Содержание
2. Подготовка к проведению расследования несчастного случая.3. Проведение расследования обстоятельств и В комиссию по расследованию По существу данного несчастного случая я могу дать следующее объяснение 4. Оформление результатов расследования несчастного случая. Акт о несчастном случае по форме Н-2 5. Завершение расследования несчастного случая. |
УТВЕРЖДАЮ Председатель комитета образования Администрации Боровичского муниципального района _____________В.В.Ренина __________________ 2009г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению расследования и оформлению несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений Боровичского муниципального района.
1.1. Расследование несчастных случаев, происходящих с обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений, осуществляется в соответствии с требованиями «Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР», утвержденного приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 01.10.1990г. №639 (далее Положение). Положение устанавливает единый порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев, происшедших во время учебно-воспитательного процесса, независимо от места его проведения. 1.2. Основными задачами, которые должны быть решены в соответствии с требованиями Положения о ходе расследования каждого несчастного случая с обучающимися и воспитанниками, являются следующие:
1.3. Расследованию и учету подлежат несчастные случаи: - телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; - острое отравление, возникшее после воздействия вредных и опасных факторов; - тепловой удар; - ожог; - обморожение; - утопление; - поражение электрическим током, молнией, излучением; - укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; - иные повреждения здоровья при авариях и стихийных бедствиях, происшедших во время: учебных и воспитательных занятий по образовательной программе; перерывы, в том числе до занятий (мероприятий); трудового обучения, занятий по физической культуре; соревнований, тренировок; нахождения в оздоровительных и спортивных лагерях; нахождение в загородных дачах; проведения экскурсий, походов, прогулок, экспедиций; сельхозработ (общественно-полезного труда); работы в лагерях труда и отдыха; следования к месту проведения мероприятий и обратно автотранспортом или пешком; других мероприятий и видов деятельности, проводимых под руководством работников образовательных учреждений. 1.4. Несчастный случай, происшедший во время учебно-воспитательного процесса, вызвавший у обучающегося или воспитанника потерю работоспособности (здоровья) не менее одного дня в соответствии с медицинским заключением, оформляется актом формы Н-2 (согласно п.1.4 Положения). 1.5. Ответственность за правильное и своевременное расследование и учет несчастных случаев, составление акта формы Н-2, разработку и выполнение мероприятий по устранению причин несчастного случая, несет руководитель образовательного учреждения, где произошел несчастный случай (согласно п.1.7 Положения). ^ . 2.1. При получении сообщения о происшедшем несчастном случае, руководитель образовательного учреждения, в первую очередь, должен убедиться в отсутствии возможности дальнейшего воздействия травмирующего фактора на других людей. В этих целях должны быть приняты меры безопасности (приостановка использования оборудования, инструментов, запрещение проведения учебного занятия и т.д.). После принятых мер по оказанию пострадавшему первой помощи, решить вопрос о необходимости доставки его в медицинское учреждение. В целях обеспечения своевременного и квалифицированного расследования несчастного случая, руководитель образовательного учреждения, должен оценить характер и степень опасности происшествия, тяжесть и возможные последствия травмы, полученной пострадавшим, а также определить круг лиц (представителя от руководства ОУ и представителя от педколлектива), которые в дальнейшем должны принять участие в расследовании несчастного случая. При этом необходимо руководствоваться следующим: 2.1.1. После несчастного случая, зачастую не представляется возможным сохранить до начала расследования неизменной обстановку на момент происшествия. В этой связи, до начала расследования необходимо составить протокол осмотра (схему, эскиз) места происшествия. Эту работу целесообразно поручать должностным лицам, которые в последующем будут включены в состав комиссии по расследованию несчастного случая. 2.1.2. В целях определения тяжести травмы, полученной пострадавшим, руководитель образовательного учреждения обязан сделать официальный запрос в медицинское учреждение о характере тяжести повреждения у пострадавшего (п.2.2. Положения). 2.1.3. Формирование комиссии по расследованию несчастного случая осуществляется с учетом п.2.3. Положения, определяющего в общем виде причины формирования и состав комиссии по расследованию несчастного случая. При этом необходимо учитывать следующее: - во всех случаях, за исключением несчастных случаев, указанных в п.3.3. Положения, состав комиссии утверждается приказом руководителя комитета образования, специально изданным по каждому несчастному случаю; - при групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, состав комиссии утверждается руководителем вышестоящего органа управления образованием; - в состав комиссии не включается руководитель непосредственно отвечающий за организацию работ по безопасному содержанию рабочего (учебного) места, где произошел несчастный случай (например, в состав комиссии не должен входить заместитель директора по учебно-воспитательной работе, если несчастный случай произошел во время учебных занятий). ^ ПРИЧИН НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ. 3.1. Расследование обстоятельств и причин несчастного случая должно быть проведено в следующие сроки (согласно п.2.4.1.и п. 3.4. Положения):
Сроки расследования установлены в календарных днях. Нарушение установленных сроков расследования недопустимо, т.к. своевременное расследование несчастных случаев имеет решающее значение для правильного определения истинных причин несчастного случая, следовательно, для эффективного предупреждения травматизма. В ходе расследования любого несчастного случая, члены комиссии обязаны лично:
3.1.1. Обследование места происшествия. Первоочередным действием при расследовании несчастного случая, является своевременный и тщательный осмотр места происшествия, т.к. информация, полученная в ходе осмотра места происшествия, как правило, становится определяющей при установлении истинных причин и обстоятельств несчастного случая. Осмотру подлежат:
По окончании осмотра составляется протокол осмотра места несчастного случая. 3.1.2. Опрос пострадавшего, очевидцев и иных лиц. Важным элементом расследования несчастного случая является опрос пострадавшего и очевидцев происшедшего, должностных и иных лиц, показания которых могут быть необходимы для правильного анализа происшедшего несчастного случая. Объяснения должностных и иных лиц, сведения которых представляются важными для выяснения обстоятельств и причин несчастного случая, могут быть получены членами комиссии в форме объяснительной записки: ^ несчастного случая Объяснение. от _____________________________________________________________________________ (ф.и.о., профессия (должность) проживающего по адресу: _________________________________________________________ по несчастному случаю с обучающимся (воспитанником) ______________________________ ________________________________________________________________________________ (ф.и.о. пострадавшего) ________________________________________________________________________________ (наименование учреждения) происшедшему в ___________ часов __________ минут ___________________ дата. ^ : ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________ ___________________ ______________________ (ф.и.о.) (подпись) (дата) В ходе опроса пострадавшего и очевидцев несчастного случая, им следует предложить подробно и последовательно описать обстоятельства и причины несчастного случая. В этих целях им могут быть заданы наводящие вопросы, содержание которых связано с обстоятельствами каждого конкретного несчастного случая. При опросе очевидцев, пострадавшего, а также в объяснениях должностных и иных лиц, необходимы следующие сведения:
Результаты опроса пострадавшего, очевидцев (обучающихся) целесообразно оформлять протоколом, составленным в произвольной форме. В протоколе излагаются сведения, сообщенные обучающимся, записываются заданные вопросы и ответы на них. Протокол подписывается лицом, проводившим опрос. Обучающиеся имеют право подписывать протокол опроса с 14 лет. Протоколы опроса пострадавшего, очевидцев и показания (объяснения) должностных и иных лиц, должны быть обязательно приложены к материалам расследования. Из всех полученных объяснений к материалам прикладываются только те, которые вносят какую-либо ясность в обстоятельства происшествия. Остальные показания могут быть упущены. 3.1.3. Ознакомление с документами (локальными и нормативными актами и организационно-распорядительными документами образовательного учреждения). Организация работы по созданию здоровых и безопасных условий образовательного процесса в учреждении, регламентируется рядом документов, которые должны стать предметом тщательного рассмотрения членами комиссии. Именно внимательное изучение этих документов дает полный и объективный ответ на вопрос об истинных причинах несчастного случая. Круг документов, с которыми необходимо ознакомиться в ходе расследования, зависит от обстоятельств каждого конкретного несчастного случая. Вместе с тем, во всех случаях в обязательном порядке, должны быть рассмотрены следующие документы: - должностные инструкции конкретных руководителей, должностных лиц; - приказы о распределении обязанностей по охране труда; - приказы о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию помещения, оборудования и т.п.; - действующие в учреждении инструкции по охране труда, при выполнении которых произошел несчастный случай; - документы, подтверждающие прохождение пострадавшим в установленном порядке инструктажей по охране труда; - документы, подтверждающие прохождение руководителями и специалистами обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда; - действующие в учреждении документы на оборудование (акты-разрешения на ввод в эксплуатацию оборудования, акты-испытания оборудования и т.п.); - технические документы на оборудование при эксплуатации, которых произошел несчастный случай; - документы, отражающие техническое, санитарно-гигиеническое состояние помещения (протоколы замеров, акты обследования, предписания и т.д.). При рассмотрении представленных администрацией документов необходимо следить, чтобы были представлены только те материалы, которые действуют в данном образовательном учреждении (утвержденные руководителем или введенные в действие приказом). Были ли доведены требования данных документов до работников (должностных лиц, отвечающих за безопасные условия), обучающихся (в данном случае до пострадавшего). Рассматриваться должны только оригиналы документов, после чего с них снимаются копии (делаются выписки). Материалы с поправками, подчистками, дополнениями не могут рассматриваться как официальные документы. Документы с подчистками и исправлениями, имеющие непосредственное отношение к несчастному случаю, подлежат изъятию. ^ Основными документами расследования несчастных случаев с обучающимися или воспитанниками являются: ^ составляемый по каждому несчастному случаю, и Акт специального расследования несчастного случая, составляемый по результатам расследования группового несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом. Формы актов приведены в приложениях 1 и 5 к Положению. Акт по форме Н-2 является официальным юридическим документом и всякого рода отступления от установленной формы акта не допускаются. В целях избегания возможных ошибок и неточностей при оформлении некоторых пунктов акта Н-2 предлагается руководствоваться следующим: п.1 Акта: «Наименование учреждения, где произошел несчастный случай». В данный пункт пишется полное наименование образовательного учреждения (а так же указывается краткая форма), согласно Уставу учреждения. п.2 Акта: «Адрес учреждения». Указывается юридический адрес образовательного учреждения. п.9 Акта: «Инструктаж по технике безопасности». В данный раздел включаются только сведения о прохождении пострадавшим (обучающимся) инструктажей по охране труда, которые должны проводиться в порядке и соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Эти сведения должны быть подтверждены и в полной мере, соответствовать прилагаемым к акту документам по данному вопросу (выписка из классных журналов, журналов регистрации инструктажей и т.п.). п.11 Акта: «Вид происшествия». Классификатор видов происшествия, приведшего к несчастному случаю, установлен для заполнения акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1. Для заполнения акта по форме Н-2 такой классификатор отсутствует. Можно привести несколько примерных видов происшествия, характерных для несчастных случаев с обучающимися, воспитанниками:
п.12 Акта: «Подробное описание обстоятельств несчастного случая». В данном разделе в краткой, деловой и лаконичной форме должно быть изложено последовательное описание событий, связанных с несчастным случаем. При заполнении данного раздела акта следует избегать пространного описания фактов, не имеющих прямого отношения к несчастному случаю, а также поверхностного описания обстоятельств, определяющих суть происшедшего. Необходимо учитывать, что сведения, содержащиеся в этом разделе акта, должны напрямую указывать на причины несчастного случая. Все сведения, для заполнения данного раздела, берутся комиссией из ранее подготовленных документов: объяснений должностных и иных лиц; протоколов опроса пострадавшего, очевидцев; протокола осмотра места происшествия; других документов, характеризующих место происшествия; медицинского заключения и т.д. При описании обстоятельств несчастного случая, следует дать краткую характеристику места, где произошел несчастный случай; указать какие опасные и вредные факторы могли воздействовать на пострадавшего, других детей, а также учителя (воспитателя и т.п.); изложить последовательность событий. Указать, что предшествовало несчастному случаю, как протекал учебно-воспитательный процесс, кто руководил этим процессом, что произошло с пострадавшим. Необходимо дать характеристику состояния оборудования, инструмента, а также их исправность (если травма получена при работе с оборудованием, инструментом). Следует конкретно указать, чем была нанесена травма пострадавшему (частью оборудования, инструмента, приспособления и т.п.). При описании травмы, нанесенной пострадавшему (ушиб, перелом, растяжение, ожог и т.д.) необходимо указать также пораженную часть тела. Указать действия руководителя учебно-воспитательного процесса по организации первой помощи пострадавшему. Требовалась ли медицинская помощь специалиста и доставка пострадавшего в лечебное учреждение. Как было сообщено родителям пострадавшего. В конце заполнения пункта, по результатам полученного медицинского заключения, указать степень тяжести повреждения у пострадавшего и установленный диагноз. п.13 Акта: «Причины несчастного случая». Определение причин несчастного случая является главной целью проводимого расследования. В связи с этим, комиссия должна руководствоваться следующими общими принципами: 1. Причины несчастного случая должны следовать из обстоятельств несчастного случая и быть органически связанными с предыдущими разделами акта (сведения о пострадавшем, проведение инструктажей, обстоятельства несчастного случая). Нередко обстоятельства несчастного случая достаточно полно раскрывают картину происшествия и прямо указывают на причину несчастного случая, однако сама причина несчастного случая формируется неверно. 2. Формулировка причины должна быть четкой, лаконичной и технически грамотной. 3. В акте должна быть указана истинная причина несчастного случая. При определении причин несчастного случая, недопустимо подменять причины обстоятельствами и использовать общие фразы типа: «нарушение требований безопасности», «невнимательность…», «неосторожность пострадавшего» и т.п. 4. При обосновании причин несчастного случая в акте необходимо указывать конкретные нарушения и отступления от норм и правил техники безопасности, санитарно-гигиенических требований, правил, инструкций по охране труда с указанием нарушенных конкретных статей законодательных и иных нормативных актов, которые регламентируют порядок безопасного проведения учебно-воспитательного процесса, эксплуатации оборудования, инструментов, материалов и т.д., но не обязанности конкретных должностных лиц (руководителей учреждения, учителей, воспитателей) и их ответственность за допущенные нарушения, которые должны излагаться в п.15 Акта. Тексты нарушенных статей рекомендуется указывать непосредственно в акте сразу после изложения причин. 5. В акте должна первой указываться основная причина. Сопутствующие причины (второстепенные) излагаются непосредственно за основной, последовательно, в зависимости от их значимости. 6. Основной считается причина, которая непосредственно привела к несчастному случаю. Исключение основной причины, как правило, полностью исключает возможность возникновения несчастного случая. Второстепенные же причины могут только приблизить момент несчастного случая, усложнить его последствия, но не вызвать его. Поэтому не рекомендуется загромождать акт Н-2 большим количеством сопутствующих причин и указывать более двух таких причин. п.14 Акта: «Мероприятия по устранению причин несчастного случая». При разработке мероприятий по предупреждению травматизма необходимо выполнять следующие требования: мероприятия должны быть тесно связаны, и следовать из обстоятельств и причин несчастного случая. Между обстоятельствами, причинами и мероприятиями должна быть тесная связь: из обстоятельств формируется причина, из причины следуют мероприятия. В то же время, в ходе расследования нередко достаточно полно излагаются обстоятельства, правильно указываются причины, а мероприятия намечаются в отрывке от них, как бы сами по себе. В акте должны быть изложены конкретные практические мероприятия, которые не могут подменяться общими фразами. Прежде всего, мероприятия должны быть направлены на ликвидацию выявленных в ходе расследования нарушений правил и норм охраны труда и техники безопасности. Поэтому они всегда должны сопровождаться техническими либо организационно-техническими мероприятиями по устранению причин несчастного случая. В данном разделе акта должны быть исключены общие записи типа: «издать приказ…», «подготовить план мероприятий,,,» и т.п. Обязательно должны быть указаны конкретные исполнители, например: Петрова О.М., учитель физической культуры. В графе «срок исполнения» следует избегать записей «постоянно» или «немедленно», «в течение месяца» вместо указания конкретного срока исполнения. п.15 Акта: «Лица, допустившие нарушения правил охраны труда и техники безопасности». Данный раздел является продолжением п.13 Акта. В данном пункте необходимо указать конкретных лиц, ответственных за нарушения, которые привели к установленным причинам несчастного случая. По каждой выявленной причине должно быть установлено конкретное лицо, ответственное за допущенные нарушения. Доказательством вины должностных лиц могут являться положения и требования:
Доказательством вины обучающегося могут являться только требования правил и инструкций по охране труда, с требованиями которых они были ознакомлены в установленном порядке (установление вины воспитанников не должно быть). ^ По окончании расследования и оформления материалов члены комиссии должны подписать акт по форме Н-2 в 4-х экземплярах. После подписания членами комиссии актов по форме Н-2, они вместе с материалами расследования представляются на утверждение руководителю органа управления образованием. Руководитель органа управления образованием в течение суток утверждает четыре экземпляра акта формы Н-2. После утверждения акты по одному направляются: в учреждение, где произошел несчастный случай, в архив органа управления образованием, специалисту, курирующему вопросы охраны труда, родителям пострадавшего (под роспись). Руководитель образовательного учреждения незамедлительно принимает меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай. Все несчастные случаи, оформленные актом формы Н-2, регистрируются органом управления образованием в журнале установленной формы. |
![]() |
Положение о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками в моу сош №1 |
![]() |
Нарушения порядка расследования несчастных случаев или травм, полученных обучающимися во время образовательного |
![]() |
Положение о порядке комплектования обучающимися, воспитанниками муниципального бюджетного учреждения |
![]() |
Рекомендации по проведению расследования несчастного случая в образовательной организации |
![]() |
Правила страхования от несчастных случаев и болезней общие положения |
![]() |
Правила страхования от несчастных случаев и болезней общие положения |
![]() |
Правила страхования от несчастных случаев и болезней общие положения |
![]() |
Оформление материалов расследования, учет и регистрация несчастных случаев на производстве При оформлении материалов расследования несчастного случая на производстве, а также при его учете... |
![]() |
Методика расследования несчастных случаев на производстве |
![]() |
Методика расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний гу мо «Мособлпожспас» |