Конспект урока Строение и работа сердца Цель урока: Изучить связь строения сердца с его функцией. Формирование навыков монологического ответа и развитие способности анализа и синтеза icon

Конспект урока Строение и работа сердца Цель урока: Изучить связь строения сердца с его функцией. Формирование навыков монологического ответа и развитие способности анализа и синтеза





Скачать 68.75 Kb.
Название Конспект урока Строение и работа сердца Цель урока: Изучить связь строения сердца с его функцией. Формирование навыков монологического ответа и развитие способности анализа и синтеза
Дата 04.04.2013
Размер 68.75 Kb.
Тип Урок


Конспект урока

Строение и работа сердца

Цель урока:

  • Изучить связь строения сердца с его функцией.

  • Формирование навыков монологического ответа и развитие способности анализа и синтеза.

  • Развивать объективное отношение учащихся к ответам своих одноклассников.

Задачи:

    • Повторить строение кровеносной системы

    • Значение кровообращения

    • Раскрыть связь строения сердца с его функцией

    • Ввести понятие об автоматизме сердечной деятельности

Оборудование: разборная модель сердца, таблица «кровеносная и лимфатическая система», презентация «Строение и работа сердца»




Ход урока


  1. Организация класса (отсутствующие, задачи урока)

  2. Контроль знаний учащихся


1-й слайд


  1. Работа у доски


а) Таблички-термины (дайте четкое определение каждому термину)


Лимфатические узлы-

Лимфатические капилляры-

Вены-

Виды кровеносных систем-

Артерии-

Оксигемоглобин-

Венечная артерия-


б) Подготовьте ответ на вопрос:

Значение кровообращения

Кровообращение – это непрерывный ток крови по сосудам

1) Транспорт ( кислорода к органам, углекислого газа к легким, пит.

веществ , продуктов распада и выделения)

2) Защита (тромбоз, фагоцитоз)

3) Терморегуляция (перераспределение тепла в организме)

4) Гуморальная (транспорт гормонов и других биологически

активных веществ)


  1. Устный монологический ответ ( с использованием таблицы)

Расскажите о строении системы кровообращения.

(Два ученика слушают ответ и дают анализ ответа)


  1. Тестовое задание (5-6минут)


1 вариант



  1. Где начинается малый круг кровообращения?

  2. В каком отделе сердца заканчивается большой круг кровообращения?

  3. Какая кровь движется по легочной вене?

  4. Где осуществляется газообмен в малом круге кровообращения?

  5. Какая кровь в левом предсердии и левом желудочке?

  6. Как влияют на просвет кровеносных сосудов ацетилхолин, молочная и угольная кислота?



2 вариант


  1. Где начинается большой круг кровообращения?

  2. В каком отделе сердца заканчивается малый круг кровообращения?

  3. Какая кровь движется по верхней полой вене?

  4. Где осуществляется газообмен в большом круге кровообращения?

  5. Какая кровь в правом предсердии и правом желудочке?

  6. Как влияют на просвет сосудов адреналин, норадреналин, вазопрессин, серотонин?


( Проверка результатов с помощью мультимедиа )


2-й слайд



  1. Итоги контроля знаний




  1. Новая тема


Актуализация и активизация знаний учащихся с помощью видео и наглядно-словесного методов


3-й слайд


Сердце

Эдуардас Межелайтис


( р. 1919г. народный поэт Литвы)


Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего ему есть дело.


4-й слайд (фильм)


Долгое время сердце было самым загадочным и непреступным органом человеческого тела.

Когда-то в медицине считалось, что врач, который пытается зашить сердечную мышцу, недостоин уважения. Еще в 19 веке крупные хирурги высказывались об операциях на сердце как о «пределе осквернения хирургии».

Очень долго сердце было «нехирургическим органом».

  • 1897-1941г. 315 операций на сердце

  • 1961г создание института сердечно-сосудистой хирургии имени Александра Николаевича Бакулева

  • 1967г хирург из Кейптауна проф. Кристиан Барнард-трансплантация сердца

  • Александр Александрович Вишневский (сын) (1906-1975)- техника местного обезболивания, искусственное кровообращение при операциях

  • академик Николай Михайлович Амосов (р.1913г.) один из основоположников хирургии сердца и легких

  • в настоящее время операции на сердце стали массовыми, были спасены и спасаются тысячи жизней


Может быть кто-то из вас продолжит плеяду этих замечательных хирургов, и на сегодняшнем уроке мы сделаем шаг навстречу вашей мечте. Узнаем о строении и работе сердца.


Оформление доски, записи в тетради, дневниках


Число, тема, домашнее задание: термины


1в. Строение сердца


5-й слайд + разборная модель сердца

Сердце расположено в грудной клетке между легкими, за грудиной, слегка смещено влево. Размеры сердца примерно равны сжатому кулаку человека, масса примерно около 300 г., основание вверху, верхушка внизу.

Перикард - околосердечная сумка, наружный слой состоит из

нерастяжимой белой фиброзной ткани, а внутренний-

из двух листков: висцерального и париетального

^ Перикардиальная жидкость -уменьшает трение между стенками

сердца и окружающими тканями

Миокард - околосердечная мышца

Эндокард - выстилает полость и образует клапаны

Двустворчатый клапан (митральный) – ( нем.) «клаппе»- «крышка»

^ Трехстворчатый клапан

Сухожильные нити

Полулунные клапаны (вспомните, где еще располагаются такие клапаны

и их функции)

Коронарные сосуды


Сердце состоит из 4 камер, двух верхних тонкостенных предсердий и двух нижних толстостенных желудочков, причем стенка левого желудочка в 2,5 раза толще, чем правого. Это связано с тем, что левый желудочек выбрасывает кровь в большой круг кровообращения, правый в малый круг.

При сокращении предсердий кровь выталкивается в желудочки, и при этом кольцевые мышцы, расположенные при впадении полых и легочных вен в предсердии, сокращаются и перекрывают устья вен.

Левое предсердие отделено от левого желудочка двустворчатым клапаном, а правое предсердие от правого желудочка – трехстворчатым клапаном.


К створкам клапанов со стороны желудочков прикреплены прочные сухожильные нити, а другим концом они прикрепляются

К конусовидным сосочковым мышцам - выростам внутренней стенки желудочков .Сухожильные нити и конусовидные мышцы препятствуют выворачиванию клапанов в сторону предсердий.

У основания легочной артерии и аорты находятся соединительнотканные карманы – полулунные клапаны ,

Препятствующие обратному току крови в сердце

Около 10% крови, выбрасываемой левым желудочком, попадает в коронарные сосуды, питающие сердечную мышцу – миокард.


2 в. Автоматия

6 - й слайд


^ Синусно – предсердный узел – ритмоводитель 1 – ого порядка

Предсердно – желудочковый узел – ритмоводитель 2 – ого порядка

Ножки Гиса

Волокна Пуркинье


Сердце лягушки продолжает биться, если его вынуть из организма. Сердце собаки вне организма может сокращаться в течении нескольких суток, если через него пропускать физиологический раствор.

Впервые восстановил деятельность сердца человека русский физиолог, профессор Александр Александрович Кулябко в 1903 году . Он оживил сердце, спустя 20 часов после смерти. Сердце забилось , когда через его коронарные сосуды пропустили питательный раствор близкий по составу крови.

Способность ритмически сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце, называется автоматией сердц

Импульсы, вызывающие ритмические сокращения сердца, возникают в особых участках правого предсердия – водителях ритма или пейсмекерах (миогенных ), называемых синусно –предсердным и предсердно - желудочковым узлами .

Эти узлы состоят из мышечных волокон особого строения, также как и проводящая система ( ножки Гиса и волокна Пуркинье).

Ритм работы изолированного сердца задается синусно-предсердным узлом, его называют ритмоводителем 1 – ого порядка.

Если прервать передачу импульсов от ритмоводителя 1 – ого порядка, то сердце остановиться, а затем возобновит работу в ритме, задаваемом предсердно-желудочковым узлом (ритмоводитель 2 – ого порядка).

3 в. Закрепление

Если нет вопросов по теме, тогда у меня созрели два вопроса

Для ответа я предлагаю вам подсказки

Пролапс – провисание

Инфаркт – омертвление тканей

  1. Что такое пролапс митрального клапана?

  2. Как вы думаете, что означает инфаркт миокарда?

Вы помогали мне при объяснении, отвечали на вопросы , потому что у многих из вас пытливое сердце . Сердце человека может быть самым разным: горячим, умным, каменным, разбитым…

Перед вами листочки с сердечками напишите несколько эпитетов, которые характеризуют ваше сердце или сердце вашего друга.

Листочки можете вклеить в тетрадь






Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Конспект урока Строение и работа сердца Цель урока: Изучить связь строения сердца с его функцией. Формирование навыков монологического ответа и развитие способности анализа и синтеза icon Тема: Строение скелета туловища и конечностей
Цель: Изучить строение отделов скелета туловища и конечностей. Выявить основные закономерности строения...
Конспект урока Строение и работа сердца Цель урока: Изучить связь строения сердца с его функцией. Формирование навыков монологического ответа и развитие способности анализа и синтеза icon Конспект урока биологии в 8 классе Трансплантация сердца

Конспект урока Строение и работа сердца Цель урока: Изучить связь строения сердца с его функцией. Формирование навыков монологического ответа и развитие способности анализа и синтеза icon Конспект урока план-конспекта урока система органов выделения. Строение, функции. Конечные продукты

Конспект урока Строение и работа сердца Цель урока: Изучить связь строения сердца с его функцией. Формирование навыков монологического ответа и развитие способности анализа и синтеза icon Урока по вич (спид) Цель урока
Цель урока: дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции и мерах профилактики...
Конспект урока Строение и работа сердца Цель урока: Изучить связь строения сердца с его функцией. Формирование навыков монологического ответа и развитие способности анализа и синтеза icon Урок по биологии 8 класс Цель урока: изучить особенности строения кожи в связи с выполненными функциями
Оборудование: пк, мультимедийный проектор, презентация ррт к уроку, информационные листы, листы бумаги,...
Конспект урока Строение и работа сердца Цель урока: Изучить связь строения сердца с его функцией. Формирование навыков монологического ответа и развитие способности анализа и синтеза icon Самостоятельная работа с книгой эксперимент Оснащение урока: компьютер, мультимедиапроектор, экран,

Конспект урока Строение и работа сердца Цель урока: Изучить связь строения сердца с его функцией. Формирование навыков монологического ответа и развитие способности анализа и синтеза icon Цели и задачи Значение одс строение одс скелет и его особенности строения и формирования Мышечная

Конспект урока Строение и работа сердца Цель урока: Изучить связь строения сердца с его функцией. Формирование навыков монологического ответа и развитие способности анализа и синтеза icon Конспект урока «Строение, функции и гигиена слухового анализатора» 1

Конспект урока Строение и работа сердца Цель урока: Изучить связь строения сердца с его функцией. Формирование навыков монологического ответа и развитие способности анализа и синтеза icon Конспект урока. Технологическая карта урока. Дата : 25. 09. 09. Место проведения : моу сош №2п. Спирово.

Конспект урока Строение и работа сердца Цель урока: Изучить связь строения сердца с его функцией. Формирование навыков монологического ответа и развитие способности анализа и синтеза icon Данный конспект рассчитан на два урока. Тема 1 урока: «Опорно-двигательная система. Кости скелета»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы