|
Скачать 273.5 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации «У Т В Е Р Ж Д А Ю» Председатель ЦКМС, Проректор по учебно-методической работе, доцент Ф.Г.Биккинеев _________________________________ «________»__________________2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине: ОБЩАЯ и КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ для специальности ФАРМАЦИЯ, 060108 факультет ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ Кафедра ^ Курс 5 Семестр 9 Лекции 22 часа Зачет 9 семестр Практические занятия 42 часа Самостоятельная работа 32 часа Всего 96 часов 2012 год Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040500 «фармация» в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной «___»______ 2000 года. Разработчики программы: Заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии, профессор _____________ Цибулькина В.Н. Доцент кафедры клинической иммунологии и аллергологии ______________ Васильева А.А. Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии _______________________________ Заведующий кафедрой ______________ Цибулькина В.Н. Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии по терапевтическим дисциплинам _________________________________ Председатель предметно-методической комиссии по терапевтическим дисциплинам _______________ Ослопов В.Н. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИММУНОЛОГИИ, ^ Современная иммунология, как самостоятельная научная отрасль, занимает одно из центральных мест среди медико-биологических дисциплин. С успехами иммунологии связывают решение таких проблем, как получение новых высокоэффективных диагностических и лечебных препаратов методом иммунобиотехнологии, преодоление инфекционных заболеваний на принципиально новых подходах (искусственные вакцины), вскрытие механизмов возникновения наиболее тяжких заболеваний человека (иммунодефицит, в частности СПИД, аутоиммунные, аллергологические болезни, злокачественные опухоли, инфекции и т. п.). Большие надежды возлагаются на гормоны, медиаторы иммунной системы, которые называют среди лекарств будущего. Успехи иммунологии активно реализуются в медицинской практике, а сама иммунология становится ключевой дисциплиной современной медицины, поэтому будущему врачу и провизору необходимы глубокие знания в этой области. ^ «Общая и клиническая иммунология» – формирование представления студентов об универсальности иммунологических механизмов, протекающих как при физиологических, так и при патологических процессах. ^ Дать полное и стройное представление об иммунологии как предмете в целом, сформировать представление об иммунной системе как одной из важнейших систем в организме; Рассмотреть основополагающие разделы общей и частной иммунологии с аллергологией, без которых невозможно осуществление рационального выбора иммуномодуляторов для иммунофармакотерапии; Выработать представление о значимости иммунологических нарушений в патогенезе различных заболеваний человека и принципах их иммунокоррекции; Дать современные представления о принципах доклинической и клинической оценки иммуномодуляторов, иммунобиологических препаратов, антиаллергических средств, лечебных аллергенов, а также о принципах выявления и характеристики иммуномодулирующей и аллергенной активности лекарств других фармакологических групп; Систематизировать представления о фармакокинетике и фармакодинамике иммуномодуляторов, принципах их дозирования и схем применения, показаниях и противопоказаниях, побочных эффектах, особенностях взаимодействия с другими лекарствами; Дать полное представление о методах государственного контроля безопасности и качества иммуномодуляторов, их клинической эффективности, аллергенности фармацевтических средств; Дать современные представления о причинах развития и патогенезе иммунологических нарушений иммунодефицитных, аутоиммунных, аллергических и других болезней иммунной системы и их рациональной иммунофармакотерапии. ^ 1.3.1. Дисциплина «Общая и клиническая иммунология». Студент должен знать: 1. Характеристику факторов неспецифической резистентности. 2. Методы оценки факторов неспецифической резистентности. 3. Классификацию органов иммунной системы, их строение. 4. Морфологические, фенотипические, функциональные особенности иммунокомпетентных клеток. 5. Определение антигенов и их свойства.
12. Виды вакцин. 13. Препараты пассивной иммунизации. 14. Этиопатогенез, классификацию, основные этапы диагностики и основные принципы лечения аллергических заболеваний. 15. Классификацию и диагностику иммунопатологических состояний, принципы иммунотропной терапии, характеристику препаратов, показания и противопоказания к их назначению. 16.Календарь профилактических прививок, виды и способы введения вакцин, поствакцинальные реакции и осложнения. Студент должен уметь: 1. Соблюдать правила фармацевтической этики и деонтологии при решении комплексных задач, сявзанных с взаимоотношениями врача, больного и провизора. 2.Определять группы иммуномодуляторов, предназначенных для лечения определенного заболевания, исходя из иммунотропных свойств препаратов. Состояния иммунной системы. Вида иммунопатологии. 3. Осуществлять рациональный выбор иммуномодуляторов по критериям эффективности, безопасности. Пригодности и стоимости, а при необходимости – производить адекватную замену отсутствующих препаратов. 4. Определять оптимальную лекарственную форму иммуномодуляторов, путь их введения, режим дозирования, длительность применения. 5. Информировать больного о действующем эффекте назначенного иммунокорректора, возможных побочных эффектах и тактике поведения пациента при их появлении. Разъяснять способ и время применения иммуномодуляторов, правила их хранения. 6. Выбирать методы иммунологического контроля за безопасностью проводимой профилактики и лечения, своевременно выявлять риск развития побочных эффектов иммуномодуляторов. 7. Информировать врачей об иммунофармакологических свойствах новых иммунокорректоров. Особенностях иммунотропной активности у фармацевтических препаратов различных фармакологических групп, предложить рациональную замену при отсутствии препаратов. 8. Осуществлять рациональный выбор антиаллергических препаратов по критериям эффективности, безопасности, пригодности и стоимости, а при необходимости – производить адекватную замену отсутствующих средств. 9. Определять оптимальную лекарственную форму антиаллергических препаратовПриобрести навыки в составлении формуляров лекарств, , путь их введения, режим дозирования, длительность применения. 10. Информировать больного о действующем эффекте назначаемого антиаллергического препарата, возможных побочных эффектах и тактике поведения пациента при их проявлении, разъяснять способ и время их применения. Правила хранения.. 11. Выбирать методы иммунологического контроля за безопасностью проводимой профилактики и лечения, своевременно выявлять риск развития побочных эффектов антиаллергических препаратов. 12. Информировать врачей об иммунофармакологических свойствах новых антиаллергических препаратов, предложить рациональную замену при отсутствии соответствующих средств. ^ 1. Биология. 2. Гистология. 3. Микробиология. 4. Биохимия. 5. Физиология. 6.Патологическая физиология. 7. Патологическая анатомия. 8. Фармакология ^ «ОБЩАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ» 1. Введение. Предмет и задачи иммунологии. Исторические этапы развития иммунологии. Ученые – лауреаты Нобелевской премии в области иммунологии. 2. Иммунная система. Иммунная система как совокупность органов, тканей и клеток, осуществляющих иммунологические функции. Распознавание «своего» и «чужого». Иммунитет как биологическое явление. Центральные и периферические органы иммунной системы. Современная схема иммуногенеза. Лимфоцит – центральная клетка иммунной системы. Т- и В-лимфоциты, их характеристика, методы идентификации. Субполяции лимфоцитов. Естественные киллеры. К-клетки. Роль макрофагов в иммунном ответе. Характеристика и генез макрофагов, маркеры, рецепторы. Разнообразие функциональных свойств макрофагов. 3. Антигены. Определение и характеристика вещества как антигена. Понятие чужеродности, антигенности, иммуногенности, специфичности антигена. Характеристика молекул с антигенными свойствами. Эпитопы антигена. Гаптены. Классификация антигенов. Изоантигены человека. Антигены гистосовместимости человека, искусственнее антигены, их типы, химическая природа, применение. Аллергены, их характеристика, принципы изготовления, методы стандартизации и контроля. 4. Антитела. Определение. Клеточные основы антителогенеза. Пути дифференцировки В-лимфоцита. Антителообразующие клетки. Динамика антителогенеза в иммунном ответе. Иммуноглобулиновая природа антител. Строение молекулы иммуноглобулина. Легкие и тяжелые цепи. Вариабельные и константные области. Фрагменты молекулы иммуноглобулина. Классы и субклассы иммуноглобулинов. Разнообразие иммуноглобулинов: изотипы, аллотипы, идиотипы. Идиотип – антиидиотипическое взаимодействие. Эффекторные функции иммуноглобулинов. Моноклональные антитела. Иммунологические феномены, основанные на взаимодействии антилен-антитело: агглютинация, преципитация, лизис, нейтрализация и др. 5. ^ Основные определения и понятия. Преципитация, количественная оценка преципитации; иммунодиффузия в геле, иммуноэлектрофорез. Агглютинация. Активация комплемента. Классический путь активации комплемента. Альтернативный путь активации комплемента. Биологическое значение активации комплемента. РСК. 6. ^ Гуморальный иммунный ответ. Клеточный иммунный ответ. Регуляция иммунного ответа. Роль генетических факторов. Иммунологическая толерантность 7. ^ Врожденный иммунитет. Физиологические барьеры. Клеточные факторы: полиморфноядерные лейкоциты, макрофагальная система. Фагоцитоз. Стадии фагоцитоза. Кислородзависимый и кислороднезависимый механизмы киллинга бактерий. Естественные киллеры. Гуморальные факторы: бактерицидные компоненты секретов, альтернативный путь активации комплемента, острая воспалительная реакция, опосредованная активацией комплемента. Роль белков острой фазы. Интерфероны. 8^ ы. 9. Регуляторные клетки и межклеточные взаимодействия в иммунных процессах. 10.Противоинфекционный иммунитет. Приобретенный иммунитет. Антитоксический иммунитет. Антимикробный гуморальный иммунитет (внеклеточно паразитирующие возбудители Гр- и Гр+). Защита от инфекций, вызванных внутриклеточно паразитирующими возбудителями. Иммунитет при вирусных инфекциях. Иммунитет при паразитарных инфекциях. Иммунитет, приобретаемый пассивно. Вакцинация.
Реакции гиперчувствительности. Реакции I типа (анафилактические). Аллергены индуцирующие реакцию I типа. Реагины – IgE и IgG4. Особенности клеток-мишенией (тучные клетки и базофилы). Фармакологически активные медиаторя, преформированные (гистамин, серотин, гепарин) и образующиеся в процессе реакции (лейкотриены, тромбоксаны, простагландины и др.). Эффекты медиаторов. Реакции II типа (гуморальные цитотоксические). Аллергены, вызывающие реакции II типа. Антитела – IgG и IgM, принимающие участие в реакциях II типа. Участие системы комплемента. Реакции III типа (образование токсических иммунных комплексов). Аллергены, вызывающие реакции III типа. Антитела – Ig. Участие системы комплемента и полиморфноядерных лейкоцитов. Реакции IV типа (гиперчувствительность замедленного типа). Различные варианты реакций IV типа. Природа аллергенов, вызывающих реакции IV типа. Медиаторы замедленной гиперчувствительности. Кинетика гистологических изменений. Механизмы повреждения. ^ Иммуномодуляторы. Классификация иммунотропных средств. Характеристика отдельных групп. Характеристика иммуностимуляторов. Характнристика иммунодепрессантов. Механизм действия, побочные реакции. Активная и пассивная иммунизация. Препараты специфической стимуляции (вакцины, анатоксины). ^ : вакцины из живых, аттенуированных микроорганизмов; инактивированные вакцины; анатоксины; ассоциированные вакцины. Адъюванты. Причины осложнений при проведении вакцинации и их профилактика. Лечебные вакцины. ^ .Препараты заместительной терапии. Сыворотки антитоксические, принципы их изготовления, применения. Осложнения серотерапии и серопрофилактики. Гамма-глобулиновые препараты, иммуноглобулины. Их изготовление, состав и использование. Контроль за качеством выпускаемых вакцин, сывороток и других биопрепаратов. ^ : интерлейкины, интерфероны, индукторы интерферонов. Их характеристика и область применения. Прочие лекарственные препараты, обладающие иммунотропным действием. Т-иммуномиметики. В-иммуномиметики. Липополисахариды. Иммуномодуляторы бактериального происхождения. Эубиотики. Иммуномодуляторы производных различных химических групп. Витамины. Адаптогены. Иммуносупрессоры. ^ Иммунофармакотерапия. Основные понятия. Виды иммунотерапии. Иммунокоррекция. Основные понятия. Виды иммунокоррекции. Показания и противопоказания. Экстракорпоральная иммунокоррекция, виды. Иммунокорригирующие эффекты гемосорбции. Иммуносорбция, виды, природа сорбентов. Показания и противопоказания. ^ . Определение. Классификация. Роль отечественных ученых в создании классификации иммунодефицитов. Механизмы развития, диагностика, распространенность. Клинико-лабораторные критерии иммунодефицитов. Роль приобретенных иммунодефицитов в патогенезе различных заболеваний человека. ^ . Классификация, основные клинические формы. Синдромы тяжелого комбинированного иммунодефицита (ТКИН), гетерогенность, отдельные варианты: ретикулярная дисгенезия, синдром «швейцарский тип», синдром дефицита аденозиндезаминазы, ТКИД с В-лимфоцитами и др. Клинические особенности. Синдромы, проявляющиеся недостаточностью гуморального иммунитета (агаммаглобулинемия Брутона, синдром селективного иммунодефицита ИгА, вариабельные формы иммунодефицитов). Иммунодефицит с экземой и тромбоцитопенией (синдром Вискотта-Олдрича) Иммунологическая недостаточность с атаксией-телеангиэктазией (синдром Луи-Бар), особенность. Синдромы врожденных дефектов фагоцитоза (хроническая гранулематозная болезнь, синдром Чедиака-Хигаши и др.), комплемента (ангионевротический отек и др.). Клинические проявления, лечение (иммунотерапия). Трансплантация костного мозга при иммунодефицитах. Генетика иммунодефицитов. Дефектные гены, возможность генотерапии. ^ котерапия. Характеристика, патогенетические механизмы развития, иммунофармакотерапия. Иммунодефициты при вирусных (корь, грипп, тепатит В и др.), бактериальных (туберкулез, лепра и др.) инфекциях, при нарушении питания (кахексия, малабсорбция, квашиоркор, ожирение и т.п.), при злокачественных новообразованиях, болезнях обмена веществ, почек и других заболеваниях. Иммунодефициты после воздействия биологических, физических агентов. Иммунодефициты, вызванные иммунотоксикантами (химическими соединениями, лекарствами, ядами). Ятрогенные иммунодефициты. Роль приобретенных иммунодефицитов в патогенезе различных заболеваний человека. Естественные (транзиторные) иммунодефицитные состояния в определенные возрастные периоды (детский, старческий возраст), при беременности. Основные принципы терапии иммунодефицитов. ^ Основные понятия. Характеристика аутоиммунных реакций и заболеваний, классификация (системные, промежуточные, органоспецифические). Природа аутоантигенов и аутоантител, клеточных факторов. Иммунопатогенез основных аутоиммунных заболеваний и их иммунофармакотерапия. Коллагенозы: системная красная волчанка (СКВ) и ревматоидный артрит, иммунопатогенез, иммунодиагностика, основные клинические проявления, иммунофармакотерапия. Аутоиммунные заболевания крови (пернициозная анемия, аутоиммунная гемолитическая анемия, иммунная тромбоцитопения, иммунная нейтропения и др.), иммунодиагностика, природа антигена, антилимфоцитарные аутоантитела, иммунофармакотерапия. Аутоиммунный компонент в патогенезе различных заболеваний человека. ^ Основные понятия. Действие микроорганизмов на клетки и органы системы (иммунотропизм). Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Определение, природа вируса иммунодефицита человека, пути трансмиссии. Эпидемиология. Группы риска. Клинические проявления. Спектр инфекционных заболеваний при СПИДе. Саркома Капоши и другие опухоли при СПИДе. Димфоаденопатия. Особенности поражения иммунной системы. Иммунотропизм вируса СПИДа. Пути предупреждения СПИДа, его иммунокоррекция. ^ Экзоаллергены. Классификация. Характеристика отдельных групп. Принципы технологии изготовления диагностических аллергенов. Готовые формы диагностических аллергенов. ^ Аллергологический анамнез. Кожное тестирование. Провокационные пробы. Лабораторные исследования. ^ Специфическая иммунотерапия. Характеристика лечебных аллергенов. Условия хранения и использования лечебных аллергенов. Средства неспецифической терапии аллергических заболеваний. Классификация и характеристика антигистаминных средств. Побочные эффекты антигистаминных средств. Симптоматические средства. Агонисты -адренорецепторов. Принципы применения. Побочные эффекты. Место кортикостероидов в лечении аллергических заболеваний. Применение кортикостероидов при острых аллергических реакциях. Ингаляционные формы кортикостероидов для лечения респираторных аллергических заболеваний. Использование мембраностабилизаторов (интал и его производные, тайлед) в лечении аллергических заболеваний. ^ Поллиноз. Аллергический ринит. Распространенность, этиология поллиноза. Клиника. Пыльцевой конъюктивит. Поражение дыхательных путей. Предсезонная специфическая иммунопрофилактика. ^ . Классификация. Атопическая бронхиальная астма. Клиника. Диагностика. Современный подход к изучению астмы. Фармакологический контроль при бронхиальной астме. Оказание неотложной помощи в приступном периоде.Крапивница. Этиология, классификация. Клиника. Оказание неотложной помощи при острой крапивнице и отеке Квинке. Побочные лекарственные реакции. Классификация побочных лекарственных реакций. ^ . Механизм аллергических и псевдоаллергических реакций. Анафилактический шок. Клиника. Оказание неотложной помощи. Сывороточная болезнь. Острые токсико-аллергические реакции. Профилактика лекарственной аллергии. Диагностика лекарственной аллергии. Особенности аллергологического и фармакотерапевтического анамнеза. Показания к проведению кожных проб. Техника выполнения и правила оценки реакций. Диагностические тесты (тест торможения естественной эмиграции лейкоцитов, подъязычная проба). ^ 2.1.1. Лекции по общей и клинической иммунологии (22 часа)
2.1.2. Практические занятия по общей и клинической иммунологии (42 часа)
2.1.3. Самостоятельная работа (32 часа) Примерная тематика рефератов, эссе:
Иммунотропные лекарственные средства ^ а) основная литература: 1. Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология. Норма и патология. Учебник.-3-е изд., перраб и доп.-М.:ОАО «Издательство «Медицина», 2010.-752 с. (учебник для студентов мед.вузов) б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 1. www.medscape.com 2. http://immunology.org/ 3. http://pathmicro.med.sc.edu/book/immunol-sta.htm 4. http://humbio.ru/humbio/immunology 5. www.pulmonology.ru ^
9.Атопические заболевания у детей. Хакимова Р.Ф. – Казань. – 2004. 10. ИгЕ-опосредованные реакции. Васильева А.А., Хакимова Р.Ф. – Казань. – 2004. 11. Атопический дерматит: клиника, диагностика, принципы терапии. Хакимова Р.Ф., Камашева Г.Р., Васильева А.А. – Казань. – 2009. 12. Аллергический ринит. Васильева А.А., - Казань. – 2009. 13. Современные принципы диагностики бронхиальной астмы. Скороходкина О.В. – Казань. – 2009. 3.6.Перечень наглядных пособий, используемых в процессе обучения 3.6.1.Перечень таблиц: ^
Органы и клетки иммунной системы:
Интерлейкины:
Антигены:
Антитела:
Реакции гиперчувствительности:
Противоопухолевый иммунитет:
Диагностика аллергических заболеваний:
Первичные и вторичные иммунодефициты:
Аутоиммунные заболевания:
. ВИЧ-инфекция:
Иммунокоррекция:
^
^
|