Структурно – логическая схема icon

Структурно – логическая схема





Скачать 99.73 Kb.
Название Структурно – логическая схема
А.В.Клинов
Дата 03.04.2013
Размер 99.73 Kb.
Тип Документы
Учебный модуль: Кровь (4 часа) Автор: А.В.Клинов

Структурно – логическая схема



Внутренняя среда организма



тканевая жидкость

лимфа

кровь






плазма

клетки



эритроциты

лейкоциты

тромбоциты


Неорганические вещества

Органические вещества



вода

Минеральные соли

Б

Ж

У

В

Г

II Словарь

  1. Внутренняя среда организма – создаётся тканевой жидкостью, а также кровью и лимфой.

  2. Лимфа – бесцветная жидкость в теле позвоночных животных, образую­щаяся из плазмы крови посредством её фильтрации в межтканевые про­странства и оттуда в лимфатическую систему.

  3. Кровь – жидкая соединительная ткань, состоящая из плазмы и форменных элементов крови.

  4. Плазма - жидкая или гелеобразная часть крови, лимфы и др.

  5. Эритроциты – красные кровяные тельца, одни из форменных элементов крови – безъядерные клетки крови животных с замкнутой кровеносной системой, содержащие гемоглобин.

  6. Лейкоциты – бесцветные, функционально разнообразные, подвижные клетки животных, включая человека, способные захватывать и перевари­вать микроорганизмы и инородные частицы, а также вырабатывать антитела..

  7. Тромбоциты – форменные элементы крови позвоночного животного (включая человека), участвующие в свёртывании крови.

  8. Свёртывание – защитное приспособление, предохраняющее организм от потери крови.

  9. Донор – человек, отдающий кровь.

  10. Реципиент – человек, получающий кровь.

  11. Агглютинация – явление склеивания эритроцитов.

  12. Иммунитет – невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам.

  13. Врождённый иммунитет – наследственный признак данного вида животных.

  14. Приобретённый иммунитет – появляется в процессе жизни.

  15. Естественный активный иммунитет – вырабатывается в процессе перенесения инфекционного заболевания.

  16. Естественный пассивный иммунитет – переход защитных антител из крови матери, через плаценту в кровь плода.

  17. Искусственный активный иммунитет – вырабатывается после прививки здоровым людям убитых или ослабленных болезнетворных микробов, вирусов, токсинов.

  18. Искусственный пассивный иммунитет – вырабатывается после введения человеку сыворотки, содержащей антитела и антитоксины, против микробов и их ядов.



Иммунитет

Естественный Искусственный


врождённый приобретённый активный пассивный


III Утверждения

  1. Выделяют 4 основных группы крови.
































  1. Свёртывание крови является многокаскадным, многоступенчатым за­щитным механизмом организма.





  1. Иммунитет организма создаётся деятельностью лейкоцитов.




  1. Фагоцитоз – это внутриклеточное переваривание захваченных бактерий лейкоцитами (макрофагами).


V Компетенции


  • Соблюдать правила общения с инфекционными больными

  • Выделять факторы, отрицательно действующие на иммунитет и уметь им противостоять

  • Вести здоровый образ жизни


VI Примеры:


  • Во избежание распространения инфекции необходимо систематически со­блюдать меры личной профилактики: после ухода за больным мыть руки с мылом и дезинфицировать их после любого соприкосновения с больным, его выделениями и окружающими предметами…

  • Гиподинамия, стрессы, ожирение, физические перегрузки, инфекционные заболевания…

  • Регулярные занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе, соблюдение правил личной гигиены…



Рекомендуемая литература:



  1. Драгомилов А.Г. Маш Р.Д. Учебник «Биология. Человек 8 класс» Вентана – Граф 2005

  2. Батуев А.С. Учебник «Биология. Человек 9 класс» М: Дрофа, 2000.

  3. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» М. Просвещение, 1971

  4. Привес М.Г. «Анатомия человека» М. Медицина, 1985.

  5. Заостровцева Н.А. “Конспекты по биологии“ С-П. Питер.1998

  6. 1С: Репетитор. Биология CD

  7. «Уроки биологии 9 класс» Кирилл и Мефодий CD



^




Итоговый контроль


Разноуровневые задания


  1. Перечислите функции крови и приведите доказательства взаимосвязи строения и функции этой ткани.

  2. У вас I группа крови. Постройте схему, поясняющую ситуации:

а) вы – донор; б) вы – реципиент.

3* На конкретных примерах покажите возможность саморегуляции внут­ренней среды организма.

Тестирование

В – I


1. Кровь – это:

а) раствор органических веществ;

б) раствор неорганических веществ;

в) раствор органических и неорганических веществ;

г) жидкая соединительная ткань;

2. Безъядерные клетки крови:

а) эритроциты и лейкоциты;

б) лейкоциты и тромбоциты;

в) тромбоциты и эритроциты;

г) лейкоциты;

д) тромбоциты;

3*. Клетки крови, способные выполнять и выполняющие «предписанную» им функцию за пределами кровеносного русла:

а) эритроциты и тромбоциты

б) тромбоциты и лейкоциты

в) лейкоциты и эритроциты

г) лейкоциты

4. Эритроциты у человека образуются в:

а) печени

б) почках

в) селезёнке

г) красном костном мозге


5* Карбоксигемоглобин – вещество, образующееся при взаимодействии гемоглобина с:

а) СО2

б) О2

в) СО

г) N2
^




Итоговый контроль


Разноуровневые задания


  1. Перечислите функции крови и приведите доказательства взаимосвязи строения и функции этой ткани.

  2. У вас I группа крови. Постройте схему, поясняющую ситуации:

а) вы – донор; б) вы – реципиент.

3*.На конкретных примерах покажите возможность саморегуляции внут­ренней среды организма.


B – II


1. Разрушение старых эритроцитов осуществляется в:

а) почках и печени;

б) печени и селезёнке;

в) лёгких и почках;

г) селезёнке;

д) жёлтом костном мозге.

2. Кровь относят к тканям:

а) мышечным;

б) покровным;

в) соединительным;

г) нервной;

д) другое решение.

3. В состав молекулы гемоглобина входит:

а) Fe

б) Mg

в) Zn

г) Cu

д) Co


4*. Резус – фактор – это:

а) особый белок, находящийся в эритроцитах

б) невосприимчивость к заболеванию

в) заболевание крови

г) вещество, связанное со свёртыванием крови


5*. Антитела образуются:

а) всеми лимфоцитами

б) Т - лимфоцитами

в) фагоцитами

г) В – лимфоцитами
^




Итоговый контроль


Разноуровневые задания


  1. Перечислите функции крови и приведите доказательства взаимосвязи строения и функции этой ткани.

  2. У вас I группа крови. Постройте схему, поясняющую ситуации:

    1. а) вы – донор; б) вы – реципиент.

3*.На конкретных примерах покажите возможность саморегуляции внут­ренней среды организма.

В – III

1. Основоположник современной иммунологии:

а) Мечников

б) Виноградский

в) Пастер

г) Павлов


2. Клетки крови являются носителями веществ, обеспечивающих её свёрты­вание, - это:

а) эритроциты и тромбоциты;

б) тромбоциты и лейкоциты;

в) лейкоциты и эритроциты;

г) тромбоциты;

3*.Когда формируется приобретённый иммунитет:

а) после инфекционного заболевания

б) при введении вакцины

в) ослабление иммунного ответа

г) правильного ответа нет

4. Функция межклеточной жидкости:

а) клетки получают питательные вещества

б) выработка лейкоцитов

в) увлажнение кожи

г) всё перечисленное

5*. С чем связано деление крови на группы:

а) наличие антигенов А и В

б) наличие в плазме антител

в) отсутствие в плазме антител

г) наличием фагоцитов


Урок 1. Внутренняя среда организма и её значение.


Задачи:

- познакомить с понятием «внутренняя среда организма», её составом.

- разъяснить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма, углубить понятие о гомеостазе и его значении в жизни клеток в изменяющихся условиях окружающей среды.

- осуществлять работу по санитарно-гигиеническому воспитанию.


Задания на урок


1.Почему внутренняя среда организма должна быть постоянной? Заметим, что на самом деле абсолютного постоянства нет. Все параметры внутренней среды колеблются вокруг какой-то средней точки. Почему так происходит? Что бы ответить на этот вопрос, вспомните, как работает электроутюг с тепловым реле.

Какие образования в стенках сосудов выполняют роль реле?


2.Рассмотрите рисунок 37. Дайте определение внутренней среды организма. Назовите компоненты, составляющие внутреннюю среду.


3.На рисунке 37 видно, что к тканям жидкость поступает только по артериям. Через стенки сосудов жидкая часть крови частично проходит в тканевые промежутки. Поступившая жидкость оттекает от тканей по двум путям. Назовите их.


4.Расскажите, как происходит движение жидкостей, составляющих внутреннюю среду ( рис.37 показано стрелками).


5.Известно, что тканевая жидкость образуется из плазмы крови, которая просачивается через стенку капилляра. Чем больше давление крови на стенки сосудов, тем сильнее идёт образование тканевой жидкости. Проделайте опыт, доказывающий, что повышение давления в капиллярах приводит к усиленному образованию тканевой жидкости. Опыт «Нарушение кровообращения в пальце после его перетяжки». Ответьте на вопросы:

А) Почему вредно туго шнуровать ботинки, сильно затягивать ремень, использовать тугие резинки?

Б) Что происходит, когда вы из-за неловкой позы отсидите ногу


Урок 2. Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их строение и функции.


Задачи:

- сформировать знания о плазме крови, её функциях.

- продолжить развитие понятия о связи между строением и функциям на примере форменных элементов крови.

- разъяснить важность механизма свёртывания крови в сохранении жизни человека.


Задания на урок


1. Опыт показывает, что в крови, разбавленной дистиллированной водой, эритроциты растворяются.

Объясните:

А) почему так происходит?

Б) почему не происходит растворения эритроцитов и гибели человека, когда он, утоляя жажду, выпивает много воды?

Ответить на этот вопрос вам помогут знания о саморегуляции.


2.Если крови дать отстоятся, то она расслоится. Укажите, что представляют собой её слои?


3.ответьте на вопрос: какое вещество надо добавить в кровь, чтобы она не свернулась?


4.Составьте схему, проясняющую механизм свёртывания крови, и ответьте на вопросы:

А) что происходит с тромбоцитами при повреждении сосуда?

Б) какие вещества выделяются при их разрушении?

В) какие вещества должна содержать плазма крови, чтобы растворимый белок фибриноген превратился в нерастворимый фибрин?

Г) как образуется кровяной сгусток, закрывающий рану, - струп?


Урок 3. Иммунитет


Задачи:

- раскрыть материал о защитных свойствах организма

- сформировать понятия инфекционные заболевания, иммунитет, лечебные сыворотки, вакцина, прививки, аллергия, виды иммунитета, правила гигиены.

- ознакомить с учением И.И. Мечникова и работами Л.Пастера в развитии медицины в борьбе с инфекциями.


Задания на урок:


1. Объясните и запишите ответ на 3 вопроса:

  • почему для пчеловода пчелиное жало безопасно;

  • почему человека можно сделать выносливым к укусу змей, если он заранее сделал особые прививки;

  • что при этом вводят в кровь человека?


2. Изучите по литературным источникам жизнь и научную деятельность русского ученого, лауреата Нобелевской премии И.И Мечникова, напишите о нем реферат и расскажите товарищам (на уроке).


3.Изучите по литературным источникам материал о смертельно опасном заболевании СПИДе, напишите о нем реферат и расскажите товарищам (на уроке).


4. на рисунке 40 показана картина воспаления, вызванная занозой. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

А) какие клетки выходят из кровеносного сосуда?

Б) какие клетки остаются в сосуде (изображены мелкими кружками)

В) что изображают овальные чёрные тельца?

Г) мелкими чёрными точками показан гной. Как он появился?

Д) почему воспалённый участок красный, обычно болит и имеет повышенную температуру?

Е) в организм попали чужеродные тела – микробы. Они вызовут иммунную реакцию. В чём она будет проявляться?


Урок 4.Группы крови. Переливание крови. Резус – фактор


Задачи:

- сформировать знания о группах крови, их отличительных признаках.

- разъяснить механизм агглютинации для понимания совместимости крови по группам.

- показать значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей.


Задания на урок


1. Сопоставьте два факта

  • бывает, что человек, раненный в ногу или руку, погибает, только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы;

  • переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти.

Подумайте над этими фактами и объясните:

А) почему человек без крови погибает?

Б) какое значение имеет кровь в жизни организма человека?


2.Осмыслите несколько фактов, доказанных физиологами и медиками:

  • состав крови и строение кровяных клеток у человека и млекопитающих одинаковы;

  • состав, строение и группы крови одинаковы у людей всех рас и национальностей, поэтому кровь человека одной расы можно переливать человеку другой расы при соответствии группы крови.

3.Составьте синквейн по терминам: кровь, плазма, иммунитет, донор, жизнь.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Структурно – логическая схема icon Схема применения аппарата «Витафона 2» при хронических вирусных гепатитахВиС (схема №1, базовая)

Структурно – логическая схема icon Схема №1

Структурно – логическая схема icon А. М. Карпов Схема проведения

Структурно – логическая схема icon Схема нейропсихологического исследования

Структурно – логическая схема icon «Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы»

Структурно – логическая схема icon Структурно-функциональные особенности двигательных единиц мышц

Структурно – логическая схема icon Схема учебной истории болезни

Структурно – логическая схема icon Схема учебной истории болезни

Структурно – логическая схема icon 2. 3 Схема строения циркулирующего иммуноглобулина

Структурно – логическая схема icon Практические рекомендации по применению аппарата структурно-резонансной электромагнитотерапии

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы