|
Скачать 370.54 Kb.
|
Министерство образования и науки РТ Отдел образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Информационно-методический центр ![]() Программы элективных курсов профильного образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 города Азнакаево РТ Азнакаево, 2008 Министерство образования и науки РТ Отдел образования исполкома Азнакаевского муниципального района Информационно-методический центр Рецензенты: Д.Р. Гилязов, начальник отдела образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района, Л.М. Ахмадищина, директор ИМЦ в Азнакаевском муниципальном районе Составители:
В сборнике представлены программы элективных курсов профильного образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 города Азнакаево РТ. Сборник адресован педагогам химии, биологии, физики . Рекомендован на семинаре учителей химии, биологии, физики. А ![]() ^ «Физика и литература» Игнатова Л. А., учитель физики высшей категории МОУ СОШ № 4 г. Азнакаево РТ «Если бы преподавание наук в школе носило более гуманитарный характер, школьное образование могло бы стать основой любой деятельности» ^ Курс «физика и литература» позволяет развить принцип гуманитаризации содержание общего образования. Создает условие для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры, усилить мировоззренческую подготовку школьников, сформировать наиболее приоритетные компоненты гуманитарной культуры личности. Современная ситуация развитие общества требует интеграции гуманитарного и естественно – научного знаний. Данный курс влияет на развитие творческой личности, т.к. умение без знаний невозможны, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливаются то или иное отношение, предусматривает поведенческие навыки и умение. Цели курса
В результате изучения курса должны приобрести следующие навыки и умения:
Методы, применяемые при изучении курса
При изучении курса учащиеся познакомятся или проанализируют произведения Лукреция Кара, Жюля Верна, А. Азимова, А. Беляева, А. А. Толстого, И. Ефремова, А. Грина, К. Булычева. проанализируют произведения Пушкина, Некрасова, Корчагина и др. познакомятся с произведениями научно – фантастической литературы, написанные учеными физиками и т.д. Примерные творческие работы
(по произведениям Жюль Верна).
Итоговый контроль
Литература:
Урок 8. Поэзия и точный расчет I.Тип урока: Урок – практикум по решению задач. Форма: Фронтальная, групповая, индивидуальная. Цели урока: 1. Опираясь на изучение произведения, связанные с физическими явлениями, составит задачи или решить предложение. Развитие мышления: способности оценивать вероятность описанных явлений, умений воображения, эмоций, навыков в решении задач. 3. Воспитание интереса к знаниям, осознания необходимости межпредметных знаний, расширении культурного кругозора. Оборудование и оформление: Пластинка с записью песни «Эй, ухнем». Картина Репина «Бурлаки на Волге» Иллюстрация к произведению Некрасова «Дед Мазай и зайцы» На доске эпиграф: «В каждой области человеческого знания заключается бездна поэзии» К.Паустовский.
Учитель сообщает цели урока и задачи учащихся на уроке. Затем приводит слова Л.Н.Толстого «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце». 1-ый этап урока: Расчетные задачи на сюжет художественных произведений. Задача № 1. Звучит песня «Эй, ухнем» Рассматривают картину Репина «Бурлаки на Волге». Учитель читает текст Н. Некрасова «На Волге». Текст задачи: Судно движется равномерно. Определить силу сопротивления судну, если каждый человек развивает силу, равную 300 Н. Какие законы здесь проявляются? Задача № 2. Рассматриваем иллюстрацию, читаю «Дед Мазай и зайцы» («Дидактический материал» Тихомировой стр. 27) Найти минимальный объем бревна, если масса каждого зайца = 8 кг, плотность дерева 700 кг Задача № 3. Читаю отрывок из сказки Андерсена «Снежная королева». Пусть масса слезинки Герды 2г, масса кусочка льда в сердце Кая 5г. температура в чертогах королевы равна – 40 С. Какую приблизительную температуру должна иметь слезинка, чтобы растопить лед. Задача № 4. По роману А.Грина «Бегущая по волнам». С какой скоростью должна бежать по воде Фрезы Грант, чтобы не утонуть. Время оседлой жизни молекул воды 10С. Задача № 5. К роману А.Беляева «Над бездной». Профессор Вагнер с помощью изобретенного им механизма увеличил скорость вращения Земли. «Вращение Земли все увеличивалось. Вскоре «предметы и люди на экваторе совершенно лишились веса». Какой продолжительности должны быть сутки на Земле, чтобы тела на экваторе были невесомы? 2 этап. Проверка групповых домашних заданий. Составить задачи на сюжеты: 1 группа. По роману А. Беляева «Человек – амфибия». 2 группа. По роману Ж. Верна «Робур – завоеватель». 3 группа. На сказку «Колобок». 4 группа. На стихи Е. Ефемовского «О том, как Галилей провел поучительный опыт в присутствии студентов, профессоров и ротозеев» и предложить для решения. При затруднении показывают свои версии решения. 3 этап. Качественные задачи (фронтально) 1) Ж. Верн «Робур – завоеватель» Воздушный корабль несся вперед со скоростью ста км/ч, и висевшая на канате корзина отставала от него и тянулась позади». Почему корзина отставала? 2) Н.Морозов. «Силы сцепления вяжут пары мощь тяготенья держит миры. ^ Жизнь создает Света господство К знанью ведет. О каких силах говорится в этих поэтических строчках? 3) И. Северянин «Идиллия» Разведи костер у борозд Где ковровые поля. Пусть потрескивает хворост Согревается земля. Почему хворост потрескивает. 4) Найди ошибку в стихах «Капля». «Она жила и по стеклу текла но вот ее морозом оковало и неподвижной льдиной капля стала а в мире чуть убавилось тепла». 5) О каком приборе писал И. Бунин, на каком явлении основано его действие. «Но откуда б, в ветре и тумане, не швыряло пеной через борт верю – он опять поймает NORD крепко сплю, метаясь на диване. Не собьет с пути меня никто. Некий NORD моей душой правит Он меня в скитаньях не оставит, Он мне скажет, если что не то! 6) Ж.Верн. «Путешествие капитана Гаттераса» «Доктор велел отрубить кусок льда, имеющий фут в диаметре и начал обравнивать его топором, ножом, отшлифовал. Получилась прозрачная чечевица. На улице –48 мороза, но Солнце довольно яркое. Доктор подставил чечевицу его лучам и сосредоточил их на труте. Через несколько секунд трут загорелся». Кто объяснит явление? Итог урока. Вставляются оценки. Делается заключение. Мы решаем задачи на сюжеты художественных произведений, в заключение хочу привести слова Софокла. «В мире много сил великих, Но сильнее человека ^ В чем сила человека? Домашнее задание:
Изготовить ледяную линзу и измерить ее фокусное расстояние.
^ Все указанные произведения и «Дидактический материал по физике 7-11кл» под редакцией С. А. Тихомирова. Тематический план
^ Сафиуллина Т.В., учитель биологии первой категории МОУ СОШ № 4 г. Азнакаево Пояснительная записка Программа предназначена для учащихся 10-х классов, которые проявляют интерес к биологии, избрали для себя будущие профессии, связанные с этой наукой и служит подготовкой к ЕГЭ по биологии. Данная программа охватывает основные разделы клеточной теории, расширяет знания учащихся о единстве происхождения и строения живых организмов, их разнообразии. Особое внимание уделяется развитию у учащихся понимания того, как функционирует живая клетка, которая является единицей жизни. В настоящее время в 10-х классах общеобразовательных школ биологии отведён один урок в неделю. Естественно, за такое короткое время невозможно понять и изучить сложнейшие вопросы, связанные с биохимией и строением клеток. Данная программа поможет решить эту проблему и расширить знания учащихся. Программа предполагает тесную связь с уроками информатики, на которых ученики учатся пользоваться компьютером, и сами готовят индивидуальные презентации по выбранной теме. Кроме этого, данная программа предусматривает знакомство с научной литературой, с последними достижениями в изучаемой области. Основные требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
^ Количество часов – 18 -30 часов. Введение (1час) Цитология – наука о строении и функционировании клеток живых организмов. История представлений о происхождении и строении организмов. Древнейшие взгляды о происхождении, строении и развитии организмов (Египет, Римская империя, страны Азии и Востока, Древняя Русь). Религия, её взгляды на жизнь. Задачи курса. Демонстрация. Портреты учёных, рисунки. Индивидуальные работы « Египет – страна фараонов и животных» « Римская империя – взгляд в прошлое» « Поклонение идолам». Клеточная теория (1-3часа) Исторические и научные предпосылки развития клеточной теории строения живых организмов. Изобретение микроскопа – важнейший этап в изучении клеточного строения организмов. Этапы становления теории. Учёные, внесшие вклад в развитие клеточной теории строения организмов. Современная клеточная теория. Успехи современной цитологии. Демонстрация. Портреты учёных. Практическая работа №1. Изучение строения и практика работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. Работа со штативной лупой. ^ « История развития науки в 17-18 веках». « Изобретение микроскопа». « 20 век – переворот в изучении клетки». Формы и сущность жизни (2- 5 часа) Определение сущности жизни. Формы существования живых организмов. Современная классификация живых организмов (надцарства, царства). Уровни организации живых существ. Основа существования жизни, признаки и свойства жизни. Метаболизм – основа существования живых существ. Демонстрация. Рисунки, схема классификации живых организмов и уровней жизни. Практические работы. №2.Строение клеток растений. №3. Строение клеток животных и грибов (по готовым микропрепаратам). №4. Метаболизм в клетках растений. Индивидуальные работы. « Сущность жизни. История», «Клеточная теория в лицах», « Электронное микроскопирование – шаг в будущее». Строение и жизнедеятельность клетки (11-14часов) Эукариотическая клетка. Органоиды как составная часть клеток и основа её существования. Наследственность и изменчивость организмов. Ядро – основа передачи наследственных качеств, хромосомы и их роль в передаче наследственных качеств и появления изменчивости. Другие виды изменчивости, их зависимость от условий среды. Многообразие эукариот (растения, грибы, животные). Прокариотическая клетка. Сравнение про- и эукариот. Роль прокариот в природе. Микробиология и её роль в народном хозяйстве. Демонстрация. Таблицы и рисунки по строению клеток различных царств. Схемы проявления наследственной и модификационной изменчивости. Рисунки представителей различных царств живых организмов. ^ �. №5. Изучение явлений наследственности и изменчивости. №6. Выращивание микроорганизмов на чашках Петри. Индивидуальные работы: «Клетка – живое или неживое? « Наследственность и её примеры». « Примеры модификаций». « Роль микробиологии в народном хозяйстве». « Космическая роль растений» « Экологическая цепь: нужны ли животные?». « Роль митохондрий в жизни клетки и организма». « Рибосомы и белок». Неклеточные формы жизни (2-4часа) Вирусы, история открытия. Строение и жизнедеятельность вирусов. Многообразие вирусов, патогенные и непатогенные вирусы. Заболевания человека, вызываемые вирусами. Демонстрация. Рисунки вирусов и бактериофага. Индивидуальные работы. « Человек и вирус: кто кого?». « СПИД – эпидемия 20 века. Происхождение вируса». Эволюция клетки (1-2 часа) Теория происхождения жизни и клеточная теория. Влияние движущих сил эволюции на развитие клеток. Роль клеточной теории в развитие представлений о возникновении жизни. ^ � « Ч.Дарвин и его теория. Неодарвинизм». « Что дальше? Загадки жизни». Топография и картография (элективный курс в рамках профильного обучения) Халиуллина А. А., учитель географии высшей категории МОУСОШ № 4 г. Азнакаево РТ Пояснительная записка Программа элективного курса «Топография и картография» рассчитана на 16 часов. Содержание элективного курса позволяет расширить знания учащихся о методах составления и использования карт. Курс представляется необходимым, так как методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, экономики, истории, и т.д. Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими, текстовыми, профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др. Формы учебной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые Адресат 10 класс ^ «Топография и картография»
Литература
Химия в твоей профессии (элективный курс в рамках профильного обучения) Зарипова Ф. Н. учитель химии первой категории МОУСОШ № 4 г. Азнакаево РТ Пояснительная записка Курс рассчитан на 8 часов для предпрофильного 9 класса. Цели курса: -формирование гражданского мировоззрения -воспитание сознание того, что теоретические знания необходимы человеку не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Задачи курса: -подготовить учащихся к сознательному выбору будущей профессии Формы учебной деятельности учащихся: - индивидуальные, диалог, монолог, сообщения, групповые, анкетирование, тестирование Форма отчетности учащихся: выполнение и защита рефератов ^ Цель: показать как тесно связана химия с нашей повседневной жизнью, как можно облегчите решение многих бытовых проблем имея даже минимальный запас знаний по химии. Оборудование: зубные пасты, CMC, мыло, лосьоны, дезодоранты, продуктовые этикетки. ^ виртуальное путешествие. Содержание урока. Начинается путешествие с того, что проводник (учитель) приглашает желающих в суперкомфортабельный и суперскоростной экспресс, отправляющийся в страну «Химия». В экспрессе четыре купе, пассажиры которых, чтобы не скучать в дороге, будут участвовать в развлекательно-познавательной викторине. Задача каждого купе - набрать как можно больше жетонов, правильно выполняя задания и отвечая на вопросы проводника. Итак, в путь. Наш виртуальный скоростной экспресс мчит нас по стране «Химия». Оглянитесь вокруг. На что бы ни упал наш взгляд - всюду разнообразные вещества и волшебные превращения этих веществ. ^ Вы проснулись утром и идете чистить зубы. Зачем? Безусловно, чтобы не заболели кариесом. Кариес - это самое распространенное заболевание зубов. По статистике, только 3 % людей генетически не склонны к этому заболеванию, в основном это люди негроидной расы. Она развивается под влиянием микроорганизмов, которые вырабатывают молочную кислоту из остатков пищи, особенно углеводной. Любой дефект эмали зуба (ее состав близок к минералу гидроксидапатиту Са5ОН(РО4)з) приводит к проникновению микроорганизмов во внутренние ткани зуба, что вызывает их воспаление (дентит, пульпит). Образование молочной кислоты резко снижает рН слюны от 7,0-7,5 (нейтральная) до 4,5-5 (кислотная). При такой кислотности разрушение эмали ускоряется. Поэтому всегда после еды необходимо чистить зубы и язык, а также полоскать ротовую полость. Основное средство ухода за зубами - зубная паста. А из чего же она состоит? Зубная паста -это многокомпонентная система, которая имеет следующий состав: абразивные вещества (чаще всего для этих целей используется карбонат, гидрофосфат и фосфат кальция, диоксиды кремния и титана, оксид алюминия) осуществляют механическую очистку зубов от налета и полировку; связующие компоненты (как правило, вещества, выделяемые из морских водорослей или производные целлюлозы - натрий-карбоксиметилцеллюлоза) используются для превращения смеси абразивных порошков в стойкую пасту; загустители (глицерин, сорбит, полиэтиленгликогель) используются для получения пластично выдавливающейся из тюбика массы, также они способствуют сохранения в пасте влаги, улучшают вкусовые качества; пенообразователи (ПАВ, например лаурилсульфат натрия) способствует очищению; антисептики (формальдегид, хлорированные фенолы, бензойная кислота) устраняют микробы; соединения фтора (фторид натрия, фторид олова(П), монофосфат натрия) укрепляют ткани зубов ионы фтора переводят CasOH(PO4)3 в CaF2, а он, в свою очередь, адсорбируется на эмали, предохраняя ее от воздействия кислот, также фторидные соединения подавляют жизнедеятельность бактерий; вкусовые добавки (сахарин и его производные) и отдушка (ментол, мятные масла, гвоздичное масло, эвкалиптол) придают зубной пасте приятный вкус и запах. ^
^ Мы широко используем в быту различные моющие средства для стирки, мытья посуды и др. Эти вещества обладают двойным действием: сначала они взаимодействуют с загрязняющим веществом, а затем переводят его в воду. Помните строки, написанные К.И. Чуковским: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»? Вот только одной воды для поддержания чистоты кожи маловато! Общепризнанным знатоком секретов женской привлекательности была египетская царица Клеопатра (69-30 гг.до н.э.), славившаяся необычайной красотой. До наших дней дошла ее книга «О лекарствах для лица», а на берегу Мертвого моря сохранились руины принадлежавшей ей парфюмерной фабрики. До изобретения мыла жир, и грязь с кожи удаляли золой и мелким речным песком. Египтяне умывались смешенной с водой пастой, изготовленной из пчелиного воска. В Древнем Риме при мытье пользовались истолченным мелом, пемзой, золой. Технология изготовления их животных жиров складывалась на протяжении многих веков. Поначалу жировую смесь расплавляли и омыляли (варили со щелочью). Так получали натуральное мыло. Оно было дорогим, так как производилось из натурального животного жира имело не всегда приятный запах. В настоящее время для получения мыла используют высшие карбоновые кислоты и глицерин. Моющее действие мыла связано с особенностями строения солей жирных кислот. Их молекулы состоят из двух частей: гидрофобной и гидрофильной. Гидрофобная (водоотталкивающая) часть молекулы проникает в гидрофобное загрязняющее вещество (жир), вследствие чего каждая частица грязи оказывается окруженной гидрофильными группами; гидрофильная часть молекулы взаимодействует с полярными молекулами воды, из-за этого молекулы моющего средства вместе с загрязняющим веществом отрываются от поверхности ткани и переходят в водную среду. Действие синтетических моющих средств (CMC) аналогично мылу. В рецептуре CMC компоненты подбираются таким образом, что именно при указанной дозировке достигается максимальная моющая способность композиции в целом. Но даже если вы правильно подобрали дозировку порошка, важно еще учесть правила стирки того или иного изделия. Эти правила всегда в виде символов указывают на ярлыке изделия. Проверим, как вы их знаете. (Необходимый материал для проведения конкурса можно найти в книге Г.И. Штремплера «Химия на досуге». - М.:Просвещение, 1993. - 22-23.) Вопросы для размышления
Почему во все лосьоны для очистки кожи лица помимо веществ, растворяющих кожное од по т? удаляющих слущивающиеся частички рогового слоя кожи, обязательно добавляют слабые кислоты? (Целостность структуры верхнего слоя кожи поддерживается водородными связями которые разрушаются при действии горячей воды и мыла, а слабокислые растворы восстанавливают водородные связи и прочность рогового слоя кожи.) • Во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы, когда был дефицит мыла, люди для мытья волос использовали процеженные настои древесной золы. Как можно объясните применение золы для этих целей? (Зола содержит карбонат калия, который гидролизуется с образованием щелочи, а также способен осаждать нерастворимые соли кальция и магния.) ^ Окружающий нас мир - настоящий океан запахов. Ориентироваться в нем нам помогает умение различать запахи (обоняние). Запахи влияют на наше настроение. Например, нежный аромат невольно настраивает нас на положительные эмоции. К тому же душистые вещества обладают целебными свойствами, о чем было известно еще с незапамятных времен. Существует даже наука о лечении запахами - ароматерапия. Запахи мирты, лимона, мяты оказывают тонизирующее действие, а роза, жасмин и лаванда успокаивают нервную систему. Несколько столетий назад благовония были в моде лишь по одной причине. Считалось, что частые омовения тела вредны для здоровья. Так, король Людовик XIV за 78 лет мылся всего 4 раза. При таком отношении к гигиене запах старались заглушить ароматическими веществами, которые в то время были очень дороги: для изготовления 1 кг розового масла требовалось переработать 3 т лепестков роз. Теперь же мы пользуемся дезодорантами - средствами, устраняющими неприятный запах пота, который выделяется потовыми железами и состоит на 98-99 % из воды и продуктов обмена веществ. Существует два видов дезодорантов: одни тормозят разложение выводимых с потом продуве г метаболизма (делая неактивными микроорганизмы) или предотвращая их окисление, другие частично подавляют выделение пота. Последние, как правило, содержат соли алюминия, цинка, хрома, железа, формальдегиды. Эти вещества взаимодействуют с компонентами пота, образуя соединения, которые закупоривают каналы потовых желез и тем самым уменьшают потовыделение. Аэрозольные дезодоранты содержат сжиженные газы (пропелленты), которые кипят при очень низких температурах, легко переходят в газовую фазу, а также не только выталкивают основу (дезодорант) из баллона, но и, расширяясь, распыляют ее на мелкие капельки. Долгое время эту роль выполняли фторхлоруглероды (фреоны), но в настоящее время принято международное соглашение по сокращению производства аэрозолей, содержащих фреоны, так как они разрушав озоновую оболочку Земли. А теперь конкурс. (С завязанными глазами учащиеся угадывают как можно больше предложенных ароматов.) ^ Котлеты, зразы, булочки, лечо, фаршированные перчики, картофель фри, чипсы, сладкие завтраки, йогурты, мороженое, кока-кола, фанта... А что же представляет собой пища? Ее состав, казалось бы, прост: белки, жиры, углеводы, вода, витамины. Но читали ли вы когда-нибудь этикетки на упаковках всех этих вкусностей? Сплошные букве «Е»! Что же это за чудо такое? Е100 - Е182 - красители. Е200 - Е299 - консерванты (соль, уксусная кислота, сахар не входят). ЕЗОО - Е399 - вещества, замедляющие процессы брожения, окисления в продуктах питания. Е400 - Е499 - стабилизаторы, обеспечивают длительную сохранность консистенции. Е500 - Е599 - эмульгаторы, позволяют равномерно распределять дисперсные частицы в среде, поддерживать такие эмульсии, как растительные масла, пиво, нектары, без образования осадка. Е600 - Е699 - ароматизаторы, усиливают или придают вкус. Е900 - Е999 - антифламинги, препятствуют слеживанию муки, сахарного песка, а также образованию пены в напитках. Но многие вещества, закодированные буквами «Е», могут быть опасны для здоровья человека.(Учащиеся получают списки с вредными веществами, закодированные буквами «Е», ч этикетки от упаковок различных продуктов. Определяют, какие вещества добавлены в данный продукт, и анализируют их с точки зрения вреда для организма человека.) стала неотъемлемой частью нашей жизни. Иногда она действительно помогает сориентироваться в многообразии товаров и услуг, а иногда обещает просто «чудеса». ^ Пояснительная записка. Курс рассчитан на 18 часов для предпрофильного 9 класса. Цели курса:
Задачи курса:
Формы учебной деятельности учащихся;
^ составление , решение и экспериментальное выполнение расчетной задачи или качественного задания: определение состава веществ или осуществление цепочки превращений. Содержание курса. Введение (1ч). Планирование, подготовка и проведение химического эксперимента. Техника безопасности при проведении лабораторных и практических работ. Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях химическими реактивами. ^ Значение растворов в химическом эксперименте. Понятие истинного раствора. Правила приготовления растворов. Технохимические весы и правила взвешивания твёрдых веществ. Массовая доля растворённого вещества в растворе. Расчёт и приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества. Определение объёмов растворов с помощью мерной посуды и плотности растворов неорганических веществ с помощью ареометра. Изменение концентрации растворённого вещества в растворе. Смешивание двух растворов одного вещества с целью получения раствора новой концентрации. Расчёты концентрации раствора, полученного при смешивании, правило «креста». Демонстрации. Химическая посуда для приготовления растворов (стаканы, конические и плоскодонные колбы, мерные цилиндры, мерные колбы, стеклянные палочки, стеклянные воронки и т. д.). Приготовление раствора хлорида натрия и раствора серной кислоты. Технохимические весы, разновесы. Определение объёма растворов кислот и щелочей с помощью мерного цилиндра. Ареометр. Определение плотности растворов с помощью ареометра. ^ Взвешивание на технохимических весах хлорида натрия. Приготовление раствора хлорида натрия с заданной массовой долей соли в растворе. Определение объёма раствора хлорида натрия с помощью мерного цилиндра и определение его плотности с помощью ареометра. ^ Практическое определение массы одного из реагирующих веществ с помощью взвешивания или по объёму, плотности и массовой доле растворённого вещества в растворе. Проведение химической реакции и расчёт по уравнению этой реакции. Взвешивание продукта реакции и объяснение отличия полученного практического результата от расчётного. Практические работы. Определение массы оксида магния, полученного при сжигании известной массы магния. Определение массы хлорида натрия, полученного при взаимодействии раствора, содержащего известную массу гидроксида натрия, с избытком соляной кислоты. ^ Практическое определение массы одного из реагирующих веществ с помощью взвешивания, проведение химической реакции и расчёт по химическому уравнению этой реакции, определение массы или объёма продукта реакции и его выхода в процентах от теоретически возможного. ^ Растворение цинка в соляной кислоте и определение объёма водорода. Прокаливание перманганата калия и определение объёма кислорода. ^ Проведение реакций для веществ, содержащих примеси, наблюдение результатов эксперимента. Расчёты с определением массовой доли примесей в веществе по результатам химической реакции. Демонстрационный эксперимент. Растворение в воде натрия, кальция и наблюдение результатов эксперимента с целью обнаружения примесей в этих металлах. Практическая работа. Растворение в растворе азотной кислоты порошка мела, загрязнённого речным песком. ^ Определение масс реагирующих веществ, проведение химической реакции между ними, исследование продуктов реакции и практическое определение вещества, находящегося в избытке. Решение задач на определение массы одного из продуктов реакции по известным массам реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке. ^ Горение серы и фосфора, определение вещества, находящегося в избытке в этих реакциях. Практические работы. Проведение реакции между растворами азотной кислоты и гидроксида натрия, содержащими известные массы реагирующих веществ, определение избытка реагента с помощью индикатора. ^ Проведение реакции смеси двух веществ с реактивом, взаимодействующим только с одним компонентом смеси. Проведение реакции смеси двух веществ с реактивом, взаимодействующим со всеми компонентами смеси. Обсуждение результатов эксперимента. Решение задач на определение состава смесей. ^ Взаимодействие смеси цинковой пыли и медных опилок с соляной кислотой. Взаимодействие смеси порошка магния и цинковой пыли с соляной кислотой. ^ Понятие качественной реакции. Определение веществ с помощью таблицы растворимости кислот, оснований и солей, характеристика видимых изменений процессов. Определение неорганических веществ, находящихся в разных склянках без этикеток, без использования дополнительных реактивов. Осуществление превращений неорганических веществ. ^ Идентификация растворов сульфата железа (II), сульфата меди (II), хлорида алюминия, нитрата серебра с помощью раствора гидроксида натрия. Идентификация растворов хлорида натрия, йодида калия, фосфата натрия, нитрата кальция с помощью раствора нитрата серебра и азотной кислоты. Осуществление цепочки превращений: натрий - гидроксид натрия -сульфат натрия - хлорид натрия - хлорид серебра. ^ Определение в пронумерованных склянках без этикеток растворов нитрата серебра, гидроксида натрия, хлорида магния, нитрата цинка без использования дополнительных реактивов. Осуществление цепочки превращений: магний - оксид магния - нитрат магния - гидроксид магния - сульфат магния. Литература.
3. Габриелян О. С, Воскобойникова Н. П., Яшукоеа А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. - М: Дрофа, 2002.
![]() ![]() ![]() ![]() |