ГОУВПО «Марийский государственный университет»
Факультет физической культуры, спорта и туризма
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета физической культуры, спорта и туризма
_______________ /____________/
(подпись/ Ф.И.О.)
«_____»______________200_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина - ПСИХОЛОГИЯ
Направление подготовки – 034600.62 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Профиль подготовки –
Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр
Кафедра прикладной психологии
Курс 2 семестр 3
Форма обучения - очная
Программа разработана
|
доцентом кафедры прикладной психологии Андреевой Светланой Николаевной, к. псх. н., доц.
|
|
(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)
|
|
|
Рецензент(ы) - доцент кафедры психологии развития и образования
Дремина Ирина Евгеньевна, к. псх. н., доц.
(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов)
Йошкар-Ола
2012
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета факультета психологии и безопасности жизнедеятельности;
|
|
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры прикладной психологии
|
|
|
|
протокол заседания №____ от
|
|
протокол заседания №___ от
|
«____»________________ 20___ г.
|
|
«____»_____________20 ___ г.
|
|
|
Кадыкова С.А.
|
(подпись, Ф.И.О. председателя)
|
|
(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)
|
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой теоретических основ физического воспитания
протокол заседания №___ от «___»___________20__г____________________________^
Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Учебный год
|
Решение кафедры
(№ протокола, дата заседания кафедры,
Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)
|
Автор изменения
(Ф.И.О., подпись)
|
Номер
изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^
Курс «Психология» является важной частью методической подготовки бакалавров по направлению «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», предполагающей формирование психологической культуры студентов.
^ знакомство студентов с общими и специальными закономерностями развития психики человека и современными тенденциями, подходами и отдельными приемами профессиональной работы с учащимися.
^
Познакомить студентов с предметом психологии, ее основными понятиями, целями, задачами, ее местом в структуре педагогических дисциплин, с философскими, социокультурными, экономическими, правовыми, основами психологии.
Освоить принципы, методы, средства, технологии изучаемой науки.
Научить студентов решать практические психолого-педагогические задачи;
Развить у студентов потребность в самопознании и самосовершенствовании, а также в познании и понимании других людей.
Обосновать необходимость гуманизации общества и системы образования как важнейшего условия развития людей.
^
Анализировать психологические факты, диагностировать познавательные и личностные особенности учащихся, правильно воздействовать на них, уметь эффективно общаться с учащимися, учителями, родителями, сверстниками, понимать психолого-педагогические явления классного коллектива и способствовать сплочению учащихся в группе.
^
Основные психологические категории и понятия, принципы и методы психологии, ведущие теории личности и познавательных процессов личности.
^
Дисциплина «Психология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.
Содержание курса базируется на данных смежных дисциплин медицинского, психологического, педагогического циклов, на результатах новейших научных исследований в области психологии и достижениях теории и практики воспитания и обучения детей.
В результате изучения дисциплины студенты должны расширить представления о закономерностях и особенностях развития человека, обогатить багаж специальных знаний, углубить свою профессиональную подготовку, подготовиться к практической работе с учащимися. Основу содержания курса составляют психологические исследования Б.Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Б. М. Теплова, и других отечественных психологов в области психологии.
Курс рассчитан на 108 часов аудиторных занятий, из них 10 лекционных, 26 часов практических занятий, отдельные темы вынесены на самостоятельное (36 ч.) изучение с последующим отчетом в виде конспектов первоисточников, устных сообщений, докладов, рефератов. Основными формами изучения материала являются учебные дискуссии, круглые столы, решение практических ситуаций, просмотр показательных занятий и их анализ, творческие задания. Серьезное внимание уделяется самостоятельному изучению студентами ряда тем и вопросов, подготовке выступлений на семинарских занятиях и написанию рефератов по указанным в программе темам.
Итоговый контроль осуществляется на экзамене (3 семестр), промежуточный – в форме устных опросов, письменных контрольных работ, тестовых проверочных заданий.
^ и требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Общекультурные компетенции.
способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-4);
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владением навыками речевой коммуникации (ОК-5);
готовность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, в том числе в глобальных компьютерных сетях (сеть Интернет) (ОК-10).
готовность использовать мультимедийные технологии (ПК-11);
способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков, проявляет готовность к самоорганизации и самоуправлению (ПК-12);
способность формировать личность обучающихся в процессе рекреативных форм занятий и спортивно-оздоровительным туризмом, краеведческой и экскурсионной деятельности использования других средств сохранения и увеличения физической дееспособности личности, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, к здоровому образу жизни (ПК-13);
способность к формированию устойчивой мотивации на профессиональную деятельность личности, её профессиональный рост и развитие (ПК-14);
способность определять цели и задачи исследования (ПК-30);
способность на практике применять адекватные поставленным задачам методы и методики исследования (ПК-32);
готовность обрабатывать, анализировать и оформлять результаты исследований, используя компьютерную технику и компьютерные программы (ПК-34).
Студент, изучивший дисциплину, должен:
знать теоретические основы психологии способностей и одаренности: факторы, предпосылки, механизмы развития способностей и одаренности;
понимать особенности развития одаренных детей, различать виды одаренности и ее специфику в разные возрастные периоды развития ребенка.
уметь выбирать методы диагностики одаренности, методы индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми и подростками, обосновывать программы развития и обучения одаренных детей.
^
Лекции – 10 ч
Практические занятия – 26 ч
Лабораторные занятия –
Всего аудиторных - 36 ч
Самостоятельная работа – 36 ч
Всего часов - 108
Зачетных единиц - 3
^ по учебному плану (зачет, экзамен, курсовая работа) с указанием семестра:
Курсовая работа нет
Зачет нет
Экзамен 3 семестр
^
учебной дисциплины «Психология»
№ п/п раздела
|
Наименование
разделов и тем
|
Семестр
|
Количество часов по
учебному плану
|
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
|
Всего
|
Виды учебной работы
|
^
|
Самостоятельная
работа
|
Лекции
|
Практические (семинарские) занятия
|
^
|
1
|
2
|
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
^
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1
|
Предмет, задачи и структура современной психологии.
|
3
|
8
|
2
|
|
|
2
|
Устный опрос
|
1.2
|
Методология и методы психологии.
|
3
|
12
|
2
|
2
|
|
2
|
Устный опрос
|
1.3
|
Психология деятельности
|
3
|
|
2
|
2
|
|
2
|
|
|
^
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1
|
Внимание
|
3
|
12
|
|
2
|
|
2
|
Устный опрос
|
2.2
|
Ощущение и восприятие.
|
3
|
12
|
|
2
|
|
4
|
Устный опрос
|
2.3
|
Память.
|
3
|
14
|
|
2
|
|
2
|
Устный опрос
|
2.4
|
Мышление и речь
|
3
|
14
|
2
|
2
|
|
4
|
Устный опрос
|
2.5
|
Воображение.
|
3
|
10
|
|
2
|
|
2
|
Устный опрос
|
|
^
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1
|
Психология личности.
|
3
|
14
|
2
|
2
|
|
2
|
Устный опрос
|
3.2
|
Эмоционально волевая сфера личности.
|
3
|
14
|
|
2
|
|
2
|
Устный опрос
|
3.3
|
Индивидуально-типологические особенности личности.
|
3
|
12
|
|
2
|
|
4
|
Устный опрос
|
|
^
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1
|
Общение и речь.
|
3
|
20
|
|
2
|
|
2
|
Устный опрос
|
4.2
|
Технология делового общения
|
3
|
16
|
|
2
|
|
2
|
Устный опрос
|
4.2
|
Психология малых групп.
|
3
|
18
|
|
2
|
|
2
|
Устный опрос
|
|
^
|
|
108
|
10
|
26
|
|
36
|
Экзамен
|
^
№
п/п
|
Темы лекций
|
Кол-во
часов
|
Формы текущего контроля успевае-мости
|
|
^
|
|
|
1
|
Предмет, задачи и структура современной психологии.
|
2
|
Устный опрос
|
2
|
Методология и методы психологии.
|
4
|
Письменный опрос
|
3
|
Психология деятельности
|
|
Устный опрос
|
|
^
|
|
|
4
|
Внимание
|
|
Устный опрос
|
5
|
Ощущение и восприятие.
|
|
Письменный опрос
|
6
|
Память.
|
|
Устный опрос
|
7
|
Мышление и речь
|
2
|
Устный опрос
|
8
|
Воображение.
|
|
Устный опрос
|
|
^
|
|
|
9
|
Психология личности.
|
2
|
Устный опрос
|
10
|
Эмоционально волевая сфера личности.
|
|
Устный опрос
|
11
|
Индивидуально-типологические особенности личности.
|
|
Письменный опрос
|
|
^
|
|
|
12
|
Общение и речь.
|
2
|
Устный опрос
|
13
|
Психология малых групп.
|
|
Итоговый тест
|
|
^
|
10
|
Экзамен
|
Содержание лекционных занятий
3 семестр
Раздел 1. Введение в общую психологию
Лекция 1 .Тема 1. Предмет, задачи и структура современной психологии
План:
Полипредметность научной психологии.
Место психологии в системе наук .
Связь психологии с другими науками.
Отрасли современной психологии.
Основные понятия и категории: психология, душа, сознание, поведение, психика, психические процессы, свойства, состояния, бессознательное.
Литература:
Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учебное пособие для вузов/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1997.
Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С.Немов. – М.: Владос, 1998.
Общая психология: Курс лекций / под ред. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.
Общая психология / под ред. Братуся. Т.1. Введение в психологию. – М., 2005.
Петровский, А.В. История советской психологии: Формирование основ психологичесой науки/ А.В.Петровский. – М.: Просвещение, 1967.
Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
Лекция 2. Тема 2. Методология и методы психологии
План:
1. Принципы научной психологии.
2. Характеристика методов психологии.
Основные понятия и категории: принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, развития; наблюдение. Эксперимент, беседа. анкета, тест, изучение продуктов деятельности.
Литература: Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учебное пособие для вузов/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1997.
Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С.Немов. – М.: Владос, 1998.
Общая психология: Курс лекций / под ред. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.
Общая психология / под ред. Братуся. Т.1. Введение в психологию. – М., 2005.
Петровский, А.В. История советской психологии: Формирование основ психологичесой науки/ А.В.Петровский. – М.: Просвещение, 1967.
Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
Лекция 3. Тема 7. Мышление и речь.
План:
Понятие о мышлении.
Виды мышления.
Формы мышления.
Решение мыслительных задач и операции мышления.
Индивидуальные особенности мышления.
Понятие о языке и речи.
Виды и функции речи.
Основные понятия и категории: мышление, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, самостоятельность, гибкость, критичность мышления, язык, речь.
Литература:
Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учебное пособие для вузов/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1997.
Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С.Немов. – М.: Владос, 1998.
Общая психология: Курс лекций / под ред. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.
Общая психология / под ред. Братуся. Т.1. Введение в психологию. – М., 2005.
Петровский, А.В. История советской психологии: Формирование основ психологичесой науки/ А.В.Петровский. – М.: Просвещение, 1967.
Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
Лекция5. Тема 9. Психология личности.
План:
Понятие о личности в психологии.
Направленность личности.
Самосознание личности.
Защитные механизмы личности.
Основные понятия и категории: личность, человек, индивид, индивидуальность, я-концепция, самооценка, самосознание, уровень притязаний личности, сублимация, вытеснение, рационализация, проекция, регрессия.
Литература:
Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учебное пособие для вузов/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1997.
Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С.Немов. – М.: Владос, 1998.
Общая психология: Курс лекций / под ред. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.
Общая психология / под ред. Братуся. Т.1. Введение в психологию. – М., 2005.
Петровский, А.В. История советской психологии: Формирование основ психологичесой науки/ А.В.Петровский. – М.: Просвещение, 1967.
Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
Лекция 5. Тема 12. Общение и речь.
План:
Понятие об общении. Виды общения.
Функции общения.
Средства общения.
Речь и её физиологические механизмы. Виды речи.
Понятие о деловом общении.
Технология публичного выступления.
Технология аргументации и доказательства.
Основные понятия и категории: деловое общение, речь.
Литература:
Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учебное пособие для вузов/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1997.
Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С.Немов. – М.: Владос, 1998.
Общая психология: Курс лекций / под ред. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.
Общая психология / под ред. Братуся. Т.1. Введение в психологию. – М., 2005.
Петровский, А.В. История советской психологии: Формирование основ психологичесой науки/ А.В.Петровский. – М.: Просвещение, 1967.
Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
^
Тематический план практических занятий
№
|
Темы занятий
|
Кол-во
часов
|
Формы текущего контроля
успеваемости
|
|
^
|
|
|
1
|
Предмет, задачи и структура современной психологии.
|
2
|
Устный опрос
|
2
|
Методология и методы психологии.
|
2
|
Устный опрос
|
3
|
Психология деятельности
|
2
|
Устный опрос
|
|
^
|
|
|
4
|
Внимание
|
2
|
Устный опрос
|
5
|
Ощущение и восприятие.
|
2
|
Устный опрос
|
6
|
Память.
|
2
|
Устный опрос
|
7
|
Мышление и речь
|
2
|
Устный опрос
|
8
|
Воображение.
|
2
|
Итоговый тест
|
|
^
|
|
|
9
|
Психология личности.
|
2
|
Устный опрос
|
10
|
Эмоционально волевая сфера личности.
|
2
|
Устный опрос
|
11
|
Индивидуально-типологические особенности личности.
|
2
|
Письменный опрос
|
|
^
|
|
|
12
|
Общение и речь.
|
2
|
Устный опрос
|
13
|
Психология малых групп.
|
2
|
Итоговый тест
|
|
^
|
26
|
Экхамен
|
Содержание практических/ семинарских
занятий
3 семестр
Семинарское занятие № 1
Тема: Предмет, задачи и структура современной психологии
План:
1. Эволюция предмета психологии.
2. Место психологии в системе наук.
3. Роль психологии в деятельности учителя
Основные понятия и категории: психология, душа, сознание, поведение, психика, психические процессы, свойства, состояния, бессознательное.
^
|