|
Скачать 99.73 Kb.
|
Содержание
Итоговый контрольИтоговый контроль Итоговый контроль |
Учебный модуль: Кровь (4 часа) Автор: А.В.КлиновСтруктурно – логическая схемаВнутренняя среда организма ![]() ![]() ![]() тканевая жидкость лимфа кровь ![]() ![]() плазма клетки ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() эритроциты лейкоциты тромбоциты Неорганические вещества Органические вещества ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() вода Минеральные соли Б Ж У В Г II Словарь
И ![]() ![]() Е ![]() ![]() ![]() ![]() врождённый приобретённый активный пассивный III Утверждения
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
![]() ![]()
V Компетенции
VI Примеры:
Рекомендуемая литература:
^ Разноуровневые задания
а) вы – донор; б) вы – реципиент. 3* На конкретных примерах покажите возможность саморегуляции внутренней среды организма. Тестирование В – I 1. Кровь – это: а) раствор органических веществ; б) раствор неорганических веществ; в) раствор органических и неорганических веществ; г) жидкая соединительная ткань; 2. Безъядерные клетки крови: а) эритроциты и лейкоциты; б) лейкоциты и тромбоциты; в) тромбоциты и эритроциты; г) лейкоциты; д) тромбоциты; 3*. Клетки крови, способные выполнять и выполняющие «предписанную» им функцию за пределами кровеносного русла: а) эритроциты и тромбоциты б) тромбоциты и лейкоциты в) лейкоциты и эритроциты г) лейкоциты 4. Эритроциты у человека образуются в: а) печени б) почках в) селезёнке г) красном костном мозге 5* Карбоксигемоглобин – вещество, образующееся при взаимодействии гемоглобина с: а) СО2 б) О2 в) СО г) N2 ^ Разноуровневые задания
а) вы – донор; б) вы – реципиент. 3*.На конкретных примерах покажите возможность саморегуляции внутренней среды организма. B – II 1. Разрушение старых эритроцитов осуществляется в: а) почках и печени; б) печени и селезёнке; в) лёгких и почках; г) селезёнке; д) жёлтом костном мозге. 2. Кровь относят к тканям: а) мышечным; б) покровным; в) соединительным; г) нервной; д) другое решение. 3. В состав молекулы гемоглобина входит: а) Fe б) Mg в) Zn г) Cu д) Co 4*. Резус – фактор – это: а) особый белок, находящийся в эритроцитах б) невосприимчивость к заболеванию в) заболевание крови г) вещество, связанное со свёртыванием крови 5*. Антитела образуются: а) всеми лимфоцитами б) Т - лимфоцитами в) фагоцитами г) В – лимфоцитами ^ Разноуровневые задания
3*.На конкретных примерах покажите возможность саморегуляции внутренней среды организма. В – III 1. Основоположник современной иммунологии: а) Мечников б) Виноградский в) Пастер г) Павлов 2. Клетки крови являются носителями веществ, обеспечивающих её свёртывание, - это: а) эритроциты и тромбоциты; б) тромбоциты и лейкоциты; в) лейкоциты и эритроциты; г) тромбоциты; 3*.Когда формируется приобретённый иммунитет: а) после инфекционного заболевания б) при введении вакцины в) ослабление иммунного ответа г) правильного ответа нет 4. Функция межклеточной жидкости: а) клетки получают питательные вещества б) выработка лейкоцитов в) увлажнение кожи г) всё перечисленное 5*. С чем связано деление крови на группы: а) наличие антигенов А и В б) наличие в плазме антител в) отсутствие в плазме антител г) наличием фагоцитов Урок 1. Внутренняя среда организма и её значение. Задачи: - познакомить с понятием «внутренняя среда организма», её составом. - разъяснить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма, углубить понятие о гомеостазе и его значении в жизни клеток в изменяющихся условиях окружающей среды. - осуществлять работу по санитарно-гигиеническому воспитанию. Задания на урок 1.Почему внутренняя среда организма должна быть постоянной? Заметим, что на самом деле абсолютного постоянства нет. Все параметры внутренней среды колеблются вокруг какой-то средней точки. Почему так происходит? Что бы ответить на этот вопрос, вспомните, как работает электроутюг с тепловым реле. Какие образования в стенках сосудов выполняют роль реле? 2.Рассмотрите рисунок 37. Дайте определение внутренней среды организма. Назовите компоненты, составляющие внутреннюю среду. 3.На рисунке 37 видно, что к тканям жидкость поступает только по артериям. Через стенки сосудов жидкая часть крови частично проходит в тканевые промежутки. Поступившая жидкость оттекает от тканей по двум путям. Назовите их. 4.Расскажите, как происходит движение жидкостей, составляющих внутреннюю среду ( рис.37 показано стрелками). 5.Известно, что тканевая жидкость образуется из плазмы крови, которая просачивается через стенку капилляра. Чем больше давление крови на стенки сосудов, тем сильнее идёт образование тканевой жидкости. Проделайте опыт, доказывающий, что повышение давления в капиллярах приводит к усиленному образованию тканевой жидкости. Опыт «Нарушение кровообращения в пальце после его перетяжки». Ответьте на вопросы: А) Почему вредно туго шнуровать ботинки, сильно затягивать ремень, использовать тугие резинки? Б) Что происходит, когда вы из-за неловкой позы отсидите ногу Урок 2. Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их строение и функции. Задачи: - сформировать знания о плазме крови, её функциях. - продолжить развитие понятия о связи между строением и функциям на примере форменных элементов крови. - разъяснить важность механизма свёртывания крови в сохранении жизни человека. Задания на урок 1. Опыт показывает, что в крови, разбавленной дистиллированной водой, эритроциты растворяются. Объясните: А) почему так происходит? Б) почему не происходит растворения эритроцитов и гибели человека, когда он, утоляя жажду, выпивает много воды? Ответить на этот вопрос вам помогут знания о саморегуляции. 2.Если крови дать отстоятся, то она расслоится. Укажите, что представляют собой её слои? 3.ответьте на вопрос: какое вещество надо добавить в кровь, чтобы она не свернулась? 4.Составьте схему, проясняющую механизм свёртывания крови, и ответьте на вопросы: А) что происходит с тромбоцитами при повреждении сосуда? Б) какие вещества выделяются при их разрушении? В) какие вещества должна содержать плазма крови, чтобы растворимый белок фибриноген превратился в нерастворимый фибрин? Г) как образуется кровяной сгусток, закрывающий рану, - струп? Урок 3. Иммунитет Задачи: - раскрыть материал о защитных свойствах организма - сформировать понятия инфекционные заболевания, иммунитет, лечебные сыворотки, вакцина, прививки, аллергия, виды иммунитета, правила гигиены. - ознакомить с учением И.И. Мечникова и работами Л.Пастера в развитии медицины в борьбе с инфекциями. Задания на урок: 1. Объясните и запишите ответ на 3 вопроса:
2. Изучите по литературным источникам жизнь и научную деятельность русского ученого, лауреата Нобелевской премии И.И Мечникова, напишите о нем реферат и расскажите товарищам (на уроке). 3.Изучите по литературным источникам материал о смертельно опасном заболевании СПИДе, напишите о нем реферат и расскажите товарищам (на уроке). 4. на рисунке 40 показана картина воспаления, вызванная занозой. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы: А) какие клетки выходят из кровеносного сосуда? Б) какие клетки остаются в сосуде (изображены мелкими кружками) В) что изображают овальные чёрные тельца? Г) мелкими чёрными точками показан гной. Как он появился? Д) почему воспалённый участок красный, обычно болит и имеет повышенную температуру? Е) в организм попали чужеродные тела – микробы. Они вызовут иммунную реакцию. В чём она будет проявляться? Урок 4.Группы крови. Переливание крови. Резус – фактор Задачи: - сформировать знания о группах крови, их отличительных признаках. - разъяснить механизм агглютинации для понимания совместимости крови по группам. - показать значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей. Задания на урок 1. Сопоставьте два факта
Подумайте над этими фактами и объясните: А) почему человек без крови погибает? Б) какое значение имеет кровь в жизни организма человека? 2.Осмыслите несколько фактов, доказанных физиологами и медиками:
3.Составьте синквейн по терминам: кровь, плазма, иммунитет, донор, жизнь. |