|
Скачать 312.9 Kb.
|
П С И Х И А Т Р И Я ОБЩАЯ ЧАСТЬ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ИХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА Методологической основой советской психологии и психиатрии, как и всякой другой науки, является марксистско-ле-нинекая философия. Исходя из основных положений диалектического материализма, следует считать, что психика представляет собой свойство мозга: «Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи»'. Следовательно, материальным органом психики является головной мозг. В противоположность этой материалистической точке зрения буржуазные философы-идеалисты считают, что существует особая душа. По их мнению, она самостоятельна и не зависит ни от окружающей среды, ни от организма человека, но управляет его мыслями, чувствами и волей. Идеалистическое толкование сущности психики является в корне неправильным, оно противоречит опыту и всем накопленным знаниям человечества. Для того чтобы правильно понять сущность нарушений психической деятельности, необходимо хотя бы кратко ознакомиться с основными психическими процессами в их нормальном проявлении. Все психические процессы условно могут быть подразделены на три основные группы, хотя все они неразрывно связаны между собой и представляют различные стороны единой психической деятельности человека: 1) интеллектуальные процессы, обусловливающие познавательную деятельность человека; 2) эмоциональные процессы, благодаря которым проявляется отношение человека к окружающим его явлениям; ' В. И. Л е н и н. Сочинения. Изд. 4-е. Т. 14. М., 1954. стр. 43. 7 Нервные и психические болезни 97 3) волевые процессы, которыми обусловливается деятельность человека. Познавательная деятельность начинается с ощущения, в результате которого отражаются в головном мозгу отдельные свойства окружающих явлений и предметов. Человек ощущает звуки, цвета, запахи и т. п. Ощущения воспринимаются органами чувств: органом слуха, зрения, обоняния и т. д. Следующим этапом познавательной деятельности человека является восприятие, которое отражает не только отдельные стороны (качества) предметов и явлений, но и совокупность их различных качеств, т. е. целостные образы этих предметов. Например, восприятие дерева складываегся из совокупности ощущений размера, цвета, формы. Следы восприятии закрепляются, сохраняются в мозгу. Такие следы ранее воспринятых предметов и явлений называются представлениями. Представление—мысленный образ того или иного предмета или явления. Чем больше у человека жизненный опыт, тем больше у него представлений. Способность же человека сохранять следы прошлых восприятии, ощущений и воспроизводить их в виде представлений (образов, предметов), понятий называется памятью. Вы сшей формой познавательной деятельности человека является мышление. Процессы мышления дают возможность обобщать, анализировать, сравнивать, сопоставлять то, что отражается в восприятиях и представлениях. В результате мышления создаются понятия, суждения, умозаключения. Мышление находится в неразрывной связи с речью. Приведем пример. Человек смотрит на картину. Он прежде всего ощущает различные цвета и форму (красное, зеленое, белое, круглое, овальное и т. д), которые складываются в определенные предметы и образы. Сопоставляя полученные восприятия—шеренги людей, одетых в спортивную форму, флаги, оркестр, пользуясь запасом представлений из прежнего опыта, человек в результате всего этого делает умозаключение, что на картине изображен парад физкультурников. Сделать умозаключение можно лишь при наличии мышления. Итак, мышление—это обобщение и наиболее полное и точное отражение действительности. Следующей стороной единого психического процесса являются эмоции (чувства), в которых выражается различное отношение человека к окружающим его явлениям действительности. Так, рассматривая картину, человек испытывает те или иные чувства, т. е. проявляет свое отношение к воспринимаемому. Эти чувства могут выражаться удовольствием, .радостью. Плохо нарисованная картина может вызвать чувство досады и неудовольствия. Однако человек не просто воспринимает окружающую действительность с тем или иным чувственным отношением к ней. Он проявляет стремления, желания, вносит те или иные изменения в окружающую его среду, что выражается в поступках, действиях. Все эти проявления носят название во-левых процессе в. К волевым процессам относится и активное внимание. Таким образом, можно сказать, что сама познавательная деятельность невозможна без волевых процессов. Каким же образом осуществляются все эти сложнейшие психические процессы? Что лежит в их основе? Эти вопросы на протяжении длительного времени занимали умы философов и естествоиспытателей. Выдающиеся русские революционные демократы XIX столетия В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский материалистически подошли к решению вопроса о сущности психики, рассматривая ее как продукт деятельности мозга. Естественнонаучное подтверждение эти высказывания нашли в замечательных физиологических исследованиях И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Без знания основных положений материалистического учения И. М. Сеченова и И. П. Павлова невозможно правильное понимание и изучение психических процессов. Беспрерывно множество различных раздражении поступает через рецепторы в мозг человека. К ним относятся разнообразные звуки, оттенки красок, тепловые или холодовые раздражители, импульсы из внутренних органов. Все они воспринимаются, как говорил И. П. Павлов, первой сигнальной системой. Любой из этих раздражителей может при |\ определенных условиях приобрести сигнальное значение и Ц вызвать тот или иной условный рефлекс. Таким образом, И. П. Павлов, рассматривал условнорефлекторную деятельность как сигнальную деятельность. Первая сигнальная система присуща и животным, и человеку. Но у животных сигналами первой системы ограничивается все восприятие окружающей среды и определяется поведение на протяжении всей >жизни. У человека на основе первой сигнальной системы, действительности, в неразрывной связи с ней «появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, Б сигналы этих первичных сигналов—в виде слов, произносимых, слышимых и видимых»'. С деятельностью второй. ' И. П. Павлов. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е. Т. III, кн. 2.. ;М.—Л., 1951, стр. 345. 9» сигнальной системы И. П. Павлов связывал способность человека к общению с другими людьми при помощи речи, письма, а также способность к мышлению. Основные нервные процессы—возбуждение и торможение — могут иметь различную силу, подвижность и уравновешенность. На основании особенностей этих качеств нервных процессов И. П. Павлов выделил основные четыре типа высшей нервной деятельности. Эти типы нервной системы И. П. Павлов сопоставлял с четырьмя темперамен- и. торможения сангвиник ![]() --sss- Рис. 38. Схема типов высшей нервной деятельности. тами, охарактеризованными еще Гиппократом: холерики, флегматики, сангвиники и меланхолики. И. П. Павлов выделил три сильных и один слабыч тип нервной системы: 1) сильный тип с преобладанием процессов возбуждения (холерики) ; 2) сильный тип с преобладанием процессов торможения (флегматики); 3) сильный тип с уравновешенными процессами возбуждения и торможения (сангвиники); 4) слабый тип со слабыми процессами возбуждения и торможения (меланхолики). Схема типов высшей нервной деятельности приведена на рис. 38. В связи с наличием у человека второй сигнальной системы И. П. Павлов выделил три основных типа высшей нервной деятельности, присущих только человеку, положив в основу соотношение между первой и второй сигнальной системой: 1) художественный тип с преобладанием первой сигнальной системы; 2) мыслительный тип с преобладанием второй сигнальной системы; 3) средний тип с уравновешенностью первой и второй сигнальных систем. Люди художественного типа 100 ярко, образно воспринимают действительность. Они уверенно себя чувствуют в окружающей обстановке. Люди мыслительного типа нередко бывают склонны к рассуждениям, сомнениям, они нерешительны. Как было сказано выше, в основе нервной деятельности лежат процессы возбуждения и торможения. Эти процессы постоянно сменяют друг друга. Обычно смена одного процесса другим происходит быстро. В случаях патологии возбуждение или торможение очень долго не сменяется одно другим. Тогда говорят о появлении застойного (инертного) очага возбуждения или торможения. Переход от возбуждения к торможению может происходить через определенные промежуточные состояния нервной клетки, которые называются фазовыми состояниями (гипнотическими фазами). Обычно нервные клетки в ответ на сильный раздражитель дают большую ответную реакцию, чем на. слабый; при наличии же фазовых состояний реакция нервных клеток меняется. В зависимости от того, как реагируют нервные клетки на те или иные раздражители» выделяют различные фазы. Уравнительная фаза характеризуется тем, что в ответ на сильный и слабый раздражители получается одинаковая по силе реакция. Парадоксальная фаза—йа слабые раздражители возникает большая по силе реакция, чем на сильные. Ультрапарадоксальная фаза — ответной реакции не наступает ни на сильные, «и на слабые положительные раздражители, она возникает в ответ на тормозной раздражитель, т. е. на такой, который до возникновения этой фазы вызывал в клетках торможение. Например, у собаки вырабатывают диффереяцировку. Сто ударов метронома в минуту подкрепляют пищей, во время 150 ударов пищи не дают. Через определенное число сочетаний у собаки вырабатывается условный рефлекс. При включении метронома с частотой 100 ударов у нее начинает выделяться слюна и до дачи пищи. При включении метронома с частотой 150 ударов у собаки слюна не выделяется. Но вот в определенных корковых клетках развивается торможение. В этом случае звук метронома частотой 150 ударов в минуту, являвший-Ц.ся тормозным раздражителем, при наличии ультрапарадок-', сальной фазы будет вызывать выделение слюны, а на ^раздражитель 100 ударов метронома выделение слюны не ,; произойдет. Наркотическая фаза — постепенное зату-j хание условных рефлексов вначале на слабые, затем на сред-I ние, и, наконец, на сильные условные раздражители. |; Если развивается полное торможение, клетки перестают (•реагировать на любые раздражители. i; Гипнотические фазы у здоровых людей можно наблюдать |в момент засыпания, просыпания или неглубокого сна. При 101 некоторых психических заболеваниях это частичное торможение может длительно сохраняться и в период бодрствования. И. П. Павлов различал три вида торможения: внешнее, внутреннее, и охранительное (запредельное). Примером внешнего торможения может служить следующее явление. Если в коре головного мозга возникают два очага возбуждения, то более слабый из них в силу закона отрицательной индукции затормаживается. Внутреннее торможение присуще только коре головного мозга. Оно образуется так же, как и условные, временные связи, и лежит в основе тормозных условных рефлексов. И. П. Павлов выделил несколько видов внутреннего торможения: угасательное, условное, запаздывающее и диф-ференцировочное. Внутреннее торможение имеет весьма существенное значение в поведении человека. Ослабление его приводит к ряду нарушений. В основе сна лежит процесс внутреннего торможения, распространяющийся по всей коре головного мозга. Охранительное торможение. Величина ответной реакции нервной клетки зависит от силы раздражителя, но она не возрастает беспредельно. Этот предел зависит от выносливости нервной клетки. Может наступить такой момент, когда она перестанет справляться с предъявляемой к ней нагрузкой. В этих случаях в ответ на последующие раздражения в ней разовьется запредельное (охранительное) торможение. Оно потому называется охранительным, что предохраняет клетку от разрушения. Нервные клетки восстанавливают свои энергетические запасы только тогда, когда они находятся в состоянии торможения. На основании этого положения И. П. Павловым было теоретически обосновано значение лечебного сна. ^ Расстройства восприятия у психически больных людей выражаются в форме иллюзий и галлюцинаций. Иллюзии Иллюзии — это искаженные восприятия реально существующих предметов. Иллюзии подразделяются по органам чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и вкусовые. Примерами зрительных иллюзий могут служить следующие явления: висящий в комнате халат принимается за человека, куст в лесу—за какого-то зверя. К слуховым иллю- 102 зиям относится, например, такое явление, когда шум падающих капель воспринимается как отдельные слова или фразы. Иллюзии нередко наблюдаются и у психически здоровых людей, особенно в тех случаях, когда восприятие окружающего бывает неотчетливым (полумрак, шумное помещение) или человек находится в состоянии эмоционального напряжения (ожидание, страх, особенно то и другое одновременно). Иллюзии (главным образом зрительные и слуховые) нередко возникают у больных инфекционными болезнями, при отравлении ядовитыми веществами, а также в состоянии тяжелого истощения. Выделяют еще так называемые физические иллюзии. Например, ложка, опущенная в стакан с водой, кажется надломленной. Это явление объясняется тем, что лучи света имеют неодинаковый угол преломления при прохождении в различных средах (вода и воздух). Патофизиология иллюзий. Установлено, что иллюзии возникают в тех случаях, когда к ощущениям присоединяются несоответствующие представления. Так, например, если к ощущению от висящего халата присоединится представление не о халате, а о человеке, то халат будет воспринят как человек. Способствовало этому то, что в данный момент в силу каких-то обстоятельств имелось яркое представление о человеке. Галлюцинации Галлюцинациями называются мнимые восприятия или восприятия без объекта. Если при иллюзиях действительно существующие предметы воспринимаются искаженно, то при галлюцинациях человек что-то видит, .слышит, хотя реальный, точнее адекватный, раздражитель отсутствует. Сновидения у здоровых людей сходны с галлюцинаторными переживаниями. В период бодрствования у здорового человека галлюцинации встречаются крайне редко. Галлюцинации, как и иллюзии, подразделяются по органам чувств. Чаще наблюдаются зрительные, слуховые и обонятельные галлюцинации. В зависимости от характера заболевания преобладают то одни, то другие галлюцинации. Так, например, зрительные галлюцинации (рис. 39) чаще встречаются при острых интоксикационных психозах (например, белая горячка), инфекционных заболеваниях. Больной может видеть людей, животных, различных чудовищ. Галлюцинаторные образы бывают неподвижные, но могут находиться и в движении, яркие и блеклые. Бывает и так, что больной сам принимает активное участие в 103 тех сценах, которые разыгрываются в его галлюцинациях (от кого-то спасается, что-то ловит). ![]() Слуховые галлюцинации особенно часто встречаются при шизофрении и алкогольном галлюцинозе (рис. 40). Больной слышит какие-то звуки или человеческие голоса. Голоса могут быть знакомые и незнакомые: у отдельных больных они слышатся с разных сторон и на различном расстоянии. Содержание слуховых галлюцинаций может быть различно: то больной мирно ведет беседы с голосами, то они его осуждают или отдают ему приказания, например: «Не ешь!», «Не отвечай на вопросы!». Часто больным слышатся так называемые отклики, когда им кажется, что их кто-то зовет по имени. Обонятельные галлюцинации, как и слуховые, чаще встречаются при шизофрении. Больные ощущают запахи, как правило, неприятного характера: пахнет тухлым, гнилью, какими-то ядовитыми газами. Рис. 39. Устремленный взгляд больного со зрительными галлюцинациями. Больные зажимают нос, затыкают ноздри ватой (рис. 41). Поведение больного в момент переживания галлюцинаций в значительной степени зависит от того, как больной к ним относится. Отношение больного к галлюцинациям может быть критическим и некритическим. О критическом отношении говорят в тех случаях, когда больной оценивает галлюцинации как болезненное проявление. Иногда такие больные продолжают работать и тщательно скрывают от окружающих наличие у них галлюцинаций. О некритическом отношении говорят тогда, когда галлюцинаторные голоса или образы принимаются за реально существующие. В подобных случаях поведение больного нередко определяется содержанием галлюцинаций. Так, например, одной больной голоса приказали вылить на себя кипяток, и она это выполнила, получив тяжелые ожоги ног. Другому больному, когда он ехал в поезде, голоса приказывали разорвать железнодорожный билет. Больной трижды выполнил это требование, на первой же станции покупая новый билет. Когда он приехал и вышел 104 из вагона, голоса приказали ему отдать чемодан одному ий прохожих, что он и попытался сделать. Все описанные выше галлюцинации называются истинными. Если же галлюцинаторные голоса или образы не проецируются во вне, а локализуются где-то в пределах головы, когда больному кажется, что воспринимает он их не посредством органов чувств, а «умственно», говорят о ложных галлюцина- ![]() ![]() Рис. 40. Больная со слуховыми галлюцинациями. Рис. 41. Больной с обонятельными галлюцинациями. циях, или псевдогаллюцинациях. Например, больной периодически слышал в голове голос, который говорил «черт», и одновременно с этим видел в голове это же слово, написанное серыми буквами. Больные в таких случаях нередко говорят, что они слышат «внутренним ухом» (их «намысливают»), видят «внутренним оком», им «делают видения». Часто встречаются так называемые телесные галлюцинации, которые выражаются в том, что появляются различного рода неприятные ощущения в теле: ощущение прохождения электрического тока, лопания «пузырьков в кишечнике», особого давления. Этого рода галлюцинации особенно часто бывают при шизофрении и энцефалите. Патофизиология галлюцинаций. Вопросами о механизмах возникновения галлюцинаций ученые занимаются давно. Многое в этом отношении было сделано русским психиатром XIX столетия В. X. Кандинским. 105 Имеется несколько теорий галлюцинаций. Мы остановимся на двух из йих. Согласно первой теории, галлюцинации возникают вследствие появления патологических очагов инертного возбуждения в центральном (корковом) конце того или иного анализатора. Например, при зрительных галлюцинациях такой очаг возбуждения находится в затылочной доле головного мозга. Исследования Е. А. Попова и его сотрудников показали, что в основе галлюцинаций может лежать 'не процесс возбуждения, а процесс частичного торможения в коре головного мозга. Иными словами, согласно этой концепции, галлюцинации возникают в период, когда в коре головного мозга имеются переходные (гипнотические) фазы (см. стр. 101). Связь возникновения галлюцинаций с неполным торможением коры доказывается и воздействием некоторых фармакологических средств. Так, например, если больному давать кофеин, который усиливает процессы возбуждения, то галлюцинации ослабевают. Если же давать бром, который усиливает процессы торможения, то галлюцинации могут усиливаться. В пользу тормозной теории галлюцинаций говорят и факты усиления их в условиях, способствующих развитию торможения (вечерние часы, тишина). ^ Память—это способность сохранять и воспроизводить прошлый жизненный опыт. Обычно принято считать, что память складывается из способности воспринимать, удерживать то, что воспринято, и воспроизводить его. В практике чаще всего приходится иметь дело с нарушениями способности воспроизведения. От всего, что воспринимается человеком, в головном мозгу остается больший или меньший след. У взрослого человека в головном мозгу имеется бесконечное множество следов прошлых восприятии. Но не все следы могут быть воспроизведены. Некоторые события вспоминаются легко, другие — с большим трудом, а третьи совершенно не удается вспомнить. От чего это зависит? Рядом исследователей установлено, что в основе памяти лежат ассоциации, т. е. условные связи. Прочность этих ассоциаций зависит от давности и силы восприятия, частоты повторений, эмоционального отношения к тому, что воспринималось, от числа представлений, имеющихся уже в мозгу или возникших в момент восприятия, с которыми данное восприятие свяжется (ассоциативная связь). Следовательно, если восприятие можно связать с прошлым жизненным опытом, его легче вспомнить, чем то, которое не имеет такой связи. 106 Нарушения памяти делятся на расстройства запоминания и воспоминания. Нарушения запоминания проявляются в том, что человек утрачивает способность усваивать новый материал. В подобных случаях он может одну и ту же страницу читать много раз и в то же время не в состоянии пересказать ее содержание. Бывает даже так, что при повторных чтениях каждый раз текст одной и той же страницы воспринимается как нечто новое. Подобные состояния чаще наблюдаются при корсаков-ском психозе и других заболеваниях (старческий психоз, артериосклероз, инфекционные заболевания, травмы). К нарушению воспоминания относится гипомнезия— - общий упадок памяти. Это такое состояние, при котором человек с большим трудом вспоминает то, что когда-то хорошо знал, или некоторые события не может вспомнить вовсе. Так, больной, по специальности инженер, назвал только два произведения А. С. Пушкина («Евгений Онегин» и «Цыгане») ; больше оя вспомнить не мог. На вопрос о том, сколько у него внуков, ответил, что четыре, но по имени смог назвать только двух, хотя в прошлом с ними жил в одной квартире на протяжении нескольких лет. Амнезии. Об амнезии говорят в тех случаях, когда из памяти выпадают воспоминания событий на тот или иной отрезок времени. В зависимости от того, на какой период приходится он, различают ретроградную амнезию, когда из памати выпадает какой-то отрезок времени до заболевания, и антероградную, когда из памяти выпадает отрезок времени после начала заболевания; больной не в состоянии запомнить текущих событий. Например, расстройство памяти по типу ретроградной амнезии отмечается при сотрясении мозга. По возвращении к больным сознания, они не могут вспомнить, чем занимались в этот день, при каких обстоятельствах с ними произошел несчастный случай. Иногда нарушения памяти могут сопровождаться появлением ложных воспоминаний. Больные переносят события прошлого в настоящее. Например, больная, в прошлом преподавательница гимназии, на вопрос о том, что она делала несколько часов назад (1947), ответила: «Я имела беседу с начальницей гимназии и занималась с учениками». Больные, страдающие расстройствами памяти, иногда рассказывают, что некоторое время назад они занимались тем, чего в действительности никогда не было. В этих случаях говорят о к он фа б у.л я ц и ях. Так, например, больной, который около 3 месяцев находился в больнице, уверял, что 2 дня назад вернулся из заграничного путешествия. Подобные нарушения памяти чаще бывают при органических'поражениях 107 головного мозга (атеросклероз, прогрессивный паралич, сифилис головного мозга). Патофизиология расстройств памяти. Расстройства памяти могут обусловливаться торможением ранее образовавшихся условных связей. Так, в некоторых случаях при улучшении психического здоровья больные вспоминают факты, о которых они не могли рассказать во время болезни. При органических заболеваниях память нарушается вследствие гибели нервных клеток головного мозга. ^ Расстройства мышления, с которыми приходится встречаться в психиатрической клинике, весьма разнообразны. Они могут проявляться в так называемом ускорении мышления. При этом мысли становятся настолько ускоренными, что больные «е успевают их выразить словами. Таких больных бывает трудно понять, так как они при беседе пропускают отдельные слова, а иногда и фразы. Подобное состояние наблюдается чаще в маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза. При этом же заболевании, но в депрессивной фазе, наблюдается замедление мышления. В этих случаях в сознании больных надолго задерживается какое-либо одно представление. Отвечают такие больные односложными фразами, медленно, с большими паузами между словами. Ускорение и замедление мышления связаны с большей или меньшей легкостью возникновения представлений, которые в свою очередь находятся в тесной связи с ассоциативной деятельностью головного мозга. О вязкости мышления говорят в тех случаях, когда у больных наблюдается патологическая обстоятельность. Если больного просят рассказать о чем-либо, он подолгу застревает на второстепенных деталях, с большой задержкой подходит к главному, существенному. Высказывания таких больных обычно очень трудно слушать. Патологическая обстоятельность нередко наблюдается при эпилепсии и может быть связана с инертностью (малоподвижностью) нервных процессов (возбуждения и торможения), характерной для этою заболевания. Резонерство—это наклонность к 'ненужным рассуж-дениям, к пустому мудрствованию. Предметом их обычно являются какие-либо факты, не заслуживающие внимания. Разорванность мышления проявляется в том, что отдельные слова или обрывки фраз, правильно построенные грамматически, не связаны между собой. Понять высказывания таких больных иногда совершенно невозможно. Так, 108 например, больной на вопрос о самочувствии отвечает: «Ничего, капустная склока, причем тут Виноградов, а вы мамке сказали». Резонерство и разорванность мышления чаще встречаются при шизофрении. Навязчивые состоянии Под этим названием объединяются разнообразные болезненные состояния, которые могут проявляться в форме навязчивых воспоминаний, страхов, сомнений, желаний, действий. В отличие от бреда (см. раздел «Бред») при навязчивых состояниях у больных почти всегда имеется критическое отношение к ним. Обычно они сознают нелепость этих мыслей, движений, страхов, борются с ними, но преодолеть их не могут. Явления навязчивости встречаются и у психически здоровых людей. Многим известно, как назойливо может вспоминаться мотив какой-нибудь песни, который хотелось бы уже забыть. У здоровых явления навязчивости обычно не продолжаются больше нескольких часов или суток, у больных же они могут быть месяцы и годы. Навязчивые состояния чаще всего встречаются при таких заболеваниях, как невроз навязчивых состояний и психастения. Навязчивые страхи (фобии). У одних больных эта навязчивость выражается в форме страха заболеть каким-либо инфекционным заболеванием, у других—в форме страха закрытых помещений или страха переходить улицу. Например, больной в течение многих лет испытывает страх заболеть бешенством. У него постоянно появляются мысли, от которых он не может освободиться, что его на улице незаметно укусит бешеная собака или крыса. Он хорошо понимает, что этого не может быть, тем не менее навязчивый страх его не покидает. От сослуживцев свои переживания больной тщательно скрывает. Навязчивые сомнения. Больных постоянно мучают сомнения. Например, возвращаясь с работы, больной сомневается, положил ли он документы, куда следовало, иногда возвращается по нескольку раз, проверяет; уходя из дома, сомневается, закрыты ли двери, выключен ли свет. Навязчивые желания. По своему содержанию они могут быть самыми различными. У больных появляется навязчивое желание выпрыгнуть из окна многоэтажного дома, дотронуться рукой до быстро проходящей автомашины. Одна больная испытывала желание выбросить в окно своего ребенка. Эта мысль пугала ее, она уходила подальше от окна, проси- 109 ла его забить. Другая больная 60 лет, будучи религиозной, при приближении к церкви испытывала навязчивое желание произносить богохульные слова.* Это ее необычайно тяготило, но избавиться от этого она не могла. Навязчивые действия. При этом состоянии у больных появляются навязчивые действия: считать окна домов, телеграфные столбы, складывать цифры номеров проезжающих машин. Иногда они выражаются в частом кашле, заж-муривании глаз, мытье рук. Патофизиология навязчивых состояний. В основе этих состояний, так же как и в основе бреда, лежит инертный (застойный) очаг возбуждения или ультрапарадоксальная фаза. При навязчивых состояниях в отличие от бреда инертный очаг бывает более слабым, следовательно, и индукционное торможение вокруг этого очага менее выраженным. Если больной начинает заниматься работой, которая его увлекает, то явления навязчивости могут ослабевать. По-видимому, в таких случаях в коре возникают новые очаги возбуждения, вокруг которых распространяется торможение, и инертный (застойный) очаг слабеет. Лицам с навязчивыми состояниями не рекомендуется бросать работу. При навязчивых состояниях остальные отделы коры функционируют нормально, поэтому у больного имеется к навязчивым желаниям критическое отношение и он их никогда не осуществляет, особенно если это связано с правонарушением. Бред Бред—это умозаключение, не соответствующее действительности, возникшее на болезненной основе, не поддающееся критике и коррекции. Заблуждаться может каждый психически здоровый человек, но его можно разубедить. Если же у человека возник бред, то сколько бы его ни пытались разуверить в том, что он не прав, какие бы доводы ни приводили, достигнуть этого не удается. Бред является несомненным признаком психического заболевания. При различных болезнях преимущественно встречаются определенные формы бреда. Бред отношения. Больной начинает утверждать, что ряд окружающих его явлений и предметов имеет к нему прямое отношение. Если кто-нибудь разговаривает или улыбается, больной считает, что речь идет именно о нем, что над ним смеются. Например, больному кажется, что лежащая на столе вилка имеет к нему какое-то особое отношение, этим дается какой-то намек. 110 Бред преследования. При бреде преследования больные утверждают, что за ними следят подосланные люди, представители «шпионской» организации, подглядывают в окно. наблюдают на улице (рис. 42). Такие больные во время переездов могут делать много пересадок с одного вида транспорта на другой; с целью скрыться от врагов они переезжают жить в другой город. ![]() Рис. 42. Напряженный взгляд больного с бредом преследования. Бред отравления. Больные считают, что их хотят отравить, в пищу подсыпают яд. Иногда в связи с этим они отказываются от еды. Один больной был убежден, что соседи нижнего этажа пускают к нему в комнату через пол газ. Он решил налить на пол воды, чтобы предотвратить проникновение газа. Вода протекла вниз, повредила штукатурку. Когда выяснились обстоятельства, он был доставлен в психиатрическую клинику. Бред физического воздействия. Больные утверждают, что на них воздействуют лучами каких-то специальных машин, радиоволнами, нанося вред их здоровью или руководя их движениями, поступками. Например, больной утверждал, что его сосед по квартире «через постукивания» испортил «клапаны пищевода», поэтому у него через рот выделяются кишечные газы. Ипохондрический бред. Больные заявляют о своей мнимой болезни (рис. 43). Высказывания их при этом бывают разнообразны. Одни утверждают, что у них гниет желудок; другие, что у них в кишечнике застряла кость, которая про- 111 ![]() никла в позвоночник; третьи считают, что их сердце давно перестало работать и они скоро погибнут. Описанные формы бреда характерны для шизофрении. Бред величия и богатства. Больные считают себя великими полководцами или учеными, изобретателями или богачами, имеющими много денег, вагоны золота. Один больной уверял, что его ежедневно ожидает самолет, на котором оя по утрам летает на Северный полюс для прогулок. Подобный вид бреда, характеризующийся крайней нелепо.стью, особенно часто встречается у больных со слабоумием, 'например прогрессивным ^параличом. Бред ущерба. Этот вид бреда типичен для больных со старческим психозом. Они убеждены, что их обворовывают, в .связи с этим обычно прячут свои (Вещи, а так как у них, как правило, расстроена память и они забывают, куда спрятали вещи, то это подкрепляет их бредовые .мысли. Находясь в больнице, такие больные иногда свертывают все постельные принадлежности в узел и пытаются спрятать их от мнимых грабителей и 'воров. Рис. 43. Больная с ипохондрическим бредом, постоянно носившая «мозговую повязку». Бред самообвинения. Больные считают себя преступниками, нередко утверждают, что в результате их деятельности нанесен непоправимый вред государству, семье. Заявляют, что они должны понести тяжелое наказание. Появляются мысли, а иногда и попытки к самоубийству. Этот вид бреда характерен для предстарческих психозов. / Существуют еще различные виды бреда, но описанные выше встречаются наиболее часто. Следует иметь в виду, что одна и та же форма бреда имеет у каждого больного свои индивидуальные особенности. Так, например, больной, по специальности инженер, утверждал, что он изобрел прибор, с помощью которого можно определять местонахождение урановых руд, что он скоро в стране станет известным человеком. Бред величия у другого больного проявляется в том, что он заявил об изобретении им способа оживления мертвых с по- 112 мощью капустного сока. Во втором случае следует говорить о нелепом бреде изобретательства. Патофизиология бреда. По мнению И. П. Павлова, бред бывает обусловлен чаще всего двумя патофизиологическими механизмами: инертным очагом возбуждения или ультрапарадоксальной фазой, как это наблюдается при явлениях навязчивости. Однако при навязчивых состояниях указанные патологические нарушения выражены менее интенсивно. Возникновение какой-то бредовой мысли связано с появлением патологического очага возбуждения в мозгу. Если этот очаг будет сильным и инертным, то вокруг «его по законам отрицательной индукции образуется стойкое торможение. Последнее бывает настолько сильным, что может прервать связь между очагом возбуждения и остальными участками коры. Поэтому при бреде всегда отсутствует критика, т. е. человек не может при оценке своей бредовой идеи в полной мере использовать прошлый жизненный опыт и имеющиеся в его распоряжении факты. С наличием ультрапарадоксальной фазы бывают связаны только определенные виды бреда. К ним, например, относится бред самообвинения. Так, если у человека в прошлом всякая мысль о каком-то правонарушении затормаживалась, то больной при наличии ультрапарадоксальной фазы начинает считать себя преступником. СЛАБОУМИЕ Слабоумие—это расстройство мышления, в результате которого у человека снижается способность понимать связь между окружающими явлениями, утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается критика к своим высказываниям, поведению. Ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений. Больным не удаются отвлечения и обобщения. Иначе говоря, речь идет о явно выраженном снижении интеллекта. Различают два вида слабоумия: врожденное и приобретенное. При врожденном слабоумии (олигофрения) наблюдается недоразвитие мозга в результате внутриутробных повреждений или заболеваний в раннем детском возрасте. Приобретенное слабоумие (деменция) является чаще всего следствием органического поражения головного мозга в более позднем возрасте, что чаще обусловливается следующими заболеваниями: прогрессивным параличом, старческими психозами, атеросклерозом сосудов головного мозга, травмой головного мозга (рис. 44). Известен случай, когда больной, страдавший слабоумием, 8 Нервные и психические болезни 113 ![]() для того чтобы выгнать из комнаты налетевших комаров, развел на полу костер, в результате чего возник пожар. Другой больной проржавевшую крышу дома заклеивал газетной бумагой. Такое поведение больных свидетельствует о том, что они утратили способность понимать взаимосвязь "между окружающими явлениями. Один из этих больных на вопрос, в чем состоит главная разница между пароходом и поездом, ответил, что у парохода труба несколько шире. Другой считал, что различие между трамваем и троллейбусом заключается в том, что троллейбусы чаще бывают синие, а трамваи—красные. Больные со слабоумием утрачивают способность логически мыслить, обобщать, анализировать и теряют критику к своему поведению, высказываниям и к окружающей обстановке. Слабоумие, которое иногда развивается при шизофрении, имеет свои отличительные особенности. Такие больные в ряде случаев могут решать сложные задачи и в то же время оставаться совершенно неприспособленными к жизни. Рис. 44. Выражение лица больного с приобретенным слабоумием. Патофизиология слабоумия. В основе слабоумия чаще лежит грубое органическое поражение головного мозга (гибель нервных клеток), что и приводит к тяжелым расстройствам высшей нервной деятельности. Резко расстраивается формирование новых условных рефлексов, вплоть до полной невозможности образовать их. Ранее образовавшиеся в процессе индивидуального развития сложные системы условных рефлексов начинают разрушаться. При шизофреническом слабоумии, надо полагать, что эти системы условных рефлексов, в основном, тормозятся и лишь при каких-то определенных условиях они могут начать нормально функционировать. ^ Под эмоциями понимаются чувства. Известны чувства радости, печали, гнева, любви. Эмоции имеют большое значение в жизни человека. В норме все психические процессы 114 сопровождаются теми или иными эмоциями. В зависимости от эмоционального отношения к выполняемой работе усталость возникает в разные сроки. Если работа вызывает инте-рее, чувство усталости может долго не появляться. На организм человека постоянно действует множество различных раздражителей как внешних, так и внутренних. В зависимости от характера раздражителя и состояния организма возникают те или иные чувства, которые, суммируясь, определяют настроение. Настроение у каждого здорового человека в течение суток может колебаться в известных пределах. Бурное проявление эмоций называют аффектом (гнев, радость, тоска, страх). В тех случаях, когда аффект сопровождается помрачением сознания, говорят о патологическом аффекте. Во время такого состояния человек может совершить тяжелое правонарушение. По окончании этого периода часто наступает сон и всегда полная амнезия на события, происшедшие за время патологического аффекта. Об эмоциональном состоянии судят по мимике, движениям, высказываниям больного, по тем изменениям, которые происходят в обмене веществ, и по вегетативным реакциям. Как известно, при некоторых эмоциях меняется количество сахара в крови, изменяется вязкость крови, расширяются сосуды мозга, сердца, легких, почек. Все это не является случайным и имеет важное биологическое значение. Так, например, во время волнения и страха увеличивается в крови количество сахара, а от количества сахара в крови зависит питание мышц. В настоящее время установлено, что рефлекторная дуга эмоций в основном замыкается в подкорковой области. Наблюдения показывают, что эмоции бывают наиболее выраженными в случаях преобладания подкорки, например у ребенка. Если у взрослого человека поражается кора и корковые процессы ослабевают, то проявление эмоций нередко в этих случаях усиливается. Следует помнить, что с подкоркой связаны примитивные эмоции, которые имеются с момента рождения. В процессе жизни на их базе с участием коры возникают эмоции более сложные. Поэтому считают, что в возникновении эмоций участвуют кора и подкорка. При разных психических заболеваниях можно говорить о повышении или о понижении эмоциональности. К повышенной эмоциональности относятся такие состояния, как эйфория, депрессия, тревога, страх; к пониженной— эмоциональная тупость, безразличие. Эйфория — приподнятое настроение, когда все окружающее воспринимается в радужных тонах. В этом состоянии больные много смеются, всем бывают довольны. Эйфория 115 часто наблюдается при органических поражениях головного мозга, например при прогрессивном параличе. При маниакально-депрессивном психозе эйфория, как правило, сочетается со стремлением к деятельности. Депрессия—состояние, противоположное эйфории. Больные испытывают чувство тоски. Все воспринимается з мрачных токах, движения бывают замедлены. Нередки мысли о том, что жизнь больше не имеет смысла. Это состояние характерно для депрессивной фазы маниакально-депрессивного психоза. Тревога. Больные испытывают тревожное предчувствие. Обычно эта тревога беспредметна. Иногда они ждут, что с ними или с их родственниками должно случиться что-то плохое. Как и при депрессии, нередки мысли 'о самоубийстве. Состояние тревоги чаще бывает у больных с предстарческими психозами. Страх. Нередко страх занимает видное место на фоне депрессии или тревоги. Иногда больные боятся чего-то определенного, а иногда может быть так называемый безотчетный страх. Испытывая чувство страха, некоторые больные застывают в какой-то определенной позе, другие стремятся куда-то бежать. Эмоциональная тупость. При незначительном понижении эмоциональности больные по сравнению с прошлым более равнодушны к происходящим вокруг их событиям, холодней относятся к своим близким, родным. Когда все это достигнет крайней степени, говорят ' об эмоциональной тупости. Больной становится апатичным, ему все безразлично. Например, на вопрос, желает ли он выписаться из больницы домой, больной отвечает, что ему все равно, где быть—дома или в больнице. Такие больные обычно не имеют никаких планов на будущее. К сообщению о гибели близкого человека могут отнестись с полным безразличием. Состояние это чаще наблюдается при шизофрении. При этом же заболевании приходится встречаться с такими нарушениями в области эмоциональной сферы, когда внешние раздражители вызывают не соответствующие, неадекватные им эмоциональные проявления. Так, например, в ответ на сообщение о болезни близкого человека больной улыбается. Патофизиология эмоциональных расстройств. Повышение эмоциональности обычно связывают с возбуждением подкорковой области. В работах В. П. Протопопова показано, что при маниакальном и депрессивном состоянии имеется инертный очаг возбуждения в подкорковой области. Понижение эмоциональности обусловлено снижени- • ем тонуса подкорковой области и коры. В тех случаях, когда 116 нарушается взаимодействие между корой и подкоркой, переживания человека не согласуются с его внешней эмоциональной реакцией (смех в ответ на печальное известие). При ослаблении корковых процессов создаются условия, облегчающие проявление эмоций. В этих случаях больные легко могут заплакать или засмеяться по самому незначительному поводу. При этом наблюдается легкость перехода от плача к смеху и наоборот. Больные часто критически относятся к этим проявлениям, но сдержать себя не могут. Описанное нарушение эмоций носит название слабодушия. ^ Сознательные и целеустремленные действия человека связаны с волевыми функциями. При различных психических заболеваниях могут отмечаться разнообразные нарушения этих функций. Они в основном могут быть разделены на две большие группы: повышение и понижение волевой деятельности. Так, например, при маниакальном состоянии повышение волевой активности проявляется главным образом в речевом и двигательном возбуждении, причем речевая продукция и движения больных носят целенаправленный характер. Речевое и двигательное возбуждение в ряде случаев наблюдается и при шизофрении, но характер этого возбуждения обычно не дает оснований говорить о повышении волевой активности. При шизофрении речь часто бывает бессвязной, движения — бесцельными. В депрессивной фазе маниакально-депрессивного психоза всегда происходит понижение волевой активности. Больные часами сидят в однообразных позах, ничем не могут заняться. Во время беседы отвечают медленно, односложными фразами. Понижение волевой активности может наблюдаться и при ряде органических поражений головного мозга (прогрессивный паралич, опухоли мозга, церебральный атеросклероз). При таком заболевании, как неврастения, часто наблюдается явно выраженное расстройство активного внимания, которое также относится к волевым функциям. Благодаря вниманию человек имеет возможность направлять свою деятельность в ту или другую сторону. Различают два вида внимания: пассивное и активное. Пассивное внимание заключается в способности человека реагировать на окружающие его раздражители без какого-либо волевого усилия. Эти раздражители в коре головного мозга оставляют определенный след. Например, человек, идущий по улице, не ставит 117 перед собой задачи наблюдать за тем, что встречается на его пути. Его рассказ о том, что он видел, будет в таком случае характеризовать его пассивное внимание. Процесс активного внимания всегда связан с волевым усилием. Так, например, человеку, у которого имеется желание заниматься каким*либо делом, необходимо активное внимание, чтобы выполнить эту работу. В случаях патологии может возникнуть повышенная от-влекаемость внимания. При этом расстройстве больной направляет свою деятельность на все, что попадает в его поле зрения, и ни одного дела не доводит до конца. Это состояние часто наблюдается при маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза. При депрессивном состоянии этого же психоза отмечается прикованность внимания, т. е. в .сознании больного доминирует какой-то определенный круг мыслей, оторваться от которых, переключиться на что-то другое удается лишь с большим трудом. Неустойчивость или истощаемость внимания встречаются при неврастении. Больные прилагают усилия, чтобы заняться каким-либо делом, но скоро замечают, что их внимание занято чем-то другим. Особенно ярко это можно наблюдать при чтении книги. Больной делает усилие, чтобы прочитать необходимое число страниц. После усвоения нескольких строчек он ловит себя на том, что читает механически, а мысли его заняты иным. Больной вновь принимает решение внимательно читать, но через некоторое время повторяется то же самое. Патофизиология расстройств волевой деятельности. Установлено, что при сосредоточении внимания в коре головного мозга возникает динамический очаг возбуждения. Вокруг него по законам отрицательной индукции развивается торможение. Сила очага возбуждения зависит от состояния нервной системы и того интереса, который вызывает работа. По законам индукции чем сильней очаг возбуждения, тем сильней индукционное торможение вокруг него. Становится понятным, почему человек, увлеченный какой-то работой, может не замечать, что происходит вокруг (не слышит шума от проходящих машин, не замечает включенного радиоприемника, а иногда не слышит даже, когда его зовут). Это объясняется тем, что все раздражители, которые не имеют отношения к тому, чем он занимается, попадают в зону торможения. При неврастении и ряде других заболеваний торможение ослаблено. В этих случаях в ответ даже на слабый раздражитель со стороны нервных клеток возникает ответная реакция. Клинически это выражается в том, что человек утрачивает способность на чем-либо длительно сосредоточиваться и его все отвлекает. 118 При маниакальном состоянии повышение волевой активности объясняется преобладанием возбудительных процессов в коре головного мозга. Кататоническое возбуждение обусловлено торможением коры и индукционным возбуждением подкорковой области. ^ В клинической картине различных заболеваний часто наблюдается определенное сочетание отдельных симптомов. Такое сочетание симптомов называется синдромом. Одни и те же синдромы могут встречаться при различных заболеваниях (например, синдром расстроенного сознания отмечается при инфекциях, травмах и опухолях мозга) или же на протяжении заболевания один синдром сменяется другим. Описание основных синдромов психических болезней приводится ниже. ^ Сознание — высшая форма отражения человеком окружающей среды. Когда клиницисты говорят о ясном сознании, то подразумевают, что человек в основном правильно ориентируется в окружающей обстановке, времени, отдает отчет во всех своих действиях. С точки зрения физиологии сознание есть результат наибольшей активности тех или других участков коры головного мозга, которые постоянно то суживаются, то расширяются, меняя свои очертания. В каждый отдельный момент сознанием охватывается определенный круг представлений. В случаях патологии могут наблюдаться расстройства сознания, во время которых бывают нарушены все стороны психической деятельности. Остановимся на основных видах нарушения сознания. Состояние оглушения При состоянии оглушения больные менее подвижны, слабо реагируют на окружающие раздражители. Для получения от них ответа вопрос приходится повторять по нескольку раз или произносить его громче обычного. Больные отвечают односложными фразами, с большими паузами; к происходящим вокруг событиям в большинстве случаев относятся безучастно. Оглушенность может продолжаться от нескольких часов' до нескольких дней и дольше. Когда это состояние проходит, |