Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Ауто- по гречески сам. Ранний детский аутизм (рда) в 1943 году был выдел icon

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Ауто- по гречески сам. Ранний детский аутизм (рда) в 1943 году был выдел





Скачать 127.87 Kb.
Название Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Ауто- по гречески сам. Ранний детский аутизм (рда) в 1943 году был выдел
Ковалев В.В
Дата 31.03.2013
Размер 127.87 Kb.
Тип Документы
Аутичные дети


Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Ауто- по гречески сам. Ранний детский аутизм (РДА) в 1943 году был выделен как отдельный клинический синдром Л.Каннером. На сегодняшний день аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ЦНС ребенка. ( Психологический словарь 1997 г. с. 29). Установлено, что аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир.

Многие авторы выделяют ряд групп детского аутизма: аутистические психопатии ( Ковалев В.В., 1999), органические аутистические психопатии, аутистический синдром при олигофрении, аутизм детей с эпи припадками, аутистические реакции и патологическое развитие личности по аутистическому типу ( Исаев Д.Н., Каган В.Е., 1973).

Интеллектуальное развитие детей различных групп протекает по- разному. Так, IQ ( коэффициент интеллекта) по тесту Д. Векслера, может быть у аутичного ребенка как слишком низким (при олигофрении), так и достаточно высоким (при психопатии). Многие отечественные авторы рассматривают РДА как начальный этап детской шизофрении или, что значительно реже, как одну из форм шизоидной психопатии.

Однако причины возникновения РДА до конца не выявлены, при этом имеющиеся в литературе данные достаточно противоречивы, что во многом затрудняет процесс диагностики и коррекции. В.Е. Каган считает, что синдром аутизма имеет органическое происхождение. Другие – исключают возможность органической и соматической природы данного синдрома.

Ряд авторов полагают, что в формировании синдрома РДА значительная роль отведена хронической психотравмирующей ситуации, вызванной нарушением эффективной связи ребенка с матерью, холодностью последней, ее деспотическим давлением, парализующим эмоциональную сферу и активность ребенка»

У детей страдающих аутизмом нередко могут отмечаться нарушения зрения, слуха, заболевания кожи, нарушения в суставах и костях, дисфункции височных долей, ствола головного мозга и мозжечка.

Основными клиническими признаками аутизма являются:

  1. Трудности коммуникации

  2. Побочные реакции на сенсорные раздражители

  3. Нарушения развития речи (Психологический словарь 1997)

  4. Стереотипность поведения

  5. Социальное взаимодействие.

Развитие психических функций аутичных детей имеет серьезные искажения, начиная с младенческого возраста. Так, по наблюдению многих специалистов, у большинства детей в возрасте до года отсутствует «комплекс оживления», проявляющийся в зрительном сосредоточении, движении ручек малыша в ответ на улыбку или голос взрослого. А находясь на руках у матери, такие дети оставались пассивными, бездеятельными. У данной категории детей в младенческом возрасте наблюдается отсутствие или запаздывание фаз гуления и лепета. В период раннего детства у детей с РДА навыки самообслуживания формируются медленно, дети не называют себя по имени, «ты» или «он», почти не отвечают на вопросы, часто их речь не имеет конкретного адресата.

    ^ В дошкольном возрасте у них появляются «необычные интересы». Увлечение дорожными знаками, печатными рекламами, номерами телефонов.

    По мнению многих авторов в дошкольном возрасте у детей возрастает число неадекватных страхов. Многие боятся гулять по улице, ездить в транспорте, оставаться одни в квартире. Аутичные дети боятся всего нового. Любая перестановка в квартире, смена одежды могут спровоцировать истерику ребенка. Стремление к ритуалам, к стереотипному поведению, движениям – своеобразная защита аутичного ребенка, который видит в окружающем угрозу. Это может объяснено тем, что аутичные дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков. У аутичных детей наблюдается привязанность к некоторым значимым взрослым, но вместе с тем дети с диагнозом РДА по- прежнему погружены в свои фантазии, проблемы. Многие из них не могут учиться в массовой школе. И переходят на домашнее обучение.

    Степень выраженности тех или иных особенностей, их характер и проявления различны у разных детей. В случае, когда ребенку присущи многие черты аутичности – перед нами классический аутизм. Встречаются дети, обладающие некоторыми аутистическими чертами.

    ^ Даже в самых тяжелых случаях при создании адекватных условий обучение ребенка возможно.

    В зависимости от характера степени проявления симптомов в настоящее время принято выделять 4 группы РДА. Данная классификация предложена Никольской.

  1. Детей этой группы отличает отрешенность от внешней среды, отсутствие потребности в контактах, им свойственна агрессивность, доходящая до патологии. Эти дети почти не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в посторонней помощи и поддержки взрослых. Они имеют наихудший прогноз развития.

  2. группа. Детям этой группы свойственно отвержение внешней среды. Им характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Эта группа является самой многочисленной. Прогноз их развития более благоприятен: при соответствующей коррекционной работе они могут обучаться даже в массовой школе.

  3. Для этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии. Их речь более развернута , уровень когнитивного развития более высок. Они менее зависимы от матери и в меньшей степени нуждаются в постоянном присутствии и надзоре взрослых. Уровень эмпатии, как правило, низок. Прогноз развития также достаточно благоприятен: при успешной коррекционной работе эти дети также могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

  4. Сверхтормозимость – отличительная черта детей этой группы. Как правило, они очень робкие, пугливые, особенно в контактах, часто неуверенны в себе. Они активно стремятся усвоить некий набор поведенческих штампов, который облегчает их адаптацию в коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают парциально одаренными. В их речи встречается меньше штампов и она носит более спонтанный характер. Прогноз развития этих детей еще более благоприятен. Они могут учиться в массовой школе, причем иногда даже без специальной подготовки.

    ^ В настоящее время многие авторы предлагают проводить коррекционную работу в следующих основных направлениях.

  1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно- моторной координации.

  2. Развитие навыков самообслуживания.

  3. Развитие речи и коммуникативных склонностей.

    Работа с аутичными детьми требует большого терпения от родителей и педагогов. На отработку одного навыка, например, застегивание пуговиц, может уйти достаточно много времени. Причем нет никакой гарантии в том, что полученный навык на каком-то этапе развития ребенка не будет утерян (это может быть связано как с отсутствием мотивации, так и со сложностью извлечения информации из долговременной памяти).

    ^ Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одно может оказаться приоритетным.

    На начальных этапах проведения коррекции, должны преобладать индивидуальные формы работы, в дальнейшем ребенка включают в состав небольших групп (2-3 человека). Желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители аутичного ребенка, которые могли бы обучать ребенка в домашних условиях. Необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком.

    ^ Развитие ощущений и восприятия, зрительно- моторной координации

    Желательно начинать работу с развития психических процессов, в особенности ощущений и целостного восприятия. Особое внимание следует уделять развитию мышечного, тактильного, зрительно-тактильного восприятия. Если у ребенка низкая мотивация к занятиям, то взрослый может использовать следующий прием: брать руку ребенка и направлять ее, например, обводить пальчиком ребенка геометрические фигуры, контуры объемных и нарисованных предметов, при этом четко и многократно повторяя их названия.

    Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, то можно проводить занятие по развитию других психических функций (внимания, памяти, воображения), в зависимости от его интеллектуальных возможностей.

    Развитие зрительно-моторной координации, тоже необходимо в работе с аутичными детьми. С этой целью полезны занятия перед зеркалом, когда ребенок вместе со взрослым смотрит в свое отражение и повторяет за взрослым название частей тела.

    Аутичные дети (из опыта работы), любят рисовать на своем теле. В действительности подобное рисование помогает ребенку лучше осознать свое тело, его части и способствует развитию тактильных ощущений (можно порекомендовать родителям пищевые красители).

    В отдельных случаях, в зависимости от интеллектуальных возможностей ребенка и при его желании, можно поиграть в игру «Разговор с руками». Для того, чтобы научить ребенка ориентироваться в своем теле. Используется такой прием: положив ребенка на большой лист бумаги, например на кусок обоев, взрослый обводит контуры его тела, а затем вместе с ребенком разрисовывают его. Рисуя определенную часть тела , взрослый или просто называет ее, или ведет с ней диалог.

    ^ Развитие навыков самообслуживания.

    В связи с тем, что для аутичных детей характерны снижение или отсутствие мотивации к выполнению определенных действий (одевание, уборка вещей), очень важно установить с ребенком доверительные отношения. Только почувствовав, что взрослые принимают ребенка, таким как есть, ребенок уверится в собственной безопасности, возможно, пойдет на контакт. Можно использовать пооперационную карту.

    ^ Развитие речи и коммуникативных склонностей

    Развитие речи ребенка осуществляется с учетом группы РДА. Так, занимаясь с детьми I

    группы, взрослому следует особенно четко произносить все слова, при этом обратить внимание на те из них, которые ребенок пытается проговорить. Называя предметы, необходимо их показывать.

    При работе с детьми 2 группы следует усиливать их речевую активность. Первоначально в речи можно использовать простые фразы: «Возьми конфету», затем постепенно добавлять все новые и новые слова: «Возьми со стола конфету», «Возьми с кухонного стола конфету» и т.д. Занятия должны проходить в доверительной атмосфере. При обучении чтению следует использовать метод глобального чтения. Ребенку предъявляют не отдельные буквы, а сразу целое слово, написанное крупно и четко, которое подкрепляется наглядным изображением.

    Детей 3 группы следует учить диалогической речи. На первых этапах взрослый в большей мере слушает ребенка, потом начинает задавать ему вопросы. Затем ребенку предлагается продолжить рассказ, сказку или историю. При этом важно эмоционально поддерживать ребенка, не прерывать его и выслушивать до конца.

    Речь детей 4 группы, как правило, развивается гораздо легче, чем в 3-х предыдущих. Но работа с такими детьми требует также чуткости и внимания взрослого. Необходимо вселять уверенность в ребенка , не подвергать сказанное им постоянной критике.

    ^ В любом случае, независимо от группы аутизма, с детьми следует, как можно больше говорить, а занятия лучше проводить, используя игру.

    Развитие коммуникативных склонностей тоже необходимо проводить в игровой форме.

    В настоящее время, к сожалению, увеличивается число выявленных случаев аутизма как в нашей стране, так и за рубежом. Как правило, дети и взрослые, страдающие аутизмом, имеют проблемы в развитии общения, социальных взаимодействиях и воображения. Индивидуализация обучения - это основное условие, которое должно соблюдаться педагогами и психологами, работающими с данной группой детей - в детском саду и в школе. Кроме того, группа детского сада или школьный класс должны быть специально оборудованы для аутичных детей. Поскольку им сложно общаться с другими детьми на абстрактном уровне, и они даже не всегда понимают речь взрослого, инструкции следует давать, используя визуальную поддержку. С этой целью мы предлагаем использование пиктограмм у рабочего стола, в шкафчиках раздевалки и т.д.

    Для того чтобы облегчить детям ориентацию во времени, можно расположить в помещении часы, а для ориентации в пространстве - схемы и планы групп, класса, школы и т.д. Однако эти схемы будут эффективнее лишь в том случае, если педагог будет неоднократно вместе с ребенком обращаться к ним. Аутичные дети, особенно с низким коэффициентом интеллекта, с трудом обучаются в большой группе, тем более им сложно научиться использовать полученные знания и переносить их на другие виды деятельности. Именно поэтому желательно заниматься с аутичным ребенком в группе детей, численностью не превышающей 3-5 человек.

    ^ Работа с родителями аутичного ребенка

    Работа с. родителями аутичного ребенка очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей.

Коррекционная работа с аутичным ребенком, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер. Поэтому бывает и так, когда родители, ожидая быстрого эффекта и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние. Именно поэтому им так необходима постоянная поддержка психолога или педагога, который работает с ребенком, хорошо знает особенности его восприятия и поведения и может объяснить маме или папе причину неадекватного поступка. Очень часто аутичный ребенок ведет себя так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых. Родителям можно посоветовать относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами. Ведь иногда только по случайной фразе, даже по единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок. Таким образом, чтобы помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду, в школе (да и в жизни), педагог должен работать в тесном контакте с родителями. Только в результате тесного сотрудничества комплексная коррекционная программа, разработанная для конкретного ребенка, окажется эффективной. Конечно, наблюдение является одним из лучших способов работы с аутичным ребенком. Родители должны понять, насколько трудно их сыну или дочери жить в этом мире, и они должны научиться терпеливо наблюдать за происходящим, замечая и комментируя вслух каждое действие, каждое слово, каждый жест ребенка. Даже, если, на первый взгляд, им покажется, что малыш никак не реагирует на их старания и на слова, все равно они должны как можно больше говорить с ним, облекая в слова все его действия и возможные переживания. Скорее всего, со временем ребенок научится понимать, что слова взрослого непосредственно связаны с их поступками и что при помощи слов можно выразить мысли, чувства и можно общаться с окружающими. Семейное чтение, которое используют многие родители, тоже может оказаться очень эффективным при взаимодействии с аутичными детьми. В этом случае рекомендуется многократное, медленное, тщательное, выразительное чтение, в процессе которого ребенок с помощью взрослого знакомится с литературными образами героев, осознает логику событий и обстоятельств. Многократное прочитывание одних и тех же произведений и многократные же разъяснения родителей помогают ребенку научиться лучше понимать себя и окружающих, а те стереотипы, которые сформировались у него благодаря повторению «обучающего чтения», снижают тревожность ребенка и повышают его уверенность в себе. Кроме семейного чтения родители могут использовать и метод совместного рисования, во время которого они также активно описывают словами в се, что рисуют, терпеливо объясняют каждую деталь. Если ребенок не хочет или не может рисовать сам, взрослые действуют руками ребенка сами. При совместном рисовании родители могут сами нарисовать, например, машину, но «забыть» дорисовать , например, одно колесо. Они просят ребенка дорисовать картинку. Подобная работа способствует развитию восприятия, воображения ребенка, учит его взаимодействовать со взрослыми. Для того , чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в детском коллективе, желательно, чтобы родители или другие близкие взрослые (бабушка, дедушка) как можно чаще посещали группу в детском саду или класс. Такая форма работы укрепляет контакт родителей и педагога, помогает выработать им эффективную программу взаимодействия с аутичным ребенком. К сожалению, многие родители недооценивают значение соблюдения режима дня для аутичного ребенка. А это является одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка для того, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Родители аутичного ребенка всегда должны помнить, что аутичный ребенок крайне консервативен, что любое, даже маленькое изменение в режиме, в обстановке, в одежде может вызвать самоагрессию. Для этого не провоцировать подобные приступы, поддерживая привычный для ребенка порядок вещей и детей. Очень полезно для аутичного ребенка создание семейных ритуалов - для обеспечения его спокойствия и уверенности в себе, например, следующие один за другим вечерние ритуалы - прогулка, чаепитие, семейное чтение, массаж – подготовят аутичного ребенка к процедуре укладывания в постель и обеспечат спокойный сон. Ежедневно общаясь с своим ребенком, родители должны уделять особое внимание и отработке навыков общения. Многократное повторение, проговаривание, проигрывание определенных, важных для ребенка ситуаций способствуют созданию у него новых стереотипов, которые помогут ему в дальнейшей жизни. Если родителям известны особенности развития их аутичного ребенка и если они действуют в тесном контакте с педагогом и психологом, продвигаясь в одном направлении, то и помощь ребенку может оказаться более действенной. Правильно проводимая коррекционная работа и развивающая работа специалистов и родителей – это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире. Сложная и многогранная, эта работа должна принести свои плоды.


^ Основные правила воспитания детей с РДА

( составлены по рекомендации Черепановой Г.Д.)


Правило

Рекомендации

Пути выполнения

1

Соблюдайте режим дня ребенка

Составьте и напишите распорядок дня ребенка, повесьте его на видное место



2

Формируйте стереотипы поведения в различных ситуациях

  • Выполняйте в строгой , заведенной раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры и режимы: одевание, кормление, приготовление ко сну и т.д.; для этого можно отвести специальное место для складывания одежды, причем складывать ее надо всегда в одной и той же последовательности

  • ^ В ванной перед зеркалом можно разложить принадлежности для умывания

  • в уголке для занятий или игр можно повесить схему расположения игрушек или предметов на столе и в столе.

3

Обучайте ребенка пользоваться пооперационными картами, схемами и т.д.

Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных карт

4

Старайтесь, чтобы ребенок получал яркие впечатления от произведений искусства ( музыки, театра и т.д.)

Организуйте совместное с ребенком прослушивание пластинок, просмотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей и т.д.


Литература

1. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2003

2. Детский аутизм.СПб,. 1997

3. Проблемы обучения аутичных детей// Дефектология №1 , 1995

4. Т. Питерс . Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию.М., 2002

5. К. Гилберт, Т. Питерс. Медицинское и педагогическое воздействие. М., 2002

6. Детский аутизм. Хрестоматия. СПб,.2001


Материал подготовлен методистом кабинета коррекционной педагогики и специальной психологии Кирюхиной И.А.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Ауто- по гречески сам. Ранний детский аутизм (рда) в 1943 году был выдел icon Ранний патронаж детей с рда
В 1989 году Президиум апн СССР принял постановление, согласно которому детский аутизм является самостоятельным...
Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Ауто- по гречески сам. Ранний детский аутизм (рда) в 1943 году был выдел icon Н. Г. Манелис ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Ауто- по гречески сам. Ранний детский аутизм (рда) в 1943 году был выдел icon Дельфины, лошади и собаки помогут вылечить детский аутизм

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Ауто- по гречески сам. Ранний детский аутизм (рда) в 1943 году был выдел icon Методические рекомендации Аутизм

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Ауто- по гречески сам. Ранний детский аутизм (рда) в 1943 году был выдел icon Итак, что же такое «аутизм»

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Ауто- по гречески сам. Ранний детский аутизм (рда) в 1943 году был выдел icon Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Ауто- по гречески сам. Ранний детский аутизм (рда) в 1943 году был выдел icon История пластической эстетической хирургии
Слово "пластик" происходит от греческого "пластикос", что означает "плавить", или "отливать в форму"....
Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Ауто- по гречески сам. Ранний детский аутизм (рда) в 1943 году был выдел icon Аутизм в дошкольном детстве-откровенный разговор

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Ауто- по гречески сам. Ранний детский аутизм (рда) в 1943 году был выдел icon Аутизм: ребёнок-дошкольник: список литературы

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Ауто- по гречески сам. Ранний детский аутизм (рда) в 1943 году был выдел icon Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы