Специальная подготовка – составная часть профессиональной подготовки сотрудников служб безопасности icon

Специальная подготовка – составная часть профессиональной подготовки сотрудников служб безопасности





Скачать 445.97 Kb.
Название Специальная подготовка – составная часть профессиональной подготовки сотрудников служб безопасности
Дата 06.05.2013
Размер 445.97 Kb.
Тип Документы

Специальная подготовка – составная часть профессиональной подготовки сотрудников служб безопасности

Цель, задачи и содержание специальной подготовки




Специальная подготовка имеет цель обеспечение подготовки сотрудников служб безопасности обладающих высоким уровнем разносторонней физической подготовки, способных эффективно решать служебные задачи, стойко переносить умственные, нервно-психические и физические загрузки без снижения эффективности профессиональной деятельности и досконально владеть навыками применения мер физического воздействия, а также приемами самозащиты.

Физическая подготовка сотрудников СБ направлена на сбережение здоровья, творческой и трудовой активности, разностороннего развития физических качеств, жизненно важных умений и навыков, необходимых для выполнения оперативно-служебных задач.
^

Учебная и воспитательная задачи специальной подготовки


обеспечение подготовки специалистов с высоким уровнем физической подготовки;

ознакомление с документами, регламентирующими организацию и проведение занятий по специальной физической подготовке для сотрудников служб безопасности;

обучение содержанию, организации и методике проведения индивидуальных самостоятельных тренировок, приемам самоконтроля за состоянием здоровья;

воспитание организованности, дисциплины, товарищеской взаимопомощи, формирование строевой осанки и подтянутости.


^

Принципы обучения.


Обучение неразрывно связано со всей системой образования и воспитания. Связь эта осуществляется только в том случае, если в процессе обучения реализуются определенные закономерности, наиболее существенными из которых являются:

- научность обучения;

- систематичность обучения;

- доступность обучения;

- наглядность обучения и использование наглядных пособий;

- сознательность и активность в обучении, развитие творческой инициативы;

- прочность знаний, формируемых умений и навыков;

- индивидуализация обучения.

Обучение, построенное на принципах научности, систематичности и доступности с использованием наглядных пособий, способствует формированию устойчивого интереса учащихся к занятиям и повышению их активности, без которой невозможно успешное прохождение материала.
^
Научность обучения

Принцип научности обучения заключается в необходимости формирования у обучаемых системы научных знаний, которые оказывают решающее влияние на развитие личности слушателя, на характер его мыслительной деятельности.

Этот принцип требует от преподавателя знания законов усвоения учебного материала и научно обоснованной методики и организации процесса обучения.

Прежде чем начать процесс обучения, необходимо:

- проанализировать учебный материал и выделить в нем наиболее важные, существенные идеи;

- определить содержание второстепенных понятий и полноты представления фактического материала;

- выявить возможные межпредметные связи теории и практики единоборств с закономерностями других учебных дисциплин (педагогики, психологии, биологии, анатомии и т. д.).

Реализация принципа научности при обучении двигательным действиям предусматривает выполнение следующих требовании:

- изучаемые двигательные действия должны восприниматься обучаемыми в их подлинном неискаженном виде. Негативные последствия обучения в упрощенных условиях, часто встречающиеся в спорте (изучение приемов без сопротивления, в спокойной обстановке и т. д.), сразу же проявляются на практике, когда боец во время схватки не может выполнить изученные действия на сопернике, оказывающем упорное сопротивление;

- обучаемый должен осознать и усвоить существенные признаки и свойства изучаемых двигательных действий, связи изучаемых действий с другими действиями и особенностями ситуаций и условий соревновательной деятельности;

- изучаемые двигательные действия не должны восприниматься как раз и навсегда утвердившиеся, не подлежащие усовершенствованию;

- в процессе обучения следует знакомить слушателей не только с закономерностями решения двигательных задач, но и с доступными методами научного исследования, в частности биомеханическим анализом техники выполняемых приемов. Большое значение в связи с реализацией этого требования приобретают технические средства обучения (учебные фильмы, видеозаписи и др.);

- учебный материал должен включать только достоверно установленные научные факты и знания;

- в процессе обучения следует использовать только принятые в науке термины. Устаревшими и жаргонными терминами пользоваться нельзя. Овладение научной терминологией — одна из важнейших задач обучения.
^
Систематичность обучения

Учебный .материал должен отражаться в сознании обучаемого как целостная система связанных между собой основных знаний и умений.

Реализация принципа систематичности предполагает овладение учебным материалом на трех уровнях: отражения, понимания, усвоения. На уровне отражения формируется общее представление об изучаемом предмете. На уровне понимания обучаемый овладевает теорией учебного предмета. На уровне усвоения достигается связь теории с системой упражнений, практических заданий и действий, тренировок.
^
Доступность обучения

Принцип доступности обеспечивает успешное усвоение новых знаний и способов деятельности. Суть этого принципа состоит в том, что он отражает общенаучный принцип преемственности, последовательности и постепенности обучения, требует начинать изучение отдельных разделов с выявления уже имеющихся, сформированных ранее знаний, умений, навыков (входной контроль). Недостаточный уровень подготовки может существенно снизить успешность самостоятельной деятельности обучаемых и стать причиной формализма их знаний.

В сфере обучения двигательным действиям реализация принципа доступности требует соблюдения следующих требований:

- специфика и сложность решаемой двигательной задачи должны соответствовать физической подготовленности обучаемого;

- обучаемый должен понимать логику изучаемого двигательного действия и уметь сосредоточивать внимание на решающих условиях его выполнения;

- специфика и сложность изучаемого двигательного действия должны соответствовать психологической подготовленности обучаемого;

- средства, методы и формы организации обучения должны соответствовать уровню умственного развития, психологической и физической подготовленности обучаемых, т. е. обучаемые должны быть готовы к работе с учебным материалом;

- планирование усвоения материала для определенного контингента обучаемых должно осуществляться на максимально доступном для них уровне.

Доступность преподавания и возможность понимания и усвоения учебного материала зависят от уровня развития у обучаемых теоретического мышления и тех мыслительных операций, на основе которых дается объяснение.

В целом, принцип доступности включает в себя три положения:

- доступность (сообщаемая система знаний должна основываться на имеющихся у обучаемых знаниях и их жизненном опыте);

- достаточность (изучаемая система знаний должна быть достаточной для выявления достигнутого уровня развития обучаемых, способствовать их переходу на более глубокий уровень развития или создать заметные предпосылки для такого перехода);

- необходимость (изучаемый в конкретных условиях учебный материал должен быть необходим для решения задач последовательного развития обучаемых).
^
Наглядность обучения

Наглядность не сводится к простому изображению или иллюстрированию изучаемого явления, а представляет собой более широкий комплекс средств, методов, приемов, обеспечивающих, с одной стороны, более четкое и ясное восприятие сообщаемых знаний, а с другой стороны, формирует представление о взаимосвязи изучаемых явлений с реальной практикой.

В процессе обучения сложным двигательным действиям наглядность занимает особое место:

- она необходима для создания у обучающихся в процессе обучения правильных представлений о наиболее рациональных способах действий, взаимосвязи конкретных действий с целостной системой движений в поединке и т.д.;

- она необходима в тех случаях, когда в процессе обучения создаются конкретные проблемные ситуации, которые требуют от слушателей умения применять теоретические знания в условиях, максимально приближенных к реальной практике;

- в совокупности с практическими действиями наглядность является формой непосредственной подготовки слушателей к активной, сознательной и творческой деятельности в процессе тренировочных занятий и в практической деятельности.

Реализация принципа наглядности требует:

- сопровождения показа тех или иных упражнений, элементов техники и тактики словесным комментарием, который позволяет организовать процесс восприятия должным образом и акцентировать внимание слушателей на существенных Признаках изучаемого движения;

- обеспечения при объяснении восхождения от наблюдения единичных особенностей движений (приемов) к осознанию признаков, общих для движений (приемов) данного класса, подкласса, группы и т. д. в соответствии с классификацией элементов техники и тактики единоборств и специальных упражнений бойца, а также к осознанию понятий и закономерностей способов выполнения изучаемых движений, т. е. для реализации данного принципа необходимо обеспечить не только наглядность факта, но и наглядность закономерностей.

При обучении двигательным действиям принцип наглядности требует соблюдения ряда требований:

- формирование представлений об изучаемом двигательном действии должно осуществляться в определенной последовательности от смысла системы действий к смыслу отдельного действия и от него — к смыслу составляющих это действие операций;

- при изучении двигательных действий необходимо добиваться четкого понимания значения каждой изучаемой операции, каждой фазы движения;

- для формирования полноценного представления об изучаемом действии обучаемый должен не только увидеть, но и прочувствовать особенности выполнения этого действия, сформировать двигательное представление о нем, т. е. соединить образ мышечного ощущения со словом, которое его обозначает;

- формирование содержательного (технического) аспекта представления об изучаемом действии должно осуществляться от внешнего образа действия к образу его внутренней динамической структуры (взаимодействие работы нервно-мышечного аппарата);

- для качественного усвоения материала необходимо обеспечить восхождение от овладения способом решения отдельной двигательной задачи к умению конструировать двигательные задачи определенного типа, путем наглядной демонстрации метода конструирования на конкретном примере.
^
Сознательность и активность в обучении, развитие творческой инициативы

Сознательное отношение к обучению выражает мотивационную сторону личности сотрудника. Мыслительный процесс всегда внутренне мотивирован. Если у обучающегося нет желания и интереса к занятиям, если он не переживает успеха и неудачи, если он не видит практического смысла в процессе познания, то без всего этого от занятий не будет никакой пользы.

Для реализации данного принципа руководитель подготовки должен:

- систематически возбуждать интерес к учебному материалу, теме, формировать познавательные потребности, повышать эмоциональность методических приемов обучения;

знать потребности каждого обучающегося и формировать на этой основе мотивы и цели учебной деятельности;

- обеспечивать осознанное выполнение обучающимся всех операций и действий. Обучающийся должен уметь в учебном задании: выделять на основе указаний преподавателя смысл и условия решения учебной задачи; решать двигательные задачи, анализируя и корректируя свои действия; самостоятельно переходить к изучению следующего раздела учебного материала после критичной самооценки качества усвоения предыдущего задания;

- активно формировать и регулировать мотивы обучения, стремясь постоянно выделять взаимосвязи изучаемого материала с требованиями реальной практики;

- обеспечивать доступность учебного задания для каждого обучаемого. Но в то же время каждый новый материал должен иметь новизну и представлять определенную трудность для усвоения;

- снижать актуальность тех потребностей, которые не имеют отношения к решению учебной задачи;

- строить процесс обучения таким образом, чтобы усвоение последующего материала было затруднено без достаточного усвоения предыдущего.

Задача преподавателя в реализации принципа сознательности и активности заключается в том, чтобы создавать условия для повышения уровня общей познавательной активности обучаемого и придавать активности учения такую направленность, которая соответствовала бы учебной задаче и условиям обучения.
^
Прочность знаний, формируемых умений и навыков

Прочность обучения означает длительное сохранение в памяти полученных знаний, формируемых умений и навыков. На длительность сохранения усвоенного материала влияют многие объективные и субъективные факторы, условия обучения, режима жизни, труда и отдыха обучаемых. Соблюдение данного принципа в обучении означает необходимость усиления положительных факторов и снижения роли отрицательных.

Содержание принципа прочности изучаемых знаний, формируемых умений и навыков определяется следующими основными положениями:

- необходимо выделять главное в учебном материале, то, что отражает наиболее существенные особенности данного учебного материала. Только в этом случае в сознании обучаемого возникнет логическая система взаимосвязанных, взаимозависимых составных частей знаний, в которых он будет в состоянии выделить существенные, менее существенные, второстепенные и случайные связи;

- выделенное главное должно быть связано с тем, что обучаемый уже знает по изучаемой теме, иначе главное положение будет изолировано и потеряет значимость для обучаемого;

- изучаемые знания должны быть включены в систему взглядов и убеждений обучаемого, ибо только в этом случае они станут его внутренним достоянием;

- необходимо по мере возможности обеспечивать постоянную связь изучаемого учебного материала с упражнениями, тренировкой, практической деятельностью.
^
Индивидуализация обучения

Основное положение принципа индивидуализации обучения состоит в том, чтобы наблюдаемые у слушателей индивидуальные различия в знаниях, структуре мышления и свойствах личности использовать для более глубокого понимания общих психических особенностей слушателей данной группы. На этой основе можно глубже обосновать содержание, методы и организацию учебных занятий.

Индивидуальный подход означает не приспособление целей и основного содержания обучения к отдельным индивидам, а поиск и использование форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей для постижения целей обучения.

В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности нервной системы, антропоморфологические признаки, уровень и темпы физического развития, физическую и двигательную подготовленность, индивидуальные физиологические особенности организма обучаемых.

Выделяют следующие индивидуальные особенности психики бойцов:

- особенности личности (отношение к труду, товарищам, соперникам, к самому себе, приспособляемость к новым условиям жизни, интересы);

- уровень развития волевых качеств (целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность, смелость и решительность) в условиях соревновательной и тренировочной деятельности;

- показатели устойчивости психики в ходе соревнований (умение настроиться на схватку, “выложиться” как в схватке, так и в отдельном ее отрезке, комбинации, приеме, способность к обоснованному риску, умение противостоять жестким и даже грубым действиям противника, способность к восстановлению и отдыху).

К наиболее важным антропоморфологическим признакам, оказывающим существенное влияние на успешность спортивной деятельности, относят оптимальные величины тотальных размеров, типы пропорций тела, конституциональные особенности спортсменов.

По индивидуальным особенностям в манере ведения поединков бойцов разделяют на:

- “силовиков”, предпочитающих силовое единоборство;

- “темповиков”, проводящих поединки в высоком темпе;

- “игровиков”, для которых характерно технико-тактическое обыгрывание.

Большое значение для успешного решения проблем индивидуализации процесса обучения имеет учет особенностей мотивации обучаемых как основы для формирования активного отношения к действительности. Глубокое понимание общих психических, биологических, физических, возрастных особенностей обучаемых позволяет глубже видеть проявление индивидуальных особенностей в обучении.

Процесс обучения, построенный с учетом общих и индивидуальных особенностей обучаемых, обеспечивает успешность усвоения учебного материала, способствует формированию высокого уровня их интеллектуального и нравственного развития.
^

Скоростно-силовая подготовка


Сегодня, когда специалистами в системах боевых искусств не считают себя только младенцы, пора научиться отделять зёрна истины от шелухи заблуждений. Анализ проведенных наблюдений показал, что большинство групп восточных боевых искусств основное внимание уделяют технической и тактической подготовке бойца с упором на проблему управления биоэнергией, что является верным лишь отчасти. Нельзя подменять взаимодополняющие методики, а тем более противопоставлять их друг другу.

Большинство “восточников” мастерского уровня (1-2 дан) в скоростно-силовых тестах имеют показатели, не превышающие уровень спортсменов 2-го, 3-го разрядов в таких традиционных для нас видах спорта, как лёгкая атлетика. Уместно предположить, что если сходные по своей биомеханической структуре движения (например, вынос бедра вперёд-вверх в прыжках и в ударах ногой) спортсмены выполняют быстрее и сильнее, то и тренировочный эффект используемых ими методов на начальном этапе подготовки “восточника” будет более высок, чем методов восточного психофизического тренинга. Тем более что последние никогда и не рассматривались как методы, дающие результат сразу, на первом этапе подготовки (достаточно внимательно рассмотреть боевую подготовку легендарных монахов монастыря Шаолинь-сы).

Следовательно, прежде чем брать на вооружение управление своей Ци (Ки), давайте научимся употреблять с максимальной отдачей то, что у нас уже лежит на поверхности — биофизические возможности своего тела.
^
Современное понимание двигательных способностей

Сегодня оптимальная физическая подготовленность рассматривается как функциональное состояние всего организма, лишь условно разделяемое на основные формы двигательных способностей.

Теперь обратимся к интересующему нас вопросу о скорости атакующих и защитных действий бойца в рукопашном бою. Решение “скоростных задач” обеспечивается мобилизацией моторной, мышечной и вегетативной систем организма при ведущей роли первых двух (роль последней проявляется тогда, когда надо длительное время сохранять желаемую скорость движений). Следовательно, прогресс в скорости обеспечивается за счёт целенаправленного совершенствования этих двух систем. Тратить время на развитие отдельных двигательных способностей (“качеств”) в их “оптимальной” пропорции нерационально.

В процессе тренинга бойца рукопашника скоростно-силовая подготовка осуществляется двумя основными способами.

Первый из них носит общеразвивающий характер. Он заключается в относительно равномерном распределении видов упражнений и нагрузок в годичном цикле. Такой способ больше подходит начинающим бойцам, которым требуется одновременно решать задачи и технической, и физической, и тактической подготовки. Тренировки идут по стандартной схеме: «разминка — работа над техникой и тактикой — ОФП», по прежнему понимаемая как развитие отдельных качеств (силы, гибкости, скорости и т.д.).

Второй способ является гораздо более эффективным для квалифицированных бойцов. Тренировочные средства (т.е. виды упражнений и нагрузка) концентрировано размещаются на определённых этапах годичного цикла. Применительно к скоростно-силовой подготовке можно выделить этапы (или микро циклы), направленные на развитие быстроты, силовой выносливости, максимальной силы, скоростной силы. Целесообразно при этом разделять во времени скоростно-силовую и тактико-техническую подготовку: проводить их в разные дни, а если в течение одного дня, то с интервалом в несколько часов.
^
Развитие быстроты движений.

Необходимо разграничивать понятия “быстрота” и “скорость”. Физиологический механизм быстроты связан с функциональными свойствами моторной зоны ЦНС. Формами проявления быстроты являются: скрытый период двигательной реакции (т.е. время между сигналом и началом движения), время выполнения одиночного (ненагруженного) движения рукой, ногой или головой, частота таких движений в единицу времени, время для переключения с одного движения на другое.

Установлено, что все эти формы проявления быстроты независимы друг от друга, мало связаны с уровнем физической подготовленности, а главное — не обнаруживают сколько-нибудь существенной связи со скоростью сложных многосуставных движений, каковыми являются почти все техники рукопашного боя. В наибольшей мере быстрота проявляется в элементарных приёмах (типа одиночных ударов), не требующих сложной координации, значительных мышечных усилий, больших энергозатрат.

Таким образом, “быстрота” и “скорость” обеспечиваются различными физиологическими факторами и требуют разных методов для своего развития.

Развитие быстроты сводится к реализации генетически предопределённого индивидуального потенциала. Этот потенциал реализуется за счёт совершенствования функциональных свойств моторной зоны ЦНС, необходимых для формирования требуемой нейромоторной программы. А также за счёт подготовки мышц и связок к реализации такой программы.

Упражнения для развития быстроты:

Упражнения для сокращения скрытого периода двигательной реакции.

Вес отягощения 30- 40 % от максимально возможного для данного упражнения. Внимание следует акцентировать на резком начале упражнения в ответ на подачу сигнала. Сигналы трёх типов: зрительные (например, взмах руки), слуховые (например, хлопок в ладоши), тактильные (например, прикосновение к телу).

Упражнения для сокращения времени выполнения движений

В этом случае вес отягощения 15- 20 % от максимально возможного, сами движения предельно быстрые, а темп их средний. За тренировку выполняются 2- 3 серии таких упражнений, по 2- 3 подхода в каждой серии, по 8- 10 повторений в подходе. Отдых между подходами по 3 минуты (+_ одна минута), а между сериями по 5 мин. (+_ одна минута). Паузы заполняются мало интенсивными упражнениями на другие группы мышц.

В качестве отягощений используются такие снаряды, как штанга, гантели, гири, блочные устройства, браслеты на конечности, набивные мячи.

Упражнения должны как можно более точно соответствовать совершенствуемым элементарным приёмам по группам мышц, вовлекаемым в работу, по амплитуде и направлению движений, по режиму работы мышц.


^
Развитие взрывной силы

В отличие от быстроты, возможности развития скорости сложных многосуставных движений огромны. Главную роль в таком тренинге играют упражнения для увеличения взрывной и скоростной силы.

Взрывную силу тренируют упражнения с отягощением, изометрические упражнения с быстрым напряжением мышц, упражнения с ударным режимом мышечной работы, а также комплексные упражнения.

1. Упражнения с отягощением

Вес отягощения 60- 80 % от максимально возможного. За тренировку выполняются 2- 3 серии, по 2- 4 подхода в каждой серии, по 5- 6 повторений в подходе. Скорость выполнения упражнений максимальная, с особым акцентом на начальной фазе движения (движение с нарастающей скоростью). Между каждым движением обязательное расслабление (“встряхивание”). Темп выполнения упражнений невысокий. Отдых между сериями 6- 8 минут.

Вес прежний, но режим работы мышц реверсивный. Отягощение сначала поднимается на 1/3 полной амплитуды, а затем быстро опускается в исходное положение, с мгновенным переключением мышц на работу в противоположном положении. В занятии 2- 3 серии (с перерывами между ними по 8- 10 минут), по 2- 3 подхода в серии (с паузами 4- 6 минут), по 3- 5 повторений в подходе (с обязательным расслаблением мышц после каждого повторения, для чего отягощение ставится на упор).

Оба типа упражнений можно использовать в любых движениях. Но эффект выше тогда, когда в них задействованы те мышечные группы, которые несут основную нагрузку в тренируемой технике. Например, для мышц ног, без участия которых невозможно выполнение большинства ударов ногами, можно рекомендовать следующее упражнение.

Выпрыгивание вверх со штангой на плечах, вес которой 30- 60 % от максимального. Каждое выпрыгивание выполняется с предварительным амортизационным приседанием и мгновенным переключением от уступающей работы («подсед») к преодолевающей (выпрыгивание). Как вариант, данное упражнение можно делать с гирей (16, 24 или 32 кг.), стоя ногами на параллельных опорах и держа гирю обеими руками внизу перед собой.

Для мышц плечевого пояса в аналогичном режиме можно выполнять жим штанги (или тяжёлых гантелей) в положениях лёжа на скамейке, в положении сидя с опорой спиной на плоскость под углом 450, на блочных устройствах, и ряд других.

2. Изометрические упражнения

Напомним, что это упражнения со статическим напряжением мышц. Исходные положения для них следует подбирать таким образом, чтобы они совпадали с положением суставов и позами тренируемых приёмов в их начальной фазе.

Угол в локтевом суставе «бьющей» руки не должен превышать 900. Задача состоит в том, чтобы предельно быстро развивать усилие до максимально возможного, с немедленным расслаблением мышц после этого. Достаточно одной серии за тренировку, в 2- 4 подходах, по 5- 6 повторений в каждом подходе.

Перед каждым очередным усилием рекомендуется сначала расслабить мышцы, а между подходами целесообразно выполнять упражнения динамического типа (удары по мешку, по лапам, по «макиваре»), аналогичные тем, которые прорабатываются в изометрическом тренинге.

^ 3. Упражнения с ударным режимом работы

В упоре лёжа выполнять толчки руками с хлопками ладонями в момент отрыва их от пола. Одна серия, 4- 5 подходов, по 10- 15 повторений в подходе. Отдых между подходами 1 минута. С подъёмом ног увеличивается нагрузка. Упражнение развивает взрывную силу мышц плечевого пояса.

Прыжок вниз с небольшого возвышения (максимум: 1 метр, для начала — 25- 30 см) и последующее выпрыгивание вверх. В момент приземления ноги слегка сгибаются в коленях, но только слегка. Ведь суть данного упражнения в том, чтобы как можно быстрее перейти от амортизации (уступания) к отталкиванию. Это упражнение можно выполнять только после интенсивной разминки, не чаще 1- 2 раз в неделю. Для начинающих достаточно 15- 20 повторений, подготовленные бойцы могут выполнять до 40- 50 прыжков в 4- 5 подходов.

Прыжки вверх с места (из стойки, из приседа и полуприседа толчком одной ноги), в том числе через препятствие. Акцент на быстрое и мощное отталкивание. До 100 прыжков за одно занятие, но не чаще 1-го раза в неделю.

Упражнения на блочных устройствах и на тренажёрах типа “качели”. Можно подобрать упражнения с ударным режимом работы мышц для любой мышечной группы.

