Схема нейропсихологического исследования icon

Схема нейропсихологического исследования





Скачать 0.55 Mb.
Название Схема нейропсихологического исследования
страница 1/3
Дата 28.03.2013
Размер 0.55 Mb.
Тип Исследование
  1   2   3
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СХЕМА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.

  1. Нейропсихологическое исследование проводится с целью описания нарушений или особенностей протекания ВПФ, эмоционально-личностной сферы и
    выделения тех факторов, которые лежат в их основе (особенностей в работе
    модально-специфических, модально-неспецифических, ассоциативных, полушарных и других факторов).

  2. Исследование начинается с тщательного ознакомления с историей заболевания, данных неврологического и других клинических исследовании; затем проводится беседа в целях составления общей характеристики состояния больного, после чего (за один или несколько раз) проводится нейропсихологическое исследование ВПФ и эмоционально-личностной сферы.

  3. Результаты нейропсихологического исследования заносятся на отдельные
    страницы схемы. В правой части страницы дается оценка степени выраженности
    симптома (симптом отсутствует, выражен слабо, выражен сильно). После каждого
    раздела отмечаются качественные особенности протекания психического процесса
    (нарушения анализа и синтеза, пассивность, импульсивность, инактивность.
    тенденция к эхопраксии. эхолалии, персеверации и т. д.).

4.В специальных случаях (например, при. изучении агнозий, афазий) могут
вводиться дополнительные задачи, не указанные в "Схеме", для которых в конце
тетради оставлены чистые страницы (например, с помощью стимульного материала,
представленного в "Альбоме").

  1. В "Заключении" дается качественный анализ и интерпретация полученных
    данных: при наличии достаточных оснований формулируется синдром-, наблюдаемый
    у больного, и указывается локализация поражения мозга или дается заключение об
    особенностях мозговой организации ВПФ у того или иного варианта нормы.


^ СХЕМА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

ФИО (фамилия, имя, отчество)

Образование, № истории болезни

Профессия

Возраст

Правша, левша, переученный левша, амбидекстр

Наличие левшества в роду

Дата поступления

Предварительный диагноз

Верифицированный диагноз

Краткая характеристика неврологического синдрома:

  1. Краткие амнестические сведения (динамика основных симптомов).

  2. Нарушения сна и бодрствования. Обменные нарушения.

  1. Неврологические симптомы (ч/м нервы, двигательная сфера, чувствительная
    сфера, рефлексы).

4. .Офтальмологические симптомы.
' 5. Отоневрологические симптомы.

  1. ЭЭГ (описание и оценка).

  2. Данные люмбальной пункции (ликворное давление, белок, цитоз).

  3. Рентгенологические симптомы:
    краниография;
    каротидная ангиография;
    вертебральная ангиография;
    пневмоцистернография,
    пневмоэнцефалография;
    вентрикулография (воздушной, с майодилом);
    компьютерная томография

  4. Резюме клинического заключения.

^ II. Общая характеристика больного

СИМПТОМЫ

Нет

Слабо

Сильно

1. Состояние сознания

1 Ясное

Колеблющееся Просоночное

2. Психическая активность

Полная

Истощаемость

Заторможенность

Инактивность

Аспонтанность

Двигательная аспонтанность, брадикинезия

Речевая аспонтанность, брадикинезия

Возбуждение общее

Расторможенность

Речевое возбуждение Многоречивость Резонерство

3. Жалобы

Активные

При расспросе

  1. Ориентировка в месте

  2. Ориентировка во времени

Прошлом

Текущем дне

Вопросы:

Какое сегодня число? (Число, месяц, год.)

Какой день недели?

Сколько сейчас времени? (Не глядя на часы.) Сколько длилось обследование?

Отсчитайте про себя минуту

6. Реакция на нарушение ориентировки

Растерянность

Конфабуляции

Отсутствие реакции

7. Критика

К своей болезни

К своему поведению

К частным дефектам

К ошибкам в исследовании

Отношение к другим людям

8. Состояние эмоциональной сферы

Ослабление эмоций

Безразличие

Отсутствие эмоций

Усиление эмоций

Напряженность

Страхи

Тревожность

Депрессия

Эйфория

Извращение эмоций

Неадекватность

Пуэрнльность

Негативизм

Эмоциональная лабильность

Инертность (вязкость)

Насильственные эмоциональные реакции

Смех

Плач

^ III. Оценка латеральной организации функций.

1. Мануальная асимметрии

К кому Вы себя относите: к правшам или левшам? Есть ли у Вас среди родственников левши?

^ .Опросник М. Аннет�

Какой рукой Вы предпочитаете кидать предметы?

Какой рукой Вы пишете?

Какой рукой рисуете?

Какой рукой играете в теннис, пинг-понг?

В какой руке держите ножницы?

Какой рукой бреетесь (красите губы)?

Какой рукой причесываетесь?

В какой руке держите зубную щетку?

В какой руке нож во время еды или при затачивании карандаша?

В какой руке ложку во время еды?

В какой руке молоток для забивания гвоздей?

В какой, руке отвертку?


^ Луриевские пробы

Переплетение пальцев "Поза Наполеона-

Руки за спиной

Аплодирование

Кулак на кулак

Нога на ногу

2. Зрительная асимметрия

Ведущий глаз

Прицеливание

3. Слухоречевая асимметрия
Дихотическое прослушивание

^ IV. Исследование внимания

I. Характеристика непроизвольного внимания

Элементы полевого поведения (эхопраксия,

эхолалия)

Бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций

2. Характеристика произвольного внимания

Результаты клинического наблюдения
Результаты корректурной пробы
Результаты пробы Крепелина

Результаты пробы на зрительное внимание


^ V. Исследование зрительного и зрнтельно-пространственного гнознса

Субъективная оценка зрительных функций, анамнестические данные: фотопсии, зрительные галлюцинации, сценоподобные, временные нарушения зрения и т. п.

I. Предметный гнозис

Узнавание реальных объектов (10-ти) Узнавание реалистических изображений

Узнавание контурных изображений (10-ти)

Узнавание перечеркнутых изображений

(8-ми)

Узнавание фигур Поппелърейтера

Узнавание конфликтных (составных) фигур

(рыба-заяц, заяц-рыба и др.)

2. Объем зрительного восприятия

(одновременное схватывание двух, трех

фигур)

Игнорирование стороны (левой, правой)

3. Узнавание лиц

Знакомых портретов (выделение их из незнакомых)

Идентификация портретов по следам

4. Цветовой гнозис

Называние цветов

Подбор оттенков по эталону

То же на следах

5. Зрительно-пространственный гнозис. Конструктивная деятельность.

Ориентировка в схеме, географической карте (обозначение частей света, хорошо знакомых городов, рек и т.п.) Ориентировка в часах (определение време­ни по слепому рисунку, расставление стрелок)

Самостоятельный рисунок (стол, куб, дом, человек)

Копирование рисунка (дом. куб) Рисование плана палаты Копирование рисунка с поворотом на 180 градусов

Тест "Бутылочка"

Фигура Тейлора

  1. Деление линии /наличие асимметрии)

  2. Рассматривание группы фигур сложных
    изображений

(игнорирование стороны)

8. Буквенной гнозис

Узнавание букв в разных шрифтах

Узнавание букв в зеркальном изображении

Узнавание наложенных и перечеркнутых букв

9. Цифровой тезис

Узнавание цифр: арабских, римских

Узнавание цифр: наложенных, зеркально изображенных и перечеркнутых

^ VI. Исследование соматосенсорного гнознса

Жалобы на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, неприятные ощущения, нарушения схемы тела и прочее.


1. Проба на локализацию прикосновения

Одного

Двух (на одной руке, на двух, на лице)

  1. Проба на дискриминацию (определить число
    прикосновений: одно или два)

  2. Кожно-кинестетическое чувство (на правой
    и на левой руке)

Чувство Ферстера (определение фигур, цифр, написанных на правой в левой руке)

  1. Перенос позы руки и кисти с одной руки на
    другую с закрытыми глазами

  2. Определение правой и левой стороны у себя
    и у напротив сидящего человека

  3. Называние пальцев рук

  4. Узнавание объектов на ощупь (ключ, расческа и т. п.)

Правой рукой

Левой рукой

(отмечается характер ощупывания: инактивный, активный с отсутствием синтеза и др.)

^ VII. Исследование слухового гнозиса и слухомоторных координации

Жалобы на слух (снижение слуха, слуховые обманы, навязчивые мелодии и т.п.). Жалобы на движения (слабость в руке, ноге, изменения почерка и др.).

1. Выполнение простых инструкций (правой
рукой, левой рукой)

Сжимание руки

Перебор пальцев

2. Праксис позы (кисти) (правой рукой, левой
рукой)

В горизонтальной плоскости

В вертикальной плоскости

(в случаях гемианопсии)

Перенос позы с одной руки на другую

3. Пространственный праксис

Одноручные пробы (рука - подбородок) Двуручные (рука - рука)

  1. Пробы Хэда: односторонние; перекрестные

  2. Динамический праксис (кулак - ребро - ладонь, ребро - ладонь - кулак, 1-2-1-5)

  3. Реципрокная координация

  4. Асимметричное постукивание (2-1; 1-2)

  5. Выполнение двигательных программ

Рисование серий геометрических фигур Графические пробы

9. Конструктивный праксис

Копирование.

Перевертывание

10. Рисунок (дом, стол, куб, человек, лицо)

Самостоятельный

Срисовывание

Обведение

Рисование:

правой рукой

левой рукой

Перенос рисунка:

справа налево

слева направо

11. Предметные действия

Застегивание пуговиц Завязывание узла, банта Зажигание спички

  1. Символический праксис.
    Погрозить, поманить, размешать чай и т.д.

  2. Движения взора

Фиксация взора (прочная, неустойчивая)

Движение взора

Перевод взора по инструкции

Перевод взора за движущимся объектом

Ограничение взора (вправо, влево, вверх,

вниз)

Нарушения плавности движений

Локализация объекта в пространстве

14. Оральный праксис

По подражании

По инструкции

Праксис губ (оскал, вытягивание)

Праксис языка (поднять, убрать, вправо,

влево, вверх, вниз)

Праксис щек (надуть, втянуть)

Праксис лицевой мускулатуры:

поднять брови

нахмурить брови Условные оральные движения:

пощелкать

посвистеть

поцокать

показать, как плюют, целуются

15.Условные реакции, действия

Простые условные реакции (на стук поднять руку) Условные реакции выбора (на стук поднять правую руку, на два стука - левую руку) С ломкой стереотипа 111222121211

Конфликтные условные реакции (в ответ на кулак (К) поднять палец, в ответ на палец (П) – поднять кулак; в ответ на сильный удар

  1. - поднять-слабо, в ответ на слабый удар

  2. - поднять сильно)
    ККППКПКПКК
    11 22 2121

(оценивается характер затруднений: эхопраксия, инертность, ломка программ, персеверация, игнорирование одной руки, нарушение пространственной схемы и др.)

^ VIII. Исследование речи

Жалобы (на нарушения моторной, сенсорной стороны речи и прочее).

1. Спонтанная речь

Беседа с больным (Как Вы заболели? и др.)

2. Автоматизированная речь

Цифровой ряд от 1 до 10

Дни недели: понедельник, вторник...

Месяцы года: январь, февраль...

3. Дезавтоматизированная речь

Цифровой ряд: 10, 9, 8...

Дни недели: воскресенье, суббота...

Месяцы: январь, декабрь...

4. Повторная речь

Повторение звуков: а, о, и, у, б, д. к, с

Повторение дизъюнктных пар звуков: б-н, к-с, м-н

Повторение оппозиционных фонем: б-п, п-б.

(при невозможности повторения - реакция выбора на оппозиционные фонемы или по­каз соответствующей буквы)

Повторение, серии звуков:

би-ба-бо, бо-би-ба, ба-би-ба

Повторение слов: дом, окно, кошка, портной,

стон, слон

полковник, поклонник,

половник

кооператив, кораблекрушение

Повторение серии слов: дом-лес, кот-стол, дуб-ночь-игла, сад-шкаф-день

Повторение фраз: мальчик спит, девочка плачет мальчик ударил собаку, девочка пьет чай

^ Повторение скороговорок:

"из-под топота копыт пыль по полю летит"

"сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, и никто его не переколпакует".

5. Называние предметов

По картинкам:

яблоко, дампа, чайник, бутылка, чернильни­ца и др.

Частей тела:

нос, глаз, рука, палец, локоть, плечо (отме­чается характер затруднений: помогает ли подсказка; поиски, отказы; литеральные и вербальные парафазии и т. д.)

6. Понимание речи

Понимание слов (с опорой на картинку):. по одному элементу по два элемента по три элемента

Понимание значения слов (частей тела без

зрительной опоры):

показать ухо-нос-глаз по одному элементу

(ухо и т. д.)

по два элемента (ухо-глаз и т. д.)

по три элемента (глаз-нос-ухо и т. д.)

Понимание малочастотных слов (заусеница, гусеница и т. д.)

Понимание обиходных инструкций и пред­ложений:

откройте рот, откройте глаза, закройте рот, закройте глаза положите левую руку в карман халата

Понимание логико-грамматических конст­рукций: показать: карандашом ключ и т. д.

ключом карандаш; карандашом

ключ

показать или выполнить инструкцию:

книга под тетрадью; тетрадь под

книгой;

книга над тетрадью и т. д.

треугольник под крестом; крест

под треугольником и т. д.

показать: какой предмет более светлый; более темный, менее светлый; менее темный;

показать или разъяснить значение:

дочка, дочкина мама; брат отца, отец брата Я позавтракал после того, как прочел газету. Что я делал раньше?

7. Спонтанная развернутая речь

Рассказ по сюжетной картинке

Устное сочинение на тему "Отдых", "Север"

и др.

(отмечается активность, развернутость, связ­ность передачи, наличие аграмматизмов: телеграфный стиль, несогласование, соскальзывание на побочные связи, и др.)

^ IX. Исследование письма

. Жалобы (на забывание, перестановки, замены, пропуски букв и прочее)


  1. Автоматизированное письмо.
    (Фамилия, имя, отчество)

  1. Письмо букв.

Списывание печатных букв (единичных,

пар)

Письмо букв под диктовку (единичных, пар)

3. Письмо слов

Списывание Письмо под диктовку: простых слов: дом, окно, стул

слов с оппозиционными фонемами:

дочка-точка, забор-собор-запор см» с оппозиционными артикулемами:

стол-стон-слон сложных слов:

портной, строчить, кораблекрушение

Письмо фраз (списывание, письмо под дик­товку)

мальчик-спит, девочка плачет, на улице шел дождь

^ X. Исследование чтения

Жалобы (на нарушения чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и прочее).



Симптомы

Нет Слабо Сильно

1. Чтение букв (простых и стилизованных)

2. Чтение бессмысленных слогов (то-ку-ни;

стро-кси-мла)

3. Идеограммное чтение

Москва, Россия, Петербург (фамилия больного)

  1. Чтение привычных слов
    Николай, Петр, Алексей, Павел; Андрей,...
    дом, лето, окно, дерево

  2. Чтение сложных редко встречающихся
    слов

Включатель, разброд, пространство, под­ставка, велотрек, синтетика

6. Чтение неверно написанных слов Галз, оико, слонце, клоодец, севриз

7. Чтение коротких отрывков "Бежала по лесу лиса" и т.п.

(отмечается нарушения движений глаз, игно­рирование стороны, элементы угадывающего чтения

ХI. Исследование памяти.

  1. Запоминание цифр.

5-8-2

6-9-4

6-4-3-9

7-2-8-6

4-2-7-3-1

7-5-8-3-6

6-1-9-4-7-3

3-9-2-4-8-7

2. Повторение серии слов.

Дом, ночь, игла.

Непосредственное

Отсроченное

Стол, звон, лист, шкаф.

Непосредственное

Отсроченное

Лук, мост, зонт, мир.

Непосредственное

Отсроченное

Кот, стук, шар, ночь, пыль, звук.

Непосредственное

Отсроченное

3.Заучивание серии слов.

Дом, лес, стол, кот, ночь, игла, пирог, звон, мост, крест.

  1. е предъявление и воспроизведение

  2. е предъявление и воспроизведение

  3. е предъявление и воспроизведение

  4. е предъявление и воспроизведение

  5. е предъявление и воспроизведение

  6. е предъявление и воспроизведение

  7. е предъявление и воспроизведение

  8. е предъявление и воспроизведение

  9. е предъявление и воспроизведение

  10. е предъявление и воспроизведение

Припоминание после двух минут

4.Запоминание двух групп элементов.

1 – круг, стул.

2 – день, глаз

1) первое воспроизведение

2) второе воспроизведение

3) третье воспроизведение

?/1 ?/2 ?/1 ?/2

I - день, сосна, шкаф

II - книга, шапка, круг

первое воспроизведение

второе воспроизведение

третье воспроизведение

?Л ?/Н ?/1 ?/П Запоминание групп картинок

первое воспроизведение

второе воспроизведение

третье воспроизведение день, сосна, шкаф

?/1 ?/Н ?/1 ?/П

I - телефон, очки, помидор П - гриб, бутылка, ботинки

первое воспроизведение

второе воспроизведение

третье воспроизведение день, сосна, шкаф

?/1 ?/И ?/!?/!! 5. Запоминание двух смысловых рядов

(Фраза, рассказ)

I - собака лает

II - дом горит ?/1 ?/П

первое воспроизведение

второе воспроизведение

третье воспроизведение день, сосна, шкаф
Интерференция ?/1 ?/П

счетом

I - мальчик ударил II - девочка пьет
собаку •чай

первое воспроизведение

второе воспроизведение

третье воспроизведение
Интерференция ?/1 ?/П

счетом

I - В саду за высоким забором росли яблони

II - На опушке леса охотник убил волка

первое воспроизведение

второе воспроизведение

третье воспроизведение

четвертое воспроизведение
Интерференция ?/1 ?/Н

счетом

Запоминание двух рассказов

1 . "Курица и золотые яйца". У одного хозяина была курица. Она несла золотые яйца. Захотелось хозяину иметь много золота, и он убил эту курицу, думал у нее внутри много золота. А внутри ничего не оказалось, была она как все курицы,

2. «Галка и голуби" . Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она
в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли. Но она не удержалась
и закричала по-галочьи, тогда они ее выгнали. Хотела она вернуться к своим
галкам, а те ее тоже не признали и выгнали.

"Муравей и голубка". Муравей спустился к ручью напиться. Волна захлестну­
ла его и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела тонущего муравья и
бросила ему прутик. Он по этому прутику выбрался на берег. А на другой день
охотник хотел поймать голубку в сети. Муравей подкрался и укусил охотника
за палец. А охотник вскрикнул и выронил сеть, а голубка вспорхнула и улетела.

Интерференция счетом



?/П

4. "Лев и мышь". Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить: "Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро". Лев рассмеялся, но отпустил мышь. На другой день охотники поймали льва и привязали его веревками к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, сгрызла веревки и спасла льва.

(отмечается характер амнестических дефектов, влияние интерференции, роль смысловой близости материала и др.)

XII. Исследование системы счета

Жалобы (на забывание таблицы умножения на трудности в выполнении простых операций и прочее).

/. Оценка количества (пересчет группы то­чек)

Чтение и письмо простых цифр

Чтение сложных чисел: 78. 87, 19, 91, 107,
4807, 10126

Чтение чисел, написанных вертикально: 123.3456

Написание сложных чисел: 86, 68, 96, 203,
1026, 1003. 10125

5. Выполнение простых счетных операций
Повторение таблицы умножения (устно)
Письменное выполнение операций сложения, вычитания, умножения, деления:

2 + 7= 16 + 42 =

6-4= 13х 15 =

11-2= 18x6 =

9 + 5= 242:3 =

16+184= 729:9 =

31 + 1003= 125:4 =

6. Выполнение тройного счета (13 + 7 - 2 =

И Т.П.)

7. Выполнение серийного счета: 100 - 7 = ...
110- 13 = ... 124-11 =...
(отмечается: удерживает ли больной задание, не приобретает ли счет фрагментарный характер, не заменяется ли операция
счета стереотипом, не наблюдается ли соскальзывание в сторону побочных ассоциаций и т. д.)

^ ХШ. Исследование интеллектуальных процессов.

Жалобы (на трудности при обдумывании плана действий, ври решении задач, кроссвордов, головоломок, жалобы на истощенность, вязкость мыслей" и т. д.)

1. Понимание рассказов

"Галка и голуби" (см. выше) "Лев и мышь" (см. выше) "Муравей и голубка" (см. выше) "Курица и золотые яйца" (см. выше)

2. Понимание сюжетных картин (из нейропсихологического альбома) .

"Прорубь"

"Разбитое окно"

"Последняя весна" и др.


3. Решение задач

Хозяйка тратит за 5 дней 15 литров моло­ка.

Сколько она тратит за неделю? Повторение Решение

На двух полках 18 книг, но не поровну: на одной в два раза больше, чем на другой.

Сколько книг на каждой полке? Повторение. Решение

На двух полках 18 книг, но на одной из них на 2 книги больше чем на другой.

Сколько книг на каждой полке?

Повторение

Решение

Длина свечи 15 см, тень от свечи на

45 см длиннее.

Во сколько раз тень длиннее свечи?

Повторение

Решение

Сыну 5 лет, через 15 лет отец будет в три

раза старше сына.

Сколько лет отцу сейчас?

Повторение

Решение

4. Заканчивание фразы:

Высоковероятные слова

С меря дул сильный ...

На небе ярко светило ...

Маловероятные слова

Я позавтракал после того, как ...

На столе стоял ...

5. Заполнение пропущенных Слов во фразе

Высоковероятные слова

Я вышел на улицу в ....

так как шел дождь.

Переходить в этом месте улицу... из-за

большого. движения.

Маловероятные слова

Я весь день занимался ... и очень устал. Вдалеке был виден ... он уходил все дальше и дальше.

6. Ограниченный лоток ассоциаций (в течение 2-3 мин)

Возможно, быстрее назвать 7 красных (острых) предметов, 7 предметов, начинающихся с буквы "Т" и т. п.

7. Подбор противоположностей

В пассивном плане: Большой -Слабый -Теплый -Низкий -Дорогой -Дешевый •

В активном плане:

Придумать две пары противоположных по значению слов.

8. Подбор аналогий

а) свободный вариант

роза-цветок малина-ягода
лошадь-жеребенок собака-...

яйцо-скорлупа картофель-...

собака-шерсть щука-...

птица-гнездо человек-...

ключ-железо стол-...

коса-трава бритва-...

шкаф-посуда кошелек-..

врач-лечение портной-...

горе-слезы радость-...

небо-тучи сцена-...

река-берег улица-...

9. Трактовка смысла пословиц

а) свободный вариант

б) выбор из списка

На охоту .ехать - собак кормить.'

Не все то золото, что блестит.

Куй железо пока горячо.

  1. Кузнец должен хорошо ковать железо.

  2. Сейчас в кузницах есть механические молоты.

  1. Не откладывай дела назавтра, если оно спешное.
    Цыплят по осени считают.

1)К осени цыплята сильно подрастают.

2)Птицеводство - очень выгодная отрасль.

3)Об успехе дела нельзя решать сразу.
Не красна изба углами, красна пирогами.


  1. Нельзя питаться одними пирогами.

  2. Ешь пирог с грибами и держи язык за зубами.

Человека надо оценивать по его ценным качествам

10. Классификация предметных изображений (4-й лишний) (из нейропсихологического альбома)

1). Пила - топор - лопата - полено

2). Ботинок - нога - туфля - сапог и др.

(отмечается характер интеллектуальных затруднений: стереотипия, импуль­сивность, интеллектуальный ступор, нарушение динамики мышления и др.)

  1. Понимание родственных отношений

  2. Выполнение проб Бинэ

("Оля темнее Кати, но светлее Сони. Кто самый светлый?" и др.)

XIV. Исследование эмоционально-личностной сферы

1. Особенности эмоционально-личностной сферы, оцениваемые по результатам
предварительной беседы

Во время предварительной беседы и нейропсихологического анализа высших психических функций проводится клинико-психологическое исследование состояния эмоционально-личностной сферы, которое включает оценку;

а) общего эмоционального фона больного; .

б) характера жалоб больного, самооценки больным своего состояния,
переживания болезни (изменение характера, безразличие, раздражительность, тревожность и т. д.);

в) заинтересованности больного в обследовании, отношения к выполняемому
заданию;

г) эмоциональной реакции больного на неудачу в процессе эксперимента,
критичности больного к собственным ошибкам, дефектам.

2. Оценка положительных и отрицательных эмоций через когнитивные процессы

а) Методики опознания эмоционального выражения лиц на фотографиях
Данные методики представляют собой модификацию метода опознания
лицевой экспрессии К. Изарда (1980). Они включают четыре варианта, а
именно: "Ранжирование", "Классификация", "Четвертый лишний",
"Узнавание" (С. В. Квасовец, 1982; Э. И. Шафиева, 1990). Чаще используются "Ранжирование" и "Узнавание".

Ранжирование. Тест состоит из двух серий, в каждой из которых испытуемый должен ранжировать фотографии по степени выраженности эмоций. В первой серии испытуемому предъявляется 6 фотографий лиц, отражающих различные положительные эмоции (от нейтрального состояния до ярко выраженной радости), во второй - 6 фотографий, отражающих по степени и качеству отрицательные эмоции (от нейтрального состояния до разной степени выраженности эмоций горя, страха, гнева). Испытуемого просят разложить фотографии по порядку, начиная от самой приятной к самой неприятной (1-я серия) и наоборот (2-я серия).

Узнавание. Среди 12 фотографий 3 являются эталонами; из 9 остальных нужно выбрать для каждой эталонной одну фотографию, изображающую сходную эмоцию. Инструкция: "Выберите из 9 фотографий ту, на которой изображена та же эмоция, что и на предъявленной Вам фотографии".

б) Метод запоминания и воспроизведения 10 "эмоциональных" и 10
"нейтральных" слов.

Метод разработан и апробирован Н. Я. Батовой (1985) и др. Испытуемому предъявляются сначала 10 "эмоциональных" слов, выделенных в предвари тельном эксперименте, с просьбой повторить все, что он запомнит. Потом предъявляются 10 "нейтральных" слов с той же инструкцией. В качестве "эмоциональных" слов используются слова, связанные с ситуацией болезни - будущее, здоровье, болезнь, работа, жизнь, лечение, операция, планы, коллектив, последствия. В качестве "нейтральных" слов используют­ся такие, как явление, практика, колонна, страна, время, образец, договор, форма, продукция, изобретение. Анализируется влияние эмоционального фактора на продуктивность воспроизведения слов в условиях непосредственного воспроизведения.

в). Метод свободных ассоциаций

Испытуемому предъявляется последовательно 10 слов, половина из которых "эмоциональные", половина - "нейтральные", с просьбой дать несколько ассоциаций на каждое слово. С помощью секундомера фиксируется время ассоциативной реакции. Анализируется влияние "эмоционального фактора" на скорость и продуктивность ассоциативного процесса. В качестве экспериментального материала взяты следующие слова: "эмоциональные" - будущее, здоровье, болезнь, работа, жизнь и "нейтральные" - явление, практика, колонна, страна, время.

Подробное описание приведенных выше методов анализа эмоциональной сферы в способов обработки полученных данных представлено в монографии Е. Д. Хомской и Н. Я. Батовой "Мозг и эмоции" (1992).

3. Опросник Спилбергера.

Методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю. Л. Ханиным является методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (личностная тревожность), и как состояние (ситуативная тревожность). Бланк шкал самооценки (Спилбергера включает в себя 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки ситуативной тревожности (приложение 1 а) и 20 - для оценки уровня личностной тревожности (приложение 16).

^ 4. Шкала сниженного настроения В. Зунга

Шкала сниженного настроения основана на опроснике В. Зунга и адаптирована Т. Н. Балашовой (приложение 2). Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения, субдепрессии (Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. А, А. Крылова'. ЛГУ, 1990).

5. 'Цветовой тест Лютера

Проективная методика исследования личности М. Люшера (1948) основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Стимульный материал состоит из 8 стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов. Синий, зеленый, красный и желтый считаются основными цветами, а фиолетовый, коричневый, черный и серий (нулевой) - дополнительными. Процедура обследования сводится к одновременному предъявлению всех цветных квадратов на белом фоне и просьбе выбрать - один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности человека.

6. Опросник на эмоциональность

Опросник тестирует эмоциональность как черту личности, т. е. устойчивую склонность и способность индивида к переживанию четырех базальных эмоций печали, гнева, страха и радости (А. Е. Олыпанникова, Л. А, Рабинович, 1974). Он направлен на выявление эмоциональных переживаний, которые наиболее часты и типичны для исследуемого, а их появление не обязательно связано с чрезвычайными по степени эмоциогенности событиями, стимулами и ситуациями. Опросник включает в себя 36 вопросов. Предусматривается четыре варианта ответа на каждый вопрос: "безусловно, да", "пожалуй, да", "пожалуй, нет", "безусловно, нет" (приложение 3).

  1. Восприятие эмоционального тона сюжетных картин

  2. Восприятие эмоционального тона рассказов

9. Данные проективных тестов: Роршаха, ГАГ и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

^ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.


АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

(по Симерницкой Э.Г., Скворцову Н.А. и др.)

Ф.И.О.______________________________________________________________________

Возраст_____________________________________________________________________

Дата обследования_______________________________

Праворукость/леворукость, амбидекстр (нужное подчеркнуть)

Проба

Оценка нарушения

Локализация

1. Кинестетический праксис

– нарушение кинестетической основы движений; правая рука или билатерально левая рука;

- нарушение зрительно-пространственной организации движений;

- односторонняя пространственная агнозия;

- инертность движений: правая рука или билатерально левая рука;

- нарушение кинестетической основы движений

справа-налево

слева-направо

- нарушение межполушарного взаимодействия.





2. Пространственный праксис

- нарушение произвольной регуляции

движений

- нарушение зрительно-пространственной организации движений;

- нарушение схемы тела;




3. Динамический праксис

- нарушение динамической организации движений: правая рука или билатерально левая рука

- инертность движений

правая рука или билатерально

левая рука;

- нарушение пространственной

организации движений

- нарушение реципрокной координации

- дезазтоматизация.

правая рука

левая рука

- игнорирование левой руки





4. Слухо-моторная координация

– нарушение слухового восприятия

– инертность движений

– слабость акустических следов

– нарушение произвольной организации движений;




5. Стереогноз

– нарушение сенситивного гнозиса в правой руке;

– в левой руке или билатерально;

– амнестическая афазия;

– тактильная аномия;




6. Зрительный гнозис

– нарушение зрительного восприятия

– амнестическая афазия

– односторонняя пространственная агнозия;

– зеркальность восприятия;

– фрагментарность восприятия;

– инактивность восприятия;

– нарушение лицевого гнозиса;

нарушение мышления.




7. Речь

Сенсорная афазия

Кинестетическая афазия

Кинетическая афазия

Нарушение грамматического сторя речи




8. Слухо-речевая память

– акустико-мнестическая афазия

– тормозимость следов;

– инертность речевых следов;

– нарушение избирательной мнестической деятельности

– сужение объема памяти

– замедленность запоминания;

– нарушение порядка элементов;

– нарушение мышления




9. Рисунок

– нарушение конструктивной деятельности;

– нарушение пространственного восприятия;

– односторонняя пространственная агнозия

– инертность движений;




10. Зрительная память

– сужение объема памяти;

– замедленность запоминания

– нарушение порядка элементов

– нарушение пространственного восприятия

– инертность двигательных стереотипов

– тормозимость следов.




11. Чтение

– алексия

– зеркальное чтение

– односторонняя пространственная агнозия




12. Письмо

- нарушение сенсорной функции речи;

- нарушение кинестетической основы речи;

- нарушение кинестетической структуры речи;

– аграфия;

– зеркальное письмо;

– инертность элементов двигательных стереотипов;

– нарушение анализа гласных букв;





13. Счет

– акалькулия

– нарушение пространственных представлений;

– инертность речевых следов;




14. Задачи

– мнестический дефект

– акалькулия

– нарушение мышления






Локализация левое полушарие: лобная, височная, теменная, затылочная дефекта: правое: лобная, височная, теменная, затылочная доли срединные отделы, межполушарные комиссуры.

  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Схема нейропсихологического исследования icon Схема применения аппарата «Витафона 2» при хронических вирусных гепатитахВиС (схема №1, базовая)

Схема нейропсихологического исследования icon Схема №1

Схема нейропсихологического исследования icon Структурно – логическая схема

Схема нейропсихологического исследования icon А. М. Карпов Схема проведения

Схема нейропсихологического исследования icon Методика исследования 23 Анализ результатов исследования 25 Основы коррекционной работы 30

Схема нейропсихологического исследования icon Р рекомендуемые исследования екомендуемые лабораторные исследования при основных заболеваниях собак

Схема нейропсихологического исследования icon 2. 3 Схема строения циркулирующего иммуноглобулина

Схема нейропсихологического исследования icon Схема учебной истории болезни

Схема нейропсихологического исследования icon Схема учебной истории болезни

Схема нейропсихологического исследования icon Схема написания клинической истории болезни

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы