|
Скачать 191.15 Kb.
|
Тестовые задания для проведения квалификационного испытания в письменной форме на подтверждение соответствия занимаемой должности дефектологов 1. Коррекционная педагогика – это: а) наука о воспитании, образовании и обучении людей; б) область специальных психолого-педагогических знаний о сущности образования и воспитания детей и подростков, имеющих нередко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении; в) теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии. 2. Объектом коррекционной педагогики является: а) специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями; б) воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс; в) личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении. 3. Для детей с задержкой психического развития создается специальное (коррекционное) образовательное учреждение: а) V вида; б) VII вида; в) VIII вида ; г) II вида.
а) лечение заболеваний ребенка; б) реабилитацию детей с отклонениями в поведении; в) диагностико-консультативную деятельность; г) реабилитацию детей и подростков с отклонениями в развитии. 5. Определите тип олигофрении, при самой глубокой умственной отсталости: а) дебильность; б) идиотия; в) имбецильность; г) деменция. 6. Вредоносные факторы, действующие после рождения ребенка, называются: а) пренатальными; б) натальными; в) перинатальными; г) постнатальными. 7. Педагог – дефектолог проводит педагогическое обследование: а) 1 раз в течение учебного года; б) 3 раза; в) 4 раза; г) дефектолог обследований не проводит.
а) журнал контроля; б) список детей; в) тетрадь взаимодействия; г) педагогический совет учреждения. 9. Деменция – это: а) форма ЗПР; б) приобретенная умственная отсталость; в) врожденная умственная отсталость; г) поражение центральной нервной системы. 10 . Нарушения слуха относятся к: а) задержанному развитию; б) дефицитарному развитию; в) искаженному развитию; г) общему недоразвитию. 11. Основные варианты психического дизонтогенеза описал: а) В. И. Лубовский; б) В. В. Лебединский; в) Л. С. Выготский; г) С. Я. Рубинштейн. 12. Чем раньше начата коррекционная работа, тем… а) тяжелее дефект; б) меньше вторичных нарушений возникает; в) больше истощается ЦНС; г) легче нарушение развития. 13. Шизофрения и эпилепсия являются причинами: а) олигофрении; б) одаренности; в) деменции; г) физических отклонений и мутаций. 14. Умственная отсталость – это понятие, которое включает в себя: а) олигофрению и деменцию; б) олигофрению; в) шизофрению и эпилепсию; г) деменцию. 15. На занятиях по изобразительной деятельности у детей с нарушениями в развитии предпочтителен … а) полный показ; б) частичный показ; в) поэтапный показ; г) вариативный показ. 16. Образовательные задачи предусматривают: а) умение заниматься как самостоятельно, так и с другими детьми; б) формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств; в) закаливание организма; г) всестороннее, гармоничное развитие ребёнка. 17. Первыми для детей с отклонением в развитии зрительного восприятия при знакомстве с временными отрезками вводятся: а) символы частей суток; б) символы времен года; в) символы дней недели; г) символы календаря. 18. Умственно отсталые дети овладевают простыми способами сравнения множеств: приложением и наложением – в возрасте: а) 3-4 года; б) 4-5 лет; в) 5-6 лет; г) 6-7 лет. 19. Ведущим методом экологического воспитания ребёнка с нарушениями в развитии является: а) игра; б) наблюдение; в) создание экологоразвивающей среды; г) уход за растениями. 20. Специальная педагогика включает в себя: а) педагогику раннего возраста, дошкольную педагогику; б) сурдопедагогику, логопедию; в) дидактику, теорию воспитания; г)семейную педагогику, историю педагогики. 21. Детям раннего возраста присуща следующая особенность: а) возникновение дружбы; б) развитие самооценки; в) непроизвольное внимание; г) абстрактное мышление. 22. Жесты у глухих детей раннего возраста выполняют … функцию. а) номинативную; б) эмоционально-экспрессивную; в) регулирующую деятельность; г) все ответы верны. 23. Общение детей при олигофрении характеризуется: а) аффективностью и импульсивностью; б) высоким уровнем активности; в) избирательностью; г) сформированностью потребности в общении. 24. Чем характеризуется воспроизведение раннее усвоенного материала детьми, имеющими нарушения зрения? а) точностью и целостностью; б) неточностью и мозаичностью; в) неполнотой и фрагментарностью; г) полнотой и фрагментарностью. 25. Неслышащие дети овладевают словесной речью с опорой на… а) фонематический слух; б) слуховое восприятие; в) речедвигательные ощущения; г) осязание. 26. Ребенок с задержкой психического развития (ЗПР) не может одновременно выполнять несколько действий, нуждающихся в сознательном контроле - это показатель снижения: а) распределения внимания; б) концентрации внимания; в) объема внимания; г) устойчивости внимания. 27. Для дошкольников с умственной отсталостью характерно использование … мышления. а) наглядно-образного; б) наглядно-действенного; в) словесно-практического; г) словесно-логического. 28. Укажите, для какой категории детей с отклонениями в развитии наиболее трудным является перенос усвоенных знаний в новую ситуацию: а) с нарушениями слухового восприятия; б) с нарушениями зрительного восприятия; в) с нарушениями речевого развития; г) с нарушениями интеллектуального развития. 29. Что из названного характеризует игровую деятельность детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью: а) творческий характер игры; б) процессуальные действия с игрушками; в) эмоциональная насыщенность игры; г) самодеятельный характер игры. 30. Какой из признаков НЕ характерен для ЗПР? а) запаздывание развития основных психофизических функций; б) эмоциональная незрелость; в) необратимый характер нарушений; г) неравномерность развития отдельных психических функций. 31. Укажите, какой вид восприятия является в большей степени нарушенным при детском церебральном параличе: а) зрительное восприятие; б) восприятие пространства; в) слуховое восприятие; г) фонематическое восприятие. 32. Автором теории о ведущем виде деятельности является: а) А. Н. Леонтьев; б) Д. Б. Эльконин; в) Л. С. Выготский; г) И. П. Павлов. 33. Какой вид восприятия является для дошкольника наиболее сложным? а) восприятие времени; б) восприятие цвета; в) восприятие формы; г) восприятие пространства. 34. Укажите возрастной период, для которого характерны возрастные границы от 1 года до 3 лет: а) ранний возраст; б) дошкольное детство; в) подростковый возраст; г) младенчество. 35. Какое количество основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями существует в настоящее время? а) 10 видов школ; б) 6 видов школ; в) 5 видов школ; г) 8 видов школ. 36. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида – это: а) школа-интернат для детей с задержкой психического развития; б) школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших; в) школа-интернат для детей с умственной отсталостью; г) школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. 37. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида – это: а) школа-интернат для детей с задержкой психического развития; б) школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; в) школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших; г) школа интернат для глухих детей. 38. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида – это: а) школа-интернат для детей с задержкой психического развития; б) школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; в) школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших; г) школа-интернат для глухих детей. 39. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида это: а) школа-интернат для детей с задержкой психического развития; б) школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; в) школа-интернат для слабовидящих детей; г) школа-интернат для детей с умственной отсталостью. 40. Какая категория детей после окончания специальной (коррекционной) школы не получает цензового образования (т.е. соответствующего уровню образования массовой школы)? а) Дети с нарушениями речи; б) дети с задержкой психического развития; в) слабослышащие и позднооглохшие дети; г) дети с умственной отсталостью. 41. Название образовательного учреждения, в котором лицам с отклонением в развитии создаются специальные условия: а) профилактическое образовательное учреждение; б) специальное (коррекционное) образовательное учреждение; в) закрытое специальное учреждение; г) специальное (открытое) образовательное учреждение. 42.Что относится к биологическим факторам развития способностей? а) задатки; б) социальное окружение; в) религиозные верования; г) педагогические методы. 43. Большими возможностями компенсации дефекта обладают дети… а) дошкольного возраста; б) младшего школьного возраста; в) подростки. 44. Причиной умственной отсталости является: а) нарушение типа семейного воспитания; б) органическое поражение головного мозга; в) неадекватное обучение; г) завышенные требования при обучении. 45. Умственная отсталость – это: а) стойкое снижение познавательной деятельности; б) нестойкое снижение познавательной деятельности; в) нарушение эмоционально-волевой сферы; г) задержка психического развития. 46. Особенность ЗПР от олигофрении выражается в… а) этиологии происхождения; б) неравномерности нарушений психических функций; в) недостаточности восприятия; г) обратимостью нарушенных функций 47. Легкая степень умственной отсталости, называется: а) идиотия; б) дебильность; в) задержка интеллектуального развития; г)имбецильность 48. Форма умственной отсталости, для которой характерно раннее время поражения мозговых систем и их тотальное недоразвитие, называется: а) деменция; б) задержка психического развития; в) олигофрения; г) шизофрения. 49. Тип воспитания, связанный с чрезмерным вниманием и контролем со стороны родителей, подавлением самостоятельности и инициативы ребенка, называется: а) принятие-отвержение; б) гиперопека; в) безнадзорность; г) гипопротекция. 50. Субъектом изучения специальной педагогики является: а) педагогический процесс; б) человек, ограниченный возможностями здоровья; в) особые образовательные потребности; г) личностные особенности ребенка. 51. Предметом изучения специальной педагогики является: а) аутизм; б) теория и практика специального образования; в) мотивация игры; г) физиологические нарушения в развитии ребенка.
53. В основе классификации специальной педагогики лежит: а) характер нарушения, недостатка; б) профессиональная подготовка учащихся; в) телесные (соматические) нарушения. 54. Коррекция в специальной педагогике – это: а) медицинское обследование; б) маргинализация в социокультурной жизни; в) система педагогических мер в учебной деятельности. 55. Социальная адаптация – это: а) патерналистская позиция общества к ребенку; б) процесс освоения учеником (ребенком) ЗУНов общественной жизни; в) декомпенсация.
в) все варианты верны; г) имеются врожденные и приобре6тенные нарушения.
а) воспитание, обучение лиц с нарушениями слуха; б) воспитание, обучение лиц с нарушениями речи; в) воспитание, обучение лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии; г) воспитание и обучение лиц с глубокими нарушениями психики. 60. Интегрированное обучение – это: а) обучение детей с различными дефектами психофизического развития; б) воспитание детей с различными психофизическими особенностями развития; в) подготовка аномальных детей к самостоятельной жизни в обществе; г) обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми. 61. Система мер, направленных на реализацию приоритетов Российского государства в сфере образования (ФЗ "Об Образовании", статьи 1, 2) – это: а) государственная образовательная политика; б) модернизация системы образования; в) приоритетный национальный проект; г) информатизация системы образования. 62. Понятие «Общеобразовательное учреждение» характеризует: а) вид учреждения; б) тип учреждения; в) в одном случае оно обозначает тип, в другом вид; г) это понятие при определении типов и видов не используется.
а) нет; б) да, без каких-либо ограничений; в) да, за исключением учащихся начальной школы; г) да, только старшеклассники.
а) Совета Федерации; б) правительства Российской Федерации; в) Государственной Думы; г) высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
а) Да, с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей); б) нет; в) да; г) да, но только с согласия и при участии соответствующей религиозной концессии.
а) не допускается; б) по решению Совета ОУ или иным органом самоуправления; в) по решению администрации; г) в случае если это предусмотрено образовательной программой.
а) Основное общее образование; б) начальное общее образование; в) среднее (полное) общее образование; г) начальное профессиональное образование. 68. Согласно положению «Конвенции о правах ребенка» выберите требование, которое должно обеспечить соблюдение прав детей: а) развитие; б) защита; в) обеспечение активного участия в жизни общества; г) все вышеперечисленное.
а) законодательство Российской Федерации и Кемеровской области об образовании; б) все вышеперечисленное; в) уставы учреждений образования; г) уставы муниципальных образований; д) Устав Кемеровской области.
а) права на обеспечение развития; б) права на защиту; в) права на участие; г) права на жизнь.
а) как и взрослый, должен обладать всем спектром основных прав и свобод человека; б) ограничен в своих правах, по сравнению с взрослым; в) имеет больше прав, чем взрослый; г) имеет особые права, отличные от прав взрослых.
а) 12-летнего возраста; б) 16-летнего возраста; в) 18-летнего возраста; г) 10-летнего возраста.
а) Федеральные государственные образовательные стандарты; б) ФЗ «Об образовании»; в) Конституция Российской Федерации; г) "Концепция модернизации российского образования на период 2001-2010 годы".
а) в рассмотрении значимости образования для всех и для каждого; б) в рассмотрении реализации принципов непрерывного образования; в) в рассмотрении результата общего образования через призму социального заказа общества и опережающего развития; г) в рассмотрении основных задач системы общего образования.
а) особо одарённые дети; б) дети с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в поведении, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, проживающие в малоимущих семьях и другие категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; в) дети, имеющие индивидуальные особенности в развитии; г) безнадзорые, асоциальные дети.
а) трудовой коллектив, работодатель и представитель государства; б) коллектив работников (его представители) и работодатель (его представители); в) трудовой коллектив, работодатель и местные органы власти; г) трудовой коллектив, работодатель, профсоюз.
а) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников; б) утверждаются учредителем; в) принимаются на общем собрании трудового коллектива по представлению администрации; г) утверждаются представительным органом по представлению администрации.
а) 3 раз в год; б) 4 раз в год; в) 1 раз в год; г) 2 раз в год.
а) 15 лет; б) 3 года; в) 5 лет; г) 10 лет.
а) образовательные системы; б) профессиональная педагогическая деятельность; в) развитие личности в процессе преподавания; г) целенаправленно организуемый педагогический процесс.
а) профилактику стихийных стрессовых ситуаций; многократное повторение материала; б) отсутствие связи обучения с профессиональным выбором; в) понимание реальной связи обучения с жизнью и жизненным самоопределением, активную мыслительную деятельность; г) постоянный контроль, активная мыслительная деятельность
а) овладение знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают развитие умственных и физических способностей обучающихся; б) система знаний, умений и навыков; в) система знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических способностей обучающихся, формирование у них нравственности, соответствующего поведения, готовности к жизненному самоопределению и труду; г) личностное развитие ребенка.
а) помощь; б) осуждение; в) поручение; г) одобрение.
а) обучающая, формирующая, контролирующая; б) развивающая, формирующая, обучающая; в) образовательная, воспитательная, развивающая; г) коммуникативная, трудовая, информационная.
а) культурологическим; б) деятельностным; в) природосообразным; г) личностно-ориентированным.
а) развития; б) воспитания; в) образования; г) обучения.
а) изучение нормативно-правовых документов, наблюдение, эксперимент; б) психодиагностические тесты, метод ситуации, метод геометрических фигур; в) конкретизацию, анализ, синтез, индукцию; г) анкетирование, опрос, беседу.
а) педагогическим мастерством; б) педагогической техникой; в) педагогическим образованием; г) профессиональной квалификацией.
а) педагогическим мастерством; б) педагогической техникой; в) педагогическим образованием; г) профессиональной квалификацией.
а) определение педагогом, исходя из собственных установок, положения и целей взаимодействия, субъективная оценка результатов деятельности; б) формальное выполнение педагогом своих функциональных обязанностей; в) коллегиальное решение педагогом всех вопросов, касающихся жизнедеятельности как всего коллектива, так и каждого обучающегося; г) акцентирование педагогом внимания на негативных поступках обучающегося с учетом его мотивов.
а) процесс подготовки человека к жизни; б) систематическое и целенаправленное воздействие на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и окружающему миру; в) процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности; г) все варианты верны.
а) социологические методы; б) теоретические методы; в) психологические методы; г) эмпирические методы.
а) целенаправленный процесс и результат овладения человеком системой научных знаний, познавательных умений и навыков и формирования на этой основе мировоззрения личности; б) система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности; в) система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования; г) руководящие идеи, нормы или правила деятельности, определяющие как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности учителя и обучающихся.
а) принцип связи теории с практикой; б) принцип систематичности; в) принцип прочности усвоения; г) принцип фундаментальности.
а) в детском саду; б) в школе; в) в семье; г) в группе сверстников.
а) благодарность; б) совместный анализ ситуации; в) требование; г) осуждение.
а) целях; б) принципах; в) задачах; г) формах.
а) предмет обучения; б) субъект собственной познавательной деятельности; в) объект педагогической деятельности; г) объект педагогической деятельности, субъект собственной познавательной деятельности.
а) Ф.А. Дистервега; б) Я.А. Коменского; в) К.Д. Ушинского; г) И. Г. Песталоцци.
а) Уставом образовательного учреждения; б) Федеральным законом «Об Образовании»; в) Типовым положением об образовательном учреждении; г) Государственным стандартом. |