Рабочая программа учебная дисциплина психология направление подготовки icon

Рабочая программа учебная дисциплина психология направление подготовки





Скачать 0.67 Mb.
Название Рабочая программа учебная дисциплина психология направление подготовки
страница 1/3
Дата 30.03.2013
Размер 0.67 Mb.
Тип Программа
  1   2   3
ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Факультет физической культуры, спорта и туризма


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета физической культуры, спорта и туризма

_______________ /____________/

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________200_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебная дисциплина - ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки – 034600.62 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм


Профиль подготовки


Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр


Кафедра прикладной психологии


Курс 2 семестр 3


Форма обучения - очная



Программа разработана

доцентом кафедры прикладной психологии Андреевой Светланой Николаевной, к. псх. н., доц.




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) - доцент кафедры психологии развития и образования
Дремина Ирина Евгеньевна, к. псх. н., доц.

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов)
Йошкар-Ола

2012


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета факультета психологии и безопасности жизнедеятельности;




Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры прикладной психологии










протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»________________ 20___ г.




«____»_____________20 ___ г.






Кадыкова С.А.

(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой теоретических основ физического воспитания

протокол заседания №___ от «___»___________20__г____________________________

^

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)




Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений



Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры,

Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)


Номер

изменения































































^ 1. Пояснительная записка

Курс «Психология» является важной частью методической подготовки бакалавров по направлению «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», предполагающей формирование психологической культуры студентов.

^ Цели освоения дисциплины: знакомство студентов с общими и специальными закономерностями развития психики человека и современными тенденциями, подходами и отдельными приемами профессиональной работы с учащимися.

^ Задачи дисциплины:

  1. Познакомить студентов с предметом психологии, ее основными понятиями, целями, задачами, ее местом в структуре педагогических дисциплин, с философскими, социокультурными, экономическими, правовыми, основами психологии.

  2. Освоить принципы, методы, средства, технологии изучаемой науки.

  3. Научить студентов решать практические психолого-педагогические задачи;

  4. Развить у студентов потребность в самопознании и самосовершенствовании, а также в познании и понимании других людей.

  5. Обосновать необходимость гуманизации общества и системы образования как важнейшего условия развития людей.

^ Студенты должны уметь:

Анализировать психологические факты, диагностировать познавательные и личностные особенности учащихся, правильно воздействовать на них, уметь эффективно общаться с учащимися, учителями, родителями, сверстниками, понимать психолого-педагогические явления классного коллектива и способствовать сплочению учащихся в группе.

^ Студент должен знать:

Основные психологические категории и понятия, принципы и методы психологии, ведущие теории личности и познавательных процессов личности.


^ Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Психология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Содержание курса базируется на данных смежных дисциплин медицинского, психологического, педагогического циклов, на результатах новейших научных исследований в области психологии и достижениях теории и практики воспитания и обучения детей.

В результате изучения дисциплины студенты должны расширить представления о закономерностях и особенностях развития человека, обогатить багаж специальных знаний, углубить свою профессиональную подготовку, подготовиться к практической работе с учащимися. Основу содержания курса составляют психологические исследования Б.Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Б. М. Теплова, и других отечественных психологов в области психологии.

Курс рассчитан на 108 часов аудиторных занятий, из них 10 лекционных, 26 часов практических занятий, отдельные темы вынесены на самостоятельное (36 ч.) изучение с последующим отчетом в виде конспектов первоисточников, устных сообщений, докладов, рефератов. Основными формами изучения материала являются учебные дискуссии, круглые столы, решение практических ситуаций, просмотр показательных занятий и их анализ, творческие задания. Серьезное внимание уделяется самостоятельному изучению студентами ряда тем и вопросов, подготовке выступлений на семинарских занятиях и написанию рефератов по указанным в программе темам.

Итоговый контроль осуществляется на экзамене (3 семестр), промежуточный – в форме устных опросов, письменных контрольных работ, тестовых проверочных заданий.


^ Компетенции обучающегося и требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Общекультурные компетенции.

способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-4);

способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владением навыками речевой коммуникации (ОК-5);

готовность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, в том числе в глобальных компьютерных сетях (сеть Интернет) (ОК-10).

готовность использовать мультимедийные технологии (ПК-11);

способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков, проявляет готовность к самоорганизации и самоуправлению (ПК-12);

способность формировать личность обучающихся в процессе рекреативных форм занятий и спортивно-оздоровительным туризмом, краеведческой и экскурсионной деятельности использования других средств сохранения и увеличения физической дееспособности личности, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, к здоровому образу жизни (ПК-13);

способность к формированию устойчивой мотивации на профессиональную деятельность личности, её профессиональный рост и развитие (ПК-14);

способность определять цели и задачи исследования (ПК-30);

способность на практике применять адекватные поставленным задачам методы и методики исследования (ПК-32);

готовность обрабатывать, анализировать и оформлять результаты исследований, используя компьютерную технику и компьютерные программы (ПК-34).


Студент, изучивший дисциплину, должен:

  • знать теоретические основы психологии способностей и одаренности: факторы, предпосылки, механизмы развития способностей и одаренности;

  • понимать особенности развития одаренных детей, различать виды одаренности и ее специфику в разные возрастные периоды развития ребенка.

  • уметь выбирать методы диагностики одаренности, методы индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми и подростками, обосновывать программы развития и обучения одаренных детей.



^ 3. Структура и содержание

дисциплины «Психология одаренности»


3.1. Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах:



Лекции – 10 ч

Практические занятия – 26 ч

Лабораторные занятия –

Всего аудиторных - 36 ч

Самостоятельная работа – 36 ч

Всего часов - 108

Зачетных единиц - 3


^ 3.2. Формы контроля по учебному плану (зачет, экзамен, курсовая работа) с указанием семестра:


Курсовая работа нет

Зачет нет

Экзамен 3 семестр


^ 3.3. Тематический план

учебной дисциплины «Психология»


п/п раздела


Наименование

разделов и тем

Семестр

Количество часов по

учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Всего


Виды учебной работы

^ Аудиторная работа

Самостоятельная

работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

^ Лабораторные занятия

1

2




3

4

5

6

7

8





^ 1. Введение в общую психологию






















1.1

Предмет, задачи и структура современной психологии.

3

8

2







2

Устный опрос

1.2

Методология и методы психологии.

3

12

2

2




2

Устный опрос

1.3

Психология деятельности

3




2

2




2








^ 2. Психология познавательных процессов.






















2.1

Внимание

3

12




2




2

Устный опрос

2.2

Ощущение и восприятие.

3

12




2




4

Устный опрос

2.3

Память.

3

14




2




2

Устный опрос

2.4

Мышление и речь

3

14

2

2




4

Устный опрос

2.5

Воображение.

3

10




2




2

Устный опрос





^ 3. Психология личности






















3.1

Психология личности.

3

14

2

2




2

Устный опрос

3.2

Эмоционально волевая сфера личности.

3

14




2




2

Устный опрос

3.3

Индивидуально-типологические особенности личности.

3

12




2




4

Устный опрос




^ 4. Социальная психология






















4.1

Общение и речь.

3

20




2




2

Устный опрос

4.2

Технология делового общения

3

16




2




2

Устный опрос

4.2

Психология малых групп.

3

18




2




2

Устный опрос




^ Итого за 3 семестр




108

10

26




36

Экзамен




^ 3.4. Программа лекционных занятий


Тематический план лекций




п/п


Темы лекций

Кол-во

часов

Формы текущего контроля успевае-мости





^ 1. Введение в общую психологию







1

Предмет, задачи и структура современной психологии.

2

Устный опрос

2

Методология и методы психологии.

4

Письменный опрос

3

Психология деятельности




Устный опрос





^ 2. Психология познавательных процессов.







4

Внимание




Устный опрос

5

Ощущение и восприятие.




Письменный опрос

6

Память.




Устный опрос

7

Мышление и речь

2

Устный опрос

8

Воображение.




Устный опрос




^ 3. Психология личности







9

Психология личности.

2

Устный опрос

10

Эмоционально волевая сфера личности.




Устный опрос

11

Индивидуально-типологические особенности личности.




Письменный опрос




^ 4. Социальная психология







12

Общение и речь.

2

Устный опрос

13

Психология малых групп.




Итоговый тест




^ Итого за 3 семестр

10

Экзамен



Содержание лекционных занятий

3 семестр

Раздел 1. Введение в общую психологию

Лекция 1 .Тема 1. Предмет, задачи и структура современной психологии

План:

  1. Полипредметность научной психологии.

  2. Место психологии в системе наук .

  3. Связь психологии с другими науками.

  4. Отрасли современной психологии.

Основные понятия и категории: психология, душа, сознание, поведение, психика, психические процессы, свойства, состояния, бессознательное.

Литература:

  1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учебное пособие для вузов/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1997.

  2. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С.Немов. – М.: Владос, 1998.

  3. Общая психология: Курс лекций / под ред. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.

  4. Общая психология / под ред. Братуся. Т.1. Введение в психологию. – М., 2005.

  5. Петровский, А.В. История советской психологии: Формирование основ психологичесой науки/ А.В.Петровский. – М.: Просвещение, 1967.

  6. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1981.



Лекция 2. Тема 2. Методология и методы психологии

План:

1. Принципы научной психологии.

2. Характеристика методов психологии.

Основные понятия и категории: принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, развития; наблюдение. Эксперимент, беседа. анкета, тест, изучение продуктов деятельности.

  1. Литература:
    Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учебное пособие для вузов/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1997.

  2. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С.Немов. – М.: Владос, 1998.

  3. Общая психология: Курс лекций / под ред. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.

  4. Общая психология / под ред. Братуся. Т.1. Введение в психологию. – М., 2005.

  5. Петровский, А.В. История советской психологии: Формирование основ психологичесой науки/ А.В.Петровский. – М.: Просвещение, 1967.

  6. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1981.



Лекция 3. Тема 7. Мышление и речь.

План:

  1. Понятие о мышлении.

  2. Виды мышления.

  3. Формы мышления.

  4. Решение мыслительных задач и операции мышления.

  5. Индивидуальные особенности мышления.

  6. Понятие о языке и речи.

  7. Виды и функции речи.

Основные понятия и категории: мышление, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, самостоятельность, гибкость, критичность мышления, язык, речь.

Литература:

  1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учебное пособие для вузов/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1997.

  2. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С.Немов. – М.: Владос, 1998.

  3. Общая психология: Курс лекций / под ред. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.

  4. Общая психология / под ред. Братуся. Т.1. Введение в психологию. – М., 2005.

  5. Петровский, А.В. История советской психологии: Формирование основ психологичесой науки/ А.В.Петровский. – М.: Просвещение, 1967.

  6. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1981.




Лекция5. Тема 9. Психология личности.

План:

  1. Понятие о личности в психологии.

  2. Направленность личности.

  3. Самосознание личности.

  4. Защитные механизмы личности.

Основные понятия и категории: личность, человек, индивид, индивидуальность, я-концепция, самооценка, самосознание, уровень притязаний личности, сублимация, вытеснение, рационализация, проекция, регрессия.

Литература:

  1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учебное пособие для вузов/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1997.

  2. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С.Немов. – М.: Владос, 1998.

  3. Общая психология: Курс лекций / под ред. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.

  4. Общая психология / под ред. Братуся. Т.1. Введение в психологию. – М., 2005.

  5. Петровский, А.В. История советской психологии: Формирование основ психологичесой науки/ А.В.Петровский. – М.: Просвещение, 1967.

  6. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1981.





Лекция 5. Тема 12. Общение и речь.


План:

  1. Понятие об общении. Виды общения.

  2. Функции общения.

  3. Средства общения.

  4. Речь и её физиологические механизмы. Виды речи.

  5. Понятие о деловом общении.

  6. Технология публичного выступления.

  7. Технология аргументации и доказательства.

Основные понятия и категории: деловое общение, речь.

Литература:

  1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учебное пособие для вузов/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1997.

  2. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С.Немов. – М.: Владос, 1998.

  3. Общая психология: Курс лекций / под ред. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.

  4. Общая психология / под ред. Братуся. Т.1. Введение в психологию. – М., 2005.

  5. Петровский, А.В. История советской психологии: Формирование основ психологичесой науки/ А.В.Петровский. – М.: Просвещение, 1967.

  6. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1981.



^ 3.5. Программа практических (семинарских) занятий


Тематический план практических занятий





Темы занятий

Кол-во

часов

Формы текущего контроля

успеваемости





^ 1. Введение в общую психологию







1

Предмет, задачи и структура современной психологии.

2

Устный опрос

2

Методология и методы психологии.

2

Устный опрос

3

Психология деятельности

2

Устный опрос





^ 2. Психология познавательных процессов.







4

Внимание

2

Устный опрос

5

Ощущение и восприятие.

2

Устный опрос

6

Память.

2

Устный опрос

7

Мышление и речь

2

Устный опрос

8

Воображение.

2

Итоговый тест





^ 3. Психология личности







9

Психология личности.

2

Устный опрос

10

Эмоционально волевая сфера личности.

2

Устный опрос

11

Индивидуально-типологические особенности личности.

2

Письменный опрос




^ 4. Социальная психология







12

Общение и речь.

2

Устный опрос

13

Психология малых групп.

2

Итоговый тест




^ Итого за 3 семестр

26

Экхамен


Содержание практических/ семинарских

занятий

3 семестр


Семинарское занятие № 1


Тема: Предмет, задачи и структура современной психологии

План:


1. Эволюция предмета психологии.

2. Место психологии в системе наук.

3. Роль психологии в деятельности учителя

Основные понятия и категории: психология, душа, сознание, поведение, психика, психические процессы, свойства, состояния, бессознательное.


^ Семинарское занятие №2

  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебная дисциплина психология направление подготовки icon Рабочая программа учебная дисциплина б 43 Биохимия Направление подготовки

Рабочая программа учебная дисциплина психология направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины нейрофизиология направление подготовки 030300 психология

Рабочая программа учебная дисциплина психология направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины нейропсихологическая реабилитация направление подготовки 030300 психология

Рабочая программа учебная дисциплина психология направление подготовки icon Рабочая учебная программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Направление подготовки

Рабочая программа учебная дисциплина психология направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины анатомия центральной нервной системы направление подготовки 030300 психология

Рабочая программа учебная дисциплина психология направление подготовки icon Рабочая учебная программа дисциплины Основы биохимии и молекулярной биологии Направление подготовки

Рабочая программа учебная дисциплина психология направление подготовки icon Рабочая учебная программа по дисциплине психология и педагогика по направлению подготовки

Рабочая программа учебная дисциплина психология направление подготовки icon Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для бакалавров Направление 031100. 62 «Лингвистика»
Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом Сотниковой Т. В., утверждена на заседании кафедры...
Рабочая программа учебная дисциплина психология направление подготовки icon Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания
О. М. Чикова. Психология акцентуированных личностей: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная...
Рабочая программа учебная дисциплина психология направление подготовки icon Рабочая программа учебная дисциплина б 7 Анатомия

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы