|
Скачать 164.84 Kb.
|
УТВЕРЖДЕНО: Директор школы М.М.Евсюкова Приказ № от Программа профилактика наркомании Актуальность темы В начале XXI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ) приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных ПАВ, за исключением курящих табак, составляет более 200 млн. человек. Подростки и молодежь в периоде от 11 до 17 лет составляют возрастную группу риска. ^ 1. Доля курящих среди несовершеннолетних и молодежи 11- 24 лет - 61,3 %, т.е. 6 млн. 720 тыс. чел. Средний возраст начала курения - 11,5 лет. 2. Употребляют алкоголь 81,8 % несовершеннолетних и молодежи 11- 24- лет т.е. 8 млн. 968 тыс. чел.Средний возраст начала потребления алкоголя - 13 лет. 3. Потребляющих наркотические средства, или пробовавшие их хотя бы один раз, среди несовершеннолетних и молодежи 11- 24 лет – 44,8% Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь. Мы не верим в то, что это может случиться с нами. Не замечаем подростков, идущих навстречу с тоскливыми недобрыми глазами, в которых отражается пустота. Не видим шприцев, которые валяются на подоконниках наших подъездов. Не слышим историй, о которых так много говорят все вокруг. Детская наркомании – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить. Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни. Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы ^ создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на отрицательное отношение к наркотическим веществам. Задачи Программы: -разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках воспитательной системы; -определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы; -развивать у детей понимание опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом; -формировать у подростков позитивное отношение к себе и ответственность за свое поведение; ^ Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике наркомании: 1) Работа с детьми: общая воспитательная педагогическая работа с детьми; работа с детьми «группы риска»; работа с детьми, употребляющими наркотические вещества; ^ : подготовка учителей к ведению профилактической работы; организационно-методическая антинаркотическая работа. ^ информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании; работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»); психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества; ^ ответственными за осуществление антинаркотический профилактики. (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях). ^ - развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами; - укрепление психического и духовного здоровья детей и подростков; -развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной поддержки детей и подростков; - включение подростков в организованную борьбу против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения; - развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом; - развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми. - привлечение к совместной деятельности всех заинтересованных ведомств и организаций. ^ Программа профилактической работы разработана на основании нормативных материалов: -Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 – 2001 годы» и на 2002 -2004 годы, федеральная программа; - Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90. - « Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (Приказ МО РФ от 28.02.2000 N 619). -«О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в 1999 - 2000 гг.» Приказ Минобразования России от 23.09.99 г. № 718; -Отраслевой стандарт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (проект). - Положение о службе практической психологии (Приказ МО РФ от 22.10.1999 N 636). - Федеральный закон № 3266-1 от 10.06.92 “Об образовании” (в ред. ФЗ от 13.01.96 №12- ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ) - Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г.). Этапы реализации программы Первый этап: диагностирующий. Время проведения: сентябрь ^ определить степень информированности детей и подростков по проблеме; выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков; сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы. Методы: 1) изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом; 2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей. ^ Анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы: подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ; подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков; подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков. ^ Время проведения: сентябрь – май. Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении. Задачи: 1) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках; 2) способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией; 3) учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними; 4) создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения; 5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями. ^ 1) информационный; 2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций); 3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости). Формы работы: 1) лекция; 2) беседа; 3) семинар; 4) конференция; 5) мини-спектакль; 6) психотерапевтические занятия; 7) тренинг; 8) ролевая и деловая игра; 9) мозговой штурм; 10) круглый стол; 11) дискуссия; 12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка); 13) социологический опрос; 14) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием. Возможная тематика мероприятий: 1. Спортивное ток-шоу «Наркомания - эпидемия века». 2. Соревнования по массовым видам спорта: «Спорт против наркотиков» «Будущее за нами» «Я выбираю жизнь без наркотиков!» 3. Классные часы: «Школа без наркотиков» «Профилактика ВИЧ/СПИДА и наркомании» «Умей сказать нет наркотикам» «Мир без табачного дыма» «Мир без наркотиков» «Мир в наших руках» 4. Беседы со школьниками: «СПИД – чума ХХ века» «Курение и здоровье» «Алкоголь и здоровье» «В чем вред курения?» «Опасность «пассивного курения» «Эффективные методы отказа от курения» «Препараты, применяемые против курения» «Здоровый образ жизни – школа выживания» «Профилактика вредных привычек» «Войдем в мир здоровья» «Наркоманам скажем: «НЕТ!» «От чего мы зависим» 5. Общешкольные мероприятия: «День без вредных привычек» «Молодежь против наркотиков» 6. Научно-исследовательские работы: «Психология общения», «Конфликт. Пути выхода из конфликта» 7. Подготовка листовок ^ 1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям; 2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него; 3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей; 4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем. ^ Время проведения: май (конец месяца). Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании. Задачи: 1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе; 2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании; 3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании. Методы: 1) анализ отчетной документации; 2) опрос, беседа; 3) анонимное анкетирование. Примечание. Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность: 1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ; 2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам; 3) определить динамику целевых групп. Значение этапа: 1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы; 2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики; 3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании. ^ Цели первичной профилактики наркозависимости в начальной школе: Адаптация учащихся к школе Задачи: -Налаживание взаимодействия школы и семьи -Формирование традиций в каждом конкретном классе: празднование дней рождений детей, общепринятых праздников (Новый год, День учителя и т.д.), специфических праздников для данного класса, школы, города, совместные поездки на природу, походы в театры, на выставки -Формирование у детей здорового образа жизни. Одна из важнейших причин начала употребления ПАВ детьми и подростками – дезадаптация в социуме. Известно, что у многих детей имеется синдром школьной дезадаптации. И, соответственно, эти дети попадают в «группу риска» наркозависимости. Поэтому основная цель первичной профилактики наркозависимости на начальном этапе – успешная адаптация всех учащихся первых классов школе. ^ -Изменение количества детей, попадающих в «группу риска» при поступлении в первый класс и при окончании четвертого класса -Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска» ^
^ Цели первичной профилактики наркозависимости в средней школе: Предотвращение употребления подростками ПАВ, формирование у подростков здорового образа жизни. Задачи: -Формирование позитивного отношения подростков к себе -Формирование ответственности за свое поведение -Формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению Большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т.д. В связи с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости в средней школе акцент необходимо делать на психологическую работу с подростками. Это – специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии. ^ Предлагается два способа отслеживания эффективности Отслеживание эффективности всей программы в целом. Критерии: -Появление у подростков устойчивых интересов -Повышение успеваемости -Изменение количества детей, состоящих в «группе риска» -Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска» Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия. После проведения мероприятий (родительские собрания, тренинги, дискуссии,) проводится анкетирование, опросы участников (детей, родителей) с целью отслеживания эффективности мероприятия, динамики отношения к проблеме, динамики осознания проблемы. Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы экспертов. сочинения, наблюдение, социометрии ^
Координацию деятельности по реализации программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, который определяет содержание конкретных мероприятий по программе, организует их выполнение. Основными исполнителями мероприятий Программы являются : психолог, педагоги, учащиеся и их родители. ![]() Зам. директора по воспитательной работе В.В.Дорохова МОУ Алтайская основная общеобразовательная школа 2009 год В нашей школе по традиции в ноябре проходит месячник « Мы за здоровый образ жизни». В рамках месячника в начальных классах прошли классные часы, посвященные здоровому образу жизни. В средних классах были проведены видеолектории и беседы, в ходе которых учащиеся узнали о вреде наркотических веществ на организм человека. Инспектор по делам несовершеннолетних Годенова Н.Б. ознакомила старшеклассников со статьями Уголовного Кодекса РФ применяемых к наркоманам и распространителям ПАВ. 30 ноября приняли участие во Всероссийской Акции: были проведены спортивная игра « Веселые старты», семейные соревнования « Папа, мама, я - спортивная семья», конкурс рисунков « Мы за здоровый образ жизни». В ходе акции были выпущены листовки для учащихся и родителей. Профилактическими мероприятиями было охвачено 136 учащихся ( 100%), 17 родителей учащихся и 16 педагогов. ![]() Конкурс рисунков « Мы за здоровый образ жизни» прошел среди учащихся 1-9 классов. Самыми активными участниками конкурса были учащиеся начальных классов. Победители были награждены грамотами ![]() ![]() В начальных классах прошел спортивный праздник: «Папа, мама, я – здоровая семья». В соревнованиях принимали участие сборные команды «Парус» и «Надежда» состоящие из учащихся и их родителей. Родители вмести с детьми, с азартом преодолевали все эстафеты. Среди учащихся старших классов прошел школьный турнир по волейболу. Первенство одержала команда волейболистов 11 класса. ![]() На старт в этот день вышли команды 2 класса -«НЕПОСЕДЫ», 3 класса- «ЗАБИЯКИ» и 4 класса -«ДРУЖБА ». В каждой команде было по 11 участников. Соревнования проходили в форме игровых эстафет. В упорной борьбе места распределились следующим образом: 1 место у команды «Забияки», 2 место заняли «Непоседы» и на 3 месте были « Дружба» |