Психолого-педагогическая классификация минимальной мозговой дисфункции icon

Психолого-педагогическая классификация минимальной мозговой дисфункции





Скачать 132.31 Kb.
Название Психолого-педагогическая классификация минимальной мозговой дисфункции
Заваденко Н.Н
Дата конвертации 02.04.2013
Размер 132.31 Kb.
Тип Документы

Психолого-педагогическая классификация

минимальной мозговой дисфункции



Г. Я. Высоцкий, доктор медицинских наук, профессор

Неврологическое отделение

медико-санитарной части № 125 г. Курчатова

В.Б. Челпанов, кандидат психологических наук


Кафедра профессиональной психологии и педагогики

Курского государственного университета


Аннотации

В статье поднимаются проблемы сохранения психического здоровья школьников, страдающих минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Авторами предпринято исследование различной симптоматики ММД у учащихся общеобразовательных школ. В результате проведённого исследования выявлены диагностические социально-психолого-педагогические маркеры синдрома дефицита внимания с гипо- и гиперактивностью (СДВГ) у различных категорий школьников. Разработана психолого-педагогическая классификация школьных форм ММД.

Ключевые слова: психолого-педагогическая классификация, минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания с гипер- и гипоактивностью, школьная дезадаптация, диагностические социально-психолого-педагогические маркеры.


Минимальная мозговая дисфункция (ММД) является наиболее распространённой психической патологией детского возраста. По данным разных авторов, её распространённость в детской популяции варьирует в широких пределах – от 2 до 23%, а среди школьников составляет от 4 до 9% (Заваденко Н.Н., 1999).

Целью исследования явилось изучение различной симптоматики ММД у учащихся общеобразовательных школ.

В задачи исследования входило: 1) выявление диагностических социально-психо-лого-педагогических маркеров синдрома дефицита внимания с гипо- и гиперактивностью (СДВГ); 2) разработка психолого-педагогической классификации школьных форм ММД.

Не являясь тяжёлым психоневрологическим расстройством, СДВГ привлекает к себе значительное внимание психологов, дефектологов, психиатров и неврологов в связи с трудностями обучения. Ждать спонтанного исчезновения гипо- и гиперактивности нельзя ввиду того, что эти расстройства являются пограничной психической патологией, порождающей в некоторых случаях тяжёлые формы школьной и социальной дезадаптации, далеко выходящие за пределы детского и даже пубертатного возраста [2].

До сих пор нет единой точки зрения о причинах возникновения СДВГ. Вероятно, его происхождение полиэтиологично и обусловлено органическими поражениями ЦНС в пренатальном и перинатальном периодах. Некоторые исследователи склоняются к рассмотрению СДВГ как наследственной патологии (Hechtman L., 1994). Патогенез СДВГ принято связывать с дисфункцией лобных долей коры головного мозга и, прежде всего, префронтальной области (Niedermeyer E., 1998).

Несмотря на большое количество исследований, клинические, психологические и социальные вопросы, связанные с детской гиперактивностью, остаются недостаточно изученными и во многом противоречивыми. Основная часть исследований детской гиперактивности проводилась в стационарах детских психиатрических больниц или специальных учреждений для детей с задержками развития или олигофренией. Поэтому истинная распространённость и многообразные формы проявления СДВГ в школьной популяции, а также зависимость успеваемости и эффективности обучения от гипо- и гиперактивности изучены недостаточно.

Ю.В. Валентик и Н.М. Иовчук (2003) считают, что стандартом для оценки поведения как «гиперкинетического» служит комплекс следующих признаков: 1) чрезмерно высокая двигательная активность по сравнению с детьми того же возраста и интеллектуального развития; 2) имеет раннее начало (до 6 лет); 3) большую длительность (или постоянство во времени); 4) обнаруживается более чем в одной ситуации (не только в школе, но и дома, на улице, в больнице).

При сочетании гиперкинетических расстройств с церебрастеническими явлениями и признаками микроорганической симптоматики поражения ЦНС для профилактики учебной декомпенсации необходимо своевременное лечение при постоянном наблюдении психоневролога, патопсихологическом контроле. Исключительное значение имеет раннее начало психолого-педагогической коррекции и занятий с дефектологом по индивидуальной программе.

Согласно нашим данным, среди неуспевающих учащихся начальных классов и среднего звена почти половину составляют дети с ММД, которая в конечном итоге приводит к различной степени школьной дезадаптации (ШД). При этом потенциальные способности к обучению и гармоничному развитию личности у этих детей остаются нереализованными. Длительное воздействие школьных психотравмирующих факторов приводит гипо- и гиперактивных детей к социальной дезадаптации, которая создаёт условия формирования невротической или психопатологической личности.

Врачи, психологи, дефектологи и учителя вполне обоснованно ссылаются на немногочисленные клинические классификации ММД, в структуре которой выделяют синдром дефицита внимания с гипо- или гиперактивностью (СДВГ). Современная нейропсихологическая классификация СДВГ по 4 типам принадлежит Е.А. Осиповой и Н.В. Панкратовой [10], в то время как его психолого-педагогическая классификация до сих пор не разработана в связи с недостаточной изученностью влияния социально-психолого-педагогических факторов на формирование школьной дезадаптации детей с ММД.

А.Л. Сиротюк пишет, что отечественная психология относит феномен ММД к разделу клинической психологии, тогда как за рубежом многие исследователи считают, что это проблема педагогической психологии. Кинезиологи считают, что трудности обучения детей с ММД возникают из-за «координационной неспособности», которая может быть устранена специальными двигательными упражнениями. Это связано не с задержкой развития или дефектом интеллекта, а с нарушением восприятия, главным образом, пространственных взаимоотношений. Отсюда – принципиально разные подходы не только к диагностике и организации обучения таких детей [10], но и к содержанию понятия «СДВГ» (табл. 1), что непродуктивно, так как для решения этой проблемы необходим мультидисциплинарный (эргономический) подход.

Кроме того, Ю.В. Валентик и Н.М. Иовчук отмечают, что двигательная расторможенность, нарушения внимания, неусидчивость – являются признаками других психопатологических синдромов детского возраста, но критерии дифференциальной диагностики СДВГ от сходных состояний и, соответственно, лечебно-коррекционные подходы, до сих пор мало разработаны [2]. Мы отмечаем, что в специальной литературе по проблеме ММД отсутствует описание синдрома дефицита внимания у гипоактивных детей.

Таблица 1

Современные подходы к содержанию понятия «Синдром дефицита внимания

с гипо- или гиперактивностью (СДВГ)»

1. Педагогичес-кая психология

2. Пато-

психология

3. Психо-

патология

4. Клиническая

психология

5. Социальная

психология



Нарушения формирования когнитивных процессов (КП).

Изучает откло-

нения развития

КП в динамике


Нарушения внимания, памяти, абстрактно-логи-ческого мышления, психомоторики. Изучает

отклонения развития КП в статике

Девиации поведения, патология общения, психо-патия, двигательная расторможенность/ заторможенность.

Изучает отклонения во внешнем рисунке поведения: не-

адаптивное

поведение

Нарушения психических процессов при различных болезнях. Изучает отклонения развития КП в динамике и представляет собой часть от предмета педагогической психологии

Социализированные расст-

ройства пове-

дения. Нару-

шения социа-

льной адапта-

ции. Изучает

неадаптивное поведение и

представляет собой предмет

психопатологии


Нервно-психические заболевания у детей из групп риска имеют значительно больший диапазон проявлений и степеней выраженности, характеризуются наличием переходных форм, в частности, пограничных состояний между здоровьем и выраженным заболеванием. Они полиэтиологичны по сравнению с острыми заболеваниями, а их возникновение в большей степени зависит от средовых факторов [1].

С.Н. Давиденков (1947) объяснял такое разнообразие неблагоприятной нормы «парадоксом нервно-психической эволюции». Он заключается в парадоксальном несоответствии сложности организации нервной системы человека с её функциональными возможностями. Учёный подчёркивает тот факт, что несовершенство психики в большей мере касается свойства подвижности – инертности нервных процессов. Несмотря на то, что именно гибкость, подвижность обеспечивает индивидуальное приспособление человека к разнообразным условиям среды, элементы инертности в самых разных проявлениях оказываются широко распространёнными среди людей.

В эволюционной генетике исследователи давно пришли к пониманию принципа «неисчерпаемой наследственной гетерогенности человечества», в том числе касающейся происхождения личностных особенностей (Эфроимсон В.П., 1995). Показано, что наследственное предрасположение играет значительную роль не только в клинически проявляющихся патологиях, но и в гораздо более широком диапазоне, по определению В.П. Эфроимсона, «погранично-нормальных состояний». К ним он относит и разные уровни развития интеллекта. Разумеется, это не умаляет роли социальных факторов. Вместе с тем это означает, что генетически обусловленные личностные особенности способны оказывать существенное влияние на выбор типа поведения из безграничного разнообразия этих типов, передающихся по законам социальной преемственности. Причём этот наследственно заданный тип может в определённых условиях быть неэффективным.

Для более точного изучения психолого-педагогической симптоматики СДВГ и её дифференциальной диагностики от сходных состояний нами была составлена «Психолого-педагогическая карта учащегося с СДВГ», представленная в виде табл. 2. В ней специально фиксировались результаты наблюдений за учащимися с нарушениями поведения и познавательной деятельности. Алгоритм диагностического поиска нервно-психических отклонений при ММД был направлен на выявление специфических черт личности школьника по следующим шкалам: нарушения внимания (НВ), гипоактивность (ГИ), гиперактивность (ГА) и импульсивность (ИМ). В течение 2004 – 2005 учебного года нами осуществлялось включенное наблюдение и проводилась психодиагностика агрессивности, нарушений познавательной деятельности и волевой регуляции у 120 учащихся начальной школы. Результаты наблюдения вносились в соответствующие разделы таблицы. У 48 детей (40%) от общего количества учащихся были выявлены различные признаки СДВГ, а именно: среди симптомов НВ у 36 детей (75%) преобладают ошибки из-за невнимания (1)*; 32 школьника (66,6%) легко отвлекаемы (3), а 26 детей (54,1%) слушают, но не слышат (5); 25 учащихся (52,08%) не могут сосредоточиться на задаче (6) и 22 человека (45,8%) плохо организованы (7).

Из признаков ГИ доминирующими у 34 детей (70,8%) являются трудности в обучении (6) и требование неоднократного повторения задания (12); у 29 детей (60,4%) обнаружена недостаточность речевого развития (11), а 27 человек (56,25%) отстают от сверстников на уроках (4).

ГА проявляется у 27 учащихся (56,25%) требованием неоднократного повторения задания (12), элементарными ошибками (11), которые допускают 23 ребёнка (47,9%), психологическим дискомфортом в классе (8) и лишними движениями (4), обнаруженными у 14 детей в 29,1% случаев соответственно.

По шкале ИМ преобладают: отсутствие самоконтроля (9) - у 22 учеников (45,8%), невыполнение педагогических требований (5) 16 учащимися (33,3%), частое перебивание разговора (3) – у 14 школьников (29,1%), конфликтность (6) отмечена у 13 детей (27,08%), признаки протестного поведения (7) и неадекватную реакцию на замечания (8) обнаружили 12 детей (25%). Таким образом, из 45 признаков, взятых нами из различных литературных источников [1, 2, 6, 7, 8, 10, 11], наиболее яркими психолого-педагогическими признаками СДВГ оказались всего 19.

После проведения психодиагностики нами принималось коллегиальное решение о том, какие методы коррекции школьника с ММД из группы риска по неврозу или психопатии наиболее оптимальны в каждом конкретном случае.

Следует отметить, что данная диагностическая карта является надёжным методическим инструментом повышения информативности участников образовательного процесса об индивидуальных психолого-педагогических особенностях детей группы риска.

По данным центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского (1999) жестокое обращение в семье терпят, в основном, дети 6 – 7 лет. Из них 60 – 70% терпят от родителей насилие, отстают в развитии, имеют физические и психические расстройства.

Многие дети становятся жертвами «пьяной педагогики», приводящей к трагическим последствиям. Насилие наблюдается в каждой четвертой семье. Дети находятся ещё и в правовой зависимости от тех, кто совершает по отношению к ним насильственные действия. Исследования агрессии у детей дошкольного возраста, проведённые И.И. Кутько, О.А. Панченко, В.Н. Березовским (2004) показали, что эти дети, проживающие в условиях внутрисемейного насилия, отличаются от своих сверстников психомоторной расторможенностью или отгороженностью [8]. По нашим данным, 16% детей с различной симптоматикой СДВГ (208 чел.) от общего числа учащихся воспитываются в неблагополучных семьях. Следовательно, гиперактивность (ГА) и отгороженность, проявляющаяся у детей гипоактивностью (ГИ), могут служить ориентировочными маркерами при выявлении неблагополучных семей.

Мы подчеркиваем, что изменение в поведении ребёнка, трудности обучения в первых классах школы, речевые нарушения, недостаточность общей и мелкой моторики, невротические реакции являются не следствием ММД, а её непосредственными клиническими проявлениями.


*Примечание: цифрами в скобках обозначены порядковые номера признаков СДВГ.


Таблица 2

Психолого-педагогическая карта учащегося с СДВГ


Фамилия, имя ученика________________________возраст________________

Класс_________ классный руководитель_______________________________



Нарушения внимания (НВ)

Гипоактивность:

(ГИ)

Гиперактивность (ГА)

Импульсивность (ИМ)

1. Ошибки из-за нев-нимания

2. Трудности перек-лючения

3. Легко отвлекается

4. Не доводит нача-

тое до конца

5. Слушает, но не

слышит

6. Не может сосредо-точиться на задаче

7. Плохо организован

8. Теряет личные

вещи

9. Совершает ошибо-чные действия

10. Рассеянность

1. Заторможен

2. Медлителен

3. Нуждается в сти-

муляции

4. Отстаёт от других

на уроке

5. Быстро истощается

6. Испытывает труд-

ности в обучении

7. Отсутствие интере-са к учёбе

8. Слабость эмоцио-нально-волевой регуляции

9. Недостаточно

развитая моторика

10. Слабость рассу-

дочной регуляции

11. Недостаточность

речевого развития

12. Требует неоднок-ратного повторения

задания


1. Суетлив

2. Действует методом проб и ошибок

3. Не усидчив на

одном месте

4. Совершает много

лишних движений

5. Не может спокойно посидеть и отдохнуть

6. Всегда нацелен на движения

7. Чрезмерно разго-

ворчив

8. Вызывает психоло-гический дискомфорт в классе

9. Дезадаптирован

10. Нарушение по-

черка

11. Допускают эле-

ментарные ошибки

12. Требует неоднок-ратного повторения

задания

1. Отвечает, не дос-

лушав вопроса

2. Трудно переносит ожидание

3. В разговоре часто

перебивает

4. Навязывает своё

мнение другим

5. Не выполняет

педагогические требования

6. Конфликтен

7. С признаками

протестного поведения

8.Неадекватно реа-

гирует на замечания

9.Отсутствие самоконтроля

10. Чрезмерное бес-

покойство

11. Частая смена

настроения



Изменение поведения ребенка при ММД сводится к чрезмерной активности, не имеющей определенной цели.

Ребёнок не может сосредоточить свое внимание, постоянно отвлекается. Чрезмерная активность уменьшается к 12 – 15 годам. Значительно реже у ребёнка при ММД отмечаются снижение активности, стремление к уединению, недостаточная инициативность, которые сопровождаются расстройствами сна, быстрой сменой настроения, раздражительностью, импульсивностью, разрушительными тенденциями. Социальные функции ребёнка не соответствуют возрасту. Важно отметить, что дети с ММД являются основным контингентом специальных классов для школьников с задержкой психического развития.

Таким образом, ориентировочными диагностическими маркерами социально неблагополучных семей являются: двигательная расторможенность и отгороженность, гипоактивность с нарушениями познавательной деятельности.

Основой нашей психолого-педагогической классификации школьников с ММД послужили разработанные отечественными учёными (Г.Е. Сухаревой, В.П. Кащенко, М.С. Певзнер и др.) в лечебной педагогике и дефектологии клинико-психолого-педагогические характеристики детей с нарушениями развития. Особенности когнитивных и нейродинамических процессов у детей с СДВГ позволяют нам предложить следующую психолого-педагогическую классификацию школьных форм ММД:

1. Синдром дефицита внимания с гипоактивностью (преимущественно девочки).

2. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (преимущественно мальчики).

3. СДВГ с выраженными нарушениями координации движений (моторики).

4. СДВГ с нарушениями восприятия пространственных взаимоотношений.

5. СДВГ с нарушениями реципрокных взаимодействий глаз и рук.

6. ММД с гиперактивностью при ЗПР (с преобладанием процесса возбуждения).

7. ММД с гипоактивностью при ЗПР (с преобладанием процесса торможения).

8. ММД при погранично-нормальном развитии когнитивных процессов.

9. ММД при аномальном развитии когнитивных процессов.

10. ММД с расстройствами эмоционально-волевой сферы.

Предложенная нами классификация школьных форм ММД необходима практическим психологам, а также врачам-психоневрологам для дифференциальной диагностики индивидуальных проявлений СДВГ у школьников и создания на этой основе психокоррекционных программ.


Литература

  1. Бадалян Л.О. Невропатология. М., Просвещение, 1987 – 316 с.

  2. Валентик Ю.В., Иовчук Н.М. Дифференциация реабилитационных программ //Руководство по реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. /Под ред. Ю.В. Валентика. М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2003. – 400 с.- 294 – 326.

  3. Высоцкий Г.Я. Основные факторы патогенеза гиперкинезов у детей. // Вопросы охраны здоровья материнства и детства в Семипалатинском регионе: сборник работ, вып. 1. Семипалатинск – 1994 – С. 78 – 81.

  4. Давиденков С.Н. «О парадоксе нервно-психической эволюции» // Психология здоровья. /Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2000. 504 с. - С. 194 – 201

  5. Изнак А.Ф. Нейрональная пластичность и терапия аффективных расстройств. //Психиатрия и психофармакотерапия. Приложение № 2. 2004. С. 3.

  6. Исаев Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в

детском возрасте. Лекции. С.- Пб., 1994 – 80 с.

  1. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. Москва – Воронеж,

1999 – 330 с.

  1. Кутько И.И., Панченко О.А., Березовский В.Н. Агрессия у детей дошкольного возраста, проживающих в условиях внутрисемейного насилия. //Психическое здоровье и безопасность в обществе. Научные материалы Первого национального конгресса по социальной психиатрии. М., 2-3 декабря 2004 г. – М.:ГЕОС, 2004. – 158 с., с. 75-76.

  2. Ратнер А.Ю. Поздние осложнения родовых повреждений нервной системы. Казанский университет, 1990 – 307 с.

  3. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., Сфера, 2001 – 79 с.

  4. Чуркин А.А. Организация диспансерного наблюдения за детьми с нервно-психическими нарушениями в условиях общеобразовательной школы. (Методические рекомендации). М., МЗ, 1989 – 26 с.







Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Психолого-педагогическая классификация минимальной мозговой дисфункции icon Проблема коморбидности минимальной мозговой дисфункции

Психолого-педагогическая классификация минимальной мозговой дисфункции icon Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2

Психолого-педагогическая классификация минимальной мозговой дисфункции icon Внастоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая

Психолого-педагогическая классификация минимальной мозговой дисфункции icon Краткая психолого – педагогическая характеристика класса

Психолого-педагогическая классификация минимальной мозговой дисфункции icon Областная психолого – медико – педагогическая служба

Психолого-педагогическая классификация минимальной мозговой дисфункции icon Психолого-педагогическая характеристика детей с овз. Консультативный текст

Психолого-педагогическая классификация минимальной мозговой дисфункции icon 1 Определение понятия, причины возникновения, клинико-психолого-педагогическая характеристика

Психолого-педагогическая классификация минимальной мозговой дисфункции icon Отчет о деятельности мбкду «Психолого-медико-педагогическая комиссия» города Соликамска

Психолого-педагогическая классификация минимальной мозговой дисфункции icon Э. А. Хасанова Государственное бюджетное учреждение Нефтекамская зональная психолого-медико-педагогическая

Психолого-педагогическая классификация минимальной мозговой дисфункции icon “Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности(с

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина