Рабочая программа дисциплины «физическая культура» курс icon

Рабочая программа дисциплины «физическая культура» курс





Скачать 0.9 Mb.
Название Рабочая программа дисциплины «физическая культура» курс
страница 1/4
Дата 13.02.2013
Размер 0.9 Mb.
Тип Рабочая программа
  1   2   3   4
ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


«Утверждаю»

Проректор по учебной работе,

профессор

_______________А.Г. Патюков

«_____»__________2007г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»


курс 1 и 2


семестр 1, 2 , 3 , 4


лекций 12 (часов)


занятий 192 (часа)


зачет 4 семестр


всего часов 204


Омск – 2007


Рабочая программа составлена на основании программы по физическому воспитанию для студентов медицинских и фармацевтических вузов и примерной программы дисциплины «Физическая культура», утвержденной Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации 26 июля 2000г.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры физической культуры

(протокол №__________ от «____»___________2007 г.)


Заведующий кафедрой

физической культуры, доцент, к.п.н. В.Н. Притыкин


Одобрено методическим советом лечебно-профилактического факультета.


(протокол № ____ от «____» __________ 2007 г.)


Председатель методического совета факультета,

профессор К.К. Козлов


Одобрено методическим советом педиатрического факультета.

(протокол № ____ от «____» __________ 2007 г.)


Председатель методического совета факультета,

профессор Н.В. Соботюк


Одобрено методическим советом медико-профилактического факультета. (протокол № ____ от «____» __________ 2007 г.)


Председатель методического совета факультета,

профессор В.Л. Стасенко


Одобрено методическим советом стоматологического факультета.

(протокол № ____ от «____» __________ 2007 г.)


Председатель методического совета факультета,

профессор В.Г. Сунцов


Одобрено методическим советом фармацевтического факультета.

(протокол № ____ от «____» __________ 2007г.)


Председатель методического совета факультета,

доцент С.В. Скальский


Содержание


  1. Пояснительная записка



4

  1. Цели и задачи




4

  1. Содержание курса




5

3.1. Теоретический раздел


5-7

3.2. Практический раздел


8

3.3. Контрольный раздел


8-9

  1. Распределение учебных часов по разделам программы




10-11

  1. Профессионально-прикладная физическая подготовка

(задачи, средства)


12-16

  1. Гимнастика




17-24

  1. Лыжный спорт




24-28

  1. Плавание




28-30

  1. Легкая атлетика




30-37

  1. Баскетбол




37-41

  1. Контрольные нормативы




42-43

  1. Рекомендуемый минимальный недельный двигательный объем занятий физическими упражнениями




44

  1. Учебно-методическое обеспечение курса




45

  1. График прохождения учебного материала




46-47



^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана на основе учебной программы по дисциплине «Физическая культура» Министерства образования Российской Федерации и ведомственной учебной программы по физическому воспитанию для высших медицинских и фармацевтических учебных заведений.

В высших учебных заведениях Физическая культура (ФК) представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры, ФК входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Свои образовательные и развивающие функции Физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.

Результатом образования в области физической культуры должно быть создание у студентов устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию и приобретению личного опыта творческого использования средств и методов ФК в достижении оптимального уровня психофизической подготовленности.


  1. ^ Цель курса

Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.


  1. ^ Задачи курса

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самоусовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.


  1. ^ Содержание курса


Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

- физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

- социально-биологические основы физической культуры;

- основы здорового образа жизни;

- оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов;

- основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:


- теоретический формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;

- практический состоит из двух подразделов: методико-практического и

учебно-тренировочного;

- контрольный определяет учет процесса и результатов учебной

деятельности студентов.


Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы. Материал программы включает два взаимосвязанных компонента:


- обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической

культуры личности;

- вариативный, учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы,

интересы, потребности, материально-техническую оснащенность

вуза.


  1. ^ Теоретический раздел

(обязательная тематика)


Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.


Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов


Краткое содержание:

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении (2 часа).


Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры


Краткое содержание:

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая биологическая система. Воздействие природных и социально-экономических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды (4часа).


Тема 3. Основы здорового образа жизни студента.

Физическая культура в обеспечении здоровья


Краткое содержание:

Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни (2 часа).


Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности, средства физической культуры в регуляции работоспособности


Краткое содержание:

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного процесса (2 часа).


Тема 5. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Краткое содержание:

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях (2 часа).


Тема 6. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений


Краткое содержание:

Краткая историческая справка. Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. Модельные характеристики спортсмена высокого класса. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе.

Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся. Контроль за эффективностью тренировочных занятий. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения по избранному виду спорта или системе физических упражнений. Календарь студенческих соревнований. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта

(2 часа).


  1. Практический раздел

Учебный материал раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение личного опыта направленного на использование средств физической культуры и спорта.

Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях.


^ Методико-практические занятия - освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.


^ Учебно-тренировочные занятия - базируется на широком использовании теоретических знаний и методических умений, на применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности, достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения; приобретением личного опыта, совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно и профессионально необходимых навыков, психофизических качеств. Обязательными видами физических упражнений для включения в рабочую программу по физической культуре являются: отдельные дисциплины легкой атлетики (бег 100 м – мужчины, женщины; бег 2000 м – женщины; бег 3000 м – мужчины), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Средства ППФП, подобранные в соответствии с задачами ППФП будущих специалистов, включают специально направленные физические упражнения, естественные факторы природы, гигиенические факторы.

Практический учебный материал для специального учебного отделения имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность.

Студенты специального учебного отделения (включая группы лечебной физической культуры и освобожденных от практических занятий) на первых 4-х семестрах пишут рефераты, связанные с особенностями использования средств физической культуры при индивидуальных отклонениях в состоянии здоровья.


^ 6. Контрольный раздел

Контрольные занятия, зачеты обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию о степени освоения теоретических и методических знаний – умений, о состоянии динамики физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. Студенты всех учебных отделений, выполнившие рабочую программу, сдают зачет по физической культуре. Условием допуска к зачетным упражнениям является регулярность посещений учебных занятий, выполнение обязательных тестов по ОФП и ППФП, предусмотренных в течение последнего семестра обучения не ниже


«удовлетворительного». Студент, завершивший обучение по дисциплине «ФК» должен овладеть знаниями и иметь общую и специальную физическую подготовленность соответствующую требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной дисциплине.

А именно:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста медицинского профиля;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств;

- приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, достижения личных и профессиональных целей.


^ Распределение учебных часов

на освоение основных разделов учебной программы

в группах основного и спортивного отделений

^ Наименование разделов

Курсы обучения

Всего

I

II

^ I. Теоретический раздел программы – лекции (обязательная тематика)




  1. Ф. К. в общекультурной и профессиональной подготовке студента.

  2. Социально-биологические основы физической культуры.

  3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.

  4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности студента. Средства Ф.К. в регулировании работоспособности.

  5. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями (ФУ).

  6. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.


2

2


2


2


2



2


2

2


2


2


2

2

^ II. Практический раздел:

Методико-практический подраздел










  1. Оценка физического состояния.

  2. Определение физической работоспособности (степ-тест).

  3. Методы развития и контроля гибкости и ловкости.

  4. Методы развития и контроля силы.

  5. Методы развития и контроля быстроты.

  6. методы развития и контроля выносливости.

  7. Составление комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики (УГГ).

  8. Составление комплекса упражнений производственной гимнастики.

  9. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.

  10. Основы методики самомассажа.

12.Методика корригирующей гимнастики глаз.

13.Методика составления и проведения простейших самостоятельных

занятий физическими упражнениями гигиенической или

тренирующей направленности.

14.Основы организации судейства соревнований по избранному виду

спорта.

1

2

2

2

2

2

1



1

1

1

1

2


2

1

2

2

2

2

2

1


1

1

1

1

2


2

Учебно-тренировочный подраздел.

  1. Общефизическая подготовка (ОФП).

  2. Легкоатлетическая подготовка.

  3. Спортивные игры.

  4. Специализация (по видам спорта).

5. Плавание (начальное обучение, в течение года).

16

28

10

50

4

10

10

28


20

38

20

78


^ III. Контрольный раздел.

  1. Текущий контроль за состоянием ОФП, специальной физической подготовки (СФП), технической подготовленностью занимающихся.

2. Контрольное тестирование по ОФП.

4


6

2


2

6


8

^ Итоговая аттестация.




2

2

Всего:

136

68

204



^ Распределение учебных часов

на освоение основных разделов учебной программы

в группах специального медицинского отделения


^ Наименование разделов

Курсы обучения

Всего

I

II

^ I. Теоретический раздел программы – лекции (обязательная тематика)

  1. Ф. К. в общекультурной и профессиональной подготовке студента.

  2. Социально-биологические основы физической культуры.

  3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.

  4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности студента. Средства Ф.К. в регулировании работоспособности.

  5. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями (ФУ).

  6. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.

2

2


2


2


2



2

2

2


2


2


2

2

^ II. Практический раздел:

Методико-практический подраздел










  1. Оценка физического состояния.

  2. Определение физической работоспособности (степ-тест).

  3. Методы развития и контроля гибкости и ловкости.

  4. Методы развития и контроля силы.

  5. Методы развития и контроля быстроты.

  6. Методы развития и контроля выносливости.

  7. Составление комплекса упражнений УГГ.

  8. Составление комплекса упражнений производственной гимнастики.

  9. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.

  10. Основы методики самомассажа.

12.Методика корригирующей гимнастики глаз.

13.Методика составления и проведения простейших самостоятельных

занятий физическими упражнениями гигиенической или

тренирующей направленности.

14. Основы организации судейства соревнований по избранному

виду спорта.

1

2

2

2

2

2

1



1

1

1

1

2


2

1

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

2


2

Учебно-тренировочный подраздел.

  1. Выносливость.

  2. Сила.

  3. Быстрота.

  4. Гибкость.

5. Ловкость.

40

20

10

16

16

18

10

6

8

10

58

30

16

24

26

III. Контрольный раздел.

  1. Текущий контроль за состоянием ОФП, специальной физической подготовки (СФП), технической подготовленностью занимающихся.

2. Контрольное тестирование по ОФП.

4


6

2


2

6


8

^ Итоговая аттестация.




2

2

Всего:

136

68

204



^ 7. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)


Специальные исследования показывают, что для успешной работы врача (независимо от специализации) необходимы следующие профессиональные качества:

- высокий уровень общественной и профессиональной направленности личности, преданность делу, добросовестность, чувство коллективизма, товарищества, честности;

-знания, навыки, умения и профессиональные привычки в использовании физкультуры в режиме труда и отдыха;

- организаторские навыки и умения рационально сочетать работу и отдых;

- высокая работоспособность, нормальное функционирование и надежность сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, а также системы терморегуляции, зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов;

- физические качества: общая выносливость, быстрота реакции, ловкость и координация движений;

- специальные физические качества: устойчивость к резким колебаниям температуры, устойчивость к различным воздушным потокам (ветрам, сквознякам) и запыленности;

- специальные психические качества: наблюдательность, переключение и концентрация внимания, долговременная и оперативная память, мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность, дисциплинированность, самообладание, смелость, решительность, стойкость.

Всесторонняя физическая подготовка имеет существенное и первостепенное значение для сохранения и восстановления умственной и физической работоспособности, специальной психической подготовки к трудовой, учебной и другой деятельности, адаптации к физическому и психическому утомлению, преодолению излишнего эмоционального напряжения.

Наиболее распространенным средством ППФП будущих специалистов в условиях вуза являются прикладные виды спорта с их комплексным воздействием на личность студента.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы в целом ряде случаев выступают обязательными средствами ППФП студентов, особенно при воспитании специальных физических качеств, обеспечивающих продуктивную работу в условиях относительно низкой или высокой температуры.


^ 8. Задачи ППФП хирурга, врача общей практики, терапевта, санитарного врача, педиатра, стоматолога, провизора, врача - лаборанта

ППФП основывается на глубоком анализе особенностей видов, условий и характера труда (хирурга, терапевта и т.д.), режима труда и отдыха, особенностей динамики работоспособности.


^ Задачи ППФП врача-хирурга:

1. Развивать прикладные основные физические качества - общую выносливость, силу и статическую выносливость мышц спины и ног, ловкость, быстроту.


2. Развивать прикладные специальные качества - устойчивость к

гипокинезии и прямостоянию, быстроту зрительного различения и

подвижность нервных процессов.

3. Развивать прикладные психические качества - внимание, эмоциональную устойчивость и волевые качества - самообладание, уверенность в своих силах.


Задачи ППФП врача общей практики:

1. Развивать прикладные основные физические качества - общую выносливость, силу, ловкость, гибкость.

2. Развивать прикладные специальные физические качества - устойчивость к укачиванию, неблагоприятным воздействиям внешней среды, быстроту зрительного различения и подвижность нервных процессов.

3. Развивать прикладные психические качества - внимание, оперативное мышление, эмоциональную устойчивость и волевые качества - самообладание, уверенность в своих силах.


Задачи ППФП врача-терапевта:

1. Развивать прикладные основные физические качества - общую выносливость, силу, ловкость, гибкость.

2. Развивать прикладные специальные физические качества - устойчивость к укачиванию, неблагоприятным воздействиям внешней среды, быстроту зрительного различения и подвижность нервных процессов.

3. Развивать прикладные психические качества - внимание, эмоциональную устойчивость и волевые качества - самообладание, уверенность в своих силах, выдержку, настойчивость.


Задачи ППФП санитарного врача:

1. Развивать прикладные основные физические качества - общую выносливость, силу, ловкость, гибкость.

2. Развивать прикладные специальные физические качества - устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

3. Развивать прикладные психические качества - внимание, эмоциональную устойчивость и волевые качества - самообладание, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость.


Задачи ППФП врача-педиатра:

1. Развивать прикладные основные физические качества - общую выносливость, силу, ловкость, гибкость.

2. Развивать прикладные специальные физические качества - устойчивость к гиподинамии и гипокинезии.

3. Развивать прикладные психические качества - внимание, эмоциональную устойчивость и волевые качества - самообладание, уверенность в своих силах, выдержку, настойчивость.


Задачи ППФП врача-стоматолога:


1. Развивать прикладные основные физические качества - общую выносливость, силу, ловкость, гибкость.

2. Развивать прикладные специальные физические качества - устойчивость к гиподинамии и гипокинезии, устойчивость к прямостоянию, быстроту зрительного различения и подвижность нервных процессов.

3. Развивать прикладные психические качества - внимание, эмоциональную устойчивость и волевые качества - самообладание, уверенность в своих силах, выдержку, настойчивость.


^ Задачи ППФП провизора:

1. Развивать прикладные основные физические качества - общую выносливость, силу (укрепление мышц туловища), статистическую выносливость мышц спины, ловкость (координацию движения рук).

2. Развивать прикладные специальные физические качества - устойчивость к гиподинамии и гипокинезии, устойчивость к прямостоянию, быстроту зрительного различения и подвижность нервных процессов.

3. Развивать прикладные психические качества - внимание, оперативное мышление.


Задачи ППФП врача-лаборанта:

1. Развивать прикладные основные физические качества - общую выносливость, силу, ловкость, статистическую выносливость мышц спины.

2. Развивать прикладные специальные физические качества - устойчивость к гиподинамии и гипокинезии, устойчивость к прямостоянию, быстроту зрительного различения и подвижность нервных процессов.

3. Развивать прикладные психические качества - внимание, эмоциональную устойчивость и волевые качества - инициативность, выдержку и настойчивость.


^ 9. Прикладные специальные качества врача и средства физической культуры для их развития


Регулярное и целенаправленное применение средств физической культуры позволяет ускорить выработку специальных качеств врача и провизора.


^ Устойчивость к гиподинамии

- способность поддерживать работоспособность в условиях пониженной двигательной активности.

Устойчивость к гиподинамии достигается упражнениями на выносливость, специально подобранными упражнениями или комплексами упражнений.


^ Устойчивость к укачиванию

Способность переносить воздействие механических раздражителей при передвижении автомобильным, воздушным и водным транспортом.

Устойчивость к укачиванию развивается упражнениями на угловые и прямолинейные ускорения, воздействующие на вестибулярный анализатор: акробатические и гимнастические упражнения, упражнения на снарядах.


^ Устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды

Устойчивость к перегреванию, действию антистетиков, заболеваниям – достигается бегом на 2000-5000м; выполнением упражнений при высокой температуре в утепленных спортивных костюмах; контрастное варьирование условий занятий «воздух-зал», «зал – воздух».


^ Устойчивость прямостояния (вертикальные позы)

Достигается разнообразными упражнениями в спортивной ходьбе; бегом на средние дистанции и кроссовым; бегом на коньках; в равновесии и акробатических упражнениях; упражнениями на наклонной гимнастической скамейке (ходьба на носках, боком приставным шагом, скрестным шагом, спиной вперед, в полуприсиде, с поворотом на 180о, удерживать равновесие на одной ноге); передвижение на лыжах; подвижных играх («борьба за руку», «бой петухов»); двухсторонние спортивные игры.


^ Быстрота зрительного различения и подвижность нервных процессов

Развиваются в спортивных и в подвижных («удочка») играх.


  1. Прикладные психические качества врача и средства

физической культуры для их развития


Развитие и совершенствование прикладных психических качеств врача: внимание, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, волевые качества.


Внимание

- отдельные качества: объем и распределение, переключение, концентрация и устойчивость. Они формируются при одновременном выполнении нескольких действий.

Упражнения для развития внимания


- бег в среднем и быстром темпе с одновременным выполнением заданий для рук и ног, бег под гору между деревьями, прыжки в длину и в высоту с разбега, метание легкоатлетических снарядов;

- упражнения на координацию движений рук и ног, жонглирование двумя и более мячами, езда на велосипеде по шоссе или в лесу.


^ Переключение внимания

Упражнения на переключение внимания с объекта на объект, спортивные игры.


Концентрация внимания

Развивается путем воспитания и самовоспитания установки на внимание.


^ Устойчивость внимания

Развивается путем выработки волевых качеств и тренировки на выносливость глазодвигательного аппарата.


Оперативное мышление

- упражнения на развитие внимания, памяти, наблюдательности, воли и других психических процессов;

- бег под гору между деревьями;

- езда на велосипеде, скоростной спуск на лыжах;

- спортивные игры;

- игра в бадминтон, волейбол, теннис;

- ориентирование на местности;

- игра в блиц-шахматы.


^ Эмоциональная устойчивость

- упражнения на развитие с элементами риска и опасности, с большой физической нагрузкой;

- упражнения на гимнастических снарядах;

- прыжки в глубину, на лыжах, в воду;

- акробатические упражнения;

- бег с горы по сложному маршруту, прыжки на батуте, занятия альпинизмом.


^ Волевые качества - упражнения на развитие самообладания, выдержку,

настойчивость, уверенность в своих силах тренируют физические упражнения, требующие определенных трудностей.


- инициативность формируется выполнением физических упражнений по личной инициативе, самостоятельное проведение занятий с группой, соревнование на лучший результат, самостоятельный выбор тактического плана выступления на соревнованиях, организация физкультурно-спортивных мероприятий в группе по личной инициативе;

- смелость и решительность достигается упражнениями преодоления чувства боязни и колебаний (бег под крутую гору, соскоки с гимнастических снарядов, прыжки в глубину, в воду), ходьба и бег с закрытыми глазами, упражнение на батуте, игра в регби.


^ ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


ГИМНАСТИКА


Теоретические сведения:

Гимнастика в системе физического воспитания.

Классификация видов гимнастики. Особенности личной гигиены и предупреждение травм. Дости­жения российских гимнастов на международной арене.


^ Основная гимнастика:

Задачи и характеристика общеразвивающих упражнений (ОРУ). Значение формирования правильной осанки.


Утренняя гимнастика:

Подбор упражнений УГГ. Объем и интенсивность

физической нагрузки. Самоконтроль при занятиях УГГ.


^ Производственная гимнастика:

Задачи вводной гимнастики, физпаузы и физ­культминутки. Принципы построения комплексов упражнений с учетом пола, возраста, физической подготовленности, особенности производствен­ной деятельности и т.д. Регулирование физиче­ской нагрузки. Гигиеническое обеспечение заня­тий. Обязанности инструктора производственной гимнастики в вузе, на производстве.


^ Краткая характеристика атлетической, ритмической, военно-прикладной, про­фессионально-прикладной, лечебной и спортивной гимнастики.


Общие задачи:

1. Укрепить здоровье и повысить работоспособность занимающихся.

2. Разносторонне развить физические качества (силу, гибкость и лов­кость) и способствовать воспитанию правильной осанки.

3. Совершенствовать координацию движения.

4. Подготовить к сдаче нормативов по гимнастике.

Средства:

1. Строевые упражнения (построение и перестроение, передвижения, и

размыкание и смыкание).

2. Общеразвивающие упражнения.

3. Упражнения на снарядах.

4. Акробатические и хореографические упражнения.

5. Упражнения с отягощением.

6. Прикладные упражнения.


Теоретические сведения: Гимнастика в системе физвоспитания.


Занятие №1.

Задачи:

1. Развивать силу.

2. Развивать гибкость.

3. Воспитать правильную осанку.


Подготовительная часть:

^ 1. Строевые упражнения (4-5 минут):

Дать представление об основных строевых понятиях (строй, ше­ренга, фланги, колонна, фронт, интервал, дистанция, направляющий, замыкающий и т.п.), строевых приемах (команды "смирно", "вольно", "остановись", "отставить" и т.п.), построениях (в шерен­гу, колонну), перестроениях, размыканиях, смыканиях, передви­жениях и т.п.

^ 2. ОРУ (20-25 минут):

Упражнения для мышц верхних конечностей и плечевого пояса. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения для мышц нижних конечностей. Упражнения для мышц всего тела

Основная часть:

^ 3. Развитие силы (30 минут):

а) для шеи:


стоя, сидя, лежа, наклоны головы вперед, назад, в сторону, по­вороты, круги головой;

б) для рук и плечевого пояса:

сгибание - разгибание рук в упоре, висе. Поднимание, отталки­вание, переноска партнера. Стоять и ходить попеременно с вы­прямлениями в стороны руками (пальцы в кулак) мягкими и рас­слабленными руками. Пружинные движения руками (нажим, под­тягивание, отталкивание). Упражнения с набивными мячами (подбрасывание, переброска мяча с партнером);

в) для туловища:

одновременное и поочередное поднимание ног в положении си­дя, лежа, на спине, на животе, на боку. Из положения лежа на спине подняться в сед прогнувшись или согнувшись и опуститься прямой спиной на пол в и. п. Из положения лежа на животе и на спине поднять и опустить туловище. Выпады с наклоном прогну­того туловища, повороты туловища из разных и.п. Тоже, упраж­нения с отягощением (набивной мяч, «блин» штанги и т.д.);

г) для ног:

приседания на двух ногах, на одной, на разных сторонах стопы. Подпрыгивания и пружинные движения в приседе. Полуприседы и приседы с последующим прыжком вверх. Перенос тяжести те­ла с одной ноги на другую. Ходьба в приседе. Медленные под­нимания, круги и восьмерки ногами из различных и.п.


^ 4. Развитие гибкости (15 минут):

а) для рук и плечевого пояса:


одновременные и последовательные, противоположные махи и круги руками. Одновременное и поочередное поднимание плеч, круговые движения плечами, сведение и разведение лопаток. Одновременные, поочередные и последовательные круги кистями, в локтевых суставах, в плечевых суставах. Пассивное растягивание с помощью партнера, у опоры, гимнастической стенки;

б) для туловища:

стоя на коленях определить спину и прогнуться. Из положений о.с, си­дя, седа на пятках наклон вперед прогнувшись, вытягиваться круговой спиной, голова опущена. Из седа на пятках спина круглая, голова на груди, встать в стойку на коленях с последующим наклоном назад. Пас­сивное растягивание с помощью партнера, у опоры;

в) для ног:

махи ногами из различных и.п. Активное и пассивное растягивание ног в положениях стоя у опоры, лежа на спине и животе. Прыжки на скакалке.


Заключительная часть (15 минут):


^ 5. Воспитание правильной осанки.

Проверить правильность взаимно­го расположения частей тела: лежа, стоя, перед зеркалом, у своего партнера. Приседать, опираясь спиной о стену, ходьба с тетрадкой на голове. Проверять осанку в разных движениях, в прыжках.


^ Теоретические сведения: Задачи основной гимнастики.


Занятие №2 (2 часа)

Задачи:

1. Развивать координацию движений и достигать экономичность, слит­ность и плавность всех двигательных актов.

2. Развивать равновесие.


Подготовительная часть (25 минут):

1. Строевые упражнения: упражнения на месте, в движении, размыка­ния и смыкания.

2. ОРУ:

а) верхних конечностей и плечевого пояса;

б) для мышц туловища и шеи;

в) для мышц нижних конечностей;

г) для мышц всего тела со скамейкой и на скамейке.


Основная
  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «физическая культура» курс icon Рабочая программа дисциплины «лечебная физическая культура и спортивная медицина» направление 034300

Рабочая программа дисциплины «физическая культура» курс icon Учебная программа для специальности 1- 03 02 01 «Физическая культура» со специализацией 1-03 02 01

Рабочая программа дисциплины «физическая культура» курс icon Программа учебной дисциплины физическая культура для специальности

Рабочая программа дисциплины «физическая культура» курс icon Программа дисциплины Специальность 032101 «Физическая культура и спорт» Новочебоксарск

Рабочая программа дисциплины «физическая культура» курс icon Государственный образовательный стандарт Специальность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями
Общая характеристика специальности 022500 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии...
Рабочая программа дисциплины «физическая культура» курс icon Программа по изучению дисциплины анатомия с основами спортивной морфологии для студентов специальности

Рабочая программа дисциплины «физическая культура» курс icon Г. В. Дремова закончила Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры (с

Рабочая программа дисциплины «физическая культура» курс icon Учебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура и массаж (наименование дисциплины)

Рабочая программа дисциплины «физическая культура» курс icon Учебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура для инвалидов (наименование

Рабочая программа дисциплины «физическая культура» курс icon Учебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура в травматологии и ортопедии

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы