявляет стремления, желания, вносит те или иные изменения в окружающую его среду, что выражается в по­ступках, действиях. Все эти проявления носят название во-левых процессе в. К волевым процессам относится и ак­тивное внимание. Таким образом, можно сказать, что сама познавательная деятельность невозможна без волевых про­цессов.

Каким же образом осуществляются все эти сложнейшие психические процессы? Что лежит в их основе? Эти вопросы на протяжении длительного времени занимали умы филосо­фов и естествоиспытателей.

Выдающиеся русские революционные демократы XIX сто­летия В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский ма­териалистически подошли к решению вопроса о сущности пси­хики, рассматривая ее как продукт деятельности мозга. Естественнонаучное подтверждение эти высказывания нашли в замечательных физиологических исследованиях И. М. Сече­нова и И. П. Павлова. Без знания основных положений мате­риалистического учения И. М. Сеченова и И. П. Павлова не­возможно правильное понимание и изучение психических про­цессов.

Беспрерывно множество различных раздражении поступа­ет через рецепторы в мозг человека. К ним относятся разно­образные звуки, оттенки красок, тепловые или холодовые раздражители, импульсы из внутренних органов. Все они вос­принимаются, как говорил И. П. Павлов, первой сигналь­ной системой. Любой из этих раздражителей может при |\ определенных условиях приобрести сигнальное значение и Ц вызвать тот или иной условный рефлекс. Таким образом, И. П. Павлов, рассматривал условнорефлекторную деятель­ность как сигнальную деятельность. Первая сигнальная систе­ма присуща и животным, и человеку. Но у животных сигнала­ми первой системы ограничивается все восприятие окружаю­щей среды и определяется поведение на протяжении всей >жизни.

У человека на основе первой сигнальной системы, действи­тельности, в неразрывной связи с ней «появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, Б сигналы этих первичных сигналов—в виде слов, произноси­мых, слышимых и видимых»'. С деятельностью второй.

' И. П. Павлов. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е. Т. III, кн. 2.. ;М.—Л., 1951, стр. 345.



сигнальной системы И. П. Павлов связывал способ­ность человека к общению с другими людьми при помощи речи, письма, а также способность к мышлению.

Основные нервные процессы—возбуждение и торможе­ние — могут иметь различную силу, подвижность и уравнове­шенность. На основании особенностей этих качеств нервных процессов И. П. Павлов выделил основные четыре типа высшей нервной деятельности. Эти типы нервной системы И. П. Павлов сопоставлял с четырьмя темперамен-

и. торможения сангвиник



--sss-

Рис. 38. Схема типов высшей нервной деятельности.

тами, охарактеризованными еще Гиппократом: холерики, флегматики, сангвиники и меланхолики. И. П. Павлов выде­лил три сильных и один слабыч тип нервной системы:

1) сильный тип с преобладанием процессов возбуждения (хо­лерики) ; 2) сильный тип с преобладанием процессов торможе­ния (флегматики); 3) сильный тип с уравновешенными про­цессами возбуждения и торможения (сангвиники); 4) слабый тип со слабыми процессами возбуждения и торможения (ме­ланхолики). Схема типов высшей нервной деятельности при­ведена на рис. 38.

В связи с наличием у человека второй сигнальной системы И. П. Павлов выделил три основных типа высшей нервной деятельности, присущих только человеку, положив в основу соотношение между первой и второй сигнальной системой:

1) художественный тип с преобладанием первой сигнальной системы; 2) мыслительный тип с преобладанием второй сиг­нальной системы; 3) средний тип с уравновешенностью первой и второй сигнальных систем. Люди художественного типа

100

ярко, образно воспринимают действительность. Они уверенно себя чувствуют в окружающей обстановке. Люди мыслитель­ного типа нередко бывают склонны к рассуждениям, сомнени­ям, они нерешительны.

Как было сказано выше, в основе нервной деятельности лежат процессы возбуждения и торможения. Эти процессы постоянно сменяют друг друга. Обычно смена одного процес­са другим происходит быстро. В случаях патологии возбужде­ние или торможение очень долго не сменяется одно другим. Тогда говорят о появлении застойного (инертного) очага воз­буждения или торможения.

Переход от возбуждения к торможению может происхо­дить через определенные промежуточные состояния нервной клетки, которые называются фазовыми состояниями (гипнотическими фазами). Обычно нервные клетки в ответ на сильный раздражитель дают большую ответную ре­акцию, чем на. слабый; при наличии же фазовых состояний реакция нервных клеток меняется. В зависимости от того, как реагируют нервные клетки на те или иные раздражители» выделяют различные фазы. Уравнительная фаза харак­теризуется тем, что в ответ на сильный и слабый раздражите­ли получается одинаковая по силе реакция. Парадоксаль­ная фаза—йа слабые раздражители возникает большая по силе реакция, чем на сильные. Ультрапарадоксаль­ная фаза — ответной реакции не наступает ни на сильные, «и на слабые положительные раздражители, она возникает в ответ на тормозной раздражитель, т. е. на такой, который до возникновения этой фазы вызывал в клетках торможение. Например, у собаки вырабатывают диффереяцировку. Сто ударов метронома в минуту подкрепляют пищей, во время 150 ударов пищи не дают. Через определенное число сочетаний у собаки вырабатывается условный рефлекс. При включении метронома с частотой 100 ударов у нее начинает выделяться слюна и до дачи пищи. При включении метронома с частотой 150 ударов у собаки слюна не выделяется. Но вот в определен­ных корковых клетках развивается торможение. В этом слу­чае звук метронома частотой 150 ударов в минуту, являвший-Ц.ся тормозным раздражителем, при наличии ультрапарадок-', сальной фазы будет вызывать выделение слюны, а на ^раздражитель 100 ударов метронома выделение слюны не ,; произойдет. Наркотическая фаза — постепенное зату-j хание условных рефлексов вначале на слабые, затем на сред-I ние, и, наконец, на сильные условные раздражители. |; Если развивается полное торможение, клетки перестают (•реагировать на любые раздражители.

i; Гипнотические фазы у здоровых людей можно наблюдать |в момент засыпания, просыпания или неглубокого сна. При

101

некоторых психических заболеваниях это частичное торможе­ние может длительно сохраняться и в период бодрствования.

И. П. Павлов различал три вида торможения: внешнее, внутреннее, и охранительное (запредельное). Примером внешнего торможения может служить следующее яв­ление. Если в коре головного мозга возникают два очага воз­буждения, то более слабый из них в силу закона отрицатель­ной индукции затормаживается.

Внутреннее торможение присуще только коре го­ловного мозга. Оно образуется так же, как и условные, вре­менные связи, и лежит в основе тормозных условных рефлек­сов. И. П. Павлов выделил несколько видов внутреннего торможения: угасательное, условное, запаздывающее и диф-ференцировочное. Внутреннее торможение имеет весьма су­щественное значение в поведении человека. Ослабление его приводит к ряду нарушений. В основе сна лежит процесс внут­реннего торможения, распространяющийся по всей коре го­ловного мозга.

Охранительное торможение. Величина ответной реакции нервной клетки зависит от силы раздражителя, но она не возрастает беспредельно. Этот предел зависит от вы­носливости нервной клетки. Может наступить такой момент, когда она перестанет справляться с предъявляемой к ней нагрузкой. В этих случаях в ответ на последующие раздра­жения в ней разовьется запредельное (охранительное) тормо­жение. Оно потому называется охранительным, что предохра­няет клетку от разрушения.

Нервные клетки восстанавливают свои энергетические за­пасы только тогда, когда они находятся в состоянии торможе­ния. На основании этого положения И. П. Павловым было теоретически обосновано значение лечебного сна.

^ СИМПТОМЫ ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ РАССТРОЙСТВО ВОСПРИЯТИИ

Расстройства восприятия у психически больных людей вы­ражаются в форме иллюзий и галлюцинаций.

Иллюзии

Иллюзии — это искаженные восприятия реально суще­ствующих предметов. Иллюзии подразделяются по органам чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и вкусовые. Примерами зрительных иллюзий могут служить следующие явления: висящий в комнате халат принимается за человека, куст в лесу—за какого-то зверя. К слуховым иллю-

102

зиям относится, например, такое явление, когда шум падаю­щих капель воспринимается как отдельные слова или фразы.

Иллюзии нередко наблюдаются и у психически здоровых людей, особенно в тех случаях, когда восприятие окружающе­го бывает неотчетливым (полумрак, шумное помещение) или человек находится в состоянии эмоционального напряжения (ожидание, страх, особенно то и другое одновременно).

Иллюзии (главным образом зрительные и слуховые) не­редко возникают у больных инфекционными болезнями, при отравлении ядовитыми веществами, а также в состоянии тя­желого истощения.

Выделяют еще так называемые физические иллюзии. На­пример, ложка, опущенная в стакан с водой, кажется надлом­ленной. Это явление объясняется тем, что лучи света имеют неодинаковый угол преломления при прохождении в различ­ных средах (вода и воздух).

Патофизиология иллюзий. Установлено, что ил­люзии возникают в тех случаях, когда к ощущениям присое­диняются несоответствующие представления. Так, например, если к ощущению от висящего халата присоединится представ­ление не о халате, а о человеке, то халат будет воспринят как человек. Способствовало этому то, что в данный момент в си­лу каких-то обстоятельств имелось яркое представление о че­ловеке.

Галлюцинации

Галлюцинациями называются мнимые восприятия или восприятия без объекта.

Если при иллюзиях действительно существующие предме­ты воспринимаются искаженно, то при галлюцинациях чело­век что-то видит, .слышит, хотя реальный, точнее адекватный, раздражитель отсутствует.

Сновидения у здоровых людей сходны с галлюцинаторны­ми переживаниями. В период бодрствования у здорового че­ловека галлюцинации встречаются крайне редко.

Галлюцинации, как и иллюзии, подразделяются по орга­нам чувств. Чаще наблюдаются зрительные, слуховые и обо­нятельные галлюцинации. В зависимости от характера заболе­вания преобладают то одни, то другие галлюцинации.

Так, например, зрительные галлюцинации (рис. 39) чаще встречаются при острых интоксикаци­онных психозах (например, белая горячка), инфекционных заболеваниях. Больной может видеть людей, животных, раз­личных чудовищ. Галлюцинаторные образы бывают непод­вижные, но могут находиться и в движении, яркие и блеклые. Бывает и так, что больной сам принимает активное участие в

103

тех сценах, которые разыгрываются в его галлюцинациях (от кого-то спасается, что-то ловит).



Слуховые галлюцинации особенно часто встреча­ются при шизофрении и алкогольном галлюцинозе (рис. 40). Больной слышит какие-то звуки или человеческие голоса. Голоса могут быть знакомые и незнакомые: у отдельных боль­ных они слышатся с разных сто­рон и на различном расстоянии. Содержание слуховых галлюци­наций может быть различно: то больной мирно ведет беседы с го­лосами, то они его осуждают или отдают ему приказания, на­пример: «Не ешь!», «Не отвечай на вопросы!». Часто больным слышатся так называемые от­клики, когда им кажется, что их кто-то зовет по имени.

Обонятельные галлю­цинации, как и слуховые, ча­ще встречаются при шизофрении. Больные ощущают запахи, как правило, неприятного характера:

пахнет тухлым, гнилью, какими-то ядовитыми газами.

Рис. 39. Устремленный взгляд больного со зрительными гал­люцинациями.

Больные зажимают нос, за­тыкают ноздри ватой (рис. 41). Поведение больного в момент переживания галлюцинаций в значительной степени зависит от того, как больной к ним от­носится. Отношение больного к галлюцинациям может быть

критическим и некритическим. О критическом отно­шении говорят в тех случаях, когда больной оценивает галлюцинации как болезненное проявление. Иногда такие больные продолжают работать и тщательно скрывают от окружающих наличие у них галлюцинаций. О некритическом отношении говорят тогда, когда галлюцинаторные голоса или образы принимаются за реально существующие. В подоб­ных случаях поведение больного нередко определяется содер­жанием галлюцинаций. Так, например, одной больной голоса приказали вылить на себя кипяток, и она это выполнила, по­лучив тяжелые ожоги ног. Другому больному, когда он ехал в поезде, голоса приказывали разорвать железнодорожный билет. Больной трижды выполнил это требование, на первой же станции покупая новый билет. Когда он приехал и вышел

104

из вагона, голоса приказали ему отдать чемодан одному ий прохожих, что он и попытался сделать.

Все описанные выше галлюцинации называются истинны­ми. Если же галлюцинаторные голоса или образы не проеци­руются во вне, а локализуются где-то в пределах головы, ког­да больному кажется, что воспринимает он их не посредством органов чувств, а «умственно», говорят о ложных галлюцина-






Рис. 40. Больная со слуховы­ми галлюцинациями.

Рис. 41. Больной с обонятель­ными галлюцинациями.

циях, или псевдогаллюцинациях. Например, больной периодически слышал в голове голос, который говорил «черт», и одновременно с этим видел в голове это же слово, написан­ное серыми буквами. Больные в таких случаях нередко гово­рят, что они слышат «внутренним ухом» (их «намысливают»), видят «внутренним оком», им «делают видения».

Часто встречаются так называемые телесные галлюцина­ции, которые выражаются в том, что появляются различного рода неприятные ощущения в теле: ощущение прохождения электрического тока, лопания «пузырьков в кишечнике», осо­бого давления. Этого рода галлюцинации особенно часто бы­вают при шизофрении и энцефалите.

Патофизиология галлюцинаций. Вопросами о механизмах возникновения галлюцинаций ученые занимаются давно. Многое в этом отношении было сделано русским пси­хиатром XIX столетия В. X. Кандинским.

105

Имеется несколько теорий галлюцинаций. Мы остановимся на двух из йих. Согласно первой теории, галлюцинации возни­кают вследствие появления патологических очагов инертного возбуждения в центральном (корковом) конце того или иного анализатора. Например, при зрительных галлюцинациях та­кой очаг возбуждения находится в затылочной доле головного мозга.

Исследования Е. А. Попова и его сотрудников показали, что в основе галлюцинаций может лежать 'не процесс возбуж­дения, а процесс частичного торможения в коре головного мозга. Иными словами, согласно этой концепции, галлюци­нации возникают в период, когда в коре головного мозга име­ются переходные (гипнотические) фазы (см. стр. 101).

Связь возникновения галлюцинаций с неполным торможе­нием коры доказывается и воздействием некоторых фармако­логических средств. Так, например, если больному давать ко­феин, который усиливает процессы возбуждения, то галлюци­нации ослабевают. Если же давать бром, который усиливает процессы торможения, то галлюцинации могут усиливаться. В пользу тормозной теории галлюцинаций говорят и факты усиления их в условиях, способствующих развитию торможе­ния (вечерние часы, тишина).

^ РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ

Память—это способность сохранять и воспроизводить прошлый жизненный опыт. Обычно принято считать, что па­мять складывается из способности воспринимать, удерживать то, что воспринято, и воспроизводить его. В практике чаще всего приходится иметь дело с нарушениями способности вос­произведения.

От всего, что воспринимается человеком, в головном мозгу остается больший или меньший след. У взрослого человека в головном мозгу имеется бесконечное множество следов прош­лых восприятии. Но не все следы могут быть воспроизведены. Некоторые события вспоминаются легко, другие — с большим трудом, а третьи совершенно не удается вспомнить. От чего это зависит?

Рядом исследователей установлено, что в основе памяти лежат ассоциации, т. е. условные связи. Прочность этих ассо­циаций зависит от давности и силы восприятия, частоты пов­торений, эмоционального отношения к тому, что воспринима­лось, от числа представлений, имеющихся уже в мозгу или возникших в момент восприятия, с которыми данное восприя­тие свяжется (ассоциативная связь). Следовательно, если восприятие можно связать с прошлым жизненным опытом, его легче вспомнить, чем то, которое не имеет такой связи.

106

Нарушения памяти делятся на расстройства запоминания и воспоминания. Нарушения запоминания проявляются в том, что человек утрачивает способность усваивать новый матери­ал. В подобных случаях он может одну и ту же страницу чи­тать много раз и в то же время не в состоянии пересказать ее содержание.

Бывает даже так, что при повторных чтениях каждый раз текст одной и той же страницы воспринимается как нечто новое. Подобные состояния чаще наблюдаются при корсаков-ском психозе и других заболеваниях (старческий психоз, арте­риосклероз, инфекционные заболевания, травмы).

К нарушению воспоминания относится гипомнезия— - общий упадок памяти. Это такое состояние, при котором че­ловек с большим трудом вспоминает то, что когда-то хорошо знал, или некоторые события не может вспомнить вовсе.

Так, больной, по специальности инженер, назвал только два произведения А. С. Пушкина («Евгений Онегин» и «Цы­гане») ; больше оя вспомнить не мог. На вопрос о том, сколько у него внуков, ответил, что четыре, но по имени смог назвать только двух, хотя в прошлом с ними жил в одной квартире на протяжении нескольких лет.

Амнезии. Об амнезии говорят в тех случаях, когда из памяти выпадают воспоминания событий на тот или иной от­резок времени. В зависимости от того, на какой период приходится он, различают ретроградную амнезию, когда из памати выпадает какой-то отрезок времени до забо­левания, и антероградную, когда из памяти выпадает отрезок времени после начала заболевания; больной не в со­стоянии запомнить текущих событий. Например, расстройство памяти по типу ретроградной амнезии отмечается при со­трясении мозга. По возвращении к больным сознания, они не могут вспомнить, чем занимались в этот день, при каких обстоятельствах с ними произошел несчастный случай.

Иногда нарушения памяти могут сопровождаться появле­нием ложных воспоминаний. Больные переносят собы­тия прошлого в настоящее. Например, больная, в прошлом преподавательница гимназии, на вопрос о том, что она дела­ла несколько часов назад (1947), ответила: «Я имела беседу с начальницей гимназии и занималась с учениками».

Больные, страдающие расстройствами памяти, иногда рассказывают, что некоторое время назад они занимались тем, чего в действительности никогда не было. В этих случаях говорят о к он фа б у.л я ц и ях. Так, например, больной, кото­рый около 3 месяцев находился в больнице, уверял, что 2 дня назад вернулся из заграничного путешествия. Подобные на­рушения памяти чаще бывают при органических'поражениях

107

головного мозга (атеросклероз, прогрессивный паралич, си­филис головного мозга).

Патофизиология расстройств памяти. Расст­ройства памяти могут обусловливаться торможением ранее образовавшихся условных связей. Так, в некоторых случаях при улучшении психического здоровья больные вспоминают факты, о которых они не могли рассказать во время болезни. При органических заболеваниях память нарушается вследст­вие гибели нервных клеток головного мозга.

^ РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ

Расстройства мышления, с которыми приходится встре­чаться в психиатрической клинике, весьма разнообразны. Они могут проявляться в так называемом ускорении мышле­ния. При этом мысли становятся настолько ускоренными, что больные «е успевают их выразить словами. Таких больных бывает трудно понять, так как они при беседе пропускают отдельные слова, а иногда и фразы.

Подобное состояние наблюдается чаще в маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза. При этом же забо­левании, но в депрессивной фазе, наблюдается замедление мышления. В этих случаях в сознании больных надолго задерживается какое-либо одно представление. Отвечают та­кие больные односложными фразами, медленно, с большими паузами между словами.

Ускорение и замедление мышления связаны с большей или меньшей легкостью возникновения представлений, которые в свою очередь находятся в тесной связи с ассоциативной дея­тельностью головного мозга.

О вязкости мышления говорят в тех случаях, когда у больных наблюдается патологическая обстоятельность. Ес­ли больного просят рассказать о чем-либо, он подолгу застре­вает на второстепенных деталях, с большой задержкой под­ходит к главному, существенному. Высказывания таких больных обычно очень трудно слушать. Патологическая об­стоятельность нередко наблюдается при эпилепсии и может быть связана с инертностью (малоподвижностью) нервных процессов (возбуждения и торможения), характерной для этою заболевания.

Резонерство—это наклонность к 'ненужным рассуж-дениям, к пустому мудрствованию. Предметом их обычно являются какие-либо факты, не заслуживающие внимания.

Разорванность мышления проявляется в том, что отдельные слова или обрывки фраз, правильно построенные грамматически, не связаны между собой. Понять высказыва­ния таких больных иногда совершенно невозможно. Так,

108

например, больной на вопрос о самочувствии отвечает: «Ни­чего, капустная склока, причем тут Виноградов, а вы мамке сказали».

Резонерство и разорванность мышления чаще встречают­ся при шизофрении.

Навязчивые состоянии

Под этим названием объединяются разнообразные болез­ненные состояния, которые могут проявляться в форме навяз­чивых воспоминаний, страхов, сомнений, желаний, действий.

В отличие от бреда (см. раздел «Бред») при навязчивых состояниях у больных почти всегда имеется критическое от­ношение к ним. Обычно они сознают нелепость этих мыслей, движений, страхов, борются с ними, но преодолеть их не могут.

Явления навязчивости встречаются и у психически здоро­вых людей. Многим известно, как назойливо может вспоми­наться мотив какой-нибудь песни, который хотелось бы уже забыть. У здоровых явления навязчивости обычно не продол­жаются больше нескольких часов или суток, у больных же они могут быть месяцы и годы.

Навязчивые состояния чаще всего встречаются при таких заболеваниях, как невроз навязчивых состояний и психа­стения.

Навязчивые страхи (фобии). У одних больных эта навязчивость выражается в форме страха заболеть каким-ли­бо инфекционным заболеванием, у других—в форме страха закрытых помещений или страха переходить улицу. Напри­мер, больной в течение многих лет испытывает страх заболеть бешенством. У него постоянно появляются мысли, от которых он не может освободиться, что его на улице незаметно укусит бешеная собака или крыса. Он хорошо понимает, что этого не может быть, тем не менее навязчивый страх его не покидает. От сослуживцев свои переживания больной тщательно скры­вает.

Навязчивые сомнения. Больных постоянно мучают сомнения. Например, возвращаясь с работы, больной сомне­вается, положил ли он документы, куда следовало, иногда возвращается по нескольку раз, проверяет; уходя из дома, сомневается, закрыты ли двери, выключен ли свет.

Навязчивые желания. По своему содержанию они могут быть самыми различными. У больных появляется навяз­чивое желание выпрыгнуть из окна многоэтажного дома, до­тронуться рукой до быстро проходящей автомашины. Одна больная испытывала желание выбросить в окно своего ребен­ка. Эта мысль пугала ее, она уходила подальше от окна, проси-

109

ла его забить. Другая больная 60 лет, будучи религиозной, при приближении к церкви испытывала навязчивое желание про­износить богохульные слова.* Это ее необычайно тяготило, но избавиться от этого она не могла.

Навязчивые действия. При этом состоянии у боль­ных появляются навязчивые действия: считать окна домов, телеграфные столбы, складывать цифры номеров проезжаю­щих машин. Иногда они выражаются в частом кашле, заж-муривании глаз, мытье рук.

Патофизиология навязчивых состояний. В основе этих состояний, так же как и в основе бреда, лежит инертный (застойный) очаг возбуждения или ультрапарадок­сальная фаза.

При навязчивых состояниях в отличие от бреда инертный очаг бывает более слабым, следовательно, и индукционное торможение вокруг этого очага менее выраженным. Если больной начинает заниматься работой, которая его увлекает, то явления навязчивости могут ослабевать. По-видимому, в таких случаях в коре возникают новые очаги возбуждения, вокруг которых распространяется торможение, и инертный (застойный) очаг слабеет. Лицам с навязчивыми состояниями не рекомендуется бросать работу.

При навязчивых состояниях остальные отделы коры функ­ционируют нормально, поэтому у больного имеется к навяз­чивым желаниям критическое отношение и он их никогда не осуществляет, особенно если это связано с правонарушением.

Бред

Бред—это умозаключение, не соответствующее действи­тельности, возникшее на болезненной основе, не поддающееся критике и коррекции. Заблуждаться может каждый психиче­ски здоровый человек, но его можно разубедить. Если же у человека возник бред, то сколько бы его ни пытались разуве­рить в том, что он не прав, какие бы доводы ни приводили, достигнуть этого не удается.

Бред является несомненным признаком психического забо­левания. При различных болезнях преимущественно встреча­ются определенные формы бреда.

Бред отношения. Больной начинает утверждать, что ряд окружающих его явлений и предметов имеет к нему пря­мое отношение. Если кто-нибудь разговаривает или улыба­ется, больной считает, что речь идет именно о нем, что над ним смеются. Например, больному кажется, что лежащая на столе вилка имеет к нему какое-то особое отношение, этим дается какой-то намек.

110

Бред преследования. При бреде преследования больные утверждают, что за ними следят подосланные люди, представители «шпионской» организации, подглядывают в окно. наблюдают на улице (рис. 42). Такие больные во время переездов могут делать много пересадок с одного вида транс­порта на другой; с целью скрыться от врагов они переезжают жить в другой город.



Рис. 42. Напряженный взгляд больного с бредом преследования.

Бред отравления. Больные считают, что их хотят отравить, в пищу подсыпают яд. Иногда в связи с этим они отказываются от еды. Один больной был убежден, что соседи нижнего этажа пускают к нему в комнату через пол газ. Он решил налить на пол воды, чтобы предотвратить проникнове­ние газа. Вода протекла вниз, повредила штукатурку. Когда выяснились обстоятельства, он был доставлен в психиатриче­скую клинику.

Бред физического воздействия. Больные ут­верждают, что на них воздействуют лучами каких-то специ­альных машин, радиоволнами, нанося вред их здоровью или руководя их движениями, поступками. Например, больной утверждал, что его сосед по квартире «через постукивания» испортил «клапаны пищевода», поэтому у него через рот вы­деляются кишечные газы.

Ипохондрический бред. Больные заявляют о своей мнимой болезни (рис. 43). Высказывания их при этом бывают разнообразны. Одни утверждают, что у них гниет желудок;

другие, что у них в кишечнике застряла кость, которая про-

111



никла в позвоночник; третьи считают, что их сердце давно перестало работать и они скоро погибнут. Описанные формы бреда характерны для шизофрении.

Бред величия и богатства. Больные считают себя великими полководцами или учеными, изобретателями или богачами, имеющими много денег, вагоны золота. Один боль­ной уверял, что его ежедневно ожидает самолет, на котором оя по утрам летает на Северный по­люс для прогулок. Подобный вид бреда, характеризующийся край­ней нелепо.стью, особенно часто встречается у больных со слабо­умием, 'например прогрессивным ^параличом.

Бред ущерба. Этот вид бреда типичен для больных со старческим психозом. Они убеж­дены, что их обворовывают, в .связи с этим обычно прячут свои (Вещи, а так как у них, как пра­вило, расстроена память и они забывают, куда спрятали вещи, то это подкрепляет их бредовые .мысли. Находясь в больнице, та­кие больные иногда свертывают все постельные принадлежности в узел и пытаются спрятать их от мнимых грабителей и 'воров.

Рис. 43. Больная с ипохондри­ческим бредом, постоянно но­сившая «мозговую повязку».

Бред самообвинения. Больные считают себя преступ­никами, нередко утверждают, что в результате их деятельности нанесен непоправимый вред го­сударству, семье. Заявляют, что они должны понести тяже­лое наказание. Появляются мысли, а иногда и попытки к са­моубийству. Этот вид бреда характерен для предстарческих психозов. /

Существуют еще различные виды бреда, но описанные выше встречаются наиболее часто. Следует иметь в виду, что одна и та же форма бреда имеет у каждого больного свои индивидуальные особенности. Так, например, больной, по специальности инженер, утверждал, что он изобрел прибор, с помощью которого можно определять местонахождение ура­новых руд, что он скоро в стране станет известным человеком. Бред величия у другого больного проявляется в том, что он заявил об изобретении им способа оживления мертвых с по-

112

мощью капустного сока. Во втором случае следует говорить о нелепом бреде изобретательства.

Патофизиология бреда. По мнению И. П. Павлова, бред бывает обусловлен чаще всего двумя патофизиологиче­скими механизмами: инертным очагом возбуждения или ультрапарадоксальной фазой, как это наблюдается при яв­лениях навязчивости. Однако при навязчивых состояниях ука­занные патологические нарушения выражены менее интен­сивно.

Возникновение какой-то бредовой мысли связано с появ­лением патологического очага возбуждения в мозгу. Если этот очаг будет сильным и инертным, то вокруг «его по зако­нам отрицательной индукции образуется стойкое торможение. Последнее бывает настолько сильным, что может прервать связь между очагом возбуждения и остальными участками коры. Поэтому при бреде всегда отсутствует критика, т. е. человек не может при оценке своей бредовой идеи в полной мере использовать прошлый жизненный опыт и имеющиеся в его распоряжении факты.

С наличием ультрапарадоксальной фазы бывают связаны только определенные виды бреда. К ним, например, относится бред самообвинения. Так, если у человека в прошлом всякая мысль о каком-то правонарушении затормаживалась, то больной при наличии ультрапарадоксальной фазы начинает считать себя преступником.

СЛАБОУМИЕ

Слабоумие—это расстройство мышления, в результате которого у человека снижается способность понимать связь между окружающими явлениями, утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается критика к своим высказываниям, поведению. Ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений.

Больным не удаются отвлечения и обобщения. Иначе го­воря, речь идет о явно выраженном снижении интеллекта. Различают два вида слабоумия: врожденное и приобретенное.

При врожденном слабоумии (олигофрения) на­блюдается недоразвитие мозга в результате внутриутробных повреждений или заболеваний в раннем детском возрасте.

Приобретенное слабоумие (деменция) является чаще всего следствием органического поражения головного мозга в более позднем возрасте, что чаще обусловливается следующими заболеваниями: прогрессивным параличом, стар­ческими психозами, атеросклерозом сосудов головного мозга, травмой головного мозга (рис. 44).

Известен случай, когда больной, страдавший слабоумием,

8 Нервные и психические болезни 113



для того чтобы выгнать из комнаты налетевших комаров, развел на полу костер, в результате чего возник пожар. Дру­гой больной проржавевшую крышу дома заклеивал газетной бумагой. Такое поведение больных свидетельствует о том, что они утратили способность понимать взаимосвязь "между окружающими явлениями. Один из этих больных на вопрос, в чем состоит главная разница между пароходом и поездом, ответил, что у парохода труба несколько шире. Другой считал, что разли­чие между трамваем и троллей­бусом заключается в том, что троллейбусы чаще бывают синие, а трамваи—красные. Больные со слабоумием утрачивают способ­ность логически мыслить, обоб­щать, анализировать и теряют критику к своему поведению, высказываниям и к окружающей обстановке. Слабоумие, которое иногда развивается при шизо­френии, имеет свои отличитель­ные особенности. Такие больные в ряде случаев могут решать сложные задачи и в то же время оставаться совершенно неприспо­собленными к жизни.

Рис. 44. Выражение лица больного с приобретенным слабоумием.

Патофизиология сла­боумия. В основе слабоумия чаще лежит грубое органиче­ское поражение головного моз­га (гибель нервных клеток), что и приводит к тяжелым расстройствам высшей нервной деятельности. Резко расстраи­вается формирование новых условных рефлексов, вплоть до полной невозможности образовать их. Ранее образовав­шиеся в процессе индивидуального развития сложные системы условных рефлексов начинают разрушаться. При шизофрени­ческом слабоумии, надо полагать, что эти системы условных рефлексов, в основном, тормозятся и лишь при каких-то опре­деленных условиях они могут начать нормально функциони­ровать.

^ РАССТРОЙСТВА ЭМОЦИЙ

Под эмоциями понимаются чувства. Известны чувства ра­дости, печали, гнева, любви. Эмоции имеют большое значе­ние в жизни человека. В норме все психические процессы

114

сопровождаются теми или иными эмоциями. В зависимости от эмоционального отношения к выполняемой работе уста­лость возникает в разные сроки. Если работа вызывает инте-рее, чувство усталости может долго не появляться.

На организм человека постоянно действует множество раз­личных раздражителей как внешних, так и внутренних. В за­висимости от характера раздражителя и состояния организма возникают те или иные чувства, которые, суммируясь, опреде­ляют настроение. Настроение у каждого здорового человека в течение суток может колебаться в известных пределах.

Бурное проявление эмоций называют аффектом (гнев, ра­дость, тоска, страх).

В тех случаях, когда аффект сопровождается помрачени­ем сознания, говорят о патологическом аффекте. Во время такого состояния человек может совершить тяжелое правона­рушение. По окончании этого периода часто наступает сон и всегда полная амнезия на события, происшедшие за время па­тологического аффекта.

Об эмоциональном состоянии судят по мимике, движениям, высказываниям больного, по тем изменениям, которые проис­ходят в обмене веществ, и по вегетативным реакциям. Как известно, при некоторых эмоциях меняется количество сахара в крови, изменяется вязкость крови, расширяются сосуды моз­га, сердца, легких, почек. Все это не является случайным и имеет важное биологическое значение. Так, например, во вре­мя волнения и страха увеличивается в крови количество саха­ра, а от количества сахара в крови зависит питание мышц.

В настоящее время установлено, что рефлекторная дуга эмоций в основном замыкается в подкорковой области. Наблю­дения показывают, что эмоции бывают наиболее выраженны­ми в случаях преобладания подкорки, например у ребенка. Если у взрослого человека поражается кора и корковые про­цессы ослабевают, то проявление эмоций нередко в этих слу­чаях усиливается.

Следует помнить, что с подкоркой связаны примитивные эмоции, которые имеются с момента рождения. В процессе жизни на их базе с участием коры возникают эмоции более сложные. Поэтому считают, что в возникновении эмоций уча­ствуют кора и подкорка.

При разных психических заболеваниях можно говорить о повышении или о понижении эмоциональности.

К повышенной эмоциональности относятся такие состоя­ния, как эйфория, депрессия, тревога, страх; к пониженной— эмоциональная тупость, безразличие.

Эйфория — приподнятое настроение, когда все окру­жающее воспринимается в радужных тонах. В этом состоянии больные много смеются, всем бывают довольны. Эйфория

115

часто наблюдается при органических поражениях головного мозга, например при прогрессивном параличе. При мани­акально-депрессивном психозе эйфория, как правило, сочета­ется со стремлением к деятельности.

Депрессия—состояние, противоположное эйфории. Больные испытывают чувство тоски. Все воспринимается з мрачных токах, движения бывают замедлены. Нередки мысли о том, что жизнь больше не имеет смысла. Это состояние ха­рактерно для депрессивной фазы маниакально-депрессивного психоза.

Тревога. Больные испытывают тревожное предчувствие. Обычно эта тревога беспредметна. Иногда они ждут, что с ними или с их родственниками должно случиться что-то пло­хое. Как и при депрессии, нередки мысли 'о самоубийстве. Состояние тревоги чаще бывает у больных с предстарческими психозами.

Страх. Нередко страх занимает видное место на фоне депрессии или тревоги. Иногда больные боятся чего-то опре­деленного, а иногда может быть так называемый безотчетный страх. Испытывая чувство страха, некоторые больные засты­вают в какой-то определенной позе, другие стремятся куда-то бежать.

Эмоциональная тупость. При незначительном по­нижении эмоциональности больные по сравнению с прошлым более равнодушны к происходящим вокруг их событиям, хо­лодней относятся к своим близким, родным. Когда все это достигнет крайней степени, говорят ' об эмоциональной тупо­сти. Больной становится апатичным, ему все безразлично. Например, на вопрос, желает ли он выписаться из больницы домой, больной отвечает, что ему все равно, где быть—дома или в больнице. Такие больные обычно не имеют никаких планов на будущее. К сообщению о гибели близкого человека могут отнестись с полным безразличием. Состояние это чаще наблюдается при шизофрении.

При этом же заболевании приходится встречаться с таки­ми нарушениями в области эмоциональной сферы, когда внешние раздражители вызывают не соответствующие, не­адекватные им эмоциональные проявления. Так, например, в ответ на сообщение о болезни близкого человека больной улы­бается.

Патофизиология эмоциональных расст­ройств. Повышение эмоциональности обычно связывают с возбуждением подкорковой области. В работах В. П. Прото­попова показано, что при маниакальном и депрессивном со­стоянии имеется инертный очаг возбуждения в подкорковой области. Понижение эмоциональности обусловлено снижени- • ем тонуса подкорковой области и коры. В тех случаях, когда

116

нарушается взаимодействие между корой и подкоркой, пере­живания человека не согласуются с его внешней эмоциональ­ной реакцией (смех в ответ на печальное известие).

При ослаблении корковых процессов создаются условия, облегчающие проявление эмоций. В этих случаях больные легко могут заплакать или засмеяться по самому незначи­тельному поводу. При этом наблюдается легкость перехода от плача к смеху и наоборот. Больные часто критически относят­ся к этим проявлениям, но сдержать себя не могут. Описанное нарушение эмоций носит название слабодушия.

^ РАССТРОЙСТВА ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4

Сознательные и целеустремленные действия человека свя­заны с волевыми функциями. При различных психических заболеваниях могут отмечаться разнообразные нарушения этих функций. Они в основном могут быть разделены на две большие группы: повышение и понижение волевой деятельно­сти.

Так, например, при маниакальном состоянии повышение волевой активности проявляется главным образом в речевом и двигательном возбуждении, причем речевая продукция и движения больных носят целенаправленный характер.

Речевое и двигательное возбуждение в ряде случаев на­блюдается и при шизофрении, но характер этого возбуждения обычно не дает оснований говорить о повышении волевой ак­тивности. При шизофрении речь часто бывает бессвязной, движения — бесцельными.

В депрессивной фазе маниакально-депрессивного психоза всегда происходит понижение волевой активности. Больные часами сидят в однообразных позах, ничем не могут занять­ся. Во время беседы отвечают медленно, односложными фра­зами.

Понижение волевой активности может наблюдаться и при ряде органических поражений головного мозга (прогрессив­ный паралич, опухоли мозга, церебральный атеросклероз).

При таком заболевании, как неврастения, часто наблюда­ется явно выраженное расстройство активного внимания, ко­торое также относится к волевым функциям. Благодаря вни­манию человек имеет возможность направлять свою деятель­ность в ту или другую сторону. Различают два вида внимания: пассивное и активное. Пассивное внимание заклю­чается в способности человека реагировать на окружающие его раздражители без какого-либо волевого усилия. Эти раздражители в коре головного мозга оставляют определен­ный след. Например, человек, идущий по улице, не ставит

117

перед собой задачи наблюдать за тем, что встречается на его пути. Его рассказ о том, что он видел, будет в таком случае характеризовать его пассивное внимание.

Процесс активного внимания всегда связан с волевым усилием. Так, например, человеку, у которого имеется жела­ние заниматься каким*либо делом, необходимо активное вни­мание, чтобы выполнить эту работу.

В случаях патологии может возникнуть повышенная от-влекаемость внимания. При этом расстройстве больной нап­равляет свою деятельность на все, что попадает в его поле зрения, и ни одного дела не доводит до конца. Это состояние часто наблюдается при маниакальной фазе маниакально-де­прессивного психоза.

При депрессивном состоянии этого же психоза отмечается прикованность внимания, т. е. в .сознании больного доминиру­ет какой-то определенный круг мыслей, оторваться от кото­рых, переключиться на что-то другое удается лишь с большим трудом.

Неустойчивость или истощаемость внимания встречаются при неврастении. Больные прилагают усилия, чтобы заняться каким-либо делом, но скоро замечают, что их внимание заня­то чем-то другим. Особенно ярко это можно наблюдать при чтении книги. Больной делает усилие, чтобы прочитать необ­ходимое число страниц. После усвоения нескольких строчек он ловит себя на том, что читает механически, а мысли его заняты иным. Больной вновь принимает решение внимательно читать, но через некоторое время повторяется то же самое.

Патофизиология расстройств волевой дея­тельности. Установлено, что при сосредоточении внимания в коре головного мозга возникает динамический очаг возбуж­дения. Вокруг него по законам отрицательной индукции раз­вивается торможение. Сила очага возбуждения зависит от состояния нервной системы и того интереса, который вызывает работа. По законам индукции чем сильней очаг возбуждения, тем сильней индукционное торможение вокруг него. Становит­ся понятным, почему человек, увлеченный какой-то работой, может не замечать, что происходит вокруг (не слышит шума от проходящих машин, не замечает включенного радиоприем­ника, а иногда не слышит даже, когда его зовут). Это объяс­няется тем, что все раздражители, которые не имеют отноше­ния к тому, чем он занимается, попадают в зону торможения. При неврастении и ряде других заболеваний торможение ослаблено. В этих случаях в ответ даже на слабый раздражи­тель со стороны нервных клеток возникает ответная реакция. Клинически это выражается в том, что человек утрачивает способность на чем-либо длительно сосредоточиваться и его все отвлекает.

118

При маниакальном состоянии повышение волевой актив­ности объясняется преобладанием возбудительных процессов в коре головного мозга.

Кататоническое возбуждение обусловлено торможением коры и индукционным возбуждением подкорковой области.

^ ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

В клинической картине различных заболеваний часто на­блюдается определенное сочетание отдельных симптомов. Та­кое сочетание симптомов называется синдромом.

Одни и те же синдромы могут встречаться при различных заболеваниях (например, синдром расстроенного сознания отмечается при инфекциях, травмах и опухолях мозга) или же на протяжении заболевания один синдром сменяется дру­гим. Описание основных синдромов психических болезней приводится ниже.

^ СИНДРОМЫ РАССТРОЙСТВА СОЗНАНИЯ

Сознание — высшая форма отражения чело­веком окружающей среды. Когда клиницисты говорят о ясном сознании, то подразумевают, что человек в основном правильно ориентируется в окружающей обстановке, времени, отдает отчет во всех своих действиях.

С точки зрения физиологии сознание есть результат наи­большей активности тех или других участков коры головного мозга, которые постоянно то суживаются, то расширяются, меняя свои очертания. В каждый отдельный момент сознани­ем охватывается определенный круг представлений.

В случаях патологии могут наблюдаться расстройства соз­нания, во время которых бывают нарушены все стороны пси­хической деятельности. Остановимся на основных видах нару­шения сознания.

Состояние оглушения

При состоянии оглушения больные менее подвижны, сла­бо реагируют на окружающие раздражители. Для получения от них ответа вопрос приходится повторять по нескольку раз или произносить его громче обычного. Больные отвечают од­носложными фразами, с большими паузами; к происходящим вокруг событиям в большинстве случаев относятся безучаст­но. Оглушенность может продолжаться от нескольких часов' до нескольких дней и дольше. Когда это состояние проходит,

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Общая характеристика психических процессов и их физиологическая основа icon Насморк симптом преогромнейшего числа болезней, и наверняка среди читателей не найдется никого,кто

Общая характеристика психических процессов и их физиологическая основа icon Общий план структурной организации зубов 27 общая характеристика эмали. Принципы сруктурной организации

Общая характеристика психических процессов и их физиологическая основа icon Самостоятельная работа №26 по теме: морфолого-физиологическая характеристика лимфаденоидного глоточного

Общая характеристика психических процессов и их физиологическая основа icon «Нейропсихологии и нейрогуморальной регуляции психических процессов» Аннотация научно-иссдедовательской

Общая характеристика психических процессов и их физиологическая основа icon Общая психопатология и симптоматология психических расстройств

Общая характеристика психических процессов и их физиологическая основа icon С. Л. Рубинштейном личностный подход к пониманию механизмов регуляции психических процессов, состояний,

Общая характеристика психических процессов и их физиологическая основа icon Задачи риамс 12 3 характеристика объекта информатизации 14 1 Общая характеристика региона Республика

Общая характеристика психических процессов и их физиологическая основа icon Общая психопатология изучает общие проявления психических расстройств, их основные причины, общие

Общая характеристика психических процессов и их физиологическая основа icon Общая характеристика работы

Общая характеристика психических процессов и их физиологическая основа icon Общая характеристика диссертации

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы