Е. В. Ласый Современная суицидология представляет собой комплексную дисциплину, объектом изучения которой является суицидальное поведение во всем диапазоне его проявлений: от антивитальных переживаний до акта сам icon

Е. В. Ласый Современная суицидология представляет собой комплексную дисциплину, объектом изучения которой является суицидальное поведение во всем диапазоне его проявлений: от антивитальных переживаний до акта сам





Скачать 100.45 Kb.
Название Е. В. Ласый Современная суицидология представляет собой комплексную дисциплину, объектом изучения которой является суицидальное поведение во всем диапазоне его проявлений: от антивитальных переживаний до акта сам
Дата 02.04.2013
Размер 100.45 Kb.
Тип Документы




Теории суицидального поведения

(обзор литературы)


Е.В. Ласый


Современная суицидология представляет собой комплексную дисциплину, объектом изучения которой является суицидальное поведение во всем диапазоне его проявлений: от антивитальных переживаний до акта самоубийства. Важнейшими задачами суицидологии являются диагностика и профилактика суицидального поведения, неотложная и индивидуально - дифференцированная терапия кризисных состояний. Успешность решения этих практических задач тесно связана с развитием теоретической базы, эпидемиологических и социологических исследований. Комплексный подход подразумевает вовлечение специалистов разного профиля: психиатров, психологов, психотерапевтов, социологов, социальных работников и других. Междисциплинарный подход в суицидологии стал складываться приблизительно с 20-х - 30-х годов нашего столетия. Во многом это было связано с изменением научных взглядов на причинные факторы и генез суицидального поведения. В наше время очевидно, что практически невозможно исследовать любой поведенческий акт, в том числе и суицидальное поведение, лишь в одной плоскости: психиатрической, психологической, биологической или социальной. Однако, то, что кажется очевидным для специалистов в наши дни, было предметом для многочисленных научных и околонаучных споров в сравнительно недавнем прошлом. Более того, и в наше время вопрос о причинных факторах суицидального поведения далеко не является закрытым, а в общественном мнении, зачастую, проявляется склонность относить суицидентов исключительно в категорию лиц, страдающих психическими заболеваниями, что, безусловно, является анахронизмом.

Считается, что научный подход данная проблема впервые обрела в первой половине ХIХ в., когда в 1838 г. появился труд французского психиатра Эскироля «О помешательстве», а в 1840 г. английского врача Ф. Уинслоу «Анатомия самоубийства» [ 12 ]. Эскироль считал, что «... в самоубийстве проявляются все черты сумасшествия. Только в состоянии безумия человек способен покушаться на свою жизнь, и все самоубийцы - душевно больные люди» [6]. Если Эскироль трактовал самоубийство как симптом или синдром психического заболевания, то другой французский психиатр, Бурден, считал, что самоубийство есть собственно патология, он выделял особую нозологическую форму, так называемую, «суицидальную мономанию» [6,2]. Фальре (1822), Пинель (1829) также отождествляли суицид с душевной болезнью [4]. Такое понимание самоубийства нашло много последователей, в том числе и в России. П.Г. Розанов (1891), И.П. Лебедев (1894) разделяли представления об исключительно психопатологическом генезе суицидального поведения [7]. Психиатрическая концепция суицидального поведения значительно повлияла на гуманизацию общественного мнения в отношении самоубийц и лиц, совершивших суицидальные попытки. Как известно, в большинстве Европейских стран самоубийство трактовалось как противоправное деяние вплоть до конца прошлого века, а самоубийцы зачастую приравнивались к уголовным преступникам, против которых предусматривались юридические санкции [3, 9] .

И все же, несмотря на вышеуказанные положительные стороны психиатрической концепции, она оказалась по сути неверной. Уже Крепелин (1893) считал, что суицид может явиться результатом комплекса факторов, а на долю психозов приходится лишь около 30% самоубийств [5] . Известный русский психиатр И. А. Сикорский (1913) придерживался схожей точки зрения, полагая, что «четверть или треть общего числа самоубийств зависит от душевной болезни» [5]. В своем докладе «О причинах самоубийств и возможной борьбе с ними» на I Съезде Русского Союза Психиатров и Невропатологов в 1911 году В.М. Бехтерев выдвинул комплексную программу профилактики самоубийств. Считая крайней точку зрения, по которой самоубийство отождествляется с душевной болезнью, он в тоже время отрицал и другую крайность: отнесение суицида исключительно к поступкам психически здоровой личности [7]. Русские психиатры И.В. Попов (1898), Г.И. Гордон (1912), Л.А. Прозоров (1913) также считали, что расстройство психики может быть причиной самоубийства лишь в ограниченном числе случаев [7].

Таким образом, за пять - шесть десятилетий, со времен труда Эскироля до работ русских психиатров начала ХХ века, в психиатрических кругах произошла эволюция взглядов на генез суицидального поведения. Самоубийство перестало рассматриваться исключительно как следствие психического расстройства, была признана роль социальных и индивидуально - психологических факторов. Следует отметить, что решающий вклад в развитие психиатрической мысли по этому вопросу внесли представители социологической и психоаналитической школ.

В 1897 году, известный социолог, профессор университетов в Бордо и Сорбонне, ^ Эмиль Дюркгейм издал труд «Самоубийство. Социологический этюд» [6]. Одним из первых он обработал обширный статистический материал и проследил ряд существенных закономерностей в распространении и динамике самоубийств, взаимосвязь их с рядом индивидуальных, социодемографических и природных факторов. Он же предложил определение самоубийства и классификацию суицидальных проявлений, которые во многом актуальны до сих пор. Хотелось бы отметить лишь несколько закономерностей, существенных, на наш взгляд, для понимания современного этапа суицидологии;

  • феномен самоубийства является устойчивой статистической величиной для каждого народа, государства, общества. Дюркгейм проследил, что во Франции с 1841 по 1870-й годы уровень самоубийств колебался от 23,18 до 22,87 на 100 тысяч населения в год. По данным литературы (Л.И. Постовалова, 1989) в 1987 г. эта величина составила 22,2 на 100 тыс. населения в год [8]. Конечно, уровень суицидов в обществе колеблется в периоды экономических и политических кризисов, воин, но по установлении равновесия стремится к определенной устойчивой величине;

  • показатель уровня самоубийств мало зависит от индивидуальных факторов ( в том числе от количества душевнобольных), от средовых факторов ( температура воздуха, географическое расположение) ;

  • уровень самоубийств увеличивается в периоды возрастающей социальной активности (в теплое время года, днем, в будние дни и т.п.);

  • уровень суицидов выше в более развитом с точки зрения цивилизации обществе;

  • в свою очередь степень “цивилизованности” общества обратно пропорциональна степени сплоченности социальных групп, составляющих его (семьи, религиозных общин, политических группировок, трудовых коллективов) и устойчивости традиций. Например, увеличение количества детей в семье является своего рода “защитой” от самоубийства, т.к. способствует усилению сплоченности семьи. Традиционно считается, что уровень суицидов среди лиц, воспитанных в католических традициях, ниже, чем в среде протестантов. Дюркгейм объясняет это большей возможностью духовного выбора в протестантизме, и, соответственно, большей степенью индивидуализации, разобщенности людей;

  • разделив самоубийства на три большие группы, Дюркгейм показал, что к трагическому решению может приводить чрезмерная индивидуализация, недостаточная интеграция личности с социальной группой (эгоистическое), чрезмерная интеграция индивидуального “Я “ с общественным (альтруистическое), реакция личности на кризис в общественных порядках, приводящий к дезинтеграции связей индивидуума с социальной группой (аномическое). Причем, все три фактора присутствуют в каждом случае самоубийства, но степень их выраженности различна [6].

Таким образом, Дюркгейм показал, что суицидальное поведение является социальным феноменом и развивается по социально - психологическим законам; оно не является прямым следствием душевной болезни; в генезе суицидального поведения большая роль принадлежит социальному конфликту (аномия).

Известный американский исследователь суицидального поведения Shneidman (1976), считает, что ведущими подходами в суицидологии являются социологический и психологический. Истоки первого из них он связывает с именем Э. Дюркгейма, второго - с трудами З.Фрейда и его последователей [16]. Как известно, З. Фрейд и его последователи разработали, исходя из практического опыта работы с невротическими пациентами, психологическую теорию структуры психики, психоэмоционального развития личности, генеза ряда невротических расстройств и методов их лечения. При этом в исследованиях психоаналитиков много внимания уделялось проблеме агрессии и аутоагрессии.

З. Фрейд в структуре психического аппарата выделял сознательное, бессознательное и предсознательное. В психоанализе подчеркивается ведущая роль бессознательных психических процессов, мотиваций в детерминировании практически любых поведенческих актов человека. Можно выделить, по крайней мере, два рода компонентов, составляющих содержание бессознательного. Первый из них представлен сложным конгломератом влечений, основанных на базисных инстинктах. Второй - вытесненными из сознания “нежелательными”, “запретными” с точки зрения морали и нравственности мыслями и побуждениями. Инстинктивные компоненты бессознательного являются генетически наследуемыми, архаичными, никогда не выходят на уровень сознания в “чистом” виде. Они представлены инстинктами самосохранения, сохранения вида, продолжения рода и их энергетическим источником является libido. В сложной взаимосвязи и противоборстве с инстинктами libido состоят инстинкты аутодеструктивные, которые учениками Фрейда были названы mortido [ 1, 11 ] . В своих работах “По ту сторону принципа удовольствия”, ”Я “ и “Оно” ” Фрейд писал об извечной дихотомии двух начал в психике -“ Эроса” и “ Танатоса” [10]. Ученый распространил законы повторения видового развития (филогенеза) в индивидуальном (онтогенезе) на сферу психической деятельности человека: в частности, в формировании отношения человека к смерти он увидел влияние глубоких мотивов, отмеченных у первобытных племен и “примитивных” народов. Он рассмотрел влечение к смерти сквозь призму энергетической целесообразности и увидел в нем бессознательную тенденцию к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние [10].

Для реализации аутодеструктивных влечений необходимо состояние внутреннего психологического конфликта между структурами “Эго” - “Суперэго” - “Оно” [10,11]. Вытесненные в бессознательное нежелательные с точки зрения цензуры влечения и интенции, могут носить агрессивный характер (например, желание смерти кого - либо из родителей в генезе Эдипова комплекса ). Неосознаваемые, эти желания могут вызывать глобальное чувство вины. Источником этого чувства является жестокое “суперэго”, система моральных запретов и нравственных ценностей, которые отчасти наследуются, отчасти воспитываются с раннего детства семьей и обществом. Чувство вины, в свою очередь, вызывает стремление получить наказание. Виновный человек бессознательно ищет наказания. Наиболее наглядно это проявляется у депрессивных больных, высказывающих идеи виновности. В психоаналитических теориях это основной механизм трансформации гетероагрессии в аутоагрессию. Обращение агрессивных импульсов на себя - основная защита при депрессивных состояниях, а самоубийство есть крайнее проявление этого механизма [1]. По ряду литературных данных 60-70 % субъектов, совершающих суицидальные попытки, страдают аффективными расстройствами [13], а риск суицида у депрессивных больных в 30 раз выше в сравнении с общей популяцией [15].

Один из последователей ^ Фрейда, Карл Меннингер в своем труде “Человек против самого себя”, посвященном проблеме аутоагрессии, утверждал, что суицид - это инвертированный гомицид. В каждом случае самоубийства он выделял три элемента: 1) желание убийства; 2) стремление быть убитым (как инверсия желания убийства ); 3) стремление к смерти ( как инстинктивная сила ). Косвенным подтверждением дихотомии гетеро - и аутоагрессии является обратное численное соотношение убийств и самоубийств, а также снижение показателей самоубийств во время войн, однако данные теории подвергаются критике [14].

Суицидология ХХ века развивалась в основном под влиянием идей социологической и психологической школ и связана с именами таких ученых как Н. Фарбероу, Э. Шнейдман, Н. Крейтман (США), Э.Штенгель (Великобритания), Э. Рингель (Австрия), Ж. Субрие (Франция) и других. В бывшем СССР широкие междисциплинарные исследования в области суицидологии были свернуты вскоре после 1917 года. В начале 30х годов был ликвидирован сектор социальных аномалий при ЦСУ (Центральное статистическое управление), а статистика самоубийств была закрыта для широкого пользования до конца 80х - начала 90х годов. Тем не менее, с начала 70х годов систематические исследования суицидального поведения проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция суицидального поведения как следствия социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта [2]. На основе данной теоретической базы создана комплексная служба диагностики, превенции и терапии кризисных состояний.

Анализ теорий суицидального поведения (психопатологической, социальной, психологической) приводит к нескольким выводам:

  • суицидальное поведение является одним из видов общеповеденческих реакций человека, независимо от наличия психической патологии;

  • суицидальное поведение является результатом множества взаимовлияющих факторов психологической, биологической и социальной природы;

  • для развития и реализации суицидальных интенций необходимым условием является конфликт, который может носить реальный или “псевдореальный” (в случае психической патологии) характер [2]. При этом само суицидальное поведение можно рассматривать как вариант или следствие “социально - психологической дезадаптации личности” [2, 3];

  • психическую патологию нельзя рассматривать как непосредственную причину суицидального поведения, а лишь как существенный фактор риска. Выше упоминалось о 30-ти кратном риске суицида у депрессивных больных [15]. По данным других исследований, суицидальный риск среди больных аффективными расстройствами в 48 раз выше чем в общей популяции, а при шизофрении - в 32 раза [2];

  • дальнейшее развитие суицидологии может быть обеспечено только при комплексном, мультидисциплинарном подходе, объединяющим усилия специалистов разного профиля.



Список литературы:


  1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней: Перевод с англ. - М. , 1995

  2. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации - М. , 1980.

  3. Амбрумова А.Г. // Комплексные исследования в суицидологии. - М. , 1986. Стр. 7 - 25.

  4. Антохин Г.А. // Актуальные проблемы суицидологии. - М., 1981. Стр.168 - 177.

  5. Войцехович Б.А., Редько А.Н. Пусть умирает тот, кто не хочет жить? - Краснодар, 1994.

  6. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд: перевод с франц. - 2-е издание. - М., 1994.

  7. Кузнецов В.Е. // Комплексные исследования в суицидологии. - М., 1986. - стр. 84 - 93.

  8. Постовалова Л.И. // Сравнительно - возрастные исследования в суицидологии. - М., 1989. - стр. 24 -34.

  9. Трегубов Л.З., Вагин Ю.Р. Эстетика самоубийства. - Пермь, 1993.

  10. Фрейд З. “Я “ и “ Оно “. Труды разных лет: Перевод с нем. - Тбилиси, 1991, - Т. 1 - 2.

  11. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно - ориентированной психологии: Перевод с англ. - М., 1996.

  12. Allen N. // Suicide: Assesment and intervention. - N. Y., 1987. P. 1-19.

  13. Bertschy G., Vangel S. // L`Encephale. - 1991. - vol. 17, № 1. - P. 33 - 36.

  14. Holinger P.C., Offer D., Ostrov E. // Amer. J. Psych. - 1987. - vol. 144, № 2. - p. 215 - 218.

  15. Pokorny A.D. // Arch. Gen. Psychiat. - 1983. - vol. 40, № 2. - P .249 - 257.

  16. Shneidman E. // Suicidology : contemporary development. - N. Y., 1976. - P. 5 - 28.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Е. В. Ласый Современная суицидология представляет собой комплексную дисциплину, объектом изучения которой является суицидальное поведение во всем диапазоне его проявлений: от антивитальных переживаний до акта сам icon Человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми
Суицидальное поведение представляет собой аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно...
Е. В. Ласый Современная суицидология представляет собой комплексную дисциплину, объектом изучения которой является суицидальное поведение во всем диапазоне его проявлений: от антивитальных переживаний до акта сам icon Бактериальный вагиноз представляет собой дисбактериоз влагалища. Это достаточно распространенное

Е. В. Ласый Современная суицидология представляет собой комплексную дисциплину, объектом изучения которой является суицидальное поведение во всем диапазоне его проявлений: от антивитальных переживаний до акта сам icon Алкоголизм представляет собой проблему, в которой находят отражение типичные для психиатрии трудности

Е. В. Ласый Современная суицидология представляет собой комплексную дисциплину, объектом изучения которой является суицидальное поведение во всем диапазоне его проявлений: от антивитальных переживаний до акта сам icon Отчет Государственного бюджетного образовательного учреждения Среднего профессионального образования
Москвы «Медицинского училища №1 Департамента здравоохранения города Москвы» является необходимым...
Е. В. Ласый Современная суицидология представляет собой комплексную дисциплину, объектом изучения которой является суицидальное поведение во всем диапазоне его проявлений: от антивитальных переживаний до акта сам icon «Суицидальное поведение подростков»

Е. В. Ласый Современная суицидология представляет собой комплексную дисциплину, объектом изучения которой является суицидальное поведение во всем диапазоне его проявлений: от антивитальных переживаний до акта сам icon Аутоагрессия, депрессия и суицидальное поведение

Е. В. Ласый Современная суицидология представляет собой комплексную дисциплину, объектом изучения которой является суицидальное поведение во всем диапазоне его проявлений: от антивитальных переживаний до акта сам icon Суицидальное поведение подростков Самоубийство (суицид)

Е. В. Ласый Современная суицидология представляет собой комплексную дисциплину, объектом изучения которой является суицидальное поведение во всем диапазоне его проявлений: от антивитальных переживаний до акта сам icon Суицидальное поведение как кризис адаптации

Е. В. Ласый Современная суицидология представляет собой комплексную дисциплину, объектом изучения которой является суицидальное поведение во всем диапазоне его проявлений: от антивитальных переживаний до акта сам icon Восстановление суставов при врожденной и приобретенной патологии опорно-двигательного аппарата у

Е. В. Ласый Современная суицидология представляет собой комплексную дисциплину, объектом изучения которой является суицидальное поведение во всем диапазоне его проявлений: от антивитальных переживаний до акта сам icon Виды суицидального поведения Демонстративное суицидальное поведение

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы