|
Скачать 396.52 Kb.
|
![]() Оконешникова Марияна Тимофеевна, медицинская сестра Чурапчинской средней общеобразовательной школы имени С. А. Новгородова Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия) Визитка медицинского работника
- Почетная грамота улусного управления образования, 2004 год - Почетная грамота центральной улусной больницы им. П. Н. Сокольникова, 2004 год - Грамоты и благодарственные письма Чурапчинской средней общеобразовательной школы им. С. А. Новгородова
Медик – наставник для молодых фельдшеров школы С 2004 по 2006 гг член профсоюза школы Член родительского комитета Чурапчинской улусной гимназии и Чурапчинской средней общеобразовательной школы им. С. А. Новгородова
![]() ![]()
В профилактических целях работа проводится по направлению валеологического воспитания учащихся, действует программа для девушек «Юная леди», работает кабинет Фито-ароматерапии, действует программа «ЗОЖ», а также работает стоматологический кабинет: ![]() ^ Валеология (от латинского валео - здравствую) - наука о формировании, сохранении и укрепления здоровья. Обучение урока валеологии направлено на формирование у школьников понятия «здоровье» как сложного социально-медико-психологического феномена, определяющего развитие личности в целом. В то же время содержание урока составлено с учетом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся. ^ Каждый учитель должен уметь проводить физкультминутки на своих уроках, учитывая специфику своего предмета. Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, в основном для активного отдыха. Обычно это около трех-пяти физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 минуты) или урока труда (5-7 минут). Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, когда значительная часть учащихся начинает утомляться. В течение урока проводятся одна-две физкульминутки. Они обязательны на третьем и последующих уроках. Их проведение должно решать следующие задачи: а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной позы; б) активизация внимания и повышение способности к восприятию учебного материала; в) эмоциональная «встряска», возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний. Можно выделить следующие виды физкультминуток:
Хорошие результаты дает проведение физкультминуток самими школьниками (начиная с 6-7 класса). После того, как специально подготовить их. Основные цели валеологических уроков:
Аспекты валеологических уроков:
![]() Также помимо физкультминуток на уроке целесообразно некоторые элементы массажа, медитации. Например: ^ Нервозность, витаминная недостаточность, порой внезапные эмоциональные срывы – медики говорят, что не выдерживает неокрепшая нервная система детей и на перегрузки организм отвечает стрессом.Снять нервное напряжение можно с помощью антистрессового массажа. Делать его не сложно и очень эффективно. Вот комплекс приемов такого массажа, который рекомендуется во всех случаях эмоционального перенапряжения. Овладев приемами, научите им детей. Массаж можно делать как дома, так и на уроке, в качестве физкультминутки.1.Перед тем как приступить к массажу, обязательно нужно хорошо потрясти кистями рук, как бы освобождаясь от излишней накопившейся энергии, - ведь речь идет об успокаивающем массаже.^Используется для профилактики простудных заболеваний и гриппа. Особенно актуально сейчас, в период весеннего авитаминоза и угрозы вспышки эпидемий гриппа.
Ну а если вы уже заболели – точечный массаж поможет легче перенести любое ОРВИ и грипп. К тому же этот способ избавиться от недуга настолько прост, что его можно делать всем.К примеру, чтобы освободиться от сильного насморка и головной боли при простуде, чуть надавите и помассируйте в месте соединения переносицы и бровей, чуть выше – между бровями и у крыльев носа. При кашле и болях в горле помассируйте точку, расположенную во впадине между грудинной костью и ключицей. А от температуры поможет массаж в точке, которая находится на возвышении у локтевого сгиба, на его наружной стороне.![]() Выполняя эти упражнения обязательно сосредоточтесь и соблюдайте ровное и глубокое дыхание. Лучше, конечно, проводить сеансы систематически, ежедневно – только тогда они смогут эффективно подействовать.1.Перед тем как приступить к массажу, обязательно нужно хорошо потрясти кистями рук, как бы освобождаясь от излишней накопившейся энергии, - ведь речь идет об успокаивающем массаже.2.Надо постараться хорошо расслабить позвоночник, а для этого встряхнуться по возможности всем телом. Надо заметить, что расслабление позвоночника, встряхиванием тела несут элементы успокоения нервной системы.3. Начинайте с массажа волосистой части головы, а точнее, корней волос. Для этого кончиками пальцев нужно делать своего рода скребущие синусоидальные движения от шеи, лба, висков по направлению снизу вверх к макушке. Если посмотреть со стороны, покажется, что у вас сильно зачесалась голова и вы пытаетесь унять зуд. Как только вы обработали таким образом всю поверхность, можно переходить к следующему элементу антистрессового массажа, но прежде нужно сильно встряхнуть руками, сбрасывая напряжение.4. От шеи, лба и висков в том же направлении снизу вверх к макушке пройдитесь по тем же участкам пройдитесь легкими постукивающими движениями кончиками расслабленных пальцев, как молоточками, и снова встряхните руками.5. Теперь захватывайте в кулаки прядки волос и начинайте их по очереди тянуть вверх. При этом волосы должны довольно сильно натягиваться, как бы в тугую струну. После каждого очередного натягивания волос разжимайте кулаки, опускайте руки вниз и всякий раз энергично встряхивайте ими.6. Следующий элемент – поглаживание ладонями области затылка и шеи. Проделайте это несколько раз сверху вниз по направлению к позвоночнику и плечам – до ощущения приятного тепла. Снова хорошо встряхните кистями рук.7. Поставьте кончики пальцев обеих рук в центр лба (на так называемую область третьего глаза) и проделайте серию поглаживающих движений от центра лба к периферии (вискам). При этом всякий раз после очередного поглаживания делайте руками встряхивания.^9. Закройте глаза или (попросите это сделать ребенка, если вы проводите ему массаж) и кончиками расслабленных пальцев произведите несколько раз легкие постукивания по поверхности закрытых век по направлению от переносицы к вискам. При этом нужно обработать и область самих висков. И снова встряхните кистями рук.10. Отыщите на лице самые верхние точки на скулах под глазами и несколько раз постучите по ним кончиками пальцев по направлению к вискам. То же самое через несколько секунд проделайте с точками, расположенными непосредственно перед козелками ушей. И вновь снимите с рук энергетический заряд.^![]() ^ Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох. ^ Почти девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушений зрения. Методики проведения офтальмотренажей в режиме учебного дня предназначены для профилактики зрительного утомления и профилактики нарушений осанки и зрения учащихся. Методики офтальмотренажей сокращают в 2 раза продолжительность статического напряжения, возникающего при длительном сидении за партой (позволяют периодически отвлекать взор учащихся от книг, тетрадей, вовлекают в двигательную активность комплекс мышц глаз и шеи), а зрительно-игровой характер методики стимулирует заинтересованность учащихся в выполнении офтальмотренажей. Для профилактики близорукости и замедления ее развития используем специальную гимнастику для глаз – офтальмотренажер, схему зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного. ^ Схема зрительно-двигательных траекторий. С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. ![]() Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской. ![]() Благодаря этим упражнениям у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координац ии, развиваются зрительно-моторная реакция, различительно-цветовые функции. Кроме того, учитывается материал психологического воздействия цвета на ребенка. ^ Предлагаю некоторые рекомендации по использованию цветов на уроках: а) русского языка – желтый цвет (стимулирует зрение); б) математики – синий цвет (активизирует умственную деятельность, успокаивает); в) литературного чтения (и на других предметах) – зеленый цвет (снимает переутомление). ^ Можно на кончик указки прикрепить искусственную бабочку (или кузнечика) и отправиться вместе с ней в путешествие. По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Упражнения выполняются стоя. Филин. Учащимся предлагается закрыть глаза и держать их закрытыми 3–4 секунды. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5–6 секунд. ![]() ![]() Кабинет Фито-ароматерапии Сегодня в школе обучается 509 учеников, 137 ученика нашей школы состоят на диспансерном учете. Из них с нарушениями ЦНС 48, органов дыхания 23. Основную патологию обучающихся в нашей школе можно выделить в четыре группы: заболевания опорно-двигательной системы (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие), снижение остроты зрения и заболевания органов дыхания, верхних дыхательных путей, цнс. По показаниям ежегодного медосмотра школьников мы обнаружили, что некоторые улучшения по показателям все-таки есть. Так, если понижение зрения в 2006 г. было 20,7%, то в 2008 г. - 12,7%; если заболевания органов пищеварения занимали 3,0%, то в 2008г. – 1,8%; кариес в 2006г наблюдался у 293 уч-ся, а в 2008г. у 175 уч-ся; заболевания органов дыхания в 2006г. было 14,6%, в 2008г. 14,2%. Это результат планомерной работы медицинского и стоматологического кабинетов школы. Тем не менее, еще нужно усилить работу по уменьшению заболеваний центральной нервной системы, около 91 процента учеников школы в течение учебного года переносят простудные заболевания, которые возникают в холодное время года, чаще в осенне-весенний период. Идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях школы. В этой ситуации чрезвычайно важна разработка простых и эффективных методов оздоровления детей непосредственно в школе. ![]() Учитывая рост заболеваемости ОРВИ, наряду с медицинским и стоматологическим кабинетами мы решили открыть кабинет фитоароматерапии. ^ фитоароматерапии эффективны как метод эффективного оздоровления детей без отрыва от учебно-воспитательного процесса в школе, для здоровых учащихся и учащихся с хроническими соматическими заболеваниями. Фитотерапия – это метод лечения и оздоровления с использованием лекарственных растений и препаратов из них. Фитотерапия является действенным средством в нормализации обмена веществ, повышения иммунобиологических возможностей организма ребенка, улучшения функций нервной, сердечно-сосудистой систем, органов пищеварения, кроветворения, дыхания, восполнении недостающих микронутриентов. Например: Система оздоровления в школе включает: Прием поливитаминных напитков в течение 2-4 недель осенью и весной, из расчета 5 - 15мл на ученика на 100-150 мл кипяченой воды. ![]() Прием общеукрепляющих или противовирусных чаев из лекраственных растений—по 50-70 мл однократно, обязательно осенью. Назначается врачом-педиатром, учитывается индивидуальная непереносимость. В этом году для повышения иммунитета прием фиточая иммунотоник, плодов шиповника, стевии назначался детям, получающим химиопрофилактическое лечение по ТВС. Также предлагались учителям для оздоровления успокаивающие, витаминные чаи. ![]() Ароматерапия является одной из наипопулярнейших и быстро развивающихся отраслей традиционной медицины, она использует силы природы, скрытые в натуральных эфирных маслах. Ароматерапия позволяет добиться равновесия, т.е. сбалансированности всех систем организма, позволяет ослабить и устранить конкретные симптомы тех или иных заболеваний, а так же их профилактику. Благотворно действуют на психоэмоциональнцю сферу, прием самопознания. не вызывают разбалансировку физиологических процессов, не имеют негативного побочного влияния, не вызывают привыкания. Мягкость и физиологичность воздействия ароматических эфирных масел позволяет их активное применение в школьной практике. ![]() Мы используем в ароматерапии метод выпаривания с применением эфирных масел. Процедуры проводятся групповым методом, для чего комната оборудована удобными креслами и магнитофоном. Во время процедуры в кабинете, помимо насыщения воздуха эфирными маслами с помощью аромалампы, идет прослушивание аудиокассет с шумом моря, пением птиц, спокойной музыки. Хороший лечебно-профилактический эффект дают эфирные масла лаванды, лимона, сосны, пихты, эвкалипта, кедра. ^ , гриппе, насморке используем смеси масел эвкалипта, лаванды. При головных болях различного происхождения смеси из лавандового, эвкалиптового масел. При стрессовых состояниях, вызванных нервным напряжением и волнением – сочетание масел лаванды, лимона. А при умственном переутомлении положительный эффект дает смесь масла лимона, апельсина. ^ метода ароматерапии позволяет рекомендовать его применение в детской практике в качестве первичной и вторичной профилактики простудных заболеваний у детей. Рекомендуемые масла: лаванда, полынь лимонная, мята, мелисса, шалфей, эвкалипт, чайное дерево. Методика применения масел основана на искусственной компенсации недостатка фитонцидов в воздухе. Важным преимуществом ароматерапии является возможность массового применения. В этом случае используются невысокие концентрации эфирных масел. При длительном пребывании учеников в плохо проветриваемом помещении повышается насыщенность воздуха микроорганизмами. Проблему очистки школьных помещений можно решать с помощью насыщения воздуха эфирными маслами. Например, эфирное масло лаванды при получасовой экспозиции уменьшает в течение двух часов количество микроорганизмов в воздухе в 2-3 раза. Эффект сохраняется в течение суток. В этом учебном году мы начали применять эфирные масла методом выпаривания в 10-11 классах прямо во время уроков. Используемые масла: лимон, сладкий апельсин, пихта. ^ способствуют улучшению самочувствия, настроения и работоспособности детей. Необходимо сказать, что во время ароматерапии обязательно ведется наблюдение за переносимостью процедур, контролируется PS, AD, субъективные ощущения, обращается внимание на аллергические реакции. Мы выбрали методы фитотерапии и ароматерапии:
Ожидаемые результаты:
3. Повышение иммунитета к респираторным вирусным заболеваниям. ![]() ^ «В здоровом теле – здоровый дух». Актуальность: Здоровье – это состояние физиологического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянное и неизменное. Оно нуждается в постоянной заботе на протяжении всей жизни человека. Умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, расширить свои возможности, увеличить длительность полноценной жизнедеятельности, т.е. обеспечить свое благополучие. ^ 1. Привитие навыков личной и общественной гигиены, а также знания о влиянии экологических факторов на состояние здоровья.
Механизмы реализации проекта: План работы по пропаганде здорового образа жизни. ![]()
![]() Продолжение таблицы
^ «Красота телесная бывает всегда душевной». Сократ Здоровье – это гармоничное психическое и физическое развитие, это высокая физическая работоспособность, способность адаптироваться к любым условиям внешней среды. В основе оздоровления человека лежит психосоматическая гармонизация (гармония души и тела), оптимизация условий жизнедеятельности, укрепление механизмов здоровья. Актуальность Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет репродуктивное здоровье как способность женщин и мужчин р5еализовать стремление иметь потомство. Женщина всегда стремится к красоте и совершенству. Красота 0- это искусство, ему нужно учиться. Красота – это не только внешние данные, но и состояние души, образ мышления и отношение к жизни. Красота - это, прежде всего, здоровье. Все это признано одной из наиболее острых медико-социальных проблем и фактором национальной безопасности. ![]() ^ Поскольку нарушение полового и репродуктивного здоровья формируется в пубертатном возрасте на этапе школьного обучения, то охрана репродуктивного здоровья подростков становится одной из профилактических задач современной школе. Дети и подростки остро нуждаются в знаниях о своем организме и происходящих в них изменениях в связи с половым созреванием. Школьный курс анатомии и физиологии человека дополнен сведением о половом развитии и гигиене пола, но, к сожалению, такая информация предоставлена в этих курсах не полно и непоследовательно, а нравственное воспитание подменяется примитивным «чтением морали». В последние годы число расстройств менструаций у девочек 14 лет возросло в 19 раз, у 15-17 летних в 14,8 раз. Обращает на себя внимание существенное увеличение доли воспалительных заболеваний репродуктивной системы. Эти заболевания имеют наиболее неблагоприятные последствия, если они перенесены в подростковом периоде. Среди молодежи все чаще встречаются инфекции, передающиеся половым путем (ИППП). Медико-социальные исследования говорят о недостаточной физиологической и гигиенической грамотности молодежи в области репродуктивного здоровья. Подростки не могут сами обращаться в гинекологические службы в силу возрастных психологических особенностей (например, стыдливости) и в силу недостаточности грамотности, потому что не могут объективно оценить те изменения, которые происходят в их организме в период полового созревания. Поэтому нужно активизировать профилактическую работу школы по формированию, сохранению и укреплению репродуктивного здоровья учащихся, воздействуя на их стиль жизни методами гигиенического воспитания. Осуществлять гигиеническое воспитание можно по следующим приоритетным направлениям:
Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и недугов во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы и ее функций и процессов. ![]() ^
^
Проект программы «Образовательно-оздоровительная профилактика девушек – будущих матерей «Юная леди» базируется на следующих методологических принципах: - учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности», «Биология» используется для обучения репродуктивному здоровью в сочетании с межпредметным обучением в соответствии с разделом ЗОЖ. Педагоги – предметники используют информационное поле своей учебной дисциплины для «встраивания» в него вопросов репродуктивного здоровья, раскрытие и освещение которых достигается на материале данного предмета; - к формированию идеологии здоровья привлекаются все члены школьного сообщества: педагоги, медицинские работники, родители; - медицинский персонал школы участвует во всех направлениях учебно-воспитательной профилактической и оздоровительной деятельности; - на базе медицинского кабинета школы создать учебно-методологический комплекс, обеспеченный образовательными программами и технологиями для всех участников школьного сообщества; - постоянно проводить мониторинг здоровья, психологическое сопровождение учащихся; - проводить социологические опросы школьников, педагогов, родителей для выявления потребностей в информации и наиболее приемлемых технологиях обучений. ![]() ^ - представляет собой специальный комплекс упражнений только для девочек, дополнительно введенных в урок физической культуры, развивающие выносливость, силу, гибкость, пластику, координацию, направленную на укрепление органов и систем органов на полное его совершенствование. Комплексы упражнений помогут девушке избавиться от лишних жировых отложений, скорректировать фигуру, сделать его гармонично сложенной, а самое главное здоровой. Владение собственным теплом становится в ходе программы не применной потребностью каэждой1 девушки - обу4чение использованию фитотерапии для оздоровления организма, ознакомить со сборами трав, их действиями. - психологическая профилактика проводится психологом школы чрез тренинговые занятия, индивидуальное консультирование, сеансы релаксации, в том числе с использованием позитивных настроев. Так же можно использовать арт-терапию (танцы, пение, рисование и аромо-терапию). Ожидаемые результаты: - значение физической культуры и закаливание для сохранения репродуктивного здоровья. - приобретение дополнительной информации о половом развитии, планирование семьи. - формирование навыков личной гигиены, специфической гигиены. Предупреждение инфекционных заболеваний. - формирование, сохранение и укрепление репродуктивного здоровья девушек. - снижение показателей заболеваемости, путем повышения иммунитета, с использованием фитотерапии и ароматерапии, что выражается в возрастании сопротивляемости инфекционным процессам, отсутствие ОРВИ. - положительные результаты в нервно-психической и эмоциональной сфере проявляющееся улучшением настроения, эмоционально фона и общего состояния. ^ Постановка проблемы. Стоматологическое просвещение и гигиеническое воспитание населения являются основными составляющими профилактики кариеса зубов и заболеваний десен. Санитарно-просветительная работа по вопросам профилактики стоматологических заболеваний называется стоматологическим просвещением. Помимо врачей-стоматологов, в этой работе должны участвовать и другие специалисты, в частности психологи и педагоги. Главная задача стоматологического просвещения – разъяснение населению значения состояния зубов и полости рта для организма, роли личной гигиены и питания в профилактике стоматологических заболеваний. Сочетание стоматологического просвещения с обучением гигиене полости рта называют гигиеническим воспитанием. ![]() ![]() Максимальный эффект от гигиенического воспитания достигается, если оно начато в раннем детском возрасте, когда ребенок слушает и воспринимает советы взрослых, пытается копировать их поведение. ![]() Для поддержания стоматологического здоровья и контроля стоматологических заболеваний необходимы:
Ведущим компонентом профилактики стоматологических заболеваний является гигиена полости рта. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют физиологическому созреванию эмали зубов. Биологически активные компоненты, входящие в состав средств гигиены, обогащают ткани зуба и пародонта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, витаминами, повышая их устойчивость к вредным воздействиям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой способствует активации обменных процессов, улучшению кровообращения в тканях пародонта. ![]() Добиться реальных положительных результатов от профилактических мероприятий можно только в случае последовательной санитарно-просветительной работы в школе, детских садах, подкрепляя каждый из этих шагов и дома. Совместные усилия родителей, учителей, врачей должны создать условия для развития у ребенка позитивного отношения к здоровому образу жизни и возникновения у него желания следовать принципам здорового образа жизни. Здоровье полости рта – неотъемлемая часть здоровья человека. ![]() По результатам работы нашего школьного стоматологического кабинета в период с 1996 по 2006 гг. наблюдается положительная динамика состояния здоровья зубов у школьников. ^
![]()
^ Количество детей, которым проведена профилактическая работа в период с 2004г. по 2006г.
Но, хотя ведется постоянная лечебная и профилактическая работа по вопросам профилактики стоматологических заболеваний, для того, чтобы добиться еще лучших результатов, этого недостаточно. По результатам опросов пятиклассников в нашей школе выявлен очень низкий уровень знаний по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Чаще всего знания детьми были получены в семье. Оценка мануальных навыков школьников по уходу за полостью рта показала, что подавляющее большинство детей не умеют правильно чистить зубы. Вместе с тем, мировая стоматологическая практика доказывает, что в настоящее время сохранить зубы и улучшить сложившуюся ситуацию возможно лишь через внедрение в повседневную практику профилактических общеобразовательных программ. Поэтому мы решили начать работу и по этому направлению. ![]() Период детства – это период учебы, получения основных базовых знаний по основным аспектам жизни человека. Приобщение ребенка к гигиеническим навыкам как общегигиеническим является залогом его здоровья. Чтобы ребенок мог полноценно проводить гигиенические процедуры, его необходимо научить и приучить к конкретным навыкам, методам их проведения и выработать у него позитивное отношение к гигиенической процедуре, сформировав на уровне подсознания осознанную необходимость регулярного и тщательного проведения гигиенической процедуры, как основного средства профилактики болезней. В целях гигиенического воспитания школьников решили открыть кабинет гигиены. ^ Обучение детей навыкам здорового образа жизни без вредных привычек, ухода за полостью рта и применения средств гигиены, а также сознательного отношения к сохранению собственного здоровья. ^ Формирование у детей представлений о строении зубов и челюстной системы человека, роли и значении зубов, правилах и средствах ухода за полостью рта, принципах рационального питания и современных методах профилактики кариеса зубов и заболеваний десен. Практические занятия по обучению навыкам чистки зубов. Внедрение общеобразовательных программ по гигиене полости рта. ![]() ^ Стоматолог школы, медсестра, классные руководители, психолог. ![]() ^ Привить ребенку индивидуальные гигиенические навыки по уходу за полостью рта и воспитать у него позитивно-осознанное отношение к личной гигиене можно только совместными усилиями родителей, воспитателей, учителей, врачей. Воспитание детей навыкам личной гигиены полости рта строится в зависимости от их возрастной принадлежности. Каждый учащийся должен усвоить простейшее строение зуба и почему болят зубы, как они разрушаются. Навыки по чистке зубов должны быть уже хорошо развиты. Уметь пользоваться электрической зубной щеткой. Ребенок должен уметь флоссить и полоскать рот жидкими средствами гигиены. Ребенок должен усвоить: - ![]() - роль и значимость здоровых зубов для организма; - как контролировать качество ухода за собственными зубами. В нашей стране и за рубежом широкое распространение получили образовательные школьные программы стоматологической профилактики. Они рассчитаны в первую очередь на учащихся начальных классов и предполагают активное участие педагогов и родителей в их реализации. Проведение образовательной программы по стоматологическому просвещению лучше всего начинать с детьми 6-7 летнего возраста (1-й класс), так как это позволит улучшить уровень гигиены полости рта в период прорезывания и формирования постоянных зубов, когда риск возникновения и развития кариеса особенно велик. К нам в школу дети приходят в 10-11 лет и они безграмотны в области гигиены полости рта. Поэтому мы решили внедрить в практику школьную программу стоматологической профилактики. Убедить детей изменить свои привычки или приобрести новые – очень трудный и долгий процесс. Этот процесс идет медленными, повторяющимися шагами и на первых стадиях обратим. Для выработки полезной привычки нужно преодолеть следующие ступени: Знание – понимание – убеждение – навык – привычка. Контроль за проведением школьной программы и обучение педагогов должны осуществлять врачи – стоматологи и гигиенисты. Педагоги в свою очередь должны привлекать к освоению программы родителей школьников. С ними следует провести беседу по основным темам программы и определить их практический вклад в ее осуществление. Именно родители ответственны за качество ежедневной чистки зубов, за соблюдение принципов рационального питания и здорового образа жизни детей. ![]() Механизм реализации:
Примерные планы уроков для учащихся 5 классов. Темы:
Темы:
Темы:
![]() Темы:
Обеспечение уроков:
Темы:
Темы:
Темы:
Темы:
![]() Темы:
Тема:
Обеспечение урока:
План занятия Перед проведением практического занятия необходимо обучить детей чистке зубов на моделях:
![]()
Рекомендуется каждые 2-3 месяца проводить практические занятия для выработки устойчивых навыков по уходу за полостью рта. Чтобы проконтролировать ежедневную чистку зубов детей дома, перед началом выполнения программы следует провести занятия с родителями. ^ Планомерное гигиеническое воспитание детей и их родителей силами персонала школы и стоматологического кабинета школы сформирует у детей сознательное отношение к гигиеническим порядкам и создаст в каждой семье предпосылки для здорового образа жизни. Школьная образовательная программа по стоматологическому обучению способна помочь детям сохранить здоровые зубы, что является условием здоровья человека в целом. ![]()
![]()
![]() ![]()
![]() ![]()
![]() ![]()
![]() ![]() ![]()
![]()
![]() ![]() ![]()
![]() ![]() |