|
Скачать 243.5 Kb.
|
Содержание
Органов местного самоуправления волгоградскойПо реализации закона Наркомании и токсикомании |
16 августа 1999 года N 293-ОД ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Принят областной Думой 22 июля 1999 года (в ред. Законов Волгоградской области от 12.10.2001 N 609-ОД, от 05.10.2005 N 1103-ОД) Признавая высокую ценность здоровья человека, учитывая, что психические расстройства при различных наркологических заболеваниях могут нанести ущерб личности и изменить отношение общества к человеку; отмечая увеличивающийся рост в нашем обществе наркомании и токсикомании; принимая во внимание тесную причинную связь с этим преступности и связанное с этим социальное зло, ущерб государству, Волгоградская областная Дума принимает настоящий Закон. Настоящий Закон регулирует отношения в сфере профилактики, лечения, медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией, токсикоманией и имеет своей целью прекращение роста и уменьшение наркологической заболеваемости населения в Волгоградской области и приводящего к ней незаконного употребления наркотиков и связанных с этим правонарушений. Действие настоящего Закона распространяется на граждан, временно или постоянно проживающих в Волгоградской области или проезжающих через нее. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: профилактика первичная наркологическая - система социальных, гигиенических, воспитательных и медицинских мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития. В данном контексте подразделяется на профилактику основную, социальную, общественную, направленную на охрану здоровья всего общества, и профилактику медицинскую, сводящуюся к ранней диагностике и лечению, адресованную соответствующему контингенту; профилактика вторичная наркологическая - совокупность мер, направленных на пресечение или ослабление возникшего в организме патологического процесса и предупреждение обострений существующего заболевания, которое может перейти в хроническую форму; наркомания - заболевание, обусловленное болезненным, непреодолимым влечением к употреблению наркотиков в связи с психической и физической зависимостью от них; токсикомания - заболевание, обусловленное болезненным влечением и привыканием к приему веществ, не относящихся к наркотическим; наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами; психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - оборот, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации; незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ - потребление без назначения врача; девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от общепринятых норм и не относящееся к болезненным состояниям; аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством употребления наркотических, токсических и психотропных средств с нелечебной целью; группа риска - группа лиц с аддиктивным поведением; социальная реабилитация - комплексное направленное использование социальных, образовательных и трудовых мероприятий с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне; медицинская реабилитация - этап работы наркослужбы с лицом после курса активного лечения; адаптация (реадаптация) психическая и трудовая - приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды и к определенным формам трудовой деятельности; адаптация происходит за счет личных способностей лица, реадаптация - этап медицинской реабилитации, на котором преобладают психосоциальные методы воздействия; наркологическая служба - сеть или специализированное учреждение, оказывающее лечебно-профилактическую, медико-социальную и медико-юридическую помощь больным наркоманией, токсикоманией; наркологические заболевания (расстройство) - особое психофизическое болезненное состояние в результате токсического воздействия больших доз наркотических средств и психотропных веществ, характеризующееся мало- или необратимыми дефицитарными изменениями психики; наркотизм - привычное употребление и болезненное злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами. Статья 2. Задачи настоящего Закона Задачами настоящего Закона являются: определение основных направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области, юридических и физических лиц, общественных формирований в сфере профилактики наркомании и токсикомании; правовое регулирование отношений, возникающих в сфере профилактики наркомании и токсикомании; снижение роста незаконного потребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ на территории Волгоградской области. Статья 3. Профилактика наркомании и токсикомании 1. Профилактика наркомании и токсикомании - система мер, направленных на прекращение роста и снижение уровня незаконного потребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ гражданами, проживающими на территории Волгоградской области; предупреждение совершения правонарушений лицами, употребляющими наркотические, токсические средства и психотропные вещества, оказание им необходимой медицинской и реабилитационной помощи, осуществление государственного контроля за изготовлением, хранением, транспортировкой и реализацией наркотических средств и психотропных веществ, пресечение их незаконного оборота на территории Волгоградской области. 2. Объектами профилактики наркомании и токсикомании являются: граждане, не имеющие опыта аддиктивного поведения, в том числе несовершеннолетние; граждане, склонные к аддиктивному поведению, в том числе несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в органах внутренних дел как потребители наркотических, токсических средств и психотропных веществ; организации, занимающиеся производством, транспортировкой, хранением и реализацией наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с федеральным и областным законодательством. 3. Система профилактики наркомании и токсикомании включает: разработку и реализацию областных и муниципальных программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании; деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области, организаций различных форм собственности, общественных объединений по профилактике наркомании и токсикомании. Статья 4. Основные направления региональной политики в сфере профилактики наркомании и токсикомании Основными направлениями региональной политики в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются: охрана здоровья человека, в том числе психического; пропаганда здорового образа жизни и формирование в обществе негативного отношения к наркомании и токсикомании; строгий контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, сокращение числа больных наркоманией; сокращение числа правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; создание правовых гарантий для системы профилактики и лечения наркологических заболеваний, в том числе гарантированное бюджетное финансирование; координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области, юридических и физических лиц в сфере профилактики и лечения наркологических заболеваний. Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ^ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ Статья 5. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Органы государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области, образовательные, медицинские учреждения, общественные объединения, средства массовой информации осуществляют свои полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в пределах полномочий, определенных для них федеральным законодательством, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Волгоградской области. Статья 6. Полномочия Волгоградской областной Думы К полномочиям Волгоградской областной Думы в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся: законодательное регулирование в сфере профилактики наркомании и токсикомании; утверждение областных целевых программ по профилактике, лечению наркомании и токсикомании. Статья 7. Полномочия главы администрации Волгоградской области К полномочиям главы администрации Волгоградской области в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся: определение основных направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области, юридических, физических лиц в сфере профилактики наркологических заболеваний; (в ред. Закона Волгоградской области от 12.10.2001 N 609-ОД) создание координационного совета по вопросам профилактики наркомании и токсикомании; участие в совете общественной безопасности при главе администрации Волгоградской области по обеспечению безопасности граждан, осуществляющих деятельность по профилактике наркологических заболеваний. Статья 8. Полномочия администрации Волгоградской области К полномочиям администрации Волгоградской области относятся: разработка и реализация областных программ по профилактике наркомании и токсикомании; координация деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании; развитие здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта; создание и реализация экономических и правовых механизмов, стимулирующих у населения интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни; реализация государственной политики поддержки семьи и детства, разработка программ по поддержке семьи и детства; абзац 7 исключен. - Закон Волгоградской области от 12.10.2001 N 609-ОД; контроль за соблюдением установленных санитарных норм и правил содержания детей в образовательных организациях; развитие системы специального и коррекционного образования, усиление профилактической и диагностической работы в системе образования по раннему выявлению и коррекции психических отклонений у детей, развитие системы психологической реабилитации; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов и организаций, реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании; осуществление систематического контроля за хранением и использованием наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ в организациях здравоохранения, медицинской, фармацевтической и химической промышленности; организация разработки и внедрения новых эффективных методов лечения и реабилитации больных наркоманией и токсикоманией, а также использования современных научных достижений в этой сфере; содействие развитию и поддержка антинаркотической пропаганды; осуществление лицензирования организаций, оказывающих наркологическую помощь; абзац 15 исключен. - Закон Волгоградской области от 12.10.2001 N 609-ОД; создание реабилитационных центров и отделений, рассчитанных на длительное пребывание в них пациентов, страдающих наркоманией и токсикоманией; разработка и реализация мероприятий по предупреждению немедицинского потребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ, раннему выявлению больных наркоманией и токсикоманией и привлечению их к лечению; обеспечение контроля за деятельностью органов и организаций здравоохранения в сфере профилактики и лечения наркомании и токсикомании; создание специализированных лечебно-воспитательных учреждений закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей, совершивших противоправные действия на почве наркомании и токсикомании, с целью проведения комплекса мероприятий по их лечению и коррекции поведения; предотвращение распространения информации о местах произрастания наркотических растений, способах и методах изготовления наркотических средств и их употребления. Статья 9. Участие органов местного самоуправления в профилактике наркомании и токсикомании Органы местного самоуправления в сфере профилактики наркомании и токсикомании имеют право на: принятие местных целевых программ по профилактике наркомании и токсикомании; создание муниципальных организаций, осуществляющих профилактическую, коррекционную, воспитательную работу с гражданами, страдающими наркоманией и токсикоманией; создание, поддержку и развитие системы специального и коррекционного образования, системы психологической реабилитации; организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании; создание муниципальных реабилитационных центров и отделений, рассчитанных на длительное пребывание в них пациентов, страдающих наркоманией и токсикоманией; участие в организации деятельности по предупреждению немедицинского потребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ. Органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью муниципальных органов и учреждений здравоохранения в сфере профилактики и лечения наркомании и токсикомании, обеспечивают муниципальные наркологические учреждения необходимыми лекарственными средствами для лечения больных наркоманией и токсикоманией. Статья 10. Задачи образовательных организаций Задачами образовательных организаций являются: воспитание у учащихся отрицательного отношения к наркомании и токсикомании; разъяснение учащимся и их родителям физического и психического вреда от употребления наркотиков; обеспечение педагогической и социально-психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии и обучении; раннее воспитание у несовершеннолетних системы запретов на аддиктивное поведение; обучение родителей навыкам бесконфликтного общения с детьми. Статья 11. Задачи специальных учебно-воспитательных организаций для несовершеннолетних с девиантным поведением Задачами специальных учебно-воспитательных организаций для несовершеннолетних с девиантным поведением являются: психолого-медико-педагогическая реабилитация учащихся и создание предпосылок для социальной адаптации; создание условий для получения учащимися начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования. Статья 12. Исключена. - Закон Волгоградской области от 12.10.2001 N 609-ОД Статья 12. Задачи комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области Задачами комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области являются: организация занятости и досуга лиц, склонных к употреблению наркотиков, развитие их творческих способностей; пропаганда здорового образа жизни среди молодежи, воспитание отрицательного отношения к наркотикам. Статья 13. Задачи средств массовой информации Задачами средств массовой информации являются пропаганда здорового образа жизни, разъяснение ущербного воздействия наркотиков. Статья 14. Задачи органов социальной защиты Задачами органов социальной защиты являются: оказание социальных услуг лицам, страдающим наркоманией и токсикоманией; защита прав и законных интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальная реабилитация лиц, страдающих наркоманией и токсикоманией. Статья 15. Задачи организаций по социальной реабилитации несовершеннолетних 1. Основными задачами специализированных организаций по социальной реабилитации несовершеннолетних (социально-реабилитационных центров, социальных приютов, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей), осуществляющих профилактику наркомании и токсикомании, являются: выявление и устройство несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи со стороны государства; защита прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, предоставление временного жилья с полным государственным обеспечением, включая медицинское обслуживание, коммунальные услуги; выявление и анализ причин, обусловивших безнадзорность, социальную дезадаптацию несовершеннолетних, внесение предложений по их устранению в соответствующие государственные органы и учреждения; обеспечение несовершеннолетних, имеющих различные формы дезадаптации, доступной квалифицированной социальной, правовой, психологической, медицинской и педагогической помощью на основе программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовые, учебные, культурные, спортивно-оздоровительные и иные мероприятия; обеспечение воспитанникам специализированных организаций по социальной реабилитации несовершеннолетних возможности медицинского обследования и общения в образовательных учреждениях. 2. Основаниями помещения несовершеннолетних в специализированные организации по социальной реабилитации несовершеннолетних являются: заявление несовершеннолетнего; заявление родителей (лиц, их заменяющих); направление комиссии по делам несовершеннолетних, органов и учреждений социальной защиты населения, органов опеки и попечительства, органов внутренних дел; обращение органов внутренних дел и ходатайство иных органов и учреждений в порядке, определяемом федеральным законодательством. Специализированные организации по социальной реабилитации несовершеннолетних создаются администрацией Волгоградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований. Статья 17. Исключена. - Закон Волгоградской области от 12.10.2001 N 609-ОД Статья 16. Задачи учреждений культуры, физической культуры, спорта и туризма Учреждения культуры, физической культуры, спорта и туризма в целях профилактики наркомании и токсикомании в пределах своей компетенции оказывают содействие гражданам, в том числе несовершеннолетним, в удовлетворении их духовных потребностей, приобщении к ценностям отечественной и мировой культуры, спорту и туризму, в обеспечении досуга, отдыха несовершеннолетних. Статья 17. Участие негосударственных организаций и общественных объединений в профилактике наркомании и токсикомании Негосударственные организации и общественные объединения могут осуществлять свою деятельность в сфере наркомании и токсикомании по следующим направлениям: пропаганда здорового образа жизни, духовного совершенствования; организация обществ, общин, коммун бывших наркоманов для их социальной реабилитации; оказание социальной помощи семьям наркоманов и детям, оставшимся без попечения родителей. Глава III. ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ^ Статья 18. Задачи комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области Задачами комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области являются: контроль выполнения настоящего Закона в лечебных учреждениях; контроль качества антинаркотической пропаганды в медицинских и наркологических учреждениях; контроль за хранением и использованием наркотических средств и психотропных веществ, недопущение их немедицинского употребления; финансирование наркологических учреждений; абзац 6 исключен. - Закон Волгоградской области от 12.10.2001 N 609-ОД; открытие новых лечебных учреждений, оказывающих наркологическую помощь; взаимодействие с органами внутренних дел Волгоградской области с целью выявления фактов нарушений установленных правил хранения, приобретения, учета, отпуска, реализации, использования наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ, прекурсоров. Статья 19. Задачи организаций здравоохранения Задачами организаций здравоохранения являются: медицинское просветительство, разъяснение вреда от употребления наркотических средств, советы по вопросам обследования и лечения; раннее выявление признаков наркомании, токсикомании и направление взрослых в специализированные наркологические учреждения, детей и подростков - на медико-педагогические комиссии для определения вида и способа лечения, условий их обучения; информирование соответствующих комиссий по делам несовершеннолетних и правоохранительных органов о каждом установленном факте нарушения прав несовершеннолетних по обеспечению их здоровья или иных нарушений; обучение граждан по программам самопрофилактики. Статья 20. Задачи наркологических и психиатрических учреждений, осуществляющих наркологическую помощь Задачами наркологических и психиатрических учреждений, осуществляющих наркологическую помощь, являются: антинаркотическое просветительство; оказание консультативной и методической помощи другим медицинским учреждениям, немедицинским учреждениям, должностным лицам, гражданам по вопросам антинаркотической пропаганды; оказание консультативной, диагностической, лечебной, реабилитационной и экспертной амбулаторной и стационарной помощи больным наркоманией и их близким; направление лиц, нуждающихся в социально-трудовой реабилитации, в специализированные центры; обучение воспитателей, педагогов навыкам и приемам раннего выявления признаков аддиктивного поведения несовершеннолетних; организация реабилитационных отделений, центров медицинской реабилитации лиц, прошедших курс лечения наркомании в целях проведения вторичной профилактики наркологических расстройств. Статья 21. Порядок осуществления отдельных видов деятельности специализированных медицинских учреждений Наркологическая помощь осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина. Деятельность специализированных медицинских учреждений осуществляется в следующем порядке: наркологическую помощь оказывают лицензированные государственные, негосударственные учреждения и частнопрактикующие врачи психиатры-наркологи; лечение наркомании и токсикомании проводится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения; установление диагноза наркологического заболевания, принятие решения об оказании наркологической помощи является исключительным правом врача-нарколога или комиссии врачей; при оказании наркологической помощи врач-нарколог независим в своих решениях и руководствуется только медицинскими показаниями, врачебным долгом и законом; наркологическая помощь оказывается по просьбе или с согласия больного, а несовершеннолетним в возрасте до 16 лет - по просьбе или с согласия родителей или иного законного представителя, в отношении недееспособных - по просьбе или с согласия законного представителя; (в ред. Закона Волгоградской области от 05.10.2005 N 1103-ОД) консультативно-лечебная помощь оказывается при самостоятельном обращении лица, диспансерное наблюдение может устанавливаться без согласия лица, если заболевание его является хроническим и затяжным с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; госпитализация осуществляется добровольно, кроме случаев, предусмотренных законодательством, основаниями для госпитализации в наркологический стационар являются наличие у лица психического расстройства и решение врача-нарколога о проведении обследования или лечения в стационарных условиях либо решение суда; лицо, помещенное в наркологический стационар недобровольно, подлежит обязательному освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-наркологов, которая принимает решение об обоснованности госпитализации; продолжительность пребывания в наркологическом стационаре лица, помещенного в принудительном порядке, определяется временем, в течение которого сохраняются основания для госпитализации; лицо, прошедшее курс стационарного лечения, по желанию проходит курс медицинской реабилитации в специально организованных реабилитационных отделениях в целях вторичной профилактики наркологических расстройств. Глава IV. ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ^ Статья 22. Программы по профилактике наркомании и токсикомании Программы по профилактике наркомании и токсикомании подразделяются на областные и местные, определяют содержание, направленность, предполагаемую результативность мероприятий. Областные программы разрабатываются администрацией Волгоградской области и утверждаются Волгоградской областной Думой. Местные программы разрабатываются исполнительными органами местного самоуправления и утверждаются представительными органами муниципальных образований. Областные и местные программы могут разрабатываться по заданию администрации Волгоградской области и органов местного самоуправления на конкурсной основе. Статья 23. Формы реализации программ по профилактике наркомании и токсикомании Реализация программ по профилактике наркомании и токсикомании осуществляется органами и организациями в соответствии с их компетенцией, определенной федеральным и областным законодательством, а также настоящим Законом. Реализация программ производится посредством: содействия организациям различных форм собственности, осуществляющим деятельность в сфере профилактики наркомании и токсикомании, в выполнении мероприятий, предусмотренных программами; проведения с использованием всех видов средств массовой информации работы по формированию в обществе негативного отношения к наркомании и токсикомании. Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Закона За нарушение настоящего Закона наступает ответственность по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством. Статья 25. Гарантии и льготы специалистам в сфере профилактики наркомании и токсикомании Гарантии и льготы специалистам в сфере профилактики наркомании и токсикомании устанавливаются федеральным и областным законодательством. Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 27. Приведение в соответствие с настоящим Законом нормативных правовых актов Волгоградской области Нормативные правовые акты Волгоградской области должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев с момента вступления в силу настоящего Закона. Глава администрации Волгоградской области Н.К.МАКСЮТА 16 августа 1999 года N 293-ОД |