4. Комплексные упражнения

Этот вид упражнений представляет собой сочетание всех предыдущих. Он обладает очень сильным воздействием на ЦНС и на опорно - двигательный аппарат.

1. Приседания со штангой (или с партнёром) на плечах. После отдыха продолжительностью 2- 3 минуты выпрыгивания вверх из глубокого приседа (с предельно интенсивным отталкиванием) 8- 10 раз подряд. Через 1- 2 минуты после выпрыгиваний выполнить по 10- 12 ударов поочерёдно левым и правым коленом в мешок или блок руками. Всего 4- 5 серий данного упражнения, с перерывами между сериями 6- 8 минут.

2. Сочетание изометрического и динамического режимов работы мышц. Например, отжимания на параллельных брусьях, но при этом партнёр удерживает вас за ноги, препятствуя выходу в верхнее положение. Усилие развивается до предела, но плавно, в течение 5- 6 секунд, всего 2- 3 раза подряд. После 2-х минутного перерыва выполняются обычные отжимания на брусьях с предельной скоростью: 2 подхода по 5- 6 повторений в каждом, с 3-х минутным перерывом между подходами. Затем уместна отработка коротких мощных ударов по набивному мешку. Этот комплекс за тренировку повторяется 2- 3 раза.

Сфера применения комплексных упражнений для развития взрывной силы достаточно широка как по направленности воздействия на те или иные группы мышц, так и по набору упражнений. Но с учётом их интенсивности не рекомендуется использовать их с людьми, имеющими слабую силовую подготовку.
^
Развитие скоростной силы

Скоростная сила проявляется и развивается в максимально быстрых движениях при небольшом внешнем сопротивлении. Взрывные усилия мышц требуют мобилизации как “быстрых”, так и “медленных” мышечных волокон, тогда как предельно быстрые движения при небольшом сопротивлении мобилизуют в основном “быстрые” волокна. Отсюда и различия в методике.

1. Упражнения с отягощением

Выполняются с предельной скоростью, но в невысоком темпе. Вес 30- 40 % от максимального веса. За тренировку 2- 4 серии, по 2- 3 подхода в серии, по 6- 8 повторов в подходе. Между сериями в течение 3- 4 минут выполняются упражнения на расслабление мышц, а также широко амплитудные маховые движения конечностями.

^ 2. Упражнения с ударным режимом работы

В отличие от упражнений на развитие взрывной силы, в этом случае главным становится не мощное, а быстрое отталкивание.

3. Комплексные упражнения

Возможности данного вида упражнений в развитии скоростной силы наиболее широкие. Очень эффективным является сочетание интенсивной динамической работы с отягощением не более 30 % от максимального (например, отжимания в упоре лёжа, выполняемые в коротких сериях, но предельно быстро) с «бросковыми» движениями (например, метание набивных мячей, камней весом 3- 5 кг и т.д.).

Принцип таков: 2- 3 подхода отжиманий, затем броски или метания, потом имитационные “удары” в воздух. После непродолжительного отдыха с расслаблением мышц повторение всего комплекса.


^ Повторяем важнейшие положения:

В организме нет специфических механизмов, отвечающих за скорость, выносливость, силу или ловкость. В основе проявления и развития этих двигательных способностей лежит целостная адаптация всего организма. Понимание данного обстоятельства необходимо для правильного планирования тренировочного процесса.

Ведущую роль в развитии скорости движений играют силовые способности. Поэтому силовые упражнения, направленные на развитие взрывной и скоростной силы, должны занимать важное место в общефизической подготовке бойца-рукопашника.

Наиболее целесообразно сосредоточение средств скоростно-силовой подготовки на одном из этапов годичного цикла, как правило, протяжённостью до трёх месяцев. Такая концентрация обеспечивает массированное тренирующее воздействие на моторную, мышечную и вегетативную системы. При оптимальной поддерживающей тренировке достигнутый в этот период уровень развития двигательных способностей сохраняется достаточно долго, вплоть до следующего года.
^

Метод эмоционально-волевой саморегуляции: как научиться владеть собой в экстремальных ситуациях




Изначально, методика была разработана в 1982 году подполковником Г.Н.Соборновым под руководством доктора психологических наук профессора полковника Н.Ф.Феденко и одобрена главным гигиенистом МО СССР доктором медицинских наук генерал - майором медицинской службы П.Н. Курпитой для подразделений МО СССР, действующих в условиях повышенного нервно-физического напряжения.

Применение методики при выполнении боевых задач (подразделения спецназа МО СССР и др. части), несении боевого дежурства (ракетные войска стратегического назначения, ПВО и др.) показало её высокую эффективность и простоту в применении.

Однако, после распада СССР, методика подполковника Г.Н.Соборнова была забыта и в настоящее время не используется. Нет сведений о её использовании в министерствах и ведомствах, чьи сотрудники и офицеры вынуждены работать в условиях стресса или экстремальных ситуаций (МЧС, МВД, СБУ Украины и т.д.)

Взяв за основу методику подполковника Г.Н.Соборнова, автор, в 2002 году, существенно изменил, отредактировал и адаптировал методику эмоционально-волевой саморегуляции (ЭВС) под специфику профессиональной деятельности сотрудников (руководителей) негосударственных служб безопасности. При этом была введена специфическая терминология и впервые применен в данной методике сам принцип „ключей”, как наиболее простой и доступный к усвоению.


Методика эмоционально-волевой саморегуляции (ЭВС) разработана с целью формирования у будущих руководителей служб безопасности высокой эмоционально-волевой устойчивости и других важных психологических качеств, необходимых для успешного выполнения поставленных перед ними задач, адекватного реагирования и эффективного действия в экстремальных ситуациях, возникающих при обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

Методика ЭВС, за небольшой промежуток времени, значительно улучшает внимание, способность запоминания нового учебного материала, усвоения навыков предстоящих действий и сложнокоординационных движений, существенно способствует восстановлению физических и нервных сил, УЧИТ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ.


Эмоци­онально-волевая саморегуляция (ЭВС) — система приемов последовательного самовоз­действия в целях повышения эмоциональ­но-волевой устойчивости в напряженных и опасных ситуациях, возникающих при обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

ЭВС развивает и совершенствует ряд важных психологических качеств: самообла­дание, уверенность в своих силах, внимание, образное мышление, навыки запоминания. Одновременно ЭВС предупреждает умствен­ное и физическое переутомление, способству­ет укреплению нервной системы и увеличению сопротивляемости психики к отрицательным воздействиям, повышает работоспособность.

Суть ЭВС заключается в развитии у чело­века способностей к самостоятельному воз­действию на свои регулирующие психологи­ческие и нервные механизмы определенными упражнениями и приемами.

В основе упражнений, рекомендуемых в данной методике, лежат приемы аутогенной (самораз­вивающей) тренировки.

Большинство упражнений и тренировок связано с временным расслаблением мышц (релаксацией), так как телесным выраже­нием отрицательных эмоций является мышеч­ное напряжение (искаженное лицо, стеснен­ное дыхание, нервная дрожь, оцепенение или суетливость). Умение расслаблять (по­нижать) тонус мышц поможет вам преду­предить или снять страх и другие отрицатель­ные эмоции.

Для овладения методикой ЭВС требуются определенные усилия и последовательность в изучении и применении приемов и упражне­ний. Поэтому вся система ЭВС структурно расчленена на три степени по принципу до­ступности обучения. В каждую степень ЭВС входят определенные приемы и упражнения по регуляции своего психофизического состо­яния. При этом для каждой степени даются соответствующие указания о порядке их при­менения с учётом поставленных задач.

Приемы и методики ЭВС предыдущей (первой или второй) степени используются в ЭВС последующей (второй или третьей) степени. Время овладения степенями ЭВС за­висит от личной подготовленности студента (сотрудника НСБ), но в среднем составляет для ЭВС первой степени 3—4 недели, второй степени—5—6 недель, третьей степени — 3—4 недели при ежедневных двух – трехразовых самотре­нировках (аутотренинг) по 5—9 минут. Весь курс самообучения ЭВС рассчитан на 2—3 месяца. Изучение методик ЭВС и про­ведение регулярных тренировок возможно как в рабочее время, так и в перерывах между занятиями. Для практического применения ЭВС необходимо использовать любую воз­можность в ходе учебы или трудовой деятельности, в том чи­сле время перерывов, во время проезда в транспорте и т. д.

При освоении приёмов ЭВС обратите внимание на ключевые фразы, используемые для самовнушения (так называемые «КЛЮЧИ»). Эти фразы, как и зрительные образы, подбираются строго индивидуально, т.к. не существует двух одинаковых личностей. Каждый человек очень индивидуален. Безусловно, есть и универсальные «ключи» к сознанию разных людей (мы все живём в социуме, и у нас может возникать стереотипность ответных реакций на схожие раздражители), но если они не работают, то следует «поискать у себя» «ключи-синонимы». Здесь очень многое зависит от вашего образа жизни, биографии и воспитания, заложенного ещё в детском возрасте.

Однако, при всей многообразности «ключей», их суть и скрытый смысл остаётся неизменным и схема выполнения упражнений НЕ МЕНЯЕТСЯ.
^

ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Экстремальные ситуации: вводные замечания


Пока человек находится в знакомой ему обстановке, он ведет себя обычно, как всегда. Но как только насту­пает сложная, лично особо значимая, а тем более опас­ная ситуация, с ним могут происходить самые невероят­ные изменения. В этой — экстремальной — ситуации многократно возрастают психологические нагрузки, ме­няется поведение, снижается критичность мышления, происходит рассогласование координации движении, понижение восприятия и внимания, меняются эмоцио­нальные реакции и многое другое.

В экстремальной ситуации, иначе говоря, в ситуации реальной угрозы, возможна одна из трех форм реагиро­вания: а) резкое понижение организованности (дезорга­низация) поведения; б) резкое торможение активных действий; в) повышение эффективности действий.

Дезорганизация поведения может проявляться в не­ожиданной утрате приобретенных навыков, которые, как вам казалось, доведены до автоматизма. Ситуация чревата еще и тем, что у вас может резко снизиться на­дежность действий, движения становятся импульсивны­ми, сумбурными, суетливыми. Нарушается логичность мышления, а осознание ошибочности своих действий, их ненадежности — только усугубляет дело.

Резкое торможение действий и движений может вы­звать состояние ступора (оцепенения), что ни коим образом не способствует поиску эффективного решения и соответствующему данной ситуации поведению.

Повышение эффективности действий при возникно­вении экстремальной ситуации выражается в мобилиза­ции всех ресурсов психики человека на ее преодоление. Это — повышенный самоконтроль, четкость восприятия и оценки происходящего, совершение адекватных ситу­аций действий и поступков. Такая форма реагирования, конечно же, самая желательная, но у всех ли и всегда ли она возможна? Для этого необходимы определенные индивидуально-психологические качества и специаль­ная подготовка к действиям в экстремальной ситуации. Если вы сможете понять, что, как и почему происходит с вами, что и как следует делать для того, чтобы избежать или хотя бы уменьшить возможность наступления вред­ных последствий, — это будет существенным шагом вперед на пути эффективного преодоления неадекват­ного поведения в таких экстремальных ситуациях, как угроза применения силы, шантаж, физическое нападе­ние.
^

Ситуационный анализ – основа адекватного реагирования


Чтобы принять более или менее правильное реше­ние в экстремальной ситуации необходимо, насколько это, возможно, разобраться в том, в какую ситуацию вы попали.

Например, в ситуации угрозы применения силы прежде всего следует определиться, насколько она ре­альна, можно ли избежать наступления нежелательных последствий. ]3о-первых, место, где угрожают. Если это ваш рабочий кабинет или жилое помещение, то следует учесть, что угрожающий гораздо хуже вас ориентирует­ся в обстановке, — вы знаете, где что лежит, как удобно взять ту или иную вещь. Но, в жилом помещении могут находиться ваши близкие, и угроза может при опреде­ленных обстоятельствах, обернуться против них. Однако это может быть помещение, в котором хозяином является угрожающий, и здесь инициатива в большей мере на его стороне.

Другая ситуация — улица. Одно дело — улица, на которой есть люди, другое — когда вокруг никого и воз­можность появления кого бы, то ни было весьма сомни­тельна.

Во-вторых, время, когда возникает угроза примене­ния силы. В темное время суток любая угроза восприни­мается иначе, чем днем. Тут может срабатывать уста­новка, что насилие совершается преимущественно в ночное время. Да и вообще многих людей темнота сама по себе может держать в повышенном напряжении. В-третьих, количество людей «сопровождающих» угрожа­ющего. Одно дело, если он один, совершенно иное, если их несколько. Кроме того, характер взаимоотношений между ними может сориентировать вас в том, кто среди них "за главного", впервые ли они совершают подобное деяние или действуют, как слаженный механизм.

В-четвертых, физические данные и экипировка угро­жающего. О физических данных и их оценке — чуть по­зже, а сейчас несколько слов об экипировке. Характер одежды до определенной степени может свидетельство­вать о том, готовился ли к встрече с вами угрожающий, соответствует ли она его намерениям. В одежде свобод­ного покроя можно легко спрятать орудия насилия, ко­торые впоследствии данный человек может применить.

Все то, о чем шла речь имеет прямое отношение и к ситуации непосредственного физического нападения. Но здесь важно своевременно сориентироваться в том, насколько реальна возможность избежать наступления нежелательных последствий, есть ли возможность рети­роваться без ощутимых моральных, физических и мате­риальных потерь. Видимо, при непосредственном напа­дении следует взять в расчет и собственное физическое состояние.

При анализе обстановки, когда вас пытаются шантажировать, следует обращать особое внимание на следующие моменты, во-первых, имело ли на самом де­ле место то событие, которое использует шантажист. Ес­ли того, чем вам пытаются угрожать, на самом деле не было, то далеко не всегда стоит сразу же уведомлять об этом шантажиста. Но иногда может сложиться ситуация, когда событие имело место, но выглядело оно совершенно иначе, чем это излагается в угрозе. В данной ситуации необходимо оперативно оценить, смо­жете ли вы доказать, как на самом деле выглядело это событие.

Во-вторых, насколько реальна компрометация в слу­чае отказа выполнять требования шантажиста, каковы могут быть для вас хотят скомпрометировать, каким способом это будут пытаться осуществить. В-третьих, есть ли у вас время для нейтрализации возможных вред­ных последствий, можно ли хотя бы на немного оттянуть их наступление.

В-четвертых, задевает ли угроза ваших близких или касается в данный момент только вас. Ведь это разные ситуации, когда шантажируют наступлением вредных последствий для вас самого и сейчас или когда угроза касается ваших близких, но в будущем.

И, наконец, в-пятых, осуществляется ли шантаж по телефону, в письменном виде или при личном контакте с шантажистом.

Но необходима диагностика не только ситуации, но и партнера, который, по сути, есть непременный эле­мент самой ситуации.

Диагностика партнера, от которого исходит угроза, может быть весьма фрагментарной, а может быть и до­вольно глубокой — все зависит от ситуации. Вряд ли целесообразно выяснять уровень интеллекта или нали­чие чувства юмора у человека, замахнувшегося для уда­ра.

Лиц, от которых исходит угроза нападения или шан­тажа, можно классифицировать по трем большим груп­пам:

Психически нормальные люди, находящиеся в со­стоянии, когда не наблюдается отклонений в поведе­нии.

Психически нормальные люди, находящиеся в со­стоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Люди с патологическими отклонениями в психи­ке.

Если наличествует угроза физического нападения или оно уже осуществляется, то в первую очередь необ­ходимо сориентироваться в физических данных партне­ра: рост, вес, телосложение, характерные признаки, мо­гущие указать на то, что он проходил какую-то специальную подготовку.

Как данный человек стоит? Боксер, как правило, при­нимает открытую, но все же боксерскую стойку, непро­извольно сжимает кулаки, нередко кулаком ведущей ру­ки постукивает в открытую ладонь другой, как бы играя сам с собой (тут вы можете получить наглядную инфор­мацию о том, левша он или правша). Нередко у боксе­ров можно наблюдать характерные изменения в строе­нии носа — как следствие неоднократного травмирования переносицы.

Борец, обычно стоит, несколько опустив плечи, ру­ки — вдоль туловища — могут быть полусогнуты, паль­цы как бы готовы что-то схватить, ноги на ширине плеч или чуть шире, стойка может восприниматься как угро­жающая, движения более плавные, чем у боксера.

Человек, занимающийся каратэ, может непроизволь­но принять одну из стоек этого вида противоборства, ноги и руки занимают характерное положение, пальцы не всегда сжаты в кулаки, но если и сжаты, то гораздо плотнее, чем это делают боксеры.

Как правило, все эти люди имеют хорошее телосло­жение, развитую мускулатуру, хорошо двигаются, смот­рят на партнера, фиксируя малейшие изменения в его поведении.

Кстати, фиксация внешних признаков угрожающего, нападающего, шантажирующего крайне важна, посколь­ку не исключено, что вам придется вступить в отноше­ния с правоохранительными органами, и тогда любая замеченная мелочь может пригодиться. Если позволят время и условия, целесообразно обратить внимание на рост, особенности телосложения, цвет волос и особен­ности прически, цвет глаз, форму лба, носа, губ, подбо­родка, ушей. Обращайте внимание на то, во что одет партнер, но самое главное — особые приметы, выделя­ющие данного человека. К особым приметам относятся не только родинки, шрамы, наколки, какие-либо физические изъяны, «о и манеры говорения, жестикуляции, особенности голоса, произношения, лексика и многое другое, что в совокупности характерно только для этого человека. После того, как ситуация столь неприятная для вас тем или иным образом закончится, целесообраз­но заполнить приложение № I. Это следует сделать, не дожидаясь прибытия представителей правоохранитель­ных органов, пока многие детали еще свежи в вашей па­мяти.

Если угрожавший общался по телефону, обратите внимание на характер звонка — местный или иногород­ний, как абонент представился, сразу же повел речь о существе дела, не спросив, с кем разговаривает, или вначале уточнил, с кем он говорит. Характеристика его речи — быстрая или медленная, внятность, наличие за­икания и акцента, четкость и другие особенности произ­ношения. Голос — громкость, тембр, хриплый, мягкий, нетрезвый. Манера говорить — спокойная, уверенная, связанная или бессвязная, неторопливая или торопливая, при­стойная или непристойная, озлобленная, эмоциональная или бесцветная. Наличие шумов, сопровождающих разго­вор: другой голос, который подсказывает, что гово­рить абоненту, тишина или сильный шум, звук транспор­та (поезд, метро, автомобиль, самолет), шум станков, канцелярских машин, телефонных звонков, музыка, шум улицы. После окончания разговора сразу же зафиксируйте ваши наблюдения на бумаге или диктофоне.

Вступая в непосредственный контакт с угрожающим, следует также обратить внимание и на степень его аг­рессивности. Направлена ли она конкретно на вас, что может свидетельствовать о личных мотивах, или это аг­рессивность «общего» характера, то есть, направлена на вас как просто на объект, над которым поручено произ­вести насилие. Попытайтесь оценить, насколько реальна его вероятность или вас пытаются «взять на испуг».

Важно определить эмоциональное состояние парт­нера — от этого зависит характер и быстрота его дейст­вий, степень агрессивности, возможность ведения диа­лога с ним и уклонения от вредных для вас последствий.

Опишем некоторые эмоциональные состояния, ха­рактерные для разбираемой ситуации, и покажем, как по внешним признакам можно определить, какую (или какие) эмоцию испытывает угрожающий.

Страх — иногда можно столкнуться с ситуацией, когда угрожающий или нападающий сам боится.

При страхе, как правило, происходит резкое сокра­щение мышц, за счет чего у человека, испытывающего страх, появляется скованность в движениях, они не­сколько раскоординированы, можно достаточно четко зафиксировать дрожание рук, особенно кончиков паль­цев, ног, тремор в зубах можно не только видеть, но иногда и слышать. Брови почти прямые, несколько при­подняты, их внутренние уголки сдвинуты друг к другу, лоб покрывают горизонтальные морщины. Глаза рас­крыты достаточно широко, нередко расширены зрачки, нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято. Рот открыт, губы напряжены и немного растянуты. Взгляд воспринимается как бегающий.

Происходит более активное потоотделение, хотя в помещении или на улице комфортная температура. Пот можно наблюдать в следующих зонах: лоб, над верхней и под нижней губой, шея, подмышки, ладони, спина. Че­ловек активно вытирает пот, его лицо бледнеет.

При страхе могут происходить изменения голоса и речи. Громкость голоса снижается порой до шепота, ме­няется темп речи, она становится замедленной, с заметными паузами между слогами, словами, фразами. Часто эти «пустоты» заполняются междометиями, слова­ми-паразитами.

Гнев— нередко при агрессивном поведении можно наблюдать именно эту эмоцию, она — показатель сте­пени агрессивности партнера. Его поза приобретает угрожающий характер, человек выглядит так, будто гото­вится к броску. Мышцы напряжены, но нет характерно­го для страха тремора. Лицо нахмуренное, взгляд может фиксироваться на источнике гнева и выражать угрозу. Ноздри расширяются, крылья ноздрей вздрагивают, гу­бы оттягиваются назад, иногда настолько сильно, что обнажают стиснутые зубы. Лицо бледнеет, но чаще краснеет. Иногда можно заметить, как по лицу человека, испытывающего гнев, пробегают судороги. Резко повышается громкость голоса, часто угрожаю­щий срывается на крик, кулаки сжаты, на переносице резкие вертикальные складки, глаза прищурены. При сильном гневе человек выглядит так, будто вот-вот взор­вется.

Речь с нотками угрозы, «сквозь зубы», могут иметь место весьма грубые слова, обороты и нецензурная брань. Характерно, что в сильном гневе даже люди не­русской национальности нередко используют русскую нецензурную лексику.

Следует особо отметить, что при гневе человек ощу­щает прилив сил, становится гораздо более энергичным и импульсивным. В этом состоянии он испытывает по­требность в физическом действии, и чем больше гнев, тем больше эта потребность. Самоконтроль снижен.

Презрение — в отличие от гнева эта эмоция редко вызывает импульсивное поведение угрожающего, но не исключено, что именно поэтому человек, демонстрирую­щий презрение, в чем-то более опасен разгневанного.

Внешне это выглядит, примерно, так: голова поднята вверх, и даже если человек, демонстрирующий презре­ние, ниже вас ростом, то создается впечатление, что он смотрит сверху. Можно наблюдать позу «отстраненно­сти» и самодовольное выражение лица. В позе, мимике, пантомимике, речи — превосходство. Особая опасность этой эмоции заключается в том, что она «холодная», и презирающий человек может совершить агрессивное действие спокойно, хладнокровно. Но если что-то из за­думанного не получается, то может появиться гнев. Со­пряжение этих двух эмоций несет еще большую опас­ность.

Отвращение — также негативная эмоция, могущая стимулировать агрессию. Человек, испытывающий от­вращение, выглядит так, будто ему в рот попало что-то отвратительное, или он почувствовал крайне неприят­ный запах, Нос наморщивается, верхняя губа подтягива­ется вверх, иногда создается впечатление, что у такого человека косят глаза. Как и при презрении — поза «от­страненности», но без выраженного превосходства.

В сочетании с гневом может вызвать весьма агрес­сивное поведение, поскольку гнев «мотивирует» нападение, а отвращение — потребность избавиться от непри­ятного.

Не будем останавливаться на описании таких эмо­ций, как радость, удивление, горе, стыд, поскольку они не столь характерны для ситуаций агрессии, нападения. Но если человек, причиняющий боль, демонстрирует внешние признаки радости, то это как минимум признак садизма.

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ (реанимация при травмах)

Как правило, тренер-преподаватель всегда присутствует на соревнованиях и тренировках и видит, как произошла травма, куда был нанесен удар, каким образом упал пострадавший и какой прием был проведен. Поэтому ему необ­ходимо владеть элементарными методами диагностики и первой помощи. Однако сотрудник службы безопасности, тоже, нередко оказывается в ситуации, когда ему самому, без посторонней помощи приходится оказывать первую доврачебную помощь своему напарнику или охраняемой особе. Автору (А. Линниченко), в повседневной жизни, приходилось более двадцати раз применять методы экспресс-реанимации и оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим людям в совершенно неожиданных местах (на работе, в пригородной электричке, троллейбусе, метро, на улице, продовольственном рынке, на воде, в лесу, пустыне и т.д.) в различных городах и странах. К тому же, двадцать пять лет занятий боевыми искусствами и работа в негосударственном поиско-спасательном отряде быстрого реагирования при штабе МЧС позволили автору накопить неоценимый багаж практических знаний и умений по оказанию первой доврачебной помощи. Весь жизненный опыт автора подсказывает, что навыки экспресс-реанимации и оказания первой доврачебной помощи должны быть досконально изучены и отработаны до автоматизма, т.к. в условиях экстремальной ситуации при всеобщей сумятице и панике не будет времени на «раскачку».

К тому же, беря инициативу в свои руки, вы должны чётко осознавать, что несёте полную юридическую и моральную ответственность за жизнь и здоровье пострадавшего, которого реанимируете.

ДИАГНОСТИКА

Самыми опасными для здоровья и жизни являются ударные техники и удушения.

Диагностическая таблица ударных техник и удушений

Техника

Возможные пос­ледствия

Первичная диаг­ностика

Удары в голову



Сотрясение головно­го мозга

Диагностика состоя­ния сознания

Носовое кровотече­ние

Видимое кровотече­ние

Повреждение мяг­ких тканей лица

Наличие раны и кровотечения

Клиническая смерть, шок

Признаки клинической смерти (см. далее)

Удары в область шеи, уду­шения



Нарушения дыха­ния, шок

Аускультация лег­ких. Наличие внеш­него дыхания, удушья. Наличие пе­реломов хрящей трахеи и гортани

Нарушения сердечной деятельности

Аускультация серд­ца, прощупывание пульса

Удары в область сердца

Нарушения сердеч­ной деятельности, рефлектор. остановка сердца

Аускультация серд­ца, прощупывание пульса

Удары в грудную клетку

Переломы ребер, пневмоторакс, пов­реждение легких

Наличие боли, свя­занной с дыханием, видимые деформации, нарушение дыхания

Удары в об­ласть солнечно­го сплетен ия

Нарушения дыха­ния, остановка дыха­ния, перелом мече­видного отростка грудины.

Наличие боли, свя­занной с дыханием, нарушение дыхания

Удары в об­ласть печени, селезенки, по­чек

Ушибы, гематомы и повреждения печени и селезенки, выра­женный болевой синдром, шок.

Выраженный боле­вой синдром. Точная диагностика затруд­нена.

Удары в пах

Отек и ушиб орга­нов мошонки, шок

Выраженный боле­вой синдром



^ ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ


Черепно-мозговая травма

Симптомы сотрясения головного мозга: потеря сознания от нескольких ми­нут до 1 часа, потеря памяти на события, которые были перед травмой (рет­роградная амнезия) и на события, которые были после травмы (антероградная амнезия), головокружение и головная боль, общая слабость, тошнота, одно­разовая рвота, шум в ушах, приливы крови к лицу, нарушения сна.

Симптомы ушиба головного мозга: потеря сознания на продолжительное время (2-4 часа), нарушения речи, одностороннее или двухстороннее расши­рение зрачков и отсутствие реакции на свет, неправильное положение глазных яблок. Могут быть параличи конечностей, расстройства чувствительности. Урежение и ослабление пульса, возбуждение, многоразовая рвота.

Симптомы сдавления головного мозга: нарастающая заторможенность при сохранении сознании и ориентации, локализованная головная боль, расши­рение зрачков на стороне кровоизлияния. При нарастании сдавления мозга отсутствует реакция на окружающих и наступает бессознательное состояние. Пульс замедленный до 40-50 ударов в минуту. Дыхание шумное, неравномер­ное, с паузами. Симтомы сцавления мозга в результате черепно-мозгового кровоизлияния возникают не сразу после травмы, а через некоторое время.

Симптомы перелома основания черепа: кровоизлияния в область век в виде очков или бабочки (перелом передней черепной ямки), креротечение из ушей (перелом средней черепной ямки), кровотечение под кожу в области сосце­видного отростка (перелом задней черепной ямки), симптомы сотрясения и ушиба головного мозга. Первая медицинская помощь при повреждениях черепа и головного мозга.

при ушибе мягких тканей головы наложить давящую повязку и приложить холод к месту ушиба,

при повреждении мягких тканей головы — давящую стериль­ную повязку и закрепить ее повязками на голове («чепец», «ша­почка Гиппократа»)

при сотрясении головного мозга, если потерпевший находится без сознания, положить на носилки на спину, повернувши голо­ву набок, проверить проходимость дыхательных путей, при пот­ребности очистить их, голову положить на приспособленное уг­лубление, сделанное в виде валика из одежды. При ушибе головного мозга во время транспортировки припод­нять головной конец и к голове приложить холод.

Всем потерпевшим в бессознательном состоянии для предуп­реждения западения языка вставить между челюстей специаль­ный воздуховод, или кусок палочки, обмотанной бинтом.

Первая медицинская помощь при челюстно-лицевых повреждениях.

Наложить асептическую повязку на место повреждения таким образом, чтобы она не вызвала удушения.

При носовом кровотечении посадить потерпевшего, сдавить крылья носа пальцами, если кровотечение не останавливается, ввести в носовые ходы марлевый тампон, смоченный 3% раство­ром перекиси водорода, а на переносицу и затылок положить хо­лодные примочки.

При переломе челюстей провести транспортную иммобилиза­цию стандартной транспортной шиной для челюсти или нало­жить сверху повязки пращевидную повязку.

Потерпевших с повреждением челюстно-лицевой области транс­портируют в положении на животе (подложив под голову) свер­ток одежды или на боку для профилактики механической ас­фиксии.

Перед транспортировкой для профилактики травматического шока дают обезболивающие препараты.

Первая медицинская помощь при повреждении глаз и ушей

Повреждение глаза. Наложить асептическую повязку на повреж­денный глаз. При подозрении на проникающее повреждение или тяжелую контузию глазного яблока нужно закрыть не толь­ко поврежденный, но и здоровый глаз (бинокулярная повязка).

Повреждение уха. При травме с повреждением барабанной пере­понки, среднего и внутреннего уха наложить асептическую по­вязку (без тампонады наружного слухового прохода), осторож­но транспортировать в лежачем положении в клинику. Нало­жить асептическую повязку на рану, при отрыве ушной раковины ее нужно найти и прибинтовать повязкой.

При ушибе ушной раковины, наружного слухового прохода наложить давя­щую повязку и применить, при возможности, холод.

Первая медицинская помощь при повреждении шеи.

При ударе в область шеи сразу наложить холод на место удара.

При поражении вен шеи наложить давящую повязку без сдавливания дыхательных путей.

При поражении трахеи и возможности удушения в трахею вста­вить резиновую трубку, через которую потерпевший будет ды­шать. Чтобы трубка не выпала ее прибинтовывают к шее. Труб­ку можно вставить в трахею через рот, а в критических случаях делают трахеотомию, т. е. отверстие в трахее под перстневид­ным хрящом («кадыком»).

При переломах шейного отдела позвоночника на шею наклады­вают специальный жесткий воротник для иммобилизации.

Транспортировать в положении на спине, подложив валик под лопатки.


Ушибы

Ушибом называется закрытое повреждение тканей и органов без нарушения их целостности. При ушибах в зависимости от их тяжести и размеров бьющей поверхности и силы удара, а также от возраста, состояния потерпевшего и защитных свойств тканей возникают разной степени повреждения подкож­ной основы, мышц, кровеносных и лимфатических сосудов и т. д. В результате удара появляется травматический отек и образуются кровоподтеки.

Симптомы ушиба: боль, отек, синяк, местное повышение температуры и нарушение функции. При повреждениях больших кровеносных сосудов мо­гут образовываться значительные кровоизлияния и гематомы. В результате постепенного разложения пигмента крови синяки приобретают зеленый, а со временем и желтый цвет. При значительных ударах в зоны нервных сплетений могут возникнуть параличи, парезы или травматический шок.

Первая помощь: положить холод на пораженное место тела (холодная вода, пузырь со льдом) для уменьшения отека и воспалительных явлений. Для уменьшения боли обрабатывают пораженное место Хлорэтилом. Также мож­но придать пораженной части тела возвышенное положение, что способству­ет прекращению дальнейшего кровоизлияния в мягкие ткани. Через сутки можно положить тепло (компрессы, горячие ванны, парафин) с целью быс­трого рассасывания кровоизлияния и восстановления функции органа.


Растяжения

Растяжения сухожилий, мышц и капсул суставов являются наиболее частой хронической травмой в единоборствах в частности, и в спорте вообще.

Растяжения и разрывы возникают чаще в области связочного аппарата вследствие чрезмерного сгибания и разгибания при падении, ударах, прове­дении болевых приемов, чрезмерных мышечных нагрузках. Растяжения свя­зок суставов сопровождаются болью и ограничением движения в суставе.

Первая помощь: для уменьшения боли участок повреждения обрабатывают хлорэтилом, накладывают сдавливающую повязку, а поверх неё — холод.

При разрыве внутренних суставных связок наблюдается резкое нарушение функции сустава и кровоизлияние в полость сустава (гемартроз). При разрыве сухожилий и мышц наблюдается боль, кровоизлияние, отек тканей. Первая помощь такая же как и при растяжениях, только добавляется транспортная иммобилизация, наложение шины и немедленная транспортировка в кли­нику.

Лечение растяжений включает в себя снижение нагрузок на пораженную конечность, ношение эластичной повязки или бандажа, а также массаж, фи­зиотерапевтические процедуры и втирание различных гелей и мазей. При недостаточном соблюдении правил лечения заболевание легко переходит в хроническую форму.


^ Психологические аспекты огневой подготовки

Конечной прикладной задачей курса огневой подготовки является способность обучае­мого реагировать адекватно ситуации и эффективно применять оружие с целью выживания в условиях экстремальной (боевой) ситуации (ЭС). Человеческая психика претерпевает в ЭС изменения, однако мало кто представляет, насколь­ко глубоки и разрушительны эти прояв­ления. По статистическим данным, только 25% людей используют получен­ные в результате обучения технические навыки в реальных (боевых) условиях.

В экстремальной (боевой) ситуации психика человека становится иной, словно под воздействием мощней­шего наркотического средства. Меняет­ся абсолютно все — восприятие инфор­мации, механизм принятия решений, чувствительность к болевым ощущени­ям. Возникает «конвульсивная» хватка оружия. Появляется так называемое «тоннельное зрение» — боец восприни­мает только противника как источник непосредственной опасности, он не в состоянии уловить и понять любую дру­гую информацию. Подавляется деятель­ность левого полушария головного мозга, ответственного за абстрактно-логи­ческое мышление. Человек не в состоя­нии логически оценить ситуацию и ее развитие, осознанно применить полу­ченные в результате обучения навыки.

Следовательно, единственный вы­ход — применять технические навыки без участия сознания. Выполняемый прием или их последовательность должны стать автоматической реакци­ей психики бойца на изменение ситуа­ции. Для этого изучаемый прием дол­жен превратиться в двигательный на­вык. Опытным путем установлено, что для превращения какого-либо действия в двигательный навык, необходимо вы­полнить его порядка 5000 — 8000 раз.

Одним из наиболее ценных свойств программы огневой подготовки, преподаваемой студентам на факультете безопасности бизнеса является стремление не преодолевать естественные инстинкты человека, на­ходящегося в опасности, а использо­вать их для повышения эффективности действий бойца.

Основным является принцип униформации обучения. На тренировках вы должны делать то и только то, что придется делать в стрессовых условиях экстремальной (боевой) ситуации. Избегайте всего, что может способствовать усвоению непра­вильных двигательных стереотипов, например занятий «практической» стрельбой («практичес­кая стрельба» появилась несколько де­сятилетий назад под влиянием стрель­бы боевой, однако сегодня — это спорт в худшем смысле слова. Применение приемов «практической стрельбы» в реальном бою — лучший путь само­убийства). Избегайте отрабатывания нескольких вариантов действий на од­но изменение ситуации. Под огнем преступника вы не будете в состоянии выбрать из них оптимальный, а не­сколько секунд, потраченных на при­нятие решения, могут стать роковыми.

Не стоит вносить любые изменения в привычное снаряжение и оружие, его состояние и способы ношения (к при­меру, категорически не рекомендуется днем носить пистолет в поясной, а вечером в наплечной кобуре, держать до­ма пистолет с пустым патронником, а на улице носить оружие с патроном в стволе). Это может привести к тому, что в бою вы станете искать пистолет там, где его нет, или будете пытаться зарядить пистолет, запертый на предо­хранитель. Не надейтесь, что в стрес­совой ситуации сможете сообразить, что происходит. В реальном бою вы не сможете выполнять какие-либо действия осмысленно, а будете делать толь­ко то, что успели отработать на трени­ровках до полного автоматизма.

Хорошие результаты дает примене­ние основ самовнушения. Важная осо­бенность — используемая формула должна быть непременно позитивной. Внушай себе «я делаю (что-либо)» — даже если пока не удается правильно выполнить прием. Ни в коем случае недопустимы негативные формулы ти­па «я не дергаю спусковой крючок».

С психологическими аспектами тес­но связана проблема боевой готовнос­ти. Действительно, человек не в состоя­нии постоянно находиться в готовности к бою. С другой стороны, внезапное нападение дает противнику преимуще­ство. Поэтому изменение уровня бое­вой готовности также должно стать бес­сознательной реакцией бойца на изме­нение окружающей обстановки.

Цветовая шкала для обозначения ступеней повышения уровня боевой го­товности (США).

Белый. Низший уровень боевой готовности. Вы полностью расслаблены и не обращаете вни­мания на окружающее.

Желтый. Вы находитесь в обстановке возможного возникновения угрозы. Вы расслаблены, однако внимательно наблюдаете за окружающей обстановкой.

Оранжевый. Вы заметили объект, возможно представляющий опасность. Вы начинаете со­ставлять план возможных действий при возникновении угрозы со стороны этого объекта, вни­мательно отслеживая его действия.

Красный. Сигналом к переходу в «красное» состояние обычно служит какое-то действие подо­зрительного объекта. Теперь вы убеждены в его враждебности. Возможно, ситуация потребует применения оружия, и все системы вашего организма приходят в состояние боевой готовнос­ти. План действий уже составлен, и сейчас вы ждете появления сигнала, который даст право применить оружие (к примеру, появление оружия в руках противника). Очень важно определить для себя этот сигнал («пусковую кнопку» реакции) заранее, избавив себя от необходимости принимать решение в момент атаки противника.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Специальная подготовка – составная часть профессиональной подготовки сотрудников служб безопасности icon Учебное пособие Для подготовки частных охранников Часть Техническая подготовка Часть Использование

Специальная подготовка – составная часть профессиональной подготовки сотрудников служб безопасности icon Учебное пособие для сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий

Специальная подготовка – составная часть профессиональной подготовки сотрудников служб безопасности icon Бу – 2(ПТ). Специальная подготовка: организация и проведение путешествий

Специальная подготовка – составная часть профессиональной подготовки сотрудников служб безопасности icon Бу – 2(ВТ). Специальная подготовка: организация и проведение путешествий

Специальная подготовка – составная часть профессиональной подготовки сотрудников служб безопасности icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040106
«инфекционные болезни» разработан коллективом сотрудников кафедры инфекционных болезней с курсом...
Специальная подготовка – составная часть профессиональной подготовки сотрудников служб безопасности icon Об утверждении Табеля оснащения учебных центров по обучению водителей транспортных средств, сотрудников

Специальная подготовка – составная часть профессиональной подготовки сотрудников служб безопасности icon Опорный конспект План-конспект Тема Выживание как составная часть боеспособности и жизнедеятельности

Специальная подготовка – составная часть профессиональной подготовки сотрудников служб безопасности icon Витамин В2 (рибофлавин) витамин роста, составная часть каждой живой клетки. Влияет на рост и возобновление

Специальная подготовка – составная часть профессиональной подготовки сотрудников служб безопасности icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности...
Специальная подготовка – составная часть профессиональной подготовки сотрудников служб безопасности icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы