МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
“ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Факультет романо-германской филологии
Кафедра французской филологии
Т.В. Сотникова
ОСНОВЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Учебно-методический комплекс
Рабочая учебная программа для бакалавров
Направление 031100.62 – «Лингвистика»
Тюменский государственный университет
2010
Рабочая учебная программа составлена к.ф.н., доцентом Сотниковой Т.В., утверждена на заседании кафедры французской филологии
^
Требования ГОС к содержанию курса.
Предмет, объект и методы исследования. Теория речевой деятельности; производство и восприятие речи, онтогенез языка, речевое общение; речевые процессы как процессы психические. Речь как речевые действия в структуре неречевой деятельности. Активная позиция коммуниканта в речевом общении и в процессе овладения языком. Речевые патологии как способ объяснения речевых процессов. Речевое общение как процесс регуляции внешнего и внутреннего поведения собеседников.
Этнопсихолингвистика, национально-культурная специфика речевого поведения коммуникантов в межкультурном общении.
Национальное языковое сознание. Анализ национально-культурной специфики языкового сознания носителей разных языков как предпосылка профилактики и разрешения коммуникативных конфликтов в межкультурном общении.
^ .
Современная психолингвистика, возникнув более сорока лет назад в США, в отличие от традиционных лингвистики и психологии, не имеет чётких границ. Кроме того, психолингвистические традиции у нас и за рубежом несколько различны. Наконец, базовые представления о психолингвистике как о предмете учебного курса сложились не до конца. Однако главное, что изучает психолингвистика, независимо от того, в рамках каких традиций проводятся исследования, – это связь языка и мышления, вопросы порождения и восприятия речи, детская речь и проблемы патологии речи.
Цель предлагаемого курса – показать, какие психические процессы лежат в основе порождения и восприятия речи, как осуществляется воздействие на сознание человека с помощью языка, почему язык является мощным средством управления речевым и неречевым поведением человека.
В задачи курса входит:
знакомство с психолингвистикой как междисциплинарной наукой
знакомство с основными направлениями исследований в психолингвистике и экспериментальными методами, применяемыми в них;
знакомство с основными понятиями и терминами современной психолингвистики, знание которых необходимо для понимания основных психолингвистических гипотез;
развитие навыков самостоятельной работы студентов с мультиязыковым материалом как предпосылки для возможного прогнозирования и разрешения коммуникативных конфликтов в межкультурном общении.
^
Виды учебной работы
|
Всего часов
|
Кредиты
|
Семестр
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
87
|
2.5
|
5
|
Лекции
|
18
|
0,5
|
5
|
Семинары
|
0
|
|
5
|
Самостоятельная работа студентов
|
69
|
2
|
5
|
Вид итогового контроля
|
зачёт
|
|
5
|
^
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1.
|
Психолингвистика – наука о речевой деятельности
(вводная лекция).
|
1
|
2.
|
Онтогенез речи.
|
6
|
3.
|
Производство речи.
|
1
|
4.
|
Восприятие речи.
|
1
|
5.
|
Текст как объект психолингвистики.
|
1
|
6.
|
Эксперимент в психолингвистике.
|
2
|
7.
|
Экспериментальное изучение построения высказывания и связного текста..
|
1
|
8.
|
Вероятностный прогноз и восстановление цельности
текста.
|
1
|
9.
|
Проблемы этнопсихолингвистики.
|
1
|
10.
|
Патопсихолингвистика.
|
1
|
11.
|
Прикладные аспекты психолингвистики.
|
1
|
12.
|
Интерпретация смыслов и модели мира.
|
1
|
|
Итого
|
18
|
^ .
Тема 1. Психолингвистика – наука о речевой деятельности (вводная лекция). Объект и предмет изучения психолингвистики, отличие психолингвистики от традиционной описательной лингвистики. Причины появления психолингвистики. Цели и задачи дисциплины, основные направления исследования за рубежом и в России. Междисциплинарный характер психолингвистики. Язык – речь – речевая деятельность.
^ . Бихевиоризм и основания теории речевой деятельности. Л.С. Выготский об истоках психической деятельности человека (сознание – система тесно взаимосвязанных психических процессов, складывающаяся и развивающаяся по мере развития ребёнка; формирование сознания - последовательное свёртывание внешнего действия сначала в речевое, а затем - в собственно мыслительное). Изучение механизмов психической деятельности человека в работах Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина (теория физиологической активности). Отличие реального языка от системы «языка» Соссюра: «центр» и «периферия» в речевой деятельности; ситуация в речевой деятельности. Знак как обозначение (наименование) не отдельного денотата, а целой ситуации. Невозможность существования наименования в абсолютном отрыве от связей с многочисленными ситуациями, существующими в сознании реципиента. Наименование без связей с ситуацией – идеализированный объект соссюровского «языка». Овладение языком – процесс постижения мира в процессе общения с людьми, благодаря присвоению знаков языка и превращению их во внутренние символы мышления. Системы сигнализации животных в природе. Важнейшее отличие языка животных от языка человека – отсутствие семантической функции и генетическая фиксированность. Говорящие животные – доказательство отсутствия у животных общего интеллекта. Дети-Маугли – пример того, что нормальное формирование систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. Критический период для успешного усвоения речи. Детская речь как ключ к пониманию познавательных процессов. Освоение речи ребёнком: доречевой период, освоение звуковой формы, связь звучания со смыслом, активный рост запаса слов, овладение морфологией, ошибки в речи детей, детское словотворчество, овладение синтаксисом, овладение значением слова, «родительский» язык, детские словечки, теория. Речь, интеллект, знаки. Операции со знаками как база для фундаментальных интеллектуальных операций: сравнения, отождествления, выделения объекта из множества подобных. Своевременное развитие речи – необходимое условие знаковой поддержки интеллектуальных операций. Задержки в речевом развитии и недостаточная знаковая поддержка интеллекта. Влияние глубоких дефектов речи на приобретение и использование языковых и несобственно языковых знаков. «Проблемные» дети: разговорный жестовый язык глухих как пример знаковой системы, замещающей естественный язык; системы замещения естественного языка, привносимые извне. Изучение возможностей социализации «неговорящих» детей как источник знаний о процессах означивания. Понятия гештальта и инсайта. Жан Пиаже и французская школа. Теория формирования языкового сознания в онтогенезе.
^ . Отражение правил речепроизводства в речевых ошибках. Теории происхождения речи. Модели производства речи: стохастическая модель, модель непосредственных составляющих, трансформационно-генеративная грамматика Н Хомского, теория уровней языка, модель Т – О – Т – Е, модели Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева и Левелта.
^ . Общие закономерности восприятия речи, восприятие физиологическое и смысловое. Процесс восприятия как соотнесение языковых знаков, организованных в морфологическом и синтаксическом отношении, с представлениями говорящего о действительности. Механизмы вероятностного прогнозирования. Апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта) как проявление активности реципиента при восприятии. Дж. Миллер о вероятностном прогнозировании высказывания. Модели восприятия речи Ч. Осгуда и Л.А. Чистович. Проблема ментального лексикона в рамках изучения процессов понимания речи.
^ . Слово – высказывание – текст. Необходимость обращения к единицам более высокого уровня (вплоть до текста) для определения содержательной стороны единиц другого уровня. Текст как предельная (высшая) единица общения на знаковом уровне. Отражение в тексте языкового сознания, языковой личности и образа мира человека. Включённость текста в неречевую деятельность. Роль текста в структурировании деятельности коммуникантов. Структурирование действительности как описание её средствами языка. Трёхфазная структура деятельности при производстве текста: ориентировка – производство – контроль. Трихотомия затекст – текст – подтекст при продуцировании высказывания. Механизмы, действующие при восприятии теста: вероятностное прогнозирование, пресуппозиция, апперцепция. Проекция текста как результат включения содержания текста в смысловое поле реципиента. Гипотеза Э. Геннекена о восприятии смысла текста. Проблема пересказа текста. Многозначность текста. Свойства текста, его характеристики: цельность, связность, эмотивность, прецедентность.
^ . Роль эксперимента в психолингвистике. Различение объективной и субъективной семантики в психолингвистике. Субъективная семантика как ассоциативная система, существующая в сознании носителя языка. Семантическое поле как совокупность слов вместе с их ассоциациями. Ассоциативный эксперимент: процедура и разновидности (свободный, направленный и цепочечный). Метод семантического дифференциала. Прочие методы экспериментального исследования, применяемые в психолингвистике: методики дополнения и заканчивания предложений, метод косвенного исследования семантики, градуальное шкалирование, методика определения грамматической правильности, опросник, методика прямого толкования слова, классификация как метод изучения когнитивных процессов, процедура кластер-анализа (дерево кластеризации).
^ . Гипотезы Дж. Миллера о психологической реальности механизмов порождения высказывания. Отражение тема-рематической структуры текста при его порождении и при трансформации. Закономерности сохранения и выбрасывания слов в тексте при его компрессии. Возможные варианты свёртывания текста.
^ Закономерности восприятия текста реципиентом. Характер осознания наименования: чем меньше знакомо наименование, тем чаще говорящий обращается к его структуре. Обусловленность характера осознания наименования (целиком или по частям) социолингвистическим характеристиками реципиента. Омонимия и восстановление цельности текста: «эффект обманутого ожидания» как результат резкого нарушения механизма вероятностного прогнозирования; возникновение омонимии текста в результате нарушения иерархии вероятностей ассоциативных связей. Зависимость цельности восприятия от соответствия основных «данного» и «нового» у адресанта и адресата. Факторы, ведущие к неправильному восприятию высказывания (текста): омонимия ключевых слов, недостаточность контекста, неучёт показателей связности.
^ . Этнолингвистика – наука, занимающаяся исследованием взаимоотношений языка и культуры. Культура материальная и духовная. Язык как неотъемлемая часть культуры. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа: структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Сильный и слабый варианты гипотезы Сепира-Уорфа. Национально-культурная специфика слова. Две точки зрения на проявление культуры в слове: лингвистическая и психолингвистическая. Понимание фонового знания как пресуппозиционального. Фоновое знание – принадлежность глубинного уровня сознания, внутренняя идеальная модель внешнего мира или его фрагмента. Два уровня сознания в психолингвистике: языковое (вербальное, логически осознаваемое и эксплицитное) и неязыковое (невербальное, смысловое, неосознаваемое и имплицитное). Лакуны – базовые элементы национальной специфики лингвокультурной общности, затрудняющие понимание фрагментов текста инокультурными реципиентами. Типы лакун: лексические, грамматические, стилистические. Национально-специфические (лакунизированные) особенности речи: способ заполнения пауз, способ разложения слова при необходимости точно транслировать его собеседнику, этикетные характеристики актов общения, ролевые особенности общения, номенклатура текстовых стереотипов. Основные признаки лакуны: непонятность, непривычность, чуждость. Способы заполнения лакун: толкование, перевод морфологическим путём, дословный перевод, детальное комментирование. Сопоставление в процессе межкультурной коммуникации «образов» культур. Терпимость (толерантность) – условие нормального развития общества. Речевое поведение при изучении иностранного языка. Естественный и искусственный билингвизм. Рецептивный, репродуктивный и продуктивный билингвизм. Ошибки при изучении иностранного языка, понятие интерференции. Речь иностранца. Культурный шок и аккультурация, её этапы. Лингвистический шок, способы оптимизации межкультурной коммуникации. Интеркультурные контакты.
^ . Патопсихолингвистика – наука об отклонениях в формировании и протекании речевых процессов в условиях несформированности или распада личности. Речь в состоянии эмоциональной напряжённости и её особенности (лингвистические и семантические). Речь в изменённом состоянии сознания и её характерные черты (снижение разнообразия лексикона, стереотипизация речи, упрощение синтаксиса, увеличение количества ошибок, размывание цельности речи, дестабилизация языкового сознания). Речь при отдельных заболеваниях. Факторы, приводящие к фантастическому искажению действительности: социально-психологические (мифы), социальные (религия) и психопатологические. Роль языка в процессе фантастических отражений действительности. Акцентуация – некоторое усиление определённых психических свойств или черт характера. Психопатия – значительная дезорганизация психической деятельности. Речь шизофреника, паранойяльного психопата, эпилептика, истероида. Речь в состоянии депрессии, лиц с болезнью Альцгеймера и Паркинсона. Нарушения речи (афазии, дислексия и дисграфия ). Дефекты речи (алалия, дисфония, ринолалия, заикание, брадилалия, тахилалия, дизартрия, дислалия). Патопсихолингвистические исследования – ключ к пониманию механизмов порождения и восприятия речи.
^ . Значение психолингвистики при нейролингвистическом программировании и автоматическом анализе текстов, при изучении проблем словесного манипулирования личностью. Судебная психолингвистика. Идентификация личности по речи. Язык и гендер. Гендерлект – совокупность особенностей речевого стиля мужчин и женщин. Проявление речевого стиля на двух уровнях: речевого поведения и речи. Основные особенности речевого стиля мужчин и женщин. Возможность использования данных о женской и мужской речи для идентификации текста, при общении с представителями разных групп, при разработке рекламных текстов разной адресации.
^ . Процесс означивания – центральный аспект системы взаимодействия человека с окружающим его миром. Построение человеком модели окружающего мира с помощью знаковой системы. Описание смыслов методом А. Вежбицкой. Категоризация как процесс сжатия многообразия. Адекватность культур и выбора языковых средств для выражения культурно значимых понятий и отношений. Категоризация и сходство. Нарушения в сфере установления сходства. Гештальты – мыслительные реалии. Соотношение признакового описания и гештальта. Жизненный опыт и категоризация. Категория – мыслительная реалия, имеющая внутреннюю структуру и отражающая реалии объективного мира.
Самостоятельная работа предполагает изучение теоретической литературы
и ее реферативное изложение (см.список литературы).
^
Язык и мышление.
Речевая деятельность: структура и компоненты.
Объект и предмет психолингвистики.
Идеи В. Гумбольдта и психолингвистика.
Идеи И.А. Бодуэна де Куртене и психолингвистика.
Идеи А.А. Потебни и психолингвистика.
Язык животных.
Говорящие животные.
Дети-Маугли.
Моё языковое развитие (речь моего ребёнка, брата, сестры).
Основные этапы развития детской речи.
Как ребёнок овладевает произношением.
^
Как ребёнок осваивает грамматику.
Гипотезы о происхождении речи в филогенезе.
Модели и механизмы производства речи.
Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского.
Модель производства речи Левелта.
Внутренняя речь как инструмент мышления.
Функции пения: когда и зачем поют люди.
Как человек понимает речь.
Вероятностное прогнозирование при восприятии речи.
Текст как высшая единица речемыслительной деятельности.
Пресуппозиции в тексте.
Прецедентность в тексте.
Основные результаты ассоциативных экспериментов.
Принципы классификации ассоциаций.
Методика семантического дифференциала.
Как звук связан со смыслом (фоносемантика).
Методика дополнения.
Понятие языковой картины мира.
Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа.
Билингвизм и его типы.
Психолингвистические аспекты перевода и межкультурного общения.
Способы создания речевой ситуации при обучении иностранному языку.
Физиологические центры речи.
Нарушения и дефекты речи.
Речь в состоянии эмоционального напряжения.
Психиатрическая лингвистика.
Язык глухонемых.
Моторная и сенсорная афазия.
^
Белянин В.П. Психолингвистика. М.: Флинта, 2004.
Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: Наука, 1999.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Флинта, 1997.
Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Наука, 1990.
Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. Л.: Изд. ЛГУ, 1989.
Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.: Изд. центр «Академия», 2003.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Изд. ЛГУ, 1974.
9.2.Дополнительная литература.
Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики.
(Модели мира в литературе). М.: Флинта, 2000.
Воронин С.В. Основы фоносемантики. Л.: Изд. Ленинградского отделения АН, 1982.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Наука, 1996.
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. Воронеж: Изд. Воронеж-
ского ГУ, 2001.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М.: Наука, 1994.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Высшая школа, 1996.
Спивак Д.Л. Изменённые состояния сознания: психология и лингвистика.
СПб: Изд. Санкт- Петербургского университета, 2000.
Хомский Н. Язык и мышление. М.: Высшая школа, 1972.
Якобсон Р. Избранные работы. М.: Высшая школа, 1985.
^
Для проведения лекций используется лекционный зал, оборудованный
экраном и компьютером.
^
Неогумбольдтианство в лингвистике и философии.
Смешные детские слова и причины их появления.
Звукоподражательные слова в детской речи.
«Нянькин» язык – речь взрослых, разговаривающих с детьми.
Прагматические аспекты общения взрослых с детьми.
Речь людей, общающихся с животными.
Автокоммуникация в личном дневнике как тип внутренней речи.
Типы оговорок в устной речи.
Классификация и объяснение опечаток в тексте.
Ослышки при восприятии речи.
Психолингвистические особенности восприятия двусмысленных фраз.
Психолингвистические особенности восприятия парадоксов.
Восприятие текстов с абстрактным содержанием.
Фреймовый подход к анализу текста.
Психолингвистические особенности рекламных текстов.
Психолингвистические особенности политических текстов.
Несвязные тексты и их интерпретация.
Психолингвистические особенности организации суггестивного текста.
Проявление культурных различий в ассоциативном эксперименте.
Кроссворд как система ассоциаций.
Закономерности восстановления разрушенного текста.
Психосемантика.
Теория языковой личности.
Подъязык субкультур (хиппи, панки, новые русские и др.).
Перевод как вид речевой деятельности.
Виды переводческих трансформаций.
Когнитивные стили в изучении иностранных языков.
Ошибки в речи иностранцев.
Речь при депрессии.
Речь и мышление при шизофрении.
Психологические признаки агрессивной речи.
Мужской и женский язык в разговорной речи.
Мужской и женский язык в художественных текстах.
Когнитивные стили и речь человека.
Языковые средства описания эмоций и психических состояний.
Самохарактеристика личности в объявлениях о знакомстве.
Ложь в речи и способы её распознавания.
Идентификация личности по речи.
Язык религиозных текстов.
Способы речевого воздействия и манипуляции.
Психолингвистические аспекты нейролингвистического программирования.
|