|
Скачать 0.82 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» Утвержден на заседании кафедры логопедии Протокол № от________200 г. Зав.кафедрой_________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Специальности 050715 Логопедия, 050712 Тифлопедагогика, 050713 Сурдопедагогика 050714 Олигофренопедагогика, 050716 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715 Логопедия факультет коррекционной педагогики Составитель: Д.м.н., профессор Ю.В.Первова ![]() Самара - 2010 СОДЕРЖАНИЕ I РАЗДЕЛ 1. Выписка из стандарта 2. Пояснительная записка 3. Объем дисциплины и виды учебной работы 4. Учебно-тематический план дисциплины 5. Содержание разделов дисциплины 6. Планы проведения семинарских занятий: 7. Методические рекомендации для преподавателей 8.Контрольные работы (для заочного обучения) 9. Контрольно-измерительные материалы 10. Тематика рефератов 11. Вопросы к зачету (экзамену) 12.Список основной литературы по дисциплине 13. Список дополнительной литературы 14.Краткий словарь терминов ^ Рабочая программа РАЗДЕЛ I 1.Выписка из стандарта Регулирующие системы организма и их взаимодействие. Соотношение структуры и функции, онтогенез нервной системы. Баланс тормозных и возбудительных процессов. Саморегуляция. Гомеостаз. Прямые и обратные связи. Координация реакций организма. Законы раздражения. Рефлексы и рефлекторное кольцо. Рецепторы и эффекторы. Нервная ткань. Классификация связей отделов мозга. Структура и функции отделов мозга. Иерархия функций отделов мозга. Системы мозга (лимбическая система, ретикулярная формация; специфические, неспецифические и ассоциативные системы). Латерализация функций. Интегративные механизмы. Функциональные системы. Гетерохрония. Динамическая локализация функций. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Внутреннее и внешнее торможение. Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка принцип доминанты. Нейрофизиологические механизмы психических процессов. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций. Нервная система и высшая нервная деятельность. Рефлекторный принцип работы всех уровней нервной системы. Основные законы деятельности нервной системы. Принцип структурности, детерминизма, анализа и синтеза всех раздражении внешней и внутренней среды. Динамический стереотип. Учение о доминанте. Значение биоритмов. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка. ^ Программа курса предназначена для студентов 1-го курса (2-й семестр) и является одной из основных дисциплин медико-биологического цикла. Нейрофизиология необходима для понимания механизмов психофизиологических процессов, развития коммуникативных функций, таких как речь, мышление, внимание. Содержание курса базируется на знаниях, полученных при изучении курсов «Генетики», «Возрастной анатомии, физиологии и гигиены человека», «Анатомии центральной нервной системы», «Психологии» и подготавливает студентов к изучению таких дисциплин как «Невропатология», «Логопедия». Большое внимание уделяется изучению сенсорной и корковой организации нервных процессов в связи с психической деятельностью человека, что помогает понять механизмы протекания психических процессов, взаимосвязь психического и физиологического компонента в поведении. Такое понимание особенно актуально в связи с тем, что оно позволяет студенту осознать сложную иерархическую структуру функционирования нервной системы и принципы контроля ею разнообразных функций организма. Основными понятиями курса являются следующие: процессы возбуждения и торможения, безусловные и условные рефлексы, интегративная деятельность мозга, психофизиологические основы поведения. Данный курс базируется на теоретических позициях двух отечественных физиологических школ – И.П. Павлова и А.А. Ухтомского. Курс знакомит студентов с основными принципами работы нервной ткани, функционирования различных структур центральной нервной системы, а также ознакомить студентов с основными физиологическими закономерностями организации высшей нервной деятельности (ВНД). В рамках курса студенты овладевают современным понятийным аппаратом , что позволяет им ориентироваться в специальной психофизиологической литературе, необходимой при овладении дисциплинами старших курсов: «Невропатология», «Неврологические основы логопедии», «Клиника интеллектуальных нарушений». В процессе изучения данного курса студентами усваиваются следующие знания и умения:
Навыки:
Воспитание:
Курс рассчитан на 14 часов лекционных, 24 часа лабораторных занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы. Написание рефератов. ^
^
^ Ее место в формировании дефектолога Основы ВНД. Характеристика безусловных и условных рефлексов. Механизм формирования временных связей. Условия формирования временной связи. Процессы управления в организме. Местная регуляция. Гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Онтогенез нервной системы. Функциональная организация центральной нервной системы. Методы изучения функций ЦНС. Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Рефлекторный принцип регуляции. Рецепторы и эффекторы. Использование закономерностей работы мозга в педагогике, психологии. ^ . Медиаторы нервной системы Торможение в ЦНС. Значение безусловного торможения для выживания индивида. Значение условных видов торможения для обучения и воспитания. Баланс тормозных и возбудительных процессов. Координация реакций организма. Медиаторы нервной системы. Медиаторная специфичность синапса в онтогенезе. Классификация медиаторных средств. Нигро-неостриарная система и гипоталамическая область – как истоники дофаминегических нейронов. Серотонинергические нейроны дорсального и медиального ядер шва продолговатого мозга, эпифиза, среднего мозга и варолиевого моста. Серотонин и проблема сна. Аминокислоты-медиаторы: глутаминовая кислота, глутамин, аспарагиновая кислота, гамма-аминомаслянная кислота. Эндорфины и болевое ощущение. Тема 3. Типы ВНД Типы ВНД. Характеристика нейрофизиологических процессов у людей с различными типами ВНД. Общие и частные типы ВНД. Характеристика поведения речевых навыков у детей с различными типами ВНД. Теория И.П.Павлова о типах ВНД. Индивидуальные особенности ВНД человека. Темперамент в структуре индивидуальности. ^ Закономерности формирования условного рефлекса у детей первого года жизни. Особенности ВНД детей от 0 до 15 лет. Нейрофизиологические аспекты развития ВПФ у детей от 1до 3 лет, от 3 до 6 лет, младшего школьного и старшего школьного возраста. ^ Механизмы координации: принцип общего конечного пути, принцип обратной связи, иррадиации, индукции. Доминанта, свойства. Нервный центр, определение, свойства. Возрастные особенности нервных центров. ^ Функциональные системы, характеристика, механизм работы ФС (по П.К.Анохину). Биологическое значение. Принцип обратной связи. ^ Электроэнцефалография – метод регистрации биотоков мозга. Частотно-амплитудные характеристики ритмов; наложение электродов и способы регистрации ЭЭГ. Метод регистрации вызванных потенциалов(ВП), его возможности и сфера применения. Определение времени психомоторной реакции. Метод кожно-гальванической реакции (КГР). ^ Поведение как фактор эволюции. Генетическая детерминация свойств поведения. Классификация форм поведения. Формы индивидуального обучения: неассоциативное, ассоциативное и когнитивное обучение. Формирование поведения в онтогенезе. Биологические мотивации как внутренние детерминанты поведения. Роль эмоций в организации поведения. Эмоции . Стресс. Потребности. Мотивация. ^ Теории сна. Стадии и фазы сна: «быстрый» и «медленный» сон, соотношение фаз в онтогенезе и после депривации, характерные особенности стадий сна. Значения сна для организма. Последствия длительного лишения сна. Сновидения. ^ Условно-рефлекторная деятельность как механизм высшего анализа и синтеза. Нейрофизиологические механизмы памяти, Формы, виды и механизмы памяти. Память кратковременная и долговременная. Структурно-функциональные основы памяти и обучения. Взаимоотношение первой и второй сигнальных систем. Речевые функции полушарий. Мозг и сознание. Мышление и речь ^ Виды биологических ритмов, их значение. Циркадианный ритм: изоляция от нормальной окружающей среды, независимость периодичности вегетативных ритмов, биологическое значение циркадианных ритмов. Поведение человека во время сна и бодрствования. Тема 12.Неврозы Неврозы, нейрофизиологические механизмы развития неврозов в детском возрасте. Клиническая характеристика. Профилактика. ^ Цель: сформулировать представления о предмете психофизиология, его истории, связи с другими дисциплинами. Повторить материал о рефлекторном принципе работы нервной системы, характеристике условных и безусловных рефлексов, их биологическом значении. Время изучения: 2 часа ^ 1.Предмет нейрофизиология и ВНД, связь с другими науками. 2.История развития нейрофизиологии: Гален, Рене Декарт, Й. Прохазка, Э. Торндайк, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.А.Ухтомский, П.К.Анохин. 3.Методы исследования в нейрофизиологии. 4.Рефлекс, рефлекторная дуга, ее звенья. 5.Характеристика безусловных рефлексов. Их виды , механизмы замыкания на различных уровнях ЦНС. 6.Условные рефлексы, виды (натуральные, искусственные; экстеро-интеро-проприорецептивные; наличные, следовые). 7.Простые и сложные условные рефлексы. Рефлексы высшего порядка, предпосылки рассудочной деятельности. ^ Выработка условного оборонительно рефлекса на зрительный стимул. Оснащение: круг красного цвета, булавка, секундомер. ^ . Студенты делятся на две группы: одна – испытуемые, другая - экспериментаторы. Экспериментатор одной рукой показывает красный круг (условный стимул) и 2-3сек. производит легкий укол кисти руки. При выполнении взгляд испытуемого сосредоточен на глазах экспериментатора, а рука испытуемого находится на колене экспериментатора, для того, чтоб тот мог уловить малейшее движение руки в ответ на условный сигнал. В протоколе фиксируется, на каком предъявлении условного сигнала произошло отдергивание руки без подкрепления (укола). Для выработки стойкого условного рефлекса необходимо не менее трех стабильно повторяющихся реакций отдергивания руки без подкрепления.
Тема 2. Торможение в ЦНС, его виды и характеристика. Медиаторы нервной системы Цель: Изучить виды условного и безусловного торможения в ЦНС. Значение безусловного торможения для выживания индивида. Значение условных видов торможения для обучения и воспитания. Баланс тормозных и возбудительных процессов. Координация реакций организма. Возбуждающие и тормозные медиаторы нервной системы. Время изучения: 2 часа Вопросы для самоподготовки 1.Торможение как физиологический процесс, его виды. 2.Безусловное торможение, характеристика, значение. 3.Гаснущий тормоз, причины возникновения, физиологическое значение. 4.Условное торможение, характеристика, значение. 5.Угасание, физиологические основы возникновения, значение для организма. 6.Дифференцировка, физиологическое значение, роль в формировании гностических функций. 7.Условный тормоз, как разновидность дифференцировки, значение. 8.Взаимодействие различных видов торможения. 9.Медиаторные системы, их классификация. Серотонин, дофамин, гамма-аминомасляная кислота, глицин, глутамин, эндорфины. Лабораторная работа №2. Выработка дифференцировочного торможения. Оснащение: круги красного и зеленого цветов, булавка, секундомер. ^ . Студенты делятся на две группы: одна – испытуемые, другая - экспериментаторы. Экспериментатор предъявляет испытуемому в различной последовательности два раздражителя: красный круг (положительный раздражитель), который всегда подкрепляется болевым раздражителем (укол) и зеленый круг, на который подкрепление не подается (отрицательный раздражитель). В протоколе фиксируется реакция испытуемого на красный и зеленый раздражители (отдергивание руки). Экспериментатор отмечает, на каком предъявлении формируется дифференцировка: на положительный раздражитель (красный круг) испытуемый отдергивает руку, а на отрицательный (зеленый круг) рука не отдергивается. Для выработки стойкой дифференцировки на различные раздражители, необходимо не менее трех стабильно повторяющихся реакций отдергивания руки на красный сигнал и отсутствие реакции на зеленый.
Тема 3. Типы ВНД Цель: Закрепить понятие о типах ВНД. Типы ВНД по Гиппократу, И.П.Павлову . Знать особенности поведения , научения, речевых навыков у детей с различными типами ВНД. Индивидуальные особенности ВНД человека. Уметь определять связь между темпераментом и типом высшей нервной деятельности. Время изучения: 2 часа Вопросы для самоподготовки 1.История развития представлений о темпераменте и характере. 2. Типы темперамента по Гиппократу. 3.Учение о типах ВНД И.П.Павлова. 4.Живой тип ВНД, нейрофизиологические особенности, проявления характера. 5. Спокойный тип ВНД, нейрофизиологические особенности, проявления характера. 6. Безудержный тип ВНД, нейрофизиологические особенности, проявления характера. 7. Слабый тип ВНД, нейрофизиологические особенности, проявления характера. 8.Частные типы ВНД, как проявление взаимодействия I и II сигнальных систем. 9.Характеристика художественного типа ВНД. 10.Характеристика мыслительного типа ВНД. 11.Роль среды в формировании типов ВНД. 12.Типологические особенности личности детей, подростков. Лабораторная работа №3. Выявление особенностей ВНД человека по ассоциативному эксперименту. Ход работы: Экспериментатор заранее подготавливает список из 20 слов (имена существительные).
а) длительность латентного периода менее 3 с свидетельствует о хорошей подвижности нервных процессов; б) постепенное увеличение латентного периода к концу опыта свидетельствует о повышенной утомляемости нервных центров, т. е. о слабости нервных процессов; в) повторяемость ответов свидетельствует о низкой подвижности нервных процессов, т. е. инертности; г) в зависимости от преобладания абстрактных и конкретных ассоциаций на предъявляемые слова делается вывод о преобладании мыслительного и художественного компонента. Результаты заносятся в протокол. ^ Определение силы нервной системы «теппинг-тестом» (no E. П. Ильину) Оснащение: 6 нарисованных квадратов (2,5X5 см), секундомер ^ Для определения «силы—подвижности» нервной системы в качестве тестов можно использовать скоростные задания с лимитом времени. Для определения силы нервной системы и оценки этого свойства, прослеживается динамика быстрых движений руки испытуемого в течение определенного времени. По команде экспериментатора в течение 30 секунд испытуемый должен правой кистью совершать быстрые движения: 1) заполнять карандашом или ручкой квадраты точками; 2) по указанию экспериментатора переходить с данного квадрата, на следующий.Темп, с которым совершаются движения кисти руки, должен иметь максимальную частоту. Переход в следующий квадрат осуществляется по команде экспериментатора через каждые 5 секунд без перерыва в работе. В итоге подсчитывается общее количество движений (точек) в каждом 5-секундном интервале испытания и строится кривая работоспособности, т. е. зависимость количества движений (I, 2.... 5) от времени (х) на 5, 10, 15, 20 в 30 секунде. Оценка результатов: а) сильной нервной системе характерна выпуклая кривая, в которой максимальное количество движений приходится на второй (10 с) и третий (15 с) интервалы; б) средняя сила нервной системы представлена ровной линией с 1—2% отклонений от выбранного темпа, когда количество движений в первый и последний интервалы примерно равны между собой; в) средне-слабой нервной системе соответствует Г-образная или W-образная, а также вогнутая кривая; г) о слабой нервной системе можно судить по нисходящей, кривой, когда темп движений начинает снижаться более чем на 20% (в сравнении с предыдущей величиной) со второго интервала времени. У слабого типа выше, активность коры головного мозга в покое и сильнее реакция нервной системы на подпороговые стимулы. ^ Определение баланса нервных процессов (уравновешенности по Б. М. Теплову) Ход работы: Измерить баланс между силой возбуждения и силой торможения невозможно, поэтому обычно определяют баланс между величиной возбуждения и торможения. Различают два уровня такого баланса: 1.эмоционально-мотивационный, или внешний (соотношение между эмоциональным возбуждением и торможением) и внутренний, регулярный, связанный с восходящей неспецифической афферентацией ретикулярной формации. ![]() ^ психомоторных навыков Цель: Знать закономерности формирования условных рефлексов у детей первого года жизни. Знать особенности ВНД детей от 0 до 15 лет. Нейрофизиологические аспекты развития ВПФ у детей от 1до 3 лет, от 3 до 6 лет, младшего школьного и старшего школьного возраста. Время изучения: 2 часа Вопросы для самоподготовки 1.Особенности поведения и речевых навыков у детей подвижного типа. 2. Особенности поведения и речевых навыков у детей спокойного типа. 3. Особенности поведения и речевых навыков у детей безудержного типа. 4. Особенности поведения и речевых навыков у детей слабого типа. 5.Роль воспитания для формирования процессов внутреннего торможения у детей с различными типами ВНД. 6.Особенности поведения и речевых навыков у детей с различными типами ВНД. 7.Роль социальных факторов в укреплении нервно-психического здоровья ребенка. Темы для реферативных работ 1.Как успешно обучать ребенка-холерика в школе? 2.Двуязычные дети, «за и против». 3. Темперамент и характер. 4. Акцентуации в детском возрасте. Темы 5-6. Теоретические основы ВНД. Учение о функциональных системах П.К.Анохина Цель: Знать характеристику, компоненты функциональных систем, механизм работы ФС (по П.К.Анохину). Знать механизмы координации: принцип общего конечного пути, принцип обратной связи, иррадиации, индукции. Доминанта, свойства. Нервный центр, определение, свойства. Возрастные особенности нервных центров. Время изучения: 4 часа Вопросы для самоподготовки 1.Основные принципы теории П.К.Анохина. 2.Механизмы, регулирующие надежность функциональных систем. 3.Компоненты функциональной системы. Биологическое значение. 4.Понятие о нервном центре, его свойства. 5.Учение о доминанте. Роль доминантного очага в поведении организма. 6.Основные механизмы координации в нервной системе: принцип общего конечного пути, принцип обратной связи, иррадиации, индукции. Тема 7. Методы исследования в нейрофизиологии Цель: Изучить метод электроэнцефалографии. Знать частотно-амплитудные характеристики ритмов; наложение электродов и способы регистрации ЭЭГ. Иметь представление о методе регистрации вызванных потенциалов (ВП), его возможностях и сфере применения. Время изучения: 2 часа ^ Анализ электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Метод ЭЭГ принадлежит к числу электрофизиологических методов, позволяющих регистрировать суммарную биоэлектрическую активность мозга. Применяется для диагностики функциональных расстройств в психиатрии, в анестезиологии — при контроле глубины наркоза, в психофизиологии — для оценки функциональных состояний и режимов мозгового обеспечения деятельности. При помощи электроэнцефалографа биопотенциалы мозга (1—300 мкВ) усиливаются (до 1,5В) и выводятся на самопишущее устройство. Калибровка записи проводится стандартно (1 см — 50 мкВ). Затем на скорости 15—30 мм/е в течение 10-20 минут проводят регистрацию ЭЭГ и с учетом калибровки: и скорости лентопротяжного механизма определяют амплитуду и частоту ритмов. Регистрация ЭЭГ осуществляется с использованием дисковых неполяризующихся хлорсеребряных электродов. 1. Методика наложения электродов. Электроды накладываются на поверхность кожи головы и соединяются с электроэнцефалографом через специальное коммутирующее устройство. На голове электроды при помощи специальной шапочки удерживаются в строго определенных областях: фронтальных (F), париетальных,(Р), темпоральных (Т), окципитальных (О) Кожа предварительно обрабатывается эфиром или спиртом, а пространство между электродом и кожей заполняется специальной пастой или тонким слоем марли, смоченной физиологическим раствором, для уменьшения сопротивления кожи. 2. Способы регистрации ЭЭГ (обычно используются два): а) униполярный — регистрируется разность потенциалов между активным электродом, расположенным на коже, головы, и индифферентным, расположенным на переносице или мочке уха; б) биполярный — регистрируется разность потенциалов между двумя активными электродами. ![]() 5OмкB Система «30—20» расположения электродов для регистрации электроэнцефалограммы (по Г. Джасперу, 1958). 3. Частотно-амплитудные характеристики ритмов бодрствования мозга. На участке записи ЭЭГ найти волны и определить их частоту и амплитуду. Отметить, в каких областях (во фронтальных, париетальных, темпоральных или окципиальных) наибольшая амплитуда альфа-ритма и ее выраженность (преобладание над другими ритмами), указать причины. Описать выраженность и амплитуду альфа-ритма во всех отведениях при закрытых и открытых глазах пациента, объяснить причину депрессии альфа-ритма. Выявить и объяснить признаки, по которым определяется уровень активации мозга на участках записи ЭЭГ: а) при выполнении деятельности; б) в состоянии релаксации; в) при эмоциональном напряжении. Сравнить активацию правого и левого полушарий по индексу альфа-ритма (амплитуды и выраженности) в различных состояниях. То полушарие, в котором а-активность меньше, больше участвует в осуществлении данной деятельности. Вывод по данной работе рекомендуется сделать на основе признаков, связанных с альфа-ритмом. Результаты занести в протокол. ^ Методика вызванных потенциалов (ВП) и его использование в нейрофизиологии. Методика вызванных потенциалов (ВП) позволяет регистрировать кратковременные локальные изменения биоэлектрической активности коры головного мозга, возникающие в ответ на световую или звуковую стимуляцию. ВП появляются в соответствующих проекционных областях мозга (затылочных, теменных и височных) и регистрируются на ЭЭГ при помощи стандартных электродов. В структуре ВП различают ранние и поздние компоненты, электропозитивные и электронегативные волны. Существует особый вид вызванной активности коры головного мозга, который не относится к непосредственно действующему стимулу, а возникает до него в момент определения появления раздражителя — «условно-негативная волна» (УНВ, CNV или «волна ожидания»). Этот вид электрической активности коррелирует с психологическим феноменом произвольного внимания (осознаваемый процесс психической активности). Максимальная по амплитуде УНВ регистрируется в теменных областях коры головного мозга и С2 отведении (vertex). Регистрацию ВП производят на ЭЭГ в Fz, Рг, Сг и Ог отведениях по системе «10—20». С помощью компьютерной обработки вызванных потенциалов проводят три серии опытов: со световым (10 регистрации) и звуковым стимулами (10 регистрации на каждый тон), а также дают задание следить за чередованием звукового и светового раздражителя. Одновременно испытуемому ставится дополнительная задача, например, сосчитать слышимые им звуковые сигналы. Затем проводят усреднение ВП по 10 регистрациям с шагом квантования 50 мс. Отмечают изменения амплитуды компонентов ВП с различным латентным периодом (140, 200, 300 мс) в исследуемых областях коры головного мозга в приведенных выше трех экспериментальных задачах. Необходимо также объяснить условия появления УНВ перед подачей раздражающего сигнала. Амплитуду ВП рассчитывают по величине калибровочного сигнала на ЭЭГ, а длительность отдельных компонентов ВП — по скорости лентопротяжного механизма Студенты знакомятся с возможностями метода ВП, его применением в практике, изучают и анализируют результаты исследования ^ Цель: Изучить поведение как фактор эволюции. Знать генетическую детерминацию свойств поведения. Знать классификацию форм поведения. Формы индивидуального обучения: неассоциативное, ассоциативное и когнитивное обучение. Формирование поведения в онтогенезе. Понятие о биологических мотивациях как внутренних детерминантах поведения. Роль эмоций в организации поведения. Учение о стрессе Г.Селье. Стадии стресса, его значение. Понятие о потребностях. Мотивации. Время изучения: 2 часа Вопросы для самоподготовки 1.Объясните основные функции эмоций:
2.Какова роль эмоций в организации поведения?
3.Какие отделы мозга связаны с организацией эмоций? 4.Каков вегетативный компонент эмоций? 5.Способствуют ли эмоции адаптации организма к внешней среде? 6.Назовите и охарактеризуйте стадии стресса по Г.Селье:
7. Может ли стресс стать причиной заболеваний соматической или нейрогенной природы? 8. Можно ли говорить о генетической детерминации процессов научения? 9. Каковы принципиальные различия между основными формами научения? 10.Какие особенности импринтинга, можно ли предположить наличие его у человека? 12. В чем состоят особенности обучения путем имитации? 13. К какому процессу - обучения или творчества - вы бы отнесли инсайд или интуицию? 14. Можно ли выработать у человека желательное поведение, используя метод подкрепления? 15. Можно ли считать наказание отрицательным подкреплением? 16. В чем заключается особенность интуитивного решения задач? Тема 8. Нейрофизиологические механизмы сна. Цель: знать теории сна, стадии и фазы сна: «быстрый» и «медленный» сон, соотношение фаз в онтогенезе, характерные особенности стадий сна. Значения сна для организма. Последствия длительного лишения сна. Сновидения. Время изучения: 2 часа Вопросы для самоподготовки 1.Охарактеризуйте теории сна. Современное состояние вопроса. 2.Физиологические процессы, происходящие в фазу быстрого и медленного сна. 3.Электроэнцефалографическая картина сна. 4.Каковы отличия гипнотического, наркотического сна от естественного? 5.К каким последствиям может привести расстройство сна? 6.Существуют ли физиологические гипотезы, объясняющие возникновение сновидений? 7. Возможно ли научное толкование сновидений? Какие ученые занимались данным вопросом? 8.Механизм регуляции цикла «сон-бодрствование»? 9.Отделы и системы мозга, связанные с процессом сна. 10. Значение сна? Лабораторная работа №7. Электрофизиологическое исследование стадий сна. По классификации А. Лумиса сон делят на несколько стадий: стадии А, В1 и В2 соответствуют легкой сонливости и дремоте, именно этот начальный период сна отличается высокой индивидуальной длительностью и устойчивостью; стадию С обычно связывают с поверхностным сном; переход к стадиям D и Е свидетельствует о глубоком. По мере углубления сна происходит уменьшение частоты и увеличение амплитуды ритмов ЭЭГ. В начальных периодах сна часто наблюдается кратковременное повышение уровня активации мозга — возвращение к стадии А. Эти колебания можно рассматривать как проявление фазовых явлений в мозгу при засыпании. ЭЭГ в переходный период от бодрствования ко сну не повторяется во сне. Краткое перечисление основных особенностей ЭЭГ стадий сна: Стадия А — легкая дремота, постепенно уменьшается амплитуда альфа-ритма до полного исчезновения. Стадия В — на стадии B1 типична неустойчивая низкоамплитудная нерегулярная - активность (неопределенный ритм), на стадии В2 появляются одиночные тета- и дельта-волны с амплитудой 80—120 мкВ, одиночные монофазные тета-волны и демпфированные К-комплексы. Дремота. Стадия С — неглубокий сон, стадия «веретен сна» — сгруппированных ритмических волн с амплитудой 20—40 мкВ и частотой 12—18 Гц и К-комплексов — двухфазных медленных высокоамплитудных волн С; последующим сигма-ритмом, которые могут появляться спонтанно и как неспецифический компонент реакции на раздражители любой модальности. Стадия D — глубокий сон, происходит постепенное увеличение амплитуды и количества немногочисленных тэта- и дельта-волн до 200—300 мкВ с частотой 2—4 .Гц, а затем появляется и исчезает сигма-ритм (сонные веретена). Стадия Е — очень глубокий сон, исчезают веретена и. идет дальнейшее усиление медленной активности, преобладает дельта-ритм. ^ — введена Дементом и Клейтманом как стадия, парадоксального сна, во время которой преобладает низкоамплитудная нерегулярная активность (типа бета-волн) с одиночными низкоамплитудными (50 мкВ) тета-волнами, непостоянными и редкими группами замедленного альфа-ритма, вспышками острых «пилообразных» монофазных волн. Онтогенез формирования типичного течения электрической активности мозга при переходе от бодрствования ко сну происходит, в обратном порядке; сначала формируются стадии Е и аналог I REM (первые дни и недели жизни), затем — стадии D (второй—третий месяц) и С (2—3 года), а стадии В и А с типичной экзальтацией альфа-ритма регистрируются только с 8—12 лет.; жизни ребенка. Цель настоящей работы — анализ записи ЭЭГ сна с определением на каждом ее участке соответствующей стадии сна по электрофизиологическому описанию. Необходимо выделить К- комплексы и сонные «веретена», отметить особенности начальных; стадий сна. Результаты анализа внести в протокол :анализ ритмов сна. ^ Цель: Изучить механизмы анализа и синтеза в работе мозга. Знать нейрофизиологические механизмы памяти, Формы, виды и механизмы памяти. Память кратковременная и долговременная. Структурно-функциональные основы памяти и обучения. Взаимоотношение первой и второй сигнальных систем. Речевые функции полушарий. Знать взаимосвязь мозга и сознания; мышления и речи. Время изучения: 2 часа Вопросы для самоподготовки 1. Охарактеризуйте формы биологической памяти. Их значение для организма.
2. Временная организация памяти.
3. Участие нейромедиаторов в формировании процессов памяти. 4. Механизмы памяти. 5. Современные теории памяти. 6. Какие нейромедиаторные системы оказывают положительное влияние на процессы памяти и обучения? 7. Что такое энграмма и какова ее роль в формировании следов памяти? Какие структуры головного мозга участвуют в консолидации энграмм ? 8. Какие расстройства памяти существуют? 9. В каком возрасте возможно формирование первых мыслительных образов у детей? В чем сложность их выявления? 10.С каким полушарием мозга связана функция речи? Какие отделы мозга отвечают за формирование речи. 11. Связаны ли между собой речь и сознание? Речь и мышление? Каким образом? 12. Каким образом передают информацию животные? 13. Что такое афазия и каковы могут быть ее причины? 14. Чем отличается формальное мышление от творческого? 15. Интеллект - врожденное или приобретенное качество разума? Влияет ли количество детей в семье на уровень их интеллектуального развития? 16. Каковы особенности творческой личности? 17. Чем характеризуется интуитивное мышление? Тема 11. Время как фактор организации поведения. Цель: Изучить влияние ритмических процессов в организме человека на его активность, онтогенез и механизмы регуляции биоритмов, их эндогенную и экзогенную составляющую. Генетическую детерминацию биоритмов. Виды ритмов. Адаптивный характер биоритмов. Время изучения: 2 часа Вопросы для самоподготовки
Лабораторная работа №8. Методика расчета своих низкочастотных ритмов и правила учета их в повседневной жизни:
Предполагается, что эти биоритмы "запускаются" в момент рождения человека и сохраняются постоянно в течение всей жизни. Первая половина цикла характеризуется нарастанием, а вторая - спадом определенной активности. Периоды колебания физической, эмоциональной и интеллектуальной активности разные, значит, в процессе жизни будут иметь место различные сочетания ее спада и нарастания, что оказывает влияние на возможности и поведение человека. Для прогноза и учета своих физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей в процессе повседневной жизнедеятельности выделяют ряд состояний кривых расчетных биоритмов. Точка К - пересечение оси начала координат линий любого вида ритмов; день, на который она выпадает, считается кризисным в плане физической, эмоциональной или интеллектуальной активности. Пересечение в один день двух линий в точке К требует от человека повышенного внимания к себе и своим действиям. Пересечение всех трех линий в точке К в один день говорит о том, что он является опасным. Свою ежедневную деятельность целесообразно планировать с учетом состояния физической, эмоциональной и интеллектуальной активности. В дни, когда совпадают все три К, человек бывает непредсказуем и совершает много ошибок, поэтому ему желательно воздержаться от каких-то ответственных мероприятий и дел, требующих значительных умственных и физических усилий. В дни с двумя К надо быть особо внимательным к своему поведению. Как определить свои расчетные ритмы, построить их график, рассмотрим на примере.
Определим, сколько дней прожито до 1 января 1997 г. (если хотим построить график ритмов на 1997 г.). С 1 января 1980 г. по 1 января 1997 г. человек прожил 17 лет. В году 365 дней, кроме того, за этот период было 5 високосных лет (1980, 1984, 1988, 1992, 1996), поэтому прибавим еще 5 дней. Итого: (365 х 17)+ 5 = 6210 дней. Изменения физической, эмоциональной и интеллектуальной активности происходят по синусоиде, первая половина периода каждого ритма положительная, а вторая – отрицательная. Человек прожил 6210 дней. 3. За этот промежуток времени физический ритм повторится 6210:23=270 раз, значит, начало отсчета физического ритма в 1997 г. приходится на 1 января 1997 г. 4. За этот промежуток времени эмоциональный ритм повторился: 6210:28=221,7875 раз, что соответствует 221 полному колебанию и (0,7857х28)=22 дням, значит, начало отсчета эмоционального цикла будет (28-22=6) определяться 7 января 1997 г. 5. Интеллектуальный ритм за этот промежуток времени повторится: 6210:33=188,1818 раз, т. е. 188 полных циклов и (0,1818x33=6) (33-6=27). Таким образом, начало отсчета будет соответствовать 28 января 1997 г. 6. Получив начало отсчета всех ритмов в январе 1997 г., можно рассчитать данные биоритмы на весь год. Для этого необходимо сделать таблицу. При этом следует иметь в виду, что от начала отсчета до середины цикла идет динамика положительной активности (+), затем - отрицательной (-).
^ Цель: иметь представление о неврозах, нейрофизиологических механизмах развития неврозов в детском возрасте. Клиническая характеристика неврозов. Профилактика. Время изучения: 2 часа Вопросы для самоподготовки 1.Причины возникновения неврозов. 2.Особенности неврозов в детском возрасте. 3. Истерия, характеристика личности, механизм конфликта, клинические проявления, прогноз. 4.Невроз навязчивых состояний, характеристика личности, механизм конфликта, клинические проявления, прогноз. 5.Неврастения, характеристика личности, механизм конфликта, клинические проявления, прогноз. 6. Изменения характеристик речи при неврозах. ^ Предмет базируется на знаниях по анатомии и физиологии человека, анатомии ЦНС, психологии. Студентам педагогических институтов, для овладения другими предметами, такими как невропатология, логопедия, педагогика, психология достаточно знание ряда тем, на уровне представления о строении, функционировании анализаторных систем , механизмах регуляции , адаптационных возможностях организма и взаимосвязи физиологического и психического компонента в поведении . Важным является изучение возрастной динамики овладения высшими психическими функциями, что является предпосылкой для успешного обучения. Для аудиторного изучения выносится темы о физиологических механизмах высших психических функций, принципах переработки информации в ЦНС, механизмах двигательных функций, памяти, обучения, эмоциональных состояниях, принятии решений . Студентам необходимо знать физиологические основы поведения, врожденные и приобретенные его компоненты, закономерности рассудочной деятельности. Вопросы о становление основных физиологических и психических функций организма в онтогенезе, представления о нейронных механизмах психических процессов и состояний выносятся для самостоятельного изучения. ^ Вариант 21. Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений 1. Низшая нервная деятельность протекает по принципу не условных, а безусловных рефлексов. 2. У человека отсутствует инстинктивное поведение. 3. Термин «условный рефлекс» был введен в науку И.М. Сеченовым. 4. Условные рефлексы индивидуальны и постоянны. 5. Хоминг является проявлением импринтинга. 6. Безусловный раздражитель называют индифферентным. 7. Дуги условных рефлексов замыкаются в коре полушарий большого мозга. 8. Динамический стереотип обеспечивает приспособляемость организма к постоянно меняющимся условиям среды. 9. Угасательное торможение возникает в случае неподкрепления условного рефлекса безусловным. 10. Собственно человеческой является вторая сигнальная система мозга. 2. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите один правильный ответ 1. По закону положительной индукции: а) возбуждение вызывает торможение; б) торможение вызывает возбуждение; в) возбуждение и торможение не влияют друг на друга. 2. В период быстрого сна у человека: а) снижается температура тела; б) понижается кровяное давление; в) происходит движение глазных яблок под закрытыми веками. 3. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте: а) эмоции; б) внимание; в) память. 4. Автор учения о сигнальных системах человека: а) И.М. Сеченов; б) А.А. Ухтомский; в) И.П. Павлов. 5. Инстинкт – это совокупность: а) рефлексов; б) безусловных рефлексов; в) навыков. 6. Основой высшей нервной деятельности является: а) кора полушарий большого мозга с подкорковыми образованиями переднего и промежуточного мозга; б) вегетативная нервная система; в) стволовая часть мозга. 7. Условные рефлексы образуются: а) с момента рождения; б) в процессе развития вида; в) в процессе индивидуального развития. 8. Вторая сигнальная система имеется у: а) позвоночных животных; б) человека; в) всех животных. 9. Правое полушарие головного мозга человека в основном специализируется на: а) речевой деятельности; б) распознавании зрительных и музыкальных образов; в) устном счете и логическом мышлении. 10. Формирование условного рефлекса у животных и человека в первую очередь происходит при: а) сочетании безразличного и безусловного раздражителей; б) наличии врожденных связей между событиями; в) использовании прошлого опыта для решения новых задач. Ответы^1. 1; 5; 7; 9; 10. 2. 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – в; 5 – б; 6 – а; 7 – в; 8 – б; 9 – б; 10 – а. Блок В Задание 1. Выберите из предложенных вариантов ответов тот, который, по Вашему мнению, позволит верно, закончить следующее утверждение: 1. Механическая концепция рефлекса принадлежит... а) Р. Декарту; б) И. Прохазске; в) И. П. Павлову. 2. Сущность рефлекторного процесса по А. А. Ухтомскому состоит... а) в образовании временной связи между агентами внешнегомира и деятельности организма; б) в единстве внутренних и внешних детерминант, причем внутренние также заданы внешними условиями; в) в межцентральных координационных отношениях. 3. Двумя основными теориями XIX века, решающими проблему взаимоотношений мозга и психики, являются... а) рефлекторная теория и теория функциональных систем; б) теория локализационизма и теория универсализма в) теория динамической локализации функций . 4. Выделяют два этапа целостного инстинктивного поведения: а) внешний и внутренний; б) ключевой и пусковой; в) поисковый (аппетентный или подготовительный) и завершающий (консуматорный). 5. Число степеней свободы для реакции по мере приближения к завершающей фазе инстинктивного поведения... а) уменьшается; б) увеличивается; в) остается неизменным. 6. По классификации Ю. Конорски безусловные рефлексы делят на две категории: а) витальные и социальные; б) направленные на изменение внутренней среды организма и на изменение внешней среды; в) подготовительные (мотивационные, драйвовые) и исполнительные (консуматарные). 7. По классификации П. В. Симонова безусловные рефлексы животных делят на три основные группы: а) витальные, ролевые (зоосоциальные) и саморазвития; б) пищевые, питьевые и оборонительные; в) пищевые, половые и территориальные 8. Следующая группа рефлексов: пищевые, питьевые, оборонительные, регуляции сна и экономии сил относится к... а) ролевым безусловным; б) витальным безусловным; в) рефлексам саморазвития. 9. Группа рефлексов: половой, родительский, «эмоционального резонанса» (сопереживания), территориальный, иерархический относится к... а) ролевым безусловным; б) витальным безусловным; в) рефлексам саморазвития. 10. Исследовательский рефлекс, рефлексы подражания (имитации), игровой рефлекс, преодоления сопротивления и свободы относят к группе... а) ролевых безусловных; б) витальных безусловных; в) рефлексов саморазвития. 11. Поисково-исследовательские формы поведения свидетельствуют о том, что нормальная жизнедеятельность требует... а) непрерывного поступления из внешней среды не только вещества и энергии, но и информации; б) настройки неспецифического фактора активизации мозговой деятельности; в) адекватного и полного восприятия соответствующей информации. 12. Рефлексы, относящиеся к инструментальным условным рефлексам и оперантному поведению, образуют (по Конорски Ю.) а) группу условных рефлексов второго типа; б) группу условных рефлексов первого типа; в) группу рефлексов высшего порядка. 13. Суть концепции системогенеза. П. К. Анохина сводится к следующему: а) в онтогенезе происходит гетерохронное и избирательное развитие центральных и периферических структур, обеспечивающих адаптацию особи; сначала — в период эмбрионального развития; затем — в момент перехода в новую внешнюю среду; б) рефлекторные акты закладываются и выявляются в эмбриональном периоде, но достигают полного развития в постнатальном онтогенезе; в) выключение более молодых мозговых образований позволяет выявить маскируемые автоматизированные рефлекторные акты. 14. Элементарной интегративной единицей деятельности, приносящей полезный результат, можно считать... а) рефлекторную дугу; б) функциональную систему; в) приспособление. 15. На этапе афферентного синтеза в формировании функциональной системы участвуют... а) эмоционально-потребностная сфера, прошлый опыт, внешняя и пусковая афферентация; б) кора и подкорка; в) пусковой стимул, акцептор результата действия, долговременная память, доминирующая мотивация. 16. После выполнения программы действия дезадаптация происходит, если... а) РД не может быть достигнут теми программами, которые вырабатывает данная функциональная система; 6)существует реальное препятствие для достижения результата действия; в) происходит несовпадение полученного результата действия с акцептором результата действия . 17. Эксперименты Дж. Олдса с самораздражением доказывают участие в формировании мотиваций... а) лимбической системы мозга; б) миндалины; в) гипоталамуса. 18. Первичный очаг возбуждения при формировании доминирующих биологических мотиваций (голод, жажда,) возникает... а) в ядрах гипоталамуса; б) в неспецифических ядрах таламуса; в) в коре больших полушарий. 19. Корковые и лимбические структуры оказывают специфические для каждой мотивации нисходящие возбуждающие и тормозные влияния на... а) гипоталамические мотивационные центры; б) ретикулярную формацию ствола мозга; в) вторичные очаги мотивационного возбуждения. 20. Ядром «мотивационной системы» мозга являются... а) гипоталамус и миндалина; б) гиппокамп и перегородка; в) гипоталамус и поясная извилина. 21. Ядро «информационной связи» мозга составляют... а) фронтальные области коры и гиппокамп; б) структуры «круга Пейпеца»; в) неокортекс. 22. Весь комплекс структур, обеспечивающих деятельность потребностно-эмоциональной сферы личности, входит... а) в «круг Пейпеца»; б) в лимбическую систему мозга; в) в рефлекторную дугу. 23. Две реципрокные гипоталамические системы, регулирующие эмоции и мотивации, располагаются... а) в супраоптическом и паравентрикулярном ядрах; б) в передних и латеральных, ядрах — эмоционально-положительная, в задних и- медиальных — эмоционально-отрицательная; в) в латеральных ядрах — эмоционально-отрицательная, в медиальных — эмоционально-положительная. 24. Снижение эмоциональной реактивности наблюдается не только при поражении грушевидной доли, миндалины, гиппокампа, но и при поражении... а) височных отделов коры и подлежащих глубоких структур мозга; . б) гипофиза; в) таламокортикальных связей. 25. Эмоции как психические функции... а) являются строго фиксированной в мозговых системах формой поведения; б) не являются строго фиксированной в мозговых системах формой поведения, а базируются как на врожденных, так и на приобретенных механизмах; в) связаны с конкретными морфологическими аппаратами мозга. 26. Сила переживаемого эмоционального состояния по концепции П. В. Симонова зависит от... а) величины актуальной потребности; б) информационной избыточности среды; в) силы и качества актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения (оценка которой зависит от информационной осведомленности субъекта и реально существующих средстя удовлетворения потребности). 27. Положительные эмоции сопровождаются... а) сужением зрачков и увеличением перистальтики кишечника; б) увеличением концентрации серотонина (норадреналина); в) увеличением концентрации ацетилхолина. 28. В развитии стресса различают три стадии: а) подготовительную, компенсаторную, истощения и невроза; б) стрессорную, резистентности, истощения; в) тревоги, резистентности, истощения. 29. В структуре личности наследственно обусловленными являются... а) общий уровень метаболизма нервной ткани и гормональный уровень, влияющие на свойства ЦНС: б) свойства нервной системы; в) темперамент. 30. Экспериментальный невроз легче вырабатывается у особей... ... а) с малой концентрацией этанола в крови; б) с патологией префронтальных отделов неокортекса; в) со слабым типом ВНД. 31. Психомоторный ответ у субъектов с холерическим темпераментом отличается... а) силой и быстротой; б) силой и неравномерной скоростью; в) силой и плавностью. Задание 2. Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:
6.К какому виду реакций, детерминированных или вероятностных, можно отнести рефлекторный ответ? 7. Почему только у человека возможно формирование рефлексов высших порядков? 8. У кошки, помещенной в «проблемную клетку», полная невозможность выбраться из нее может привести к замещенной активности, животное начинает чесаться. Если сразу после появления чесательного рефлекса кошку выпустить из клетки и дать пищу, то вскоре вновь помещенная в клетку кошка начинает чесаться, чтобы получить пищу и свободу. Что произошло? 9. В чем достоинства и недостатки рефлекторной и бихевиористической моделей поведения? 10. Какие внешние и внутренние факторы учитываются при формировании функциональной системы поведенческого акта? 11.С какими областями коры мозга могут быть связаны процессы принятия решения, программирования действия и целеполагания? 12. Как соотносятся между собой три категории: потребности, мотивы и мотивации?
18. Какие условия необходимы для выработки экспериментального невроза, для появления невротических реакций в естественных условиях? 19. Как с нейрофизиологических позиций объяснить эффект «плацебо»?
Ф.Достоевского, С.Беккера, Д.Оруэлла, Б.Гребенщикова, Д.Сахарова, В.Набокова, Л.Бетховена, Ф.Шопена, М.Джексона, Э.Пресли?.
22. Какие свойства личности испытывают наибольшую генетическую детерминацию?
^ |