Профилактика суицидального поведения обучающихся Самоубийство icon

Профилактика суицидального поведения обучающихся Самоубийство





Скачать 465.42 Kb.
Название Профилактика суицидального поведения обучающихся Самоубийство
Дата 02.04.2013
Размер 465.42 Kb.
Тип Документы
Профилактика суицидального поведения обучающихся

Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида в России - один из самых высоких в мире. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?

Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с раз¬водами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.

Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:

  • эмоционально чувствительные, ранимые;

  • настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;

  • негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);

  • склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;

  • склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;

  • пессимистичные;

  • замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

Классификация суицидальных проявлений

Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.

Степени выраженности суицидального поведения:

Первая степень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться", "Если бы со мной это произошло, я бы умер" и т. д.

^ Вторая степень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.

^ Третья степень - суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).


Демонстративные и истинные попытки суицида

Специалисты разделяют суицидальные попытки:

  • на истинные;

  • демонстративные;

  • шантажные.

Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток - добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку "за компанию", его решение не обдумано, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть "как все".Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершиться смертью; могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или же экстремальным "развлечением". Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это - употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать.

Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии.

Мотивы и поводы суицидального поведения

Основными мотивами и поводами для суицидального поведения (приведены в порядке уменьшения значимости) могут быть:

1. Личностно-семейные конфликты:

  • несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;

  • потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;

  • препятствия к удовлетворению актуальной потребности;

  • несчастная любовь;

  • недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.

2. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.

3. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.

4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:

  • боязнь наказания или позора;

  • самоосуждение за неблаговидный поступок.

5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:

  • несостоятельность, неудачи в учебе или работе;

  • несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.

Эти мотивы редко служат причиной суицида.

6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.


Целями суицида могут быть:


1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер.


2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.

3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.

4. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.

5. Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.


Постсуицидальный период

Постсуицидальный период начинается вслед за попыткой самоубийства. В нем прослеживаются те мотивы, которые привели к суициду:

  • конфликт и его значимость для субъекта;

  • принятие суицидального решения;

  • личное отношение к суициду.

Выделяют 4 типа постсуицидальных состояний:

1. Критический тип. Конфликт утратил актуальность. Человек испытывает чувство стыда. Повторение суицида маловероятно. Направление помощи - рациональная психотерапия.

2. Манипулятивный тип. Актуальность конфликта снизилась. Появилось отчетливое понимание того, что суицидальные действия могут служить способом достижения целей и средством влияния на окружающих. Имеется тенденция к превращению истинных покушений в демонстративно-шантажные. Направление помощи - выработка негативного отношения к суициду, разрушение шаблона реагирования во избежание повторных суицидов.

3. Аналитический тип. Конфликт по-прежнему актуален. Человек испытывает раскаяние за содеянное. Но поскольку конфликт все еще в острой фазе, начинаются поиски выхода из ситуации, и если они не будут найдены, то вероятность повторного суицида велика, уже со смертельным исходом. Направление помощи - ликвидация конфликта с возможным привлечением к помощи юристов и других служб.

4. Суицидально-фиксированный тип. Конфликт актуален. Отношение к суициду положительное. Направление помощи - лечение в психиатрической клинике с назначением строгого надзора.

Максимальный риск повторного суицида - во временной промежуток от 1 месяца до 3 лет.


Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков

По данным ЮНИСЕФ, Россия остается одной из лидирующих стран в мире по количеству самоубийств среди подростков и молодежи. Количество суицидов в возрастной группе 15-19 лет в среднем в 4 раза превышает уровень самоубийств в европейских странах.

Формирование представлений о смерти проходит несколько этапов. Ребенок формально знаком с атрибутами ухода из жизни, но знания не соотносятся с собственной личностью или личностями близких. Конечность жизни представляется как длительное отсутствие. Привлекает возможность считаться умершим для окружающих, но наблюдать за ними со стороны и видеть раскаяние своих обидчиков. Страх смерти отсутствует, и при "игре в смерть" ребенок не испытывает отрицательных эмоций. Не осознавая серьезности последствий, он может совершать и опасные для жизни шалости, и покушения на самоубийство.Со временем становится адекватным представление о смерти как о конце жизни. Формируется страх смерти, который носит чаще формальный характер и не связывается с ценностью собственной жизни. Некомпетентность детей лежит в основе использования ими в суицидальных целях "невинных" с точки зрения взрослых веществ (конторский клей, шампунь).С другой стороны, дети прибегают к калечащим способам покушения на свою жизнь, не понимая их крайней опасности (падение с высоты, попытки к самоутоплению, самоповешению). Подростки нередко "переигрывают" демонстрацию, когда, не имея целью лишить себя жизни, совершают суицидальную попытку, принимая таблетки в яркой упаковке, и т. д.Необходимо иметь в виду, что конфликтная ситуация для ребенка или подростка может складываться из незначительных, мимолетных, по мнению взрослых, неурядиц. У подростка с его максимализмом, эгоцентричностью, неумением прогнозировать свою жизнь, создается ощущение безысходности, рождается чувство отчаяния, одиночества. Это совершенно неожиданно для окружающих его взрослых делает конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребенка.Становится понятна условность деления суицидального поведения в детском и подростковом возрасте на истинное и демонстративно-шантажное. Все суицидальные действия в этом возрасте следует расценивать как истинные и подвергать глубокому анализу каждый факт покушения на самоубийство.

Подростки чаще всего прибегают к демонстративному суициду, рассчитывая, что их вовремя спасут. Объясняют его "несчастной любовью", но действительная причина - уязвленное самолюбие, утрата ценного внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников. А возможно, и необходимость выпутаться из серьезной ситуации, избежать наказания, вызвать сочувствие, заполучить репутацию исключительной личности. Суицид, совершаемый перед школой, может свидетельствовать о серьезном конфликте с учителями или администрацией. Иногда "игра со смертью" является шантажом, спровоцированным наказаниями, несправедливыми, по мнению подростка, и окрашена чувством мести, желанием доставить обидчику большие неприятности. Истинное суицидальное поведение обычно возникает в тех случаях, когда жизнь ударяет подростка по "слабым местам" и порождает мысли о неполноценности. Совершается суицид под влиянием цепи неудач, разочарований; последней каплей может стать ничтожный повод.

Подростковый возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что его можно считать "сплошным затянувшимся конфликтом". Подросток по-своему реагирует на происходящее, что связано прежде всего с его личностным самоутверждением. Это выражается в стремлении освободиться от опеки, контроля, покровительства взрослых и распространяется на установленные ими порядки, правила, законы и ценности. Почти инстинктивно он объединяется со сверстниками, главным образом, с целью общения. Самоутверждение и общение чрезвычайно важны для подростка. Блокирование этих потребностей может вызвать тяжелый внутренний конфликт - причину суицида.

Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, она сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под влиянием психоактивных веществ повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные самоубийцы часто имеют родственников, покончивших с собой.

Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Попытка самоубийства - это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Так ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда закончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.


^ Депрессивные расстройства

Подростковые депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью подразделяют на: детский вариант депрессивного синдрома, девиантный, ипохондрический, астенический, вариант с преобладанием типично подростковых симптомов, а также типично-депрессивный вариант синдрома.

Детский вариант наблюдается у суицидентов в возрасте 6-12 лет. Депрессия выражена минимально. Дети становятся менее подвижными, жалуются на утомление, раздражительны, капризны. В играх наблюдается "погребальная" тематика (похороны игрушек и домашних животных; рисунки с изображением могил, гробов; фантазии на тему собственных похорон). Взрослые обычно не обращают на это внимание, и попытки самоубийства оказываются для них полной неожиданностью. Поводом служит незначительный конфликт. Суицидальные попытки травматичные и чаще всего завершенные. Повторные суицидальные попытки бывают тогда, когда отсутствует ранняя диагностика и лечение.

Девиантный вариант наблюдается в возрасте 10-14 лет. Отмечается обилие не свойственных ранее подростку различных нарушений поведения - от грубости и конфликтов с домашними до бродяжничества, алкоголизации и сексуальных эксцессов. Такое поведение создает почву для конфликтов с окружающими, служит поводом для наказания. Увеличивается суицидальная опасность. При своевременной диагностике и адекватной терапии не свойственное ребенку поведение довольно быстро исчезает, и появляется критическое отношение к суициду.

Ипохондрический вариант депрессии встречается чаще в возрасте 12-16 лет. Появляются жалобы на состояние здоровья. Аффект тревожно-тоскливый, с раздражительностью, ощущением покинутости, одиночества. Неприятные ощущения в теле рассматриваются как проявления неизлечимого заболевания. Под предлогом болезни запускается учеба. Затрудняется контакт со взрослыми. "Непонимание" окружающими их переживаний создает непереносимые, безвыходные, по мнению подростков, ситуации. Адекватная терапия и помощь психолога способствуют преодолению этих симптомов.

Астенический вариант депрессии характерен для подростков 12-16 лет. Первые признаки: затруднения в учебе, являющиеся причиной психической заторможенности. Исчезают прежние увлечения, интересы, появляется душевная вялость, безынициативность; подростки говорят о скуке и унынии. Может наблюдаться тревога. Сон достаточный, но у подростка ощущение бессонницы. Ребенок продолжает ходить в школу, пытается вести прежний образ жизни, но ему это не удается. Возникают конфликты, которые он принимает слишком близко к сердцу. Суицидальные попытки совершаются не в момент наивысшего эмоционального напряжения, а по прошествии некоторого времени. Риск возникновения повторных попыток очень велик.

Депрессивный синдром с преобладанием типично-подростковых симптомов свойственен подросткам возраста 16-18 лет. Размышления о смысле жизни и сущности смерти приобретает характер навязчивости, бесплодного, депрессивно окрашенного мудрствования. Суицидальное поведение с конфликтами не связано, а является длительным результатом размышлений о жизни и смерти. При неудаче суицид повторяется. Синдром может быть проявлением вялотекущей шизофрении.Сюда же относится и неудовлетворенность собой, особенно у девочек, которая может быть иногда настолько сильно выражена, что приобретает депрессивную окраску, и незначительная психотравма может повлечь суицид.

Депрессивные состояния с типичной симптоматикой наблюдаются в возрасте 16-18 лет. Характерны тревога, страх, самоуничижение. Суицидальные попытки совершаются на пике психического напряжения - любым способом, удобным в ту минуту. После неудачи тревога и депрессия идут на спад, но это состояние обманчиво. При отсутствии адекватного лечения попытка повторяется. Таким образом, нарушение поведения, снижение успеваемости, конфликтность, капризность, обидчивость бывают проявлением депрессивного синдрома. Взрослые такое состояние оценивают как лень, распущенность, следствие плохого воспитания. Подростков упрекают, стыдят, наказывают. Родители, объединившись с учителями, применяют различные меры воздействия на подростка.

Подобная неадекватная оценка душевного состояния депрессивного подростка создает тяжелейшие конфликтные ситуации и толкает на самоубийство.


Профилактика суицидального поведения детей и подростков

При разработке мер профилактики суицидов у детей и подростков нужно иметь в виду:

1. Граница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением в детском и подростковом возрасте условна. Целесообразно все суицидальные мысли, тенденции, попытки ребенка рассматривать как реальную угрозу его жизни и здоровью.

^ 2. Чем меньше возраст больного, тем острее протекают депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью.

3
. Депрессия сама по себе не содержит суицидальных тенденций. Они появляются под действием конфликтных ситуаций, если не приняты адекватные меры профилактики, диагностики и лечения.

^ 4. Психологические переживания часто переоценивается подростками и недооценивается взрослыми.


5.
В структуре депрессивного состояния есть симптомы, наличие которых должно насторожить психолога.

6. При депрессивных состояниях у детей и подростков всегда высок риск повторений, что требует индивидуальной профилактической работы.

7. Как правило, суицидальные угрозы и намерения реализуются депрессивными детьми и подростками в истинные покушения на самоубийства.

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

  • не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;

  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

  • постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Как понять, что ребенок решился на самоубийство

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

1. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:

  • прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";

  • косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";

  • много шутит на тему самоубийства;

  • проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

2. Поведенческие признаки. Подросток может:

  • раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;

  • демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

- в еде - есть слишком мало или слишком много;

- во сне - спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде - стать неряшливым;

- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

- замкнуться от семьи и друзей;

- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

-проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.

3. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:

  • социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;

  • живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

  • ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;

  • предпринимал раньше попытки суицида;

  • имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

  • перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

  • слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.


Рекомендации родителям

Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.

Родителям можно рекомендовать:

  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";

  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

  • обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

  • записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

Тест для родителей

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.

Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

1. Рождение вашего ребенка было желанным?

2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?

5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?

9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?

10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

12. Вы знаете, кто его любимый учитель?

13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?

14. Вы первым идете на примирение, разговор?

15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Подсчет результатов

Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!


^ Комплекс психодиагностических методик

для выявления группы риска по суицидальному поведению

Предлагаемый комплекс психодиагностического инструментария представляет собой комплекс психологических методик и тестов, используемых педагогом-психологом для выявления детей группы риска по суицидальному поведению.


^ Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состо­яний. Если это состояние очень подходит вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то — 1 балл; если совсем не подходит — то 0 баллов.



Психическое состояние

Подходит

Подходит, но не очень

Не подходит

1

Не чувствую в себе уверенности

2

1

0

2

Часто из-за пустяков краснею

2

1

0

3

Мой сон беспокоен

2

1

0

4

Легко впадаю в уныние

2

1

0

5

Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях

2

1

0

6

Меня пугают трудности

г

1

0

7

Люблю копаться в своих недостатках

2

1

0

8

Меня легко убедить

2

1

0

9

Я мнительный

г

1

0

10

С трудом переношу время ожидания

2

1

0

11

Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход

2

1

0

12

Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом

2

1

0

13

При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя

2

1

0

14

Несчастья и неудачи ничему меня не учат

2

1

0

15

Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной

2

1

0

16

Я нередко чувствую себя беззащитным

2

1

0

17

Иногда у меня бывает состояние отчаяния

2

1

0

1S

Чувствую растерянность перед трудностями

2

1

0

19

В трудные минуты жизни иногда веду себя по- детски, хочу, чтобы меня пожалели

2

1

0

20

Считаю недостатки своего характера неисправимыми

2

1

0

21

Оставляю за собой последнее слово

2

1

0

22

Нередко в разговоре перебиваю собеседника

2

1

0

23

Меня легко рассердить

2

1

0

24

Люблю делать замечаний другим

2

1

0

25

Хочу быть авторитетом для окружающих

2

1

0

26

Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего

2

1

0

27

Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю

2

1

0

28

Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять

2

1

0

29

У меня резкая, грубовата» жестикуляция

2

1

0

30

Я мстителен

2

1

0

31

Мне трудно менять привычки

2

1

0

32

Нелегко переключаю внимание

2

1

0

33

Очень настороженно отношусь ко всему новому

2

1

0

34

Меня трудно переубедить

2

1

0

35

Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться

2

1

0

36

Нелегко сближаюсь с людьми

2

1

0

37

Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана

2

1

0

38

Нередко я проявляю упрямство

2

1

0

39

Неохотно иду на риск

2

1

0

40

Резко переживаю отклонения от принятого мною режима

2

1

0
Интерпретация тестирования

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4 групп вопросов.

^ I. Тревожность (вопросы 1-10)

0-7 баллов Низкая тревожность

8-14 баллов Тревожность средняя, допустимого уровня

15-20 баллов Высокая тревожность

^ П. Фрустрация (вопросы 11 –20)

0-7 баллов Вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей

8-14 баллов Средний уровень, фрустрация имеет место

15-20 баллов У вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач

^ 111. Агрессивность (вопросы 21-30)

0-7 баллов Вы спокойны, выдержанны

8-14 баллов Средний уровень

15-20 баллов Вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми

^ IV. Ригидность (вопросы 31-40)

0-7 баллов Ригидности нет, легкая переключаемость

8-14 баллов Средний уровень

15-20 баллов Сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны резкие изменения в жизни (учебе, работе, семье)


^ Шкала депрессии Зунге (Т.И.Балашовой)



Утверждения

Никогда

Иногда

Часто

Посто-

янно

1.

Я чувствую подавленность

1

2

3

4

2.

Утром я чувствую себя лучше всего

4

3

2

1

3.

У меня бывают периоды плача или близости к слезам

1

2

3

4

4.

У меня плохой ночной сон

1

2

3

4

5.

Аппетит у меня не хуже обычного

4

3

2

1

6.

Мне приятно общаться с привлекательными лицами противоположного пола

4

3

2

1

7.

Я замечаю, что теряю вес

1

2

3

4

8.

Меня беспокоят запоры

1

2

3

4

9.

Сердце бьется быстрей, чем обычно

1

2

3

4

10.

Я устаю без всяких причин

1

2

3

4

11.

Я мыслю так же ясно, как всегда

4

3

2

1

12.

Мне легко делать то, что я умею

4

3

2

1

13.

Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте

1

2

3

4

14.

У меня есть надежды на будущее

4

3

2

1

15.

Я более раздражителен, чем обычно

1

2

3

4

16.

Мне легко принимать решения

4

3

2

1

17.

Я чувствую, что полезен и необходим людям

4

3

2

1

18.

Я живу достаточно полной жизнью

4

3

2

1

19.

Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру

1

2

3

4

20.

Меня до сих пор радует то, что радовало всегда

4

3

2

1
^
Обработка и интерпретация результатов теста

Уровень депрессии (УД) рассчитывается как сумма всех зачеркнутых цифр:

  • Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.

  • Если УД от 50 до 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза.

  • Показатель УД от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия.

  • Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов



^ Шкала тревожности и депрессии Зигмонда

Т

Я напряжен. Мне не по себе

3




все время

2




часто

1




время от времени, иногда

0




совсем не испытываю

Д

То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает такое же чувство

0




определенно это так

1




наверное, это так

2




лишь в очень малой степени это так

3




это совсем не так

Т

Мне страшно. Кажется, будто что-то ужасное может вот-вот случиться

3




определенно это так, и страх очень сильный

2




да, это так, но страх не очень сильный

1




иногда, но это меня не беспокоит

0




совсем не испытываю

Д

Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное

0




определенно, это так

1




наверное, это так

2




лишь в очень малой степени это так

3




совсем не способен

Т

Беспокойные мысли крутятся у меня в голове

3




постоянно

2




большую часть времени

1




время от времени

0




только иногда

Д

Я чувствую себя бодрым

3




совсем не чувствую

2




очень редко

1




иногда

0




практически все время

Т

Я легко могу сесть и расслабиться

0




определенно, это так

1




наверное, это так

2




лишь изредка это так

3




совсем не могу

Д

Мне кажется, что я стал все делать очень медленно

3




практически все время

2




часто

1




иногда

0




совсем нет

Т

Я испытываю внутренне напряжение или дрожь

0




совсем не испытываю

1




иногда

2




часто

3




очень часто

Д

Я не слежу за своей внешностью

3




определенно это так

2




я не уделяю этому столько времени, сколько нужно

1




может быть, я стал меньше уделять этому внимания

0




я слежу за собой так же, как и раньше

Т

Я не могу усидеть на месте, словно мне постоянно нужно двигаться

0




определенно, это так

1




наверное, это так

2




лишь в очень малой степени это так

3




совсем не способен

Д

Я считаю, что мои дела (занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения

3




точно так, как и обычно

2




да, но не в той степени, как раньше

1




значительно меньше, чем раньше

0




совсем не считаю

Т

У меня бывает внезапное чувство паники

3




действительно, очень часто

2




довольно часто

1




не так уж часто

0




совсем не бывает

Д

Я могу получить удовольствие от хорошей книги, фильма, радио- или телепрограммы

0




часто

1




иногда

2




редко

3




очень редко

Интерпретация

Госпитальная шкала тревоги и депрессии содержит 14 пунктов, каждому из которых соответствует 4 варианта ответов, отражающих степень нарастания симптоматики. Учитывается суммарный показатель по каждой подшкале – Т (тревога) и Д (депрессия). Значения показателей:

  • от 0 до 7 баллов соответствует норме,

  • 8 – 10 баллов – субклинически выраженная тревога/депрессия,

  • 11 баллов и более – клинически выраженная тревога/депрессия.



Тест НСВ - 10

Инструкция: Написанные слова являются началом предложений, которые вам нужно продолжить. Дописывая предложения помните: нет правильных и неправильных ответов. Разрешается допускать грамматические ошибки. Не переживайте если предложения будут получаться не очень складные, это не важно.

^ Допишите окончание предложений

1 Никто______________________________________________________________________

2 Все против_________________________________________________________________

3 Нет____________________________________________________________________

4 Я______________________________________________________________________

5 Мне не_____________________________________________________________________

6 Никогда____________________________________________________________________

7 Никогда__________________________________________________________________

8 Всё_____________________________________________________________________

9 Это____________________________________________________________________

^ Допишите окончания предложений, повторять ответы не обязательно

1 Многие меня­_______________________________________________________________

2 Все за______________________________________________________________________

3 Есть силы__________________________________________________________________

4 Я многим_________________________________________________________________

5 Мне____________________________________________________________________

6 Часто_____________________________________________________________________

7 Всегда____________________________________________________________________

8 Всё_____________________________________________________________________

9 Это____________________________________________________________________

^ Дополните окончания предложений на своё усмотрение

1 Мне надоело______________________________________________________________

2 Когда мне плохо, я_________________________________________________________

3 Я не хочу_________________________________________________________________

4 Моя жизнь – это__________________________________________________________

5 Настроение у меня_________________________________________________________

6 Мое терпение_____________________________________________________________

7 Впереди у меня____________________________________________________________

^ Обработка результатов теста “НСВ-10”.

Анализируется содержание произвольно законченных предложений с целью определения наличия суицидальных высказываний. Наличие трех и более суицидальных высказываний в предложениях показывает, что у респондента есть суицидальное намерения, и он нуждается в более тщательном изучении и в соответствующей воспитательной работе, коррекции и контроле.

В случае выявления суицидального состояния рекомендованы консультации с другими специалистами в рамках подтверждения диагностических выводов и обследование другим методом.

Для проведения анализа предлагаются примеры суицидальных высказываний. Экспериментатор может сравнивать образцы выполнения тестовых заданий обследуемых с предлагаемыми вариантами суицидных ответов в примерах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. В случае установления идентичности ответов (три и более) в ответах обследуемого и предлагаемых примерах констатируется предварительное диагностическое заключение о наличии суицидного состояния на момент обследования.

Для подтверждения предварительного диагностического заключения проводится повторное обследование с помощью данной методики. Временной интервал между обследованиями может быть не менее часа.

Идентификация в ответах при повторном обследовании суицидальных высказываний (от трех и более) позволяет выставить оценку, характеризующую развитие (или отсутствие развития) суицидального поведения. Для этого используется девятибалльная шкала оценивания от 1 до 9. Каждому выявленному суицидальному высказыванию соответствует одно значение оценочной шкалы. Чем больше дифференцировано суицидных высказываний, тем большее значение имеет оценка.

Пример 1 1) “Никто меня не любит”; 2) “Все против меня”; 3) “Нет сил терпеть все это”; 4) “Я никому не нужен”; 5) “Мне не хочется “Настроение у меня отвратительное”; 6) “Мое терпение лопнуло”; 7) “Впереди у меня пустота (спокойствие, успокоение, конец, смерть)”.

Пример 2 1) “Мне надоело это”; 2) “Когда мне плохо, я хочу убить “Сидорова”; 3) “Я не хочу туда идти, возвращаться (в школу, домой)”; 4) “Моя жизнь - это ад”; 5) “Настроение у меня паршивое”; 6) “Мое терпение закончилось”; 7) “Впереди у меня ничего хорошего”.

Следует также отметить, что многие высказывания могут быть в нецензурной форме. Их также надлежит подвергнуть анализу на предмет идентификации аутоагрессивных, суицидных фраз.

В случае выявления суицидального поведения формируется соответствующее заключение о его наличии с указанием методики получения данных выводов (тест “НСВ-10”), а также рекомендаций психолого-педагогических мер учителям, психологам, социальным педагогам, несущим прямую ответственность за обследуемого. Их суть может состоять в применении методов психологической и педагогической коррекции антисуицидальных установок, активизации резервных возможностей личности и других мер, способствующих недопущению реализации суицидальных намерений, сохранению не только жизни, но и потенциала ребенка.

^ Проективный тест “Рисунок семьи”

Инструкция: Нарисуйте свою семью. При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово “семья”, а если возникают вопросы “что нарисовать?”, следует лишь еще раз повторить инструкцию. При групповом выполнении теста время ограничивают 15-30 минутами.

Примечание: Для работы необходимо использовать лист белой бумаги, ручку, карандаш, ластик.

^ Обработка результатов теста “Рисунок семьи”.

Для интерпретации надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка;

б) состав его семьи, возраст братьев и сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье или
школе.

^ Обработка проводится по следующей схеме:

№ Выделяемые признаки Отметки о наличии признаков

1 Общий размер рисунка (его площадь)

2 Количество членов семьи

3 Соответствующие размеры членов семьи

Мать

Отец

сестра

Брат

дедушка

бабушка и т.д.

4 Расстояние между членами семьи

Наличие каких-либо предметов между ними

5 Наличие животных

6 О виде изображения:

схематическое изображение

реалистическое изображение

эстетическое изображение

в интерьере, на фоне пейзажа и т.д.

метафорическое изображение

в движении, действии

7 Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3...)

Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1, 2, 3)

Степень аккуратности исполнения (1,2,3)

^ Тест направлен на исследование межличностных отношений ребенка с родителями и другими членами семьи.

Интерпретируя тест “Рисунок семьи”, на основании особенностей изображения можно определить:

1) Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие
сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о
неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности,
скованности, низкой самооценки, чувстве неполноценности и т.п., тогда как
большие размеры часто говорят об обратном: хорошем расположении духа,
раскованности, отсутствии напряженности и утомления, значимости
изображенного;

2) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены).

^ Проективная методика «Человек и дерево»

Использование психографических методик П.И.Юнацкевича “Человек” и “Дерево” в выявлении группы риска.

Использование психографических методик “Человек” и “Дерево” предполагает владение общей методикой психографологического и проективного исследования личности. Применение этого диагностического аппарата в выявлении группы риска (лиц, склонных к суицидным реакциям) основано на определении адекватного суицидному состоянию критерию-признаку. Он был выведен из опыта использования данных методик на экспериментальной (105 суицидентов) и контрольной группе (525 человек). Суть данного признака состоит в незавершенном рисунке нижних конечностей “Человека” и корневой основы “Дерева”. Выявление этого признака дает основание утверждать о недостаточно развитых способностях обследуемого адаптироваться в среде и склонностях к различного рода срывам в поведении, в том числе и суицидным поступкам.

Инструкция: Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите ручку или карандаш, как вам удобнее и нарисуйте картинку. На рисунке обязательно должны присутствовать человек, дерево.

Интерпретация

Особенности изображения “суицидного человека”. Изображение одной головы или лица без прорисовки тела (фигуры) свидетельствует об опасениях, напряжении обследуемого во время контактов с окружающими. Опущенные глаза, подбородок говорят о депрессивных переживаниях.

Укороченные верхние конечности (руки) говорят об избегании контактов, затрудненность их установления. Отсутствие изображения кистей рук – замкнутость характера.

Изображение людей в торжественной, парадной, театральной или сказочной одежде говорит о склонности к демонстративно-шантажному типу суицидального поведения.

Расположение фигуры, отклоненной от вертикали, характерно для лиц с неуравновешенным характером, резким преобладанием эмоций над интеллектом.

Разорванные (разомкнутые) линии рисунка показывают снижение психической энергии, неуверенность, депрессию и суицидные мысли.

Нечеткие (небрежные) линии рисунка показывают неуравновешенность психоэмоциональной сферы личности, легкое возникновение психопатизации. Кроме того, можно предполагать наличие у обследуемого изменчивости настроения.

Очень слабые линии рисунка могут указывать на подавленность обследуемого и равнодушие к себе.

Зачеркивания, затушевки, заштриховки изображений указывают на нервозность, беспокойство, напряжение и боязливость обследуемого.

Маленький рисунок (до 4 см) - сниженное настроение, подавленность, низкая и неустойчивая самооценка, ущербное представление о себе.

Рисунки, расположенные менее чем на 1 см. от края листа – повышенное психическое напряжение.

Основания для предварительного заключения о выявленном суици-дальном состоянии обследуемого:

 повышенное психическое напряжение;

 оно не связано с обследованием, имеет длительный характер течения;

 повышенный уровень агрессивности (определяется по наличию угловатых частей рисунка или сильном нажиме на карандаш);

 упадок сил и настроения;

 штриховка и затушевка рисунка;

 самооценка завышена или занижена.

Притча

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить»

Также и мы с вами должны потратить огромные усилия на профилактику, чтобы предотвратить возникновение суицидальных мыслей, намерений у подростков. Чужих детей не бывает…

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Профилактика суицидального поведения обучающихся Самоубийство icon Оценка суицидального риска и профилактика суицидального поведения

Профилактика суицидального поведения обучающихся Самоубийство icon Профилактика суицидального поведения у детей и подростков

Профилактика суицидального поведения обучающихся Самоубийство icon Профилактика суицидального поведения среди подростков

Профилактика суицидального поведения обучающихся Самоубийство icon Типы суицидального поведения. Динамика развития суицидального поведения

Профилактика суицидального поведения обучающихся Самоубийство icon Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

Профилактика суицидального поведения обучающихся Самоубийство icon Механизмы формирования, клинические особенности и профилактика суицидального поведения у больных

Профилактика суицидального поведения обучающихся Самоубийство icon Профилактика суицидального поведения
Так в 2012 году в г. Орске 12 подростков в возрасте от 9 до 16 лет совершили суицидальные попытки,...
Профилактика суицидального поведения обучающихся Самоубийство icon Особенности суицидального поведения подростков

Профилактика суицидального поведения обучающихся Самоубийство icon Программа по предупреждению суицидального поведения

Профилактика суицидального поведения обучающихся Самоубийство icon Психологические аспекты суицидального поведения

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы