|
Скачать 1.85 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ЗАПОРОЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Белоусова З.И. Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков г.Запорожье 9^^ 1998 ^ ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие подготовили: Белоусова Зинаида Игнатьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Запорожского государственного университета, читает лекции по общей и возрастной психологии, психологии личности, конфликтологии, криминальной психологии, психологии общения Овсянникова Виктория Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Запорожского государственного университета, читает лекции по общей, возрастной, педагогической и социальной психологии, проводит практические и семинарские занятия Научный редактор: Мищик Людмила Ивановна, декан факультета Социальной Психологии и Педагогики профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии Запорожского государственного университета, читает лекции по педагогике и социальной педагогике, спецкурсу "Психолого-педагогаческие проблемы развития личности" Учебное пособие "Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков" утверждено учебно-методическим советом Запорожского государственного университета IV уровня аккредитации. Изменения социальных ценностей, происходящие в период реформи- рования политической и социально-экономической жизни страны, отражают- ся на всем населении Украины. Однако, по мнению социологов, социальных психологов, социальных работников и медиков наиболее незащищенными являются пожилые люди, дети, подростки и "трудовые семьи". Проблемы воспитания детей и подростков, имеющих ту или иную сте- пень социальной защищенности и социальной дезадаптации, стоят в настоя- щее время особенно остро. Это связано с тем, что дезадаптированные дети и подростки, составляющие так называемую группу риска, часто принадлежат к малообеспеченным, неполным или "проблемным" семьям. Недостатки се- мейного воспитания порождают трудности при обучении в школе, конфлик- ты с педагогами и, как следствие этого, социальную дезадаптацию подрост- ка. Обострение кризисных процессов в экономике, нарастание социаль- ной напряженности порождают негативные процессы во всех слоях общест- ва, но особенно в среде детей. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных, родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Возрастающее число детей, имеющих проблемы, является наиболее важной причиной переосмысления и реформирования политики в области детства и необходимости срочных социальных мероприятий по отношению к детям. Проблемы могут быть различного свойства, они могут проявляться в семье, школе, колебаться от незначительных до видимых девиаций, обычно связываемых с детской беспризорностью и плохим обращением, так же как и с детьми группы риска. В то время как общество имеет тенденцию воспринимать это как "проблемы детей, создающих проблемы для общества", в действительности эти дети имеют проблемы с обществом. Анализ состояния криминальных дел по подростковой преступности, например, показывает, что за последние десять лет преступность среди несо- вершеннолетних возросла в несколько раз, причем несовершеннолетние ста- новятся наиболее криминально активной частью населения. Повышается аг- рессивность, дерзость подростков при совершении преступлений, возросло число фактов изъятия у несовершеннолетних наркотических средств. Как свидетельствует криминальная хроника, наблюдается устойчивая тенденция к омоложению преступности за счет роста криминальной активности подро- стков более младшего возраста. Ежегодно увеличивается количество несовершеннолетних, состоящих на учете в милиции, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано в связи с недостижением ими возраста уголовной ответственности. Как свидетельствуют социологические исследования все чаще анали- зируются специалистами факты насилия и жестокости по отношению к детям и подросткам. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической сла- бостью. психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчи- ненным положением по отношению взрослым - родителям, опекунам, вос- питателям, учителям, родственникам. Опыт работы психологической службы показывает, что постоянная обстановка насилия в микросоциуме сверстников, способствует процессу виктимизадии определенных сграт подростков, характеризующихся низкой самооценкой, низким уровнем адаптации, отсутствием самоконтроля, кон- фликтностью, эмоциональной неустойчивостью и высокой степенью фруст- рационной напряженности. Как считают специалисты, особую категорию девиантного поведения, независимо от возрастных характеристик, составляют представители разных направлений, которые указывают на различные причины этого феномена. Ч. Ломброзо с позиций антропологии полагал, что у самоубийц якобы имеются характерные особенности строения черепа, оказывающие воздействие на его мозг и поведение. Э. Дюрктейм развивал социологическую теорию суици- дального поведения, связывая его с процессом дезинтеграции социальных институтов. По мнению представителей психологического направления, причины суицида - в настроениях и переживаниях субъекта, а не во внешних обстоя- тельствах. Они утверждают, что ослабление жизненного тонуса, исчезнове- ние жизненного инстинкта - единственная и истинная причина само- убийств. Определенное распространение получили взгляды, отождествляю- щие суициды с психической болезнью. Необоснованность отнесения суици- дов .тишь к сфере психиатрии была доказана последующими исследования- ми. Ведущий специалист суицидологии А. Г. Амбрумова выдвинула кон- цепцию суицида как социально психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта. Человек приспосабливается к среде путем активного взаимодействия с природой и социальными условиями. В отличие от биологической адаптации, которая протекает пассивно, социаль- но-психологическая имеет активный характер. На уровне личности акцент переносится на социальные взаимодействия, опосредствованные психической деятельностью и ее высшей формой - сознанием. Процесс социально-психической адаптации протекает по всем четырем направлениям человеческой деятельности: познавательному, преобразова- тельному, ценностно-ориентационному и коммуникативному. В норме все эти направления адаптации образуют целостную динамическую систему, в ко- торой каждое из них гармонично сочетается с остальными. С динамической и энергетической сторон процесс адаптации характеризуется пластичностью и интенсивностью. При этом значительная часть адаптационных возможностей не используется, образуя резервный фонд, который мобилизуется для адапта- ции в экстремальных условиях, ноне все личности одинаково перестраивают свою приспособительную тактику. Одни, наиболее устойчивые, за счет пла- стичности и резервов сохраняют прежний общий "нормальный" уровень адаптации, другие снижают этот уровень, но без его существенной деформа- ции. В этих случаях дезадаптация, если и наступает, то носит временный ха- рактер и является "лимитирующей" ( непатологической). Некоторые же личности, которые имеют недостаточный резерв адап- тации и меньшую ее пластичность в силу различных причин (психических) или соматических, заболеваний, пограничных состояний, высокой эмоцио- нальности, серии жизненных неурядиц и т.п., в экстремальных (конфликт- ных) ситуациях оказываются в состоянии социально-психологической деза- даптации, которая характеризуется качественной "трансформирующей" лом- кой процесса адаптации. Объективно социально-психологическая дезадаптация проявляется в поведении, субъективно - в широкой гамме психоэмоциональных сдвигов, отклонений, девиаций. По мнению специалистов (А.А. Бодалев, М.И. Буянов, Г.Н. Костюри- на, Л.Р. Мадорский, А.Г. Хрипкова и др.) Анализ причин девиация детей и подростков позволяет на первое место поставить грубость родителей, часто занимающих низкий статус в социальном отношении. Им свойственны ран- няя алкоголизация, ранние сексуальные опыты, проституция, психическая нестабильность, тюрьма и т.п. Таким образом, сами родители являются как бы переносчиками ненависти на своих детей из собственного неблагополуч- ного детства. Кроме того, дополнительным фактором, способствующим девиации детей и провоцирующим ее являются условия жизни, событийная сторона. На фоне общего экономического кризиса, нестабильности социальных отноше- ний в обществе все чаще рождаются и проявляются различного рода агрес- сивные идеи и намерения, поведенческие акты, вплоть до криминальных действий и поступков. Девиация родителей и детей проявляется в замедлен- ном развитии всего организма, нарушается адекватное поведение, появ- .1яются неясные беспричинные волнения, апатия, гиперактивность и гипер- привя^анность родителей к детям и наоборот, а также агрессивность, безы- нициативность и т.д. Дети плохо учатся, слабо адаптируются к новой среде, они несамостоятельны, робки, их постоянно мучают тревоги. Став родителями, они не в состоянии одарить своего ребенка любовью и вниманием, ибо их они никогда не видели в своем несчастном детстве. Они не способны понимать и улавливать мотивы, желания и потребности своего ребенка. Они нетерпимы, несговорчивы и любят очень холодно. Такие родители будут подсознательно воспроизводить все отказы и агрессии собст- венных родителей, которые они сами перенесли в детстве. И таким образом может воспроизводиться весь цикл девиаций в течение нескольких поколе- ний. Самым печальным и страшным явлением считается детская смерт- ность. По данным Всемирной организации здравоохранения число смертей (без новорожденных) составляет Юна 100 человек: десять из ста умирают, а примерно 60 (из 90) не получают должного воспитания, любви и заботы. В чем же причина? Причина, считают специалисты, молчание тех, над кем надругались. Психологи считают, что дети начинают говорить, но говорят они, по-началу, закодировано: жесты, демонстрации, указания, рисунки, ми- мика, слезы... Часто дети выдают наиболее ценную информацию в игре (свои желания, страхи, волнения, переживания и мечты, а также намерения родителей, понятые через призму детского сознания). Именно сам факт кодирования, "прятания" информации показывает ее важность, раскрывает детскую озабоченность и страдания. Вторая половина XX века берет на себя разрешение многих проблем, в том числе и проблем)- девиантного поведения, которая касается многих ''искалеченных" судеб подрастающего поколения. ГЛАВА 1 ^ Проблема девиантного поведения, являясь чрезвычайно актуальной, изучена весьма недостаточно, как в социально-психологическом, так и меди- цинском аспекте. Одним из проблемных вопросов является разночтение в терминологии данной группы отклонений и расстройств - "нарушение по- ведения", "патологическое поведение", "аномальное поведение", "девиантное" и "делинквентное поведение". Многочисленные попытки специалистов систематизировать причины, условия и факторы нарушения поведения являются недостаточно разрабо- танными. По мнению исследователей, это, прежде всего связано с отсутстви- ем четких диагностических критериев. В американской классификации, на- пример, ангасоциальные расстройства и отклонения личности состоят не из указанных индивидуальных черт характера личности, а представляют собой перечень (реестр) правонарушений и асоциальных поступков. В принятой отечественной классификации выделяют антидисципли- нарное (нарушение режима и дисциплины в учебно-воспитательных учреж- дениях); ангисоциальное (невыполнение нравственных норм поведения в со- циуме); делинквентное (противоправное); аутоагрессивное (направленное против себя). В клинической и педагогической практике часто встречаются патоха- рактерологические реакции, которые проявляются, в основном, как стуа- тивно обусловленные нарушения поведения (побеги из дома, бродяжничест- во, алкоголизация, суицидальное поведение, транзиторные сексуальные де- виации, токсикомания). Выход научной литературы по проблемам девиации увеличивается по мере развития человеческого общества Имеющиеся публикации отражают попытки решения проблемы на социологическом, социально- психологическом, социально-педагогическом, а также юридическом и меди- цинском уровне. § 1. Рассмотрение проблемы в зарубежных исследованиях Термин "девиация" происходит от латинского слова йеуййо, что бук- вально значит "от дороги" (Й1 - от, уи1ю - дорога) и переводится как "отклонение". Данный термин используется в разных науках, в том числе - в психологии - в своем первоначальном значении, однако содержание его варьируется у разных авторов. Наиболее общее представление о девиантном поведении связано с на- оушением неких норм. которые выступают регуляторами общения между людьми. Следует подчеркнуть, что норма является величиной переменной. Ха- рактер ее изменяется под воздействием разных факторов: возрастного, этни- ческого, социального, профессионального, полового, идеологического и т.д. Приведем простейший пример. Хороший ученик дал отстающему' свою тетрадь, чтобы списать домашнее задание. Ддя учителя этот поступок - на- рушение нормы, для ученика, напротив, нарушением нормы было бы отка- зать в просьбе товарища. Сильный ученик знает, что за отказом последуют репрессии со стороны своих товарищей (как сильных, так и слабых учени- ков), что для него, несомненно, является более значимым и важным, чем за- мечание учителя. Вместе с тем, та же самая ситуация в США интерпретировалась бы обеими сторонами совсем по-тугому: учитель там был бы скорее удивлен такой попыткой, чем возмущен, а ученик, попросивший списать задание, был бы подвергнут остракизму со стороны своих товарищей. Дело в том, что та- кая просьба означала бы желание уклониться от состязания, что в американ- ской культуре считается знаком позора. Страх оказаться в числе неудачников является более сильным мотивом, чем мотив страха академической задол- женности, Таким образом, "норма" - это условная и переменная величина, ре- альность которой наиболее отчетливо проявляется при взаимодействии раз- личных культур. Чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме, свою куль- туру яснее начинают представлять именно на фоне этой неприемлемой фор- мы. Причем, значимым оказывается бесконечный ряд поведенческих актов: и то, как человек ест, как он смеется, и то, как он одевается и т.д. Приведем пример. Одна американка в Японии посмотрела какой-то самурайский фильм и поделилась своими впечатлениями с японкой: "как, должно быть, жутко умирать от меча!" На что японка ответила, что, по ее мнению, страшнее быть застреленной из пистолета - не успеешь даже под- готовиться к встрече с богом! Услышав мнение японки, американка была по- ражена и впервые осознала тот факт, что пистолет давно стал неотъемлемой частью американской культуры, чем-то понягньш и родным. А поэтому, хотя потенциал убийства в пистолете заложен куда более страшный, чем в мече, пистолет представляется американке менее опасным... Важным обстоятельством при рассмотрении отклоняющегося поведе- ния является то, что расстройство, лежащее в основе такого поведения, мо- жет быть специфичным по отношению только к определенной ситуации. На- пример, ночное недержание мочи у ребенка может отмечаться только дома, а вдали от родителей - никогда; или демонстрируемая школьником агрес- сивность в школе может никогда не проявляться в семье. 8 Таким образом, прежде чем рассуждать о девиации, считают амери- канские исследователи, нужно отчетливо представлять, по отношению к ка- кой норме эта девиация определяется. В этом, по их мнению, кроется суть проблемы. Девиация легко распознается в своих экстремальных проявлени- ях: нельзя красть, убивать, прелюбодействовать и т.д. Этот ряд известных библейских "нельзя" огораживает для человека территорию, в пределах которой ему разрешается жить и действовать. Сис- тема библейских "нельзя" имеет значительно более универсальный характер, чем те факторы, которые действуют в примерах с самурайским мечом и спи- сывающим учеником. Сопоставляя более обшую систему норм с более частной, американ- ские специалисты приходят к следующим выводам: - все нормы действуют, прежде всего, по схеме "стимул-реакция", следовательно, явление девиации возможно и целесообразно рассматривать с бихевиористских позиций; - норма проявляется, прежде всего, как признак "нельзя" в виде ре- акции общества на поведение индивида в социуме; - универсальных "нельзя" немного и дело не в них. Человеческой культурой созданы тысячи "нельзя", в которых трудно не заблудиться не только простым смертным, но и ученым, специально исследующим модели общения и поведения людей; - общество защищает себя от нарушителей универсальных "нельзя" целой системой наказаний вплоть до тюрьмы, сумасшедшего дома, и смерт- ной казни. Нарушителям менее понятных и более многочисленных "нельзя" грозит, как правило, только порицание со стороны окружающих; - причинами девиантности могут выступить разные факторы: бо- лезнь, физиология человека, отсутствие гармонии между человеком и окру- жающей средой, наследственность и пр. Делая вывод об особенностях поведения, необходимо получить све- дения о поведении человека в разных обстоятельствах. Стуативное прояв- ление особенностей поведения заключается не только в самом человеке, но и во взаимодействии его с окружающей средой. Холистический подход к девиантности в понимании Джеймса В. Макконнелла Девианты исследуются, по мнению исследователя, в особом разделе психологии, который называется "Психопатология" и "Аномальная психоло- гия". В самом начале этого раздела Макконнелл большими буквами выделя- ет подзаголовок: "Внимание! Противоречивый материал!" Действительно, наибольшая степень согласия среди психологов наб- тю дается в тех разделах, где рассматривается мо">г и нервная система- пси- хология чувственного и логического познания. Консенсус меньше в области мотивации и общения, еще меньше - в психологии развития и социальной психологии. Расхождения достигают высшей точки в теории личности, патопсихологии и психотерапии. В. Макконнелл считает, что при изучении патопсихологии следует иметь в виду следующее. Исследование девиантности - самый проблематичный и увлекатель- ный раздел психологии. В области анормальной психологии нельзя добиться полной объектив- ности. так как само понятие "анормальной" является продуктом субъективно- го оценочного суждения. Существует точка зрения, в соответствии с которой все люди ненор- мальны в той или иной степени. Эта точка зрения восходит к 3. Фрейду, Юн- гу, Эриксону, Роджерсу и другим ученым, которые занимались исследовани- ем психики больных людей и которые пришли к выводу, что ненормальность этих людей проявляется в виде гипертрофии ментальных или поведенческих стереотипов, которыми обладают все люди. Отсюда вывод: психически боль- ной отличается от здорового в количестве содержимого в нем сумасшествия. Психологи избегают термин "душевная болезнь" и ИСПОЛЬЗУЮТ ряд своих терминов, отражающих специфику заболевания: - "Ментальная болезнь, причиной которой могут быть медицинские или биологические факторы (следовательно, лечение может быть медикаментоз- ным). - "Ментальный беспорядок" подразумевает, что проблема носит внут- рипсихический характер (следовательно, пользу может принести психотера- пия). - "Поведенческий беспорядок" означает, что анормальность является приобретенной привычкой (и, следовательно, может быть устранена путем переучивания). - "Проблема приспособляемости" предполагает что-то необычное во взаимоотношении человека со средой (следовательно, терапией может быть системный подход). Общей точки зрения и согласия по поводу использования этих терми- нов нет. Столь же мало согласия по поводу того, какую именно терапию сле- дует избрать здя лечения того или иного расстройства, Весьма проблематичным является определение норм в психологиче- ской науке. Встает вопрос: как определяется норма в психологии? В статистической смысле слово "анормальный" является нейтраль- ным, то есть оно относится как к положительным, так и отрицательным от- клонениям от нормы. Положительными примерами девиантности являются красота, та- лант, богатство, отличное здоровье. Однако, говоря о девиантн^T' оопь- шинство людей имеют в виду нечто другое: 'нездоровье", "амора^"^ ' ^' служивающее осуждения поведение. Таким образом, "анормальность" - это не только статисшч^кое от- клонение от нормы, но и отрицательное отклонение, то есть, говоря об отри- цательном отклонении, мы уже выносим оценочное суждение. Психологи всегда стремились ограничить субъективность в использо- вании этого термина. Так, в 1939 году Н.(^.\Уеегос1ч за^ил. что "анормальным" следует признавать только то поведение, которое вправлено на достижение какой-то девиантной цели. Что бы вы ни делали, но если вы просто пытаетесь справит^ с труд- ной ситуацией, то в ваших действиях ничего ненормального нет. В 1957 году Е.^).5ЬоЬеп сделал шаг вперед, определив "нормаль^^ь ^^ реализованный потенциал человека. Неудача в реализации собственных идеалов является признаком "анормальности". Мелвин Закс и Эмори Коуэн считают такой подход чересчУР субъек- тивным (кто может определить потенциал человека, кто скажет, насколько человек приблизился к реализации своего идеала?). Поэтому эти авторы по- лагают, что любые определения анормальности должны основывай* ^ T" нимании того, что является "здоровым" и "нормальным" для дая^^ чело- века в данной культуре. Если обращаться к психотерапевту, ему могут сказать: "у меня про- блемы со сном", "у меня нет аппетита", "у меня нет друзей". Сама постанов- ка этих проблем, как отмечают Закс и Коуэн, предполагает срав^ние с не- ким стандартом (или нормой), устанавливающим, сколько вы должны спать и есть и сколько друзей полагается иметь. Таким образом, психотерапевт должен иметь дело с вашими пред- ставлениями о "норме", а также с "нормами" той культуры, в которой вы живете. Более того, психотерапевт должен определить, как далеко ?ы отошли от собственной и от социально-детерминированной нормы. Причем любой разговор об отклонениях от нормы наполняется конкретным смыслом только тогда, когда существуют статистические параметры нормы, поэтому нужно иметь представление о Медиане, статистическом разбросе и стандартной девиатT- Нормой в психологических тестах принято считать средне^тистиче- скую величину - медиану. Так, в большинстве тестов 10 медиана равна 100 баллам. Если испытуемый набрал 101 балл, то имеет место отклонение от нормы. Однако какое это отклонение, существенное или несуш^"^T^- Для того, чтобы в этом разобраться, рассмотрим следующий граф^ постро- енный Макконнеллом, на котором кривая линия в виде колоколь^^ иллю- стрирует статистический разброс. Отправным пунктом построе- ния настоящего графика является следующий методологический ас- пект: нормальными считаются по- казатели. охватывающие 2/3 ис- пытуемых. Например, в 10 тестах медиа- на произвольно определена в 100 баллов. Как правило, 2/3 испы- туемых выбирают в этих тестах от 84 до 116 баллов, в то время как 1/3 испытуемых набирает на 16 52 69 84 100 116 132 1^ балловвышеилинижемедианы. Таким образом, стандартная девиация для такого теста будет равна 16 баллам. Если результат испытуемого укладывается в одну стандартную де- виадию (равную 16 баллам в данном тесте), то такой результат считается "в пределах нормального разброса". Если вы набрали 132 балла, то это значит, что ваш результат выше медианы на два стандартных отклонения. Если вы набрали 148 баллов, то результат выше медианы на три стандартных отклонения, что позволит при- числить вас к 0,2% испытуемых, набравших лучшие результаты. Типы девиаитного поведения Определение статистической нормы всего лишь одно из условий, кото- рые требуются для того, чтобы объяснить причины девиантного поведения. К сожалению, какая-либо универсальная теория в этом вопросе отсутствует. Можно говорить лишь о некоторых общих тенденциях в исследовании дан- ного явления. Какие-нибудь 20 лет назад, открыв учебник аномальной психологии, вы обнаружили бы описание конкретных случаев и интерпретаций результа- тов таких психологических тестов как, например, тест Роршаха. В то время пациентов диагностировали, прежде всего, в терминах, характеризующих этичность. В современных условиях в соответствующих книгах вы найдете по- добные данные о "сканировании мозга", "генетических маркерах" и "биохимических реакциях". Пациентов все больше диагностируют в тер- минах медицинских реакций, а не в терминах личностной структуры. Таким образом, изменение в описании девиантного поведения заклю- чается в переносе акцента с психологического на физиологический фактор. Однако, при этом остается неясным, повлияла ли эта переориентация пози- тивно на точность диагностики и эффективности терапии. § 2. Проблема девиации в отечественных источниках Ведущие специалисты отечественной психологической науки (Л. С. Выготский. Д. Б. Эльконин, Г.С Костюк, М.И. Лисина, В.Т. Кондра- шенко и Дф) исследовали проблему девиации в разных возрастных группах. Ддд постановки в рассмотрении данной проблемы многие авторы приводят генетическую модель девиантного поведения, включающую четыре фактора: ^ ^розкДбнная или приобретенная мозговая дисфункция, приводящая к нарушению психофизиологических регуляторов социального поведения (снижение) волевого контроля и проецируемой на социум тревоги.), 2 Эмоциональная депривация, дефицит положительных подкреплений в нормальной сфере жизни ребенка. 3- Сенсорно-деятельностная депривация. ^ {^есформированность социальных норм и базисной установки на "принятие мира таким, как он есть". В настоящее время дифференцированная и адекватная коррекция пер- вой составляющей не подкреплена реальными терапевтическими возможно- стями. Факторы 2-й и 3-й- социально-психологические - акцентируют внимание да ^икросоциальном окружении ребенка. В связи с этим, на пер- вый взгляд "йредметно-игрушечная" тема кажется несколько искусственной и непродуктивной. Мы полагаем, что необходимо отметить в защиту данного направле- ния следующее: 1) большая часть социально-психологических рекомендаций и адми- нистративных предписаний по оптимизации воспитательного микросоциума блокируется организационными ограничениями и личностной незрелостью воспитателей- 2) относительная простота и доступность модификации "игрушечной" сферы сочетается в настоящее время с неосознанной хаотичностью ее ис- пользования- 3) при изучении влияния шрушек на социализацию детей могут быть выработано конкретные психотерапевтические рекомендации; 4) значимость игрушек в нормативной социализации ребенка явно недооценивается в пихолого-педагогической работе (исключение - детская психотерапия) (А. С. Спиваковская). Известно, что игрушки оказывают большое влияние на развитие ре- бенка, выполняют несколько функций, имеющих различное значение на раз- ных этапах онтогенеза. С учетом возрастной динамики могут быть выделены следующие функции игрушек: - опосредованное чрезпредметное общение; - формирование антропоморфной картины мира, - формирование сознания персонального и коллективного; Отправным пунктом построе- ния настоящего графика является следующий методологический ас- пект: нормальными считаются по- казатели, охватывающие 2/3 ис- пытуемых. Например, в 10 тестах медиа- на произвольно определена в 100 баллов. Как правило, 2/3 испы- туемых выбирают в этих тестах от 84 до 116 баллов, в то время как 1/3 испытуемых набирает на 16 52 69 <4 100 116 132 14< балловвышеилинижемедианы. Таким образом, стандартная девиация для такого теста будет равна 16 баллам. Если результат испытуемого укладывается в одну стандартную де- виацию (равную 16 баллам в данном тесте), то такой результат считается "в пределах нормального разброса". Если вы набрали 132 балла, то это значит, что ваш результат выше медианы на два стандартных отклонения. Если вы набрали 148 баллов, то результат выше медианы на три стандартных отклонения, что позволит при- числить вас к 0,2 % испытуемых, набравших лучшие результаты. Типы девиантного поведения Определение статистической нормы всего лишь одно из условий, кото- рые требуются для того, чтобы объяснить причины девиантного поведения. К сожалению, какая-либо универсальная теория в этом вопросе отсутствует. Можно говорить лишь о некоторых общих тенденциях в исследовании дан- ного явления. Какие-нибудь 20 лет назад, открыв учебник аномальной психологии, вы обнаружили бы описание конкретных случаев и интерпретаций результа- тов таких психологических тестов как, например, тест Роршаха. В то время пациентов диагностировали, прежде всего, в терминах, характеризующих личность. В современных условиях в соответствующих книгах вы найдете по- добные данные о "сканировании мозга", "генетических маркерах" и "биохимических реакциях". Пациентов все больше диагностируют в тер- минах медицинских реакций, а не в терминах личностной структуры, Таким образом, изменение в описании девиантного поведения заклю- чается в переносе акцента с психологического на физиологический фактор. Однако, при этом остается неясным, повлияла ли эта переориентация пози- тивно на точность диагностики и эффективности терапии. § 2. Проблема девиации в отечественных источниках Ведущие специалисты отечественной психологической науки (Л. С. Выготский. Д. Б. Эльконин, Г.С. Костюк. М.И. Лисина, В.Т. Кондра- шенко и др.) исследовали проблему девиации в разных возрастных группах. Для постановки в рассмотрении данной проблемы многие авторы приводят генетическую модель девиантного поведения, включающую четыре фактора: 1. Вропеденная или приобретенная мозговая дисфункция, приводящая к нарушению психофизиологических регуляторов социального поведения (снижению волевого контроля и проецируемой на социум тревоги.). 2. Эмоциональная депривация, дефицит положительных подкреплений в нормальной сфере жизни ребенка. 3. Сенсорно-деятельностнаядепривация. 4. Несформированность социальных норм и базисной установки на "принятие мира таким, как он есть". В настоящее время дифференцированная и адекватная коррекция пер- вой составляющей не подкреплена реальными терапевтическими возможно- стями. Факторы 2-й и 3-й- социально-психологические - акцентируют внимание на микросоциальном окружении ребенка. В связи с этим, на пер- вый взгляд, "предметно-игрушечная" тема кажется несколько искусственной и непродуктивной. Мы полагаем, что необходимо отметить в защиту данного направле- ния следующее: 1) большая часть социально-психологических рекомендаций и адми- нистративных предписаний по оптимизации воспитательного микросоциума блокируется организационными ограничениями и личностной незрелостью воспитателей; 2) относительная простота и доступность модификации "игрушечной" сферы сочетается в настоящее время с неосознанной хаотичностью ее ис- пользования; 3) при изучении влияния игрушек на социализацию детей могут быть выработаны конкретные психотерапевтические рекомендации; 4) значимость игрушек в нормативной социализации ребенка явно недооценивается в пихолого-педагогической работе (исключение - детская психотерапия) (А. С. Спиваковская). Известно, что игрушки оказывают большое влияние на развитие ре- бенка, выполняют несколько функций, имеющих различное значение на раз- ных этапах онтогенеза. С учетом возрастной динамики могут быть выделены следующие функции игрушек: - опосредованное чрезпредметное общение; - формирование антропоморфной картины мира, - формирование сознания персонального и коллективного; - поло-ролевая идентификация, чакрепление социальных норм: - потенцирование совместных игр со сверстниками. Поскольку достаточно легко прослеживаются параллели между выде- ленными выше четырьмя факторами генезиса девиантного поведения и де- фицитом перечисленных формирующих функций игрушек предпримем по- пытку более подробно проанализировать эти функции, периодически оста- навливаясь на их связи с возможным девиантным развитием. В рамках обыденного сознания считается, что субъективный образ мира формируется в зрелом возрасте, является неким "философским" про- дуктом высокоразвитого сознания. Однако, уже в работах Пиаже (1930, 1954) было отмечено, что субъективное "конструирование реальности" фор- мируется в первые годы жизни. От того, какая картина мира сложилась у ребенка, зависит не только его отношение к жизни, но и во многом и сама жизнь. "Мир прекрасен, я, человек - его властелин" - такой образ мира определяет уютное существо- вание и уверенность в своей защищенности даже при встрече с реальными трудностями. Прослеживая развитие гармоничного мировоззрения, можно отметить, что кратковременно сменившись в период пубертатного кризиса формулой "Мир ужасен", оно должно перерастать в диалектическое "Мир ужасен и прекрасен" и далее - в зрелое диалектическое "Мир прекрасен и ужасен, и потому особенно прекрасен". Многими людьми их картина мира вообще не осознается, другими лишь частично вербализируется в рамках подходящих мировоззренческих концепций. Естественно, что задержки или регресс развития могут отмечаться в любом возрасте: детском - с нереалистичной самоуверенностью; подрост- ковом - с агрессивным негативизмом; взрослом - с пассивной созерца- тельностью. Однако, представляет интерес то положение, что при неблаго- приятных условиях уже в раннем детстве может сформироваться полярная гармоничная картина мира: "Мир ужасен и непредсказуем, враждебен ко мне". Такая установка порождает дискомфорт, тревожно-агрессивную на- строенность, тенденции к девиантном поведению и "бегству от реальности". Побеги детей из дома и детских учреждений - наименее злокачест- венное поведенческое поведение установочного синдрома "бегства от реаль- ности", который включает в себя и наркотизацию, и девиантное и асоциаль- ное поведение, провоцирующие изоляцию. Бесспорно, эмоциональная составляющая гармоничной картины мира формируется в контакте с матерью, в дальнейшем зависит во многом от ха- рактера общения с окружающими. Но не менее бесспорно и то. что большое количество детей (не только воспитанников домов ребенка) испытывают эмоционально-контактный дефицит. В этом случае, считают специалисты, особенно важно достаточное количество игрушек в какой-то мере "замещающих" непосредственное об- щение. Можно предположить, что для этих целей кусгарно изготовленные ручным способ игрушки предпочтительнее штампованных. Когнитивная со- ставляющая детской гармоничной картины мира базируется на навыках ан- тропоцентрического и антропоморфного редукционизма, без которых невоз- можно "постигнуть", познать и принять мир. В формировании этих навыков игрушки, обладающие антропоморф- ными размерами и функциональностью, поистине незаменимы. Отсутствие возможности с раннего возраста пользоваться разнообразными игрушками - рассматривать, трогать, даже ломать, что формирует способность к обу- чению, преобразованию материального мира, ограничивает степень соци- альности человека, приводит к недостаточному развитию абстрактного мышления (слово-обозначение становится понятием лишь при выработке на данный предмет значительного количества двигательных условно- рефлекторных связей (Колосов В.Д.). Нормативную функцию игрушек ("изначальных") подтверждает и их универсальность, подчеркнутая Е.А. Аркиным (1935), который проводил исторический и этнографический анализ и отметил, что дети разных эпох и народов не только получают или сами создают сходные игрушки, но, что еще более поразительно, делают из них одинаковое применение. Д.Б. Эльконин^ критикует Е.А. Аркина за "антиисторизм", противо- поставляя "изначальным" игрушкам паровозики и машинки современных детей. Но, с позиций здравого смысла, без привлечения "тотемных пережит- ков" невозможно объяснить распространенность пластиковых обезьян, попу- гаев и гиппопотамов в средней полосе России или на Украине, а в звуках детской погремушки достаточно ясно "слышны" отголоски погремушки ша- мана. Можно предположить, что нарастающая технизация игрушек, отме- ченных абстракционистскими изысками дизайнеров, в определенной мере деформируют "экологическое чувство" современной культуры, в целом отда- ляет человека от природного мира: этот процесс таит в себе опасности, на- правленные не столько на природу, сколько на самого человека. Каждый взрослый может припомнить грустную картину: брошенные в песочнице игрушки, за обладание которыми совсем недавно дети могли драться меязду собой. Видимый парадокс помогает разрешить ключевое слово "обладания": одним из атрибутов реального, полного обладания явля- ется возможность сломать, отобрать, бросить, отдать и т.п. Реальная часть огромного мира - игрушки - может быть для ребенка объектом "полного обладания", что подкрепляет антропоцентрические иллюзии "обладания ми- ром" и собственной значимости. В возрасте 2-3 лет начинают формироваться социально значимые по- нятия собственности, важный регулятор персонально-коллективной норма- 1) Эльконин Д.Б. Психология игры М., 1976. тивной собственной деятельности. В игрушках и "драгоценностях"-заме- нителях (А. Г. Шмелев)', в бесполезной с нашей точки зрения вещице для ребенка может быть символически собран, сконцентрирован целый мир - мир под названием "мое", вещественное воплощение его "суверенитета" и могущества. Понятие "мое" - необходимая ступень к формированию "наше", ко- гда в возрасте 4-6 лет проявляется потребность в совместных играх, в том числе с использованием дорогостоящих коллективных игрушек. В детских учреждениях "преуспели" в коллективизации игрушек, по- пытки "персонального" владения пресекаются, а "драгоценности"- заменители (камешки, винтики и деревяшки, "бесполезные" и "опасные", с точки зрения воспитателей) и вовсе изымаются. В благополучных семьях ребенок может быть отстранен от реального обладания игрушками в связи с их технической сложностью и дорогостоимостью ("игрушечная железная до- рога для взрослых"). Дети с неудовлетворенной потребностью в персональ- ных игрушках и суверенном пространстве в жилище, с несформированным понятием "мое" фиксированы на "своих" бессознательных импульсах, не усваивают "взрослых" правят; небрежно относятся не только к чужим, но и к своим вещам, своему здоровью. Другая количественная крайность - избыточность игрушек - также не способствует формированию понятия "мое". Можно предположить, что частая смена игрушек, изобилие кукол порождает стереотип краткосрочности и поверхности привязанностей, безответственности, переносимый в даль- нейшем в межличностные отношения. Проблема "игрушки как подкрепле- ние" требует своего глубокого специального анализа. Достаточно глубоко исследовано влияние игрушек на ролевые игры (Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина). Отмечена возрастная динамика, которая час- то не учитывается воспитателями. Если преддошкольнику роль подсказыва- ется самим предметом, игрушкой, оказавшейся в его руках, то в .дальнейшем, выбрав ролевую игру (свою роль в ней), ребенок сам предписывает "полуфункциональным" игрушкам соответствующие роль заменителя взрос- лых и профессиональных атрибутов. С 4-5 лет "познавание мира предметов и физических явлений перестает исчерпывать интересы детей. Их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере" (М.И. Лисина). Безусловно, неполноценность "вещного" этапа приводит к деформации и социального этапа познания мира, и освоения социальных ролей. В игруш- ках имплицидно заложены правила их использования, правила, принимае- мые ребенком в силу привлекательности игрушки. Как отмечал Л.С. Выгот- ский, "игра дает ребенку новую форму желания, т.е. учит его желать, соотно- ся желание к фиктивному "я" (т.е. к роли в игре и ее правилу)" и далее: "правила - школа воли, мнимая ситуация - путь к абстракции". 1) Шмелев А.Г. Острые углы семейного крута.. М., 1980, '6 Важным этапом процесса интериоризации социальных норм и правил является их проговаривание, а многие дети самостоятельно вербализуют "нравоучения", адресуя их игрушкам, и избегают этого в игре со сверстни- ками или взрослыми, По мнению специалистов (Д.В. Колесов) сексуальные различия про- являются уже с 2-3 лет не только в выборе игрушек, но и в их использова- нии. Если девочки склонны к попечительской и "домоустроительной" дея- тельности, то у мальчиков столь же отчетливо выражена склонность к преоб- разующей и конструктивной, пространственно развернутой деятельности. Девочки стремятся придерживаться предписанных правил и образцов, маль- чики чаще используют игрушку не по назначению, находя ей неожиданное применение. Они больше интересуются устройством игрушки, чем ее назна- чением и потребительской пользой. Даже с куклой мальчики играют иначе, заставляя ее прыгать, маршировать, ездить на машине и т.п. Нельзя все же исключить, что навязываемый неадекватный ассортимент игрушек может деформировать психосексуальное развитие. Д.Б. Колосов^ отмечает, что промышленность выпускает игрушки, направленные на удовлетворение ти- пичных игровых наклонностей отдельно для мальчиков и девочек, и нет игр, "в которых девочки и мальчики могли бы участвовать не на основе соперни- чества, а на основе разделения ролей в интересах достижения общего резуль- тата", сконструированных с учетом возможности проявления специфических способностей того и другого пола, формирующих установи на сотрудниче- ство и взаимоуважение с представителями противоположного пола. Дискуссионные проблемы, связанные с игрушками порождают сле- дующие явления: - распространенность игрушечного оружия вообще и включение в "милитаристские" игры девочек в частности; - вытеснение традиционных игрушек технически сложными (элек- тро- и радиофицированными, компьютеризированными), не только стираю- щими половозрастные различия, но и дегуманизирующие подрастающего человека; - учащение случаев, когда игрушки приобретаются для развлечения взрослых и украшения интерьера, а не для развития детей. Чтобы избежать девиацию на ранних этапах онтогенеза можно выде- лить основные требования к выпускаемым и используемым игрушкам: поло- возрастная функциональная адекватность; количественный оптимум; когни- тивно-эмоциональный баштане; персонофицированность игрушек для детей дошкольного и предшкольного возраста и предоставление преимущественно детским учреждениям дорогостоящих игрушек коллективного пользования Для детей старше 4-5 лет. 1) Колесов Д.Б. Беседы о половом воспитании. М" 1986. 17 Мы полагаем, что по этим же направлениям может проводиться пси- хо.того-педагогическое изучение влияния игрушек на детей в целом, в осо- бенности на детей с девиантным поведением с целью поиска возможностей сознательного использования игрушек. Это позволит, по мнению специали- стов, анализировать нарушенное поведение ребенка с позиции интегрального взаимодействия социально-психологических и биологических факторов, а также на основании психолого-педагогических данных. Исследования^ "трудных детей" позволили авторам для оценки откло- нения от нормы поведения использовать несколько критериев, 1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка. Ряд особенностей поведения ребенка является нормальным только для детей определенного возраста. Так, мокрые пеленки младенцев нормальное явление, которое на тревожит родителей. А в десятилетнем возрасте подоб- ное явление редко и поэтому для этого возраста подобные случаи рассматри- ваются как отклонение от нормы. 2. Длительность сохранения расстройства. Известно, что у детей любого возраста часто обнаруживаются страхи. Однако случаи длительного их сохранения редки. Например, каяедый ребенок прошел через фазу нежелания ходть в школу. Это может длиться день, не- делю, месяц. Сохраняющееся же многие месяцы и даже годы нежелание хо- дить в школу, естественно, вызывает тревогу. 3. Жизненные обстоятельства. Временные колебания в поведении детей и их эмоциональном состоя- нии может быть вызвано такими обстоятельствами, как появление младшего брата или сестры, или перемена школы, класса, что может привести к стрес- су, вызвать чувство тревожности. 4. Социокультурное окружение. Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение ребенка, как уже было сказано выше, должно оцениваться с точки зрения непосредственной социокультурной среды. 5. Степень нарушения. Если имеют место жалобы на существование целого ряда симптомов, проявляющихся одновременно, это должно уже настораживать. 6. Тип симптома. Это эмоциональный критерий, который необходимо принимать во внимание, рассматривая поведение человек. Такие феномены, как сосание пальца, кусание ногтей, произвольное возбуждение половых органов, раска- чивание головой и туловищем, выдергивание волос, а также некоторые более элементарные стереотипные поведенческие акты тогда, когда они выходят за рамки нормальных адаптационных проявлений, принятто называть патологи- ческими привычньши действиями. (В.В. Ковалев, 1979). В литературе указанные расстройства обозначаются и другими тер- минами: "привычные манипуляции с телом", "расстройства привычки", "упорные двигательные привычки", "привычные манипуляции", "вредные привычки" (Г.Т. Чулин, Г.П. Маслова, 1971), "неврастенические привычные действия", "навязчивые привычки", "навязчивые невротические реакции" (Т.К. Ушаков, 1973), "ингровертивные навязчивые действия" (В.И. Горбу- нов, 1977), "патологические (навязчивые и насильственные) влечения" (Н.В, Иванов, 1958), "специфическое повреждающее поведение", "синдром пове- денческих и приспособительных нарушений", "стереотипные двигательные расстройства", "стереотипии - расстройства поведения". В.В. Ковалев ' определяет патологическое привычные действия как "группу специфических для детей и подростков нарушений поведения, в ос- нове которых лежит болезненная фиксация тех или иных произвольных дей- ствий, свойственных в той или иной степени детям раннего возраста". 7. Тяжесть и частота симптомов. Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей бо- лее обычны, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстройства. Поэтому важно учитывать частоту и степень проявления симптома. 8. Изменение поведения. Следует очень внимательно относиться к изменениям в поведении ре- бенка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созрева- ния. В цивилизованном обществе все эти факторы и критерии исследуются, системе "нельзя" человека пытаются научить не только и не столько че- рез наказание, как через убеждение, обучение и привитие соответствующих поведенческих стереотипов. В тоталитарном государстве отношение к этой проблеме другое: "неполноценных" людей уничтожали беспощадно. Вспомним хотя бы наци- стские концлагеря и советский ГУЛАГ. Одни расстреливали психически больных, а другие научились превращать здоровых людей в психически больных. 1 ) Шевченко Ю.С. Патологические привычные действия у детей и подростков. М., 1993. ^) Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979. 1) Ратгер М. Помощь трудным детям. М.. 19Х7. 18 Отсутствие сколько-нибудь развитой научной базы по проблеме деви- антов в СССР объясняется тем, что сама проблема не вписывалось в теорети- ческие построения государственных руководителей. § 3. Вопросы диагностики девнантиого поведения Психологами и психиатрами разработаны разнообразные схемы, в со- ответствии с которыми квалифицируются типы девиантного поведения. Наи- более известным трудом является "Диагностический и статистический спра- вочник нарушений умственной деятельности", впервые опубликованный ас- социацией психиатров Америки в 1952 году. Известны четыре издания этого справочника, аббревиатурой которого являются английские буквы 08М: 1) 2) 3) 4) 1952 - 05М-1; 1968 - 0§М- П; 1980 - 05М-П; 1987 - 05М-Ш-К. (буква К обозначает слово пересмотренное, пе- реработанное издание). Исходные методологические позиции четырех изданий различаются. В 1952 году практически все диагностические категории определялись в виде психологических реакций. Авторы П5М-1 в своих представлениях о психологии следовали концепции известного психиатра Адольфа Мейера, ко- торый считал, что "нарушения" умственной деятельности" являются следст- вием неудачных попыток приспособиться к внешним требованиям. Таким образом, авторы 05М-1 считали "нарушения умственной деятельности" ре- зультатом несовершенного взаимодействия индивида с окружающей средой. (АРА, 1952). 08М-П был опубликовано в 1968 году. К этому времени стала гос- подствующей теория 3. Фрейда, который, как известно, считал, что "нарушения умственной деятельности" вызываются интрапсихическими при- чинами: что описывалось в 08М-1 как шизофреническая реакция, стало на- зываться шизофренией в 0§М-II. Так 05М-II перевел центр психологиче- ских анормальностей во внутримозговую сферу. (АРА, 1968). К 1980 году, когда был опубликован 05М-Ш, в психологии обозна- чились новые тенденции. Господствующей идеей стала уверенность в том, что причина большинства психологических проблем имеет биологическую природ. Так, в 05М-III "шизофрения" стала называться "шизофреническим нарушением". Центр анормальности переместился из сферы "ума" в сферу "тела". Одно из главных возражений против 08М-III состоит в том, что его составители верят в существование медицинской модели "умственного забо- левания". 08М-III исходит их того, что все анормальные мысли и поведен- ческие реакции являются только симптомами некой болезни, лежащей в их основе. 20 Диагностика девиатгного поведения в указанных справочниках разви- вается и совершенствуется вместе с прогрессом науки. Причем в цивилизо- ванном обществе, как было уже указано выше, стремятся понять и устранить причины девиантного поведения. Человек, совершивший преступление под влиянием какого-нибудь психопатического состояния, считается больным, а не преступником. На гуманном отношении к нервнобольным пытаются спекулировать настоящие преступники, симулируя приступы душевной болезни. На эту тему написано немало романов и сценариев. Однако факт остается фактом: девиантное поведение надо рассматри- вать не как нечто, выходящее за пределы цивилизации, а как часть этой ци- вилизации, такую же неотъемлемую, как грипп, инфаркт и астма. По данным Макконнелла, на 1984 год 1,4 млн. американцев были по- ражены синдромом "антиобщественной личности", а 13,1 млн. страдали от повышенной тревожности, 2,4 млн. болеют навязчивым неврозом, 10 млн. являются носителями аффективного психоза. Таким образом, статистика говорит в пользу того, что такого феноме- на, как "абсолютно нормальный человек" в природе не существует. Вопрос лишь в том, каков допустимый разброс девиаций, вне пределов которого речь уже должна идти о патологической девиации. Коррекцией стандартных девиаций призвана заниматься, прежде все- го, семья. Второй по степени важности социальный институт, в котором ра- ботают профессионально подготовленные к этой деятельности - школа. На- конец, в тех случаях, когда девиантное поведение приобретает общественно опасный характер, в дело вступают специальные исправительные учрежде- ния, которые, правда, в отличие от знаменитых макаренковских колоний, не столько исправляют, сколько наказывают своих обитателей. Совершенно особую епархию представляют собой патологические де- виации, которыми занимаются психиатры. Проблема состоит в том, чтобы их диагностировать. Как в методологии исследования девиантного поведе- ния, так и в диагностике существует множество спорных вопросов и белых пятен. Верно ли, что генетически декодированная девиантность обречена ра- но или поздно проявить себя? Возможно ли, чтобы люда, участвовавшие в "законном" убийстве (войне), сохранили нормальную психику? В какой степени бесспорны доказательства, что Чикатило (или другой преступник, совершивший страшные злодеяния) является нормальным чело- веком? Наряду с вечными вопросами перед психологией возникают новые сферы деятельности, в которых феномен девиации занимает важное место. </4> |