|
Скачать 0.63 Mb.
|
Министерство здравоохранения Ставропольского края Государственное бюджетное образовательное учреждение Ставропольского края Пятигорский медицинский колледж Методическая разработка теоретического занятия Дисциплина: «Анатомия и физиология» Тема: «Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы» Для преподавателей и студентов. Отделение: медсестринское Специальность: 060501 «Сестринское дело» 060101 «Лечебное дело» 060301 «Фармация» Разработчик: преподаватель Кравченко Л.Ю. Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК фармацевтических дисциплин Протокол № _____________ От ________ 2011 года Председатель ЦМК__________ Пятигорск 2011 год Пояснительная записка. Методическая разработка комбинированного урока по теме «Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы» предназначена для студентов всех медицинских и фармацевтических специальностей, преподавателей анатомии и физиологии колледжа. Целью написания методической разработки является: предоставление студентам возможности самостоятельно изучить данную тему, подготовиться к практическому занятию по данной теме, а также предоставить возможность изучить данную тему дистанционно. Методическая разработка включает в себя план-хронометраж проведения занятия, методические указания для студентов и преподавателей, развернутый план-конспект для проведения занятия, рисунки, блок контролирующего материала, список литературы, Интернет-ресурсов. Ценным приложением к методической разработке являются мультимедийные презентации по теме анатомия и физиология органов мочевыделительной системы. Развернутый конспект для проведения занятия включает в себя весь необходимый теоретический материал. Изложение материала построено с расчетом возможности его дальнейшего применения при изучении клинических дисциплин. Блок контролирующего материала включает в себя разноуровневые задания, позволяющие реализовать индивидуальный подход в обучении студентов. Использование заданий первого уровня является своего рода допуском для перехода к более сложным заданиям второго и третьего уровня. При использовании заданий второго уровня формируется возможность овладеть необходимыми в практической деятельности терминами. При решении заданий третьего уровня ,клинических задач, у студентов формируются профессиональные компетенции, предоставляется возможность формировать и реализовать клиническое мышление студентов-медиков. Преподаватель, следуя методической разработке, имеет возможность индивидуально оценить знания студента во время занятия, а также его внеаудиторную подготовку. ^ Методическая разработка комбинированного урока по теме «Структурно-функциональная характеристика органов мочевыделительной системы» предназначена для студентов всех медицинских и фармацевтических специальностей, преподавателей анатомии и физиологии медицинских техникумов, колледжей. Целью написания методической разработки является: изучение анатомии органов мочевыделительной системы, включая их топографию, кровоснабжение, иннервацию, строение, гистофизиологию нефрона как структурно-функциональной единицы почки, физиологию мочеобразования и выделения, состав мочи, значение лабораторных исследований мочи для диагностики заболеваний. Выбранная преподавателем методика изучения темы обеспечивает студентам возможность самостоятельно изучить данную тему, подготовиться к практическому занятию, а также обеспечивает возможность изучить данную тему дистанционно. Методическая разработка включает в себя план-хронометраж проведения занятия, методические указания для студентов и преподавателей, развернутый план-конспект для проведения занятия, рисунки, блок контролирующего материала, список литературы, Интернет-ресурсов. Ценным приложением к методической разработке являются мультимедийные презентации по теме анатомия и физиология органов мочевыделительной системы. Развернутый конспект для проведения занятия включает в себя весь необходимый теоретический материал. Изложение материала построено с расчетом возможности его дальнейшего применения при изучении клинических дисциплин. Блок контролирующего материала включает в себя разноуровневые задания, позволяющие реализовать индивидуальный подход в обучении студентов. Использование заданий первого уровня является своего рода допуском для перехода к более сложным заданиям второго и третьего уровня. При использовании заданий второго уровня формируется возможность овладеть необходимыми в практической деятельности терминами. При решении заданий третьего уровня ,клинических задач, у студентов формируются профессиональные компетенции, предоставляется возможность формировать и реализовать клиническое мышление студентов-медиков. Преподаватель, следуя методической разработке, имеет возможность индивидуально оценить знания студента во время занятия, а также его внеаудиторную подготовку. Исходя из выше сказанного методическая разработка предлагается для применения при изучении данной темы студентами и преподавателями средних медицинских профессиональных образовательных учреждений. Преподаватель ГБОУ СПО «Пятигорский медицинский колледж» Ковалева Л.Н. Содержание:
3.1 Общий план строения мочевыделительной системы, сведения об эмбриогенезе мочевыделительной системы, латинские, греческие названия органов. 3.2.Топография почек, фиксирующий аппарат, морфология (форма, вес, края, полюса). 3.3.Строение почки на поперечном срезе: а) корковое вещество б) мозговое вещество 3.4.Чашечно-лоханочная система почек. 3.5 Кровоснабжение и иннервация почек. 3.6 Нефрон как стуктурно-функциональная единица почек: отделы, строение, виды. 3.7 ЮГА почек, его значение. Инкреторная функция почек. 3.8. Физиология почек: фильтрация, реабсорбция, секреция, их механизмы. 3.9. Первичная и конечная моча, состав, понятие о диурезе, ритме мочеиспускания (норма и патология). Значение лабораторных исследований мочи для диагностики заболеваний 4. Строение, топография органов мочевыделения: мочеточники, мочевой пузырь, уретра. 4.1. Физиология мочеиспускания. 4.2. Регуляция деятельности почек. 5. Методические рекомендации для преподавателя и студентов 6. Выводы, заключение. 7.Закрепление материала путем фронтального опроса. Подведение итогов занятия. 8. Домашнее задание. 9. Источники информации ^ Цель: изучить анатомию органов мочевыделительной системы, включая их топографию, кровоснабжение, иннервацию, строение, гистофизиологию нефрона как структурно-функциональной единицы почки, физиологию мочеобразования и выделения, состав мочи, значение лабораторных исследований мочи для диагностики заболеваний. Тип занятия: комбинированный урок. Время: 90 минут. План-хронокарта проведения занятия:
2.1. Фронтальный опрос – 10 минут 3. Изложение нового материала 3.1.Общий план строения мочевыделительной системы, сведения об эмбриогенезе мочевыделительной системы, латинские, греческие названия органов. 3.2.Топография почек, фиксирующий аппарат, морфология (форма, вес, края, полюса). 3.3.Строение почки на поперечном срезе: а) корковое вещество б) мозговое вещество 3.4.Чашечно-лоханочная система почек. 3.5 Кровоснабжение и иннервация почек. 3.6 Нефрон как стуктурно-функциональная единица почек: отделы, строение, виды. 3.7 ЮГА почек, его значение. Инкреторная функция почек. 3.8. Физиология почек: фильтрация, реабсорбция, секреция, их механизмы. 3.9. Первичная и конечная моча, состав, понятие о диурезе, ритме мочеиспускания (норма и патология). Значение лабораторных исследований мочи для диагностики заболеваний
5. Методические рекомендации для преподавателя и студентов 6. Выводы, заключение. 7. Закрепление материала путем фронтального опроса. Подведение итогов занятия. 8. Домашнее задание. Развернутый план- конспект урока 3.1 Общий план строения, сведения об эмбриогенезе мочевыделительной системы. Латинские, греческие названия органов. Органы мочевыделительной системы объединяют две группы органов - образующих мочу (почки) и выводящие мочу: чашечно-лоханочная система почек, мочеточники, мочевой пузырь и уретра. Развитие почек у человека начинается на первом месяце жизни и завершается после рождения ребенка. Основным источником развития является промежуточная мезодерма-нефротом. В развитии почек наблюдаются три последовательно сменяющие друг друга стадии: пронефрос (головной почка или предпочки), мезонефроса (первичной или туловищной почки) и метанефроса (окончательной почки). Метанефрос формируется на 2 месяце эмбриогенеза, к концу 5 месяца функционирует как орган. В первые три года жизни масса почек увеличивается в три раза, с 13-14 лет масса почек продолжает увеличиваться и к 20 годам достигает массы взрослого. Рост почек заканчивается к 30-40 годам. Почки - парный смешанный орган бобовидной формы, темно-красного цвета, с закругленными верхними и нижними полюсами, передней и задней поверхностью, латеральным и медиальным краями, выполняющий экскреторную и инкреторную функции. ^
Нефрология - наука о почках. Нефропатии - заболевания почек. ^ 3.2. Топография почек, фиксирующий аппарат, морфология (форма, вес, края, полюса). Топография почек: располагаются в поясничной области, на задней стенке брюшной полости, в забрюшинном пространстве, справа и слева от позвоночного столба на уровне 11-12 грудного, 2 - 3 поясничного позвонков. Лежат в ложе поясничной мышцы. Правая почка расположена на 1,5 - 2 см ниже левой. Масса одной почки 120-200 гр. Размеры почки взрослого человека: длина 10-12 см, ширина 6-5 см, толщина до 4 см. Правая почка соприкасается: с надпочечником, печенью, правым изгибом ободочной кишки, нисходящей частью двенадцатиперстной кишки. Левая почка - с надпочечником, частично с желудком, поджелудочной железой, селезенкой, левым изгибом ободочной кишки. ^ фиброзная капсула, жировая прослойка (паранефрий) ^ жировая прослойка (паранефрий), (околопочечная клетчатка), почечная фасция - 2 листка, связаны перемычками с фиброзной капсулой, срастаются на верхнем полюсе и лантеральном крае. Задний листок прикреплен к позвоночному столбу, передний проходит вдоль крупных сосудов (аорты, почечных артерий, нижней полой веной). Удерживаются почки в определенном положении также с помощью внутрибрюшного давления. 3.3.Строение почки на поперечном срезе. На фронтальном срезе почки различают более светлое корковое вещество и более темное мозговое вещество.^ о - расположено по периферии, темно-коричневого цвета. На свежем препарате в корковом веществе хорошо заметны две части: свернутая - мелкие зерна и красные точки – почечные тельца, а также радиальная часть (лучи Феррейна). Мозговое вещество расположено внутри, розово-красное в форме 7-10 пирамид. Толщина коркового вещества составляет 5-8 мм. Верхушки пирамид, почечные сосочки, имеют многочисленные отверстия. Почечные сосочки обращены к малым чашкам, основание пирамид обращены к корковому веществу. Между пирамидками расположено корковое вещество в виде почечных столбов - колонок Бертини. В них проходят нервы, кровеносные сосуды. Одна пирамида, прилегающая к корковому веществу образует почечную долю. Таким образом, почка взрослого человека имеет дольчатое строение. 3.4.Чашечно-лоханочная система почек. Каждый почечный сосочек пирамиды окружен малой почечной чашкой. Малые чашки сливаются и образуют 2-3 большие чашки, большие чашки также сливаются и образуют одну общую полость: почечную лоханку., которая постепенно суживается и переходит в мочеточник. В области почечных сосочков и малых чашек находится форникальный аппарат, играющий важную роль в процессе выделения мочи и препятствующий ее обратному току в мочевые канальцы нефрона. Строение почки
3.5. Кровоснабжение и иннервация почек. Кровоснабжение почки осуществляется с помощью почечной артерии, которая является крупной ветвью аорты. За одну минуту через почки проходит 5 - 6 л крови. В течение суток через почечную артерию проходит 1500 литров крови. Почечная аорта входит в ворота почек и делится на сегментарные, междолевые и дуговые артериолы. Дуговые артериолы проходят у основания пирамид. От каждой междольковой артериолы отходит приносящая артериола, входящая в капсулу нефрона. В капсуле нефрона она образует первую капиллярную сеть. Из капсулы нефрона выходит выносящая артериола, образующая вторую капиллярную сеть вокруг канальцев нефрона. Сети капилляров, соединяющие 2 одноименных сосуда, называют «чудесными». Из второй капиллярной сети кровь оттекает в венулы, продолжающиеся в междольковые вены, дуговые, междолевые, которые сливаются и образуют почечную вену. Почечная вена впадает в нижнюю полую вену. м ![]() д ![]() м ![]() приносящие Иннервация почек – чувствительная иннервация осуществляется тремя нижними грудными и двумя верхними поясничными спинальными ганглиями, а также чувствительным ядром блуждающего нерва. Эфферентная сипатическая иннервация исходит из ядер боковых рогов нижних грудных и верхних поясничных сегментов спинного мозга. Парасимпатическая иннервация осуществляется блуждающим нервом, частично промежуточным боковым ядром крестцовой части парсимпатической нервной системы. Стимуляция симпатической нервной системы вызывает сужение сосудов, парасимпатической противоположный эффект. Много рецепторов находится в околопочечной клетчатке, при их раздражении возникают болевые ощущения. 3.6. Нефрон как структурно-функциональная единица почек: отделы, строение, виды. Структурно-функциональной единицей почки является нефрон. В каждой почке находится около 1млн. нефронов. По топографическому признаку различают следующие виды нефронов: корковые, они лежат в корковом веществе, по количеству преобладают, мозговые - лежат в мозговом веществе, юкстамедуллярные - лежат вблизи мозгового вещества. В нефроне различают следующие отделы: капсула Шумлянского-Боумена, проксимальный каналец, петля Генле, дистальный каналец, собирательная трубочка. Длина нефрона составляет 50-55 мм. Длина всех нефронов около 100 км. ^ . Капсула Шумлянского-Боумена имеет вид двустенного бокала. Внутри капсулы находится полость, в ней располагается почечное (мочевое пространство), сосудистый клубочек (glomerulus) или почечное (Мальпигиево) тельце. Сосудистый клубочек образован 30 капиллярными петлями приносящей артериолы, лежит между приносящей и выносящей артериолоами. Внутренняя часть капсулы выстлана особыми клетками – подоцитами. Это крупные клетки неправильной формы, имеющие крупные отростки цитотрабекулы, на которых расположены мелкие отростки цитоподии. Между цитоподиями находятся щелевидные пространства, соединенные с просветом капсулы - мочевая зона. Капилляры клубочка изнутри выстланы эндотелием. Кровь, текущая в капиллярах фильтруется через эндотелий капилляров и подоциты, образующие почечный фильтр. ^ имеет длину 14 мм, выстлан изнутри кубическим эпителием, имеющим щеточную кайму и базальную исчерченность. Петля Генле имеет d = 13-15 мкм, самая узкая часть нефрона, изнутри выстлана однослойным плоским эпителием с единичными микроворсинками. ^ – выстлан однослойным призматическим эпителием, имеет широкий просвет. Щеточная кайма отсутствует. Собирательные трубочки – выстланы однослойным кубическим эпителием. Клетки различаются по окраске цитоплазмы, выполняют эндокринную функцию. Общая длина 3.7. Инкреторная функция почек. ЮГА почек, его значение. Кроме образования мочи почки выполняют инкреторную функцию: вырабатывают биологически активные вещества. К числу таких веществ можно отнести ренин, эритропоэтины, простогландины, витамин Д (кальцитриол), простогландины, урокиназу. ^ – факторы кроветворения, способствуют образованию эритроцитов в красном костном мозге. Кальцитриол – способствует всасыванию солей кальция в кишечнике и минерализации костей. Простагландины – оказывают сосудорасширяющее действие, регулируют микроциркуляцию, участвуют в воспалении. Урокиназа – фактор активации тромбоцитов. Юкстагломерулярный аппарат почки (ЮГА) вырабатывает ренин, обладающий гормоноподобным действием и необходим для активизации ангиотензиногена и превращения его в ангиотензин (самого сильного сосудосуживающего вещества). Расположен рядом с почечным клубочком. 3.8. Физиология почек. Состав, свойства, механизм образования мочи. Образование мочи - сложный физиологический процесс, включающий: клубочковую фильтрацию, канальцевую реабсорбцию, канальцевую секрецию. В результате этого из плазмы крови образуется моча. Количество мочи за определенный промежуток времени - диурез. Суточное количество мочи составляет 1,5 - 2 л. Мочеиспускание происходит через каждые 2-3 часа. ^ . Процесс фильтрации плазмы крови в капсуле возможен благодаря двум факторам:
Фильтрационное давление создается за счет разности давления в капиллярах почечного клубочка (70 - 90 мм рт.ст.), давления белков плазмы (25-30 мм рт.ст.) и давления фильтрата мочевой зоны капсулы (10-15 мм. рт.ст.) Ф.Д. = 70 — (25 + 15)= 30 мм рт.ст. Переход веществ из плазмы крови осуществляется через почечный фильтр из области высокого давления (капилляров клубочка) в область низкого давления (мочевая зона). В результате фильтрации образуется первичная (провизорная) моча в количестве 150 - 180 л в сутки. Через фильтр свободно проникают вода, электролиты, аминокислоты, глюкоза, мочевина, витамины, небольшое количество низко молекулярных белков (альбумины, гемоглобин). В почечном фильтре задерживаются белки с молекулярной массой более 400000. Все остальные вещества проходят дальше к подоцитам. Состав первичной мочи был впервые изучен Ричардсом в 1924 году. ^ Если учесть, что количество первичной мочи составляет 150 - 180 л/сутки, то понятно, что с ней из организма удалялось бы огромное количество жидкости, минеральных солей и других нужных веществ, что привело бы к обезвоживанию и изменению осмотического давления. Для того чтобы избежать этого, существует процесс реабсорбции - обратного всасывания. Этот процесс протекает в канальцах и петлях нефронов. Примерно 80 - 85% веществ всасывается в проксимальных канальцах, остальные в петле Генле и дистальных канальцах. Обратное всасывание происходит активно (с затратой энергии) и пассивно (без затрат энергии). Активно реабсорбируется глюкоза, аминокислоты, фосфаты, соли Na . Эти вещества всасываются полностью и в конечном моче не содержатся. Пассивная реабсорбция происходит за счет различной концентрации веществ, их диффузии из области большей концентрации в область меньшей концентрации, разности осмотического давления. По такому механизму обратно всасываются вода, хлориды, мочевина. Пассивной реабсорбции подвергаются вещества, которые подлежат обязательному удалению из организма (мочевина). На протяжении канальцев наблюдается разная интенсивность всасывания воды (в дистальных канальцах в 2 раза больше, чем в проксимальных). Реабсорбция воды и ионов натрия осуществляется согласно законам осмоса с помощью поворотно-противоточной системы петли нефрона. В ее нисходящей эпителий активно пропускает воду, в восходящей части эпителий не проницаем для воды, но способен и активно всасывать ионы натрия и переводить их в тканевую жидкость, а через нее обратно в кровь. По выходе из петли нефрона моча становится концентрированной. В дистальных канальцах процесс реабсорбции ионов натрия, калия, воды и других веществ. В отличии от проксимальных канальцев и петли Генли, где реабсобция осуществляется не зависимо от концентрации ионов натрия и калия (обязательная реабсорбция), в дистальных отделах нефрона реабсорбция определяется уровнем содержания указанных веществ в крови (факультативная реабсорбция). ![]() Следовательно, дистальные отделы нефрона регулируют и поддерживают постоянство концентрации ионов натрия и калия в организме. Кроме реабсорбции, в канальцах осуществляется процесс секреции. При участии специальных ферментативных систем происходит активный транспорт некоторых веществ из крови в просвет канальцев. Из продуктов белкового обмена активной секреции подвергаются креатинин, парааминогиппуровая кислота. Таким образом, в почечных канальцах, особенно в их проксимальных отделах, функционируют системы активного транспорта. В зависимости от состояния организма эти системы могут менять направление активного переноса веществ, т.е. обеспечивают или их секрецию (выделение), или обратное всасывание веществ. В собирательных трубках происходит дальнейшее всасывание воды. ^ . 3.9. Первичная и конечная моча, состав, понятие о диурезе, ритме мочеиспускания (норма и патология). Значение исследований мочи для диагностики заболеваний Состав, свойства конечной мочи. За сутки человек выделяет 1,5-2 литра мочи. Количество мочи, выделяемое за определенный промежуток времени называют диурезом. Увелечение количества образующейся мочи - полиурия, уменьшение – олигурия. В норме каждое последующее мочеиспускание происходит через 1,5-2 часа после предыдущего. Частое мочеиспускание - поллакиурия, редкое - оллакизурия, отсутствие мочи – анурия. Дневное мочеотделение в норме преобладает над ночным. Нектурия – преобладание ночного диуреза над дневным. Исследование мочи имеет важное диагностическое значение. Моча – прозрачная жидкость от светло-желтого до интенсивно оранжевого цвета. При отстаивании в моче появляется осадок, состоящий из солей и слизи. ^ колеблется от 5 до 7 Удельный вес (плотность) мочи 1,015-1,020, зависит от количества принятой жидкости. Увелечение удельного веса мочи - гиперстенурия, уменьшение - гипостенурия, удельный вес не изменяется в течение суток - изостенурия С мочой выделяются конечные продукты белкового обмена, главными из которых являются мочевина, мочевая кислота, креатин, креатинин, пуриновые основания, индикан, аммиак. Среди органических соединений небелкового обмена в моче встречаются: соли щавелевй кислоты,молочная кислота, пигменты уробилин, урохром, неорганические соли. При микроскопии в моче можно обнаружить: кристаллы солей (оксалаты, ураты, фосфаты), цилиндры (слепки почечных канальцев), мицелий грибов, атипические клетки, клетки почечного эпителия и мочевыводящих путей. Анализ мочи в норме. Количество в сутки: 1-1.5 л. Цвет: соломенно-желтый. Прозрачность: полная. Относительная плотность в течение суток - 1.010-1.025. Реакция (рН) колеблется от 5 до 7 и зависит от питания. При мясной и богатой белками пище реакция мочи кислая, при растительной - нейтральная или даже щелочная. Количество выделяемых плотных веществ за сутки составляет 60 г (около 4%), из них: органических веществ - 35-45 г/сутки, в том числе мочевины - 25-35 г (2%), креатинина - 1.5 г, мочевой и гиппуровой кислоты - по 0.7 г, неорганических веществ - 15-25 г/сутки, в том числе поваренной соли - 10-15 г, окиси калия - 3.3 г, сульфатов - по 2.5 г, окиси кальция и окиси магния - по 0.8 г, аммиака - 0.7 г. Белок - отсутствует. Глюкоза - отсутствует (может быть кратковременно при употреблении избыточного количества сахара, при введении адреналина, волнении, испуге и т.д.). Кетоновые тела - отсутствуют. Билирубин - не обнаруживается. Эпителий: плоский, переходный, почечный - единичные клетки в поле зрения. Лейкоциты - единичные (0-1-2) в поле зрения. Эритроциты: неизмененные и измененные - единичные в препарате, но не в каждом поле зрения. Цилиндры: гиалиновые - единичные на протяжении суток, остальные (зернистые, восковидные, эритроцитарные, лейкоцитарные, эпителиальные, пигментные) - отсутствуют. Бактерии - не более 50000 в 1 мл мочи. В условиях патологии в моче могут обнаруживаться различные вещества. Протеинурия (альбуминурия) - выделение белка с мочой; может быть почечного и внепочечного происхождения. Глюкозурия - выделение глюкозы с мочой; появляется в виде следов при содержании уровня сахара в крови 150-180 мг% (8.34-10 ммоль/л). Кетонурия (ацетонурия) - выделение с мочой большого количества кетоновых тел (ацетона, ацетоуксусной и бета-оксимасляной кислоты). Билирубинурия - увеличенное выделение билирубина с мочой. Лейкоцитурия - выделение с мочой лейкоцитов от 5-6 до 50 в поле зрения. Пиурия - выделение с мочой большого количества лейкоцитов (60-100 в поле зрения). Гематурия - выделение эритроцитов с мочой. Если кровь в моче обнаруживается макроскопически, то говорят о макрогематурии, если же эритроциты обнаруживаются только микроскопически, то это микрогематурия. Если к моче примешивается кровь из половых органов, то это ложная гематурия. Цилиндрурия - появление цилиндров (белковых слепков канальцев) в осадке мочи. Цилиндры могут быть чисто белковыми (гиалиновые, восковидные) или иметь на белковой основе различные налипшие элементы (эритроцитарные, лейкоцитарные, эпителиальные, пигментные). Исследование мочи экспресс-методом проводится для определения следующих показателей: цвет - визуально; прозрачность - визуально; удельный вес (относительная плотность) - урометром; реакция (рН) - диагностическими полосками "Альбуфан", "Тетрафан" и др.; азот - мочевина (белок) - диагностическими полосками "Уранал", "Тетрафан" и др.; сахар (глюкоза) - диагностическими полосками "Тетрафан", "Глюкотест"; ацетон - специальными таблетками; эритроциты и гемоглобин - диагностическими полосками "Гемофан". ![]() ![]() Вывод: При патологии почек, других органов и систем в моче могут обнаруживаться: белок - протеинурия эритроциты - гематурия, лейкоциты - лейкоцитурия гемоглобин - гемоглобинурия аминокислоты - аминоцидурия глюкоза - глюкозурия. Лабораторные исследования мочи играют важную диагностическую роль. Для определения ряда веществ используются экспресс-методы. |