|
Скачать 0.55 Mb.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СХЕМА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.
4.В специальных случаях (например, при. изучении агнозий, афазий) могут вводиться дополнительные задачи, не указанные в "Схеме", для которых в конце тетради оставлены чистые страницы (например, с помощью стимульного материала, представленного в "Альбоме").
^ ФИО (фамилия, имя, отчество) Образование, № истории болезни Профессия Возраст Правша, левша, переученный левша, амбидекстр Наличие левшества в роду Дата поступления Предварительный диагноз Верифицированный диагноз Краткая характеристика неврологического синдрома:
4. .Офтальмологические симптомы. ' 5. Отоневрологические симптомы.
^
1. Состояние сознания 1 Ясное Колеблющееся Просоночное 2. Психическая активность Полная Истощаемость Заторможенность Инактивность Аспонтанность Двигательная аспонтанность, брадикинезия Речевая аспонтанность, брадикинезия Возбуждение общее Расторможенность Речевое возбуждение Многоречивость Резонерство 3. Жалобы Активные При расспросе
Прошлом Текущем дне Вопросы: Какое сегодня число? (Число, месяц, год.) Какой день недели? Сколько сейчас времени? (Не глядя на часы.) Сколько длилось обследование? Отсчитайте про себя минуту 6. Реакция на нарушение ориентировки Растерянность Конфабуляции Отсутствие реакции 7. Критика К своей болезни К своему поведению К частным дефектам К ошибкам в исследовании Отношение к другим людям 8. Состояние эмоциональной сферы Ослабление эмоций Безразличие Отсутствие эмоций Усиление эмоций Напряженность Страхи Тревожность Депрессия Эйфория Извращение эмоций Неадекватность Пуэрнльность Негативизм Эмоциональная лабильность Инертность (вязкость) Насильственные эмоциональные реакции Смех Плач ^ 1. Мануальная асимметрии К кому Вы себя относите: к правшам или левшам? Есть ли у Вас среди родственников левши? ^ � Какой рукой Вы предпочитаете кидать предметы? Какой рукой Вы пишете? Какой рукой рисуете? Какой рукой играете в теннис, пинг-понг? В какой руке держите ножницы? Какой рукой бреетесь (красите губы)? Какой рукой причесываетесь? В какой руке держите зубную щетку? В какой руке нож во время еды или при затачивании карандаша? В какой руке ложку во время еды? В какой руке молоток для забивания гвоздей? В какой, руке отвертку? ^ Переплетение пальцев "Поза Наполеона- Руки за спиной Аплодирование Кулак на кулак Нога на ногу 2. Зрительная асимметрия Ведущий глаз Прицеливание 3. Слухоречевая асимметрия Дихотическое прослушивание ^ I. Характеристика непроизвольного внимания Элементы полевого поведения (эхопраксия, эхолалия) Бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций 2. Характеристика произвольного внимания Результаты клинического наблюдения Результаты корректурной пробы Результаты пробы Крепелина Результаты пробы на зрительное внимание ^ Субъективная оценка зрительных функций, анамнестические данные: фотопсии, зрительные галлюцинации, сценоподобные, временные нарушения зрения и т. п. I. Предметный гнозис Узнавание реальных объектов (10-ти) Узнавание реалистических изображений Узнавание контурных изображений (10-ти) Узнавание перечеркнутых изображений (8-ми) Узнавание фигур Поппелърейтера Узнавание конфликтных (составных) фигур (рыба-заяц, заяц-рыба и др.) 2. Объем зрительного восприятия (одновременное схватывание двух, трех фигур) Игнорирование стороны (левой, правой) 3. Узнавание лиц Знакомых портретов (выделение их из незнакомых) Идентификация портретов по следам 4. Цветовой гнозис Называние цветов Подбор оттенков по эталону То же на следах 5. Зрительно-пространственный гнозис. Конструктивная деятельность. Ориентировка в схеме, географической карте (обозначение частей света, хорошо знакомых городов, рек и т.п.) Ориентировка в часах (определение времени по слепому рисунку, расставление стрелок) Самостоятельный рисунок (стол, куб, дом, человек) Копирование рисунка (дом. куб) Рисование плана палаты Копирование рисунка с поворотом на 180 градусов Тест "Бутылочка" Фигура Тейлора
(игнорирование стороны) 8. Буквенной гнозис Узнавание букв в разных шрифтах Узнавание букв в зеркальном изображении Узнавание наложенных и перечеркнутых букв 9. Цифровой тезис Узнавание цифр: арабских, римских Узнавание цифр: наложенных, зеркально изображенных и перечеркнутых ^ Жалобы на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, неприятные ощущения, нарушения схемы тела и прочее. 1. Проба на локализацию прикосновения Одного Двух (на одной руке, на двух, на лице)
Чувство Ферстера (определение фигур, цифр, написанных на правой в левой руке)
Правой рукой Левой рукой (отмечается характер ощупывания: инактивный, активный с отсутствием синтеза и др.) ^ Жалобы на слух (снижение слуха, слуховые обманы, навязчивые мелодии и т.п.). Жалобы на движения (слабость в руке, ноге, изменения почерка и др.). 1. Выполнение простых инструкций (правой рукой, левой рукой) Сжимание руки Перебор пальцев 2. Праксис позы (кисти) (правой рукой, левой рукой) В горизонтальной плоскости В вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии) Перенос позы с одной руки на другую 3. Пространственный праксис Одноручные пробы (рука - подбородок) Двуручные (рука - рука)
Рисование серий геометрических фигур Графические пробы 9. Конструктивный праксис Копирование. Перевертывание 10. Рисунок (дом, стол, куб, человек, лицо) Самостоятельный Срисовывание Обведение Рисование: правой рукой левой рукой Перенос рисунка: справа налево слева направо 11. Предметные действия Застегивание пуговиц Завязывание узла, банта Зажигание спички
Фиксация взора (прочная, неустойчивая) Движение взора Перевод взора по инструкции Перевод взора за движущимся объектом Ограничение взора (вправо, влево, вверх, вниз) Нарушения плавности движений Локализация объекта в пространстве 14. Оральный праксис По подражании По инструкции Праксис губ (оскал, вытягивание) Праксис языка (поднять, убрать, вправо, влево, вверх, вниз) Праксис щек (надуть, втянуть) Праксис лицевой мускулатуры: поднять брови нахмурить брови Условные оральные движения: пощелкать посвистеть поцокать показать, как плюют, целуются 15.Условные реакции, действия Простые условные реакции (на стук поднять руку) Условные реакции выбора (на стук поднять правую руку, на два стука - левую руку) С ломкой стереотипа 111222121211 Конфликтные условные реакции (в ответ на кулак (К) поднять палец, в ответ на палец (П) – поднять кулак; в ответ на сильный удар
(оценивается характер затруднений: эхопраксия, инертность, ломка программ, персеверация, игнорирование одной руки, нарушение пространственной схемы и др.) ^ Жалобы (на нарушения моторной, сенсорной стороны речи и прочее). 1. Спонтанная речь Беседа с больным (Как Вы заболели? и др.) 2. Автоматизированная речь Цифровой ряд от 1 до 10 Дни недели: понедельник, вторник... Месяцы года: январь, февраль... 3. Дезавтоматизированная речь Цифровой ряд: 10, 9, 8... Дни недели: воскресенье, суббота... Месяцы: январь, декабрь... 4. Повторная речь Повторение звуков: а, о, и, у, б, д. к, с Повторение дизъюнктных пар звуков: б-н, к-с, м-н Повторение оппозиционных фонем: б-п, п-б. (при невозможности повторения - реакция выбора на оппозиционные фонемы или показ соответствующей буквы) Повторение, серии звуков: би-ба-бо, бо-би-ба, ба-би-ба Повторение слов: дом, окно, кошка, портной, стон, слон полковник, поклонник, половник кооператив, кораблекрушение Повторение серии слов: дом-лес, кот-стол, дуб-ночь-игла, сад-шкаф-день Повторение фраз: мальчик спит, девочка плачет мальчик ударил собаку, девочка пьет чай ^ "из-под топота копыт пыль по полю летит" "сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, и никто его не переколпакует". 5. Называние предметов По картинкам: яблоко, дампа, чайник, бутылка, чернильница и др. Частей тела: нос, глаз, рука, палец, локоть, плечо (отмечается характер затруднений: помогает ли подсказка; поиски, отказы; литеральные и вербальные парафазии и т. д.) 6. Понимание речи Понимание слов (с опорой на картинку):. по одному элементу по два элемента по три элемента Понимание значения слов (частей тела без зрительной опоры): показать ухо-нос-глаз по одному элементу (ухо и т. д.) по два элемента (ухо-глаз и т. д.) по три элемента (глаз-нос-ухо и т. д.) Понимание малочастотных слов (заусеница, гусеница и т. д.) Понимание обиходных инструкций и предложений: откройте рот, откройте глаза, закройте рот, закройте глаза положите левую руку в карман халата Понимание логико-грамматических конструкций: показать: карандашом ключ и т. д. ключом карандаш; карандашом ключ показать или выполнить инструкцию: книга под тетрадью; тетрадь под книгой; книга над тетрадью и т. д. треугольник под крестом; крест под треугольником и т. д. показать: какой предмет более светлый; более темный, менее светлый; менее темный; показать или разъяснить значение: дочка, дочкина мама; брат отца, отец брата Я позавтракал после того, как прочел газету. Что я делал раньше? 7. Спонтанная развернутая речь Рассказ по сюжетной картинке Устное сочинение на тему "Отдых", "Север" и др. (отмечается активность, развернутость, связность передачи, наличие аграмматизмов: телеграфный стиль, несогласование, соскальзывание на побочные связи, и др.) ^ . Жалобы (на забывание, перестановки, замены, пропуски букв и прочее)
Списывание печатных букв (единичных, пар) Письмо букв под диктовку (единичных, пар) 3. Письмо слов Списывание Письмо под диктовку: простых слов: дом, окно, стул слов с оппозиционными фонемами: дочка-точка, забор-собор-запор см» с оппозиционными артикулемами: стол-стон-слон сложных слов: портной, строчить, кораблекрушение Письмо фраз (списывание, письмо под диктовку) мальчик-спит, девочка плачет, на улице шел дождь ^ Жалобы (на нарушения чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и прочее).
стро-кси-мла) 3. Идеограммное чтение Москва, Россия, Петербург (фамилия больного)
Включатель, разброд, пространство, подставка, велотрек, синтетика 6. Чтение неверно написанных слов Галз, оико, слонце, клоодец, севриз 7. Чтение коротких отрывков "Бежала по лесу лиса" и т.п. (отмечается нарушения движений глаз, игнорирование стороны, элементы угадывающего чтения ХI. Исследование памяти.
5-8-2 6-9-4 6-4-3-9 7-2-8-6 4-2-7-3-1 7-5-8-3-6 6-1-9-4-7-3 3-9-2-4-8-7 2. Повторение серии слов. Дом, ночь, игла. Непосредственное Отсроченное Стол, звон, лист, шкаф. Непосредственное Отсроченное Лук, мост, зонт, мир. Непосредственное Отсроченное Кот, стук, шар, ночь, пыль, звук. Непосредственное Отсроченное 3.Заучивание серии слов. Дом, лес, стол, кот, ночь, игла, пирог, звон, мост, крест.
Припоминание после двух минут 4.Запоминание двух групп элементов. 1 – круг, стул. 2 – день, глаз 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/1 ?/2 ?/1 ?/2 I - день, сосна, шкаф II - книга, шапка, круг первое воспроизведение второе воспроизведение третье воспроизведение ?Л ?/Н ?/1 ?/П Запоминание групп картинок первое воспроизведение второе воспроизведение третье воспроизведение день, сосна, шкаф ?/1 ?/Н ?/1 ?/П I - телефон, очки, помидор П - гриб, бутылка, ботинки первое воспроизведение второе воспроизведение третье воспроизведение день, сосна, шкаф ?/1 ?/И ?/!?/!! 5. Запоминание двух смысловых рядов (Фраза, рассказ) I - собака лает II - дом горит ?/1 ?/П первое воспроизведение второе воспроизведение третье воспроизведение день, сосна, шкаф Интерференция ?/1 ?/П счетом I - мальчик ударил II - девочка пьет собаку •чай первое воспроизведение второе воспроизведение третье воспроизведение Интерференция ?/1 ?/П счетом I - В саду за высоким забором росли яблони II - На опушке леса охотник убил волка первое воспроизведение второе воспроизведение третье воспроизведение четвертое воспроизведение Интерференция ?/1 ?/Н счетом Запоминание двух рассказов 1 . "Курица и золотые яйца". У одного хозяина была курица. Она несла золотые яйца. Захотелось хозяину иметь много золота, и он убил эту курицу, думал у нее внутри много золота. А внутри ничего не оказалось, была она как все курицы, 2. «Галка и голуби" . Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли. Но она не удержалась и закричала по-галочьи, тогда они ее выгнали. Хотела она вернуться к своим галкам, а те ее тоже не признали и выгнали. "Муравей и голубка". Муравей спустился к ручью напиться. Волна захлестну ла его и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела тонущего муравья и бросила ему прутик. Он по этому прутику выбрался на берег. А на другой день охотник хотел поймать голубку в сети. Муравей подкрался и укусил охотника за палец. А охотник вскрикнул и выронил сеть, а голубка вспорхнула и улетела. Интерференция счетом ?Л ?/П 4. "Лев и мышь". Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить: "Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро". Лев рассмеялся, но отпустил мышь. На другой день охотники поймали льва и привязали его веревками к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, сгрызла веревки и спасла льва. (отмечается характер амнестических дефектов, влияние интерференции, роль смысловой близости материала и др.) XII. Исследование системы счета Жалобы (на забывание таблицы умножения на трудности в выполнении простых операций и прочее). /. Оценка количества (пересчет группы точек) Чтение и письмо простых цифр Чтение сложных чисел: 78. 87, 19, 91, 107, 4807, 10126 Чтение чисел, написанных вертикально: 123.3456 Написание сложных чисел: 86, 68, 96, 203, 1026, 1003. 10125 5. Выполнение простых счетных операций Повторение таблицы умножения (устно) Письменное выполнение операций сложения, вычитания, умножения, деления: 2 + 7= 16 + 42 = 6-4= 13х 15 = 11-2= 18x6 = 9 + 5= 242:3 = 16+184= 729:9 = 31 + 1003= 125:4 = 6. Выполнение тройного счета (13 + 7 - 2 = И Т.П.) 7. Выполнение серийного счета: 100 - 7 = ... 110- 13 = ... 124-11 =... (отмечается: удерживает ли больной задание, не приобретает ли счет фрагментарный характер, не заменяется ли операция счета стереотипом, не наблюдается ли соскальзывание в сторону побочных ассоциаций и т. д.) ^ Жалобы (на трудности при обдумывании плана действий, ври решении задач, кроссвордов, головоломок, жалобы на истощенность, вязкость мыслей" и т. д.) 1. Понимание рассказов "Галка и голуби" (см. выше) "Лев и мышь" (см. выше) "Муравей и голубка" (см. выше) "Курица и золотые яйца" (см. выше) 2. Понимание сюжетных картин (из нейропсихологического альбома) . "Прорубь" "Разбитое окно" "Последняя весна" и др. 3. Решение задач Хозяйка тратит за 5 дней 15 литров молока. Сколько она тратит за неделю? Повторение Решение На двух полках 18 книг, но не поровну: на одной в два раза больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке? Повторение. Решение На двух полках 18 книг, но на одной из них на 2 книги больше чем на другой. Сколько книг на каждой полке? Повторение Решение Длина свечи 15 см, тень от свечи на 45 см длиннее. Во сколько раз тень длиннее свечи? Повторение Решение Сыну 5 лет, через 15 лет отец будет в три раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас? Повторение Решение 4. Заканчивание фразы: Высоковероятные слова С меря дул сильный ... На небе ярко светило ... Маловероятные слова Я позавтракал после того, как ... На столе стоял ... 5. Заполнение пропущенных Слов во фразе Высоковероятные слова Я вышел на улицу в .... так как шел дождь. Переходить в этом месте улицу... из-за большого. движения. Маловероятные слова Я весь день занимался ... и очень устал. Вдалеке был виден ... он уходил все дальше и дальше. 6. Ограниченный лоток ассоциаций (в течение 2-3 мин) Возможно, быстрее назвать 7 красных (острых) предметов, 7 предметов, начинающихся с буквы "Т" и т. п. 7. Подбор противоположностей В пассивном плане: Большой -Слабый -Теплый -Низкий -Дорогой -Дешевый • В активном плане: Придумать две пары противоположных по значению слов. 8. Подбор аналогий а) свободный вариант роза-цветок малина-ягода лошадь-жеребенок собака-... яйцо-скорлупа картофель-... собака-шерсть щука-... птица-гнездо человек-... ключ-железо стол-... коса-трава бритва-... шкаф-посуда кошелек-.. врач-лечение портной-... горе-слезы радость-... небо-тучи сцена-... река-берег улица-... 9. Трактовка смысла пословиц а) свободный вариант б) выбор из списка На охоту .ехать - собак кормить.' Не все то золото, что блестит. Куй железо пока горячо.
1)К осени цыплята сильно подрастают. 2)Птицеводство - очень выгодная отрасль. 3)Об успехе дела нельзя решать сразу. Не красна изба углами, красна пирогами.
Человека надо оценивать по его ценным качествам 10. Классификация предметных изображений (4-й лишний) (из нейропсихологического альбома) 1). Пила - топор - лопата - полено 2). Ботинок - нога - туфля - сапог и др. (отмечается характер интеллектуальных затруднений: стереотипия, импульсивность, интеллектуальный ступор, нарушение динамики мышления и др.)
("Оля темнее Кати, но светлее Сони. Кто самый светлый?" и др.) XIV. Исследование эмоционально-личностной сферы 1. Особенности эмоционально-личностной сферы, оцениваемые по результатам предварительной беседы Во время предварительной беседы и нейропсихологического анализа высших психических функций проводится клинико-психологическое исследование состояния эмоционально-личностной сферы, которое включает оценку; а) общего эмоционального фона больного; . б) характера жалоб больного, самооценки больным своего состояния, переживания болезни (изменение характера, безразличие, раздражительность, тревожность и т. д.); в) заинтересованности больного в обследовании, отношения к выполняемому заданию; г) эмоциональной реакции больного на неудачу в процессе эксперимента, критичности больного к собственным ошибкам, дефектам. 2. Оценка положительных и отрицательных эмоций через когнитивные процессы а) Методики опознания эмоционального выражения лиц на фотографиях Данные методики представляют собой модификацию метода опознания лицевой экспрессии К. Изарда (1980). Они включают четыре варианта, а именно: "Ранжирование", "Классификация", "Четвертый лишний", "Узнавание" (С. В. Квасовец, 1982; Э. И. Шафиева, 1990). Чаще используются "Ранжирование" и "Узнавание". Ранжирование. Тест состоит из двух серий, в каждой из которых испытуемый должен ранжировать фотографии по степени выраженности эмоций. В первой серии испытуемому предъявляется 6 фотографий лиц, отражающих различные положительные эмоции (от нейтрального состояния до ярко выраженной радости), во второй - 6 фотографий, отражающих по степени и качеству отрицательные эмоции (от нейтрального состояния до разной степени выраженности эмоций горя, страха, гнева). Испытуемого просят разложить фотографии по порядку, начиная от самой приятной к самой неприятной (1-я серия) и наоборот (2-я серия). Узнавание. Среди 12 фотографий 3 являются эталонами; из 9 остальных нужно выбрать для каждой эталонной одну фотографию, изображающую сходную эмоцию. Инструкция: "Выберите из 9 фотографий ту, на которой изображена та же эмоция, что и на предъявленной Вам фотографии". б) Метод запоминания и воспроизведения 10 "эмоциональных" и 10 "нейтральных" слов. Метод разработан и апробирован Н. Я. Батовой (1985) и др. Испытуемому предъявляются сначала 10 "эмоциональных" слов, выделенных в предвари тельном эксперименте, с просьбой повторить все, что он запомнит. Потом предъявляются 10 "нейтральных" слов с той же инструкцией. В качестве "эмоциональных" слов используются слова, связанные с ситуацией болезни - будущее, здоровье, болезнь, работа, жизнь, лечение, операция, планы, коллектив, последствия. В качестве "нейтральных" слов используются такие, как явление, практика, колонна, страна, время, образец, договор, форма, продукция, изобретение. Анализируется влияние эмоционального фактора на продуктивность воспроизведения слов в условиях непосредственного воспроизведения. в). Метод свободных ассоциаций Испытуемому предъявляется последовательно 10 слов, половина из которых "эмоциональные", половина - "нейтральные", с просьбой дать несколько ассоциаций на каждое слово. С помощью секундомера фиксируется время ассоциативной реакции. Анализируется влияние "эмоционального фактора" на скорость и продуктивность ассоциативного процесса. В качестве экспериментального материала взяты следующие слова: "эмоциональные" - будущее, здоровье, болезнь, работа, жизнь и "нейтральные" - явление, практика, колонна, страна, время. Подробное описание приведенных выше методов анализа эмоциональной сферы в способов обработки полученных данных представлено в монографии Е. Д. Хомской и Н. Я. Батовой "Мозг и эмоции" (1992). 3. Опросник Спилбергера. Методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю. Л. Ханиным является методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (личностная тревожность), и как состояние (ситуативная тревожность). Бланк шкал самооценки (Спилбергера включает в себя 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки ситуативной тревожности (приложение 1 а) и 20 - для оценки уровня личностной тревожности (приложение 16). ^ Шкала сниженного настроения основана на опроснике В. Зунга и адаптирована Т. Н. Балашовой (приложение 2). Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения, субдепрессии (Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. А, А. Крылова'. ЛГУ, 1990). 5. 'Цветовой тест Лютера Проективная методика исследования личности М. Люшера (1948) основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Стимульный материал состоит из 8 стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов. Синий, зеленый, красный и желтый считаются основными цветами, а фиолетовый, коричневый, черный и серий (нулевой) - дополнительными. Процедура обследования сводится к одновременному предъявлению всех цветных квадратов на белом фоне и просьбе выбрать - один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности человека. 6. Опросник на эмоциональность Опросник тестирует эмоциональность как черту личности, т. е. устойчивую склонность и способность индивида к переживанию четырех базальных эмоций печали, гнева, страха и радости (А. Е. Олыпанникова, Л. А, Рабинович, 1974). Он направлен на выявление эмоциональных переживаний, которые наиболее часты и
9. Данные проективных тестов: Роршаха, ГАГ и др. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ^ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. (по Симерницкой Э.Г., Скворцову Н.А. и др.) Ф.И.О.______________________________________________________________________ Возраст_____________________________________________________________________ Дата обследования_______________________________ Праворукость/леворукость, амбидекстр (нужное подчеркнуть)
Локализация левое полушарие: лобная, височная, теменная, затылочная дефекта: правое: лобная, височная, теменная, затылочная доли срединные отделы, межполушарные комиссуры. |