Учебное пособие для сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий icon

Учебное пособие для сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий





Скачать 0.54 Mb.
Название Учебное пособие для сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий
страница 1/3
Л.В.Борисенко
Дата 04.04.2013
Размер 0.54 Mb.
Тип Учебное пособие
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

«ЗАЩИТА»


ПРИЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

ПОСТРАДАВШИМ

В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ

ПРОИСШЕСТВИЯХ


Учебное пособие

для сотрудников служб,

участвующих в ликвидации последствий

дорожно-транспортных происшествий


Москва 2008


УДК 614.8:656.1

ББК 51.1(2)2

П75


Приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях:

Учебное пособие для сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Под ред. С.Ф.Гончарова. М.: ФГУ «ВЦМК «Защита», 2008. 74 с.

Авторы: ^ Л.В.Борисенко, А.ВАкиньшин В.А.Власенко, К.В.Науменко, В.Э.Шабанов

Под редакцией члена-корреспондента РАМН С.Ф.Гончарова

В учебном пособии изложены основные особенности характера повреждений у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Представлены организация и последовательность про­ведения мероприятий первой медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП.

С использованием иллюстративного материала описаны приемы оказания первой медицинской по­мощи: безопасное извлечение пострадавшего из автомобиля, устранение асфиксии, реанимационные мероприятия, временная остановка кровотечения, иммобилизация при переломах, наложение повязок, способы переноски и транспортировки пострадавших и др.

Учебное пособие разработано в соответствии с существующей программой подготовки сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой медицинской помощи.

Учебное пособие может быть использовано и при обучении водителей приемам оказания первой медицинской помощи


ISBN 5-93064-110-2


© ФГУ «Всероссийский центр

медицины катастроф «Защита», 2008

СОДЕРЖАНИЕ



Введение




Характер повреждений при дорожно-транспортных происшествиях

9

Порядок действий сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий




Приемы извлечения пострадавших из автомобиля




Способы переноски и транспортировки пострадавших




Определение и мероприятия первой медицинской помощи




Кровотечения и методы их остановки




Способы иммобилизации при переломах




Способы наложения повязок при повреждениях




Реанимационные мероприятия и устранение удушья




Первая медицинская помощь при термических поражениях (ожоги, отморожения и переохлаждение)




Синдром длительного сдавливания




Приложения




Приложение I. Состав аптечки первой медицинской помощи (автомобильной) для легкового и грузового автотранспорта (до 5 пассажиров)




Приложение I. Состав аптечки первой медицинской помощи (автомобильной) для легкового и грузового автотранспорта (до 5 пассажиров)




Приложение И. Состав медицинской укладки автомашины дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях




Приложение III. Состав медицинской укладки стационарного поста дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях






ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие «Приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» выполнено в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100.

Дорожно-транспортные травмы занимают первое место среди причин смерти от механических повреждений и являются одной из основных причин инвалидности граждан трудоспособного возраста.

Травмы, полученные участниками движения в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП), характеризуются особой тяжестью и разнообразием. Часто встречаются различные комбинации повреждений головы, груди, живота, таза, позвоночника и конечностей.

Жизнь и здоровье пострадавших часто зависят от своевременных и грамотных действий тех, кто оказался рядом: сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, водителей проезжающих мимо автомобилей, прохожих.

Существенную помощь пострадавшим могут оказать сотрудники ГИБДД, прибывающие для ликвидации последствий ДТП раньше бригад скорой медицинской помощи. Объем и характер помощи на месте происшествия зависит от уровня подготовки лиц, оказывающих эту помощь.

Бригады скорой медицинской помощи прибывают к месту происшествия через 15—20 мин, а в условиях крупных городов-мегаполисов в часы «пик» это время составляет более 1 ч. В этот период наступают необратимые изменения в организме пострадавшего от кровопотери, асфиксии и других патологических состояний.

Около 50% пострадавших в ДТП умирают до прибытия бригады скорой медицинской помощи, а исход последующего лечения оставшихся в живых во многом зависит от своевременности и адекватности оказания первой медицинской помощи. Поэтому овладение приемами оказания первой медицинской помощи сотрудниками служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, и грамотное применение этих приемов на месте происшествия представляется чрезвычайно важным.

Важнейшим условием обучения сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП является обеспечение их учебными пособиями, максимально отвечающими современно­му уровню знаний в этой области.

Сотрудники служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, должны владеть следующими основными практическими навыками:

  • извлечение пострадавших из транспортного средства;

  • владение приемами переноски и транспортировки пострадавших;

  • придание пострадавшему оптимального положения в зависимости от повреждения;

  • оценка степени нарушения жизненно важных функций: сознания, дыхания, кровообращения;

  • восстановление проходимости верхних дыхательных путей;

  • проведение искусственной вентиляции легких методами: «рот—салфетка—нос»; «рот—устройство - рот», с помощью воздуховода, ларингеальной трубки, мешка типа Амбу;

  • проведение закрытого массажа сердца;

  • оценка эффективности сердечно-легочной реанимации;

определение вида кровотечения (артериальное, венозное, капиллярное);

  • остановка кровотечения различными способами: наложение жгута, пальцевое прижатие, тугое бинтование;

  • иммобилизация конечностей табельными шинами и подручными средствами, наложение шейного воротника-шины:

  • наложение повязок;

  • наложение герметизирующей повязки на грудную клетку при открытом пневмотораксе;

  • местное охлаждение области повреждения;

  • оказание первой медицинской помощи при термических ожогах;

  • применение термоизолирующих повязок при отморожениях;

  • применение средств и устройств, находящихся в аптечке первой медицинской помощи (автомобильной) и медицинских укладках* автомашины и стационарного поста дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России.

Всем этим вопросам и посвящено предлагаемое пособие.

В последнее десятилетие человечество столкнулось с различными инфекционными заболеваниями, передаю­щимися от человека к человеку, такими как ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты А, В, С, D и Е, туберкулез, сифилис и др.

В условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе и в ДТП, при дефиците времени, неизвестности личности пострадавших, а также состояния их здоровья сами спасатели подвергаются высокому риску заражения различными инфекционными заболеваниями при проведении спасательных мероприятий и контакте с биологическими жидкостями организма пострадавших (кровь, слюна, слизь, рвотные массы, секрет носоротовой полости и т.д.)

(Далее — укладки)

Поэтому при проведении мероприятий первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП спасатель должен обезопасить себя от возможного случайного заражения инфекционными заболеваниями при контакте с пострадавшим.

Для обеспечения безопасности спасателей при проведе­нии спасательных мероприятий в состав укладки входят:

  • перчатки смотровые;

  • защитная маска для лица.

Спасатели должны их надеть до начала проведения мероприятий по оказанию помощи пострадавшим в ДТП.


  1. Характер повреждений при дорожно-транспортных происшествиях


При дорожно-транспортном происшествии человек получает повреждения при столкновении автомобилей между собой, выпадении из движущегося автомобиля, переезде тела колесами автомобиля, сдавливании тела между частями автомобиля и другими предметами или преградами, при столкновении движущегося автомобиля с неподвижным препятствием и др.

Наиболее распространенными (44,9—48,6%) видами ДТП в городах являются наезды транспортных средств на пешеходов (рис. 1).

Именно пешеходы занимают лидирующее место среди по­гибших (39% от общего числа погибших), а доля раненых пе­шеходов составляет 30,3% от всех получивших ранения в ДТП.

Водители, пострадавшие в ДТП, составляют треть всех пострадавших и примерно столько же от числа погибших (31,2%) и раненых (30,8%).


^ Рис. 1. Механизм возникновения травмы при наезде автомобиля на пешехода


9

Значительный удельный вес среди всех категорий участников дорожного движения, пострадавших в ДТП, прихо­дится на долю пассажиров (35,9%); они составляют 27,7% от общего числа погибших и 36,8% от числа раненых.







Количество ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет на­ходится на уровне 25—26 тыс. в год. При этом более 1 тыс. детей погибают и около 25 тыс. получают ранения. Свыше половины (51,4%) всех пострадавших в ДТП детей участвуют в дорожном движении в качестве пешеходов.

Особой тяжестью последствий характеризуются ДТП, связанные со столкновением автомобиля с железнодорожным транспор­том на железнодорожных переездах, так как в них погибают примерно 20% всех пострадавших и около 70% получаютранения.

В догоспитальном периоде у пострадавших в ДТП крайне тяжелые повреждения диагностируются в 11,2% случаев, тяжелые — до 37, средней тяжести — до 45, легкие — в 26% случаев. До 65% пострадавших нуждаются в проведении неотложных реанимационно-анестезиологических мероприятий.

Дорожно-транспортные травмы часто носят множественный или сочетанный характер, что увеличивает угрозу смертельных исходов. На месте происшествия состояние пострадавших почти в 40% случаев рассматривается как тяжелое.

При дорожно-транспортном происшествии наблюдаются повреждения различного характера, локализации и тяжести.

В структуре травматических повреждений значительное место занимают наиболее опасные для жизни черепно-мозговые травмы (ЧМТ) — 14,2%; травмы кровеносных сосудов — 13,0%. Достаточно часто (32,0%) наблюдаются повреждения опорно-двигательного аппарата: переломы позвоночника, переломы костей верхних, нижних конечностей, вывихи, растяжения капсульно-связочного аппарата суставов, травмы мышц и сухожилий. Травматические ампутации конечностей составляют 0,5%, а травмы органов грудной и брюшной полостей — 0,9%. Поверхностные травмы отмечаются в 32,6% случаев.

При ранении мягких тканей головы нередко возникает обильное кровотечение. Первая помощь заключается в немедленном прижатии кровоточащей раны освобожденным от упаковки бинтом, удержании его в таком положении в течение 5—10 мин до остановки кровотечения и фиксации его вторым бинтом




^ Рис. 2. Первая помощь при ранении мягких тканей головы


Если в ране видны отломки костей черепа или вещество головного мозга, то прижимать бинт (салфетку) не следует. Рану необходимо закрыть стерильной салфеткой.

^ Черепно-мозговая травма чаще всего проявляется в виде сотрясения, ушиба и сдавливания головного мозга.

Сотрясение головного мозга характеризуется потерей сознания, которая может быть кратковременной (в течение нескольких секунд), но иногда может продолжаться до 30 мин. При сотрясении головного мозга, после восстановления сознания у пострадавших возникает головная боль, потеря памяти на события, предшествующие травме и периода травмы, недооценка тяжести своего состояния, тошнота, рвота, головокружение. Все эти признаки могут проявляться как вместе, так и по отдельности

^ Ушиб головного мозга — тяжелая форма черепно-мозговой травмы. Утрата сознания продолжается от нескольких минут до 1—2 ч, происходит кратковременное нарушение речи. При тяжелой форме присоединяется снижение реакции зрачка на свет, нарушение дыхания и кровообращения.

^ Сдавливание мозга наиболее часто обусловлено кровоизлиянием в ткань мозга, отломками костей свода черепа. У таких пострадавших наблюдаются судорожные припадки, разная величина зрачков, развитие параличей конечностей. При бессознательном состоянии пострадавшему необходимо создать максимальный покой, придать устойчивое положение, вызвать бригаду скорой медицинской помощи (рис.3). Важно отметить наличие такого опасного и коварного симптома, как «светлый промежуток», когда симптомы отсутствуют и больной не оценивает адекватно свое состояние, отказывается от госпитализации.





Рис. 3. Устойчивое положение пострадавшего при бессознательном состоянии




При ДТП часто возникают так называемые открытые повреждения — раны и ссадины.

Раны — это нарушение кожных покровов и слизистых оболочек, которые, как правило, сопровождаются повреждением глубжележащих тканей (мышц, сухожилий и т.д.).

Ссадины — повреждения, локализующиеся только в пределах кожи.

Рана имеет следующие признаки: зияние, кровотечение, боль. Интенсивность боли, также как и зияние раны, зависят от глубины и характера повреждения. Кровотечение, его интенсивность и объем кровопотери зависят от характера повреждения, диаметра поврежденного сосуда и его вида (артерия или вена).

Артериальное кровотечение, даже непродолжительное, может привести к большой кровопотере и представляет серьезную угрозу для жизни пострадавшего.

Повреждения опорно-двигательного аппарата проявляются ушибами мягких тканей и переломами костей верхних и нижних конечностей, таза, позвоночника. Наиболее опасны переломы позвоночника, особенно в его шейном отделе. В этих случаях пострадавший неподвижно сидит, опираясь руками о сиденье, из-за боли избегает движений головой.

При подозрении на переломы костей конечностей следует убедиться в наличии их повреждения: попросить пострадавшего сделать несколько активных движений поврежденной конечностью (сгибание, разгибание). Невозможность этих действий обычно свидетельствует о серьезном повреждении костей (вывихи, переломы), так как при более легких повреждениях (ушибы, надрывы связок) активные движения возможны, хотя и болезненны. Если во время активных движений или при попытке к ним обнаруживается видимая глазом деформация конечности, то это явно указывает на наличие перелома.

Повреждения груди могут быть различной тяжести — от легких, таких как ушибы, закрытые переломы ребер, до тяжелых, приводящих к смерти — отрывы сердца, главных бронхов, легких и т.д. В результате травмы рулем автомобиля у водителей часто происходят переломы ребер. Места переломов определяются при прощупывании ребер по их ходу от грудины до позвоночника, а также при осторожном сдавливании грудной клетки. Выявление резкой болезненности на ограниченном участке ребра свидетельствует о переломе ребра. На это указывает также и отставание соответствующей половины грудной клетки при дыхании.

Характерной травмой для водителей является также перелом грудины, который возникает вследствие прямого воздействия руля автомобиля на грудину. Перелом грудины характеризуется сильными болями в области перелома, на­личием подкожного кровоизлияния и деформации грудины в виде «ступеньки».

Повреждения органов живота при ДТП бывают открытые и закрытые, с повреждениями внутренних органов и без них. Боль — самый частый симптом при повреждениях органов живота, она постоянна, усиливается при попытках переме­нить положение тела. У пострадавшего с закрытой травмой органов живота пульс частый, нередко нитевидный, его трудно сосчитать. Живот резко болезненный, подвздутый, передняя брюшная стенка напряжена, живот «как доска». При внутреннем кровотечении отмечается выраженная бледность кожных покровов и слизистых оболочек, холодный липкий пот, частый нитевидный пульс (свыше 100 уд./мин). При открытой травме живота в ране определяются петли кишечника, большой сальник, выделение жидкости типа крови, желчи, кишечного содержимого, мочи и т.д.

^ 2. Порядок действий сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

При получении информации о ДТП:

  • выявить его характер и число пострадавших;

  • немедленно вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

По прибытии на место происшествия:

• оценить обстановку: определить масштаб ДТП и число пострадавших, вероятность падения автомобиля с обрыва, взрыва и возгорания автотранспорта и др.;

  • принять меры по прекращению воздействия на постра­давших травмирующего агента и предотвращению отягчающих факторов;

  • при необходимости — вызвать дополнительные силы и средства (бригады ДПС ГИБДД МВД России, МЧС России, службы скорой медицинской помощи и службы медицины катастроф).

До прибытия бригады скорой медицинской помощи:

• выявить наиболее тяжело пострадавших с угрожающими жизни состояниями (асфиксия, отсутствие сознания, остановка дыхания и сердечной деятельности, массивное

кровотечение);

• при отсутствии угрозы возгорания автомобиля, взрыва, падения его с обрыва оказать возможную помощь в салоне (кабине);

  • извлечь пострадавших из поврежденного автомобиля с соблюдением всех мер предосторожности и использованием соответствующих способов и приемов;

  • незамедлительно оказать пострадавшим первую медицинскую помощь (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственную вентиляцию легких, закрытый массаж сердца, остановку кровотечения и др.).

  • приступая к оказанию первой медицинской помощи надеть резиновые (смотровые) перчатки;

  • разместить пострадавших в безопасном месте, на защитной пленке «серебро-золото»;

  • ослабить стягивающие части одежды, внимательно осмотреть пострадавших с целью выявления повреждений;

  • для предотвращения переохлаждения или перегрева пострадавшего укутать его в защитную пленку. В холодную погоду серебристой стороной к телу, в жаркую — наоборот;

  • после проведения первой медицинской помощи помощи оказать психологическую поддержку всем участникам ДТП, подготовить пострадавших к эвакуации в больничное учреждение санитарным транспортом; при невозможности эвакуации санитарным транспортом — эвакуировать своим транспортом или отправить в сопровождении в ближайшее больничное учреждение попутным транспортом.

По прибытии бригады скорой медицинской помощи:

• создать условия для ее полноценной работы — организовать извлечение пострадавших из автомобиля, обеспечить, укрытие, необходимый дополнительный транспорт и др.

Методы психологического воздействия

  • Представьтесь пострадавшему, объясните ему, что происходит.

  • Оградите пострадавшего от «зевак»!

  • Поддерживайте постоянный контакт с пострадавшим: словесный, зрительный, тактильный.

  • Говорите с пострадавшим и активно слушайте его. Побуждайте к выражению чувств и мыслей. Не перебивайте, не осуждайте, не критикуйте!

Обращайтесь с пострадавшим, находящимся в состоянии угнетенного сознания или агрессивного возбуждения, корректно и доброжелательно. Информируйте, конкретизируйте, разъясняйте!

  • Подбадривайте пострадавшего, например: «Вы хорошо держитесь, молодец!»

  • Обращайте внимание на родственников пострадавшего, давайте им конкретные, несложные поручения.

  • Проследите, чтобы рядом с пострадавшим все время находился ваш помощник.

  • Учитывайте индивидуальные особенности пострадавшего: возраст, пол, уровень культуры, статус, профессию, вероисповедание и др.

  • Работайте на уровне пострадавшего (перед лежащим присядьте).

  • Создайте, по возможности, комфортные условия, обеспечьте чувство опоры, ориентацию в пространстве и во времени.

  • Прикосновения должны быть легкими, аккуратными, бережными. Держите пострадавшего за неповрежденные руку или плечо.


^ 3. Приемы извлечения пострадавших из автомобиля

Пострадавшего перед извлечением из автомобиля следует внимательно осмотреть и выработать правильную тактику его извлечения из транспортного средства.

Неумелые действия могут усугубить тяжесть полученных травм и быть причиной гибели. Перед извлечением пострадавшего его следует освободить от всего, что мешает извлечению (ремень безопасности, элементы конструкции автомобиля). При этом следует особенно щадить поврежденные части тела.

Для извлечения из автомобиля и переноски пострадавшего целесообразно привлекать несколько человек. Извлекать следует осторожно, без насильственных движений, помощники поддерживают спину, таз, ноги.

При деформации транспортного средства и невозможности извлечения пострадавшего необходимо оказать ему первую медицинскую помощь в салоне автомобиля и ждать прибытия спасателей со специальными средствами (дом­краты, дисковые пилы и т.д.).

В случае подозрения на травму позвоночника (сильная боль, нарушение сознания) перед извлечением следует зафиксировать шею шейным воротником-шиной или руками, применив прием, представленный на Рис.4




Рис. 4. ^ Извлечение пострадавшего из автомобиля при подозрении на перелом шейного отдела позвоночника


Оптимально считать каждого пострадавшего в салоне автомобиля с повреждением позвоночника.

Спасатель* находится позади пострадавшего, одной рукой охватывает его и удерживает за неповрежденное предплечье впереди, а второй рукой фиксирует голову пострадавшего. Этот прием позволяет не только извлечь пострадавшего из автомобиля, но и в определенной степени стабилизировать шею. Наиболее оптимальным является использование специальной шины (входит в состав укладок автомашины и стационарного поста ГИБДД), которая позволяет создать неподвижность в шейном и грудном отделах позвоночника с одновременной фиксацией головы. Ее специальные лямки предусматривают возможность «вытягивания» пострадавшего через заднюю дверь или заднее стекло автомобиля.


* Здесь и далее под словом «спасатель» подразумевается лицо, ока­зывающее помощь пострадавшим


При отсутствии подозрения на травму позвоночника необходимо осторожно повернуть сидящего пострадавшего спиной к себе, крепко захватить обеими руками неповрежденное предплечье, расположив его поперек туловища, и извлечь пострадавшего из транспортного средства (рис. 5).

Наилучший результат достигается при использовании специальной шины для иммобилизации головы, шеи и позвоночника. Ее применение позволяет извлечь пострадавшего из транспортного средства с зафиксированным в шейном, грудном и поясничном отделах позвоночнике (рис. 6).




^ Рис.5. Извлечение пострадавшего из автомобиля при отсутствии подозрения на перелом шейного отдела позвонка




Рис. 6. Шина для иммобилизации головы, шеи и позвоночника; ее примене­ние позволяет извлечь пострадавшего с зафиксированным в грудном, шейном и поясничном отделах позвоночнике.




^ 4. Способы переноски и транспортировки пострадавших

Наиболее удобным способом переноски пострадавших, особенно из труднодоступных мест или на большие расстояния, является переноска их на носилках (входят в состав укладок для автомашины и стационарного поста ГИБДД).

При отсутствии носилок возможна переноска пострадавших одним и двумя спасателями.

Переноска пострадавших на руках одним спасателем осу­ществляется следующими способами (рис. 7):

пострадавший обхватывает спасателя сзади за плечи или держится за его пояс; спасатель берет пострадавшего обеими руками под бедра и переносит его (рис. 7а);

•спасатель переносит пострадавшего на руках, при этом берет его одной рукой под спину, другой под ягодицы, пострадавший обхватывает спасателя за плечи (рис. 7б)


^ Рис. 7. Переноска пострадавшего одним спасателем


Возможна переноска пострадавшего на плече. Переноска пострадавшего на руках двумя спасателями может осуществляться несколькими способами.

^ Первый способ. Спасатели соединяют руки так, чтобы образовать «сиденье» («замок»).

«Замок» можно сделать, соединив две руки (одну руку одного спасателя и одну руку другого), три руки (две руки одно­го спасателя и одну руку другого) и четыре руки (рис. 8).

В первом случае спасатели, имея одну свободную руку каждый, могут поддерживать ими пострадавшего. Во втором случае пострадавшего может поддерживать рукой один из спасателей. В третьем случае пострадавший сам обхватывает спасате­лей руками за плечи. Переноска пострадавшего на замке из четырех рук показана на рис. 9а.

^ Второй способ. Один из спасателей подходит к пострадавшему сзади и подхватывает его под мышки согнутыми в локтях руками; другой спасатель встает между ног пострадавшего спиной к нему и обхватывает руками его голени. Первый спасатель не должен соединять свои руки на груди пострадавшего, чтобы не затруднять ему дыхание





^ Рис.8. «Замок» из рук





Рис.9. Переноска пострадавшего двумя спаса­телями: а —на «замке»: б — без «замка»


При переноске пострадавших с повреждением позвоночника и отсутствии бригады скорой медицинской помощи необходимо использовать иммобилизационные шины, импровизированные щиты. Наиболее целесообразно при транспортировке использовать типовые носилки с брезентовым полотнищем. При этом поверх полотнища необходимо по­ложить широкую доску, а поверх нее — какую-либо мягкую подстилку (пальто, плащ и т.п.).

При повреждении челюсти и отсутствии сознания у по­страдавшего его укладывают лицом вниз во избежание затекания крови в дыхательные пути, под лоб подкладывают согнутую в локте руку, скатанный из одежды валик и др.

При травме живота пострадавшего кладут на спину, ноги сгибают в коленях, под колени подкладывают валик из одежды.

При повреждении груди пострадавших переносят на носилках в полусидячем положении, положив под спину одежду, а под колени — валик.

Во время переноски пострадавших следует постоянно наблюдать за их общим состоянием, положением и качеством наложенного жгута, повязок и шин


^ 5. Определение и мероприятия первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь — вид медицинской помощи, включающий комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых непосредственно на месте получения травмы или вблизи него в порядке само- и взаимопомощи, а также участниками аварийно-спасательных работ с использованием аптечек, укладок и подручных средств.

Первая медицинская помощь включает:

  • мероприятия по прекращению воздействия факторов, способных утяжелить состояние пострадавших или привести к смертельному исходу;

  • устранение явлений, непосредственно угрожающих их жизни (кровотечения, удушье и др.);

  • проведение мероприятий по подготовке пострадавших к эвакуации и обеспечению эвакуации. Определяющим фактором при спасении пострадавших

является время с момента возникновения травмы до оказания им первой медицинской помощи. При организации спасательных работ необходимо учитывать, что возникшая при травме угроза жизни человеку может нарастать. Промедление с оказанием первой медицинской помощи может привести к смерти пострадавшего. Наиболее эффективно оказание первой медицинской помощи пострадавшим в течение первых 60 мин с момента получения травмы. В случае остановки дыхания и сердечной деятельности это время сокращается до 5—10 мин. У лиц, которым была оказана первая медицинская помощь в течение 30 мин после травмы, осложнения возникают в 2 раза реже, чем у тех, которым этот вид помощи был оказан позже указанного срока. Отсутствие помощи в течение первого часа с момента получения травмы в результате ДТП увеличивает количество смертельных исходов среди пострадавших.

К основным мероприятиям первой медицинской помощи относятся:

  1. Прекращение воздействия на пострадавшего поражающего фактора

  1. Извлечение пострадавшего из автомобиля

  1. Временная остановка наружного кровотечения. Артериальное кровотечение (наложение жгута) необходимо остановить в салоне автомобиля до извлечения пострадавшего

  2. Восстановление проходимости дыхательных путей, реанимационные мероприятия (искусственная вентиляция легких, массаж сердца)

  3. Освобождение туловища и конечностей пострадавшего от сдавливания

  4. Обеспечение максимального покоя и неподвижности мест переломов костей (иммобилизация позвоночника, таза, конечностей)

  1. Наложение различных повязок на раны



^ 6. Кровотечения и методы их остановки

В
зависимости от того, какой сосуд поврежден, различают следующие виды кровотечений:

  • артериальное;

  • венозное;

  • смешанное (артериальное и венозное);

  • капиллярное.

Артериальное кровотечение характеризуется значительной кровопотереи за короткий промежуток времени и быстро приводит к гибели пострадавших. Струя крови ярко-алая, бьет фонтаном, пульсирует (рис. 10а).


^ Рис. 10. Артериальное (а) и венозное (б) кровотечение

Венозное кровотечение, по сравнению с артериальным, менее интенсивно, кровь вытекает медленно, нет пульсирующей струи. Однако при повреждении крупного венозного сосуда возможна массивная кровопотеря, опасная для жизни (рис. 106).







^ Капиллярное кровотечение возникает при повреждении капилляров, бывает незначительным и, как правило, быстро останавливается.

Кровотечения могут быть наружными и внутренними.

При наружном кровотечении кровь изливается наружу через рану или естественные отверстия человека (кровотечение из носа, ушей, рта). При осмотре пострадавшего необходимо обращать внимание на быстроту и степень намокания оде­жды кровью, скопление крови под одеждой, на носилках, в машине, на земле около пострадавшего, что в определенной степени может послужить критерием кровопотери. При оказании помощи одежду не снимают, а разрезают.

Внутреннее кровотечение характеризуется накоплением крови в полостях (брюшной, плевральной) или тканях тела. Признаками внутреннего кровотечения являются общая слабость, недомогание, бледность и сухость кожных покровов и слизистых оболочек, иногда с цианотичным (синюшным) оттенком, жажда, частый слабый пульс.

Если имеет место выделение крови через рот — это может быть связано с кровотечением из легких и верхних дыхательных путей, глотки, пищевода, желудка. Выделение через рот пенистой алой крови характерно для легочного кровотечения, а рвотных масс в виде «кофейной гущи» — для желудочного.

В случае обильного кровотечения при оказании первой медицинской помощи возможна только временная остановка наружного кровотечения, предотвращающая опасную для жизни кровопотерю и позволяющая эвакуировать пострадавшего в больничное учреждение.


Остановка артериального кровотечения с помощью кровоостанавливающего жгута


Кровооостанавливающий жгут накладывают при повреждении крупных артериальных сосудов конечностей, если невозможно остановить кровотечение другими способами. Жгут накладывают выше места ранения, по возможности ближе кране, чтобы участок конечности, лишенный кровоснабжения, был как можно короче. Место наложения жгута предварительно обертывают несколькими слоями одежды, бинта, косынки и др. Наложение жгута на голую конечность запрещается! Жгут в растянутом состоянии накладывают на конечность до остановки артериального кровотечения, т.е до прекраще­ния активного выброса крови из поврежденной артерии или исчезновения пульса ниже места наложения жгута. Самым ту­гим должен быть первый тур (оборот) жгута (рис. 11).




  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебное пособие для сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий icon Об утверждении Табеля оснащения учебных центров по обучению водителей транспортных средств, сотрудников

Учебное пособие для сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий icon Рекоменации по профилактике и ликвидации последствий холода1

Учебное пособие для сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий icon Учебное пособие предназначается для студентов дефектологических и дошкольных факультетов, а также

Учебное пособие для сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий icon Памятка для сотрудников гу мвд россии по московской области по оказанию первой доврачебной помощи

Учебное пособие для сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий icon Памятка для сотрудников гу мвд россии по Московской области (далее гу) по оказанию первой доврачебной

Учебное пособие для сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий icon Специальная подготовка – составная часть профессиональной подготовки сотрудников служб безопасности

Учебное пособие для сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий icon Профилактика реперфузионных осложнений при ликвидации медицинских последствий холодовой катастрофы

Учебное пособие для сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий icon В. Э. Эглит ркутской области
По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Учебное пособие для сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий icon Профилактика реперфузионных осложнений при ликвидации медицинских последствий холодовой катастрофы

Учебное пособие для сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий icon Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ северо-осетинская государственная
Методическое пособие составлено авторским коллективом сотрудников кафедры инфекционных болезней и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы