|
Скачать 164.46 Kb.
|
Тема №9. Эмоциональные процессы
1. Понятие эмоционального процесса Эмоциями называются переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и к самому себе. Эмоциональные процессы обладают следующими характеристиками. Предметность. Эмоции не могут возникнуть без причины. Источником эмоций является окружающий для нас мир. Действительно, мы восторгаемся или возмущаемся, опечалены или гордимся кем-то или чем-то, приятны или тягостны бывают наши ощущения, мысли, состояния, приключения. Отсюда вытекает такая важная характеристика эмоций как предметность. Полярность. Отношение к предметам и явлениям действительности может быть положительным, отрицательным и безразличным. Безразличное, равнодушное отношение не связано с какими-либо эмоциями. Если какие-то предметы, явления, факты соответствуют нашим требованиям, они вызывают положительные эмоции (удовольствие, радость, веселье, ликование, любовь, счастье). Самая сильная положительная эмоция – счастье. Если человек чувствует себя несчастным, то это вызывает отрицательное отношение к миру и соответствующие переживания (неудовольствие, страх, страдание, печаль, горе, отвращение, ненависть, гнев). Это свидетельствует о такой важной характеристике эмоций как полярность: к любой положительной эмоции можно подобрать равную ей по величине, но противоположную по знаку отрицательную. Амбивалентность – это проявление по отношению к одному и тому же объекту противоположных по знаку эмоций. В сложных человеческих чувствах сливаются воедино приятные и неприятные эмоции, положительные и отрицательные. Например, в ревности страстная любовь может уживаться с жгучей ненавистью. Любимый человек оказывается не на высоте (любовь + стыд). Такие переживания называются амбивалентными. Субъективность. Если такие психические процессы как восприятие и мышление позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Именно эмоции отражают личностную значимость познания. Фазность протекания эмоций.Эмоции, как и все психические процессы, представляет собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. Протекание эмоций характеризуется динамической сменой фаз. Каких именно фаз? Прежде всего, напряжения и разрядки. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Ожидание событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности, обстоятельств, индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующая действительность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков. Вслед за напряжением наступает разрядка, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обесиленность (например, в ситуации ожидания экзамена). ^ Эмоции имеют двойственную обусловленность – с одной стороны, потребностями (мотивацией), а с другой, особенностями ситуации. Эмоции выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения потребностей человека. Возникшие в процессе общения и деятельности положительные эмоциональные состояния свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями. Этот взгляд на природу и происхождение эмоций получил название информационной концепции эмоций (П. В. Симонов). Осознавая или не осознавая, человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности с тем, чем располагает в момент ее возникновения. Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные эмоции. Отрицательные эмоции порождаются осознаваемой или неосознаваемой субъектом невозможностью удовлетворения. На основе вышесказанного была создана формула эмоций: Э=П (Н – С), где Э – эмоции, П – потребность, Н – информация, необходимая для удовлетворения П, С – информация, которую уже можно использовать. Из этой формулы возможны 4 следствия: 1) если П=0, то Э=0; 2) если Н=С, то Э=0; 3) Э=max, если С=0; 4) если С>Н, возникают положительные эмоции. Информационная теория не охватывает всю богатую эмоциональную сферу личности. Так, эмоция удивления не может быть отнесена ни к положительным, ни к отрицательным эмоциям. Изучение психологии эмоций представляет очень сложную задачу, т. к. отсутствует преемственность между теориями и неоднозначностью терминологии. Так, например, существуют теории, которые наделяют эмоциональностью (аффективностью) всякий психический процесс (Вундт, Рубинштейн), и теории, для которых эмоциональное (аффективное) состояние – особое событие, означающее, что в нормальном протекании психического процесса произошло некоторое отклонение (Сартр, Симонов). Кроме термина «эмоции» в психологии используют следующие понятия:
Принято различать 3 функции эмоций: 1. Сигнальную – выражается в том, что отношение субъекта к тем или иным раздражителям становится сигналом благоприятного или неблагоприятного для него развития событий. Ориентируясь на свои эмоции, субъект совершает необходимые действия: например, избегает опасности и т. д. 2. Оценочную – отражает оценочное отношения субъекта к отдельным событиям, условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению его деятельности. Например, он проявляет радость, огорчение или гнев. 3. Регуляторную – оказываясь в основе мотивов деятельности субъекта или его отдельных поступков, эмоции тем самым регулируют его поведение.Психологи выделяют две стороны регуляторной функции эмоций (или две отдельные функции эмоций) – организационную и дезорганизационную. ^ Каждый человек по опыту знает, что сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений – изменяется работа дыхания, деятельность сердечно-сосудистой системы, меняется работа слюнных желез (пересыхает во рту), слезных и потовых желез. Разные народы, зная эти особенности, уже в глубокой древности научились использовать их для выявления людей с нечистой совестью. Древние китайцы заставляли во время суда обвиняемого в воровстве держать во рту горсть сухого риса. Если он, выслушав обвинение, выплевывал рис сухим, его признавали виновным. Этот обычай объясняется тем, что от страха уменьшается слюноотделение – пересыхает во рту. Физиологически это значит, что возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при восприятии человеком какого-либо объекта) при определенных условиях распространяется и на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов, что и обусловливает соответствующие изменения в организме. Включение подкорки в эмоциональный процесс может создать большой резерв нервной энергии, которую человек использует в своих действиях и поведении. Положительные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость человека. Даже утомленный человек в ходе сильных эмоциональных переживаний приобретает способность достаточно энергично и продуктивно работать. Отрицательные эмоциональные переживания связаны с такими изменениями в организме, которые снижают психическую активность человека, ведут к падению трудоспособности. В последние годы ученые открыли в разных подкорковых отделах мозга существование своеобразных эмоциональных центров, которые были условно названы «центрами страдания» и «центрами наслаждения». Животным (крысам, обезьянам) в эти центры вживляли электроды. Электроды соединялись со слабым источником тока, который можно было включать, нажав на педаль. Животные научились нажимать на педаль и т. образом включать ток, идущий им в мозг. От раздражения центров «страдания» животные сразу же активно отказывались, убегали. «Центры наслаждения» животные раздражали, беспрерывно нажимая на педаль много часов подряд, отказываясь от воды и пищи, вплоть до полного изнеможения. Раздражение током других центров вызывало приступы безудержного гнева. Но ведущую роль в эмоциях и чувствах играет кора головного мозга. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими, сдерживает внешнее выражение чувств. Таким образом, переживание эмоций является результатом совместной деятельности коры и подкорковых центров. Физиологические процессы, характерные для переживания эмоций, связаны как с безусловными, так и с условными рефлексами. ^ |
![]() |
№8. Гетерогенные реакции в растворах электролитов, гетерогенные процессы в жизнедеятельности Занятие. |
![]() |
Лекции: Введение > Патофизиологические процессы в тканях Гипобиотические (регрессивные) процессы С другой стороны, при существовании в одинаковых природных условиях одинаковыми являются и многие... |
![]() |
Российской федерации постановление от 30 января 2002 года n 4 Об утверждении Единого тарифно-квалификационного |
![]() |
Эмоциональные расстройства |
![]() |
Содержание Витализм Шталя и его преодоление. Возникновение и значение патологической анатомии, начиная с Морганьи.... |
![]() |
Тема: Эмоциональные расстройства детского возраста |
![]() |
Литература к спецкурсу «Эмоциональные и личностные расстройства у детей» |
![]() |
Особенности работы учителя с детьми, имеющими эмоциональные нарушения |
![]() |
Укрощение бури: интермодальная арт-терапия в качестве инструмента преодоления чувств гнева и стыда |
![]() |
Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском |