|
Скачать 445.87 Kb.
|
Пермская региональная общественная благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям» АУТИЗМ Информационный выпуск для педагогов и специалистов, образовательных учреждений Пермь 2010 Составители: С.Н. Чувашова, Ю.В. Корелина Редактор: Ю.В. Корелина Научный редактор: Н.Л. Лестова, кандидат педагогических наук Данный информационный выпуск был составлен в помощь широкому кругу специалистов, которые могут получить общие сведения об особенностях детей с расстройством аутистического спектра и подходах к организации учебной деятельности с ними. В этом сборнике изложены основные подходы к формированию взаимодействия с ребёнком с РАС, обеспечению преемственности в деятельности родителей и педагогов в организации учебно-воспитательного процесса. Выпуск содержит перечень научно-методической литературы по заявленной проблеме, а также список полезных адресов, по которым специалисты могут получить необходимую информацию, столкнувшиеся с проблемой аутизма. Материал для сборника был взят из руководства «Как научить ребёнка с аутизмом учиться», из открытых источников, а также из собственного опыта специалистов и родителей. ^ Все права защищены. Настоящий выпуск, целиком или частично, не может быть воспроизведен никакими средствами передачи информации, включая электронные, механические, фотографические, звукозаписывающие, без разрешения владельца авторских прав. СОДЕРЖАНИЕ ^ 2.2 Общие рекомендации по организации взаимодействия с детьми РАС 72.3 Общие рекомендации по организации учебной среды 10^ 2.6 Структурированное обучение как одна из форм организации учебной деятельности детей с РАС 13Приложения ^ Приложение 2 Фильмы о людях с аутистическим расстройством 20Приложение 3 Куда обратиться, если нарушены права 21^ Раздел 1. ЧТО ТАКОЕ АУТИЗМ? Диагноз «Аутизм» ставится детям, имеющим следующие трудности:
Данные трудности называют «триадой нарушений». Диагноз «Аутизм» ставится при наличии трудностей во всех трех областях. Аутизм по-разному воздействует на детей, страдающих им. В связи с этим для описания данного состояния часто используется термин «Расстройство аутистического спектра» (РАС), который включает в себя синдром Аспергера и классический аутизм Каннера. Синдром Аспергера как правило ассоциируется с более способными детьми в аутистическом спектре. Такие дети обычно имеют больше навыков вербального общения и проявляют больший интерес к общению, чем дети с классическим аутизмом Каннера. Общепринятым считается то, что дети с диагнозом «Аутизм» или «Синдромом Аспергера» в обоих случаях демонстрируют одну и ту же триаду нарушений, упомянутую ранее. Следовательно, в обоих случаях подходят одинаковые методы вмешательства. Диагноз «Аутизм» не отражает умственную сторону развития. Он описывает то, насколько у ребенка проявляется аутичное поведение. Например, ребенок с высоким уровнем умственного развития может демонстрировать крайне аутичное поведение, тогда как ребенок с более низким уровнем умственного развития – лишь легкие формы аутичного поведения, и наоборот. ^ В социальном взаимодействии дети могут испытывать трудности следующего рода:
Трудности, связанные с недостатком воображения и негибкостью мышления, могут проявляться следующим образом:
Другие трудности, испытываемые детьми с расстройствами аутистического спектра:
^ Испытываемые детьми трудности в данных областях могут приводить к следующему:
Каждый ребенок индивидуален и имеет отличные от других уровни потребностей. Вышеприведенный перечень трудностей показывает те трудности, которые может иметь ребенок с аутизмом, и которые влияют на то, как он учится и ведет себя. Ключом к оказанию хорошей поддержки и, по возможности, к продвижению в учебе является понимание каждого отдельного учащегося – двое учащихся с расстройствами аутистического спектра одинаковыми быть не могут. ^
^ с РАС
Работая с детьми с расстройствами аутистического спектра, важно помнить о том, что трудноуправляемое поведение является отражением нарушений, связанных с аутизмом (смотрите описание триады нарушений). Важным первым шагом при выборе метода работы над теми или иными особенностями поведения является выяснение причин данного поведения и попытка понять данное поведение с точки зрения ребенка. Самое сложное поведение возникает из-за недостатка навыков коммуникации. Следовательно, развитие навыков коммуникации имеет первостепенную важность, так как это поможет снизить появление фрустраций, и как их следствие, неприемлемое поведение. Существует много причин, заставляющих детей с аутизмом делать или говорить трудные для восприятия или эксцентричные вещи. Если причина этих поведений непонятна, то выяснить ее может помочь фиксирование следующей информации:
Таким образом, могут выявиться некоторые закономерности возникновения данного поведения, что поможет работать над поведением эффективно. Иногда нежелательное поведение возникает по нескольким причинам, которые трудно распутать, но чаще всего действует одна основная причина, которая становится очевидной в результате анализа поведения. Она и может послужить отправной точкой в выборе стратегии работы над поведением. Существует другие важные моменты, которые следует принимать во внимание при работе над поведением:
Родители, обслуживающий персонал и сотрудники школы должны работать сообща, иначе ребенок будет испытывать замешательство, а поведение, над которым ведется работа, может ухудшиться. Также стоит помнить о том, что если ребенок привык привлекать внимание, скажем, криком, а вы перестаете реагировать на этот крик, то это вызовет незамедлительную реакцию с его стороны – он начнет кричать еще громче.
Некоторые методы сложно применять в условиях школы (к примеру, поощрение едой, доступ к игровой площадке), сложно игнорировать крик или другие шумы, обеспечить спокойную обстановку. Гибкость, глубокое понимание трудностей детей с расстройствами аутистического спектра, совместная работа со школой и другими специалистами, а также желание оказывать поддержку детям с аутизмом – все это важные факторы, содействующие раскрытию потенциальных возможностей ребенка с расстройством аутистического спектра. (Примечание: Потенциальные возможности понимаются в широком смысле, не ограничиваясь академической успеваемостью). ^ Планируя работу над поведением, следует помнить о том, что в течение первых дней обучения ситуация может усугубиться. Однако вы будете вознаграждены, когда через некоторое время дела пойдут на поправку. Невозможно в полной мере оценить важность совместной работы родителей и специалистов различных служб. Необходим постоянный обмен информацией о том, что происходит в школе и дома. Это поможет осуществить преемственность в подходах к работе и избежать всевозможных ошибок. ^ Дети с РАС, как правило, испытывают трудности в организации своего внимания и очень отвлекаемы. Обстановка в классной комнате может сильно влиять на поведение учащегося и его способность к учебе. При организации учебной среды необходимо учитывать следующее:
Если размеры классной комнаты не позволяют отвести отдельное место для индивидуальной работы, то важно, чтобы учащийся имел парту со своим именем, которая служила бы ему своего рода базой. Старайтесь использовать любую имеющуюся мебель, например, книжный шкаф, куда можно бы было убрать отвлекающие внимание предметы. Такого рода база помогает не только детям с РАС, но и другим учащимся, которым трудно сосредотачиваться в условиях класса. Если обучение проходит в переполненной классной комнате, то постарайтесь найти спокойное место в школе, которое бы было «тихой гаванью» для учащегося с РАС. Ребенок с РАС может иметь повышенный уровень чувствительности к шуму, что ведет к стрессу и неспособности справляться с ситуацией, когда уровень шума превышен. ^ Наглядные расписания дают следующие преимущества:
Лучше всего, если расписание будет размещено в центре классной комнаты, чтобы его мог видеть весь класс. Учитель должен «пройти» с ребенком по расписанию либо на весь день, либо только осветив предстоящее занятие в зависимости от способности ребенка или класса воспринимать данную информацию. 2.5 Общие рекомендации по организации учебной деятельности
Специальное обучение и структурированная форма поддержки в обучении может внести существенные изменения в жизнь ребенка с РАС, помогая максимально развить навыки и раскрыть потенциальные возможности. Структурированное обучение – это один из аспектов системы обучения и воспитания, используемой в работе с детьми с аутизмом и с расстройствами коммуникационной сферы (TEACCH – Treatment and education of autistic and related communication-handicapped children), которая была разработана в Северной Каролине, США. Она используется во многих формах в специальных и общеобразовательных школах при обучении детей с расстройствами аутистического спектра. Особенно широко она применяется в Соединенных Штатах и Великобритании, а также и в других странах. Самая важная характеристика структурированного обучения заключается в том, что ребенок может четко видеть, из чего состоит задание, и что будет происходить после его выполнения. Для этого используются расписания, показывающие порядок занятий и заданий в наглядном виде. У ребенка складывается четкое представление о том, что ему нужно сделать. Для более дееспособного ребенка задание или занятие будут представлены в виде списка письменных инструкций. Для ребенка младшего возраста или менее способного ребенка задания и занятия представляются с помощью фотографий или символов или самих предметов, составляющих данное занятие. Задания и занятия выбираются исходя из умений и потребностей ребенка и даются поэтапно, чтобы не пропустить усвоение важных навыков. Структурное обучение снижает тревожность детей и повышает их внимание и мотивацию. Оно также препятствует развитию зависимости от взрослого. Наглядная организация заданий всегда имеет большое значение и не должна упускаться из виду, какая бы работа не проводилась, так как ребенок с аутизмом при такой организации видит, что он должен сделать, и не отвлекается на неважные детали. Структурное обучение особенно подходит в следующих случаях:
^ Многим детям с расстройствами аутистического спектра необходимо знать, что происходит в данный момент, и что будет происходить далее. Они трудно справляются с изменениями, а неожиданные события и отмены каких-либо мероприятий могут вызывать стресс. Они испытывают трудности в самоорганизации и могут испытывать чрезмерное беспокойство, столкнувшись с неизвестным. Ребенок, видящий перед собой распорядок дня в школе в виде картинок или слов, чувствует себя намного спокойнее. При составлении расписаний можно использовать фотографии, символы, рисунки или слова, в зависимости от уровня понимания ребенка. Здесь значимо то, что такие расписания дают четкую, недвусмысленную информацию. Ребенок не получает слишком много информации за один раз. Расписание может быть составлено в виде перечня занятий на листе бумаги или представлено в ряд на полоске картона. Также можно использовать табличное расписание для разложения школьного дня или одного занятия на выполнимые этапы. ^ Для детей дошкольного возраста при составлении расписания лучше подойдут понятные символы или линейные рисунки. Первое, что необходимо сделать, это обучить ребенка значению символов. Это может занять несколько недель, поэтому следует начинать с самого простого расписания и следовать ему изо дня в день. Более крупные варианты символов должны быть развешаны в тех местах, которые они означают. Так, символ, означающий игровую площадку, можно повесить на выходе, а символ туалета – у туалета. Фотографии основных занятий располагайте на картоне в ряд сверху вниз или слева направо. Для детей, которые любят рассматривать фотографии, можно сделать фотографии их самих за этими занятиями вместо использования символов (или в добавление). При этом удостоверьтесь, чтобы фотографии были понятными и недвусмысленными. Полезно завести небольшую коробочку или карман для складывания использованных карточек. К примеру для обозначения таких понятий как «игра на улице» и «игра в помещении» используйте рисунки с любимой игрушкой или любимым занятием, с которыми связано это время. В начале занятия покажите ребенку его расписание, которое должно находиться на стене без отвлекающих предметов рядом. Поначалу говорите с ребенком только о верхнем символе. Когда он начнет понимать расписание, то можно указывать на все символы и говорить, что они значат. Возьмите символ, обозначающий первое занятие и перенесите его в место, где проходит данное занятие. Сверьте его с крупным символом, находящимся в том месте. Когда занятие закончено, вернитесь с ребенком к расписанию. Опустите символ в коробку или карман со словами «закончено» или «сделано». Затем вы берете следующий символ, показываете его ребенку, озвучиваете его, например, «работа», и направляетесь с символом в место, отведенное для данного занятия, сопоставив его с крупным символом. Если ввиду непредвиденных обстоятельств занятие меняется, то необходимо как можно скорее изменить и символ в расписании. Также поставьте большой красный крест на соответствующем крупном символьном обозначении, чтобы показать ребенку, что определенное занятие отменено. Многие дети с расстройствами аутистического спектра, обучаясь в общеобразовательной начальной школе, неплохо справляются без расписания. Они следуют другим детям и не хотят отличаться от других. Однако, если случаются изменения в течение обычного дня, то это может вызвать у них беспокойство, им становится трудно сосредотачивать внимание. Они становятся трудноуправляемыми и отвлекают других детей в классе. Учителя могут избежать подобных ситуаций с помощью расписания, которое вывешивается на доске при входе. Если в последнюю минуту происходят какие-то изменения, то их легко внести, и ребенок будет знать, что происходит. Расписание может также помогать и другим учащимся в классе. При обучении навыкам самостоятельности можно использовать перечни с инструкциями. Например, ниже приводится перечень инструкций для детей, которые умеют читать. Их проблема в том, что они путаются в процессе мытья рук: забывают поднять рукава, открывают кран, и рукава промокают. А также они забывают ополоснуть руки от мыла, перед тем как выключить кран и высушить их. Инструкция по мытью рук:
Инструкции необходимо проходить с взрослым несколько раз, чтобы удостовериться в том, что ребенок знает, что делать, что инструкции четкие и недвусмысленные. Составление четких пошаговых инструкций для ребенка, который сам вряд ли догадается заполнить очевидные пропуски, может быть задачей непростой. Такие инструкции могут быть в помощь и другим детям. Когда вы только вводите структурированное обучение, то можно поощрять учащегося с РАС за каждое выполненное задание. Поощрение не должно сильно отвлекать и занимать много времени. Это могут быть, например, мыльные пузыри. Более крупное вознаграждение делается в конце, после выполнения всех заданий. Такая система лучше всего подходит при обучении новым навыкам детей дошкольного возраста. После того как ребенок усвоит новый навык, предоставьте ему возможность поупражнять его вместе с другими детьми или в маленькой группе. Обобщите навык, используя различные материалы или практикуя его в разных контекстах. Например, если он научился собирать на нить бусины во время занятий, то научите его нанизывать на нить другие предметы, может быть, вместе с группой при подготовке к новому году.
Приложение 1 ^ Автор статьи доктор Темпл Грандин. Ей был поставлен диагноз аутизм в возрасте 2 лет. Темпле – автор двух автобиографий: «Внимание: Аутизм.» Арена Пресс (1986) и «Мышление образами», Double Day (1995). В настоящее время она профессор в университете Колорадо. Хороший учитель помог мне добиться успеха. Я смогла преодолеть аутизм, потому что у меня были хорошие учителя. В возрасте 2.5 лет меня поместили в специальную католическую школу с опытными педагогами. С ранних лет меня учили хорошим манерам и поведению за столом. Дети-аутисты нуждаются в строго расписанном распорядке дня, им нужен учитель, который знает, как быть твердым и мягким одновременно. В возрасте 2-5 лет мой день был строго спланирован, и мне не позволялось нарушать расписание. 5 дней в неделю со мной занимался терапист, занятия один на один по развитию речи (45 минут каждое занятие), моя мама наняла няню, которая по 3-4 часа ежедневно играла со мной и моей сестрой. Она научила нас разговаривать по очереди во время игр. Когда мы лепили снеговика, она просила меня лепить нижний шар; моя сестра лепила все остальное. Обедали и ужинали мы всегда вместе; и мне не позволяли пропускать трапезы. Единственное время, когда я могла бы вернуться к своему поведению аутиста – часовой отдых после ланча. Такое сочетание католической школы, разговорной терапии, игр и уроков хороших манер во время обедов, позволяли мне 40 часов в неделю держать мой мозг в рабочем состоянии. 1. Многие аутисты мыслят образами. Я думаю образами. Я не облекаю мысль в слова. Мои мысли – это кадры фильма, который прокручивается в моем воображении. Образы - мой первый язык, слова – мой второй язык. Существительные мне было выучить легче всего, потому что в моем мозгу существовали образы слов. Для того, чтобы объяснить понятия «вверх» и «вниз», учитель должен показать их ребенку. Например, возьмите игрушечный самолет и произнесите слово «вверх», имитируя, что самолет взлетает со стола. Некоторым детям легче понять значение слова, если к самолету прикрепить карточку со словом «вверх» или «вниз». Карточка со словом «вверх» была прикреплена к самолету, когда он взлетал. Карточка со словом «вниз» – когда он приземлялся. 2. ^ . Люди с аутизмом плохо запоминают последовательность. Если ребенок умеет читать, пишите инструкцию на листе. Я например не могу запоминать последовательность действий. Если я спрашиваю дорогу на заправке, я могу запомнить только три шага. Последовательность, в которой больше трех шагов, должна быть записана. Мне также трудно запоминать телефонные номера, поскольку в моем воображении не возникает картинки. 3. Многие дети-аутисты хорошо рисуют, занимаются искусством и программированием на компьютере. Необходимо поддерживать и развивать такого рода способности. Я думаю, очень важно поддерживать и развивать таланты ребенка. 4. Многие дети-аутисты любят концентрировать внимание на одном объекте, как например, поезда или географические карты. Самый лучший способ использовать умение концентрироваться – это направить его на школьные задания. Если ребенок любит поезда – используйте поезда, чтобы обучить его чтению и счету. Читайте книги о поездах, придумывайте математические задачки с поездами. Например, посчитайте, сколько времени идет поезд от Нью-Йорка до Вашингтона. 5. Используйте конкретные визуальные методы, чтобы познакомит ребенка с понятием числа. Мои родители купили мне математическую игрушку, чтобы помочь выучить цифры. Она состояла из набора блоков разной длины и разных цветов для чисел от одного до десяти. С помощью этой игрушки я научилась складывать и вычитать. Для понимания дробей мой учитель использовал деревянное яблоко, разрезанное на четыре части, и деревянную грушу, которая была поделена пополам. С помощью этого я поняла идею четвертей и половины. 6. Я писала хуже всех в классе. Многие дети-аутисты испытывают проблемы с моторикой рук. Поэтому красивый и аккуратный почерк для них зачастую большая проблема. Это может ввести ребенка в депрессию. Для того, чтобы этого не произошло, разрешите ребенку печатать на компьютере, и он будет испытывать удовольствие от письма. Очень часто печатать для таких детей гораздо проще, чем писать от руки. 7. Некоторым детям-аутистам легче научиться читать фонетическим методом, для других проще запоминать слова целиком. Я училась читать по звукам. Моя мама сначала познакомила меня со звуками, а потом проговаривала мне слова. Дети с эхолалией чаще лучше учатся, если вы используете карточки и книги с картинками, потому что в этом случае все слова немедленно ассоциируются с образами. Очень важно, чтобы на карточке рядом были картинка и слово. Когда вы учите ребенка понятию существительное, ему необходимо слышать, как вы произносите слово, видеть одновременно изображение предмета и написанное слово. Например, для того, чтобы объяснить глаголы, учитель должен держать в руках карточку со словом «прыгать» и одновременно подпрыгнуть и произнести слово вслух. 8. Когда я была маленькой, то резкие звуки, например, школьный звонок, раздражали меня так же, как звук бормашины раздражает обычного человека. Дети-аутисты нуждаются в том, чтобы мы оберегали их от резких звуков. Звуки, которые создают больше всего проблем – школьный звонок, школьное радио, спортивный свисток на занятиях физкультурой и звук сдвигания стульев. Зачастую ребенок может привыкнуть к звукам, если их немного приглушить. Ножки стульев можно обить чем-нибудь мягким или постелить на пол ковер, звонок заклеить изолентой. Ребенок может бояться некоторых помещений, поскольку там внезапно могут раздаться пугающие звуки школьного радио. Боязнь неожиданно громких звуков может быть причиной плохого поведения. Если ребенок закрывает руками уши – это верный признак того, что звук травмирует его. 9. Некоторые аутисты боятся больших надписей и ламп дневного света. Они могут видеть мерцание на частоте 60-герц. Для того, чтобы избежать этого, ставьте письменный стол ребенка близко к окну, и старайтесь не пользоваться лампами дневного света. Если же не удается этого сделать, пользуйтесь только новыми лампами, которые реже мерцают. Для ослабления влияния ламп дневного света, ставьте рядом со столом ребенка обычную лампу. 10. Некоторые гиперактивные дети-аутисты, которые находятся в постоянном движении, станут спокойнее, если надеть им утяжеленный жилет. Некоторое давление одежды может успокоить нервную систему. Меня это всегда успокаивало. Для лучшего результата, жилет надо надеть на двадцать минут, а потом снять на некоторое время. Это предотвращает привыкание нервной системы. 11. Некоторые дети-аутисты будут лучше отвечать и улучшат контакт глаз, если учитель будет общаться с ними, когда они качаются на качелях или кувыркаются на мате. Раскачивание или давление мата могут помочь улучшению речи. Качели – это всегда любимая игра. Но ни в коем случае нельзя заставлять ребенка качаться. 12. ^ . Они и отвечают на вопрос лучше, если этот вопрос им пропеть. Некоторые дети с особенной чувствительностью к звукам лучше воспринимают, если учитель говорит с ними шепотом. 13. Некоторые не говорящие взрослые и дети не могут одновременно воспринимать визуальные и речевые сигналы. Они как бы одноканальны. Они не могут слушать и видеть в одно и то же время. Их не надо заставлять слушать и смотреть одновременно. Им надо давать задание либо слушать, либо смотреть. Их незрелая нервная система не способна реагировать на слуховые и зрительные раздражители одновременно. 14. ^ . Для них проще – почувствовать объект. Чтобы выучить буквы, надо сделать их из пластика и дать им потрогать. Для того, чтобы они поняли расписание дня, необходимо перед сменой занятий дать им потрогать объекты. Например, перед обедом можно дать подержать в руках ложку. Перед тем, как садится в машину, дать в руки игрушечную машинку. 15. Некоторые дети и взрослые-аутисты быстрее учатся, если клавиатура компьютера расположена близко к экрану. Это дает им возможность видеть одновременно клавиатуру и экран. Некоторые их них затрудняются вспомнить, смотрели ли они на экран после того, как ударили по клавише. 16. Для не говорящих детей и взрослых гораздо проще соотнести слово с картинкой, если они видят на карточке одновременно напечатанное слово и картинку. Некоторые из них не понимают абстрактных рисунков, поэтому мы рекомендуем сначала работать с изображением реальных объектов или с фотографиями. 17. Некоторые аутисты не понимают, что речь используется для общения. Обучение языку может упроститься, если с помощью языковых упражнений стимулировать общение. Если ребенок просит чашку – дайте ему чашку. Если ребенок просит тарелку, хотя на самом деле ему нужна чашка, дайте ему тарелку. Он должен понять, что когда он произносит какое-то слово, за этим следует конкретное действие. Поэтому аутисту гораздо проще понять, что если он использует неправильное слово, то в результате получает неправильный предмет. 18. У многих детей-аутистов есть трудности с использование компьютерной мышки. ^ . Для детей с проблемами моторики очень трудно держать мышь и одновременно нажимать на кнопку. 19. Дети, с трудом воспринимающие речь, плохо различают такие сложные согласные звуки, как 'D' в dog и ‘L’ в log. Мой учитель помогал мне научиться услышать эти звуки, разрешая мне вытянуться и громко их продекламировать. 20. Многие родители говорили мне, что с помощью субтитров на телеэкране они смогли научить своих детей читать. Ребенок был способен прочитать слова и соотнести написанное с произнесенным словом. Записать любимую передачу с субтитрами тоже иногда бывает полезно, потому что ее можно смотреть много раз и остановить в любой момент. 21. Некоторые аутисты не в состоянии понять, что с помощью мышки на экране двигается стрелка. Они могут быстрее понять это, если вы нарисуете на карточке точно такую же стрелку, как на экране, и приклеите ее к мышке. 22. Дети и взрослые с проблемами визуального восприятия часто не могут пользоваться мониторами телевизионного типа, потому что видят постоянное мелькание. Им надо пользоваться лаптопами или плоскими экранами, на которых мелькание меньше. 23. Дети и взрослые, которые боятся эскалатора, зачастую имеют проблемы визуального восприятия. Они боятся эскалатора, потому что не могут определить, в каком месте на него вступать, а в каком выходить. Такой тип людей не способен также переносить свечение ламп дневного света. Им может помочь Irlen colored стекло (специальные цветовые фильтр или очки). 