Детские страхи
Детские страхи - эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальной или воображаемой) или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, желание убежать или спрятаться. Первичная эмоция страха наблюдается уже у новорожденных. Затем страхи социализируются и возникают как реакции на новые объекты и ситуации. Закрепление в эмоциональной сфере ребенка первичного страха расширяет зону его социальных страхов, повышает чувствительность к носителям угрозы. Детские страхи развиваются при недостатке родительского принятия и тепла, когда дети не чувствуют себя защищенными. У таких детей нередко развивается страх школы. Детские страхи могут проявляться в невротических реакциях и психосоматических заболеваниях.
Ночные страхи - возникают во время ночного сна, проявляются насыщенным аффектом страха при неглубоких изменениях сознания (сужение, рудименты сумеречного состояния). В отличие от снохождения (лунатизма), ночные страхи сами по себе не сопровождаются моторной активностью с совершением привычных, автоматизированных действий. Однако они могут сочетаться со сноговорением и снохождением. Возникают преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Выделяют 4 варианта ночных страхов:
1. ^ . Являются возрастной модальностью галлюцинаторного или
бредового синдромов и аналогичны дневным страхам этой природы. Как правило, в момент ночного пробуждения ребенок переживает устрашающие (чаще зрительные) галлюцинации (видит "горящие глаза", слышит устрашающие звуки) или испытывает диффузный беспредметный страх с ощущением разлитой угрозы. Он плачет, кричит: "Прогони его!'", "Страшно!", иногда зовет мать, но, как правило, не узнает ее и не отвечает на вопросы или пугается, отталкивает, гонит, называя "злая тетя", "колдунья", что указывает на наличие ложных узнаваний. Сознание изменено по делириозно-онеироидному типу. При полном пробуждении с выходом в бодрствование наблюдается частичная амнезия - воспоминания о страхах фрагментарны, как воспоминания о сновидениях. Ночные страхи бредового характера развиваются чаще всего на начальных стадиях приступообразной шизофрении.
2. ^ . Напоминают ночные страхи эпилептической природы, но
отличаются большей простотой картины, отсутствием ритмичности и стереотипности. Встречаются при соматических заболеваниях с токсикозом и лихорадкой, а также в подостром и отдаленном периоде мозговых инфекций и травм.
3. ^ - в структуре височной эпилепсии. Возникают и прекращаются внезапно без какой либо связи со сновидениями. Сознание глубоко изменено по типу сумеречного помрачения, контакт с детьми невозможен. Нередко этот вариант ночных страхов сочетается с автоматизированными действиями, движениями, бессвязными высказываниями, иногда сопровождаются непроизвольными мочеиспусканиями или дефекацией. Вся сложная картина характеризуется стереотипностью развития, повторяясь каждый раз в одном и том же "наборе" в определенное время ночного сна и с известной ритмичностью. Состояние полностью амнезируется. К пубертатному (подростковому) возрасту ночные страхи пароксизмальные, как правило, исчезают или заменяются более типичными судорожными припадками.
4. ^ , возникающие по реактивному механизму после пережитой психотравмы. Сон такого ребенка беспокоен, наполнен волнующими, мучительными сновидениями. Страхи же являются эмоциональной кульминацией переживаний и как бы продолжением сна с уменьшением его глубины и переходом в состояние измененного сознания. Ребенок становится беспокойным, кричит, плачет. Высказывания отражают психотравмирующую ситуацию и психологически понятны ("Не бей маму", "Я буду учить уроки!", "Спасайся!"). Иногда с ребенком удается установить частичный контакт, получить ответ на вопрос. Утром ребенок, как правило, амнезирует сам страх и свое поведение, однако может передать содержание сновидений.
Т ревога - эмоциональное состояние острого внутреннего беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием опасности. В отличие от страха, рассматриваемого как реакция на конкретную угрозу, тревога понимается как переживание неопределенной, диффузной или беспредметной угрозы.
Согласно другой точке зрения, страх - реакция на угрозу человеку как существу биологическому, когда опасности подвергается жизнь человека (витальная угроза), его физическая целостность и т. п., в то время как тревога - переживание, возникающее при угрозе человеку как социальному субъекту, когда опасности подвергаются его ценности, представление о себе, положение в обществе. С этим связано описание тревоги как эмоционального состояния, связанного с возможностью фрустрации социальной потребности.
Понятие тревоги было введено в психологию 3. Фрейдом (1925), разводившим страх как таковой, конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх - тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер. В философию подобное разграничение вводится С. Кьеркегором и последовательно проводится в философской системе экзистенциализма. В психопатологии, по К. Ясперсу (задолго до 3. Фрейда), тревога не обязательно связана с переживанием угрозы, она "...ни к чему не привязана" и является ".. первичным психическим состоянием..., поражающим наличное существование субъекта в целом" с широким спектром проявлений - "от беспредметного, могущественного тревожного чувства .. до легкого тревожного напряжения". Обычно она связывается с чувством беспокойства.
Таким образом, тревога - это особое тягостное дискомфортное чувство, которое зачастую, но не обязательно, осознается как ожидание угрозы, утраты, причем, нередко конкретизируемой в представлении. Но в случае тревоги такое осознание представляет собой потребность субъекта рационализировать тягостное дискомфортное чувство.
Представление тревоги как переживания беспредметного страха дискуссионно и потому, что страх может быть и опредмеченным и беспредметным, диффузным, но, тем не менее, остается страхом, но не тревогой.
На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности.
На психологическом уровне тревога проявляется в ощущении беспомощности, бессилия, незащищенности, затрудненности принятия решения, амбивалентности (двойственности) чувств. Различают ситуативную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность как относительно устойчивое личностное образование. В зависимости от наличия в ситуации объективной угрозы выделяется также "объективная", "связанная", "реальная" тревога и собственно тревога ("неадекватная тревога") в нейтральных, не угрожающих ситуациях.
Тревога - аффект, характеризующийся мучительным ощущением внутреннего беспричинного, бессодержательного беспокойства, которое переживается обычно как неясная угроза, ожидание опасности и описывается в виде тревожных опасений различного содержания.
Тревога проявляется на уровне витальных чувств как тягостное неопределенное ощущение "беспокойства", "бурления", "кипения" "дрожания" и т. п., в различных частях тела, чаще в груди, а также нередко сопровождается разнообразными соматовегетативными расстройствами (тахикардией, потливостью, учащением мочеиспускания, кожным зудом, диссомниями и т. п.).
У маленьких детей в связи со слабостью вербализации преобладание тревожного аффекта устанавливается на основании своеобразного поведения: беспокойный взгляд, суетливость, напряженность, плач или отчаянный крик при изменении ситуации. У детей постарше жалобы соответствуют определениям: "нет покоя", "как-то не по себе", "внутренняя дрожь", "неспокойно". Тревожные опасения носят разный оттенок, охватывая лишь привычную жизненную сферу ребенка с повседневными заботами, касающимися школы и семьи, либо устремляясь в будущее, которое сулит невзгоды, опасность, мировые катастрофы, собственную непригодность для трудностей жизни, материальное неблагополучие.
Тревога, как правило, нарастает вечером и ночью и сопровождается двигательным беспокойством, максимальная выраженность которого достигается в состоянии тревожного раптуса (раптус - неистовое двигательное беспокойство при усилении депрессии). Тревога в детско-подростковом возрасте наблюдается в рамках эндогенных тревожных депрессий, шизоаффективного психоза и некоторых неврозов.
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к переживаниям тревоги. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. Впервые была описана 3. Фрейдом (1925), который для описания "свободно витающей", разлитой тревожности использует термин, означающий в буквальном переводе "готовность к тревоге" или "готовность в виде тревоги".
^ - склонность к формированию представлений о неблагожелательном отношении к себе со стороны окружающих или об опасности для себя или близких, исходящей от людей, из ситуации. Тревожная мнительность часто заключается также в склонности к необоснованным опасениям за здоровье - свое или близких.
Импульсивность - особенность поведения, которая заключается в действиях по первому побуждению, под влиянием внешних случайных обстоятельств или сильных эмоций. В устойчивых формах представляет собой черту характера. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки - он реагирует быстро, непосредственно (нередко - на малозначимые, вторичные факторы) и часто столь же быстро раскаивается в своих действиях.
Физиологически импульсивность определяется слабостью тормозного контроля со стороны второй сигнальной системы.
От импульсивности следует отличать решительность, которая тоже предполагает непосредственную энергичную реакцию, но связана с быстрым обдумыванием ситуации и принятием наиболее целесообразных и обоснованных решений.
Импульсивность преимущественно свойственна детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста в связи с присущей этому возрасту слабости контроля поведения. Преодолению импульсивности способствуют совместные игры детей, требующие сдерживания непосредственных побуждений, подчинения правилам игры, учета интересов других ее участников. В дальнейшем еще большую роль в этом отношении играет учебная деятельность. У подростков импульсивность часто является следствием возрастной эмоциональной возбудимости. У старших школьников и взрослых импульсивность наблюдается при большом утомлении, в структуре аффективных реакций или некоторых психических заболеваний.
Импульсивность - нарушение поведения, в основе которого лежит патология волевой сферы. Действия, поступки больного реализуются неожиданно для самого больного под влиянием внезапно возникшего патологического побуждения, носят нецелесообразный, бессмысленный характер, не поддаются какому-либо осознанию и, соответственно, попыткам удержания, совершаются насильственным образом.
Наиболее ярко импульсивность проявляется при патологии влечений, когда поведение больного внезапно изменяется под влиянием остро возникшего непреодолимого стремления к чему-либо. Поступки совершаются мгновенно, без обдумывания и колебаний. Нередко они вовсе не имеют какой-либо мотивации, а по реализации действия и достижении цели побуждения воспринимаются самим больным как непонятные, чуждые их личности.
К проявлениям импульсивных влечений относится пиромания ( - неодолимое влечение к поджогам с получением удовлетворения от вида огня), дромомания ( - периодически возникающее непреодолимое стремление к побегам из дому, перемене мест, поездкам, бродяжничеству), клептомания ( - неодолимое влечение к кражам, не вызванное житейскими необходимостями или материальной выгодой) и др.
Импульсивность может проявляться в виде ауто- и гетероагрессии. В первом случае больной совершает неожиданные и психологически непонятные суицидальные поступки, во втором - внезапно, вне контекста ситуации наносит увечья окружающим. Импульсивное агрессивное действие осуществляется молниеносно, неожиданно не только для окружения, но и для самого пациента, по завершении нередко вызывает ужас и раскаяние больного.
Импульсивные влечения могут возникать при шизофрении, органическом поражении мозга (эпидемический энцефалит), ядерных психопатиях. У детей и подростков импульсивность редко наблюдается в виде развернутого синдрома патологии влечений. Импульсивные действия характерны для кататонического и кататоно-гебефренного возбуждения. При этом клиническая картина основного синдрома дополняется специфическими для импульсивности поведенческими нарушениями: ребенок внезапно без всякой связи с ситуацией может завизжать и так же внезапно успокоиться, вдруг вскочить и неудержимо пытаться покинуть помещение, мгновенно сорвать с себя одежду и обнажиться, неожиданно плюнуть в собеседника, расцарапать или нанести сильный удар случайному человеку и т. п.
Попытки удержания ребенка в момент совершения этих действий вызывают активное сопротивление и неудержимое стремление к реализации действия. В зависимости от глубины дефекта, на фоне которого развилось болезненное состояние, по завершении импульсивного разряда критика с совершенному может восстанавливаться, появляются раскаяние в содеянном и чувство вины (начальные этапы органического поражения мозга у подростков), но может и отсутствовать (маленькие дети, больные шизофренией и др.).
Гипердинамический синдром (гиперактивное расстройство, гиперкинетическое расстройство, гиперкинетическое расстройство с дефицитом внимания, дефицит внимания с гиперактивностью, синдром дефицита внимания) - расстройство, характеризующееся выраженным нарушением концентрации внимания, гиперактивностью и импульсивностью.
Гиперактивность проявляется излишней двигательной активностью в ситуациях, требующих спокойного поведения, что особенно заметно при обучении. Дети не могут сидеть или стоять спокойно. Они постоянно ерзают, вертятся, раскачиваются, двигают руками или ногами, вскакивают с места, бесцельно хватают разные предметы, бегают по классу. Кроме того, они не могут вести себя спокойно при проведении досуга, слишком сильно для своего возраста шумят и двигаются, часто предпочитают разрушительные игры. Их гиперактивность постоянна и мало зависит от ситуации и окружения.
Нарушения внимания характеризуются низкой способностью к концентрации внимания, рассеянностью. Они выражаются в постоянной отвлекаемости, быстрой потере интереса к заданиям и играм, сниженной способности (по сравнению со сверстниками) к планированию и выполнению заданий. Дети, как правило, не способны к деятельности, требующей длительных умственных усилий. Они неорганизованы, небрежны, совершают много ошибок из-за невнимательности, с трудом выслушивают учителя, часто теряют свои вещи.
Присутствует у них и повышенная отвлекаемость на внешние раздражители (звуки и зрительные стимулы). Эти нарушения менее выражены при индивидуальном общении или при отсутствии жестких дисциплинарных рамок.
Импульсивность проявляется в склонности к быстрому и необдуманному реагированию на внешние стимулы. При обучении это приводит к "импульсивному стилю работы", когда дети отвечают необдуманно на вопросы, не могут дождаться своей очереди для ответа, прерывают окружающих при беседе. В плане поведения импульсивность ведет к неоправданно рисковым поступкам, нередко и к несчастным случаям.
У детей с гипердинамическим синдромом, как правило, низкая успеваемость. Страдает также и сфера общения. Эти дети часто бывают изгоями в своем коллективе, несмотря на то, что они стремятся к дружбе; они воспринимаются окружающими (в том числе учителями) как распущенные, невоспитанные. У многих детей с гипердинамическим синдромом имеются сопутствующие психические расстройства в виде стойких нарушений поведения и эмоций (склонность нарушать принятые правила и нормы, агрессивные тенденции, частые вспышки гнева, повышенная обидчивость), а также специфические расстройства в усвоении школьных навыков. В психологическом плане дети с гипердинамическим синдромом страдают из-за низкой самооценки, им также бывает свойственна повышенная тревожность.
Согласно эпидемиологическим данным, распространенность гипердинамического синдрома колеблется от
3 % до 20 %. Чаще всего гипердинамический синдром диагностируется с началом школьного обучения, хотя его признаки проявляются уже с первых лет жизни. У мальчиков гипердинамический синдром встречается в 3 - 5 раз чаще, чем у девочек.
Единая концепция этиологии и патогенеза гипердинамического синдрома отсутствует; очевидно, решающая роль принадлежит конституциональным факторам. В ряде случаев возможно и экзогенное происхождение гипердинамического синдрома как следствия органической минимальной мозговой дисфункции; последняя может сочетаться с наследственной предиспозицией.
Несмотря на врожденный характер гипердинамического синдрома, на степень его тяжести и особенности течения влияют и факторы окружающей среды, в первую очередь особенности воспитания.
Дифференциальная диагностика гипердинамического синдрома достаточно трудна. Следует отметить тенденцию к гипердиагностике этого состояния у здоровых детей с индивидуальными особенностями темперамента, у которых развитие внимания и других когнитивных функций соответствует возрастной норме. (Известно, что внимание неразрывно связано с мотивацией, и при отсутствии интереса здоровый ребенок может вести себя, как "гиперактивный").
С другой стороны, сходные симптомы могут быть внешними признаками других неврологических и психопатологических состояний, отличных от гипердинамического синдрома, что имеет место при постравматическом синдроме после черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, при шизофрении, неврозах, сенсорной депривации, при психопатиях, синдроме Жиля де ля Туретта, при хронических гипоманиакальных состояниях, при наследственных синдромах Вильямса, Смита-Мажениса, Беквита-Видеманна, при гипертоксикозе. Главными условиями для правильной дифференциальной диагностики являются тщательный анализ симптоматики, динамики расстройства, уровня социальной адаптации ребенка, его личностных характеристик, особенностей воспитания.
Симптомы заболевания наиболее выражены в младшем и среднем школьном возрасте. В дальнейшем, проявления гипердинамического синдрома постепенно редуцируются, при этом в первую очередь уменьшаются проявления гиперактивности, а затем уже нарушения внимания. У 1/5 пациентов субклинические проявления синдрома сохраняются всю жизнь, их отличают импульсивность, нетерпеливость, неусидчивость. У взрослых достоверно выше, чем в популяции, риск возникновения социальной и семейной дизадаптации, вторичной депрессии, алкоголизма и наркомании, противоправного поведения.
Неусидчивость - неспособность длительно заниматься целенаправленной деятельностью. Ребенок не может длительно сохранять малоподвижную позу или выполнять монотонную физическую и/или психическую работу. Кроме того, в формировании феномена неусидчивости принимает участие слабость волевой сферы в виде невозможности длительного удержания активного внимания на малоинтересной работе.
При неусидчивости ребенок, заинтересовавшись предложенным заданием, охотно берется его выполнять и на первых порах успешно работает, однако через 15-20 минут начинает вертеться, отвлекаться на случайные раздражители, болтать с окружающими, пытается встать и что-то передать соседу или что-то поднять с пола и т. п. В результате теряется целенаправленность деятельности.
При предоставлении "моторной разрядки" в виде подвижных игр, физических упражнений и т. п. с полным переключением внимания на другой объект или деятельность через небольшой интервал времени способность к сосредоточению и целенаправленной работе восстанавливается, однако длительность активной концентрации внимания и моторного спокойствия по-прежнему остается небольшой.
Принуждение ребенка к соблюдению дисциплинарных требований (45 минут урока, запрет на прогулки и игры до окончания выполнения домашних заданий и т. п.) приводит к истощаемости и резкому падению продуктивности деятельности. В результате даже дети с хорошим интеллектом могут оказаться неуспевающими или упорно отказываться от уроков.
Следует отметить, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также у подростков с резидуально-органической неполноценностью центральной нервной системы усталость и утомление могут проявляться не вялостью и сонливостью, а чрезмерным возбуждением и еще большей неусидчивостью.
Неусидчивость наблюдается при гипердинамическом синдроме, моторной расторможенности вследствие резидуально-органического поражения центральной нервной системы, психоорганическом синдроме, реже - при тревожных состояниях.
Агрессия - деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.). Выделяются следующие виды А.:
1) физическая (нападение) - использование физической силы против другого лица или объекта;
2) вербальная - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
3) прямая - непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
4) косвенная - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т. п.);
5) инструментальная, являющаяся средством достижения какой-либо цели;
6) враждебная - выражается в действиях, непосредственной целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
7) аутоагрессия - проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.
Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния.
Психологически агрессия выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязании, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессия выступает в качестве:
1) средства достижения какой-либо значимой цели;
2) способа психологической разрядки;
3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
У детей агрессивные действия и поведение обычно связаны с чрезмерно ограничивающим, холодным или жестоким обращением значимых для них взрослых, отвержением со стороны сверстников. В то же время такие действия на определенных этапах развития должны рассматриваться как естественное проявление природной агрессивности - необходимого механизма самосохранения и самозащиты.
Агрессивность как черта формирующейся личности, не находящая возможности выражения в социально приемлемых формах, а также как поведенческое проявление психопатологических расстройств может проявляться в структуре девиантного или делинквентного поведения.
В формировании способности контролировать агрессивные побуждения и действия большую роль играет развитие представлений о другом человеке как уникальной ценности, способностей к сочувствию, сопереживанию.
Аутоагрессия - направленные на самого себя агрессивные действия. Круг проявлений очень широк - от самоуничижения и самообвинения до нанесения себе повреждений, причинения боли и, в крайних вариантах, суицидных действий. Взгляды на аутоагрессию колеблются в очень широком диапазоне мнений и теорий: от понимания ее как исключительно патологического феномена до экзистенциальных трактовок вне связи с болезнями. В выраженных формах встречается чаще при депрессиях разного генеза, психозах, психогенных реакциях, состояниях алкогольного или наркотического опьянения. Чем младше ребенок, чем благополучнее его микросреда и чем более тяжелую и регулярную форму принимает аутоагрессия, тем больше оснований думать о тяжелом расстройстве психики.
|
|
|