Тема: «Профилактика токсикомании» icon

Тема: «Профилактика токсикомании»





Скачать 123.52 Kb.
Название Тема: «Профилактика токсикомании»
Дата 01.04.2013
Размер 123.52 Kb.
Тип Программа
ПРОГРАММА

семинар-практикум для родителей

педагог-психолог МС(К)БОУ Щулькиной С.Н.

Тема: «Профилактика токсикомании».

Цель: раскрытие содержания работы педагога-психолога по профилактике употребления ПАВ.

Задачи:

  • раскрыть понятие, причины токсикомании, мотивы употребления ПАВ;

  • показать практическое занятие с родителями;

  • познакомить с рекомендациями.

Время проведения: (2 часа).

Форма проведения: очная (семинар, доклады, практикум).

Техническое оснащение: компьютер, проектор.


^ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ




Время


Вид деятельности


Основные вопросы мероприятия


14.00-14.10

Регистрация участников

Встреча участников

14.10-14.30

Выступление

Раскрыть понятие, причины токсикомании, мотивы употребления ПАВ

14.30-15.30

Занятие с родителями «Подростки и токсикомания»

Осознание участниками проблем, связанных с токсикоманией, через игры и упражнения

15.30-15.50

Итог занятия

Рефлексия, выдача рекомендаций

15.50-16.00

Итог семинара

Подведение итогов семинара



Информация

к выступлению на семинаре-практикуме

«Профилактика токсикомании»

Проблема токсикомании с ингаляционным употреблением различного рода органических растворителей остаётся актуальной.

Токсикомания – это заболевание, вызванное употреблением токсических веществ, то есть таблеток транквилизаторов; кофеина, полученного от заваривания большого количества чая (чифиря); вдыханием веществ бытовой химии. В состоянии токсического опьянения помимо эйфории возникают зрительные галлюцинации.

Мотивы токсикомании:

  • Удовлетворение любопытства относительно действия токсического вещества.

  • Получение чувства принадлежности (с целью быть принятым определённой группой).

  • Выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим.

  • Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта (стремление к «экстриму»).

  • Достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения».

  • Достижение ощущения полного расслабления.

  • Уход от чего-то гнетущего.

Питательной почвой для токсикомании является микросреда. Большое значение играет семья, уличное окружение. Появление хотя бы одного зависимого во дворе, на улице, в школе пагубно влияет на окружающих.

Массовое применение с целью наркотизации получил клей «Момент». Это дешёвое доступное для всех средство, летучие компоненты которого обладают мощным галлюциногенным и общетоксическим действием. Его используют дети, начиная с 7-8 лет (в 1-2 классах школы), то есть в возрасте далеко не полного самосознания, фактического отсутствия логически-критической оценки ситуации, высокой уязвимости развивающихся психофизических констант (характеристик) личности. Токсикомания является разновидностью наркомании.

Сейчас на учёте в милиции состоят множество токсикоманов, использующих «Момент», но учтённые дети представляют только малый процент от массы «дышащих в пакет».

В исследованиях, посвящённых токсикоманиям с ингаляционным применением органических растворителей, имеются указания на дефицит, а следовательно потребность детского организма в отношении некоторых микроэлементов, в частности, железосодержащих компонентов, но практика указывает на преобладание в формировании токсикоманической зависимости психологических и социальных факторов.

Дети начинают «дышать в пакет» из любопытства и подражания в уже, как правило, сложившихся микрогруппах классных и дворовых товарищей. В большинстве случаев это мальчики в возрасте то 7 до 13 лет (девочки прибегают к вдыханию клея значительно реже, их злоупотребление носит более скрытый характер, обычно они «дышат» вдвоём с закадычной подружкой, стараясь всячески замаскировать своё пристрастие).

