|
Скачать 36.95 Kb.
|
Л.И.Кильдибекова Э.А.Хасанова Государственное бюджетное учреждение Нефтекамская зональная психолого-медико-педагогическая комиссия г. Нефтекамск, РБ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ В ПМПК В психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК) работают специалисты: логопеды, дефектологи, психологи, психиатры, педиатры, юристы. Специфика деятельности ПМПК предполагает работу с родителями. Каждый специалист должен соблюдать этические нормы общения с пациентами (взрослые и дети), обратившимися к ним за консультацией. Многолетний опыт показывает, что результаты, достижения ребенка во многом зависят от того, как родители восприняли советы специалистов ПМПК и что поняли из этих рекомендаций. Обычно первое посещение комиссии у родителей вызывает негатив, а иногда и шок, хотя, возможно, в глубине души они уже предполагали, что трудности и особенности ребенка вызваны какими-то серьезными проблемами, но трудно было признаться самим себе в этом: « Вырастет и все пройдет», но не проходит. Задача специалистов ПМПК негативный монолог родителей с обвинением всех и вся, постепенно превратить в конструктивный диалог. Только когда дефектологу доверяют, убеждаются в его компетентности, в том, что он все сделает для ребенка, с ним будут плодотворно сотрудничать. При первой же встрече с родителями специалистам необходимо быть спокойными, открытыми для контакта, уверенными. Желательно без перехода на личности представить несколько вариантов дальнейшего развития ребёнка и добиться того, чтобы родители уяснили важность своего участия в решении проблемы. Нежелательно давать гарантии и не делать дальних прогнозов. «Посмотрим, как пойдут дела. Сделаем все, что можно. Думаю, ваш сын (дочь) справится. Будет нелегко, но надо стараться», – вот примерный набор фраз для родителей. Это связано с тем, что часто возникают такие непредвиденные обстоятельства, ситуации, что лучше заранее не обнадёживать, но слова поддержки необходимы родителям. Беседа с родителями преследует следующие цели: - вызывать доверие родителей: «Мы ваши помощники» (доверительные отношения способствуют выяснению причины, истоков проблемы); - четко разграничивать объективные и субъективные причины нарушений в развитии ребенка: 1) какие проблемы решаемы исключительно самими родителями (налаживание внутрисемейных отношений); 2) какие проблемы можно сглаживать, облегчать в результате работы специалистов ПМПК; 3) какие проблемы решаемы исключительно врачами-специалистами; 4) с какими проблемами в силу особенностей заболеваний ребёнка (неспособность полноценно передвигаться, четко говорить и т.д.) надо смириться и приспособиться с ними жить. Опыт работы показывает, что необходимо консультировать обоих родителей. Первые беседы надо проводить совместно, затем работать с каждым родителем отдельно. Слова поддержки нужны всем, но мама и папа по-разному видят проблему, по-разному находят выход из сложившейся ситуации. Рождение больного ребёнка неизбежно изменяет уклад и особенно психологический климат в семье, возникает эмоциональный дискомфорт. Многие семьи не выдерживают и распадаются, и, как правило, все тяготы, связанные с воспитанием больного ребёнка ложатся на долю матери. В семье, где папа остался, не ушел, особенно необходима филигранная работа специалиста. При общении с отцом необходимо быть особенно деликатным, менторский тон не уместен, не надо загружать: «Вы должны! Вы обязаны!», а надо подбирать убедительные слова: «Все дети разные, с разными способностями», которые помогут отцу увидеть в своём ребёнке положительное, и даже талантливое. При консультировании также необходимо подчёркивать, что ответственность за воспитание ребёнка лежит на обоих родителях, но при этом, очень важно показать насколько высока роль отца в воспитании ребенка и как необходима его помощь и супруге тоже. Специалисту необходимо подобрать такие слова, которые возвышают роль мужчины, подчёркивают его силу, уверенность, значимость в семье. В ПМПК занимаются детьми с ограниченными возможностями здоровья, на прием приходят дети раннего возраста и подростки (от 0 до 18 лет). При консультировании очень важно учитывать уровень образованности, информированности родителей, их индивидуальные, психологические особенности. Специалист должен сообщить правду, но очень деликатно, не оперируя сложными медицинскими диагнозами, подбирая понятные слова, которые раскрывают специфику трудностей ребёнка. Для родителей надо найти терминологию, которая подходит их толерантности (например, термин «тяжёлая умственная отсталость» можно заменить словами «грубые нарушения в развитии»). При обследовании ребенка использовать простые показательные тесты, которые убеждают родителей: «Да, у моего ребёнка, есть проблемы!», и только после понимания этого можно приступить к более глубокому исследованию. Таким образом, соблюдение этических норм профессиональной коммуникации специалистов ПМПК строятся на следующих принципах: - уважительный и демократический стиль взаимоотношений педагога с семьёй; - учёт индивидуальных, психологических особенностей родителей. Именно такая модель профессиональной коммуникации и сотрудничества специалистов ПМПК и родителей даёт положительные результаты в обучении и воспитании ребёнка с особенностями в развитии. |