24. Людям с проблемами визуального восприятия проще читать, если черные буквы напечатаны на цветном листе. Во избежание резкого контраста используйте светло-коричневую, светло-голубую, светло-зеленую или серую бумагу. Экспериментируйте с разными цветами. Избегайте желтого цвета, он может оказаться слишком резким для глаз. Irlen colored стекло может также облегчить чтение.( посетите Irlen Institute's web site.) ^ Перевела Татьяна Тронина Приложение 2 Фильмы о людях с аутистическими расстройствами. «Мать Дэвида». Режиссёр: Экермэн Роберт А. Телевизионная психологическая драма, экранизация пьесы и сценария Боба Рэндла ("Поклонник"). У Дэвида аутизм. Это значит, что Дэвид ни на что не реагирует, делает странные движения, смотрит куда-то в сторону, совершенно неуправляем, ничему не учится и не разговаривает. В глазах окружающих он психически ненормален, и место ему в соответствующем учреждении. Но мать Дэвида Сэлли (Керсти Элли) не желает отдавать его ни в какие учреждения, разлучаться с ним и вообще говорить по этому поводу. Она продолжает жить с сыном несмотря на то, что тот полностью разрушил ее жизнь, превратив ее в мазохистское самоистязание... Очень хорошая психологическая драма с хорошими актерами, тонко и деликатно затрагивающая обычно скрываемые "тайники жизни". «Меркурий в опасности» ( «Восход Меркурия»). Режиссёр: Хэролд Беккер. Бывший сотрудник ФБР Арт Джеффрис (Брюс Уиллис) защищает от убийц девятилетнего Саймона, страдающего аутизмом, который сумел вскрыть новый правительственный код и поставил под угрозу смысл существования новейшей разработки секретных служб стоимостью в миллиард долларов. На карту ставятся человеческая жизнь и государственные интересы. В данном случае всё кончается «хэппи эндом», как и положено в хорошем голливудском фильме. Это крепко сколоченный детектив с захватывающим сюжетом. Несмотря на некоторую утрированность черт, в целом ребёнок с аутизмом показан интересно и вызывает искреннюю симпатию. «Человек дождя». Режиссёр: Барри Левинсон . Один из наиболее известных широкой публике фильмов о человеке с аутизмом, использующийся часто как учебное пособие для студентов, изучающих нарушения развития человеческой психики. Фильм обладает несомненными достоинствами: там есть над чем посмеяться, и есть о чем задуматься. Рэймонд (Том Круз) ничего не знал о своем брате, пока не умер его отец-миллионер. Немалое наследство должно почти целиком перейти к вдруг объявившемуся братцу, еще в детстве помещенному в психиатрическую лечебницу. Рэймонд предпринимает отчаянную попытку отвоевать то, что он уже по праву считал своим, но узнав поближе своего брата (Дастин Хоффман) он полностью меняет свои взгляды... Очень трогательный, добрый фильм, великолепно снятый. И по заслугам увенчанный четырьмя «Оскарами». «Без ума от любви» («Моцарт и Кит»). Режиссёр: Петтер Нэсс. Дональд (Джош Хартнетт)— добрый и безобидный парень. Природа наделила его ранимой душой и феноменальной способностью ловко обращаться с самыми сложными числами, лишив его в обмен на этот дар умения общаться и выражать свои чувства. Мозг ни секунды не дает Дональду покоя, он попросту не сможет жить без надежных правил и схем, которыми наполнен каждый его день. Но когда судьба сводит его с Изабель ( Рада Митчелл) со столь же уникальной и сложной душой, перед ним возникает формула, которую он еще никогда не решал — непредсказуемая формула любви, где всё волнительно и странно… «Форест Гамп». Режиссер: Роберт Земекис Захватывающий, глубокий, очень трогательный фильм рассказывает историю необыкновенной жизни главного героя Форреста Гампа (Том Хэнкс), безобидного человека с нарушениями интеллекта и способности к общению в рамках общепринятых норм, но имеющего благородное и открытое сердце. Фантастическим образом превращается он в известного футболиста, героя войны, преуспевающего бизнесмена. Он становится миллиардером, но остается таким же бесхитростным, глупым и добрым. Форреста Гампа ждет постоянный успех во всем, а он любит девочку, с которой он дружил в детстве, но слишком поздно. Фильм получил несколько "Оскаров", в том числе "Оскара" за лучший фильм года (1994). Приложение 3 Куда обратиться, если нарушены права. ^ Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 47, приемная: (495) 607-19-22, 607-34-67 Электронный адрес пресс-службы [email protected], офиц. сайт: www.ombudsmanrf.ru Институт Уполномоченного по правам человека является важным рабочим инструментом правового государства. Уполномоченный выступает в качестве беспристрастного посредника между пострадавшим гражданином и должностными лицами. Уполномоченный защищает права и законные интересы граждан. Его деятельность не ограничивается только рассмотрением жалоб и заявлений граждан. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции. Впервые должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации нормативно установлена в статье 103 Конституции РФ в 1994 году. 2. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка ^ 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7 стр. 1 телефон: , 2218363, факс: e-mail: [email protected] (только для информационных сообщений),http://rfdeti.ru Должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка введена Указом главы государства от 1 сентября 2009 года N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка". В соответствии с этим документом Уполномоченный "вправе проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения; направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов; привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе". Данный институт стал инструментом независимого государственного контроля за соблюдением прав и интересов ребенка, эффективным механизмом комплексной защиты прав и законных интересов как отдельных детей, так и целых групп. ^
Руководитель: Исаев Сергей Владимирович Виды деятельности ПРПЦ: правовое консультирование в сфере соблюдения прав человека, представление интересов граждан в судах и других государственных органах, просветительская деятельность, проведение гуманитарных акций и гражданских кампаний, издательская деятельность. При центре работает общественная приёмная по защите прав участников образовательных отношений. ^ 614006, Пермь, ул. Сибирская, 19,т/ф. (342) 212-21-84, 212-90-01. часы приёма понедельник, четверг с 17.00-19.00, e-mail: [email protected],url: http://www.prpc.ru/ 5. Краснокамский правозащитный центр. адрес: ул. Комарова, д.5, оф. 1, г. Краснокамск, 617066,тел.: (34273)7-41-56 e-mail: [email protected] время приема: пятница - 16.00 - 19.00 ^ адрес: ул. П. Расковой, д.9, г. Соликамск, 618554, тел.: тел.: (34253) 5-32-79 e-mail: [email protected] время приема: понедельник- пятница с 16.00 - 19.00 Приложение 4 Часто задаваемые вопросы в области прав ребёнка. ^ Родители имеют право:
2^ �? Признание детей с отклонениями в развитии «необучаемыми» нарушает конституционные права детей-инвалидов на образование. Они не могут быть исключены из школы, т.к. нельзя «выкинуть» ребенка из школы в никуда. Возможны следующие варианты: перевод ребенка в специальный (коррекционный) класс в школе, направление ребенка в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, но не в реабилитационный центр, которые является не образовательным, а медицинским учреждением. Кроме того, необходимо помнить, что существует несколько субъектов образовательных отношений, и ребенок – лишь один из них. Нельзя возлагать всю вину за неуспеваемость на ребенка с отклонениями в развитии. Пункт 4 статьи 55 закона « Об образовании» гласит, что при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Возможно, благодаря изменениям обучающих подходов, правильной организации среды, тесным междисциплинарным связям, выстраиванию единства требований педагогов и родителей ситуация значительно изменится к лучшему. Отчисление из школы – это исключительная мера педагогического воздействия, и допускается она только по отношению к детям старше 15 лет за совершение ими противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава. Решение об исключении принимается органом управления школой только с учетом мнения родителей (опекунов) и комиссии по делам несовершеннолетних. Также нельзя просто вывести ребенка из класса на индивидуальное или домашнее обучение. В соответствии со ст.18 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», только при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. ^ Дискриминация – ограничение прав и обязанностей людей по особому признаку. Дети-инвалиды чаще всего подвергаются дискриминации из-за нарушений развития или заболеваний. Статья 5 Закона «Об образовании» устанавливает государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования: гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом. Примерами явно дискриминационных актов являются, например, вердикты учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ) или психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), содержащие терминологию типа «нарушения, обусловленные физическим уродством», «неспособность к обучению», «неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности». На основании подобных ярлыков детей не принимают в школы, молодых людей — в профессиональные учебные заведения (училища, техникумы, вузы), а также зачастую и на работу. Дискриминационными являются меры госпитализации детей-инвалидов в стационары без согласия родителей. В случае аутизма это может серьезно усугубить ситуацию как с психическим состоянием ребенка, так и его обучением. Поэтому педагогам следует воздерживаться от советов «подлечить» ребенка в стационаре из-за его неадекватного поведения. Госпитализация детей с аутизмом также является крайней мерой, к которой прибегают только в случае крайней необходимости (например, если есть угроза жизни и здоровью ребенка). В беседах с родителями (законными представителями), самим ребенком, другими лицами специалистам необходимо соблюдать профессиональную этику и избегать слов, оскорбляющих человеческое достоинство, таких как дебил, имбицил, неполноценный, даун, умственно отсталый и др. Возможно употребление: ребенок с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями, с особым развитием, с нарушенной коммуникацией и др.
Статья 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан гласит, что врачебную тайну составляют: информация о факте обращения за медицинской помощью; информация о состоянии здоровья гражданина; информация о диагнозе заболевания; иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина. Закон запрещает разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, специально оговорённых законом. Передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам допускается только с согласия гражданина или его законного представителя, либо без согласия в случаях , строго регламентированных законом. Таким образом, специалисты, работающие с ребенком-аутистом, могут иметь сведения о диагнозе, более того, они должны быть компетентны в вопросах, связанных со спецификой нарушений для наиболее эффективной помощи детям с РАС. Однако сведения о конкретном ребенке не должны стать темой для обсуждения с посторонними лицами. Очень сложным вопросом представляется использование аудио- или видеозаписей учебно-воспитательных мероприятий. Давая согласие на запись, учитель вправе разрешать снимать только себя, но не детей. Чтобы избежать серьезных правовых нарушений, связанных с разглашением сведений, составляющих врачебную тайну, лучше составлять договор с родителями (законными представителями) ребенка, где будут прописаны условия записи, а самое главное – условия ее использования в дальнейшем, например, запрет публикации на сайте или в СМИ. Это же касается и фотосъемки. Родители вправе делать такого рода съемку в случае, если не нарушаются права на частную жизнь других лиц (в т. ч. детей). Права учителя в данном случае не ущемляются, так как законом разрешается видеосъёмка в государственных или общественных интересах публичных мероприятий, а педагог находится на государственной службе. Однако если учитель использует авторские методики преподавания, то он вправе требовать ограничения использования записи.
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. К нему относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются. ^ является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. К этой форме жестокого обращения с детьми относятся:
Необходимо помнить, что ребенок-инвалид, а тем более аутист – это огромная ответственность, дополнительная нагрузка на учителя. Педагоги постоянно находятся под воздействием стрессогенных факторов. Эмоциональная напряженность, присущая профессии, может привести к срывам, негативным реакциям на поведение детей. Но при возникновении конфликтов, это вряд ли послужит оправданием. За применение насилия как родители, так и другие лица, в том числе педагоги, могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной. Поэтому, безусловно, необходимо тесное сотрудничество школ со службами психологического сопровождения. ^ а вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации), эта организация обязана возместить вред. Если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред. Во всех случаях, можно доказывать, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора. Приложение 5 ^ Алявина Е.А., Морозова Т.И., Морозов С.А. Аутизм: практические рекомендации для родителей. – М., 2002. ^ Рассказ бабушки аутичного мальчика Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет Башина В.М. ^ Башина В.М. Аутизм в детстве Баенская Е.Р. ^ . –М., 2000 Баенская Е.Р., Либлинг М.М. , Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. –М., 1997. Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом Башина В.М., Симашкова Н.В. Подходы к проблеме обучения детей с ранним аутизмом Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.,1998. Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. Пер. с англ. – М., 1999. Де Клерк Х. Мама, это человек или животное? Пер. с француского. – СПб., 2001. Заломаева Н.Б. Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам Костин И.А. Особенности оказания помощи в адаптации аутичных детей в подростковом возрасте. Каган В.Е. Преодоление. СПб,. 1996. ^ Проблемы диагностики раннего детского аутизма Лебединская К. С., Никольская О. С. Клинико-психологическая классификация ^ . Дидактические аспекты организации учебных занятий (школа Бороздина) Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е,Р., Либлинг М.М., Ульянова Р.К., Морозова Т.И. Дети с нарушением общения. – М.,1989. ^ Расписания для детей с аутизмом.Обучение самостоятельному поведению Морозов С.А. Основы социальной и правовой помощи лицам с аутизмом (материалы к спецкурсу). – М., 2002. Морозов С.А. Социальные и правовые аспекты помощи лицам с расстройством аутистического спектра (книга для родителей и специалистов). – М., 2008. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. – М., 2002. ^ .. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах (пособие для учителя-дефектолога). Москва, ВЛАДОС, 2007 г. Морозова С.С. Составление и использование индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми. Москва, 2008 год. ^ Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы Мастюкова Е.М. ^ из книги "Лечебная педагогика" (ранний и дошкольный возраст). Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н. ^ Морозова Т.И., Морозов С.А. Мир за стеклянной стеной / Книга для родителей аутичных детей. – М., 2002. ^ Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России Москаленко А.А. ^ Морис Кэтрин (США). ^ . Перевод с английского Адама Микаэла Сакса Орлик Н.И. (Сургут). ^ Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Пер. с англ. - СПб., 1999. Сошинский С.А. ^ Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми Ульянова Р.К. ^ Шипицина Л.М., Первова И.Л. ^ Шипицина Л.М. Детский аутизм Шушарджан С.В. Музыкотерапия: история и перспективы Шоплер Э., Ланзинг М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. – Минск, 1997. ^ Как жить с аутизмом? Москва, 2008. "Что нужно знать об аутизме" (научно-популярная брошюра, выпущенная Ассоциацией "Дорога в мир") ^ , выполненный на кафедре психологии Московского социально-гуманитарного института в 1999 году ^ (Архангельск. Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2000) Сборник. Аутичный ребёнок – проблемы в быту. под ред. Морозова С.А. М., 1998. Полезные сайты: http://www.autisminrussia.ru/ - общероссийский сайт по аутизму. http://autismhelp.ru/aut.htm сайт центра психолого медико социального сопровождения детей и подростков г. Москва. http://www.perspektiva-inva.ru/ - сайт РООИ «Перспектива» |