Большинство таких детей происходят из крайне неблагополучных семей, их матери часто страдают алкоголизмом, ведут аморальный образ жизни. Однако, есть ребята из полных семей, внешне вполне «приличных» и даже сравнительно состоятельных. Общим для всех этих детей является психологическая атмосфера их незащищённости и ненужности в доме, притом, часто их формальные запросы вполне и даже с избытком удовлетворяются (есть стильная одежда, электронные игрушки и т. д.)

Практически у всех детей имеются и имелись до злоупотребления психоактивными веществами проблемы с адаптацией в школьной жизни. Употребление «Момента» является вариантом психологического поиска состояния относительной гармонии, с реализацией иллюзий мальчишеских фантазий по типу «что хочу-то и вижу».

Специфическими клиническими проявлениями, которые имеют место почти у всех детей, регулярно вдыхающих пары «Момента», является комплекс ярких, «цветных» зрительных галлюцинаций, «мультиков», «картинок», возникающих при открытых глазах и «накладывающихся» на реальность, часто воспринимаемых особенно броско и выпукло с глубокими эмоциональными переживаниями. Обычно галлюцинации переживаний у детей 7-8 лет – это «встречи» с героями мультфильмов, домашними животными, игрушками; у более старших (11-12 лет) – это культ силы, зрительно-тактильные галлюцинации с субъективным ощущением своих особых возможностей, представление себя героем американских боевиков и т. д., то есть иллюзия переживания мощи и защищённости. Ребята верят что могут «разогнать тучи», «толкнуть тяжёлую машину», «забить ногами сильного мужика».

Зависимость от «Момента» носит психологический характер, она выражается в стремлении вновь и вновь погрузится в мир галлюцинаций, где реализуются их сокровенные желания и мечты, - уйти на время из реального мира взрослых, где они чувствуют себя чужими, непонятными или незащищёнными.

Такие дети лживы и изворотливы. Если злоупотребление продолжается, то у детей начинает доминировать раздражительность и агрессивность в сочетании с замкнутостью, оскудением интересов и эмоций, мрачностью, непринятием норм общества.

Следовательно, дети используют ингаляции растворителями с целью улучшения качества жизни (в большинстве случаев), либо подражая, сверстникам, которые уверяют, что это «клёво», и, получая возможность войти в это детское общество. Другим фактором, который следует учитывать при воспитании детей страдающих пристрастием к психоактивным веществам, является то, что они полностью отрицают наличие у себя болезни и категорически отказываются от лечения.

Проблема детей, злоупотребляющих вдыханием паров органических растворителей, чрезвычайно значима ввиду катастрофичности последствий для детского организма, высокой степени социальной опасности. Поскольку реальная профилактика зависимости от ингаляционного использования психоактивных веществ детьми связана с глобальными экономическими, социальными, внутрисемейными проблемами, то есть на сегодняшний день является весьма проблематичной, наша задача противостоять девиантному детскому поведению. Воспитание таких детей должно носить косвенный характер, учитывая специфику влечения к вдыханию психоактивных веществ.

Рекомендации.

  1. Необходимо беседовать с ребёнком один на один в уютной комнате, посадив ребёнка в кресло.

  2. Расспрашивать о школе, проблемах, интересах, текущих событиях.

  3. Попросить ребёнка максимально расслабить руки, ноги, как будто он собирается немного подремать, сделать несколько глубоких вдохов.

  4. Пофантазировать, рассказать какую-нибудь историю.

  5. В игровой форме проговаривать сюжеты, учитывая основные направления мотивационного характера – стремление обрести силу, значимость и защищённость в мире.

  6. Попросить ребёнка что-либо представить (я попрошу тебя представить себе какое-нибудь открытое место, луг или поляну), можно это представить либо с открытыми, либо с закрытыми глазами. Позже спросить у ребёнка смог ли он представить эту картину или нет. Можно спросить ребёнка, что ещё было на лугу, какое время года, какая погода и т. д., то есть важно, чтобы ребёнок представлял.

  7. Прослушивание вместе с ребёнком спокойной музыки (желательно без слов).

  8. Чтение с ребёнком сказок, разбор героев сказок, мультфильмов.

  9. Учите детей говорить «НЕТ». Тренируйте уверенность в правильном выборе, уверенность в себе. Репетируйте с ним отказ. Предложите разные формы: «Ни за что! Почему ты хочешь, чтобы я попал в беду?»; «Забудь об этом!!!»; «Это – не из моей жизни!». Напомните детям, чтобы они сразу уходили, прекращали разговор. Объясните им, что их хотят использовать, считая безвольными и глупыми. Расскажите, что общество защищается от подобных людей.

  10. Помните, когда мы говорим ребёнку, что можно делать, а чего нельзя, мы обязательно должны подготовить его к возможным вариантам практического развития ситуации.



^ Занятие с родителями

Тема. «Подростки и токсикомания»

Цель. Просвещение родителей по вопросам профилактики токсикомании.

Задачи:

  • дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему токсикомании;

  • определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен;

  • показать пути решения проблемы.


Вопросы к обсуждению:

  • существует ли проблема токсикомании в нашем обществе?;

  • сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?;

  • что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?;

  • насколько это явление опасно для подростков и молодежи?;

  • если эта проблема не решится в ближайшее время, как она повлияет на наше общество в целом?



Мозговой штурм «Почему люди употребляют ПАВ?»

Информационный блок

«Спорные утверждения»

Для данного семинара можно использовать следующие утверждения;

1. Токсикомания - это преступление.

2. ПАВ повышают творческий потенциал.

3. Токсикомания - это болезнь.

4. У многих молодых людей возникают проблемы с законом из-за ПАВ.

5. Прекратить употреблять ПАВ можно в любой момент.

6. Токсикомания излечима.

7. Многие подростки начинают употребление ПАВ «за компанию».

8. Подростки, употребляющие ПАВ, очень часто не осознают, что зависят от них.

9. Токсикоман может умереть от передозировки.

10. Зависимость от ПАВ формируется только после их многократного употребления.

11.По внешнему виду человека можно определить, употребляет он ПАВ или нет.

При обсуждении обратите внимание группы на альтернативные способы достижения эффекта без ПАВ. Возможен вариант, когда участники прописывают или рисуют альтернативные способы получения удовольствия и решения проблем.

Фиксируются следующие идеи: от нечего делать, из любопытства, за компанию, чтобы испытать новые ощущения, назло родителям, это модно, чтобы снять боль.

Обобщая, важно сделать вывод: практически во всех случаях человек сам решает, употреблять ему ПАВ или нет.

^ Спорные утверждения

Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему токсикомании.

Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен». «Не знаю / не уверен».

Прикрепите подготовленные листы с утверждениями по четырем сторонам комнаты.

Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой токсикомании (в зависимости от обсуждаемой на занятии темы). После того, как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов ватмана, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

^ Спорные утверждения:

Токсикомания - это преступление.

ПАВ повышают творческий потенциал.

Токсикомания - это болезнь.

У многих молодых людей возникают проблемы из-за ПАВ.

Прекратить употреблять ПАВ можно в любой момент.

Токсикомания излечима.

Многие подростки начинают употребление ПАВ «за компанию».

Люди, употребляющие ПАВ, очень часто не осознают, что зависят от них.

Зависимость от ПАВ формируется только после их многократного употребления.

По внешнему виду человека можно определить, употребляет он ПАВ или нет.

Лечение и реабилитация токсикоманов должно быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.

Токсикоманы - это не люди.

Обсуждение:

Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?

Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказались в меньшинстве?

Легко ли было изменить свою точку зрения?

Примечание: проводя эту игру, вы можете выбрать любое количество утверждений, которые соответствуют поставленной цели.

«Марионетка»

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, а третий участник будет играть роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.

Обсуждение:

Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли «куклы»?

Понравилось ли им это чувство? комфортно ли им было?

Хотелось ли что-либо сделать самому?

«История про...»

История про Машу

Коля и Маша любят друг друга. Они учатся в одном классе. Однажды Коля во время дискотеки завел Машу в класс и предложил ей попробовать ПАВ. Он объяснил ей, что начал недавно нюхать, ему очень нравится, и он хочет, чтобы ей тоже было хорошо. Маша отказалась от предложения и убежала из школы. Всю ночь она думала, что ей делать, и в итоге решила рассказать все своей однокласснице Свете, у которой брат недавно погиб под колесами мотоцикла, за рулем которого был токсикоман. Света обещала все устроить и решить проблему.

Она рассказывает все классному руководителю, а та - директору школы. Родителей Коли вызывают и рассказывают о сыне, Колю кладут в закрытый стационар на лечение. Никто из класса, даже Маша, не приходит к нему. Только друг Ваня не изменил своего отношения к другу и навещает его. Когда Коля вышел из больницы, он решил, что ПАВ употреблять больше не будет, но и с Машей поддерживать отношения тоже не собирается.

На примере обсуждения истории видно:

  • насколько сложно отказать близкому человеку,

  • принять самостоятельное решение,

  • сделать правильный выбор,

  • определить, какой выбор правильный,

  • отказаться от дискриминирующей позиции.

«Жизнь с болезнью»

Цель: осознание участниками проблем, связанных с токсикоманией; изменение взглядов на проблему токсикоманов.

Материалы: небольшие листы бумаги, ручки на каждого участника.

Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги (размером 5 на 5 см) и просит написать: на 4 листочках - названия любимых блюд, на 4 - названия любимых занятий, увлечений, на 4 - имена близких или любимых людей.

Когда все участники готовы, ведущий говорит:

«Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от ПАВ, для того чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от ПАВ. За любое удовольствие надо платить... и не только деньги. Поэтому я попрошу отдать по 1-ой карточке с любимым блюдом, занятием, близким человеком». Далее зависимость требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка.

После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника, это символизирует то, что потребитель ПАВ не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников - это возможный вариант того, что токсикомания может сделать с жизнью человека.

Обсуждение

  • Как себя чувствовали участники во время игры?

  • Как сейчас себя чувствуют?

  • С чем или с кем труднее было расставаться?

После игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка, для того чтобы вывести участников из игровой ситуации. Ее текст может быть таким: «То, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснется Вас и ваших близких. Я надеюсь, никто из Вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни. Все это было только игрой. А закончилось вместе с игрой... и т.д.» После этого участники делятся пережитыми чувствами.

Итог занятия.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Тема: «Профилактика токсикомании» icon Юго-Западный государственный университет (юзгу) Впомощь куратору профилактика наркомании и токсикомании

Тема: «Профилактика токсикомании» icon Методические указания для самостоятельной работы студентов Тема: Грибковые заболевания кожи
Тема: Грибковые заболевания кожи (микроспория, трихофития, эпидермофития, кандидоз). Характеристика....
Тема: «Профилактика токсикомании» icon «Наркомании и токсикомании.»

Тема: «Профилактика токсикомании» icon Тема: "Простудные заболевания ребенка и их профилактика"

Тема: «Профилактика токсикомании» icon Тема 2 Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции

Тема: «Профилактика токсикомании» icon Тема: Использование силантов в профилактика кариеса

Тема: «Профилактика токсикомании» icon О профилактике наркомании и токсикомании

Тема: «Профилактика токсикомании» icon Тема: Избыточная масса тела. Профилактика ожирения

Тема: «Профилактика токсикомании» icon Конспект внеклассного мероприятия с учащимися 7 класса. Тема : Деловая игра «Умение избегать рискованных
Тема: Деловая игра «Умение избегать рискованных ситуаций, опасных для здоровья – профилактика вич...
Тема: «Профилактика токсикомании» icon Информационно-методический материал по профилактике токсикомании среди подростков

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы