№9. Эмоциональные процессы icon

№9. Эмоциональные процессы





Скачать 164.46 Kb.
Название №9. Эмоциональные процессы
Дата 01.02.2013
Размер 164.46 Kb.
Тип Документы
Тема №9. Эмоциональные процессы

  1. Понятие эмоционального процесса

  2. Информационная концепция эмоций

  3. Физиологические механизмы эмоций

  4. Выразительные движения эмоций

  5. Виды эмоциональных переживаний

1. Понятие эмоционального процесса

Эмоциями называются переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и к самому себе. Эмоциональные процессы обладают следующими характеристиками.

Предметность. Эмоции не могут возникнуть без причины. Источником эмоций является окружающий для нас мир. Действительно, мы восторгаемся или возмущаемся, опечалены или гордимся кем-то или чем-то, приятны или тягостны бывают наши ощущения, мысли, состояния, приключения. Отсюда вытекает такая важная характеристика эмоций как предметность.

Полярность. Отношение к предметам и явлениям действительности может быть положительным, отрицательным и безразличным. Безразличное, равнодушное отношение не связано с какими-либо эмоциями. Если какие-то предметы, явления, факты соответствуют нашим требованиям, они вызывают положительные эмоции (удовольствие, радость, веселье, ликование, любовь, счастье). Самая сильная положительная эмоция – счастье. Если человек чувствует себя несчастным, то  это вызывает отрицательное отношение к миру и соответствующие переживания (неудовольствие, страх, страдание, печаль, горе, отвращение, ненависть, гнев). Это свидетельствует о такой важной характеристике эмоций как полярность: к любой положительной эмоции можно подобрать равную ей по величине, но противоположную по знаку отрицательную.

Амбивалентность – это проявление по отношению к одному и тому же объекту противоположных по знаку эмоций. В сложных человеческих чувствах сливаются воедино приятные и неприятные эмоции, положительные и отрицательные. Например, в ревности страстная любовь может уживаться с жгучей ненавистью. Любимый человек оказывается не на высоте (любовь + стыд). Такие переживания называются амбивалентными.
Субъективность. Если такие психические процессы как восприятие и мышление позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Именно эмоции отражают личностную значимость познания.

Фазность протекания эмоций.Эмоции, как и все психические процессы, представляет собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. Протекание эмоций характеризуется динамической сменой фаз. Каких именно фаз?

Прежде всего, напряжения и разрядки. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Ожидание событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности, обстоятельств, индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующая действительность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков.

Вслед за напряжением наступает разрядка, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обесиленность (например, в ситуации ожидания экзамена).

^ 2. Информационная концепция эмоций

Эмоции имеют двойственную обусловленность – с одной стороны, потребностями (мотивацией), а с другой, особенностями ситуации.

Эмоции выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения потребностей человека. Возникшие в процессе общения и деятельности положительные эмоциональные состояния свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями. Этот взгляд на природу и происхождение эмоций получил название информационной концепции эмоций (П. В. Симонов).

Осознавая или не осознавая, человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности с тем, чем располагает в момент ее возникновения. Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные эмоции. Отрицательные эмоции порождаются осознаваемой или неосознаваемой субъектом невозможностью удовлетворения. На основе вышесказанного была создана формула эмоций:

Э=П (Н – С),

где Э – эмоции,
П – потребность,
Н – информация, необходимая для удовлетворения П,
С – информация, которую уже можно использовать.

Из этой формулы возможны 4 следствия:

1) если П=0, то Э=0;

2) если Н=С, то Э=0;

3) Э=max, если С=0;

4) если С>Н, возникают положительные эмоции.

Информационная теория не охватывает всю богатую эмоциональную сферу личности. Так, эмоция удивления не может быть отнесена ни к положительным, ни к отрицательным эмоциям.

Изучение психологии эмоций представляет очень сложную задачу, т. к. отсутствует преемственность между теориями и неоднозначностью терминологии. Так, например, существуют теории, которые наделяют эмоциональностью (аффективностью) всякий психический процесс (Вундт, Рубинштейн), и теории, для которых эмоциональное (аффективное) состояние – особое событие, означающее, что в нормальном протекании психического процесса произошло некоторое отклонение (Сартр, Симонов).

Кроме термина «эмоции» в психологии используют следующие понятия:

  • общая эмоциональность, т. е. чувствительность к эмоциональным реакциям;

  • эмоциональное состояние – эмоциональные реакции, характерные для того или иного периода деятельности человека.

Принято различать 3 функции эмоций:

1. Сигнальную – выражается в том, что отношение субъекта к тем или иным раздражителям становится сигналом благоприятного или неблагоприятного для него развития событий. Ориентируясь на свои эмоции, субъект совершает необходимые действия: например, избегает опасности и т. д.

2. Оценочную – отражает оценочное отношения субъекта к отдельным событиям, условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению его деятельности. Например, он проявляет радость, огорчение или гнев.

3. Регуляторную – оказываясь в основе мотивов деятельности субъекта или его отдельных поступков, эмоции тем самым регулируют его поведение.Психологи выделяют две стороны регуляторной функции эмоций (или две отдельные функции эмоций) – организационную и дезорганизационную.

^ 3.Физиологические механизмы эмоций

Каждый человек по опыту знает, что сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений – изменяется работа дыхания, деятельность сердечно-сосудистой системы, меняется работа слюнных желез (пересыхает во рту), слезных и потовых желез.

Разные народы, зная эти особенности, уже в глубокой древности научились использовать их для выявления людей с нечистой совестью. Древние китайцы заставляли во время суда обвиняемого в воровстве держать во рту горсть сухого риса. Если он, выслушав обвинение, выплевывал рис сухим, его признавали виновным. Этот обычай объясняется тем, что от страха уменьшается слюноотделение – пересыхает во рту. Физиологически это значит, что возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при восприятии человеком какого-либо объекта) при определенных условиях распространяется и на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов, что и обусловливает соответствующие изменения в организме. Включение подкорки в эмоциональный процесс может создать большой резерв нервной энергии, которую человек использует в своих действиях и поведении.

Положительные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость человека. Даже утомленный человек в ходе сильных эмоциональных переживаний приобретает способность достаточно энергично и продуктивно работать. Отрицательные эмоциональные переживания связаны с такими изменениями в организме, которые снижают психическую активность человека, ведут к падению трудоспособности.
В последние годы ученые открыли в разных подкорковых отделах мозга существование своеобразных эмоциональных центров, которые были условно названы «центрами страдания» и «центрами наслаждения». Животным (крысам, обезьянам) в эти центры вживляли электроды. Электроды соединялись со слабым источником тока, который можно было включать, нажав на педаль. Животные научились нажимать на педаль и т. образом включать ток, идущий им в мозг. От раздражения центров «страдания» животные сразу же активно отказывались, убегали. «Центры наслаждения» животные раздражали, беспрерывно нажимая на педаль много часов подряд, отказываясь от воды и пищи, вплоть до полного изнеможения. Раздражение током других центров вызывало приступы безудержного гнева.

Но ведущую роль в эмоциях и чувствах играет кора головного мозга. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими, сдерживает внешнее выражение чувств. Таким образом, переживание эмоций является результатом совместной деятельности коры и подкорковых центров. Физиологические процессы, характерные для переживания эмоций, связаны как с безусловными, так и с условными рефлексами.

^ 4. Выразительные движения эмоций

Эмоциональные реакции связаны не только с деятельностью внутренних органов. Они проявляются во внешних (или экспрессивных, выразительных) движениях. Экспрессивностью называется внешние проявления психики или физического состояния человека, проявляющиеся в вегетативных и двигательных реакциях.

Зачем же нужны выразительные движения? По мнению Ч. Дарвина, это пережитки прежде целесообразных движений. Напряжение мускулов, сжимание кулаков, скрежетание зубами при гневе (гнев – это заторможенная драка) – все это наследие далеких предков, которые многие вопросы решали с помощью кулаков и челюстей.

В наши дни выразительные движения играют коммуникативную роль, помогают общению между людьми, обеспечивает эмоциональный контакт между ними. Выразительные движения лица называют мимикой, тела – позой, рук – жестом и совместные движения организма в целом пантомимикой. Наиболее информативной считается у человека мимика. Однако движения корпуса, рук, ног могут быть тоже показательны, но они в этом отношении мало изучены.

Различают спонтанную, т. е. непроизвольную, и произвольную пантомимику. Произвольная пантомимика развивается на основе непроизвольной и является результатом жизненного опыта или обучения субъекта.

Г. де Сюпервиль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных эмоциональных состояний (спокойное, печальное, веселое). Она основана на различных направлениях линий, соответствующих физиологическим щелям лица – глазным, носовым, ротовой. Горизонтальное направление этих линий глаз, ноздрей, рта сообщает лицу спокойное выражение. При косом направлении линий с наклоном наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение, а вверх – веселое. Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики».

Понимание языка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими.

На точность определения эмоции влияет состояние того, кто оценивает. Обнаружилось, что люди имеют тенденцию приписывать другому те переживания, которыми они сами охвачены.

^ 5.Виды эмоциональных переживаний  

Эмоциональные переживания личности различаются не только по предмету, которым они вызываются, но и по своей силе, устойчивости. И здесь мы имеем широкий спектр, начиная от едва заметного переживания до бурных эмоциональных вспышек.

В зависимости от силы (по силе это могут быть даже аффекты), длительности и устойчивости эмоций различают их отдельные виды.

1.Аффект

Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект (в переводе с латинского – душевное волнение, возбуждение). Аффект – это кратковременная, бурно протекающая реакция, носящая характер эмоционального взрыва. Таковы, например вспышки гнева-ярости, горя - отчаяние, радости – восторг, страх – ужас. Аффект радости могут вызвать крупные достижения личности, которыми она может гордиться. Известно, например, что Пушкин, закончив трагедию «Борис Годунов» так радовался и ликовал, что пустился в пляс, приговаривая: «Ай да Пушкин!».

Аффект проявляется в виде бурных разрушительных действий, направленных либо на обидчика, либо на случайное лицо. Аффекты могут сопровождаться двигательным перевозбуждением, либо, наоборот, могут вызвать оцепенение, заторможенность речи. Вызываются аффекты неожиданными сильными раздражителями (слова, поступки людей, обстоятельства).

К аффектам склонны люди с нервной системой неуравновешенного типа. Вы, возможно, слышали такую формулировку: преступление совершенно в состоянии аффекта (в суде рассматриваются как смягчающее обстоятельства). Это значит, человек потерял временно волевой контроль за своим поведением. Он может совершать необдуманные поступки. Владеть собой в любых обстоятельствах трудно, но не невозможно. Самое главное не дать начаться аффективной реакции, постараться отвлечься. Здесь поможет и старый совет: прежде чем что-то сделать или сказать в состоянии нарастающего аффекта, медленно про себя досчитай до 20. Что касается поведения учителя в отношении ученика, находящегося в состоянии аффекта, то есть хорошее правило: чем более возбужден ученик, тем более должен быть спокоен учитель. Спокойствие в сочетании с доброжелательным отношением быстрее погасит возбуждение ребенка.    

В отличие от аффектов, имеющих сиюминутный характер, отражающих отношение индивида к объекту в данный момент, чувства характеризуются устойчивостью.

2.Чувства – это устойчивые отношения личности к тому, что она познает и делает. Глубокое чувство устойчиво и прочно, не зависит от обстоятельств. (Любовь в течение жизни, Ромео и Джульетта).

Чувства чрезвычайно разнообразны и многогранны. Когда ученые 19 века пытались создать «каталог чувств», они столкнулись с большими трудностями, так как вариации чувств бесконечны. Общепринятой классификацией видов чувств психология  не располагает и  по сегодняшний день. Принято выделять нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.

^ Нравственные чувства – отражают отношения человека к человеку и к обществу (любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность). Заметное место среди них, особенно в юношеском возрасте принадлежат чувству любви.

Любовь – это одно из важнейших истинно человеческих чувств. Понятия «любовь» существует и употребляется в психологии в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова, любовь – это любовь к матери, к детям, к музыке и т.д. В узком смысле слова, любовь – это интенсивная, напряженная, устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленная сексуальными потребностями. Они выражаются в стремлении быть максимально значимым в жизни другого человека и побуждать у него ответное чувство. Специфический характер приобретает чувство любви в юношеском возрасте. Общеизвестно, что некоторые педагоги с большой настороженностью относятся к этому чувству. Особенно у старшеклассников. Разумеется, юношеская любовь, как и любовь взрослых людей, своей физиологической основой имеет половую потребность. Но любовь в раннем юношеском и подростковом возрасте зачастую далека оттого, что для взрослого человека составляют ее необходимые части. Иногда взрослые – педагоги, родители, знакомые, наблюдая взаимоотношения влюбленной пары, невольно навязывают им свой половой опыт. Причем влюбленные нередко улавливают, что старшие по-другому, под иным углом зрения видят их чувство. В результате молодые люди отгораживаются стеной недоверия от подозрений и насмешек. Возникает психологически обоснованный протест против попыток запрещать и регламентировать любовь.

А теперь, чтобы вы немного отдохнули, предложу вашему вниманию небольшую историю, а вы должны как и  Авиценна определить, чем был болен принц. Знаменитый таджикский врач, философ, математик и поэт  Авиценна (Абу-Али-Ибн-Сина) был вызван для лечения молодого принца. Принц таял на глазах, потерял сон и аппетит, стал безразличен ко всему окружающему. Авиценна  догадался чем болен юноша. Авиценна  взял его за руку так, чтобы чувствовать пульс, и пошел с ним гулять по улицам города.

Когда они проходили мимо одного бедного дома, сердце принца учащенно забилось. Авиценна привел шаха к этому дому и сказал: «Здесь живет причина болезни твоего сына. Если хочешь, чтобы он выздоровел, жени их!».

Вот что писал, примерно в 1020 году, сам  Авиценна в своем знаменитом  «Каноне врачебной науки»: «любовь – это заболевание вроде наваждения, похожая на меланхолию. Определение предмета любви есть одно из средств лечения». Пульс является очень чутким выражением эмоций человека. Недаром еще Гиппократ умел различать около 60-ти различных особенностей пульса (тибетская медицина).

^ Интеллектуальные чувства – выражают отношения личности к процессу познания (интерес, удивление, любознательность, сомнение, радость открытия и т.д.) Педагогу необходимо постоянно пробуждать интерес и любовь к познанию, учебе, так как в противном случаи его ученики не достигнут высоких результатов в жизни и в труде.

^ Эстетические чувства – отражают отношение к различным фактам жизни и их отображению в искусстве (наслаждение, восторг, юмор, призрение и т.д.).

3. Настроение

По длительности эмоций выделяют настроение – это самое длительное или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Настроение может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда охватывать целый период жизни человека.

От чего зависит настроение? Соответствующее настроение вызывается различными событиями, обстоятельствами, а также самочувствием. Причины часто не осознаются, и у человека часто возникает мнение о том, что нет настроения без причины. Но на самом деле настроение всегда чем-то вызвано, имеет внутренние или внешние причины. Начнем хотя бы с физического состояния человека. Именно оно порождает то общее настроение, которое называют самочувствием. Иногда плохое самочувствие как говорят, пониженный жизненный тонус может свидетельствовать о нарушениях в организме, о болезни. К своему самочувствию следует относиться внимательно.

Внешним источником настроения могут быть крупные и мелкие жизненные факты, на которые и внимания обращать не стоит: забыл дома нужную книгу, не успел на автобус, споткнулся и упал. Но самым частым и существенным источником настроения является деятельность. Успех, положительная оценка повышают настроение. Неудача, отрицательная оценка понижают настроение. Настроением можно управлять.

Человек не должен быть рабом своего настроения, а хозяином. Плохое настроение можно преодолевать волевыми усилиями. Для этого можно заняться любимым делом или приятным, нетяжелым физическим трудом (в этом случае хорошо преодолевается плохое настроение). Вообще, как заметил герой одной книги «Хорошее настроение никто не принесет на блюдечке с голубой каемочкой». О настроении следует самому заботиться». Могут здесь помочь приемы аутогенной тренировки.

4. Стресс

Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроением, представляют стрессовые состояния (стресс – от англ. stress, давление).

Стресс – это защитная психофизиологическая реакция организма, возникающая под влиянием сильных воздействий. Стрессовые состояния возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью. Эти переживания возникают при больших физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые и ответственные решения и т.д.

Стресс могут вызвать и физические факторы (холод, усталость), а также многие другие факторы, в том числе психологические (конфликты, необходимость принятия ответственного решения). Причем это могут факторы не только действующие, но и вероятные, например, предчувствие опасности. Стресс является составной частью жизни каждого человека и его нельзя избежать, как еды и питья.

В развитии стрессовой реакции организма человека выделяют ряд стадий:

1) стадия мобилизации – организм мобилизует все силы на противодействие сверхсильному раздражителю (стрессору);

2) стадия компенсации – организм ценой больших затрат противостоит воздействию раздражителя;

3) стадия декомпенсации – ресурсы организма исчерпаны, поэтому  в случае длительного воздействия стрессора происходит развитие соматических и нервно-психических заболеваний.

Первые две стадии развития стресса рассматриваются как защитные, позитивные реакции организма. Третья стадия развития стресса нежелательна, негативна.

На сколько вы подвержены стрессу, вы сможете проверить во время экзаменационной сессии. Если студенты теряются во время экзамена, обнаруживают провалы в памяти, не могут сосредоточиться на содержании вопроса, значит, они подвержены стрессу, их тип нервной системы предрасполагает к этому. Некоторые студенты, наоборот, более собраны и активны, чем  в повседневных обстоятельствах. У них стрессы чрезвычайно редки.

Правда, по мнению автора теории стрессов Г.Селье, стресс создает вкус к жизни. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях может поступить ухудшение самочувствия и даже заболевания – соматические и невротические. Почему стресс вызывает соматические заболевания? Как уже было сказано, при сильных эмоциях в организме происходит определенные физиологические изменения. Врачи давно обратили внимание на связь преобладания конкретных эмоций с предрасположенностью к определенным заболеваниям.

Считается, что сердце чаще поражается страхом, гневом и яростью, желудок – апатией и подавленным состоянием данного состояния. Психологи и психиатры установили связь заболеваний с поведением личности и психологическим климатом, в котором он живет и работает.

Если человек стремится занять в коллективе место, несоответствующее его возможностям, то он подвержен сердечно-сосудистой патологии. Для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завышенная самооценка, приводящая к таким особенностям личности как индивидуализм, неудовлетворенность своей профессией, должностью, конфликтность, пристрастие к выяснению отношений. Это скрытные, обидчивые люди, тянущиеся к другим людям, но с трудом с ними сходящиеся. При неблагоприятных ситуациях или заболев, они замыкаются на анализе субъективных ощущений или, наоборот, уходят от конфликта.

Если человека подавляют, игнорируют, заставляют ежедневно проглатывать обиду, то это приводит к гипертонии. Для больных известной болезнью характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга. Им свойственна пониженная самооценка, ранимость, стеснительность, неуверенность в себе. Состояние тревожности, напряжения приводят к спазму гладких мышц и сосудов желудочно-кишечного тракта, что в свою очередь приводит к ухудшению кровоснабжения, снижению сопротивляемости этих органов, выделению желудочного сока и последующему образованию язвы.

Некоторые профессии очень часто сопровождаются развитием стрессов и как следствием этого, профессиональных болезней. У 35% авиадиспетчеров вследствие хронического стресса диагностируется язвенная болезнь, и 50% хирургов США умирают от инфаркта миокарда в возрасте до 50 лет.

5. Фрустрация

Фрустрация – стойкое отрицательное эмоциональное переживание, которое выражается в расстройстве сознания и деятельности.

Фрустрационная реакция человека проявляется когда степень неудовлетворения создавшейся ситуации выше того, что человек может вынести. Возможные внешние проявления состояния фрустрации: озлобленность, крайняя досада, подавленность, полное безразличие, неограниченное самобичевание.

Подвержены фрустрационной загруженности эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью нервной системы. Значение эмоций в жизни человека трудно оценить. Они пронизывают всю нашу психическую жизнь. Побуждают к деятельности, определяют поведение человека.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

№9. Эмоциональные процессы icon №8. Гетерогенные реакции в растворах электролитов, гетерогенные процессы в жизнедеятельности Занятие.

№9. Эмоциональные процессы icon Лекции: Введение > Патофизиологические процессы в тканях Гипобиотические (регрессивные) процессы
С другой стороны, при существовании в одинаковых природных условиях одинаковыми являются и многие...
№9. Эмоциональные процессы icon Российской федерации постановление от 30 января 2002 года n 4 Об утверждении Единого тарифно-квалификационного

№9. Эмоциональные процессы icon Эмоциональные расстройства

№9. Эмоциональные процессы icon Содержание
Витализм Шталя и его преодоление. Возникновение и значение патологической анатомии, начиная с Морганьи....
№9. Эмоциональные процессы icon Тема: Эмоциональные расстройства детского возраста

№9. Эмоциональные процессы icon Литература к спецкурсу «Эмоциональные и личностные расстройства у детей»

№9. Эмоциональные процессы icon Особенности работы учителя с детьми, имеющими эмоциональные нарушения

№9. Эмоциональные процессы icon Укрощение бури: интермодальная арт-терапия в качестве инструмента преодоления чувств гнева и стыда

№9. Эмоциональные процессы icon Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы