|
Скачать 3.26 Mb.
|
Отчет Государственного бюджетного образовательного учреждения Среднего профессионального образования города Москвы «Медицинское училище № 1 Департамента здравоохранения города Москвы» по итогам самообследования Рассмотрен и утвержден на заседании Педагогического совета от 5 июля 2012 года Содержание
1. Введение Самообследование Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Медицинского училища № 1 Департамента здравоохранения города Москвы» является необходимым условием прохождения Государственной аккредитации и представляет собой процесс самостоятельного изучения, анализа и оценки результатов деятельности образовательного учреждения. Для реализации подготовки высококвалифицированных кадров принят Закон Российской Федерации «Об образовании», Типовое положение об образовательном учреждении профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), введен Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, разработана новая концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, повышающая роль средних медицинских работников. 1.1 Основные направления деятельности училища
1.2 Цель самообследования медицинского училища № 1 Цель самообследования:
определение готовности образовательного учреждения к аккредитационной экспертизе. 2. Общая характеристика структуры и деятельности ГБОУ СПО «МУ №1 ДЗМ» 2.1 Историческая справка образования Московского медицинского училища №1 Родоначальным учебным заведением, которое впоследствии стало медицинским училищем №1, был Повивальный институт. В 1764 году по Указу Екатерины II был открыт в Москве на Солянке Воспитательный дом. При Воспитательном доме было открыто первое в России Родовспомогательное заведение, Родильный госпиталь на 20 коек, расширенный через 2 года до 40 коек. В 1801 году при Родильном госпитале было открыто учебное заведение, которое назвали Повивальным институтом. Первым его директором был Вильгельм Рихтер. Срок обучения в институте был установлен 3 года. Учащиеся Повивального института набирались вначале из воспитанников Воспитательного дома. Первый курс приступил к учебным занятиям 1 января 1801 года. Первый выпуск их института был 21 декабря 1803 года, когда окончили курс обучения повивальных бабок. До 1839 года Повивальный институт, комплектовавшийся из воспитательниц Воспитательного дома, был фактически составной частью Воспитательного дома. В такой же связи с Воспитательным домом находился и Родильный госпиталь. В 1839 году Родильный госпиталь и Повивальный институт выделились из воспитательного дома в самостоятельное учреждение и разместились на Солянке близ Устинского моста, в отдельном здании, в котором некоторое время находилась Центральная фельдшерско-акушерская школа. Впоследствии родильный госпиталь был переведен в здание, занимаемое ныне институтом педиатрии Академии медицинских наук. За Повивальным институтом осталось все здание, занимаемое родильным госпиталем, в нем были размещены учебные классы и общежитие. В 1842 году Повивальный институт стал комплектоваться, кроме воспитанниц Воспитательного дома, «девушками всех сословий». Они, как и воспитанницы, были обязаны проживать в общежитии. Институт перестал быть закрытым учебным заведением. В 1859 году при повивальном институте открываются курсы для обучения повивальных бабок «из простого звания». Они присылались учиться за счет помещиков, городов и уездов. В 1901 году Устав повивального института был пересмотрен и утвержден Министерством Внутренних Дел и в таком виде оставался до Октябрьской революции. Октябрьская революция поставила в основу нового быта Охрану Материнства и Младенчества и выдвинула новые задачи подготовки работников по Охране Материнства и Младенчества. В связи с этим в 1920 году Повивальный институт вместе с Родильным госпиталем был реорганизован отделом Охраны Материнства и младенчества в институт Акушерства, который по-прежнему располагается на Солянке 12. В 1923 году все медицинские учебные заведения поступают в ведение Главпрофобра и с этого времени, вместо института Акушерства, возникает центральный акушерский техникум. В 1927 году Центральный Акушерский техникум сливается с Центральной школой сестер-воспитанниц, организованной в 1918 году отделом ОММ НКЗ, в одно учебное заведение; Московский медицинский техникум, в котором с этого времени существуют два отделения: сестринское и акушерское. И с 1934 года сестринское отделение реорганизуется в отделение пом. врача педиатра со сроком обучения 2,5 года. В этом же 1927 году состоялся 100-ый выпуск бывшего Повивального института, тогда же центрального медицинского техникума. За 100 выпусков из школы вышло 10000 акушерок. На торжественном заседании с приветствием выступил Нарком Здравоохранения Семашко Н.А. С 01.01.1935 г. в Центральном медицинском техникуме открывается фельдшерское отделение, и с осени 1935 года он реорганизуется в Центральную фельдшерско-акушерскую школу НКЗ, имея в своем составе акушерское и фельдшерское отделение. В 1939 году в нашу школу влилась зубоврачебная школа с Никитского бульвара, д. 13, а в 1941 году зубоврачебная школа с Пятницкой ул., д. 50. С самого начла своего основания в 1801 г. до 1938 г. училище помещалось на Солянке 12. В 1938-1939 гг. Мосгорздравотдел отстроил для ЦФАШ 3-х этажное здание, в котором училище размещается и по сей день. В 1954 году все медицинские школы были переименованы в медицинские училища (пр. №16/66 от .09.08.1954 г. по Московскому Горздравотделу «О переименовании школ м/с в медицинские училища). Старейшая Московская медицинская школа получила номер первый. 2.2 Организационно – правовое обеспечение образовательной деятельности (сведения об учредительных документах и локальных актах) Училище осуществляет свою деятельность на основе пакета документов:
№ 012051413;
Анализ и сопоставление показателей подготовки и требований лицензии свидетельствует о том, что:
В училище имеются все необходимые локальные акты, регулирующие организацию образовательного процесса и регламентирующие деятельность преподавателей и студентов. 2.3 Структура управления училищем Структура училища, соподчиненность его структурных подразделений, наименование должностей и объединений соответствуют типовому положению об образовательном учреждении СПО. Принцип управления – сочетание единоначалия и самоуправления (см. схему 1) ^ Зав. практикой Заместитель директора по практическому обучению Заместитель директора по воспитательной работе Заместитель директора по АХЧ Зав. кабинетами Совет профилактики Зав. отделениями Методист Зав. курсами Зав. учебной частью Председатели ЦПК ПРЕПОДАВАТЕЛИ Обучающиеся Экономист Начальник ОК Социальный педагог Педагог-психолог Учебно-воспитательный отдел Заведующий ОПК Документовед Кураторы групп Педагогический совет Совет по качеству Зав. библиотекой Библиотекари Начальник штаба ГО и ЧС Документовед Лаборанты Инженер по ОТ Кладовщики Начальник хозяйственного отдела Отдел повышения квалификации (ОПК) Документовед Подготовительные курсы Зам. директора по учебной работе Руководитель физ. воспитания Преподаватели физ. культуры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Учебно-воспитат.комиссия ![]() ![]() ![]() Заместитель директора по МР ![]() Председатели ЦМК Методист ![]() ![]() ![]() ![]() Заместитель директора по экономическим вопросам ![]() ДИРЕКТОР Студенческий совет Департамент здравоохранения города Москвы Педагогический совет Адм. совет Совет по качеству Стипендиальная комиссия ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ^ Инженер по обеспечению ПБ ![]() Заместитель директора по учебной работе Заместитель директора по воспит.работе Заместитель директора по АХЧ Классный руководитель Художественный руководитель Заведующий ОПК Диспетчер Председатели ЦПК Документовед ОПК ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Специалист по кадровой работе ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Методист Экономист ![]() ![]() ![]() Зав. практикой ![]() Зав. уч. кабинетами ![]() ![]() Социальный педагог Педагог-психолог ![]() ![]() Лаборанты ![]() Инженер по ОТ ![]() ![]() ![]() ![]() Методист ОПК ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Библиотекарь Зав. курсами ![]() ![]() ![]() ![]() Зав. отделениями МСО и ЗТО ![]() ![]() Секретарь учебной части ![]() Совет самоуправления Активы групп Юрисконсульт Программист ![]() ![]() лаборант ![]() Специалист по сурдопереводу Зав. уч. частью ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ^ Зав. складом за ТО Кладовщик Техник ![]() Секретарь машинистка ![]() Мастер производственного обучения ![]() ![]() Архивариус Методсовет Приемная комиссия Комиссия по трудоустройству выпускников Профориентационная комиссия ДИРЕКТОР Малый пед. совет ![]() Учебно-воспитат.комиссия ^ Отдел повышения квалификации (ОПК) Заместитель директора по экономическим вопросам Зав. Библиотекой Подготовительные курсы Совет профилактики правонарушений Руководитель физвоспитания Литейщик металлов и сплавов ПРЕПОДАВАТЕЛИ О Б У Ч А Ю Щ И Е С Я 2.4 Структура подготовки специалистов Училище осуществляет подготовку по 2 направлениям базовой подготовки на базе основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Базовая подготовка по специальности 0601009 Сестринское дело 51 осуществляется на базе основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Базовая подготовка по специальности Стоматология ортопедическая 51 осуществляется на базе среднего (полного) общего образования. Сведения об основных образовательных программах
Соотношение приема на бюджетной основе и приема с полным возмещением затрат на обучение Училище осуществляет подготовку специалистов, как на бюджетной основе, так и на основе договоров с полным возмещением стоимости обучения. Специальность Стоматология ортопедическая
Специальность Сестринское дело
Выполнение плана приема Стоматология ортопедическая
Сестринское дело
3.Органы управления училищем Непосредственное управление училищем осуществлял до 28. 06. 12 г. директор И. В. Алабин, с 29. 06. 12 - директор В. В. Травин. Формами управления в училище является педагогический совет, методический совет, старостат, студсовет. Педагогический совет училища сформирован в соответствии с требованиями Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) Российской Федерации и Уставом образовательного учреждения. Состав, полномочия, порядок и регламент работы педагогического совета определены положением о педагогическом совете. Руководство работой совета осуществляет его председатель (директор училища), организационное обеспечение деятельности совета возложено на заместителя директора по учебной работе. Педагогический совет является органом, координирующим учебную, методическую и воспитательную работу училища. Деятельность совета строится согласно плану работы училища на учебный год. Заседания проходят не реже одного раза в два месяца. На заседаниях рассматриваются такие вопросы как: внедрение в образовательную деятельность федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования, анализ результатов промежуточной аттестации, итоговой государственной аттестации, работа педагогического коллектива по повышению качества успеваемости обучающихся, современные требования к учебно-воспитательной работе, состояние практического обучения, анализ трудоустройства выпускников и другие. Основное внимание в работе педагогического совета уделяется вопросам функционирования и перспективного развития училища, в т.ч. связанным с организацией и совершенствованием образовательного процесса по программам среднего профессионального образования, а также с состоянием методической деятельности, подготовкой педагогических кадров, организацией воспитательного процесса, ориентированного на раскрытие личностного потенциала студентов, формирование их профессионализма. Обсуждаются задачи на предстоящий учебный год, анализируются и подводятся итоги деятельности за предшествующий период. Ежегодно заслушиваются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением учебного процесса, хозяйственной деятельностью. Методический совет направляет и координирует учебно – методическую работу в училище, призван консолидировать творческие силы и студентов и преподавателей училища. Основная цель его работы – максимальное содействие повышению качества знаний будущих медицинских работников. Эта цель реализуется путем координации деятельности всех участников образовательного процесса, просвещения и воспитания, изучения проблем среднего медицинского образования. На заседаниях методического совета рассматривались нормативно – правовые документы учебно – методической работы, повышение квалификации преподавателей училища, анализ выполнения плана работы училища структурными подразделениями. Кроме того, методический совет направляет деятельность цикловых комиссий. Традиционной формой творческого отчета цикловых комиссий является проведение предметных недель. В рамках предметных недель проводятся открытые занятия, конкурсы, олимпиады и т.д. 4. Материально-техническая база Медицинское училище расположено в 3-х этажном кирпичном здании, построено в 1939 году по решению Мосгорздравотдела. Общая площадь училища 3679,6 кв.м., из них учебно-лабораторная площадь составляет 3006 кв.м. В училище имеются 9 кабинетов доклинической практики, 8 кабинетов общеобразовательных и общественных дисциплин, 7 кабинетов специальных дисциплин, методический кабинет, 11 лабораторий и административные кабинеты. Кроме того, в училище имеется спортивный зал с раздевалками и душевыми, актовый зал, библиотека с читальным залом, медицинский пункт, буфет-раздаточная на 80 посадочных мест. На территории училища располагается спортивная площадка для проведения занятий по легкой атлетике и игровыми видами спорта. На одного студента приходится 12 кв.м. общей площади и 4 кв.м. учебно-лабораторной площади. Для проведения занятий по физической культуре училище арендует бассейн, стадион и лыжную базу. Капитальный ремонт здания был проведен 25 лет назад. Однако, ежегодный текущий косметический ремонт, проводимый эксплуатирующей организацией, поддерживает здание в хорошем санитарно-гигиеническом состоянии. Материально-техническое оснащение учебных кабинетов достаточное: из расчета одно рабочее место на одного студента. 4.1 Административно-управленческая деятельность учебного заведения Характеристика состава административно-управленческого аппарата
Координация деятельности коллектива училища осуществляется в соответствии с утвержденным комплексным планом работы училища, четко разработанными и утвержденными должностными инструкциями для каждого преподавателя и сотрудника училища. Каждое направление деятельности училища курировалось соответствующими заместителями и руководителями структурных подразделений с определенными, подчиненными ему службами. Сложившаяся система управления обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений и в целом положительно влияет на поддержание в училище благоприятного климата, делового и творческого сотрудничества. 4.2 Характеристика контингента На начало 2012-2013 учебного года контингент студентов представлен: Специальность «Сестринское дело» I курс – 152 II курс – 116 III курс – 72 IV курс – 70 Специальность «Стоматология ортопедическая» I курс – 29 III курс – 30 IV курс – 53 По своему составу контингент студентов отличается возрастным и образовательным цензом, что требует от педагогического коллектива использования различных индивидуальных психолого-педагогических подходов в их обучении и воспитании. Наряду с большой индивидуальной работой, мы обращаем серьезное внимание на социальную поддержку несовершеннолетних студентов младших курсов из малообеспеченных и неблагополучных семей: оказание материальной помощи, предоставление льготных проездных билетов, полностью реализуется Государственное Положение о стипендиальном обеспечении и социальной защите студентов. Особое внимание привлекают к себе студенты-сироты, которым оказывается психологическая и материальная поддержка. За 2011-2012 учебный год студенты премированы на сумму 87000 руб. за хорошую и отличную работу, за спортивные достижения. Кроме того, студентам была выделена материальная помощь в размере 71000 руб. 4.3 Педагогические кадры Укомплектованность штатными преподавателями 80 %. Всего штатных преподавателей 52 человека. Совместителей 26 человек. ![]() С высшим образованием 34 человека. Со средним специальным образованием 18 человек. П ![]()
Кандидаты наук 2 человека. Заслуженные учителя РФ 2 человека. Отличник здравоохранения 9 человек. Отличник народного просвещения 3 человека. Р ![]() До 30 лет - 2 человека 30 – 39 - 6 человек 40 – 49 - 9 человек 50 – 59 – 10 человек 60 – 65 – 13 человек Старше 65 лет – 12 человек ^ Административный и педагогический состав училища регулярно повышает свою квалификацию в соответствии с ежегодно утверждаемым графиком.
^ Преподавательский и административный состав училища на протяжении многих лет стабилен.
Педагогическая нагрузка преподавателей рассматривается на уровне заместителя директора по учебной работе; зам. директора по практическому обучению, зав. учебной частью на основе разработанного и утвержденного в мае текущего года графика учебного процесса. К этой работе привлекаются председатели цикловых комиссий и, по мере возможности, учитываются пожелания преподавателей в определении объема педагогической нагрузки. Работа с молодыми преподавателями проводится на заседаниях Школы «Начинающего преподавателя» и в рабочем порядке. В этой работе участвует директор училища, его заместители, методист, председатели цикловых комиссий и опытные преподаватели. Используется методика посещения их занятий с дальнейшим подробным анализом и дачей рекомендаций, проведение открытых занятий. Кроме того, на каждом заседании методического и педагогического совета этому вопросу уделяется должное внимание. Наставничество, самостоятельная учеба преподавателей, обучение на ФПК, стажировка способствуют их дальнейшему становлению. В училище проводится работа по привлечению молодых преподавателей. Это проявляется в публикациях – объявлениях в средствах массовой информации о приеме и тесной связи с колледжем №1 и факультетом сестринского образования при Московской академии им. Сеченова. В условиях социально-экономических трудностей жизни важное внимание уделяется социальной защите сотрудников и преподавателей училища. Преподавателям устанавливаются, по их желанию, максимальные педагогические нагрузки, реализуется приказ Госкомтруда о доплатах и надбавках за совмещение профессий и расширение объема работ. Наряду со штатными преподавателями в подготовке студентов принимают участие преподаватели-совместители. Ими выполняется 30% объема учебной нагрузки. Это наиболее опытные практические врачи, медицинские сестры, стоматологи, работающие в базовых ЛПУ. Преподаватели-совместители полностью обеспечиваются программами и учебно-методическими материалами, некоторые из них являются постоянными членами заседаний цикловых комиссий. 5. Учебная работа Основные задачи учебной работы в отчетный период:
Реализация задач осуществлялась с помощью коллективных и индивидуальных форм работы:
Учебной частью училища проводится планомерная работа по:
