|
Скачать 110.01 Kb.
|
1. Предмет и задачи наркологии. Наркология – научная дисциплина, изучающая условия возникновения и механизмы формирования зависимости от психоактивных веществ, их токсические эффекты с целью разработки адекватных методов диагностики, лечения и профилактики обусловленных ими заболеваний. Предметом наркологии являются заболевания, причины которых возникли как последствия употребления психоактивных веществ. Отсюда следует, что наркологи должны заниматься лечением последствий употребления наркотиков — токсического поражения печени, сердца, головного мозга и т.д., а также устранением физической зависимости. Устранение же тяги к наркотикам, то есть психической зависимости — вне обязанностей и возможностей наркологов. Однако они «лечат» психическую зависимость от наркотиков, что с одной стороны хорошо — хоть какая-то часть наркоманов временно прекращает употребление наркотиков, а с другой — плохо, так как создается видимость адекватной помощи наркоманам.В предмет наркологии входит изучение проявлений, этиологии и патогенеза наркологических заболеваний. В задачи наркологии входит изучение этиологии и патогенеза алкоголизма, наркоманий и токсикоманий, поиск наиболее рациональных приемов и методов профилактики и лечения, построение прогноза при оценке ремиссий и выздоровлений, сравнительный анализ распространенности наркологических заболеваний, планирование и организация наркологической помощи населению. 2. Психология алкоголизма. АЛКОГОЛИЗМ - заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков; проявляется постоянной потребностью в опьянении, расстройством психической деятельности, соматическими и неврологическими нарушениями, падением работоспособности, утратой социальных связей, деградацией личности.. Возникает вследствие регулярного употребления спиртных напитков, однако, полностью сформировавшись, может продолжать развиваться и при воздержании от алкоголя. Зависимые от спиртного - такие же люди, как и все остальные. В том смысле, что у них нет никаких особых психических качеств или черт характера, в той или иной степени не встречающихся у т.н. "здоровых людей". Исследование, проведенное д-ром Джорджем Вэйллэнтом в Гарвардском университете в 1983 г., подтвердило то, о чем многие специалисты подозревали и раньше: каковы бы ни были общие для больных алкоголизмом особенности личности, они развиваются после возникновения этого пагубного пристрастия, а не до него. Поэтому под термином "психология алкоголизма" имеют в виду те особенности поведения и черты личности, которые настолько часто и настолько в устойчивых сочетаниях встречаются у страдающих от злоупотребления спиртным, настолько бросаются в глаза, что уже стали как бы "визитной карточкой" недуга. Гораздо более четко, чем обычно, зависимость от алкоголя проявляет то, что многие из нас, не страдающие этой губительной страстью, тщательно в себе изживают или скрывают. Одна из наиболее вероятных на сегодня, пожалуй, причина заболевания - воспитание в среде злоупотребляющих алкоголем, порочные традиции. Существуют и другие возможные причины алкоголизма. алкоголизм в принципе неизлечим. С точки зрения практики медицины, речь может идти только о ремиссии, которая достигается постоянным фармакологическим и психотерапевтическим контролем за состоянием больного на протяжении всей его жизни. Но специалисты в области НЛП-терапии, в области психокоррекции, не ставят перед собой цель собственно лечения зависимости. Единственное, к чему они стремятся - помочь пациенту изменить свои осознаваемые и неосознаваемые психические шаблоны, которые держат его в клетке алкогольной болезни, помочь ему вновь обрести душевно-духовную целостность, самодостаточность - и таким образом избавиться от рабства перед спиртным. Это не лечение - это исцеление, "исцеление души и исцеление душой, как говорил Юнг. Такая цель считается вполне достижимой. 3.Основные задачи психолога в наркологическом учреждении. В круг задач психолога, занимающего данный пост, входит психодиагностика, помощь в лечении, индивидуальное консультирование, а также работа с родственниками больных. В целях диагностики используются различные тесты оценки внимания, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, направленности личности, установок в отношении алкоголя и наркотиков. По полученным результатам психолог пишет свое заключение. Данные о больном, результаты по тестам, а также заключение психолога заносят в особый дневник. Свое заключение психолог предоставляет лечащему врачу и самому пациенту. В лечении используются такие методы, как различные виды медицинского «кодирования» и психотерапия. Также возможны такие формы работы как групповая и семейная терапия, однако, они требуют особых условий, организации и часто оказываются невозможными из-за высокой «текучести» пациентов. Психолог, помимо этого, регулярно проводит беседы и консультации с пациентами и их родственниками, постоянно поддерживает связь с лечащими врачами и обслуживающим персоналом. Итак, сложность данной работы связана не столько с неудобствами техническими, сколько с эмоциональной нагрузкой. Трудно представить себе, сколько выдержки и самообладания, какая эмоциональная устойчивость требуется от человека, работающего в гнетущей обстановке наркологического диспансера, каждый день сталкивающегося с тем, что принято считать теневой стороной в человеке, его пороком. Хотя, с другой стороны, столкновение с этой частью действительности предоставляет возможности для личностного роста. Когда каждый день перед глазами проносится множество разнообразных человеческих судеб, настоящих жизненных трагедий, невольно у человека меняются собственные взгляды на жизнь, меняются ценности. Возможно, он начинает больше ценить то, что кажется обычным, учится по-новому любить жизнь, переоценивает свое место в ней. 4.Нейропсихологические и психофизиологические показатели наркологических заболеваний. 5. Аддиктивное поведение (общая характеристика). Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции. Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания – уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ “борьбы” с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Виды аддиктивной реализации. Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки. Алкоголизм. Наркомания. Прием лекарственных средств в дозах, превышающих терапевтические (риём транквилизаторов (элениум, реланиум и др.) приводит к определённой релаксации, создаётся впечатление, что повышается сообразительность, способность контролировать своё состояние. Риск возникновения аддикции наступает тогда, эти препараты начинают использоваться регулярно в качестве снотворных. Появляются симптомы физической зависимости (частые случаи употребления, попытки прекратить приём и срывы). Малейший психологический дискомфорт становится поводом для приема транквилизаторов). Приём препаратов бытовой химии (Стремление к приёму высокотоксичных веществ возникает обычно в подростковом возрасте из любопытства и носит коллективный характер. Нередко эти ингалянты употребляются и детьми. Эффект заключается в том, что развивается состояние “напоминающее опьянение, головокружение “взлёта”, повышенное настроение, беспечность). Сексуальное аддиктивное поведение (характеризуется сверхценным отношением к сексу, восприятием лиц, к которым возникают сексуальные влечения, не как личностей со своими особенностями и стремлениями, а как сексуальных объектов. При этом очень значимым, целевым становится “количественный” фактор. Сексуальная аддикция может маскироваться в поведении нарочитой праведностью, целомудрием, порядочностью, становясь при этом теневой стороной жизни. Эта вторая жизнь постепенно приобретает все большую значимость, разрушая личность.) Азартные игры (не связаны с приемом изменяющих состояние веществ, но отличаются характерными признаками: постоянной вовлеченностью, увеличением времени, проводимого в ситуации игры; вытеснением прежних интересов, постоянными мыслями о процессе игры; потерей контроля (неспособностью вовремя прекратить игру); состоянием дискомфорта вне игровой ситуации, физическими недомоганиями, дискомфортом; постепенным учащением ритма игровой активности, стремлением к риску; снижением способности сопротивляться роковому пристрастию. Наряду с этим может происходить злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами и т. д. в целях стимуляции активности и обострения ощущений. Способствовать риску развития пристрастия к азартным играм могут дефекты воспитания в семье: гипоопека, эмоциональная нестабильность, излишняя требовательность, стремление к престижности и переоценка значимости материальных благ.). Работогольная аддикция (представляет опасность уже потому, что считается важным звеном в положительной оценке личности и ее деятельности. В нашем обществе в сфере производственных отношений практически в любых трудовых коллективах очень ценятся специалисты, отдающиеся целиком своей работе. Таких людей всегда ставят в пример другим, их поощряют материально и на словах, закрепляя в их поведении свойственный им стиль. Работоголизм трудно распознается не только окружающими, но и самим работоголиком. К сожалению, за внешней общепринятой респектабельностью работоголизма стоят глубокие нарушения в эмоциональной сфере личности и в сфере межличностных контактов. При полной идентификации с работой из зоны внимания выпадают личностные качества и гуманистические ценности). Аддикции к еде (еда используется не как средство утоления голода, когда компонент получения удовольствия от приёма пищи начинает преобладать и процесс еды становится способом отвлечения от чего-то. Таким образом с одной стороны происходит уход от неприятностей, а с другой стороны фиксация на приятных вкусовых ощущениях. Анализ этого явления позволяет отметить ещё один момент: в случае, когда нечем занять свободное время или заполнить душевную пустоту, понизить внутренний дискомфорт, быстро включается химический механизм. Другая сторона пищевой аддикции – голодание. Опасность кроется в своеобразном способе самореализации, а именно в преодолении себя, победе над своей “слабостью”. Это специфический способ доказать себе и другим на что ты способен. В период такой “борьбы” с самим собой появляется повышенное настроение, ощущение лёгкости. Ограничения в еде начинают носить абсурдный характер. Периоды голодания сменяются периодами активного переедания. Отсутствует критика своего поведения. Вместе с этим происходят серьёзные нарушения в восприятии реальности). 6. Особенности подросткового возраста как фактор развития аддиктивного поведения. Под подростковым комплексом понимаются резко выраженные особенности подросткового возраста. Подростковый комплекс характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения, меланхолией, импульсивностью, негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств, агрессивностью. К психологическим особенностям подросткового возраста относят перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, желание подростка быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью и бравадой, борьбу с авторитетами и обожествление кумиров. Эгоистичность подростка проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием. Проявление грубости и бесцеремонности к другим людям сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму. Обостряется чувствительность подростка к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пренебрежением к суждениям взрослых. Для подростка характерно сочетание чувственности с поразительной черствостью, а болезненной застенчивости - с нагловатостью. Жажда признания проявляется наряду с бравированием независимостью, а отказ от общепринятых правил – с обожествлением случайных кумиров. Чувственное фантазирование подростка сочетается с сухим мудрствованием. Подросток стремится к философским обобщениям, для него характерна внутренняя противоречивость психики, неопределенность уровня притязаний, склонность к крайним позициям; эгоцентризм мышления и склонность к теоретизированию. Акцентируется конфликт идентичности против ролевой путаницы, неопределенность, расстройство временной перспективы. Подросток характеризуется оппозиционной готовностью, максимализмом в оценках, непереносимостью опеки, многообразием переживаний, связанных с пробуждающейся сексуальностью, немотивированными колебаниями настроений. Подростковый возраст – самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений и в то же время самый благоприятный для овладения нормами дружбы. Мнение ученых. Подростковая девиантность подчиняется общим закономерностям – нет никаких специфических причин девиантности подростков. Однако, социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным группам, своеобразно проявляется применительно к подросткам и молодежи. Особенности разрешения подростками противоречия между внутренней и внешней оценкой себя. Противоречие между самооценкой и оценкой личности подростка окружающими может привести подростка к поиску групп, принадлежность к которым способствует удовлетворению потребности в самоуважении. “В условиях, когда самооценка не находит опоры в социуме, когда его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность в (само)уважении остается нереализованной, - развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго; подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. Самооценка подростка получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности”. Особенности подростковых реакций. В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной мере определяется характерными для этого периода реакциями эмансипации, группирования, увлечениями (хобби) и формирующимся сексуальным влечением. Эти же факторы могут способствовать вовлечению подростков в группы, где практикуется употребление алкоголем, табаком и наркотиком, при условии, что эти группы позволят удовлетворить какие-либо потребности подростка, которые он не сможет удовлетворить в других группах. 7. «Большой наркоманический синдром». БНС универсален для всех форм зависимости от психоактивных веществ. То есть закономерности развития зависимости одинаковы и при употреблении героина, и при употреблении алкоголя.. Наличие его отличает здорового человека от больного наркоманией: 1.синдром измененной реактивности организма к действию наркотика (Исчезают защитные реакции организма, Повышается толерантность, т.е. повышается количество употребления за 1 раз, Изменяется форма опьянения) . 2.синдром психической зависимости (Появляется навязчивое, постоянное, хоть и не очень сильное, но влечение к выпивке. Изменяется достижение психического комфорта в опьянении. Алкоголь уже не приносит эйфории и расслабленности. На кого-то наваливается тоска и скука, на кого-то раздражительность, агрессивность. Важно не то, что происходит, а то, что с течением времени (лет) происходят такие перемены). 3.синдром физической зависимости (Появляется так называемое компульсивное, то есть непреодолимое, внезапно возникающее влечение, Теряется контроль над дозой, Возникает абстинентный синдром (синдром отмены), Изменение физического комфорта в интоксикации. То есть трезвым человек себя уже ощущает "не в своей тарелке", недомогает, там болит, здесь болит... Физическое недомогание, Физически хорошо зависимый ощущает себя только в опьянении ). 8. Факторы, свидетельствующие о повышенном риске возникновения алкоголизма и наркомании. |