Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) Цель icon

Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) Цель





Скачать 421.47 Kb.
Название Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) Цель
Дата 28.03.2013
Размер 421.47 Kb.
Тип Документы
Тематика лекций


1. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция)

Цель: Знакомство с общими проблемами специальной психологии. Выделение: предмета, задач и методов специальной психологии. Показать основные подходы в трактовке термина «норма».

Основные термины темы: специальная психология; патопсихология; клиническая психология, психотератия. Консультативная психология; методы исследования в специальной психологии (наблюдение, эксперимент, изучение продуктов деятельности ребенка. анкетирование, проективные методики, тесты, обучающий эксперимент, условно-рефлекторные методики).



  1. Разделы специальной психологии:

  1. Тифлопсихология – наука, изучающая психологические особенности слепых и слабовидящих детей.

  2. Сурдопсихология – наука, изучающая психологические особенности глухих и слабослышащих детей.

  3. Тифлосурдопсихология – наука, изучающая психологические особенности слепоглухих детей.

  4. Олигофренопсихология - наука, изучающая психологические особенности умственно отсталых детей.

  5. Логопсихология - наука, изучающая психологические особенности детей с проблемами в речевом развитии

  6. ЗПР – наука, изучающая психологические особенности детей с задержкой психического развития.



  1. Группы детей:

  1. Слепые и слабовидящие

  2. Глухие и слабослышащие

  3. Слепоглухие

  4. Умственно отсталые, ЗПР

  5. Дети с нарушениями речи.

  6. Дети с нарушениями ОДА.

  7. Психопаты, аутичные дети, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы.



  1. Основные задачи:

  1. Выявление детей с проблемами развития.

  2. Разработка методов ранней диагностики аномалий развития

  3. Определение целей, задач психологической помощи аномальному ребенку.

  4. Разработка системы профилактической и коррекционной помощи по предупреждению аномалий.

  5. Помощь родителям в развитии и коррекции аномального ребенка



  1. Основные методы:

Наблюдение

Беседа

Эксперимент

Анализ результатов деятельности

Социологические и психологические методы обследования детей.



  1. ^ Характеристика основных категорий нарушений развития у детей.

Нарушения интеллекта (умственно отсталые)

Понятие «умственная отсталость» в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга

По международной классификации болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра (МКБ -10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: легкая (IQ в пределах 40-69), умеренная (IQ в пределах 35 -49), тяжелая (IQ в пределах 20 – 34), глубокая (IQ ниже 20) умственная отсталость

По предыдущему пересмотру выделяли следующие группы (МКБ-9):

А) умственная отсталость в степени дебильности (дети с относительно легкой, неглубокой умственной отсталостью).

Б) умственная отсталость в степени имбецильности (дети с глубокой умственной отсталостью).

В) умственная отсталость в степени идиотии (дети с наиболее тяжелой, глубокой умственной отсталостью).

^ Задержка психического развития (ЗПР)

ЗПР чаще всего относится к «пограничной» форме дизонтогенеза

И выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность)проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. Данное отклонение у ребенка может быть обусловлено как биологическими, так и социальными факторами, а также разными вариантами их сочетания.

По этиопатогенетической классификации различают следующие варианты:

А) ЗПР конституционального генеза;

Б) ЗПР соматогенного генеза;

В) ЗПР психогенного генеза;

Г) ЗПР церебрально-органического генеза.

^ Нарушения зрения

А) слепота (слепые дети со светоощущениями и с остаточным зрением – острота зрения на лучше видящем глазу от 0, 01 до 0, 04)

Б) слабовидящие (дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при очковой коррекции от0, 05 до ).2, а также пределах0,30, при значительных нарушениях других зрительных функций или при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях);

В) косоглазие и амблиопия (дети с остротой зрения выше 0,4).

^ Нарушения слуха

А) глухота (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо более 85дБ);

Б) тугоухость (дети, у которых средняя потеря слуха на лучшее слышащее ухо менее 85дБ);

В) поздняя потеря слуха (отмечающаяся у детей, потерявших слух в возрасте до 3-4 лет и позже, сохранившие речь в относительно поздним возникновением глухоты).

^ Нарушения опорно-двигательного аппарата

Данные нарушения имеют причиной:

А) заболевания нервной системы:

- ДЦП

- полиомиелит.

Б) врожденную патологию ОДА:

- врожденный вывих бедра;

- кривошея;

- косолапость и другие деформации стоп;

- аномалии развития позвоночника и дефекты конечностей;

- аномалии развития пальцев кисти;

- артогриппоз (врожденное уродство).

В) приобретенные заболевания и повреждения ОДА:

- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;

- полиартрит;

- заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);

- системные заболевания скелета.

При всем многообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений ОДА у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).

^ Нарушения речи

А ) системные нарушения речи (алалия, афазия);

Б) нарушения строения и функций речевого аппарата (ринолалия, дизартрия, сложная дислалия);

В) нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия);

Г) нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание);

Д) нарушение мотивообразующей стороны речи (мутизм).

^ Эмоциональные расстройства

А) РДА;

Б) эмоциональное расстройство, связанное с ранней разлукой с матерью;

В) эмоциональное расстройство, обусловленное сиблинговым соперничеством;

Г) смешанные расстройства поведения и эмоций.

^ Тяжелые множественные нарушения

Эта категория нарушений характеризуется сочетанием двух и ли более выраженных психофизических нарушений: зрения, слуха, речи, двигательной и познавательного развития у одного ребенка.

В современной специальной психологии в категории множественных нарушений наиболее подробно описаны слепоглухие дети.


Литература:

Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.7-44.

Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.5-114.

Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие/ Под научн. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004. С. 13-65.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.С. 6-48.

Вопросы для самопроверки:

  1. Перечислите условия нормального психического развития ребенка.

  2. Определите, что такое «среднестатистическая норма», «функциональная норма» и их значение для деятельности педагога-психолога.

  3. Дайте характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам развития.

  4. Охарактеризуйте три основных направления дизонтогенеза: ретардация, асихрония, дефицитарность.

  5. Цели и задачи специальной педагогики и психологии.

  6. Современные отрасли в специальной психологии.




  1. Причины отклонений в психическом развитии и факторы, их определяющие. (2часа) (Проблемная лекция)


Цель: показать причины возникновения отклонений в развитии ребенка.


Основные термины темы: пренатальный. натальный постнатальный период; фактор риска; экзогенные и эндогенные факторы;


1. Классифицируя нарушения по причинам можно выделить несколько групп:

^ По источнику происхождения нарушений:

  1. Эндогенные (внутренние)– возникающие по причинам, лежащим во внутренней среде организма (Пример).

  2. Эндогенные (внешние) – возникающие по причинам, лежащим вне организма

По структуре дефекта:

  1. Органические – поражение коры головного мозга, правого или левого полушария, ЦНС.

  2. Функциональные – расстройство различных функций различных систем в организме, нарушения процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

По времени возникновения отклонения:

  1. Врожденные – вследствие заболеваний матери в перинатальный период, а также наследственных генетических поражений.

  2. Приобретенные – вследствие природовых (натальных) и послеродовых (постнатальных) поражений организма ребенка.

По способу возникновения:

  1. Социальные – неблагоприятное влияние окружающей среды, внешних условий.

  2. Стихийные – несчастные случаи.

  3. Наследственные

^ 2.Причины эндогенных нарушений.

1) Инфекционные болезни НС:
(менингит, энцефалит) = ЗПР, задержка моторного развития, двигательной активности

2) Инфекционные заболевания (корь, свинка, скарлатина, пневмония, отит) = нарушения слуха, физиологические патологии, отсутствие органов, изменение строения отдельных органов.

^ 3. Причины экзогенных нарушений:

Черепно-мозговые травмы = патологии движений, психики, интеллекта.

  1. Нарушения вследствие органических расстройств:

Умственная отсталость, глухота, ДЦП, логоневроз, расстройство голоса, брадилалия, дислалия, алалия, афазия, дисграфия, дислексия, аутизм.

  1. ^ Причины врожденных нарушений

Вследствие заболеваний матери:

-токсоплазмоз =поражения НС, органов слуха, зрения, физическое и психическое недоразвитие – олигофрения, гидро-, микроцефалия. заболеваний матери:

- врожденная краснуха – поражения зрения, двигательные нарушения

- внутриутробные инфекции НС = гидро-, микроцефалия, параличи, парезы.

- несовместимость по резус фактору и группе крови = мозговые поражения, нарушения слуха.

- химические вещества и радиоактивное излучение

^ 6. Нарушения вследствие функциональных расстройств:

ЗПР, логоневроз, ринолалия, близорукость, дальнозоркость, неврозы, невротические реакции,ММД

  1. Причины приобретенных нарушений:

  1. Природовые нарушения:

- асфиксия =общее недоразвитие.

- внутричерепная родовая травма = ДЦП, нарушения моторного развития.

2) Послеродовые нарушения:

- инфекционные болезни НС: менингит = гидроцефалия, глухота, ЗПР; знцефалит += задержка моторного развития; полиомиелит = ограничение движений, параличи, парезы; грипп, корь = поражения НС.

- черепно-мозговые травмы = патология движений и психики, параличи, глухота, слепота, нарушения памяти, речи, интеллекта.

^ 7. Нарушения социального характера.

ЗПР, неврозы, социальная запущенность, невропатия, недостатки характера.

Используя другую классификацию можно выделить четыре большие группы причин:

  1. Пренатальные причины:

  1. Хромосомные заболевания (Даун)

  2. Генные заболевания (наследственные заболевания ЦНС)

  3. Вирусные заболевания матери (краснуха, эпидемический паротит, грипп)= пороки мозга, дефекты слуха, зрения, сердечнососудистой системы, УО.

  4. Хронические заболевания матери (токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис) = УО, нарушения зрения, ОДА, эпилептические припадки и др.

  5. Внутриутробные интоксикации:

А) лекарственные средства

Б) гормональные препараты

В) препараты кальция

Г) алкоголь

Д) наркотики

6) Токсикозы беременных

7) Заболевания матери: сахарный диабет, гормональная недостаточность

8) Конфликт по группе крови и резус фактору.

^ 2. Натальные причины:

1) все виды родовых травм

2) все средства родовспожения

3) асфиксия

4) недоношенность/переношенность

5) быстрые/ затяжные роды.

^ 3. Постнатальные причины:

1) Нейроинфекции

2) детские инфекционные заболевания (корь, скарлатина, оспа)

3) Черепно-мозговые травмы.

4) Длительные соматические заболевания

5) Социально-педагогическая запущенность.

^ 4. Общие факторы:

1) Экология

2) Ионизирующее излучение

3) Химические препараты

4) Токи высокой частоты

5) Плохое питание

6) Некачественная вода

7) Токсичные металлы.


Литература:

Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.52-58, 93-103, 152-157, 189-191, 338-345, 377-384..

Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.228-229, 249-253,282-286,302-308,.

Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004. С. 85-91.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. _ М.: ТЦ Сфера, 2005.С. 48-82..


Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите внутренние и внешние причины отклонений в развитии.

  2. Какие причины относятся к пренатальным?

  3. Какие причины относятся к натальным?

  4. Какие причины относятся к постнатальным?

  5. Роль биологического и социального факторов в возникновении и преодолении отклонений в развитии.

  6. Можно ли рассматривать отклонения в развитии как форму заболевания?




  1. Психическое развитие при дезонтогениях по типу ретардации (2 часа) (Тематическая лекция).


Цель: знакомство с основными проблемами, задачами олигофренопсихологии


Основные термины темы: умственная отсталость; олигофренопсихология; интеллектуальная недостаточность; резидуальность; непрогредиентность; деменция; лобная недостаточность; тотальность дефекта;


1. Интеллект – мыслительная способность или совокупность способностей человека, обеспечивающая правильное понимание требований жизни и адекватное приспособление к ним.

Выделяют: собственно интеллектуальную деятельность и предпосылки интеллекта: память, запас знаний, активное внимание, речевое развитие, психическая активность, работоспособность.

^ Нарушения интеллекта проявляются: в синдроме слабоумия; психоорганических синдромах; псевдослабоумии; нарушения памяти.

Психический дизонтогенез – нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга.

^ Основные типы психического дизонтогенеза

1 тип - ретардации – запаздывания или приостановка психического развития

Выделяют:

Общую (тотальную) ретардацию

- психическое недоразвитие(олигофреническое слабоумие)

Частичная (парциальная) ретардация

- психический инфантилизм

- синдром невропатии

- незрелость сторон психики, психических процессов

2 тип – асихрония – искаженное, дисгармоничное психическое развитие, характеризующееся выраженными опережением одних психических функций и свойств личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других:

- психопатологические синдромы;

- РДА;

- Гебоидный синдром (подростки)

2- тип психического дизонтогенеза связан с механизмами освобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования

В основе лежит проходящая физиологическая незрелость, временный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования. Но под влиянием неблагоприятных воздействий среды может происходить задержка дальнейшего созревания незрелых структур и функций при сохранении более незрелых форм нервно-психического реагирования.

Проявляется своеобразными синдромами и симптомами, которые встречаются при различных психических заболеваниях (нарушение навыков опрятности, моторных навыков, патологических привычках, психомоторная гиперактивность, патологические фантазии)




  1. ^ Этиология умственной отсталости

До 200 наследственных заболеваний сопровождаются умственной отсталостью.

В процентном соотношении выделяют:

20%

  1. Моногенно наследуемая олигофрения, обусловленная дефектами обмена

  2. Олигофрения с чертами дисэмбриогенеза (хромосомные нарушения)

  3. Олигофрения вследствие заболеваний плода (эмбриопатии)

80%

  1. Олигофрения вследствие повреждений головного мозга ребенка до трех летнего возраста:

    • Родовая травма, асфиксия;

    • Инфекционные заболевания;

    • Черепно-мозговая травма в младенчестве;

    • Алкоголизм матери (интоксикация плода);

    • Поражение плода вирусом краснухи в первые три месяца беременности;

    • Врожденный сифилис, токсоплазмоз;

    • Диабет матери;

    • Физические и психические травмы матери во время беременности;

    • Высокий радиационный фон;

    • Иммунологический конфликт между плодом и матерью по резус-фактору;

    • Менингит, энцефалит родившегося ребенка.


3.Олигофрения

Олигофрения изучается тремя науками: медициной, педагогикой, патопсихологией.

Олигофрения – общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности, а также отсутствием прогредиентности.

Характерные признаки олигофрении

  • Нарушение познавательных процессов (сходство – различие, избирательность);

  • Нарушение активного внимания;

  • Замедление и непрочность запоминания;

  • Низкий уровень логической памяти;

  • Слабость, недоразвитие эмоций;

  • Отсутствие мотивации поведения;

  • Неподавляемые инстиктивные влечения;

  • Бедный словарный запас;

  • Недоразвитие психомоторики (тонкой, мимики);

  • Недостаточно развиты эволюционно более древние «природно-психические» компоненты личности (темперамент, потребности, инстинкты).

Идиоты

Для детей харктерны следующие нарушения:

  • Моторики;

  • Ориентировки в пространстве;

  • Координации движений;

  • Гигиенических навыков;

  • Элементарных навыков самообслуживания;

  • Поведения (вялость, заторможенность, двигательное беспокойство);

  • Эмоциональные реакции связаны с общим самочувствием;

  • На первом месте удовлетворение физиологических потребностей.

Все дети идиоты необучаемы и находятся в специальных учреждениях (Пример).

Различают три степени идиотии:

  1. Речевые идиоты – есть определенные звуки и слова. Речь «развита» только у этой группы. Познавательная деятельность отсутствует. (Пример).

  2. Типичные идиоты (Пример, характеристика)

  3. Лежачие идиоты (Пример, характеристика).

Имбецильность

Имбецильность – вторая спепень умственной отсталости, дети инвалиды второй группы по интеллекту.

Характерно:

  • Относительно развитая речь;

  • Понимание обращенной к ним речи, жестов;

  • Овладение элементарными навыками, но работать могут только под наблюдением воспитателей;

  • Практически необучаемы;

  • Нарушена поведенческая сфера;

  • Характерно безразличие к работе и к результатам своей деятельности;

  • Мышление наглядно-конкретное;

  • Неустойчивое внимание4

  • При продолжительном обучении могут автоматически повторять действия;

  • Не могут оценить свою работу, так как не понимают ее смысла;

  • Легко внушаемы.

Дебильность

Дебильность – наиболее легкая степень умственной отсталости.

Самая распространенная форма умственной отсталости. Характерно:

  • Мышление конкретное;

  • Фразовая речь

  • Нарушения письменной речи

  • Очень критичны, всегда говорят правду, упрямы.

  • Бедные эмоционально-волевые прявления

  • Сохранена грубая моторика, нарушена мелкая

  • Суженный круг знаний и представлений об окружающем мире

  • Тугоподвижность

  • Психические процессы инертны

  • Склонность к стереотипным действиям

  1. Виды олигофрении:

  1. Неосложненная олигофрения:

- уравновешенность нервных процессов;

-эмоционально-волевая сфера сохранна;

-нет грубых нарушений анализаторов;

- ребенок способен к целенаправленной деятельности при понятных и доступных заданиях;

- в привычной среде поведение адекватно: послушен, доброжелателен;

- обучение в школах 8-го вида;

- успешно овладевает программой;

- социально адаптирован.

^ 2. Олигофрения с преобладанием процессов возбуждения или торможения:

Возбудимые:


- неспокойны;

- импульсивны;

- двигательное беспокойство;

- конфликтны;

- не обращают внимания на замечания взрослых;

- непослушны;

- работают неровно, торопливо;

- часто бывают срывы поведения.

Заторможенные:

-вялость;

- замедленность;

- инертность (в моторике, поведении, работоспособности);

- медленно продвигаются в развитии;

- необходимо много времени, чтобы организовать свою деятельность;

- неконфликтны;

- труд мало продуктивен.

^ 3. Олигофрения со снижением функций анализаторов или речевыми отклонениями:

- имеют дефекты слуха, зрения, ОДА;

- жизненные перспективы ограничены;

- затруднена возможность социальной адаптации.

^ 4. Олигофрения с психопатоподобным поведением:

-
резко нарушена эмоционально-волевая сфера;

- проявляются характерные недоразвития личностных компонентов;

- снижена критичность относительно себя и окружающих людей4

- склонны к неоправданным аффектам.

^ 5. Олигофрения с выраженной недостаточностью лобных отделов коры головного мозга:

-
изменения личности с резкими нарушениями моторики;

- вялы, безынициативны;

- речь бессодержательна, многословна, имеет подражательный характер;

- неспособны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, активности;

- слабо учитывают ситуацию, не любят труд, стремятся избегать простых бытовых обязанностей, работы в мастерских;

- развитие осуществляется замедленно, к концу школьного обучения способны к элементарным видам труда.


Литература:

Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.49-90.

Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.205-211.

Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004. С. 13-65.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. _ М.: ТЦ Сфера, 2005.С. 152-202.


Вопросы для самопроверки:

  1. Какова роль Л.С. Выготского в становлении и развитии психологии умственно отсталого ребенка?

  2. Охарактеризуйте различные степени умственной отсталости.

  3. Охарактеризуйте особенности познавательной сферы при умственной отсталости.

  4. Опишите особенные закономерности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей.

  5. Опишите особенности деятельности умственно отсталых детей.




  1. Психология детей со слабо выраженными отклонениями в психическом развитии (2 часа) (Тематическая лекция).


Цель: выявление специфических черт, присущих онтогенезу детей с задержкой психического развития, определение характерных для них недостатков, ресурсов развития, обуславливающих компенсаторные возможности ребенка.


Основные термины темы: задержка психического развития; конституциональное ЗПР; соматогенное ЗПР; психогенное ЗПР; церебрально-органическое ЗПР; инфантилизм; дисфункции головного мозга.


^ 1. Определение термина

Первая фундаментальная работа Штраус и Леттенен
в 1947 «Психопатология и обучение ребенка с повреждениями мозга». Авторы выявили у детей наличие остаточных явлений слабо выраженных органических поражений мозга на ранних этапах развития, которые и являлись причинами трудностей этих детей. Они характеризовали детей как дети с ММД.

Позднее было доказано, что у таких детей не всегда наблюдаются органические повреждения, поэтому Кирк предложил термин «дети с трудностями в обучении и воспитании». Главной задачей было отграничить таких детей от детей с УО, ДЦП, нарушениями функций анализаторов, речевыми патологиями.

В российской психологии дается такой термин «временное нарушение развития, которое коррегируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка»

Т.е. российские ученые подчеркивают, есть нарушения темпа всего психического развития.

^ 2.Группы причин.

1. Причины, обусловленные органическими нарушениями, которые задерживают нормальное функционирование мозга и препятствуют его нормальному функционированию.

2. Причины, обусловленные дефицитом общения, стимулирующего задержку усвоения общественного опыта.

3. Причины, обусловленные дефицитом соответствующей возрасту деятельности, что лишает ребенка возможности полноценного освоения общественного опыта и, как следствие, затрудняет реализацию возрастных возможностей психического развития.

4. Причины, обусловленные травмирующим воздействием микросреды.

5. Причины, обусловленные бедностью ближайшей среды развития

6. Причины, обусловленные некомпетентностью окружающих ребенка взрослых.

По данным Американской ассоциации по изучению повреждений мозга, среди детей с трудностями в обучении до 50% составляют дети, получившие травму головного мозга в период от 3 до 4 лет.

Дополнительными причинами могут быть:

- тяжелые инфекционные заболевания матери;

- токсикозы беременных;

- хроническая гипоксия плода;

- травмы во время беременности и во время родов;

- генетические факторы;

- асфиксия

-нейроинфекции (до 3-х лет);

- недостатки питания матери и ребенка

- хронические соматические заболевания;

-тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера (период раннего развития).

^ 3. Классификация задержки психического развития.

Тип ЗПР

Обусловленность

Проявления

Прогноз

ЗПР конституционального генезиса

Наследственно обусловленный психический, психофизический инфантилизм:

-гармонический

-дисгармонический

- черты эмоциональной незрелости;

- «детскость» поведения

- в случае дисгармоничного инфантилизма – аффективные вспышки, эгоцентризм, склонность к демонстративному поведению и истерическим реакциям.

Благоприятный

ЗПР соматогенного генезиса

Хронические соматические заболевания.

- неуверенность, робость;

- безынициативность;

- капризность;

- затрудненное формирование позитивных личностных качеств

Индивидуально

ЗПР психогенного генезиса

Неблагоприятные условия, психотравмирующие воздействия среды

- низкая работоспособность;

- лабильность НС;

- неразвитость произвольной регуляции;

- возможные типы эмоционального реагирования:

- агрессивно-защитный;

- пассивно-защитный;

- «инфантилизированный»

В зависимости от возможной перестройки стиля семейного воспитания

ЗПР церебрально-органического генезиса

Органическая

1 вариант: преобладание черт незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма

2 вариант: доминирование симптомов поврежденности НС, низкий уровень овладения всеми видами произвольной деятельности, задержка формирования предметно-манипулятивной, речевой, игровой, продуктивной и учебной деятельности

Индивидуально, в зависимости от глубины поврежденности и возрастной динамики.

  1. ^ Психологическая характеристика (в сравнении с УО)

  1. Для нарушений познавательной деятельности при ЗПР характерны парциальность, мозаичность в развитии всех компонентов деятельности ребенка. При УО тотальность и иерархичность нарушений психического развития.

  2. В сравнении с УО у детей ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, и в особенности высших форм мышления – обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования. Некоторые дети с ЗПР, как и их УО, затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют незавершенные функции обобщения.

  3. Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики.

  4. В отличие от УО, при которой страдают собственно мыслительные функции – обобщение, сравнение, анализ, синтез – при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности. К ним относятся такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух.

  5. Дети ЗПР способны к плодотворному сотрудничеству со взрослыми, принимают помощь от взрослого и даже помощь более продвитутого сверстника.

  6. Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР.

  7. У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манитулятивной деятельности

  8. Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которые позволяют им более длительно сосредотачиваться.

  9. Большинство детей с ЗПР владеют изобразительной деятельностью (УО - нет).

  10. В соматическом облике детей с ЗПР в основном отсутствует спастичность

  11. В неврологическом статусе детей с ЗПР обычно не т грубых органических нарушений.

  12. Практически не отмечается наследственная отягощенность.

  13. Поведенческие признаки:

- раздражительны;

- мало спят;

- подвижны и импульсивны ;

- часто возникает чувство тревог и страха4

-могут быть бесцеремонны;

Обидчивы;

- вспыльчивы;

- снижена потребность в речевом общении

Обнаружить те или иные отклонения в развитии ребенка может мать. Следует помнить, что ребенок нуждается в помощи взрослого и эту помощь ему нужно оказывать во время.

Литература:

Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.90-144.

Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.211-227.


Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите основные составляющие психологической готовности ребенка к школьному обучению.

  2. Назовите общие и специфические для разных форм ЗПР факторы запаздывания в формировании признаков «школьная зрелость».

  3. Дайте характеристику уровня когнитивного развития для школьников с ЗПР.

  4. Дайте характеристику игровой деятельности дошкольников с ЗПР.

  5. Охарактеризуйте специфику социального развития для детей с ЗПР.

  6. Опишите известные вам методы диагностики детей с ЗПР.




  1. Психология лиц с нарушениями слуха (2 часа) (Тематическая лекция).


Цель: показать закономерности психического развития людей с нарушенным слухом; дать обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей с нарушенным слухом.


^ Основные термины темы: сурдопсихология; глухие дети; позднооглохшие дети; слабослышащие дети; наследственная глухота; слухоречевая система; жестовая речь, дактильная речь; первичное нарушение; вторичное нарушение; компенсация.


^ Предметом сурдопсихологии является изучение своеобразного психического развития людей с недостатками слуха.

Первые работы, где проявляется интерес к этой категории людей, появились в средине 19в., в начале 20в появились первые психологические работы.

1911 А.Н. Поросятников –особенности памяти глухих детей.

В 20-е годы 20в. Началась систематическая разработка проблем сурдопсихологии. Работа проводилась под руководством Выготского (т5).Его ученики Занков Л.В., Соловьев И.М. продолжили эту работу.

Первая отечественная монография 1940 «Очерки психологии глухого ребенка»

Большой вклад внесли: Морозова Н.Г., Петрова В.Г., Розанова Т.В. и др.

  1. ^ Характеристика детей с нарушениями слуха.

Нарушения слуха встречаются достаточно часто. Иногда они носят временной характер (отит), простуда, образование серных пробок, при аномальном строении наружного и среднего уха. Такие нарушения называют – кондуктивными. Современная медицина помогает таким детям и слух как правило восстанавливается.

Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением внутреннего уха – сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушениях современная медицина восстановить слух не в силах. Речь может идти только о поддерживающей терапии, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции.

К сенсоневральная тугоухости и глухоте может присоединиться и кондуктивный компонент (Пример). Такое поражение слуха называется смешанным,т.е. отмечается необратимое сенсоневральное поражение внутреннего уха, так и, как правило обратимое нарушение в наружном или среднем ухе.

^ 2. Причины снижения слуха

- инфекционные и вирусные заболевания мамы во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз);

- токсикозы беременных;

- асфиксия новорожденного;

Внутричерепная родовая травма;

- гипербилирубинемия (более 20 ммоль/л);

- резус-конфликт;

- гемолитическая болезнь новорожденных;

- масса тела при рождении менее 1500г.;

- недоношенность/переношенность;

- применение препаратов с ототлксическим действием (антибиотики – стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин и др; фуросемид, аспирин, хинин), назначаемые матери или ребенку;

- наследственные заболевания матери (в семье), сопровождающиеся поражением слухового анализатора;

- эпидимический менингит;

- грипп

- острые и хронические отиты;

- черепно-мохговые травмы.

^ 3. Категории детей с нарушениями слуха.

Различают детей, имеющих стойкое (т.е. необратимое, т.к. слух восстановить нельзя) двустороннее
(на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднен (тугоухость) или невозможно (глухота). Эта категория детей представляет собой разнородную группу.

По состоянию слуха различают слабослышащих и глухих

Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.

Глухота – резкая степень поражения слуха, при котором разборчивое восприятие речи становится невозможным Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным

  1. ^ Классификация детей.

Существует множество классификаций степени понижения слуха. Психолого-педагогические классификации необходимы для правильного определения типы учреждения, в котором должен обучаться ребенок.

В России наиболее распространенной является классификация Л.В. Неймана.

Степень глухости

Средняя потеря слуха в дБ (500-4000Гц)

Условия разборчивости восприятия речи

I степень

Не превышает 50дБ

Речь разговорной громкости – на расстоянии не менее 1м, шепот – у ушной раковины и далее

II степень

От 50 до 70 дБ

Речь разговорной громкости – на расстоянии 0,5 -1 ., шепот - нет

III степень

Более 70 дБ

Речь разговорной громкости у ушной раковины и до 0,5м, шепот – нет.



^ Международная классификация

Степень тугоухости

Потеря слуха (500 -2000Гц) в дБ

I

26-40

II

41-55

III

56-70

IV

71-90

Глухота

Более 90


^ По времени наступления снижения слуха дети делятся на две группы:

Ранооглохшие (1-2 год жизни) или родились неслышащими

Позднооглохшие, потеряли слух в 3-4 года и позже. Сохранили речь. (Пример, анализ)

^ По наличию или отсутствию дополнительных отклонений

- дети, не имеющие дополнительных отклонений;

- дети, имеющие дополнительные отклонения (одно или в сочетании): нарушения интеллекта, зрения, ОДА, эмоционально-волевой сферы. (Пример, анализ психологии детей)

По состоянию словесной речи:

- неговорящих (необученные дети0;

- дети, в речи которых имеются отдельные слова (на начальном этапе обучения);

- детей, имеющих короткую фразу с аграмматизмом;

- дети с развернутой фразовой речью с аграмматизмом;

- дети с нормальной фразовой речью, соответствующую возрасту.

Чем меньше снижен слух, тем выше уровень развития речи; чем позже наступает нарушение, тем менее оно пагубно влияет на развитие речи; При своевременной коррекционной работе речь даже глухого ребенка может быть максимально сближен с нормой.

Степень и характер речевой недостаточности у детей с нарушениями слуха зависят от действия четырех факторов:

- от степени снижения слуха;

-от времени возникновения повреждения слуха;

- от наличия дополнительных отклонений в развитии;

- от условий развития ребенка после поражения слуха.

^ 5. Психологическая характеристика

Психическое развитие детей с нарушенным слухом это особый вид дизонтогенеза – дефицитарное развитие.


Дети с нарушениями слуха представляют собой разнородную группу.

В наибольшей степени о нарушениях слуха можно судить по особенностям развития речи ребенка.

О раннем нарушении слуха может свидетельствовать особенности доречевого развития: у детей с врожденным или приобретенными нарушениями слуха гуление однообразно и монотонное; лепетная речь не возникает (или возникает спонтанно, нет ответного лепета).

В дальнейшем у детей м.б. обнаружены:

- недостатки произношения;

- ограниченный запас слов;

- недостаточное усвоение состава слов (неточность произношения, ошибочное написание слов)

- неточное и неправильное употребление слов;

- недостатки грамматического строя речи;

- трудности понимания устной речи и читаемого текста.

Речь слабослышащего ребенка обычно имеет ряд существенных недостатков:

Потенциальные возможности детей очень велики. Дети могут максимально приближаться по уровню психомоторного и речевого развития к нормально слышащим сверстникам.

У дошкольников, не имеющих дополнительных отклонений, при целенаправленной работе, проводящейся с первых месяцев жизни, уже к 3-5 годам несмотря на тяжелую тугоухость и даже глухоту, можно максимально сблизить не только уровень общего, но и речевого развития.


Высоко уровня реабилитации можно достигнуть и при целенаправленной адекватной работе с позднооглохшими детьми. Если удается сохранить речь ребенка и совершенствовать ее, быстро восстановить устную коммуникацию уже на иной основе (зрительно-слуховой, зрительно-вибротактильной, зрительной), то позднооглохший ребенок может удержать в детском коллективе, где он воспитывался до потери слуха.

Высокого уровня психомоторного и речевого развития можно достигнуть при наличии благоприятных факторов:

-интенсивное и систематическое адекватное состоянию ребенка обучение;

- активное участи семьи в его воспитании;

- высокие потенциальные возможности ребенка(физическое состояние, личностные качества: активность, коммуникабельность, работоспособность и т.п.);

- дополнительная помощь ребенку (индивидуальная и специальная работа)

Особенностью детей является наличие дактильной речи – это кинетическая форма словесной речи.

Движения рук обозначают буквы алфавита. Общаясь при помощи дактильной речи, разговаривающиеся следуют правилам письменной речи

Дактилирование обязательно сопровождается устной речью. В современной системе обучения дактильная речь является вспомогательным средством для формирования словесной речи. При этом дети лучше усваивают звукобуквенный состав слова. Дактилирование облегчает слухо-зрительное восприятие речи, в частности тех звуков, которые плохо считываются с губ.

^ Жестовая речь - восполняет потребность в общении. Речь имеет сложную ситему, поскольку включает в себя две разновидности жестовой речи: русскую (жестовую речь) и калькирующую речь – это вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения глухими детьми словесной речи.

Жесты - эквиваленты слов. Жесты сопровождают устную речь говорящего.


Литература:

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.151-187.

Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.247-279


Вопросы для самопроверки:

1. Каковы задачи сурдопсихологии.

2. Назовите причины нарушений слуха.

3. Охарактеризуйте закономерности психического развития детей, имеющих нарушения слуха.

4. Как развиваются разные виды ощущений и восприятия у детей с нарушенным слухом.

5. Охарактеризуйте когнитивную сферу детей с нарушенным слухом.

6. Охарактеризуйте особенности развития речи у глухих детей.

7. Охарактеризуйте особенности поведенческой сферы глухих детей.



  1. Психология лиц с нарушениями зрения.(2 часа) (Тематическая лекция)


Цель: показать общие и специфические закономерности развития слепого ребенка, зависимость психического развития от степени, характера и времени возникновения дефекта.


^ Основные термины темы: тифлопсихология; слепые дети; тотально слепые дети; частично или парциально слепые дети; слабовидящие дети; слепорожденные дети, ослепшие дети; первичное нарушение; вторичное нарушение; компенсация.


  1. ^ Предмет и задачи тифлопсихологии

Тифлопсихология –изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушениями зрения, формирование компенсаторских процессов, влияние дефектов зрения на психическое развитие.

^ Первая школа для слепых детей – 1784 г в Париже. Психология слепых была впервые рассмотрена в работе Д.Дидро «Письмо о слепых в назидание зрячим».

Формирование научной тифлопсихологии связано с именами: В.С. Свердов, Земцов М. И. и др.

Однако ряд авторов, особенно слепые, не считают правомерным существование тифлопсихологии как отдельной науки (Биллей. Шоев), т.к. как зрячим, так и слепым свойственны общие психологические закономерности.

В последнее время активно используется термин «тифлология», объединяющая педагогику + психология + социологию и др. науки.

В настоящее время во всем мире наблюдается несколько тенденций:

1. увеличивается количество детей, имеющих остаточное зрение.

2. В школах для незрячих, только 3-5% тотально слепых

3. Увеличивается количество сложных, комплексных зрительных заболеваний

4. У детей наблюдаются 3-4 зрительных заболевания.

5. Возрастает количество детей, у которых нарушения зрительной функции сопровождается рядом других дефектов.

6. Зрительные нарушения у детей начальных классов в 77% случаев сопровождаются:

- остаточными явлениями ДЦП;

- ЗПР;

- олигофрения в легкой степени;

- Органические поражения ЦНС;

- энцефалопатии;

- гидроцефалии;

- первичные недостатки речи;

-первичные недостатки двигательной сферы.

^ 2. Классификация детей

В настоящее время в России становится принятой международная классификация деления незрячих людей:

1 группа – слепые (тотально)

2 группа – лица, с ослабленным зрением (слепой со светоощущениями; слепой с остаточным зрением; глубоко слабовидящий ребенок; слабовидящий).

92% случае слабовидения и 82% слепоты умеют врожденный характер. Более 30% - имеет наследственный характер.

  1. ^ Причины

Наследственные патологии:


-наследственные нарушения обмена веществ в виде альбинизма;

- патологии глазного яблока – анофтальм;

- заболевания роговой оболочки;

- заболевания сосудистой системы;

- врожденные катаракты;

- патологии сетчатки.

Ненаследственные - в результате внешних или внутренних отрицательных факторов в период эмбрионального развития:

- - патологии беременности;

- вирусные заболевания матери;

- токсоплазмоз;

-краснуха.

^ 3. Психолого-педагогическая характеристика детей

Слабовидящие дети


Слабовидение наступает в результате глазных болезней, большая часть вследствие аномалий рефракции глаза. Встречающие дефекты делятся на прогрессирующие и стационарные.

К прогрессирующим относят:

- первичную и вторичную глаукому

- незаконченные атрофии зрительных нервов;

- пигментную дегенерацию сетчатки;

- злокачественные формы высокой близорукости;

- отслойка сетчатки и др.

К стационарным относят пороки развития:

- микрофтальм;

- альбинизм;

- дальнозоркость;

- астигматизм высоких степеней;

- стойкие помутнения роговицы;

- катаракта;

- послеоперационная афакия (отсутствие хрусталика) и др.

Резкое снижение зрения отрицательно сказывается на процессе восприятия, который становится более замедленным, узость обзора, сниженной точностью. Формирующиеся представления менее четкие и яркие, иногда искажены, поэтому затруднена пространственная ориентировка.

Слабовидящие дети пользуются зрительным анализатором как основным средством восприятия.

Дошкольники (слабовидящие) могут воспитываться в массовом детском саду и развиваться точно также, если им давать соответствующие пояснения. Они могут участвовать почти во всех играх (исключение игры с резкими движениями)

В массовой школе слабовидящий ребенок может отставать по темпу работы и становиться раздражительным, проявлять негативизм, обособляться от коллектива.

Лучше если слабовидящие дети обучаются в специальных условиях: использование спец. Средств: лупы, телескопическте очки; спец. Оборудование рабочего места, особые учебники (Пример).

Важнейшая задача – охрана слабого зрения, разумная его тренировка.

Оформление помещения должно отвечать особым требования: повышенная освещенность, светлые занавески, дополнительная освещенность рабочего места, окрашивание стен масляными красками оттенками желтого и зеленого и т.п. (Пример).

Учебники и учебные пособия с более крупным шрифтом, тетради с более четкой разлиновкой Учебная работа, требующая зрительной работы, обязательно чередуется с устными формами занятий. Необходимы перерывы в работе через каждые 10-15 минут.

Многим детям противопоказана физическая нагрузка, что обязательно учитывается на уроках физкультуры.

По окончанию школы, как правило работает на предприятиях ВОС.

^ Слепые дети

Полностью отсутствует зрительные ощущения или имеется остаточное зрение (макс. 0,004).

Существуют разные степени потери зрения:

-абсолютная (Пример)

- практическая (может быть светоощущение) (Пример).

Слепота может быть врожденной и приобретенной. Врожденная вследствие повреждений плода или наследственных заболеваний. Приобретенная: 1) заболевания органов зрения (сетчатки, сосудистого тракта), 2) заболеваний ЦНС (менингиты, энцефалиты, опухоли мозга), 3) осложнения после перенесенных инфекционных заболеваний (корь, скарлатина), 4) осложнения после общих заболеваний организма. 5) травматические повреждения головного мозга, 6) травматические повреждения глаза.

Процесс развития подчиняется тем же законам, что и развитие нормального ребенка. Однако дети испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений действительности. Многие признаки предметов не воспринимаются ими непосредственно. Большие трудности в оценке пространственных признаков, поэтому ориентировка в пространстве затруднена. Дети ориентируются на звуковые сигналы и в отличие от зрячих, ориентировочная реакция на звук не ослабевает, а усиливается.

Слепота обусловливает задержку в формировании движений(трудности с физкультурой).

Особенности слепых детей не отражаются на развитии высших психических функций.

Обучение и воспитание, как правило, проводится в специализированных школах для слепых детей.

Обучение цензовое (Пример)


Литература:

Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.187-227

Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.279-316


Вопросы для самопроверки:

  1. Что является предметом и объектом тифлопсихологии?

  2. Какое влияние оказывает слепота на формирование личности?

  3. Охарактеризуйте когнитивную сферу слепого ребенка.

  4. Какова роль речи в компенсации слепоты и слабовидения.

  5. Какое влияние оказывает слепота на формирование эмоционально-волевой сферы?




  1. Психология детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.(2часа) (Тематическая лекция).


Цель: показать основные закономерности развития детей с нарушениями ОДА, раскрыть компенсаторные возможности, позволяющие преодолеть воздействия нарушений ОДА, показать эффективные методы коррекционного воздействия.


Основные термины темы; опорно-двигательный аппарат; ДЦП; гиперкинезы; паралич; парез; нейроонтогенез; кондуктивная педагогика.

^ 1. Дети с нарушениями ОДА

К этой категории детей относят
:

- дети с ДЦП;

- с последствиями полиемилита;

- с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями;

- с врожденными или приобретенными недоразвитием или деформацией ОДА.

2. По степени тяжести нарушений ОДА и степени сформированности двигательных навыков дети делятся на три группы:

1. Дети с тяжелыми нарушениями и не сформированностью прямостояния и ходьбы. (Пример. Пояснение).

2. Дети со средней тяжестью (самая большая группа). (Пример, пояснение).

3. Дети с легкими нарушениями (Пример, пояснения).

3. Причины ДЦП

ДЦП - заболевание вследствие недоразвития или повреждения мозга.

ДЦП не считается наследственным заболеванием.

  1. Группа: внутриутробные причины: (30% всех случаев)

- инфекционные заболевания матери;

- интоксикации (всех категорий);

- ушибы и травмы матери , в том числе и психологические;

- несовместимость по группе крови и резус фактору;

- внутри утробная гипоксия.

- многоплодные роды.

^ Сопутствующие факторы:

-вибрация;

- холод или жара (экстремальные);

- ультрафиолет;

- неблагоприятная экологическая обстановка.

2. ^ Группа: Период родов (60% всех родов)

- все виды родовых травм

3. Группа: Первый год жизни(10% всех случаев)

- нейроинфекции;

- травмы.

Предраспологающие факторы:

- недоношенность/перенощенность ребенка;

- сердечно-сосудистые заболевания матери;

- эндокринные заболевания матери. (Пояснение, примеры по всем видам причин)


^ 4. Структура двигательного дефекта при ДЦП

  1. Наличие параличей и парезов

Параличом называют отсутствие возможности совершать произвольные движения

Парез – слабая форма паралича.

Различают 4 вида церебрального паралича:

- тетраплегия – поражены все четыре конечности;

- диплегия – поражение верхних или нижних конечностей;

- гимиплегия – поражение правой или левой половины тела;

- моноплегия – поражение одной конечности.

  1. Нарушения мышечного тонуса

При ДЦП при всех формах – гипертонус мышц (исключение атеноидная ДЦП, где ослабление деятельности мышц.)

  1. Синкинезии – непроизвольные движения, сопутствующие произвольным (раскачивание рук при ходьбе). Патологические синкинезии _ непроизвольное поднимание парализованной ноги при потытке вставания.

  2. Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов – трудно удерживать голову и туловище в нужном положении.

  3. Несформированность реакций равновесия и координации движений (атаксия) – нарушения походки в различных вариантах.

  4. Нарушение ощущений движений (кинестезия) при закрытых глазах, не могут сказать в каком положении находится тело.

  5. Насильственные движения – тремор (рук, языка)

  6. Патологические рефлексы возникают при поражении пирамидальной системы .

  7. Позотонические рефлексы – врожденные рефлексы, которые угасают при нормальном развитии к 3 мес., при ДЦП они остаются на всю жизнь и мешают формированию условных рефлексов.

^ 5.Специфика двигательного развития ребенка с ДЦП

Последовательность и темп созревания двигательных функций нарушены.

Две специфические особенности:1) наличие примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста (в нормальном развитии они проявляются не резко и исчезают к 3 мес.

Если подобные рефлексы проявляются во 2-м полугодии жизни, говорят о риске поражения двигательных головного мозга.

  1. задержка формирования моторных функций (Пример).

  1. Формы ДЦП

1. Спастическая форма: повреждается прохождение импульса к нижним конечностям.

Выраженные симптомы уже в первые дни жизни ребенка.

Наиболее часто встречаемая форма. 45-50% - специальные школы, могут обучатся в обычных, интеллект не всегда поврежден.

  1. ^ Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП.

Диагностируется в период новорожденности. Повреждение и верхних и нижних конечностей. Не держат голову, не ходят, не сидят.

Интеллект страдает очень сильно. Развитие соответствует олигофрении в разных степенях.

  1. ^ Гемипаретическая форма – одностороннее поражение двигательных зон головного мозга.

Результат – энцефалитов. У каждого третьего – олигофрения, дизартрия, 50% случаев ЗПР.

  1. ^ Гиперкинетическая форма – характеризуется непроизвольными движениями –гиперкинезами. Возникают непроизвольно, исчезают во сне, усиливаются при движении и волнении.

Гиперкинезы – это физиологические нецелесообразные движения.

^ Хореимформные гиперкинезы – непроизвольные движения в различных группах мышц (брови, лоб, зажмуривание глаз, гримасы и др).

Атеноидные – медленные червеобразные движения пальцев рук, реже – мышц лица.

^ Спастическая кривошея – судорожное сокращение мышц шеи.

90% - имеют речевые нарушения. Нарушения слуха от 5 до 20%

Психическое развитие практически не страдает

  1. ^ Атенически – астатическая форма (мозжечковая)

Низкий мышечный тонус. Несформированность равновесия, нарушения координации движений. Походка напоминает пьяную. Сильный тремор рук, трудности с письмом, складыванием мозаики.

50% - олигофрения в степени дебильности и имбицильности

Дети не могут долго держать голову, сидеть, стоять, ходить. Реакции равновесия отсутствуют до 2-3 лет.


Литература:

Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.267-335

Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.316-332.


Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте определение понятию «детский церебральный паралич».

  2. Каковы особенности развития познавательных процессов при ДЦП.

  3. Каковы особенности формирования деятельности у детей с ДЦП.

  4. Каковы особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП.



^ 8. Дети со сложными нарушениями (2 часа). (Обзорно-тематическая)


Цель:
показать психические особенности развития слепоглухих детей; психологические особенности развития детей со множественными дефектами.


Основные термины темы: слепоглухой ребенок; множественный дефект.

^ 1. Предмет и задачи психологии детей со сложными нарушениями

Психология детей со сложными нарушениями – это сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития человека, имеющего два или более нарушений.

Предметом этой области является изучение своеобразия психического развития людей со сложными нарушениями и определение путей психолого-педагогической помощи этим людям и их семьям.

Задачи:

  1. Описание общих и специфических закономерностей развития детей с множественными нарушениями;

  2. разработка методов диагностики;

  3. Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания;

  4. Изучение особенностей социально-психологической адаптации этой группы.

Сложными нарушениями принято называть наличие у ребенка двух или более выраженных первичных нарушений. (Пример).

Одновременное поражение нескольких функций внутри одной системы организма можно назвать осложненным дефектом. (Пример)

Наиболее хорошо изучена категория слепоглухих детей

^ 2. Исторический экскурс

В 1909 году в России было создано Общество попечения слепоглухих детей, и при Петербургском детском саде для глухонемых началось обучение трех детей. Это было первое учебно-воспитательное учреждение для слепоглухих детей в России. Работали с этими детьми М.А. Захарова и Ю.А. Якимова, которые и после 1917 года продолжили свою деятельность.. Слепоглухие воспитанники вошли в состав глухих детей при Ленинградском институте слуха, где обучались до 1941. С 1923 по 1937 год интересно работала школа И.А. Соколянского, в дальнейшем работа продолжалась на базе Института коррекционной педагогики РАО, где с 1947 велись научные исследования и осуществлялась практическая работа. (А.Н. Леонтьев, А.И. Мещеряков) (Пример).С 1963 года работает детский дом в Сергиевом Посаде.

С 1969 года существует международная организация слепоглухих людей, по ее данным число слепоглухих людей составляет около одного миллиона человек.

Современное определение слепоглухоты в разных странах различно. (Пример).

В нашей стране не существует официального определения слепоглухоты и других видов сложного нарушения как особого вида инвалидности. Инвалидность определяется по одному наиболее выраженному нарушению.

^ 2. Причины сложных нарушений.

Можно рассматривать несколько вариантов этиологически сложного нарушения:

  • Один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение и наоборот (Пример)

  • Оба дефекта имеют разные генетические факторы, действующие независимо друг от друга (Пример)

  • Каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо (Пример).

  • Оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного фактора (Пример)

  • Два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.(Пример).

Наиболее изучены два последних варианта. У детей преобладают врожденные формы патологии, имеющие в большинстве случаев генетическое происхождение. Реже встречаются хромосомные синдромы (Болезнь Дауна).

В настоящее время описано более 250 наследственных синдромов, связанных с нарушением слуха. Примерно одна треть этих наследственных нарушений сочетается с другими видами нарушений (Пример).

Наиболее изучен ряд наследственных синдромов и заболеваний, приводящих к комплексному нарушению зрения и слуха.

Причины:

  1. Краснуха.

  2. Цитомегаловирусная инфекция (ЦМВ)

  3. Токсоплазмоз

  4. Скарлатина

  5. Тяжелый грипп

  6. Нейроинфекции

  7. Тяжелый диабет (Примеры, пояснения)

В последние годы специалисты отмечают рост числа детей с врожденными нарушениями слуха и зрения среди недоношенных детей.

К неясным по природе причинам множественных нарушений относят и пока CHARGE – ассоциацию. (Пример)

^ 3. Классификация слепоглухих детей (А.В. Ярмоленко).

В основе классификации положено время наступления дефекта и наличие сочетания сенсорных нарушений с интеллектуальными.

  • Слепоглухие дети от рождения или потерявшие зрение и слух в раннем детстве, до овладения и закрепления словесной речи (врожденная слепоглухота).

  • Слепоглухие, у которых потеря зрения и слуха наступила в дошкольном возрасте и позднее, когда у ребенка уже была сформирована речь (приобретенная слепоглухота).

  • Слепоглухие умственно отсталые дети: все предыдущие варианты, осложненные умственной отсталостью

^ Варианты сочетанных нарушений.

  1. Можно выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений. Это могут быть различные сочетания: сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений друг с другом (Пример)., а так же сочетание всех этих видов дефектов с умственной отсталостью (Пример).

  2. По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха детей можно разднлить на:

- тотально или практически слепоглухих;

- слепых слабослышащих;

- слабовидящих глухих;

- слабовидящих слабослышащих.

Детей с нарушениями зрения и речи можно разделить на:

- слепых алаликов;

- слабовидящих алаликов;

- слепых детей с ОНР;

- слабовидящих детей с ОНР.

Детей с нарушениями слуха и движений можно разделить на:

- тяжелые формы ДЦП и глухоты;

- тяжелые формы ДЦП и тугоухости;

- легкие формы ДЦП и глухоты

- легкие формы ДЦП и тугоухости.

Детей с нарушениями зрения и движений можно разделить на:

- непередвигающихся самостоятельно слепых;

- непередвигающихся самостоятельно слабовидящих;

- слепых с нарушениями движений (остаточные явления ДЦП);

- слабовидящих с остаточными явлениями ДЦП.

Возможно множество сочетаний по выраженности сенсорных и двигательных нарушений, с разной по глубине умственной отсталостью.

  1. В случае сложного нарушения принято выделять детей с одновременно или разновременно наступившими нарушениями. Это могут быть врожденные нарушения зрения и слуха (например, после заболевания менингитом).Это могут быть разновременные потери слуха и зрения (Пример).

  2. По времени наступления сложных нарушений можно выделить такие группы:

- с врожденным или ранним сложным дефектом;

- со сложным нарушением, проявившимся или приобретенным в младшем или старшем дошкольном возрасте;

- с нарушением, приобретенным в подростковом возрасте;

- с нарушением, приобретенным в зрелом возрасте;

- с нарушением, наступившим в старческом возрасте.

Рождение ребенка с комплексными нарушениями почти сразу ставит вопрос о его дальнейшем семейном воспитании. Именно эти дети чаще всего попадают в Дома ребенка и клиники и прогноз их развития очень неблагополучный.

В подростковом возрасте установление особенностей развития ребенка, его знаний, умений, психологического возраста.

Спорным является вопрос о развитии слепоглухого ребенка. Считается, что если дефект наступает в старшем дошкольном возрасте, то прогноз более благоприятен, но известно множество случаев, когда дефект возникал в подростковом или старше возрасте, а люди испытывали серьезные психологические проблемы.


Литература:

Специальная педагогика/Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.122-205,345-371..


Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте понятие «сложные нарушения».

2. Дайте характеристику детей с умственной отсталостью и слепотой.

3. Назовите психологические характеристики детей с умственной отсталостью и ДЦП.

4. Опишите особенности олигофрении при сложном дефекте.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) Цель icon Методические рекомендации подготовлены к изданию сотрудниками Государственного учреждения Омской
«Организационная и методическая деятельность гу «пмпк» в организации единого коррекционно – образовательного...
Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) Цель icon Внастоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая

Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) Цель icon Модуль девиации как социально-педагогическая проблема

Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) Цель icon Тексты лекций по разделу «химия элементов» для студентов 1 курса специальности 1 31 01 01 «Биология

Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) Цель icon Программа дисциплины дпп. Ф. 05. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями

Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) Цель icon Областная психолого – медико – педагогическая служба

Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) Цель icon Краткая психолого – педагогическая характеристика класса

Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) Цель icon Психолого-педагогическая классификация минимальной мозговой дисфункции

Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) Цель icon Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие процессов компенсации у детей с нарушением

Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) Цель icon Психолого-педагогическая характеристика детей с овз. Консультативный текст

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы