Мз украины как учебное пособие для судентов вмуз III-IV уровня аккредитации (протокол №1 от 23. 03. 2007 года.). Симферополь 2007 ббк icon

Мз украины как учебное пособие для судентов вмуз III-IV уровня аккредитации (протокол №1 от 23. 03. 2007 года.). Симферополь 2007 ббк





Скачать 0.93 Mb.
Название Мз украины как учебное пособие для судентов вмуз III-IV уровня аккредитации (протокол №1 от 23. 03. 2007 года.). Симферополь 2007 ббк
страница 1/4
Дата 01.02.2013
Размер 0.93 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4
Министерство Здравоохранения Украины

Крымский государственный медицинский университет

им. С.И. Георгиевского


Н.В. ЛАГУНОВА,

В.В. ЗАБОЛОТНОВА, Е.В. ЯКОВЕНКО


ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

в таблицах и рисунках


Второе издание


Рекомендовано Центральным методическим кабинетом по высшему медицинскому образованию МЗ Украины как учебное пособие для судентов ВМУЗ III-IV уровня аккредитации (протокол №1 от 23.03.2007 года.).


Симферополь

2007


ББК

УДК 616-07:616-053.2/.6(07)

Л


Н.В. Лагунова, В.В. Заболотнова, Е.В. Яковенко.

Пропедевтика детских болезней. В таблицах и рисунках: учебное пособие/

– Симферополь, 2007. - 224 с.


Рецензенты:

Больбот Ю.К. – доктор медицинских наук, профессор, зав. каф. госпитальной педиатрии и неонатологии, Днепропетровская государствення медицинская академия.

^ Шунько Е.Е. – доктор медицинских наук, профессор, зав. каф. неонатологии, Киевской Национальной медицинской академия последепломного образования им. П.Л. Шупика.

^ Майданник Б.Г. – доктор медицинских наук, профессор, зав. каф. педиатрии Национального медицинского университета им. A.A. Богомольца, член-кореспандент академии медицинских наук.

^ Боднар Б.Х. – доктор медицинских наук, профессор, зав. каф. детской хирургии Буковинского Государственного медицинского университета, лауреат премии В. Залецкого.

Фролова Т.В. – кондидат медицинских наук, доцент, зав. каф. пропедевтики детских болезней

Харьковского Государственного медицинского университета.

^ Резниченко Ю.Г. – доктор медицинских наук, профессор, зав. каф. госпитальной педиатрии Запорожского Государственного медицинского университета.


Учебное пособие по пропедевтике детских болезней разработано и подготовлено с учетом пожеланий студентов и анализа особенностей усвоения изучаемого материала студентами разного уровня подготовки. Включает в себя анатомо-физиологические особенности детского организма в разный периоды развития, методы физикального, лабораторного и инструментального обследований, основные симптомы и синдромы поражения органов и систем. Материал сведен в специальные таблицы и рисунки. Отображены современные достижения отечественной и мировой педиатрической науки, отвечает требованиям Болонской системы образования.

Предназначено для студентов медицинских университетов III-IV уровней аккредитации, врачей-интернов и является практическим руководством для врачей-педиатров. Соответствует учебной программе, утвержденной Министерством здравоохранения Украины.


Ответственный за выпуск: проректор по учебной работе Крымского государственного медицинского университета им. С.И.Георгиевского, профессор О.А. Притуло.


Все права защищены. Никакя часть этой книги не может быть воспоизведена в любой форме или любыми средствами, электронными или механическими, включая фотографирование, магнитную запись или иные средства копирования или сохранения информации без письмнного разрешения авторов. Любое нарушение запрещено согласно законам Украины.


ISBN

© Лагунова Наталья Владимировна, 2007

© Заболотнова Вера Витальевна, 2007

© Яковенко Евгений Вадимович, 2007


^ СОДЕРЖАНИЕ стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. Система кожи

4

1.1 Развитие кожи

4

1.2 Анатомо-физиологические особенности кожи

4

1.3 Функции кожи

5

1.4 Осмотр кожных покровов

7

1.5 Цвет кожных покровов

8

1.6 Характеристика сыпей

10

Глава 2. Костная система

15

2.1 Остеогенез

15

2.2 Критические периоды развития костной системы

16

2.3 Состав костной ткани

16

2.4 Функции костной ткани

16

2.5 Виды костей

17

2.6 Клетки костной ткани

17

2.7 Методы исследования костной системы

17

2.7.1 Осмотр

17

2.7.2 Пальпация

19

Глава 3.Мышечная система

21

3.1 Развитие мышц

21

3.2 Классификация

21

3.3 Некоторые особенности мышечной системы

22

3.4 Масса мышцы по отношению к массе тела

22

3.5 Варианты механизма выработки энергии

22

3.6 Методика исследования мышечной системы

22

3.7 Основные разновидности поражений мышечного аппарата при заболеваниях


24

Глава 4. Дыхательная система

26

4.1 Анатомо-морфологические особенности дыхательной системы

26

4.2 Механизм первого вдоха

28

4.3 Схема строения стенки альвеолы и аэрогематического барьера

29

4.4 Оценка функции внешнего дыхания

30

4.5.1 Методы исследования дыхательной системы (схема)

32

4.5.2 Методы исследования дыхательной системы

33

4.5.3 Методы исследования внешнего дыхания

35

4.6 Основные симптомы, позволяющие заподозрить поражения дыхательной системы


36

4.7 Осмотр, пальпация грудной клетки

37

4.8.1 Перкуссия легких (схема)

38

4.8.2 Топографическая перкуссия

38

4.9 Аускультация легких

40

4.10 Симптомы и синдромы поражения дыхательной системы

41

4.10.1 Кашель

41

4.10.2 Нарушения ритма дыхания

43

4.10.3 Виды одышки

44

4.10.4 Типы характера дыхания

44

4.10.5 Синдром острого воспаления слизистых оболочек верхних дыхательных путей


46

4.10.6 Синдром повышения воздушности легочной ткани (эмфизема)

47

4.10.8 Синдром полости в легком

48

4.10.9 Синдром скопления воздуха в полости плевры (пневмоторакс)

49

4.10.10 Синдром острой и хронической дыхательной недостаточности

50

4.11 Методы исследования

51

4.11.1 Исследование плевральной жидкости

51

4.11.2 Исследование мокроты

54

Глава 5.Сердечно-сосудистая система

60

5.1 Развитие сосудов

60

5.2 Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы


61

5.2 Система кровообращения плода

63

5.4 Функции ССС

64

5.5 Границы сердца

64

5.6 Пальпация

65

5.7 Аускультация

67

5.8.1 Функциональные шумы у детей и подростков

69

5.8.2 Дифференциально-диагностическая таблица функциональных и органических систолических шумов


70

5.8.3 Органические шумы

70

5.9 Пороки сердца

71

5.9.1Признаки наиболее распространенных врожденных пороков

78

5.9.2Семиотика приобретенных пороков сердца

81

5.10 Симптомы и синдромы поражения сердечно-сосудистой системы

83

5.10.1 Обморок. Причины

83

5.10.2 Семиотика изменений артериального давления

84

5.10.3 Синдром острой сердечной недостаточности

86

5.10.4 Острая сосудистая недостаточность

87

5.10.5 Аритмии

88

Глава 6. Пищеварительная система

94

6.1 Развитие

94

6.2 Анатомо-физиологические особенности

94

6.3 Особенности пищеварения у детей

99

6.4 Осмотр живота

101

6.5.1 Пальпация органов ЖКТ

101

6.5.2 Пальпация поджелудочной железы

105

6.5.3 Пальпация печени

106

6.5.4 Размеры печени по Курлову

107

6.5.5 Пальпация желчного пузыря

108

6.5.6 Исследованue наличия в брюшной полости жидкости

108

6.6 Методы исследования ЖКТ

109

6.6.1 Инструментальные методы исследования ЖКТ

109

6.6.2 Средние размеры поджелудочной железы по данным ультразвукового исследования


111

6.6.3 Исследование желудочного содержимого

111

6.6.4 Фракционное исследование желудочного сока

111

6.6.5 рН-метрия

112

6.6.6 Клиническая оценка изменений в анализе желудочного сока

112

6.6.7 Исследование дуоденального содержимого

114

6.6.8 Лабораторное исследование желчи

115

6.6.9 Анализ кала

116

6.7 Симптомы и синдромы поражения пищеварительной системы

122

6.7.1 Синдром болей в животе

122

6.7.2 Синдром повышенной и пониженной кислотности желудочного сока


124

6.7.3 Семиотика нарушений глотания (дисфагия)

125

6.7.4 Семиотика диспептических расстройств

125

6.7.5 Семиотика изменений аппетита

131

6.7.6 Синдром печеночной недостаточности

132

6.7.7 Дифференциально-диагностические критерии желтух у детей

135

Глава 7.Нервная система

136

7.1.1 Развитие

136

7.1.2 Развитие (схема)

137

7.2 Анотомо-физиологические особенности

138

7.3 Методы исследования

139

7.3.1 Таблица тестов для оценки физического и психического развития детей в возрасте 1 мес-3 года


139

7.3.2 Определение мышечного тонуса

140

7.3.3 Оценка двигательной активности

140

7.3.4 Исследование рефлексов

140

7.3.5 Рефлексы новорожденного

142

7.3.6 Основные безусловные рефлексы у доношенных детей и сроки их выявления в норме


142

7.3.7 Расстройство рефлекторной деятельности

145

7.3.8 Патологические рефлексы

145

7.4 Спинномозговая жидкость (ликвор)

146

7.5 Черепные нервы

148

Глава 8. Мочевыделительная система

153

8.1.1 Развитие почки

153

8.1.2 Схема развития почки

154

8.2 Теория мочеобразования

155

8.3 Схема строения нефрона

156

8.4 Анатамо-физиологические особенности почек

157

8.5 Осмотр

158

8.6 Пальпация и перкуссия

159

8.7 Методы исследования

161

8.7.1 Анализ мочи

161

8.7.2 Биохимическое исследование мочи

162

8.7.3 Микроскопическое исследование

164

8.8 Другие лабораторные методы

165

8.9 Изменения суточного диуреза

166

Глава 9. Эндокринная система

168

9.1 Общее положения

168

9.1.1 Классификация эндокринных желез

168

9.1.2 Гуморальная регуляция

169

9.1.3 Классификация гормонов

169

9.2.1 Схема развития яичка

170

9.2.2 Схема развития яичника

171

9.2.3 Схема развития яйцеводов, матки и влагалища

172

9.3 Анатамо-физиологические особенности эндокринной системы

172

9.3.1 Мальчики (последовательность появления признаков полового созревания


172

9.3.2 Классификация стадий полового созревания у мальчиков

173

9.3.3 Оценка стадии полового развития у мальчиков

174

9.3.4 Девочки (последовательность появления признаков полового созревания)


174

9.3.5 Классификация стадий полового созревания у девочек

175

9.3.6 Оценка стадии полового развития у девочек

175

9.4 Симптомы и синдромы нарушения функций половых желез

176

9.4.1 Преждевременное половое развитие (ППР)

176

9.4.2 Гипофункция половых желез у мальчиков

178

9.4.3 Гипофункция половых желез у девочек

179

9.5 Гипоталамус

180

9.5.1 Строение гипоталамуса

180

9.6 Гипофиз

181

9.6.1 Строение гипофиза

181

9.6.2 Болезни связанные патологией аденогипофиза

182

9.7 Надпочечники

183

9.7.1 Развитие надпочечников

183

9.7.2 Анатомо-гистологическое строение надпочечников

183

9.7.3 Функции надпочечников

184

9.7.4 Синдромы и симптомы заболеваний надпочечников

185

9.8 Щитовидная железа

189

9.8.1 Развитие щитовидной железы

189

9.8.2 Анатомо-гистологическое строение железы

189

9.8.3 Физиология щитовидной железы (гормоны)

190

9.8.4 Косвенные методы оценки функции щитовидной железы

190

9.8.5 Методы оценки функции щитовидной железы

191

9.8.6 Синдромы и симптомы поражения щитовидной железы

193

9.9 Паращитовидные железы

196

9.9.1 Развитие паращитовидных желез

196

9.9.2 Гормоны паращитовидных желез

196

9.9.3 Синдромы и симптомы поражения паращитовидных желез

197

Глава 10. Система крови

200

10.1 Кроветворение

200

10.2 Обследование больного

202

10.3 Инструментальные и лабораторные методы исследования

203

10.4.1 Лимфатические узлы. Размеры, расположение

204

10.4.2 Исследование лимфоузлов

204

10.5.1 Основные симптомы и синдромы поражения системы крови

205

10.5.2 Анемии

209

10.5.3 Геморрагический синдром

211

10.5.4.Общая схема гемостаза

212

10.6.1 Показатели периферической крови у детей

213

10.6.2 Содержание желчных пигментов в крови

213

10.6.3 Показатели белкового обмена

214

10.6.4 Показатели липидного обмена

214

10.6.5 Показатели углеводного обмена

214

10.6.6 Показатели обмена азота

214

10.6.7 Основные показатели коагулограммы

215

Список рекомендуемой литературы

216

^ Список сокращений

217



ВВЕДЕНИЕ


Пропедевтика детских болезней - медицинская дисциплина, изучающая анатомо-физиологические особенности детского организма и семиотику поражения различных органов и систем. Это первая клиническая дисциплина, с которой сталкивается студент в процессе обучения в медицинском ВУЗе по специальности «педиатрия». И от того, на сколько хорошо и полно будут усвоены знания студентами по этому предмету, зависит их дальнейшая учеба и врачебная подготовка уже на старших курсах по педиатрии.

В свете перехода на обучение по Болонской системе основная масса учебного времени приходится на самостоятельную работу студента. В связи с этим становится важным, чтобы используемый учебный материал для подготовки содержал максимум информации и был удобен для быстрого восприятия и усвоения. На наш взгляд, после учета пожеланий студентов и анализа особенностей усвоения изучаемого материала студентами разного уровня подготовки, подача материала по дисциплине может быть в виде таблиц и рисунков. Нами подготовлено и разработано пособие по пропедевтике детских болезней, в котором анатомо-физиологические особенности детского организма, методы физикального, лабораторного и инструментального обследования, основные симптомы и синдромы поражения органов и систем сведены в специальные таблицы и рисунки. Особенно удобно такое пособие при повторении пройденного материала перед сдачей зачетов и экзаменов.

Предложенное учебное пособие может быть использовано в изучении пропедевтики детских болезней для студентов медицинского факультета, и будет способствовать лучшему усвоению программного материала.


^ ГЛАВА 8

Мочевыделительная система


8.1.1 Развитие почки

Предпочка (пронефрос)

Развивается на 3-й неделе

^ Мезонефрос - первичной почкой

достигает полного развития в период от 4-й до 9-й недели, выполняет экскреторную функцию. На 3-м месяце подвергается обратному развитию.

^ Метанефрос (постоянная почка)

дивертикул, в котором можно различить: почечное тельце (гломерулу), капсулу, извитой каналец первого порядка, петлю Генле, извитой каналец второго порядка, собирающие канальцы, лоханку с большими и малыми чашечками, мочеточник.

В период метанефроса формируется основная часть мозгового и коркового слоев, образуются новые нефроны, благодаря чему происходит утолщение коркового слоя дефинитивной почки.

^ Мочевой пузырь

Развивается из аллантоиса, мезонефрального протока,частично кожная эктодерма

Мочеточник

Развивается из мезонефральных протоков


^ 8.1.2 Схема развития почки




8.2 Теория мочеобразования

Фильтрация


В полость капсулы фильтруется вода и все вещества плазмы крови, за исключением крупномолекулярных белков. В сутки образуется 150-180 л первичной мочи. Фильтрат проходит через окошки в эндотелии и базальной мембране, а также через ножки подоцитов капсулы.

Фильтрационное давление равно 70-(30+20)=20 мм рт. ст.

70 - давление в капиллярах клубочка - фильтрующая сила.

30 - онкотическое давление белков плазмы – препятствует фильтрации.

20 - давление фильтрата в капсуле, препятствующее фильтрации.

Реабсорбция


Из 180 литров первичной мочи остается 1,5 -2 л окончательной мочи. Остальная жидкость и ее компоненты подвергаются обратному всасыванию. В проксимальных извитых канальцах всасываются аминокислоты, глюкоза, витамины, ионы. Этот процесс активный и зависит от концентрации веществ в крови. Реабсорбция в проксимальных канальцах является облигатной, в последующих отделах нефрона она факультативная, т.е. зависит от содержания вещества в организме.

Секреция


Активный процесс выведения из организма веществ, которые не проходят через фильтрационный барьер или полностью реабсорбируются. Секретируются мочевина, аммиак, органические кислоты, некоторые антибиотики.



^ 8.3 Схема строения нефрона




8.4 Анатамо-физиологические особенности почек

Почки

  • Почки у детей раннего возраста относительно больше, чем у взрослых (1/100 массы тела, у взрослых - 1/200),

  • Располагаются ниже гребешка подвздошной кости (до 2 лет).

  • Строение их в первые годы дольчатое, а жировая капсула выражена слабо, в связи с этим почки более подвижны и до 2-летнего возраста пальпируются, особенно правая.

  • Корковый слой почек развит недостаточно, пирамиды мозгового вещества доходят почти до капсулы.

  • Эпителий базальной мембраны клубочка высокий, цилиндрический, что ведет к уменьшению поверхности фильтрации и более высокому сопротивлению при этом.

  • Канальцы у детей раннего возраста, особенно у новорожденных, узкие, короткие, петля Генле также короче, а расстояние между нисходящим и восходящим коленами ее больше.

  • Юкстагломерулярный аппарат у детей раннего возраста еще не сформирован.

  • Морфологическое созревание почки в целом заканчивается к школьному возрасту (к 3-6 годам). Почечные лоханки развиты относительно хорошо.

  • Особенностью является тесная связь лимфатических сосудов почек с аналогичными сосудами кишечника, чем объясняются легкость перехода инфекции из кишечника в почечные лоханки и развития пиелонефрита.

^ Мочевой пузырь

  • У детей раннего возраста расположен выше, чем у взрослых, поэтому его можно легко прощупать над лобком, что при длительном отсутствии мочеиспускания дает возможность дифференцировать рефлекторную его задержку от прекращения мочеобразования.

  • В мочевом пузыре хорошо развита слизистая оболочка, слабо - эластическая и мышечная ткань.

  • Емкость мочевого пузыря новорожденного - до 50 мл, у годовалого ребенка - до 100-150 мл.

Мочеточ-ник

  • У новорожденных мальчиков по длине равен 5-6 см.

  • Рост его идет неравномерно: несколько замедляется в раннем детском возрасте и значительно ускоряется в период полового созревания (увеличивается до 14-18 см).

  • У новорожденных девочек длина его равна 1-1,5 см, в 16 лет - 3-3,3 см, диаметр его шире, чем у мальчиков.

  • У девочек вследствие этих особенностей мочеиспускательного канала и близости к заднему проходу возможно более легкое инфицирование, что необходимо учитывать при организации ухода за ними (обтирать и подмывать девочку надо спереди назад во избежание заноса инфекции из заднего прохода в уретру).

  • Слизистая оболочка уретры у детей тонкая, нежная, легкоранимая, складчатость ее слабо выражена.


8.5 Осмотр

АНАМНЕЗ


● тщательный расспрос матери или самого ребенка (если старшего возраста)

- головные боли,

- боли в пояснице,

- появление отеков,

- изменений цвета кожи,

- нарушения мочеотделения и cpoков их появления

^ ОБЩЕЕ СОСТОЯ-НИЕ

● крайне тяжелое(бессознательное)

Тяжелые поражения почек

(уремическая кома/почечная недостаточность).

● среднее/ удовлетворительное

более легкие поражение почек

^ ПОЛОЖЕ-НИЕ В ПОСТЕЛИ



● активное

Начальная стадия заболеваний почек при сохранении их функции.

● пассивно

уремическая кома

● вынужденное

лёжа на больном боку, с согнутой и привиденной к животу ногой на стороне поражения (Паронефрит)

при почечной колике всё время меняет позу, беспокойство, стонет или кричит от боли.

судороги (уремическая кома, почечная эклампсия).

КОЖА

● цвет



а) «почечная» или «мраморная»

бледность,

- обусловлевлена либо спазмом сосудов (при повышении артериального давления),

- или сдавлением сосудов вследствие отека.

- реже бледность определяется анемизацией.

б) «восковая» бледность

при амилоидозе, липоидном нефрозе.

в) отсутствие цианоза

● расчесы/ запах аммиака от кожи (faetor uremicus)

ОТЕКИ

Характерен внешний вид больного с отеками почечного происхождения(facies nephritica):

бледность, одутловатость лица, припухшие отечные веки, сужены глазные щели.

● небольшая выраженность отечного синдрома


увеличение массы тела, уменьшение диуреза, ускорение рассасывания кожной водяной пробы, изредка может быть отмечена и пастозность век.

● явные отеки



(периферические, гидроторакс, асцит вплоть до анасарки) развиваются при диффузных заболеваниях почек. Их формирование может быть очень быстрым.

● скрытые отеки

Больного систематически взвешивают и определяют гидрофильность тканей методом «волдырной пробы» Мак-Клюра-Олдрича.


^ 8.6 Пальпация и перкуссия

Пальпация


Расположение почек на задней брюшной стенке и то, что спереди доступ к ним прикрыт реберной дугой, крайне затрудняют их пальпацию у здорового ребенка.

^ Пальпация возможна при:

-ослабление брюшного пресса,

-при значительном их увеличении, (кисты, прорастания опухолью)

-при смещении (оттеснение опухолью, блуждающая почка, резкое похудание могут спровоцироваться некоторым опущением почек)

- пальпируются до 2-летнего возраста, особенно правая.

Смещаются:

- в пределах 2 -3 см в проксимальном и дистальном направлении при изменении положения тела из горизонтального в вертикальное;

- при дыхательных движениях диафрагмы

При пальпации определяется форма, величина, характер поверхности (гладкая, бугристая), болезненности, смещаемость и консистенцию почки. Xарактерны для почки бобовидная конфигурация, гладкая поверхность, тимпанический звук, получаемый при перкуссии над почкой прикрывающих ее петель кишечника).

^ Пальпация в положение лёжа

пальпируются легче, так как в этом случае пальпации не мешает напряженнее брюшного пресса

Больного укладывают на ровную постель, на спину, с вытянутыми ногами; голова находится на низком изголовье, брюшной пресс расслаблен, руки свободно сложены на груди.

^ Левую руку: под поясницу, чуть ниже ХII ребра, так, концы пальцев располагаются недалеко от позвоночника (левая почка: левую руку продвигают дальше за позвоночник - под левую половину поясничной области).

^ Правую руку: на коже живота чуть ниже соответствующей реберной дуги перпендикулярно к ней, несколько кнаружи от прямых мышц.

Затем больному предлагают предельно расслабить мышцы живота и глубоко дышать.

правую руку: постепенно погружают на выдохе, пока не доходят пальцами до задней стенки брюшной полости,

левой рукой: одновременно оказывает давление на поясничную область по направлению к пальцам правой руки.

Сблизив руки, врач предлагает больному глубоко вдохнуть; нижний полюс почки, если она несколько опущена, увеличена, опускается еще больше, достигает пальцев правой руки и проходит под ними. Получив ощущение соприкосновения с почкой, врач слегка придавливает ее пальцами к задней брюшной стенке и затем скользит вниз по её передней поверхности, обходя нижний полюс.

^ Баллоти-рование почки

Правая рука: ощупывает почку.

Левой рукой: нужно наносить короткие быстрые удары по поясничной области в углу между реберной дугой и длинными мышцами спины.

^ Правая рука: воспринимает ощущение колебания почки.

При нарушении оттока по мочеточнику и резком растяжении почечной лоханки скопившейся мочой или гноем при пальпации почки иногда можно получить ощущение флюктуации.

^ Пальпация в положение стоя


Она проводится по тем же правилам, что и в положении лежа. Во время пальпации больной стоит лицом к врачу, сидящему на стуле; мышцы брюшного пресса расслаблены, туловище слегка наклонено вперед.Пальпация позволяет установить опущение почки – НЕФРОПТОЗ (3 стадии):

- Первая: когда пальпируется нижний полюс почки;

- ^ Вторая: когда пальпируется вся почка;

- Третья:
при которой почка свободно смещается в различных направлениях, может заходить за позвоночник на противоположную сторону и значительно смещаться вниз.

Некоторое значение имеет определение болезненности при сдавливании на поясницу в области проекции почек (так называемая реберно-позвоночная точка в углу между ХII ребром и длинными мышцами спины) при пальпации по ходу мочеточника.

^ Пальпация мочевого пузыря

При значительном скоплении в нем мочи, особенно у лиц с тонкой брюшной стенкой, мочевой пузырь определяется над лобком в виде эластичного флюктуирующего образования, при резком переполнении - с верхней границей почти пупка.

^ Пальпация по ходу мочеточника

Приблизительным ориентиром его проекции на переднюю брюшную стенку могут служить верхняя и нижняя (пересечение биспинальной линии с вертикальной линией, проходящей через лонный бугорок) мочеточнивые точки.

Перкуссия

Перкутировать почки у здоровых людей невозможно вследствие особенностей их расположения и прикрытия спереди петлями кишечника, дающего тимпанический звук. Лишь при очень резком увеличении почек кишечные петли будут раздвинуты в стороны, и тогда над областью почки можно определить тупой звук.

^ Метод поколачи-вания


При этом врач кладет левую ладонь на поясницу больного в зоне проекции почек, а пальцами или ребром ладони правой руки наносит по левой короткие и не очень сильные удары. Если больной ощущает боль, симптом расценивается как положительный (при мочекаменной болезни, паранефрите, воспалительном процессе в лоханках) (с-м Пастернацкого)

^ Перкуссия мочевого пузыря

Притупление над лобком от наполненного мочевого пузыря.

Перкуссию ведут от пупка сверху вниз по средней линии, палец-плессимер кладут параллельно лобку.


^ 8.7 Методы исследования

8.7.1 Анализ мочи


Цвет мочи


от соломен-но-желтого до янтарно-желтого

Темно-желтый

Застойная почка, отеки, ожоги, понос, рвота

Бледный

Сахарный и несахарный диабет, ренальная глюкозурия, почечная недостаточность

Темно-бурый

Гемолитическая анемия

Темный (черный)

Острая гемолитическая почка, алкаптонурия, меланосаркома

Красный

Нефролитиаз, инфаркт почки, свинцовая анемия

Вид «мясных помоев»

Острый и обострение хронического гломерулонефрита

Цвет пива или зеленоватобурый

Паренхиматозная желтуха

Зеленовато-желтоватый

Механическая желтуха

Беловатый

Жировое перерождение

Прозрач-ность

Прозрач-на

мутный характер

при наличии большого количества клеточных элементов, гноя, бактерии, жира, слизи


Запах

Нерезкий специ-фический запах

аммиак

Нередко является нормой. Может быть при циститах, пиелитах, пиелонефритах.

“плавательного бассейна”

хокинсинурия

кошачья моча

бета-метилкротонилглицинурия

мышиный

фенилкетонурия

яблочный

У больных сахарным диабетом

^ Относи-тельная плот-ность

от 1,005 до 1,028

Гиперстенурия (1030)

при сахарном диабете (более 1040), остром гломерулонефрите, застойной почке, нефротическом синдроме, в период образования и нарастания отеков, при диарее.

Гипостенурия (1002-1005)

при несахарном диабете, рассасывании выпотных жидкостей и отеков, при алиментарной дистрофии

^ Реакция мочи (рН)

Слабо-кислая/нейтральная

рН от 5,0 до 7,0


Кислая

при острой и хронической почечной недостаточности; туберкулезе почек, остром и хроническом гломерулонефритах, лихорадочных состояниях, мочекаменной болезни, голодании, метаболическом или дыхательном ацидозе

Щелочная

при инфекциях мочевых путей (при циститах, пиелитах, распаде опухолей), а. также при гематурии, рассасывании выпотных жидкостей, после рвоты и поносов.

^ 8.7.2 Биохимическое исследование мочи

Белок

практически не содержит белка (до 30-60 мг в сутки)

Протеинурия

Реналь-ная

при пиелонефрите, амилоидозе почек, почечнокаменной болезни, абсцессе почек, туберкулезе, опухолях почек, при остром и хроническом гломерулонефрите, нефрозах, эклампсии, нефротическом синдроме, нефропатии беременных, парапротеинемических гемобластозах.

Застойная

при декомпенсированной сердечной недостаточности и опухолях в брюшной полости

Токсичес-кая

после употреблении больших доз салициловых препаратов, изониазида, анальгетиков, препаратов золота

Лихора-дочная

при заболеваниях, сопровождающихся повышением t

Экстра-ренальная

при циститах, уретритах, пиелитах, простатитах, вульвовагинитах, длительных запорах, тяжелых поносах

Нейро-генная

при травме черепа, менингиальном кровоизлиянии, почечной колике.

Сахар

Мin количество


Глюкозурия

Физиоло-гическая

при поступлении с пищей большого количества углеводов (алиментарная), после эмоционального напряжения (эмоциональная), приема некоторых лекарственных средств (кофеин, стероидные гормоны).

Патоло-гическая

чаще диабетическая вследствие недостаточно-сти островкового аппарата поджелудочной же-лезы

Печеноч-ная

при заболеваниях печени вследствие наруше-ния ее углеводной функции

Реналь-ная

в раннем детстве - признак аномалии обмена веществ. Кроме глюкозы у детей чаще могут выделяться и другие виды сахаров: молочный сахар (лактоза, левулеза), галактоза и др.

Вторичная ренальная

При хронических гломерулонефритах, нефротическом синдроме, амилоидозе

^ Кето-новые тела

Min количество, которое нельзя обнаружить соответст-вующими качественными пробами

Кетонурия

Физиоло-гическая

у детей при безуглеводной диете

Патоло-гическая

при средних и тяжелых формах сахарного диа-бета, при лихорадочных состояниях,неукротимой рвоте, поносе, тиреотоксикозе, длительном вве-дении избытка инсулина, голодании, эклампсии, субарахноидальных кровоизлияниях, черепно-мозговых травмах, сильном возбуждении ЦНС, отравлениях свинцом, СО2, атропином и др.

Били-рубин

практически не содержит

Билиру-бинурия

при заболеваниях печени и желчевыводящих путей, главным образом при паренхиматозной и механической желтухах

^ Уроби-линоге-новые тела

Мin количество

Уроби-линурия

при заболеваниях печени, инфекционном гепати-те, циррозе и новообразованиях печени, гемо-глобинуриях, гемолитических желтухах, маля-рии, скарлатине, лихорадочных состояниях, рас-сасывании больших кровоизлияний, декомпенса-ции сердечной деятельности, энтероколитах, ки-шечной непроходимости.


^ 8.7.3 Микроскопическое исследование

Эпителии-альные клетки

Неболь-шое коли-чество

плоского и перехо-дного эпи-телия (единич-ные в поле зрения)

плоский эпителий (из уретры и наружных половых органов);

у девочек может быть, если анализ мочи взят без предварительного туалета наружных половых органов или сопутствующем гинекологическом заболевании, у мальчиков указывает на наличие воспалительного процесса уретры

переходный эпителий (из лоханок, моче-точников, моче-вого пузыря)

при цистите, пиелите и пиелонефрите, после приема некоторых лекарственных веществ

почечный эпителий или эпителий мочевых канальцев

при гломерулонефрите, амилоидно-липоидном нефрозе, отравлениях, лихорадочных состояниях

Лейкоциты

до 10 в поле зрения

лейкоцитурия

уретриты, простатиты, циститы, пиелонефриты, пиелит, туберкулез почек, опухоли с распадом.

При пиелонефрите и др. воспалительных процессах мочевыводящих путей - нейтрофильная лейкоцитурия, гломерулонефрит – лимфоцитурия.

Эритро-циты

единич-ные в препарате

Гематурия

В норме

при физическом перенапряжении (маршевая).

У детей бывает ортостатическая.

Патоло-гия

при остром и хроническом гломерулонефрите, цистите, хронической почечной недостаточности, травмах мочевого пузыря, почек, при почечно-каменной болезни, папиломах, опухолях, туберкулезе почек и мочевых путей, после приема больших доз антикоагулянтов, сульфаниламидных препаратов, уротролина.

Цилиндры (белковые или клеточные образования канальцевого происхождения, имеющие цилиндрическую форму и различную величину)

гиалино-вые, зерн-истые, во-сковидные, а также эпителиал, эритро-цитар,гемо-глобин. и лейкоци-тар. цилиндры

Цилиндрурия

В норме

после купания в холодной воде, сильного физического напряжения, спортивных тренировок, при работе в горячих цехах и в условиях жаркого климата.

Патоло-гия

при нефротическом синдроме, остром и хроническом гломерулонефритах, пиелонефрите, туберкулезе почек, новообразованиях почек, при отравлении сулемой, тяжелыми металлами, иногда при почечнокаменной болезни, после диарей, эпилептических судорог, при высокой температуре.

гиали-новые

при резком снижении ее рН и увеличении относительной плотности (дегидратация)

зерни-стые

при дистрофических процессах в канальцах почек

воско-видные

для хронических заболеваний почек



^ 8.8 Другие лабораторные методы

Метод Нечипоренко

Берут среднюю порцию утренней мочи, в дальнейшем производят пересчет форменных элементов на 1 мл мочи.

эритроциты - до lхl06/л,

лейкоциты - до 4хl06/л,

цилиндры - до 0,25хl06/л.

^ Метод Амбюрже

Мочу собирают за 3 ч, а пересчет форменных элементов производят на то количество мочи, которое выделяется за 1 мин.

эритроциты - до 1000/мин.,

лейкоциты - до 2000/мин

^ Проба Зимницкого

Мочу собирают через каждые 3 ч в отдельную посуду, причем раздельно учитывают дневной (с 6 до 18 ч) и ночной (с 18 до 6 ч) диурез. В каждой порции определяют объем и с помощью урометра относительную плотность мочи. Больной начинает собирать мочу с 9.00 и заканчивает в 6.00 следующего дня. Если в какой-либо 3-х часовой период мочеиспускание отсутствует, баночка остается пустой.

Оценка выделительной функции почек: сравнивают суточный диурез с количеством выпитой жидкости. Количество мочи за сутки в норме: у мальчиков - 1000-2000 мл; у девочек - 1000-1600 мл, в зависимости от возраста. С мочой выделяется примерно 75% выпитой воды.

^ 8.9 Изменения суточного диуреза

Поли-урия

диуреза в 2 раза

В норме

обильном питье, еде арбузов, винограда (4-6 л мочи за сутки).

Патология

при хроническом пиелонефрите (в начальном периоде); при сахарном и несахарном диабете (до 10 л мочи в сутки), при рассасывании выпотных жидкостей, отеков; после приступа эпилепсии, астмы, мигрени, первичном альдостеронизме; при острой почечной недостаточности в период восстановления диуреза, алиментарной дистрофии

Олиг-yрия

диуреза в 2-3 раза

В норме

при ограниченном питьевом режиме; усиленном потоотделении (в жаркую погоду, в горячих цехах и при физической нагрузке)

Патология

при ожоговом и гемотрансфузионном шоке, после кровопотери, при лихорадке, сердечно- сосудистой недостаточности, поносах, обильной рвоте, отеках, асците, облитерации мочеточников, при отравлении сулемой, мышьяком, острой почечной недостаточности, остром гломерулонефрите, нефротическом синдроме, застойной почке.

Анурия


отсутствие мочи в мочевом пузыре вследствие

поражения почек или непоступления мочи в мочевой пузырь (менее 1/15 нормы)

В норме

у новорожденных детей в первые 2-3 дня жизни

Пато-логия

Прере-нальная

при низком АД, кровопотере, шоке, сильной интоксикации, рефлекторно при болевом раздражении, нарушении водного обмена, сдавлении почечных сосудов опухолью.

Ренальная

при остром гломерулонефрите, острой почечной недостаточности, в терминальной стадии хронической почечной недостаточности, при эклампсии, инфаркте и эмболии почек, синдроме раздавливания (травматический токсикоз)

Рефлектор-ная

при удалении единственной врожденной почки или единственной почки (если другая почка была удалена раньше или не функционирует)

Постре-нальная

камни лоханок и мочеточников, закупорка мочеточников солями или сгустками крови, кристаллами сульфаниламидов, сдавления мочевых путей опухолями

Ишу-рия

больной не в состоянии опорожнить мочевой пузырь

при сдавливании или повреждении спинного мозга, в бессознательном состоянии.

Никт-урия

ночной диурез приближается к дневному или преобладает

при функциональной недостаточности почек, недостаточности сердечно-сосудистой.


  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Мз украины как учебное пособие для судентов вмуз III-IV уровня аккредитации (протокол №1 от 23. 03. 2007 года.). Симферополь 2007 ббк icon Учебное пособие Нижний Новгород 2007 ббк 74. 58 С 32

Мз украины как учебное пособие для судентов вмуз III-IV уровня аккредитации (протокол №1 от 23. 03. 2007 года.). Симферополь 2007 ббк icon Учебное пособие Ставрополь 2007 ббк 51. 1 (2) удк 614. 2 (076. 5)

Мз украины как учебное пособие для судентов вмуз III-IV уровня аккредитации (протокол №1 от 23. 03. 2007 года.). Симферополь 2007 ббк icon Учебное пособие Тверь, 2007 удк 616-053. 5-084 (613. 955) ббк 51. 28

Мз украины как учебное пособие для судентов вмуз III-IV уровня аккредитации (протокол №1 от 23. 03. 2007 года.). Симферополь 2007 ббк icon Учебное пособие Тверь, 2007 удк 616-053. 5-084 (613. 955) ббк 51. 28

Мз украины как учебное пособие для судентов вмуз III-IV уровня аккредитации (протокол №1 от 23. 03. 2007 года.). Симферополь 2007 ббк icon Учебное пособие Пермь 2007 удк 616. 1/. 4-092: 612. 017 064 ббк

Мз украины как учебное пособие для судентов вмуз III-IV уровня аккредитации (протокол №1 от 23. 03. 2007 года.). Симферополь 2007 ббк icon 2007 Всероссийская конференция «Современные аспекты лечения мультифокального атеросклероза» Ростов-на
Сотрудники кафедры в 2007-2011г принимали участие в работе научных конференций различного уровня
Мз украины как учебное пособие для судентов вмуз III-IV уровня аккредитации (протокол №1 от 23. 03. 2007 года.). Симферополь 2007 ббк icon Учебное пособие "Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков" утверждено

Мз украины как учебное пособие для судентов вмуз III-IV уровня аккредитации (протокол №1 от 23. 03. 2007 года.). Симферополь 2007 ббк icon Приказ минздравсоцразвития РФ от 09. 03. 2007 n 156 о порядке организации медицинской помощи по восстановительной

Мз украины как учебное пособие для судентов вмуз III-IV уровня аккредитации (протокол №1 от 23. 03. 2007 года.). Симферополь 2007 ббк icon Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года n 214
Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., n 2, ст. 10; "Казахстанская правда" от 8 февраля...
Мз украины как учебное пособие для судентов вмуз III-IV уровня аккредитации (протокол №1 от 23. 03. 2007 года.). Симферополь 2007 ббк icon Учебное пособие для врачей Москва 2007 г. Удк 613. 7

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы