|
Скачать 72.64 Kb.
|
Содержание
Существуют три степени риска |
Профилактика суицидального поведения у детей и подростков Суицидальное поведение в детском и подростковом возрасте является одной из важных проблем, стоящих перед современной клинической психологией и психиатрией. Суицидальное поведение включает в себя мысли, намерения, высказывания, угрозы, покушения - все проявления активности, направленные на лишение себя жизни. В соответствии с целями суицидальное поведение разделяется на 3 типа: истинное (желание умереть), аффективное (стремление избавится от непереносимой душевной боли) и демонстративное (шантаж). В любом случае потенциальная опасность велика. Существуют две основные причины самоубийств среди детей - ответ здорового ребёнка на создавшиеся объективные психотравмирующие условия и раннее начало психического заболевания. В качестве "психотравмирующих" факторов выступают такие проблемы как угроза отчисления из школы, семейные конфликты, неудачи в личной жизни, социальное сиротство, жестокое обращение, семейное неблагополучие, тяжёлое переживание "недостатков" своей внешности девочками. Связь между расстройством поведения и суицидом может быть сильной у мальчиков, когда сочетание депрессии и проблем поведения становится особенно опасным. Мысли о суициде, как и периодические спады настроения достаточно часто встречаются у подростков в период созревания и рассматриваются как возрастные особенности поведения. Современные дети гораздо труднее, чем предыдущие поколения, находят себе место в обществе, а общество, в свою очередь, не может справиться с этой проблемой. Подросток не чувствует, что он необходим обществу и даже испытывает сомнения, желанный ли он для общества человек. Суицид считают "убийцей №2" молодых людей в возрасте от 15 лет. Изучение проблемы суицидов показало, что для молодых людей характерны депрессии, высокий уровень тревожности, агрессии. У 92% самоубийств у детей и подростков прямо или косвенно связано с неблагополучием в семьях (алкоголизм родителей, конфликты в семье, жестокое обращение). Заметная перемена в поведении ребёнка, которое является признаком, предупреждающим о возможности самоубийства, это стойкое снижение нормальных функций. Поведение может меняться постепенно, подобно тому, как ребёнок медленно теряет интерес к занятиям в школе, или внезапно, как у подростка, который с утра был в прекрасном настроении, а днём вдруг сообщает, что намерен покончить с жизнью. В большинстве случаев подростки и дети с суицидальными идеями демонстрируют признаки депрессии. Связь между суицидом и депрессией значимая. Другая важная причина суицидальных тенденций - предшествующие их суицидальные попытки - гнев, одиночество, беспокойство о будущем, угрызения совести или стыд безнадёжности. Причина суицида - получить облегчение от невыносимого психического состояния или вырваться из безысходной ситуации, попытаться заставить людей раскаяться или отомстить кому-то, повлиять на кого-то. Суицид связан с импульсивностью - это проблемы с дисциплиной, плохая успеваемость и рискованное поведение. Важной частью суицидального комплекса является гнев и агрессия. Около 70% суицидальных молодых людей страдают расстройствами поведения и антисоциальным поведением. Большинство суицидальных подростков дают ключи к своему последующему поведению; большинство осуществляющих суицид говорят другим о своих суицидальных намерениях на неделе, предшествующей суициду. Следует знать, если ребёнок не в духе уже более двух недель - это очень тревожный знак. Если у ребёнка вдруг стали отчётливо проявляться такие особенности поведения как эмоциональная недостаточность, притупление эмоций, исчезновение способности получать удовольствия, сопереживать другим, стало видно, что он тяжело страдает, на все уговоры отвечает, что он не может взять себя в руки и начать нормально общаться с окружающими, значит нужно обратиться к психиатру, медицинскому психологу. Все вышеперечисленные состояния довольно эффективно лечатся, если их вовремя заметить. Очень часто чувство безысходности так остро, что помочь сможет лишь профессионал. Только специалисты с медицинским образованием могут назначить лечение. Задача психолога помочь ребёнку разобраться в своих переживаниях, в степени их актуальности на перспективу. Создаётся атмосфера доверительного общения, участия, внимания и заботы. Главное успеть помешать сделать опрометчивый, импульсивный шаг. В детском отделении психиатрической больницы ребёнок может рассчитывать на помощь и поддержку специалистов. Психолог меняет отношение подростка к сложившимся у него сложным обстоятельствам жизни, учит детей анализировать происходящие события, учит поиску различных вариантов поведения, формирует представление о способах определения допустимого поведения во взаимоотношениях со сверстниками, родителями, взрослыми, даёт представление об ответственности за свой выбор и своё поведение. Формирует позитивный образ собственного "Я". Проводится первичная профилактика суицида в отношении детей группы риска, вторичная профилактика суицидов с группой детей, высказывающих суицидальные намерения и третичная профилактика суицида по снижению последствий и уменьшения вероятности парасуицида. Каждый этап имеет свою специфику задач, но на втором и третьем этапах помимо эмоциональной поддержки психолога осуществляется лечение психиатром. Идёт проработка суицидальных чувств, активно обсуждаются альтернативы самоубийства, укрепляется желание жить, заключается так называемый "антисуицидальный контракт" с психологом, что позволяет выиграть время для оказания более эффективной помощи. Проводится диагностика, позволяющая оценить уровень тревожности и агрессивности, степень риска по суициду. Специалист-психолог устанавливает насколько данная ситуация стала кризисной. ^ : незначительный - наличие суицидальных мыслей без определённых планов, средней степени - наличие суицидальных мыслей, наличие плана без сроков реализации и высокая - когда есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого. В первую очередь, проводится комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности родителей в области распознавания суицидального риска. У родителей порой нет времени, чтобы выполнять родительские обязанности. Все родители почему-то считают, что их ребёнок должен показывать результаты выше средних, что часто само по себе абсурдно и создаёт зону высокого напряжения и риска. Психолог проводит психопрофилактическую работу с родителями, учит их выявлять признаки суицидального поведения, депрессивных состояний, знаки предостережения. Родители должны способствовать данному общению: организовывать совместный досуг своего ребёнка с друзьями, устраивать общесемейные праздники совместно с такими детьми и всемерно способствовать общению ребёнка с друзьями. Убеждать родителей организовать занятость их ребёнка в свободное от учёбы время и наладить хороший контакт с учителями, чтобы отслеживать ситуацию в школе. Таким образом, осуществляется мера по обеспечению ребёнку тепла и гармонии в доме, созданию взаимопонимания между родителями и их детьми, обучение родителей действительно выслушивать своего ребёнка. В детском отделении психолог проводит мероприятия по оказанию поддержки детей, оказавшихся в трудной ситуации. Психолог устанавливает доверительный контакт с ребенком, когда его одолевают тяжелые мысли, формирует у себя статус доверительного лица, использует технику доверительной беседы и если в беседе ребенком сообщается, что у него уже была попытка суицида, четко фокусируется на его проблеме. Во время беседы заключается с ребенком так называемый "антисуицидальный контракт". Целью такого контракта является предотвращение возможности суицида во время или после окончания беседы, что дает возможность выиграть время для оказания более эффективной помощи. Проводится разработка индивидуальных психотерапевтических программ для детей уже совершивших попытки суицида. Программы профилактики суицидов нацелены и на такие факторы, повышающие риск суицида, как злоупотребление наркотическими веществами, импульсивное поведение, депрессию, слабые навыки решения межличностных проблем, социальная изоляция и низкая самооценка. В детском отделении учат детей концентрировать своё внимание на хорошем, мотивируют детей к участию в игровых видах спорта, где имеет место состязательность. Дети посещают спортзал лечебной физкультуры в больнице и выездные регулярные занятия в бассейне при ТГУ им Г.Р. Державина. Психолог проводит занятия по формированию положительного мнения о себе, учит пошагово с помощью специальных игр и упражнений вырабатывать алгоритм поведения в сложной ситуации. Подростки также два раза в неделю посещают тренинг коммуникативных навыков. Целью данных занятий является реабилитация коммуникативной компетентности, снятие эмоционального напряжения, развитие способности личности выдерживать состояния стресса. Проводится курс "душевного равновесия" для коррекции знаков неблагополучия. Подростка учат быть сдержанным, спокойно встречаться взглядом с собеседником, здороваясь улыбаться. В ходе проведения занятия используются специальные игры и упражнения, которые помогают развитию коммуникативных умений подростка, учат его справляться с трудностями в общении и избегать одиночества. Делается акцент на развитие личностных потенциалов на развитие наблюдательности и стремление открываться людям, а не бояться их. Кроме психологического сопровождения акцент также делается и на причину, толкающую ребёнка к страшному решению. Идёт возвращение к источнику проблемного поля, и вырабатывается стратегия разрешения кризисной ситуации. Наряду с вышеперечисленными мероприятиями с помощью тренинга релаксации (расслабления) детей учат вовремя снимать напряжение. Таким образом, профилактическая работа в детском отделении по предотвращению самоубийств среди детей и подростков строится в двух направлениях - общая и частная профилактика. Общая профилактика помогает на стадии развития суицидальной тенденции, частная - на стадии обратимой фазы внешнего суицидального поведения. Основной упор делается на профилактику кризиса в семье, оказании своевременной психологической помощи особо уязвимым подросткам и их семьям, на профилактику употребления алкоголя и других психоактивных веществ. Иначе говоря, всё, что способствует успокоению, поднятию настроения, позитивному принятию образа собственного "я", обучение планированию, повышению самоконтроля, снижению импульсивности в поведении, повышению коммуникативной компетентности, снижению гнева и агрессии, стремлению к достижению цели, осознанию самого себя человеком, способным преодолеть многие неприятные ситуации способствует и профилактике суицидального поведения детей и подростков. Советуем также получить полезную информацию в интернете на сайте НЦПЗ РАМН www. psychiatry.ru . |
![]() |
Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков |
![]() |
Профилактика суицидального поведения среди подростков |
![]() |
Основные мотивы суицидального поведения детей и подростков |
![]() |
Оценка суицидального риска и профилактика суицидального поведения |
![]() |
Особенности суицидального поведения подростков |
![]() |
Профилактика суицидального поведения обучающихся Самоубийство |
![]() |
Профилактика суицидального поведения Так в 2012 году в г. Орске 12 подростков в возрасте от 9 до 16 лет совершили суицидальные попытки,... |
![]() |
Типы суицидального поведения. Динамика развития суицидального поведения |
![]() |
Механизмы формирования, клинические особенности и профилактика суицидального поведения у больных |
![]() |
Вопросы к дифференцированному зачету по пропедевтике детской терапевтической стоматологии для студентов Психологические основы поведения детей и подростков в условиях стоматологического приема. Оценка... |