Олигофренопсихология
Форма психического недоразвития, выраженная в стойком нарушении познавательной деятельности, вызванное нарушением мозга во внутриутробном периоде или раннем младенчестве.
Самая высокая степень – идиотия. Неосмысленное существование, могут быть проявления агрессии. Нуждается в постоянном уходе.
Средняя степень – имбецильность. Возможны элементарные акты самообслуживания. Речевое и моторное недоразвитие.
Самая низкая степень – дебильность. Страдает нарушением понятий анализа, отсутствием конкретного мышления, привязан к ситуации.
Россия – классификация олигофрении.
^
Неосложненная (нет очага поражения в головном мозге) – уравновешенность внешних процессов, нет грубых нарушений функций анализаторов, относительно развита эмоционально-волевая сфера;
С неустойчивой эмоц.-волевой сферой – не сбалансированы процессы торможения и возбуждения, частые смены настроения, снижение работоспособности;
С грубым нарушением анализаторов – слабо или невидящий, слабо или не слышащий, нарушения опорно-двигательного аппарата;
Олигофрения с психопатоподобными нарушениями – отсутствие эмоц.-волевой сферы, расторможенность влечений;
Олигофрения с явно выраженной лобной недостаточностью – резкие нарушения моторики, безинициативность, неспособность к умственному напряжению.
Родители таких детей испытывают дискомфорт, не хотят идти на конфликт с психологом.
Методы работы с родителями:
Индив-ые консультации (опред-ся круг проблем матери, атмосфера в семье – оказать эмоц. поддержку, формирование умения общаться с ребенком)
Родительские группы (формирование общения с ребенком, ролевые игры, демонстрация эффективного способа)
Техника бихевиоральной модификации поведения ребенка (выделение беспокоящих форм поведения – рассмотрение положительных и отрицательных стимулов поведения)
Просвещение родителей (с привлечением специалистов)
Вовлечение родителей в жизнь школы
ЗПР (Задержка психического развития) – отставание психического развития ребенка и частичная недоразвитие психических функций. Имеет обратный характер и м.б. устранена при адекватном коррекционном воздействии.
Общая психолого-педагогическая хар-ка детей с ЗПР:
Затруднения произв. деят-ти
Небольшой запас практических знаний и умений
Узкое поле внимания
Недостаток памяти
Обедненный словарный запас
Отсутствие интеллектуально-направленной деятельности
Отсутствие логического мышления
Отсутствие мотивации
Высокая утомляемость (низкая работоспособность, быстрая пресыщаемость)
Формы задержки психического развития:
Конституционная форма ЗПР – наследственная предрасположенность к позднему созреванию ЦНС. Отставание на 2-3 года. Замедление темпов становления психических процессов.
Соматогенная форма ЗПР – имеет место длительное соматическое заболевание (дистрофия, рахит, порог сердца)
Психогенная форма ЗПР – неблагоприятная социальная среда (детдома, безнадзорность, гиперопека). Низкая производительность учебной деятельности.
Церебрально-органическая форма ЗПР – органическое поражение мозга (минимальная мозговая дисфункция); значимые нарушения познавательной деятельности+незрелость личностной сферы (глубокая форма).
ЗПР и олигофрения – проблема в обнаружении. В первую очередь – консультация психоневролога.
3 принципа коррекции ЗПР:
Образование согласно психологическим возможностям ребенка
Требования к ребенку со стороны педагога и родителей должны быть едины
Охранительный режим (правильное соотношение нагрузки и перерывов, тщательная организация повседневной жизни)
Развитие ВПФ ребенка:
Игровая терапия
Арт-терапия
Сказка-терапия
Игры для освоения школьных навыков
Конструирование или лепка по заданным условиям
Раскрашивание по образцу
Дидактические игры (лото и т.п.)
Формирование познавательных мотивов (созд. пробл. ситуаций)
ЗПР
|
Олигофрения
|
Парциальное (частичное) нарушение познавательной деятельности, неравномерное развитие ВПФ
|
Тотальное недоразвитие ВПФ, иерархическое нарушение познавательной деятельности
|
Есть потенциальные возможности овладения высшими формами мышления (обобщение, сравнение, синтез, абстракция)
|
Овладение высшими формами мышления невозможно
|
В комфортных условиях при целенаправленном обучении есть способность к плодотворному сотрудничеству со взрослыми. Помощь взрослых и детей принимается.
|
Склонность к механическому подражанию. Помощь взрослого помогает выполнить задание, но не помогает понять его суть.
|
Игровая форма заданий повышает продуктивность деятельности
|
Игровая форма деят-ти приводит к чрезмерному отвлечению ребенка и «соскальзыванию» с выполнения задания
|
Игровая деятельность насыщена эмоциями, но без специального обучения не способны к сюжетно-ролевой игре
|
Без специального обучения не могут перейти от бессмысленного манипулирования предметами к предметно-игровой деятельности
|
Результат деят-ти зависит от личной заинтересованности ребенка
|
Эмоции развиты слабо, они не влияют на деятельность ребенка
|
Большие потенциальные возможности в овладении изобразительной деятельностью
|
Есть только предпосылки изобразительной деятельности
|
С помощью взрослого может понять «подтекст» и переносный смысл сказок, пословиц и поговорок
|
Недоступно понимание скрытого смысла пословиц и поговорок, намеков
|
Есть желание что-то узнать, есть вопрос «Почему?»
|
Познавательная активность отсутствует
|
Усвоенный в конкретном задании обобщённый способ действия может быть использован самостоятельно в подобных заданиях
|
Не переносит показанный способ действия на новые задания такого же типа
|
Есть критичность к результатам своей деят-ти
|
Нет способности адекватно оценивать свою деят-ть, критичность к себе и окружающим отсутствует
|
|