|
Скачать 201.29 Kb.
|
Люди страдающие аутизмом больше всех нуждаются в помощи и им труднее всего оказать помощь. Питере Т. Введение. Аутизм - это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие. Часто ребёнок бежит от всего окружающего, пытаясь спрятаться от невыносимого для него потока впечатлений. Аутизм отделяет человека от мира межличностных отношений, делает неспособным исследовать окружающий мир, оставляет его в своём маленьком мирке. Признаки, по которым можно предположить, что у ребенка есть РДА (ранний детский аутизм):
В педагогике детский аутизм - первазивное нарушение развития, то есть глубокое и затрагивающие человека в целом расстройство, препятствующие нормальному формированию личности. От «аутист» - человек обращённый в себя, сдержанный. Первазивние нарушения развития требуют специальных условий для аутичных людей на протяжении всей жизни. По МКБ 10 (Международная классификация болезней, 10 пересмотр стр. 14) - это качественное нарушение психики в нескольких областях, при которых доминируют трудности связанные с приобретением коммуникативных, речевых, моторных и социальных навыков. В ДСМ (Диагностическом статистическом руководстве) перечислены виды нарушений:
интересов и деятельности. По медицинским критериям болеют 10 чел. из 10 ООО, по педагогическим критериям 20 чел. из 10 000. В литературных источниках указывается на существование различных форм заболевания у детей с аутизмом:
3. «Активные, но странные» - с недостаточно развитым социальным сознанием и отклонениями в поведении, но более сложные. Для них характерно повторное разыгрывание одних и тех же ситуаций, абстрактные интересы, при полном отсутствии интереса ко всему остальному и отсутствии практической направленности в действиях. Аутизм следует отличать от умственной отсталости, психоза и других психических заболеваний. Это постоянное состояние, требующие не лечения, а «развитие возможностей в рамках отклоняющихся параметров психики». Ключевое представление об аутизме - мозг больного обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем мозг здорового человека, отсюда трудности связанные с пониманием значения информации. Нарушения пониманий значений могут быть связаны с умственной отсталостью (60% случаев). Но при наличии интеллекта среднего и выше среднего уровня (20%) имеются проблемы с пониманием информации. При аутизме дети также могут иметь проблемы в поведении, быть слабослышащими и глухими, умственно отсталыми, но обучать их нужно как аутистов, они нуждаются в особом подходе. Лечение больных аутизмом в настоящие время сводится к борьбе с негативными проявлениями болезни:
При первазивных нарушениях в развитии главный приоритет при оказании помощи принадлежит специальному образованию. Главная рекомендация заключается в том, что бы не больной адаптировался к своему окружению, а наоборот здоровые люди приспосабливались к нему. Большинство людей страдающих аутизмом, имеют низкие интеллектуальные способности; развиваются намного медленнее, чем здоровые люди - это количественный аспект, кроме того, аутизм также означает «иное» развитие - это качественный аспект. Воспринимая информацию, люди с аутизмом ограничены в своих возможностях, понимать её смысл, они не понимают значение того, что видят, не понимают правил, ограничены в способности интропретировать жесты, им сложно понимать эмоциональные высказывания людей. В связи с этим предлагается использовать предметы как средство коммуникации. Предметы могут обозначать те ситуации, к которым подготавливают больного. Помимо этого рекомендуется в соответствии с видом деятельности (еда, игра, работа) организовывать соответствующие «уголки». Для полной адаптации к пространству предлагается экранировать рабочее место от отвлекающих моментов. Преодоление трудности восприятия времени, возможно, с помощью планирования событий дня и обозначения их картинками и другими символами. Стратегия педагогического воздействия требует:
Методологическая рекомендация различных авторов «людей с нарушениями развития следует воспринимать такими какие они есть, а не исходя из желания узкого круга людей». Выбирая среду, следует думать о том, чему они будут учиться, подготовка должна быть практически полезной. Под помощью больным аутизмом понимается:
Цели обучения аутичного ребёнка:
Для обучения всем этим навыкам необходима поддержка зрительным восприятием и чтобы больной мог получить ответы на вопросы: Где? Выполняются определенные виды деятельности в определённом месте. Когда? Неизменный порядок выполнения всех видов деятельности. Как долго? Внешний сценарий, который показывает продолжительность каждого вида работы. ^ Информация об аутисте значимая для планирования работы: -коммуникативные навыки -способность справляться с трудностями -учебные навыки работы - особенности поведения во время занятий - умения реализовывать свободное время – социальные навыки. Вопрос об этиологии и том, какие проблемы следует считать основными, а какие их следствием, сложный и не существует единого мнения среди специалистов.
Работая, в МБСКОУ школа-интернат (VI вида) №4 г. Челябинска с классом социально-бытовой адаптации, я столкнулись с ребенком, имеющим диагноз ранний детский аутизм. ^ Поведение дезорганизовано, пассивен, отсутствует произвольная, спонтанная деятельность. Практически отсутствует произвольное внимание. Удерживает взгляд 2- секунды. Действия, предложенные взрослым, выполняет только с пошаговыми инструкциями- указаниями. Самостоятельно собирает пирамидку, геометрическую мозаику. Реальное рабочее время 5-7 минут, при выполнении знакомых заданий до 10. ^ Экспрессивная речь отсутствует, экспрессивная речь доступна: может выполнять одношаговые инструкции. Может выразить свои желания указательным жестом или движением головы (да, нет) при постановке альтернативного вопроса. Наличествуют моторные стереотипии (машет кистями рук перед лицом, «играет с пальцами» и т. д.), аутоагрессия - кусает 3-ю фалангу указательного пальца, бьет себя по лицу. ^ Предоставленный сам себе, сидит вполоборота ко всем присутствующим, в помещении, заложив ногу на ногу, «забавляется с руками». Данная работа отражает попытку обучения и социально-бытовой адаптации этого ребёнка. Это третий случай в моей педагогической практике. По предыдущему опыту я знала, что при работе с аутистами используются методики сурдопедагогики. В классе было ещё два ребенка с проблемами слуха. Начав работать по специальному учебному плану, руководствуясь адаптированной программой школы 1 вида, для классов с детьми имеющих кроме проблем слуха, другие нарушения развития, я поняла, что требуется изменить стратегию педагогической работы. Первое что пришлось сделать - это изучить литературу по данному вопросу. Затем, наметив направления педагогической работы, внести изменения календарно-тематическое планирование. В литературе есть указание, что работа с аутистами строится по направлениям:
Так как класс обучался по специальному учебному плану, было составлено КТП. Пришлось в различные разделы планирования вставить индивидуальные направления работы с Денисом. Обучение коммуникации осуществлялось на уроках развития речи, функциональным учебным навыком на уроках обучения грамоте и математике, навыкам трудовой деятельности на уроках предметно- практического обучения и т. д. Динамика развития и результативность обучения отслеживались по методике «Социограмма» по Х.С.Гюнцбургу, представленной в монографии Щипицина JT.M. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Пб. «Дидактика плюс» 2002. Коммуникация. Коммуникация для людей, страдающих аутизмом не обязательно должна иметь словесную форму. Форма коммуникации должна быть индувидуализированна, т.е. адаптирована к уровню абстрагирования и может быть сделана с помощью: -слов; -объектов; -языка тела; -жестов; -изображений; -фотографий; -табличек. Последовательность работы по коммуникации: После установления контакта с ребёнком, необходимо исследовать его возможности, особенности и интересы. Условием успешного обучения и т том числе коммуникации, является формирование установки на выполнение требований взрослых, заинтересованности в этом исполнении. Вначале приходится использовать простейшие потребности: так если он хочет пить попросить его сесть на стул и т. д. Всегда необходим предварительный анализ того, что ребёнок может выполнить, требования должны быть посильными. Лучше всего закрепляется то поведение, которое вознаграждается время от времени. При нежелательном поведении всё наоборот, если выполнять требования ребёнка то это поведение закрепляется, Поэтому нежелательное поведение ребёнка лучше предотвратить, а если отказ принципиален, то не реагировать на нежелательное поведение (крик и т. д.), и по возможности переключить внимание на другой объект. При этом нельзя устанавливать несколько запретов одновременно. Необходимо сочетать уверенные и чёткие указания взрослого с гибкостью и чутким отношением к внутреннему ритму ребёнка его состоянием в данный момент. Отказ ребёнка что-то делать, часто связан со страхами. Для их преодоления, необходимо представить его страхи смешными, а так же достижение важной для ребенка цели достигать в игровой ситуации. При обучении аутичных детей с явлениями мутизма необходимо формировать невербальные формы коммуникации с помощью картинок, карточек, табличек, объектов. На начальном этапе требуется использовать внутренние потребности такого ребёнка, угадывая его желания и помогать сообщить о нём с помощью доступного средства. Некоторые авторы предлагают воздерживаться от использования языка жестов как альтернативного средства коммуникации, и я с этим согласна. Большое количество жестов имеют абстрактное значение, как и слово: нет достаточно выраженной визуальной связи между жестом и его значением. Следовательно, изучение языка жестов ставит очень высокие требования к когнитивным способностям аутистов, и даже если они понимают значения жестов им довольно трудно воссоздать их. Но это не препятствует использованию «естественных» жестов - указания, утверждения, отрицания. Затем следует составление «расписания» на день, месяц. Расписание должно давать визуальные ответы на вопросы: -Где и когда я должен, что-то сделать? -Как долго я должен выполнять это? -Как мне организовать мою работу? Как я должен выполнять моё задание? Предлагаются виды деятельности, которые сами по себе понятны, в них не требуется искать скрытый смысл и ученики в состоянии справиться с ними Визуальная поддержка освобождает аутистов от их основных проблем: абстракции и установления последовательности во времени. Далее следует тренинг, при котором берутся предметы и относятся туда, где может и или должно быть произведено действие. После этого самостоятельный выбор символов. Главное не выбор абстрактных символов, а достижение наибольшей самостоятельности. При этом используются: предметы, картинки, рисунки, фотографии, подписи (подкладывание табличек). Комбинированная форма - предмет, приклеенный к картинке, предмет вместе с рисунком, надписи над картинками (наиболее увеличенные, а картинки уменьшенные). Первые «буквы» в аутичном алфавите - это рабочий стол, работа и распорядок дня. Это не конечная цель, не самоцель, но лишь средство достижения чего-то более совершенного. В качестве формы коммуникации для Дениса были выбраны таблички. Использовались приемы подкладывания табличек, выбора табличек, обучение утвердительному и отрицательному жесту движением головой в ответ на вопрос. ^ Это область, в которой ребёнка обучают гигиене, одеванию и раздеванию, знакомят с одеждой, обувью, домом. Для каждого действия в соответствии с принципом визуальной поддержки, составляют «сценарий» - из объектов - из картинок (пиктограмм) - письменный «сценарий» промежуточных шагов, из которых состоит действие. Также как и при обучении коммуникации необходимо создание ситуации успеха. Сначала подключают ребёнка к самым лёгким операциям, подчёркивая, как хорошо всё получается, как аккуратно ест, быстро одевается и т. д. с помощью подобных убеждений и организации стереотипных бытовых ситуаций складываются эмоциональные стереотипы бытового поведения. Для этого необходима единая последовательность действий, которой должны придерживаться все взрослые, работающие с ребёнком. Предварительно:
конкретной имеющейся ситуации
Речь должна быть чёткой и краткой, следует продумывать фразы сопровождающие действия, которые повторяются раз за разом. В сложных ситуациях взрослый сначала сам управляет действиями ребёнка, затем степень воздействия уменьшается. Физическая помощь представляется в виде жёсткого управления руками ребёнка. При этом рука взрослого находится поверх руки ребёнка и ведёт её. Взрослый находится за спиной или сбоку, чтобы создать иллюзию самостоятельного выполнения. Считается ,что физическая помощь должна быть не болезненной, но достаточно неприятной, чтобы ребёнок стремился избегать подобной помощи выполняя действия сам, так как по наблюдениям, аутичный ребёнок нередко становится очень зависимым от подсказки если подсказка предоставляется в приятной или нейтральной форме. Необходимо быстрее уменьшить подобную помощь, давая лишь толчок к действию и предоставляя возможность ребёнку самому выполнить действие, поощряя в начале за самостоятельные малейшие движения. Помощь может предоставляться в виде указательного жеста, словесной подсказки. Итак, при обучении навыкам самообслуживания необходимы, четкая схема действий, зрительная организация, повторение изо дня в день. Так стереотипность аутичного ребёнка можно хорошо использовать для формирования бытовых стереотипов, в работе с Денисом использовались повторяющиеся в течении дня ситуации в гардеробе, туалете, классе, столовой, при мытье рук, переодевании на урок физкультуры. ^ Обучение аутиста невозможно без ясности и очевидности. Это обеспечивается упорядочностью пространства и времени. Составная часть работы должна говорить сама за себя, быть очевидной. Начинать нужно с сортировочных работ, сборочных работ, работе по упаковке за письменным столом (например, надевание шарика на палочку, накручивание шурупа на болт и т. д.). Всё нужное для работы располагается в коробке с отделениями или в коробочках слева на право, а в конце стимул-поощрение. При этом сам аутичный ребёнок организовать свои действия не может, все приспособления индивидуальны, как и стимулы (вознаграждения). Поощряются малейшие самостоятельно выполненные действия. Особое внимание уделяется зрительной организации задания. Например, расположение материала в коробке должно само по себе подсказывать, что нужно сделать. Ежедневно обучался навыкам резанья бумаги ножницами, приёмам лепки, наклеиванию элементов аппликации. ^ У людей страдающих аутизмом навыки необходимые для проведения свободного времени (во время перерывов, выходных, каникул) не появляются спонтанно. Время должно быть визуализировано, деятельность иметь начало, продолжительность, конец, обычная организация проведения свободного времени в большей степени имеет характер незавершенности. Для организации свободного времени, возможно, использование расписания в виде альбома или ряда карточек, изображающих ту или иную деятельность. Для подобного расписания следуют подобрать любимые больным виды деятельности, простые задания, которые ему нравятся и которые он может делать сам. Требуется, однако, длительное время, прежде чем карточка станет реальным стимулом для аутиста, что бы начать соответствующие действие. До того как это случается, приходится напоминать ребенку, чтобы он посмотрел расписание, и если его внимание не концентрируется, указывать на карточку рукой ребёнка, тем самым, собирая его внимание. Денис проводил свободное время, смотря в окно, стоя в пол оборота к помещению. Самостоятельно играл в «Бирюльки», складывал «Геометрическое лото », крупные пазлы, но только по предложению взрослого. ^ Самые большие трудности в овладении социальными навыками обусловлены негибкостью мышления. Очень часто аутичные дети находятся на предсоциальном уровне, они социально «слепы», не понимают чувств, идей, желаний других людей. Как известно суть социальных отношений дети постигают в игре. Играть как и проводить свободное время с аутистом лучше используя менее абстрактный уровень, упрощая и разграничивая правила. Такими формами социального взаимодействия является параллельная или зеркальная игра, в том случаи, если они переносят близость других людей. Новое направление в обучении социальным навыкам состоит из предлагаемых «социальных сценариев». У Дениса, сформировать какие либо социальные навыки не удалось. Из игровых действий он мог только катать машинку. ^ Обучение и подготовку при аутизме можно назвать поддерживающим. Низкий уровень мышления не позволяет им понять информацию на уровне картинок. Демонстрация обычно не позволяет им продолжить работу, т. к. они владеют недостаточным количеством навыков подражания для имитации модели. Часто единственно возможной стратегией обучения является только последовательное физическое руководство. Взрослый действует за ребёнка его руками, быстро и уверенно, что бы поскорее завершить действие, при этом, приговаривая, какой он, молодец и что будет, когда он закончит задание. Как и при обучении, другим навыкам необходимо формирование установки на выполнение требований взрослого, заинтересованности в его исполнении. При формировании учебного поведения прежде, чем предлагать какое либо задание, нужно потребовать, чтобы он сел прямо, не двигал ногами и т. д. При выполнении нового задания очень помогает предварительное предупреждение об этом. Иногда нужно объяснить, зачем нужно это задание. Подобная подготовительная работа уменьшает возможный негативизм, нередко возникающий по отношению к неизвестной ситуации. Необходимо чередовать приятные и лёгкие задания с развлечениями и более сложные, новые задания, очень важен ритм занятий. Вначале даются отдельные инструкции для каждого действия, затем можно «свернуть» инструкцию. Например: от пошаговых инструкций к заданиям «Приготовься к занятиям (урокам) ». Все инструкции предлагаются в виде коротких и чётких фраз - это основное требование к речи педагога во время обучения аутичного ребенка. Тренировки первое время могут быть очень короткими 4-5 минут и только в ситуации успеха, стремясь вызвать положительные эмоции. При этом, рекомендуется эмоционально обыгрывать удачу. Взрослый в это время находится напротив ребёнка, радуясь и заряжая его своей радостью от его успеха. За время работы удалось научить держать карандаш и ручку, Выполнять обводки, линии, частично раскрашивать раскраску. Заключение. Основой обучения ребенка с РДА служит эмоциональный контакт, внимание к его индивидуальным особенностям и возможностям, понимание его интересов и страхов, Стратегия педагогического воздействия строго индивидуальна. Основные задачи психолого-педагогической коррекции при РДА: -введение аутичного ребёнка в контакт с внешним миром; -формирование межличностных отношений; -формирование предпосылок целенаправленной социальной деятельности; -воспитание поддержание адекватных социальных установок и интересов. Начинать нужно с общей организации поведения: формирование установки на выполнение задания, усидчивости, внимания, При этом важно, с одной стороны подкреплять желаемое поведение ребёнка, а с другой использовать его интересы для удержания внимания. Начинать работу следует с доступных для ребёнка заданий, создавая ситуацию успеха. Сложность заданий увеличивается постепенно, после того как у ребёнка появилась установка на выполнение задания, причём взрослый на первых порах может действовать за ребёнка управляя его руками. Важно быть последовательным в своих требованиях и реакциях на поведение ребёнка, предъявляя разумные требования, ограничивая его лишь в тех случаях когда это необходимо. Все требования и указания следует формулировать чётко и кратко. Не стоит повторять просьбу несколько раз, если нет реакции, следует выполнить действие вместе, либо управляя руками, либо поручая отдельные операции. Важно предоставить возможность ребёнку самому то, что он может сделать сам, даже если быстрее сделать самому. В более трудных видах деятельности нужно предоставить необходимую помощь, постепенно подключая ребёнка и поощряя его за самостоятельное малейшее движение. При обучении необходима чёткая схема действий зрительная организация материалов, отсутствие отвлекающих предметов, повторение стереотипных бытовых ситуаций изо дня вдень. В качестве подкрепления желаемого поведения ребёнка можно использовать самые разнообразные развлечения, лакомства, любимые формы контакта, обычную похвалу. Важно чтобы ребёнок получал награду сразу непосредственно после подкрепляемого поведения. Необходимо стремится к разнообразию используемых подкреплений. Важно использовать спонтанный интерес ребёнка к окружающему миру, быть готовым творчески обыграть объект, привлёкший его внимание, самому побыть ребёнком, радуясь и удивляясь случившемуся событию или общей удаче. Не стоит пытаться научить ребёнка всему сразу, лучше сначала сосредоточится на одном, наиболее доступном ему навыке, постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся ситуациях. Педагога не должно раздражать и огорчать то, что ребёнку, казалось бы, освоившему навык, ещё долго будет требоваться внешняя организация. Процесс освоения аутичным ребёнком необходимых навыков является длительным и постепенным, требует большого терпения от взрослых. Литература:
|
![]() |
Гриппом болеют люди всех возрастов и в любое время года, однако пик заболеваемости приходится на |
![]() |
Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить |
![]() |
Повреждения. Доврачебная помощь пострадавшему Во время занятий, игр, прогулок на свежем воздухе дети могут получить травмы, подвергнуться укусам... |
![]() |
1. Общие правила оказания первой медицинской помощи Основной целью в оказании первой медицинской |
![]() |
В. А. Петровский Во всех частях света можно встретить людей красивых и жизнерадостных. Рядом с ними |
![]() |
Ранний патронаж детей с рда В 1989 году Президиум апн СССР принял постановление, согласно которому детский аутизм является самостоятельным... |
![]() |
Как оказать первую медицинскую помощь? |
![]() |
Первая помощь при передозировке В этом случае может наступить смерть от остановки дыхания, сердца или перекрытия рвотными массами... |
![]() |
Больше всего витамина e содержится |
![]() |
Как оказать первую помощь и выполнить необходимые процедуры |