|
Скачать 95.75 Kb.
|
Утверждено методическим советом МОУ «Усть-Нерская основная общеобразовательная школа с коррекционными классами “____” _________ 2009 г. ПРОГРАММА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ у обучающихся Усть-Нерской основной общеобразовательной школы с коррекционными классами Педагога-психолога: Паскал Виктории Викторовны Программа по предупреждению суицидального поведения обучающихсяМОУ «УНООШ с коррекционными классами» - Цели и задачи: * предотвращать суицидальное поведение; * снимать стрессовые состояния обучающихся; * способствовать полноценному психическому и личностному развитию обучающихся; * развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать состоянием нере- шительности и неуверенности; * научить обучающихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру; * стимулировать положительные эмоции у агрессивных обучающихся с целью перек- лючения с агрессивного состояния на более спокойное; * снижать уровень агрессивности; * корректировать агрессивность у обучающихся; * учить обучающихся признавать собственные ошибки, переживания чувства нелов- кости, вины за агрессивное поведение; * снижать эмоциональную напряженность обучающихся; * развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся; * корректировать поведения у обучающихся с помощью игротерапии; * выявлять психологические причины, вызывающие состояние суицидального поведения, агрессивности у обучающихся ; *выявлять аномалии поведения обучающихся и предупреждать их дальнейшее развитие; * учить обучающихся выплескивать гнев без агрессии; * отслеживать психологическое состояние обучающихся; * предотвращать межличностные конфликты. Актуальность программы: По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни дети. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания родителей, индивидуальные психологические особенности обучающегося, внутриличностный конфликт... Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Основной контингент учащихся школы - дети из «группы риска», дети-сироты и дети с ограниченными возможностями здоровья, социально-незащищенной сферы населения с различными нервными и психическими заболеваниями, которые нуждаются в своевременной спициализированной помощи. Программа направлена на помощь обучающимся в трудной жизненной ситуации. Длительность программы 1 год Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 2 раза в год Программу реализует педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологичес- кого обследования Программа составлена для учащихся 2-8 классов с агрессивным поведением, признаками суицидального поведения с учетом психолого-возрастных особенностей детей ^ У 15,2 % учащихся нашей школы по различным причинам проявляется агрессивность. За этими учащимися проводится психологическое наблюдение и коррекционная работа. По результатам наблюдений за поведением учащихся нашей школы в различных ситуациях, а также в процессе бесед с родителями, был выявлен ряд причин, факторов, препятствующих поведению обучающихся: наследственно-характерологические; резидуально-органические; социально-бытовые; ситуационные; психические; социальные. Все это учитывалось при составлении программы по коррекции агрессивности. Программа направлена на коррекцию агрессивного поведения обучающихся, профилактику суицидального поведения, личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми : детьми и взрослыми. Настоящая программа составлена для учащихся 2-9 классов :
У р о в н и а г р е с с и в н о с т и : Уровень 1 - у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью. Уровень 2 - Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребёнку требуется помощь в овладении собственным поведением. Уровень 3 - Ребёнку требуется значительная психолого - педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций. Уровень 4 - Психолого - педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребёнку. Настоящая программа составлена с учетом психодиагностики, индивидуальных особенностей учащихся и их заболевания. На всех них заведены карты агрессивности, в которых отслеживается психическое состояние учеников. 1, 3-я неделя месяца - понедельник ^
^ Организованная психологическая работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. ^ * признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение; * сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру; * выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией; * переключаться с агрессивного состояния на более спокойное; * анализировать процесс и результаты познавательной деятельности; * осознавать через слово особенности, причины и последствия своего агрессивного поведения; * контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять; * работать самостоятельно в парах, в группах. ^ * снизить уровень агрессивности учащихся; * снизить уровень личностной тревожности учащихся; * повысить уровень эмпатии учащихся; * повысить контроль ученика над своими эмоциями. ^
6. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми – М., 1999 г. 7. Вачков И. Как работать с агрессией. – М., 2001 г. 8. Картушина Е.П., Романенко Т.В. Психологический комфорт в школе. – Волгоград, 2009 г. 9. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – Спб, 2002 г. 10.Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. – Волгоград, 2009 г. 11. Нелюбова Я.К. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье. - Волгоград, 2008 г. 12. Практическая психология в тестах - М., 2005 г. 13. Психологические аспекты суицидального поведения. Методические рекомендации – М., 2008 г. 14. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Агрессивное поведение. Коррекция поведения. – М., 2006 г. 15. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г. 16 Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г. 17. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. 18. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., 1997 г. 19. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М., 1996 г. 20. Психо-коррекционные программы SOMVI «Релаксация» , «»Настроение 21.Аудиальная психокоррекционная программа «Бименталь» Программу составила педагог-психолог: В.В.ПаскалПроверено зам. директора по УВР: В.Н.Якимец |