|
Скачать 227.57 Kb.
|
Психологические аспекты суицидального поведения. История человечества – это непрерывная смена поколений, череда рождений и смертей. Хотя Ф. Бэкон писал, что «умирать столь же естественно, как и родиться, а для младенца второе, может быть не менее болезненно, чем первое», смерть всегда остается загадкой для человеческого ума, ибо не на солнце, не на смерть нельзя смотреть в упор», - писал Ларошфуко. Изобретательный ум живущего человека, вопреки к инстинктивному стремлению к долгой жизни, создает такие сложные ситуации, когда смерть становится желанной. С исторической точки зрения это печальное явление старо, как мир. Так, по учению Будды, смерть и самоубийство – не прекращение жизни, а переселение души из одного состояния в другое. По религии древних германцев, счастливая загробная жизнь уготована только мужчинам, а так же женщинам, покончивших жизнь самоубийством. В Спарте и Афинах самоубийство рассматривалось, как негативное явление, и самоубийцам отказывали в почестях погребения. С возникновением христианства тенденция к самоубийству уменьшилась, поскольку это осуждалось в связи с нарушением 6 заповеди «не убий». Репрессивные меры против самоубийц в Англии сохранялись до 1961 года. После 1917 года в России отменили все санкции против суицидентов, оставив только ответственность за доведение до суицида. Суицид по определению французского социолога Эмиля Дюркгейма – это намеренное лишение себя жизни. Самоубийство – это важное медико-социальное явление. Среди причин смерти, по данным ВОЗ, самоубийство занимает 4 место. В Российской Федерации частота суицидов занимает 7 место по причинам смерти и составляет 38 случаев на 100 тысяч населения, а покушение на самоубийство приводит часто к утрате трудоспособности и влечет за собой необратимые нарушения здоровья. 85% всех самоубийств совершают лица, не страдающие психическими расстройствами. В характеристике причинных факторов самоубийств все точки зрения можно сгруппировать по четырем направлениям. ^ делает акцент на грубых неправильных строениях мозга, которые, по мнению представителей этого направления, наблюдаются у большинства самоубийц. По их мнению, у самоубийц наблюдается раннее зарастание черепных швов, неровности и шероховатости на внутренней поверхности черепа, истончение черепных костей, уплощение мозговых извилин, ранний атеросклероз, узость аорты и т.д. Эта точка зрения была опровергнута, поскольку подобные признаки были при вскрытии лиц, умерших естественной смертью. ^ , стоит на точке зрения обязательности какого-либо психопатологического расстройства или отклонении в этиологии или патогенезе самоубийства. По их мнению, человек, желающий сократить свою жизнь, может быть только в остром бредовом состоянии и все самоубийцы – люди психически больные. Так, 30% самоубийств, несомненно падает на долю психозов. Большинство исследователей этой школы признает возможность самоубийства у здорового и полноценного человека при наличии каких-либо исключительно тяжелых обстоятельств. Однако надо учесть, что помимо лиц с выраженными психическими расстройствами, среди самоубийц встречаются лица с пограничным состоянием, которые за помощью никуда не обращались. ^ на первый план выдвигает социально-экономические факторы. По их мнению беззаконие и социальная дезорганизация являются двумя ведущими факторами-предпосылками для повышенной распространенности самоубийств. ^ . Его представители считают, что одним из глубинных мотивов суицида является проявление агрессии к любимому человеку, с которым идентифицируется его Эго, в связи с тем, что этот человек, с точки зрения суицидента, «разочаровывается» в нем по тем или иным причинам. Поэтому, суицид рассматривается. Как перемещение ненависти пациента к этому человеку на самого себя. Суицид символически заменяет необходимость убийства этого человека. Утрата объекта, например, в случае его смерти, ведет к глубокому нарциссическому унижению с ослаблением чувства Эго, обеднением его, внутренней пустотой, сочетающейся с презрением и ненавистью к самому себе. Это все может привести к суициду, который рассматривается как результат ненависти к самому себе. Несомненно каждое направление отличается односторонностью, поэтому необходимо комплексное рассмотрение этого сложного вопроса. В России А.Г. Амбрумовой, организовавшей Федеральный научно-методический центр суицидологии и долгие годы руководившей им, была предложена концепция самоубийства как социально-психологической дезадаптации личности в условиях неразрешенного конфликта. Процесс социально-психологической адаптации протекает по всем четырем направлениям человеческой деятельности: познавательному, преобразовательному, ценностно-ориентационному и коммуникативному. В норме все эти направления адаптации образуют целостную систему, в которой каждая из них гармонично сочетается с остальными. В экстремальной ситуации, резерв, образованный адаптационными возможностями, освобождается и помогает личности приспособиться к новым условиям. Если же человек не справляется с ситуацией, может наступить глубокая форма дезадаптации. При оценке тяжести и глубины социально-психологической дезадаптации личности к среде необходимо принять во внимание три основных компонента:
Среди суицидальных мотивов различают две центральные группы – мотивы неблагополучия (одиночество, потеря близких людей), им соответствуют «монологические» суициды, т.е. внутренние размышления человека о смысле жизни. Эти случаи нередко заканчиваются суицидом и в них преобладает смысл самонаказания или отказа от жизни как полная капитуляция. Мотивы конфликта, в которых вовлечены и другие люди. Мотивы конфликта чаще звучат в «диалогических» суицидах, т.е. в суицидальных попытках, адресованных какому-либо лицу или общественному мнению. Они обычно носят смысл протеста, призыва о помощи или избежания страдания. По прогнозам «монологические» суициды опаснее «диалогических». Классификация суицидальных проявлений. Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции. ^
Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид). Иногда это бывает можно проследить, но такая последовательность прослеживается не всегда, особенно при острых пресуицидах говорить об «импульсивных» самоубийствах нецелесообразно, т.к. немотивированных суицидов не бывает. Другое дело, когда суицид бывает полной неожиданностью для окружающих. Но это не означает немотивированности поступка. Мотивами, смыслом суицида могут быть:
Постсуицидальный период начинается вслед за попыткой самоубийства. После суицида прослеживаются те мотивы, которые привели к суициду:
Выделяют 4 типа постсуицидальных состояний
Мотивы и поводы суицидального поведения. В порядке уменьшения удельного веса. Личностно-семейные конфликты.
!!! Являются преобладающими мотивами суицидальных поступков. Наиболее тяжело переносят семейные конфликты лица от 30 до 40 лет; неудачную любовь – молодые люди 16-18 лет; одиночество, потерю близких – лица пенсионного возраста; несправедливое отношение к себе – подростки до 16 лет. Психическое состояние.!!! Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями. Иногда возникает вслед за постановкой психиатрического диагноза и взятием на учет в диспансере, что связывается с безнадежностью заболевания и полного личного краха. Физическое состояние.!!! Удельный вес этого мотива невелик. Принятие решения чаще наблюдается у больных с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента.
!!! Суицидальные действия серьезны. Конфликты в профессиональной или учебной сфере
!!! Редко служат причиной суицида. Материально-бытовые трудности. !!! редко служат причиной суицида. Другие поводы и мотивы. Влияние некоторых факторов на риск возникновения суицида и суицидальных попыток.
Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков. В этом периоде поведение детей и подростков имеет возрастное своеобразие. Объяснение ребенком или подростком явления смерти неоднозначно и изменчиво. Формирование представлений о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов, начиная от полного отсутствия в сознании ребенка представлений о смерти. Ребенок формально знаком с атрибутами ухода из жизни. При этом знания никак не соотносятся со сворей собственной личностью, ни с личностью своих близких. Представление о конечности жизни, как о длительном отсутствии, при этом считаться умершим для окружающих, но наблюдать за ними со стороны и быть свидетелем на своих похоронах и видеть раскаяние своих обидчиков. Отличительной чертой является отсутствие страха смерти. Отсюда в основе “игры в смерть”, ребенок не испытывает отрицательных эмоций. Он производит действия от опасных для жизни шалостей до покушения на самоубийство, не осознавая серьезности последствий. Вместе с относительной зрелостью и становлением личности, становится адекватным представление о смерти, как о конце жизни безвозвратном и необратимом. Формируется страх смерти, который носит чаще формальный характер и не связывается с ценностью собственной жизни. Некомпетентность детей лежит в основе использования ими в суицидальных целях “невинных” с точки зрения взрослых веществ (конторский клей, шампунь…). С другой стороны дети прибегают к колечащим способам покушения на свою жизнь, не понимая их крайней опасности (падение с высоты, попытки к самоутоплению, самоповешанию…). Подростки нередко “переигрывают” демонстрацию, когда не имея целью лишить себя жизни, совершают суицидальную попытку, принимая таблетки в яркой упаковке и т.д. Необходимо иметь ввиду, что конфликтная ситуация ребенка или подростка может складываться из незначительных, мимолетных, по мнению взрослых, неурядиц. В тоже время для подростка с его максимализмом, эгоцентричностью, неумением прогнозировать свою жизнь, создают ощущение безысходности, порождают чувство отчаяния, одиночества. Это делает конфликтную ситуацию суицидоопасной для подростка, совершенно неожиданно для окружающих его взрослых. Отсюда понятна условность разграничения суицидального поведения в детском и подростковом возрасте на истинное и демонстративно-шантажное. Все суицидальные действия в этом возрасте следует расценивать как истинные. Подвергать глубокому и всестороннему анализу каждый факт покушения на самоубийство детей и подростков. Клиника депрессивных расстройств суицидальных действий детей и подростков. Существование депрессии у детей вызывает споры до настоящего времени, в отличие от подростков. Но картина депрессии у подростков несколько иная, чем у взрослых. Депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью подразделяют на: детский вариант депрессивного синдрома, девиантный, ипохондрический, астенический, вариант с преобладанием типично подростковых симптомов (матофизической интоксикации и дисморфобии), а так же типично-депрессивный вариант синдрома. ^ наблюдается у суицидентов в возрасте 6-12 лет. Депрессия выражена минимально. Аффекта тоски практически нет. Дети становятся менее подвижными, жалуются на утомление, раздражительны, капризны. В играх выражена «погребальная» тематика (похороны игрушек и домашних животных; рисунки с изображением могил, гробов; фантазии на тему собственных похорон). Взрослые обычно не обращают на это внимание, и покушение на самоубийство оказывается для них полной неожиданностью. Поводом служит незначительный конфликт. Суицидальные попытки травматичны и чаще завершенные. Катамнез показывает, что причиной такого поведения являются эндогенные заболевания. Повторные суицидальные попытки бывают тогда, когда отсутствует ранняя диагностика и лечение. ^ наблюдается в препубертатном и раннем пубертатном периоде (10-12 и 12-14 лет). Клинически обилие несвойственных ренее подростку различных нарушений поведения от грубости и конфликтов с домашними до бродяжничества, алкоголизации и сексуальных эксцессов. Тоска незначительна. Но полностью отсутствует характерное для девиантного поведения, бравирование и повышенное настроение. Такое поведение создает почву для конфликтов с окружающими, создается почва для наказания. Увеличивается суицидальная опасность. Раздражительность, реакция протеста, истерические проявления нередко ведут к ошибочной оценке как к суицидальной демонстративности и избирается неправильная тактика. При своевременной диагностике и адекватной терапии довольно быстро исчезает несвойственное ребенку поведение и появляется критическое отношение к суициду. ^ встречается чаще в возрасте 12-14 и 14-16 лет. В клинике превалируют соматические жалобы. Аффект тревожно-тоскливый, с раздражительностью, ощущением покинутости, одиночества. Неприятные ощущения в теле рассматриваются как проявление неизлечимого заболевания. Под предлогом болезни запускается учеба. Затрудняется контакт со взрослыми. «Непонимание» окружающими их переживаний создает нередко непереносимые, безвыходные, по мнению подростков, ситуации. Адекватная терапия и помощь психолога помогают исчезновению этих симптомов. Катамнез показывает, что деперссиные расстройства психогенно обусловленые и развиваются на фоне сензитивной и интенсивной акцентуации характера. ^ характерен для подростков в 12-16 лет. Первыми признаками являются затруднения в учебе, которые являются причиной психической заторможенности. Трудности усвоения материала связывают с ухудшением памяти. Исчезают прежние увлечения, интересы, появляется душевная вялость, безынициативность. Жалоб на тоску нет, подростки говорят о скуке и унынии. Может присоединиться тревога, сон достаточный, но, кажется, что сна нет. Подросток продолжает ходить в школу, пытается вести прежний образ жизни, но ему это не удается. Возникают конфликты, которые он воспринимает трагически. Суицидальные попытки совершаются не в момент наивысшего эмоционального напряжения, а по прошествии некоторого времени после психотравмы. Риск возникновения повторных попыток очень велик. Катамнез показывает, что проявления имеют психогенный характер. Подросткам свойственна сензитивность, доходящая до акцентуации. ^ свойственна подросткам пубертатного возраста 16-18 лет. Размышления о смысле жизни и сущности смерти приобретает у подростков характер навязчивости, бесплодного мудрствования, депрессивно окрашенного с «пассивным согласием на смерть». Тоска выражена слабо. Суицидальное поведение с конфликтами не связано, а является длительным результатом размышлений о жизни и смерти. При неудаче суицид повторяется. Катамнез показывает проявление вялотекущей шизофрении. К этой группе относятся и подростки с дисморфобиями. Неудовлетворенность собой может быть иногда настолько сильно выражена, особенно у девочек, что приобретает депрессивную окраску. На этом фоне незначительная психотравма может повлечь суицид. В катамнезе почти всегда развивается патологический склад характера. ^ наблюдаются в старшем возрасте 16-18 лет. Тревог, страх, аутоагрессия. Суицидальные попытки совершаются первым попавшимся под руку средством на пике психического напряжения. После неудачи тревога и депрессия уменьшаются, но это состояние обманчиво. При отсутствии адекватного лечения попытка повторяется. По катамнезу в дальнейшем развивается шизофренический процесс. Таким образом, нарушение поведения, снижение успеваемости, конфликтность, капризность, обидчивость бывают проявлением депрессивного синдрома. Взрослыми такое состояние оценивается как лень, распущенность, следствием собственного плохого воспитания. Подростков упрекают, стыдят, наказывают. Родители, объединившись с учителями, применяют различные меры воздействия на подростка. Подобная неадекватная оценка душевного состояния депрессивного подростка создает тяжелейшие конфликтные ситуации. Психотравмирующая ситуация, возникшая на фоне отсутствия контактов, свойственная депрессивному, обостряет чувство душевного одиночества, создает ощущение безысходности и толкает на самоубийство. Профилактика суицида и суицидальных попыток. Важным моментом является повышение общественного морального сознания по возрастанию ценности жизни. С этой целью:
Профилактика суицидального поведения детей и подростков. Зависимость возникновения суицидальных проявлений в структуре реактивной и эндогенной депрессии от ситуационных факторов заставляет тщательно продумать необходимость стационарного лечения в психиатрической больнице. Факт стационирования нарушает жизненные стереотипы, ущемляет престиж и создает предпосылки для дальнейшей дезадаптации депрессивного подростка, совершившего суицидальную попытку. Учитывая это, вопрос о госпитализации следует решить в каждом случае индивидуально. При разработке мер профилактики покушений на самоубийство в этом возрасте нужно иметь в виду:
Основные задачи профилактики суицидального поведения:
Метод выявления риска суицидальности. Выявленные характеристики, свойственные суицидентам, позволили сотрудникам отделения психопрофилактики научно-исследовательского института им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург) составить карту риска суицидальности. Карта предназначена для определения риска совершения суицида и степени такого риска у лиц, оказавшихся, в тяжелых жизненных ситуациях. Применение карты правомерно при исследовании людей с имевшимися в анамнезе острыми аффективными реакциями на фоне акцентуации характера, а так же при установлении риска суицида лиц без выраженной характерологической патологии в условиях жизненного кризиса. В карту включен 31 фактор риска суицида, наличие каждого из которых необходимо выявить у исследуемого. Карту должны заполнять психологи, хорошо знакомые с анамнезом и личностью человека на основании свободной беседы с ним. При заполнении карты следует исходить не из субъективной оценки себя людьми, а из впечатлений психолога, полученных во время тщательного изучения анамнеза. Факторы риска суицидальности.
После выявления всех параметров, каждому из них приписывается условный «вес» в соответствии с таблицей.
Вычисляется алгебраическая сумма «весов» всех факторов. Если полученная величина меньше, чем 8,86 – риск суицида незначителен. Если эта величина колеблется в пределах от 8,86 до 15,48, то имеется риск совершения суицидальной попытки. В случае, когда сумма «весов» превышает 15,48, риск суицида исследуемого очень велик, а в случае наличия в анамнезе попытки самоубийства, значителен риск ее повтора. Психологические аспекты суицидального поведения. 2008 год. Методика изучения факторов привлекательности профессии. Инструкция: обведите кружком те пункты, которые отражают ваше отношение к избранной профессии. В колонке «А» отмечено то, что «привлекает», в колонке «Б», - что «не привлекает». Фиксируйте только то, что для вас действительно значимо. Делать выбор во всех без исключения строках необязательно.
_______________________________________________________________________________ ^ Инструкция: обведите кружком те пункты, которые отражают ваше отношение к избранной профессии. В колонке «А» отмечено то, что «привлекает», в колонке «Б», - что «не привлекает». Фиксируйте только то, что для вас действительно значимо. Делать выбор во всех без исключения строках необязательно.
|