|
Скачать 421.47 Kb.
|
Тематика лекций 1. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) Цель: Знакомство с общими проблемами специальной психологии. Выделение: предмета, задач и методов специальной психологии. Показать основные подходы в трактовке термина «норма». Основные термины темы: специальная психология; патопсихология; клиническая психология, психотератия. Консультативная психология; методы исследования в специальной психологии (наблюдение, эксперимент, изучение продуктов деятельности ребенка. анкетирование, проективные методики, тесты, обучающий эксперимент, условно-рефлекторные методики).
Наблюдение Беседа Эксперимент Анализ результатов деятельности Социологические и психологические методы обследования детей.
Нарушения интеллекта (умственно отсталые) Понятие «умственная отсталость» в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга По международной классификации болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра (МКБ -10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: легкая (IQ в пределах 40-69), умеренная (IQ в пределах 35 -49), тяжелая (IQ в пределах 20 – 34), глубокая (IQ ниже 20) умственная отсталость По предыдущему пересмотру выделяли следующие группы (МКБ-9): А) умственная отсталость в степени дебильности (дети с относительно легкой, неглубокой умственной отсталостью). Б) умственная отсталость в степени имбецильности (дети с глубокой умственной отсталостью). В) умственная отсталость в степени идиотии (дети с наиболее тяжелой, глубокой умственной отсталостью). ^ ЗПР чаще всего относится к «пограничной» форме дизонтогенеза И выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность)проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. Данное отклонение у ребенка может быть обусловлено как биологическими, так и социальными факторами, а также разными вариантами их сочетания. По этиопатогенетической классификации различают следующие варианты: А) ЗПР конституционального генеза; Б) ЗПР соматогенного генеза; В) ЗПР психогенного генеза; Г) ЗПР церебрально-органического генеза. ^ А) слепота (слепые дети со светоощущениями и с остаточным зрением – острота зрения на лучше видящем глазу от 0, 01 до 0, 04) Б) слабовидящие (дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при очковой коррекции от0, 05 до ).2, а также пределах0,30, при значительных нарушениях других зрительных функций или при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях); В) косоглазие и амблиопия (дети с остротой зрения выше 0,4). ^ А) глухота (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо более 85дБ); Б) тугоухость (дети, у которых средняя потеря слуха на лучшее слышащее ухо менее 85дБ); В) поздняя потеря слуха (отмечающаяся у детей, потерявших слух в возрасте до 3-4 лет и позже, сохранившие речь в относительно поздним возникновением глухоты). ^ Данные нарушения имеют причиной: А) заболевания нервной системы: - ДЦП - полиомиелит. Б) врожденную патологию ОДА: - врожденный вывих бедра; - кривошея; - косолапость и другие деформации стоп; - аномалии развития позвоночника и дефекты конечностей; - аномалии развития пальцев кисти; - артогриппоз (врожденное уродство). В) приобретенные заболевания и повреждения ОДА: - травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; - полиартрит; - заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); - системные заболевания скелета. При всем многообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений ОДА у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). ^ А ) системные нарушения речи (алалия, афазия); Б) нарушения строения и функций речевого аппарата (ринолалия, дизартрия, сложная дислалия); В) нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия); Г) нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание); Д) нарушение мотивообразующей стороны речи (мутизм). ^ А) РДА; Б) эмоциональное расстройство, связанное с ранней разлукой с матерью; В) эмоциональное расстройство, обусловленное сиблинговым соперничеством; Г) смешанные расстройства поведения и эмоций. ^ Эта категория нарушений характеризуется сочетанием двух и ли более выраженных психофизических нарушений: зрения, слуха, речи, двигательной и познавательного развития у одного ребенка. В современной специальной психологии в категории множественных нарушений наиболее подробно описаны слепоглухие дети. Литература: Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.7-44. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.5-114. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие/ Под научн. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004. С. 13-65. Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.С. 6-48. Вопросы для самопроверки:
Цель: показать причины возникновения отклонений в развитии ребенка. Основные термины темы: пренатальный. натальный постнатальный период; фактор риска; экзогенные и эндогенные факторы; 1. Классифицируя нарушения по причинам можно выделить несколько групп: ^
По структуре дефекта:
По времени возникновения отклонения:
По способу возникновения:
^ (менингит, энцефалит) = ЗПР, задержка моторного развития, двигательной активности 2) Инфекционные заболевания (корь, свинка, скарлатина, пневмония, отит) = нарушения слуха, физиологические патологии, отсутствие органов, изменение строения отдельных органов. ^ Черепно-мозговые травмы = патологии движений, психики, интеллекта.
Умственная отсталость, глухота, ДЦП, логоневроз, расстройство голоса, брадилалия, дислалия, алалия, афазия, дисграфия, дислексия, аутизм.
Вследствие заболеваний матери: -токсоплазмоз =поражения НС, органов слуха, зрения, физическое и психическое недоразвитие – олигофрения, гидро-, микроцефалия. заболеваний матери: - врожденная краснуха – поражения зрения, двигательные нарушения - внутриутробные инфекции НС = гидро-, микроцефалия, параличи, парезы. - несовместимость по резус фактору и группе крови = мозговые поражения, нарушения слуха. - химические вещества и радиоактивное излучение ^ ЗПР, логоневроз, ринолалия, близорукость, дальнозоркость, неврозы, невротические реакции,ММД
- асфиксия =общее недоразвитие. - внутричерепная родовая травма = ДЦП, нарушения моторного развития. 2) Послеродовые нарушения: - инфекционные болезни НС: менингит = гидроцефалия, глухота, ЗПР; знцефалит += задержка моторного развития; полиомиелит = ограничение движений, параличи, парезы; грипп, корь = поражения НС. - черепно-мозговые травмы = патология движений и психики, параличи, глухота, слепота, нарушения памяти, речи, интеллекта. ^ ЗПР, неврозы, социальная запущенность, невропатия, недостатки характера. Используя другую классификацию можно выделить четыре большие группы причин:
А) лекарственные средства Б) гормональные препараты В) препараты кальция Г) алкоголь Д) наркотики 6) Токсикозы беременных 7) Заболевания матери: сахарный диабет, гормональная недостаточность 8) Конфликт по группе крови и резус фактору. ^ 1) все виды родовых травм 2) все средства родовспожения 3) асфиксия 4) недоношенность/переношенность 5) быстрые/ затяжные роды. ^ 1) Нейроинфекции 2) детские инфекционные заболевания (корь, скарлатина, оспа) 3) Черепно-мозговые травмы. 4) Длительные соматические заболевания 5) Социально-педагогическая запущенность. ^ 1) Экология 2) Ионизирующее излучение 3) Химические препараты 4) Токи высокой частоты 5) Плохое питание 6) Некачественная вода 7) Токсичные металлы. Литература: Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.52-58, 93-103, 152-157, 189-191, 338-345, 377-384.. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.228-229, 249-253,282-286,302-308,. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004. С. 85-91. Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. _ М.: ТЦ Сфера, 2005.С. 48-82.. Вопросы для самопроверки:
Цель: знакомство с основными проблемами, задачами олигофренопсихологии Основные термины темы: умственная отсталость; олигофренопсихология; интеллектуальная недостаточность; резидуальность; непрогредиентность; деменция; лобная недостаточность; тотальность дефекта; 1. Интеллект – мыслительная способность или совокупность способностей человека, обеспечивающая правильное понимание требований жизни и адекватное приспособление к ним. Выделяют: собственно интеллектуальную деятельность и предпосылки интеллекта: память, запас знаний, активное внимание, речевое развитие, психическая активность, работоспособность. ^ проявляются: в синдроме слабоумия; психоорганических синдромах; псевдослабоумии; нарушения памяти. Психический дизонтогенез – нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга. ^
До 200 наследственных заболеваний сопровождаются умственной отсталостью. В процентном соотношении выделяют:
3.Олигофрения Олигофрения изучается тремя науками: медициной, педагогикой, патопсихологией. Олигофрения – общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности, а также отсутствием прогредиентности. Характерные признаки олигофрении
Идиоты Для детей харктерны следующие нарушения:
Все дети идиоты необучаемы и находятся в специальных учреждениях (Пример). Различают три степени идиотии:
Имбецильность Имбецильность – вторая спепень умственной отсталости, дети инвалиды второй группы по интеллекту. Характерно:
Дебильность Дебильность – наиболее легкая степень умственной отсталости. Самая распространенная форма умственной отсталости. Характерно:
- уравновешенность нервных процессов; -эмоционально-волевая сфера сохранна; -нет грубых нарушений анализаторов; - ребенок способен к целенаправленной деятельности при понятных и доступных заданиях; - в привычной среде поведение адекватно: послушен, доброжелателен; - обучение в школах 8-го вида; - успешно овладевает программой; - социально адаптирован. ^ - неспокойны; - импульсивны; - двигательное беспокойство; - конфликтны; - не обращают внимания на замечания взрослых; - непослушны; - работают неровно, торопливо; - часто бывают срывы поведения. Заторможенные: -вялость; - замедленность; - инертность (в моторике, поведении, работоспособности); - медленно продвигаются в развитии; - необходимо много времени, чтобы организовать свою деятельность; - неконфликтны; - труд мало продуктивен. ^ - имеют дефекты слуха, зрения, ОДА; - жизненные перспективы ограничены; - затруднена возможность социальной адаптации. ^ резко нарушена эмоционально-волевая сфера; - проявляются характерные недоразвития личностных компонентов; - снижена критичность относительно себя и окружающих людей4 - склонны к неоправданным аффектам. ^ изменения личности с резкими нарушениями моторики; - вялы, безынициативны; - речь бессодержательна, многословна, имеет подражательный характер; - неспособны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, активности; - слабо учитывают ситуацию, не любят труд, стремятся избегать простых бытовых обязанностей, работы в мастерских; - развитие осуществляется замедленно, к концу школьного обучения способны к элементарным видам труда. Литература: Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.49-90. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.205-211. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004. С. 13-65. Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. _ М.: ТЦ Сфера, 2005.С. 152-202. Вопросы для самопроверки:
Цель: выявление специфических черт, присущих онтогенезу детей с задержкой психического развития, определение характерных для них недостатков, ресурсов развития, обуславливающих компенсаторные возможности ребенка. Основные термины темы: задержка психического развития; конституциональное ЗПР; соматогенное ЗПР; психогенное ЗПР; церебрально-органическое ЗПР; инфантилизм; дисфункции головного мозга. ^ в 1947 «Психопатология и обучение ребенка с повреждениями мозга». Авторы выявили у детей наличие остаточных явлений слабо выраженных органических поражений мозга на ранних этапах развития, которые и являлись причинами трудностей этих детей. Они характеризовали детей как дети с ММД. Позднее было доказано, что у таких детей не всегда наблюдаются органические повреждения, поэтому Кирк предложил термин «дети с трудностями в обучении и воспитании». Главной задачей было отграничить таких детей от детей с УО, ДЦП, нарушениями функций анализаторов, речевыми патологиями. В российской психологии дается такой термин «временное нарушение развития, которое коррегируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка» Т.е. российские ученые подчеркивают, есть нарушения темпа всего психического развития. ^ 1. Причины, обусловленные органическими нарушениями, которые задерживают нормальное функционирование мозга и препятствуют его нормальному функционированию. 2. Причины, обусловленные дефицитом общения, стимулирующего задержку усвоения общественного опыта. 3. Причины, обусловленные дефицитом соответствующей возрасту деятельности, что лишает ребенка возможности полноценного освоения общественного опыта и, как следствие, затрудняет реализацию возрастных возможностей психического развития. 4. Причины, обусловленные травмирующим воздействием микросреды. 5. Причины, обусловленные бедностью ближайшей среды развития 6. Причины, обусловленные некомпетентностью окружающих ребенка взрослых. По данным Американской ассоциации по изучению повреждений мозга, среди детей с трудностями в обучении до 50% составляют дети, получившие травму головного мозга в период от 3 до 4 лет. Дополнительными причинами могут быть: - тяжелые инфекционные заболевания матери; - токсикозы беременных; - хроническая гипоксия плода; - травмы во время беременности и во время родов; - генетические факторы; - асфиксия -нейроинфекции (до 3-х лет); - недостатки питания матери и ребенка - хронические соматические заболевания; -тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера (период раннего развития). ^
- раздражительны; - мало спят; - подвижны и импульсивны ; - часто возникает чувство тревог и страха4 -могут быть бесцеремонны; Обидчивы; - вспыльчивы; - снижена потребность в речевом общении Обнаружить те или иные отклонения в развитии ребенка может мать. Следует помнить, что ребенок нуждается в помощи взрослого и эту помощь ему нужно оказывать во время. Литература: Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.90-144. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.211-227. Вопросы для самопроверки:
Цель: показать закономерности психического развития людей с нарушенным слухом; дать обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей с нарушенным слухом. ^ : сурдопсихология; глухие дети; позднооглохшие дети; слабослышащие дети; наследственная глухота; слухоречевая система; жестовая речь, дактильная речь; первичное нарушение; вторичное нарушение; компенсация. ^ является изучение своеобразного психического развития людей с недостатками слуха. Первые работы, где проявляется интерес к этой категории людей, появились в средине 19в., в начале 20в появились первые психологические работы. 1911 А.Н. Поросятников –особенности памяти глухих детей. В 20-е годы 20в. Началась систематическая разработка проблем сурдопсихологии. Работа проводилась под руководством Выготского (т5).Его ученики Занков Л.В., Соловьев И.М. продолжили эту работу. Первая отечественная монография 1940 «Очерки психологии глухого ребенка» Большой вклад внесли: Морозова Н.Г., Петрова В.Г., Розанова Т.В. и др.
Нарушения слуха встречаются достаточно часто. Иногда они носят временной характер (отит), простуда, образование серных пробок, при аномальном строении наружного и среднего уха. Такие нарушения называют – кондуктивными. Современная медицина помогает таким детям и слух как правило восстанавливается. Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением внутреннего уха – сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушениях современная медицина восстановить слух не в силах. Речь может идти только о поддерживающей терапии, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции. К сенсоневральная тугоухости и глухоте может присоединиться и кондуктивный компонент (Пример). Такое поражение слуха называется смешанным,т.е. отмечается необратимое сенсоневральное поражение внутреннего уха, так и, как правило обратимое нарушение в наружном или среднем ухе. ^ - инфекционные и вирусные заболевания мамы во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз); - токсикозы беременных; - асфиксия новорожденного; Внутричерепная родовая травма; - гипербилирубинемия (более 20 ммоль/л); - резус-конфликт; - гемолитическая болезнь новорожденных; - масса тела при рождении менее 1500г.; - недоношенность/переношенность; - применение препаратов с ототлксическим действием (антибиотики – стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин и др; фуросемид, аспирин, хинин), назначаемые матери или ребенку; - наследственные заболевания матери (в семье), сопровождающиеся поражением слухового анализатора; - эпидимический менингит; - грипп - острые и хронические отиты; - черепно-мохговые травмы. ^ (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднен (тугоухость) или невозможно (глухота). Эта категория детей представляет собой разнородную группу. По состоянию слуха различают слабослышащих и глухих Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Глухота – резкая степень поражения слуха, при котором разборчивое восприятие речи становится невозможным Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным
Существует множество классификаций степени понижения слуха. Психолого-педагогические классификации необходимы для правильного определения типы учреждения, в котором должен обучаться ребенок. В России наиболее распространенной является классификация Л.В. Неймана.
^
^ дети делятся на две группы: Ранооглохшие (1-2 год жизни) или родились неслышащими Позднооглохшие, потеряли слух в 3-4 года и позже. Сохранили речь. (Пример, анализ) ^ - дети, не имеющие дополнительных отклонений; - дети, имеющие дополнительные отклонения (одно или в сочетании): нарушения интеллекта, зрения, ОДА, эмоционально-волевой сферы. (Пример, анализ психологии детей) По состоянию словесной речи: - неговорящих (необученные дети0; - дети, в речи которых имеются отдельные слова (на начальном этапе обучения); - детей, имеющих короткую фразу с аграмматизмом; - дети с развернутой фразовой речью с аграмматизмом; - дети с нормальной фразовой речью, соответствующую возрасту. Чем меньше снижен слух, тем выше уровень развития речи; чем позже наступает нарушение, тем менее оно пагубно влияет на развитие речи; При своевременной коррекционной работе речь даже глухого ребенка может быть максимально сближен с нормой. Степень и характер речевой недостаточности у детей с нарушениями слуха зависят от действия четырех факторов: - от степени снижения слуха; -от времени возникновения повреждения слуха; - от наличия дополнительных отклонений в развитии; - от условий развития ребенка после поражения слуха. ^ Дети с нарушениями слуха представляют собой разнородную группу. В наибольшей степени о нарушениях слуха можно судить по особенностям развития речи ребенка. О раннем нарушении слуха может свидетельствовать особенности доречевого развития: у детей с врожденным или приобретенными нарушениями слуха гуление однообразно и монотонное; лепетная речь не возникает (или возникает спонтанно, нет ответного лепета). В дальнейшем у детей м.б. обнаружены: - недостатки произношения; - ограниченный запас слов; - недостаточное усвоение состава слов (неточность произношения, ошибочное написание слов) - неточное и неправильное употребление слов; - недостатки грамматического строя речи; - трудности понимания устной речи и читаемого текста. Речь слабослышащего ребенка обычно имеет ряд существенных недостатков: Потенциальные возможности детей очень велики. Дети могут максимально приближаться по уровню психомоторного и речевого развития к нормально слышащим сверстникам. У дошкольников, не имеющих дополнительных отклонений, при целенаправленной работе, проводящейся с первых месяцев жизни, уже к 3-5 годам несмотря на тяжелую тугоухость и даже глухоту, можно максимально сблизить не только уровень общего, но и речевого развития. Высоко уровня реабилитации можно достигнуть и при целенаправленной адекватной работе с позднооглохшими детьми. Если удается сохранить речь ребенка и совершенствовать ее, быстро восстановить устную коммуникацию уже на иной основе (зрительно-слуховой, зрительно-вибротактильной, зрительной), то позднооглохший ребенок может удержать в детском коллективе, где он воспитывался до потери слуха. Высокого уровня психомоторного и речевого развития можно достигнуть при наличии благоприятных факторов: -интенсивное и систематическое адекватное состоянию ребенка обучение; - активное участи семьи в его воспитании; - высокие потенциальные возможности ребенка(физическое состояние, личностные качества: активность, коммуникабельность, работоспособность и т.п.); - дополнительная помощь ребенку (индивидуальная и специальная работа) Особенностью детей является наличие дактильной речи – это кинетическая форма словесной речи. Движения рук обозначают буквы алфавита. Общаясь при помощи дактильной речи, разговаривающиеся следуют правилам письменной речи Дактилирование обязательно сопровождается устной речью. В современной системе обучения дактильная речь является вспомогательным средством для формирования словесной речи. При этом дети лучше усваивают звукобуквенный состав слова. Дактилирование облегчает слухо-зрительное восприятие речи, в частности тех звуков, которые плохо считываются с губ. ^ восполняет потребность в общении. Речь имеет сложную ситему, поскольку включает в себя две разновидности жестовой речи: русскую (жестовую речь) и калькирующую речь – это вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения глухими детьми словесной речи. Жесты - эквиваленты слов. Жесты сопровождают устную речь говорящего. Литература: Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.151-187. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.247-279 Вопросы для самопроверки: 1. Каковы задачи сурдопсихологии. 2. Назовите причины нарушений слуха. 3. Охарактеризуйте закономерности психического развития детей, имеющих нарушения слуха. 4. Как развиваются разные виды ощущений и восприятия у детей с нарушенным слухом. 5. Охарактеризуйте когнитивную сферу детей с нарушенным слухом. 6. Охарактеризуйте особенности развития речи у глухих детей. 7. Охарактеризуйте особенности поведенческой сферы глухих детей.
Цель: показать общие и специфические закономерности развития слепого ребенка, зависимость психического развития от степени, характера и времени возникновения дефекта. ^ : тифлопсихология; слепые дети; тотально слепые дети; частично или парциально слепые дети; слабовидящие дети; слепорожденные дети, ослепшие дети; первичное нарушение; вторичное нарушение; компенсация.
Тифлопсихология –изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушениями зрения, формирование компенсаторских процессов, влияние дефектов зрения на психическое развитие. ^ 1784 г в Париже. Психология слепых была впервые рассмотрена в работе Д.Дидро «Письмо о слепых в назидание зрячим». Формирование научной тифлопсихологии связано с именами: В.С. Свердов, Земцов М. И. и др. Однако ряд авторов, особенно слепые, не считают правомерным существование тифлопсихологии как отдельной науки (Биллей. Шоев), т.к. как зрячим, так и слепым свойственны общие психологические закономерности. В последнее время активно используется термин «тифлология», объединяющая педагогику + психология + социологию и др. науки. В настоящее время во всем мире наблюдается несколько тенденций: 1. увеличивается количество детей, имеющих остаточное зрение. 2. В школах для незрячих, только 3-5% тотально слепых 3. Увеличивается количество сложных, комплексных зрительных заболеваний 4. У детей наблюдаются 3-4 зрительных заболевания. 5. Возрастает количество детей, у которых нарушения зрительной функции сопровождается рядом других дефектов. 6. Зрительные нарушения у детей начальных классов в 77% случаев сопровождаются: - остаточными явлениями ДЦП; - ЗПР; - олигофрения в легкой степени; - Органические поражения ЦНС; - энцефалопатии; - гидроцефалии; - первичные недостатки речи; -первичные недостатки двигательной сферы. ^ В настоящее время в России становится принятой международная классификация деления незрячих людей: 1 группа – слепые (тотально) 2 группа – лица, с ослабленным зрением (слепой со светоощущениями; слепой с остаточным зрением; глубоко слабовидящий ребенок; слабовидящий). 92% случае слабовидения и 82% слепоты умеют врожденный характер. Более 30% - имеет наследственный характер.
-наследственные нарушения обмена веществ в виде альбинизма; - патологии глазного яблока – анофтальм; - заболевания роговой оболочки; - заболевания сосудистой системы; - врожденные катаракты; - патологии сетчатки. Ненаследственные - в результате внешних или внутренних отрицательных факторов в период эмбрионального развития: - - патологии беременности; - вирусные заболевания матери; - токсоплазмоз; -краснуха. ^ Слабовидение наступает в результате глазных болезней, большая часть вследствие аномалий рефракции глаза. Встречающие дефекты делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относят: - первичную и вторичную глаукому - незаконченные атрофии зрительных нервов; - пигментную дегенерацию сетчатки; - злокачественные формы высокой близорукости; - отслойка сетчатки и др. К стационарным относят пороки развития: - микрофтальм; - альбинизм; - дальнозоркость; - астигматизм высоких степеней; - стойкие помутнения роговицы; - катаракта; - послеоперационная афакия (отсутствие хрусталика) и др. Резкое снижение зрения отрицательно сказывается на процессе восприятия, который становится более замедленным, узость обзора, сниженной точностью. Формирующиеся представления менее четкие и яркие, иногда искажены, поэтому затруднена пространственная ориентировка. Слабовидящие дети пользуются зрительным анализатором как основным средством восприятия. Дошкольники (слабовидящие) могут воспитываться в массовом детском саду и развиваться точно также, если им давать соответствующие пояснения. Они могут участвовать почти во всех играх (исключение игры с резкими движениями) В массовой школе слабовидящий ребенок может отставать по темпу работы и становиться раздражительным, проявлять негативизм, обособляться от коллектива. Лучше если слабовидящие дети обучаются в специальных условиях: использование спец. Средств: лупы, телескопическте очки; спец. Оборудование рабочего места, особые учебники (Пример). Важнейшая задача – охрана слабого зрения, разумная его тренировка. Оформление помещения должно отвечать особым требования: повышенная освещенность, светлые занавески, дополнительная освещенность рабочего места, окрашивание стен масляными красками оттенками желтого и зеленого и т.п. (Пример). Учебники и учебные пособия с более крупным шрифтом, тетради с более четкой разлиновкой Учебная работа, требующая зрительной работы, обязательно чередуется с устными формами занятий. Необходимы перерывы в работе через каждые 10-15 минут. Многим детям противопоказана физическая нагрузка, что обязательно учитывается на уроках физкультуры. По окончанию школы, как правило работает на предприятиях ВОС. ^ Полностью отсутствует зрительные ощущения или имеется остаточное зрение (макс. 0,004). Существуют разные степени потери зрения: -абсолютная (Пример) - практическая (может быть светоощущение) (Пример). Слепота может быть врожденной и приобретенной. Врожденная вследствие повреждений плода или наследственных заболеваний. Приобретенная: 1) заболевания органов зрения (сетчатки, сосудистого тракта), 2) заболеваний ЦНС (менингиты, энцефалиты, опухоли мозга), 3) осложнения после перенесенных инфекционных заболеваний (корь, скарлатина), 4) осложнения после общих заболеваний организма. 5) травматические повреждения головного мозга, 6) травматические повреждения глаза. Процесс развития подчиняется тем же законам, что и развитие нормального ребенка. Однако дети испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений действительности. Многие признаки предметов не воспринимаются ими непосредственно. Большие трудности в оценке пространственных признаков, поэтому ориентировка в пространстве затруднена. Дети ориентируются на звуковые сигналы и в отличие от зрячих, ориентировочная реакция на звук не ослабевает, а усиливается. Слепота обусловливает задержку в формировании движений(трудности с физкультурой). Особенности слепых детей не отражаются на развитии высших психических функций. Обучение и воспитание, как правило, проводится в специализированных школах для слепых детей. Обучение цензовое (Пример) Литература: Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.187-227 Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.279-316 Вопросы для самопроверки:
Цель: показать основные закономерности развития детей с нарушениями ОДА, раскрыть компенсаторные возможности, позволяющие преодолеть воздействия нарушений ОДА, показать эффективные методы коррекционного воздействия. Основные термины темы; опорно-двигательный аппарат; ДЦП; гиперкинезы; паралич; парез; нейроонтогенез; кондуктивная педагогика. ^ : - дети с ДЦП; - с последствиями полиемилита; - с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями; - с врожденными или приобретенными недоразвитием или деформацией ОДА. 2. По степени тяжести нарушений ОДА и степени сформированности двигательных навыков дети делятся на три группы: 1. Дети с тяжелыми нарушениями и не сформированностью прямостояния и ходьбы. (Пример. Пояснение). 2. Дети со средней тяжестью (самая большая группа). (Пример, пояснение). 3. Дети с легкими нарушениями (Пример, пояснения). 3. Причины ДЦП ДЦП - заболевание вследствие недоразвития или повреждения мозга. ДЦП не считается наследственным заболеванием.
- инфекционные заболевания матери; - интоксикации (всех категорий); - ушибы и травмы матери , в том числе и психологические; - несовместимость по группе крови и резус фактору; - внутри утробная гипоксия. - многоплодные роды. ^ -вибрация; - холод или жара (экстремальные); - ультрафиолет; - неблагоприятная экологическая обстановка. 2. ^ - все виды родовых травм 3. Группа: Первый год жизни(10% всех случаев) - нейроинфекции; - травмы. Предраспологающие факторы: - недоношенность/перенощенность ребенка; - сердечно-сосудистые заболевания матери; - эндокринные заболевания матери. (Пояснение, примеры по всем видам причин) ^
Параличом называют отсутствие возможности совершать произвольные движения Парез – слабая форма паралича. Различают 4 вида церебрального паралича: - тетраплегия – поражены все четыре конечности; - диплегия – поражение верхних или нижних конечностей; - гимиплегия – поражение правой или левой половины тела; - моноплегия – поражение одной конечности.
При ДЦП при всех формах – гипертонус мышц (исключение атеноидная ДЦП, где ослабление деятельности мышц.)
^ Последовательность и темп созревания двигательных функций нарушены. Две специфические особенности:1) наличие примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста (в нормальном развитии они проявляются не резко и исчезают к 3 мес. Если подобные рефлексы проявляются во 2-м полугодии жизни, говорят о риске поражения двигательных головного мозга.
1. Спастическая форма: повреждается прохождение импульса к нижним конечностям. Выраженные симптомы уже в первые дни жизни ребенка. Наиболее часто встречаемая форма. 45-50% - специальные школы, могут обучатся в обычных, интеллект не всегда поврежден.
Диагностируется в период новорожденности. Повреждение и верхних и нижних конечностей. Не держат голову, не ходят, не сидят. Интеллект страдает очень сильно. Развитие соответствует олигофрении в разных степенях.
Результат – энцефалитов. У каждого третьего – олигофрения, дизартрия, 50% случаев ЗПР.
Гиперкинезы – это физиологические нецелесообразные движения. ^ – непроизвольные движения в различных группах мышц (брови, лоб, зажмуривание глаз, гримасы и др). Атеноидные – медленные червеобразные движения пальцев рук, реже – мышц лица. ^ – судорожное сокращение мышц шеи. 90% - имеют речевые нарушения. Нарушения слуха от 5 до 20% Психическое развитие практически не страдает
Низкий мышечный тонус. Несформированность равновесия, нарушения координации движений. Походка напоминает пьяную. Сильный тремор рук, трудности с письмом, складыванием мозаики. 50% - олигофрения в степени дебильности и имбицильности Дети не могут долго держать голову, сидеть, стоять, ходить. Реакции равновесия отсутствуют до 2-3 лет. Литература: Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.267-335 Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.316-332. Вопросы для самопроверки:
^ показать психические особенности развития слепоглухих детей; психологические особенности развития детей со множественными дефектами. Основные термины темы: слепоглухой ребенок; множественный дефект. ^ Психология детей со сложными нарушениями – это сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития человека, имеющего два или более нарушений. Предметом этой области является изучение своеобразия психического развития людей со сложными нарушениями и определение путей психолого-педагогической помощи этим людям и их семьям. Задачи:
Сложными нарушениями принято называть наличие у ребенка двух или более выраженных первичных нарушений. (Пример). Одновременное поражение нескольких функций внутри одной системы организма можно назвать осложненным дефектом. (Пример) Наиболее хорошо изучена категория слепоглухих детей ^ В 1909 году в России было создано Общество попечения слепоглухих детей, и при Петербургском детском саде для глухонемых началось обучение трех детей. Это было первое учебно-воспитательное учреждение для слепоглухих детей в России. Работали с этими детьми М.А. Захарова и Ю.А. Якимова, которые и после 1917 года продолжили свою деятельность.. Слепоглухие воспитанники вошли в состав глухих детей при Ленинградском институте слуха, где обучались до 1941. С 1923 по 1937 год интересно работала школа И.А. Соколянского, в дальнейшем работа продолжалась на базе Института коррекционной педагогики РАО, где с 1947 велись научные исследования и осуществлялась практическая работа. (А.Н. Леонтьев, А.И. Мещеряков) (Пример).С 1963 года работает детский дом в Сергиевом Посаде. С 1969 года существует международная организация слепоглухих людей, по ее данным число слепоглухих людей составляет около одного миллиона человек. Современное определение слепоглухоты в разных странах различно. (Пример). В нашей стране не существует официального определения слепоглухоты и других видов сложного нарушения как особого вида инвалидности. Инвалидность определяется по одному наиболее выраженному нарушению. ^ Можно рассматривать несколько вариантов этиологически сложного нарушения:
Наиболее изучены два последних варианта. У детей преобладают врожденные формы патологии, имеющие в большинстве случаев генетическое происхождение. Реже встречаются хромосомные синдромы (Болезнь Дауна). В настоящее время описано более 250 наследственных синдромов, связанных с нарушением слуха. Примерно одна треть этих наследственных нарушений сочетается с другими видами нарушений (Пример). Наиболее изучен ряд наследственных синдромов и заболеваний, приводящих к комплексному нарушению зрения и слуха. Причины:
В последние годы специалисты отмечают рост числа детей с врожденными нарушениями слуха и зрения среди недоношенных детей. К неясным по природе причинам множественных нарушений относят и пока CHARGE – ассоциацию. (Пример) ^ В основе классификации положено время наступления дефекта и наличие сочетания сенсорных нарушений с интеллектуальными.
^
- тотально или практически слепоглухих; - слепых слабослышащих; - слабовидящих глухих; - слабовидящих слабослышащих. Детей с нарушениями зрения и речи можно разделить на: - слепых алаликов; - слабовидящих алаликов; - слепых детей с ОНР; - слабовидящих детей с ОНР. Детей с нарушениями слуха и движений можно разделить на: - тяжелые формы ДЦП и глухоты; - тяжелые формы ДЦП и тугоухости; - легкие формы ДЦП и глухоты - легкие формы ДЦП и тугоухости. Детей с нарушениями зрения и движений можно разделить на: - непередвигающихся самостоятельно слепых; - непередвигающихся самостоятельно слабовидящих; - слепых с нарушениями движений (остаточные явления ДЦП); - слабовидящих с остаточными явлениями ДЦП. Возможно множество сочетаний по выраженности сенсорных и двигательных нарушений, с разной по глубине умственной отсталостью.
- с врожденным или ранним сложным дефектом; - со сложным нарушением, проявившимся или приобретенным в младшем или старшем дошкольном возрасте; - с нарушением, приобретенным в подростковом возрасте; - с нарушением, приобретенным в зрелом возрасте; - с нарушением, наступившим в старческом возрасте. Рождение ребенка с комплексными нарушениями почти сразу ставит вопрос о его дальнейшем семейном воспитании. Именно эти дети чаще всего попадают в Дома ребенка и клиники и прогноз их развития очень неблагополучный. В подростковом возрасте установление особенностей развития ребенка, его знаний, умений, психологического возраста. Спорным является вопрос о развитии слепоглухого ребенка. Считается, что если дефект наступает в старшем дошкольном возрасте, то прогноз более благоприятен, но известно множество случаев, когда дефект возникал в подростковом или старше возрасте, а люди испытывали серьезные психологические проблемы. Литература: Специальная педагогика/Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.122-205,345-371.. Вопросы для самопроверки: 1. Охарактеризуйте понятие «сложные нарушения». 2. Дайте характеристику детей с умственной отсталостью и слепотой. 3. Назовите психологические характеристики детей с умственной отсталостью и ДЦП. 4. Опишите особенности олигофрении при сложном дефекте. |