|
Скачать 100.45 Kb.
|
Содержание
Эмиль ДюркгеймФрейда, Карл Меннингер |
Теории суицидального поведения (обзор литературы) Е.В. Ласый Современная суицидология представляет собой комплексную дисциплину, объектом изучения которой является суицидальное поведение во всем диапазоне его проявлений: от антивитальных переживаний до акта самоубийства. Важнейшими задачами суицидологии являются диагностика и профилактика суицидального поведения, неотложная и индивидуально - дифференцированная терапия кризисных состояний. Успешность решения этих практических задач тесно связана с развитием теоретической базы, эпидемиологических и социологических исследований. Комплексный подход подразумевает вовлечение специалистов разного профиля: психиатров, психологов, психотерапевтов, социологов, социальных работников и других. Междисциплинарный подход в суицидологии стал складываться приблизительно с 20-х - 30-х годов нашего столетия. Во многом это было связано с изменением научных взглядов на причинные факторы и генез суицидального поведения. В наше время очевидно, что практически невозможно исследовать любой поведенческий акт, в том числе и суицидальное поведение, лишь в одной плоскости: психиатрической, психологической, биологической или социальной. Однако, то, что кажется очевидным для специалистов в наши дни, было предметом для многочисленных научных и околонаучных споров в сравнительно недавнем прошлом. Более того, и в наше время вопрос о причинных факторах суицидального поведения далеко не является закрытым, а в общественном мнении, зачастую, проявляется склонность относить суицидентов исключительно в категорию лиц, страдающих психическими заболеваниями, что, безусловно, является анахронизмом. Считается, что научный подход данная проблема впервые обрела в первой половине ХIХ в., когда в 1838 г. появился труд французского психиатра Эскироля «О помешательстве», а в 1840 г. английского врача Ф. Уинслоу «Анатомия самоубийства» [ 12 ]. Эскироль считал, что «... в самоубийстве проявляются все черты сумасшествия. Только в состоянии безумия человек способен покушаться на свою жизнь, и все самоубийцы - душевно больные люди» [6]. Если Эскироль трактовал самоубийство как симптом или синдром психического заболевания, то другой французский психиатр, Бурден, считал, что самоубийство есть собственно патология, он выделял особую нозологическую форму, так называемую, «суицидальную мономанию» [6,2]. Фальре (1822), Пинель (1829) также отождествляли суицид с душевной болезнью [4]. Такое понимание самоубийства нашло много последователей, в том числе и в России. П.Г. Розанов (1891), И.П. Лебедев (1894) разделяли представления об исключительно психопатологическом генезе суицидального поведения [7]. Психиатрическая концепция суицидального поведения значительно повлияла на гуманизацию общественного мнения в отношении самоубийц и лиц, совершивших суицидальные попытки. Как известно, в большинстве Европейских стран самоубийство трактовалось как противоправное деяние вплоть до конца прошлого века, а самоубийцы зачастую приравнивались к уголовным преступникам, против которых предусматривались юридические санкции [3, 9] . И все же, несмотря на вышеуказанные положительные стороны психиатрической концепции, она оказалась по сути неверной. Уже Крепелин (1893) считал, что суицид может явиться результатом комплекса факторов, а на долю психозов приходится лишь около 30% самоубийств [5] . Известный русский психиатр И. А. Сикорский (1913) придерживался схожей точки зрения, полагая, что «четверть или треть общего числа самоубийств зависит от душевной болезни» [5]. В своем докладе «О причинах самоубийств и возможной борьбе с ними» на I Съезде Русского Союза Психиатров и Невропатологов в 1911 году В.М. Бехтерев выдвинул комплексную программу профилактики самоубийств. Считая крайней точку зрения, по которой самоубийство отождествляется с душевной болезнью, он в тоже время отрицал и другую крайность: отнесение суицида исключительно к поступкам психически здоровой личности [7]. Русские психиатры И.В. Попов (1898), Г.И. Гордон (1912), Л.А. Прозоров (1913) также считали, что расстройство психики может быть причиной самоубийства лишь в ограниченном числе случаев [7]. Таким образом, за пять - шесть десятилетий, со времен труда Эскироля до работ русских психиатров начала ХХ века, в психиатрических кругах произошла эволюция взглядов на генез суицидального поведения. Самоубийство перестало рассматриваться исключительно как следствие психического расстройства, была признана роль социальных и индивидуально - психологических факторов. Следует отметить, что решающий вклад в развитие психиатрической мысли по этому вопросу внесли представители социологической и психоаналитической школ. В 1897 году, известный социолог, профессор университетов в Бордо и Сорбонне, ^ издал труд «Самоубийство. Социологический этюд» [6]. Одним из первых он обработал обширный статистический материал и проследил ряд существенных закономерностей в распространении и динамике самоубийств, взаимосвязь их с рядом индивидуальных, социодемографических и природных факторов. Он же предложил определение самоубийства и классификацию суицидальных проявлений, которые во многом актуальны до сих пор. Хотелось бы отметить лишь несколько закономерностей, существенных, на наш взгляд, для понимания современного этапа суицидологии;
Таким образом, Дюркгейм показал, что суицидальное поведение является социальным феноменом и развивается по социально - психологическим законам; оно не является прямым следствием душевной болезни; в генезе суицидального поведения большая роль принадлежит социальному конфликту (аномия). Известный американский исследователь суицидального поведения Shneidman (1976), считает, что ведущими подходами в суицидологии являются социологический и психологический. Истоки первого из них он связывает с именем Э. Дюркгейма, второго - с трудами З.Фрейда и его последователей [16]. Как известно, З. Фрейд и его последователи разработали, исходя из практического опыта работы с невротическими пациентами, психологическую теорию структуры психики, психоэмоционального развития личности, генеза ряда невротических расстройств и методов их лечения. При этом в исследованиях психоаналитиков много внимания уделялось проблеме агрессии и аутоагрессии. З. Фрейд в структуре психического аппарата выделял сознательное, бессознательное и предсознательное. В психоанализе подчеркивается ведущая роль бессознательных психических процессов, мотиваций в детерминировании практически любых поведенческих актов человека. Можно выделить, по крайней мере, два рода компонентов, составляющих содержание бессознательного. Первый из них представлен сложным конгломератом влечений, основанных на базисных инстинктах. Второй - вытесненными из сознания “нежелательными”, “запретными” с точки зрения морали и нравственности мыслями и побуждениями. Инстинктивные компоненты бессознательного являются генетически наследуемыми, архаичными, никогда не выходят на уровень сознания в “чистом” виде. Они представлены инстинктами самосохранения, сохранения вида, продолжения рода и их энергетическим источником является libido. В сложной взаимосвязи и противоборстве с инстинктами libido состоят инстинкты аутодеструктивные, которые учениками Фрейда были названы mortido [ 1, 11 ] . В своих работах “По ту сторону принципа удовольствия”, ”Я “ и “Оно” ” Фрейд писал об извечной дихотомии двух начал в психике -“ Эроса” и “ Танатоса” [10]. Ученый распространил законы повторения видового развития (филогенеза) в индивидуальном (онтогенезе) на сферу психической деятельности человека: в частности, в формировании отношения человека к смерти он увидел влияние глубоких мотивов, отмеченных у первобытных племен и “примитивных” народов. Он рассмотрел влечение к смерти сквозь призму энергетической целесообразности и увидел в нем бессознательную тенденцию к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние [10]. Для реализации аутодеструктивных влечений необходимо состояние внутреннего психологического конфликта между структурами “Эго” - “Суперэго” - “Оно” [10,11]. Вытесненные в бессознательное нежелательные с точки зрения цензуры влечения и интенции, могут носить агрессивный характер (например, желание смерти кого - либо из родителей в генезе Эдипова комплекса ). Неосознаваемые, эти желания могут вызывать глобальное чувство вины. Источником этого чувства является жестокое “суперэго”, система моральных запретов и нравственных ценностей, которые отчасти наследуются, отчасти воспитываются с раннего детства семьей и обществом. Чувство вины, в свою очередь, вызывает стремление получить наказание. Виновный человек бессознательно ищет наказания. Наиболее наглядно это проявляется у депрессивных больных, высказывающих идеи виновности. В психоаналитических теориях это основной механизм трансформации гетероагрессии в аутоагрессию. Обращение агрессивных импульсов на себя - основная защита при депрессивных состояниях, а самоубийство есть крайнее проявление этого механизма [1]. По ряду литературных данных 60-70 % субъектов, совершающих суицидальные попытки, страдают аффективными расстройствами [13], а риск суицида у депрессивных больных в 30 раз выше в сравнении с общей популяцией [15]. Один из последователей ^ в своем труде “Человек против самого себя”, посвященном проблеме аутоагрессии, утверждал, что суицид - это инвертированный гомицид. В каждом случае самоубийства он выделял три элемента: 1) желание убийства; 2) стремление быть убитым (как инверсия желания убийства ); 3) стремление к смерти ( как инстинктивная сила ). Косвенным подтверждением дихотомии гетеро - и аутоагрессии является обратное численное соотношение убийств и самоубийств, а также снижение показателей самоубийств во время войн, однако данные теории подвергаются критике [14]. Суицидология ХХ века развивалась в основном под влиянием идей социологической и психологической школ и связана с именами таких ученых как Н. Фарбероу, Э. Шнейдман, Н. Крейтман (США), Э.Штенгель (Великобритания), Э. Рингель (Австрия), Ж. Субрие (Франция) и других. В бывшем СССР широкие междисциплинарные исследования в области суицидологии были свернуты вскоре после 1917 года. В начале 30х годов был ликвидирован сектор социальных аномалий при ЦСУ (Центральное статистическое управление), а статистика самоубийств была закрыта для широкого пользования до конца 80х - начала 90х годов. Тем не менее, с начала 70х годов систематические исследования суицидального поведения проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция суицидального поведения как следствия социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта [2]. На основе данной теоретической базы создана комплексная служба диагностики, превенции и терапии кризисных состояний. Анализ теорий суицидального поведения (психопатологической, социальной, психологической) приводит к нескольким выводам:
Список литературы:
|
![]() |
Человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми Суицидальное поведение представляет собой аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно... |
![]() |
Бактериальный вагиноз представляет собой дисбактериоз влагалища. Это достаточно распространенное |
![]() |
Алкоголизм представляет собой проблему, в которой находят отражение типичные для психиатрии трудности |
![]() |
Отчет Государственного бюджетного образовательного учреждения Среднего профессионального образования Москвы «Медицинского училища №1 Департамента здравоохранения города Москвы» является необходимым... |
![]() |
«Суицидальное поведение подростков» |
![]() |
Аутоагрессия, депрессия и суицидальное поведение |
![]() |
Суицидальное поведение подростков Самоубийство (суицид) |
![]() |
Суицидальное поведение как кризис адаптации |
![]() |
Восстановление суставов при врожденной и приобретенной патологии опорно-двигательного аппарата у |
![]() |
Виды суицидального поведения Демонстративное суицидальное поведение |