Наличие рабочих учебных планов, графиков учебного процесса и их соответствие нормативным документам Рабочие учебные планы училища и графики учебного процесса разработаны на основе государственных образовательных стандартов. График учебного процесса утверждается на учебный год и отражает все виды обязательной учебной нагрузки студентов: теоретическое обучение, промежуточную аттестацию, производственную практику и итоговую государственную аттестацию.График учебного процесса подписывается зам. директора по учебной работе и утверждается директором училища. Утвержденный график не подлежит изменению в течение учебного года. На основе рабочего учебного плана и графика учебного процесса разрабатываются график и расписание учебных занятий. Расписание составляется на семестр и предусматривает равномерное распределение учебной нагрузки студентов и педагогической нагрузки преподавателей. При составлении расписания соблюдается ряд требований педагогического характера:
Нагрузка преподавателей предварительно рассматривается в июне месяце, корректируется и окончательно утверждается в августе на заседании тарификационной комиссии. Преподаватели знакомятся с тарификацией на учебный год под роспись.При расчете педагогической нагрузки мы располагаем: - данными о численности групп по курсам и специальностям; - учебными планами, указывающими число часов практических и лабораторных работ по каждому предмету по семестрам; - инструктивными материалами о делении групп на подгруппы, и использовании часов, предусмотренных в учебных планах на изучение дополнительного материала, на консультации по специальным дисциплинам на старших курсах, на часы по методическому руководству. При распределении педагогической нагрузки преподавателей учитывается план повышения квалификации, отпуск преподавателей, работавших в приемной комиссии и другие обстоятельства с тем, чтобы обеспечить возможность замены выбывшего преподавателя. Копии карточек педагогической нагрузки передаются преподавателям. Практика работы учебной части показала, что подобное оформление расчетов педагогической нагрузки обеспечивает наглядность, четкость и многосторонний контроль, исключая ошибки в планировании и организации учебного процесса. Кроме того, затраты времени на составление этой документации компенсируются тем, что в течение учебного года не возникают неясности по вопросам нагрузки, ответ на любой вопрос может быть получен полный, точный и в короткий срок. Основным документом учета учебной работы группы является журнал учебных занятий. Записи в журнале ведутся в соответствии с указаниями о ведении журнала учебных занятий в средних специальных учебных заведениях. Правильное ведение журналов во многом зависит от своевременной подготовки их к началу учебного года. В течение года зам. директора по учебной работе осуществляет систематический контроль за содержанием записей в журнале, правильностью и аккуратностью их заполнения. Фактически выполненные в каждой группе часы за истекший месяц отражаются в форме 2 - ведомости учета часов учебной работы преподавателей. Данные о часах выполненной за год учебной нагрузки заносятся в форму 3 - форму годового учета часов, данных каждым преподавателям. Заполняется форма ежемесячно. В конце года эта форма наглядно показывает объем нагрузки, ее распределение в течение года и является основанием для представления данных в бухгалтерию. Наличие рабочих программ и их качество Преподавателями училища разрабатываются рабочие программы по всем учебным дисциплинам. Необходимо отметить, что рабочая программа имеет ряд преимуществ, она помогает преподавателю тщательно планировать занятия, продумывать каждый его этап. Кроме того, она позволяет осуществлять более четкий и эффективный контроль за выполнением учебных программ. Программы проходят внешнее и внутреннее рецензирование. Рабочие программы составлены и оформлены в соответствии с требованиями Министерства образования РФ. Программы Итоговой государственной аттестации по специальностям Итоговая государственная аттестация (ИГА) выпускников проходит по программам, утвержденным директором училища. По всем профилям обучения ИГА проходит в виде итогового (трехэтапного) междисциплинарного экзамена. Этапы ИГА включают контроль теоретических знаний, практических умений студентов и их способности решать профессиональные задачи. Результаты подготовки специалистов по итогам ИГА достаточно стабильны. Традиционно высокий уровень подготовки характерен для выпускников специальности 060106 Стоматология ортопедическая. Все студенты, допущенные к ИГА, успешно выдерживали итоговый междисциплинарный экзамен. Динамика результатов ИГА по профилям подготовки представлена в таблицах. Сведения о результатах итоговой государственной аттестации по специальности 060106 Стоматология ортопедическая
Сведения о результатах итоговой государственной аттестации по специальности 060109 Сестринское дело
|