|
Скачать 106.35 Kb.
|
Содержание
Методические рекомендацииМетодические рекомендации |
Методические рекомендации![]() Аутизм — расстройство, возникаю-щее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклоне-ниями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным, пов-торяющимся поведением. Все указан-ные признаки появляются в возрасте до трёх лет. Родственные состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутического спектра. Причины аутизма Причины аутизма во многом связаны с генами, однако, генетика заболевания сложна и в настоящий момент неясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутического спектра: взаимодействие множества генов, либо редко возникающие мутации. В редких случаях обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с воздействием ве-ществ, вызывающих врождённые дефек-ты. Другие предполагаемые причины спорны, в частности, не получено каких-либо научных доказательств гипотезы, связывающей аутизм с вакцинированием детей. По приблизительной оценке, распространённость расстройств аутического спектра составляет 6 на 1000 человек, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло с 1980-х годов, отчасти из-за изменившихся подходов к диагностике; пока неясно, повысилась ли реальная распространённость расстройства. При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга, но как именно они развиваются - неясно. Обычно родители замечают признаки рас-стройства в течение первых двух лет жизни ребёнка. Несмотря на то, что при раннем поведенческом и когнитивном вмешательстве ребёнку можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимо-действий и общения, в настоящий момент неизвестны методы, способ-ные полностью излечить от аутизма. Немногим детям удаётся перейти к самостоятельной жизни по дости-жении совершеннолетия, однако неко-торые добиваются успеха, более того, возникла своеобразная культура аутистичных людей, ряд представи-телей которой занимаются поисками лекарства, другие же считают, что аутизм — скорее особое состояние, чем болезнь. ^ ![]() Рекомендации родителям Ранний детский аутизм - медицинский диагноз, поэтому его может поставить лишь детский психоневролог. Обяза-тельно пройдите с ребенком всестороннее обследование, а затем вместе с врачами и детским психологом разработайте инди-видуальную программу лечения и корректирующего воспитания. Главное - проявлять терпение, доброту и всегда твердо верить в успех. Родители прежде всего должны создать ребенку эмоционально-психологический комфорт, чувство уверенности в себе и защищенности, а потом постепенно пере-ходить к обучению новым навыкам и формам поведения. Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в этом мире, а значит нужно научиться за малышом наблюдать, интер-претируя вслух каждое его слово и каж-дый жест. Это поможет расширить внут-ренний мир маленького человечка и под-толкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами. Как правило, даже неговорящие аутич-ные дети охотно выполняют невербальные задания, то есть такие, в которых не нужно использовать речь. Необходимо учить ребенка с помощью лото, головоломок, пазлов, мозаики налаживать контакт, вовлекать его в индивидуальную и совместную деятельность. Если ребенок подходит к какому-либо предмету, называйте его, дайте малышу подержаться за него руками, ведь таким образом подключаются все анализаторы — зрение, слух, осязание. Такие дети нуждаются в многократном повторении названий предметов, им надо говорить, для чего они предназначены, пока ребята не привыкнут к ним, не «включат» в поле своего внимания. При «лечении игрой» желательно использовать игры с четко установлен-ными правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходимо говорить. Причем любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая каждое действие коммен-тариями, чтобы ребенок понял правила и игра для него была неким ритуалом, который так любят маленькие аутисты. Проблемы аутичного ребенка нужно решать постепенно, ставя перед собой ближайшие цели: помочь избавиться от страхов; научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии; подключить ребенка к общим занятиям. Несмотря на особенности общения, аутичный ребенок должен бывать в коллективе. Если воспитатели детского сада не могут работать с вашим малышом, найдите спецпедагога, который научит ребенка взаимодействовать со взрослыми и детьми в коллективе. Оптимальная подготовка к школе - это малоком-плектная интегрированная группа в коррекционном центре. Первое время, пока малыш не привыкнет, родители могут присутствовать на занятиях. Важно помнить, что в сложных случаях коррекционно-развивающие занятия дол-жны быть достаточно интенсивны и про-должительны. Выбор конкретных методов и определение нагрузки лежит на ро-дителях и на психологе-спецвоспитателе или семейном терапевте. ^ ![]() Сравнительная характеристика аспектов раннего нормального развития и раннего развития при аутизме.
![]() |