|
Скачать 61.72 Kb.
|
Автоматизированный программно-технологический комплекс Б.И. Канаева в управлении учебно-воспитательным процессом Программа Б.И. Канаева в системе внутришкольного управления имеет две стадии:
Скрининг-диагностика реализуется посредством стандартного набора экспресс-методик, дающих возможность при минимальных временных затратах ребёнка или эксперта оценить процесс развития с точки зрения школьного стандарта. Эти экспресс-методики заложены в программе и соответствуют следующим требованиям:
Как ведётся работа с «Программно-технологическим комплексом» в нашей школе? В данной программе рассматриваются три грани: познавательная, социальная и психофизическая. Так как программа трудоёмкая, на первых порах мы решили включить в работу не всю школу,а несколько классов. Для успешной работы программы мы провели большую подготовительную работу: т.е определили классы, которые будут отслеживаться по этой программе, определили, какие предметы будем отслеживать. Подготовили разноуровневые контрольные работы и составили график их проведения. Провели семинары с учителями, которые работают в этих классах. Ввели базу данных в компьютер. Это база данных учащихся, учителей, учебных предметов, мероприятий. Распечатали анкеты. Распечатка анкет является обязательным условием, так как позволяет оператору быстро вводить необходимую информацию. Ввод данных по классу занимает около минуты. Каждая грань: познавательная, социальная и психофизическая предусматривает свой тип анкеты, который заполняется классным руководителем или учителем – предметником. Так как обучающий аспект всегда считается приоритетным - мы начали с познавательной грани. Чтобы иметь аналитически значимые показатели качества познавательной грани, необходимо провести контрольные работы. Таких контрольных работ должно быть три (в программе их называют «срезами»). Мы проводим первый срез в начале года, второй срез в середине, третий – в конце учебного года (итоговый результат). Сроки проведения срезов мы устанавливаем заранее. По условиям работы программы, «срез» должен быть разноуровневым и включать в себя шесть заданий. Два задания – облегчённого уровня (базовый), требующий от учащегося воспроизводящего уровня. Два задания – нормативного уровня сложности (уровень норм государственных учебных программ), требующих от учащихся конструктивного характера решений и два – повышенного уровня сложности, требующего от учащихся творческого, нестандартного характера решений. Также в программе предложена градация системы оценки: 2 балла – задание выполнено правильно, полностью и без погрешностей; 1 балл – задание выполнено правильно, но с погрешностями, или не полностью. 0 баллов – задание не выполнено. То есть по каждому уровню учащийся может получить максимум 4 балла. Для выставления оценок в журнал даны следующие рекомендации: 4 балла – это «3», 5-8 баллов – это «4», 9-12 баллов – это «5». Конечно, к оценке учитель должен подходить творчески, учитывая, за счёт какого уровня ученик набрал баллы. Отдельно вносится оценка по итогам четверти. Составляются контрольные работы на методических объединениях, где обговариваются сложности, с которыми могут столкнуться как учащиеся при выполнении заданий, так и учителя при выставлении оценки. При обработке познавательной грани в программе к рассмотрению предложены следующие критерии: продуктивность познания, которая характеризует степень плодотворности использования учеником имеющегося у него опыта; компетентность познания – которая показывает возможность ученика решать задания среза различной сложности; креативность – которая показывает способность ученика принимать творческие, нестандартные решения; успешность познания – отражающая характер признания (т.е. соответствие оценки за четверть и оценки за «срез»). Кроме того, заполняется анкета включенности в учебный процесс, где отмечается, количество уроков и накопляемость оценок от «среза» к «срезу» , так как степень накопляемости оценок характеризует мастерство учителя в вопросах активизации учащихся и служит показателем активности учащихся на уроке. Это является основой для принятия управленческих решений. Вторая грань – это социальная. Первый аспект социальной грани – это включённость учащихся в культурно-массовые мероприятия, проводимые в школе и в классе. Классный руководитель отмечает, кем является ребёнок на данном мероприятии: организатором, участником или просто зрителем. Таких мероприятий проводится несколько в течение года, и учитель имеет возможность отследить активность ребёнка. Второй аспект социальной грани – это межличностные отношения в классе: самооценка ученика и характер отношений коллектива к личности. В качестве исходных данных берутся оценки, выставленные самому себе и одноклассниками данному ученику. Конечно, этот вопрос можно отследить и традиционным образом, а можно это сделать качественнее и быстрее с помощью этой программы и отследить тенденции во всём школьном коллективе. Из этих данных можно увидеть, как дети относятся друг к другу: их симпатии, антипатии, кто является лидером в классе, кто отверженным. Руководствуясь данными этой анкеты, классный руководитель знает, в каком направлении работать, как развивать отношения в классе. Третий показатель – психофизическая грань, которая складывается из трёх показателей: показатель физического развития, степени сопротивляемости организма и психической адаптации. Работая с этим показателем необходимо тесная связь с медиками так как здесь необходимо знать данные физического уровня развития учащихся, это показатели телосложения - вес, рост ребёнка, показатель слуха, зрения, речи, сопротивляемость организма. Результаты анализа этого блока вопросов побудили нас к необходимости создания в школе медико-оздоровительного центра, который открыт в 2006 учебном году. Основы психофизической адаптации ребёнка не требует ввода специальных данных. Компьютер из заложенной информации выбирает все необходимые качественные признаки из познавательной, социальной и физической граней результата и делает соответствующую математическую обработку. Выполнить итоговый анализ, имея все аналитические данные по каждому ученику, классу, предмету сложно, требуется большой объём времени. Поэтому к «Программно-технологическому комплексу» есть приложение «Модуль АСУ. Итоговый анализ», который при обработке заложенных данных выдаёт информацию в виде диаграмм и текстового документа «Итоговый анализ результата образовательного процесса» по классу или по школе в целом за конкретный учебный год. Этот документ построен в соответствии с алгоритмом технологии анализа:
Мы видим статистику осуществлённого мониторинга, общую характеристику качества итогового показателя результата образовательного процесса, качество его результативности и эффективности, т.е осуществлён первичный анализ педагогически значимой информации образовательного процесса, который решает многие вопросы управления и руководства образовательного процесса. Работая с программой Бориса Ивановича Канаева «Программно-технологический комплекс», мы можем определить какое место занимает каждый класс в структуре школы, можем отследить рейтинг предметов, рейтинг работы классного руководителя, каждого ученика в школе. То есть мы можем определить, на какой уровень ученик вышел: высокий, достаточный, критический или низкий, можем помочь ему адаптироваться в условиях школы, а это могут быть дополнительные занятия, индивидуальная консультация, встречи с психологами, социальными педагогами, медиками. Можем дать конкретные рекомендации учителям по использованию здоровьесберегающих образовательных технологий. Также мы можем отследить одарённых детей, имеющих высокий уровень, начиная уже с начальной школы. Данные «Программно-технологического комплекса» являются большим подспорьем в работе с родительской общественностью. Вычленение «зоны тревог» помогает определить первоочерёдность коррекционных действий в решении задач управления школой. Использование информационных технологий в управлении позволило нам отслеживать качество образовательного процесса в школе. За последние пять лет, мы можем видеть положительную динамику роста качества знаний и успеваемости.(2003 г. успеваемость составила 98%, качество знаний – 48%; в 2007 году - успеваемость составила 100%, качество знаний – 51%. Сократилось количество трудных детей в школе: в 2002 г. их было 11, сейчас – 3) Поэтому считаем, что программа Б.И. Канаева ПТК «Результат образовательного процесса» - это инструментарий, который, необходим нам всем, потому, что он предназначен для более профессионального решения учебно-аналитических, прогностических и информационных задач в функции управления. |