|
Скачать 409.3 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» Утвержден на заседании кафедры логопедии Протокол № от________200 г. Зав.кафедрой_________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ» Специальности 050715 Логопедия 050712 Тифлопедагогика, 050713 Сурдопедагогика, 050714 Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью «Логопедия» 050715 факуьлтет коррекционной педагогики Составитель: К.м.н., доцент Горшенёва С.В. ![]() Самара – 2010 СОДЕРЖАНИЕ I РАЗДЕЛ 1. Выписка из стандарта 2. Пояснительная записка 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 4. Объем дисциплины и виды учебной работы 5.Содержание дисциплины. 5.1.Учебно-тематический план дисциплины 5.2. Содержание разделов дисциплины 5.3. Методические рекомендации к проведению практических занятий - тема по порядку - вопросы для проверки знаний - задания для самостоятельной работы 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендованная литература 7. Содержание итогового и промежуточного контроля 7.1 . Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации 7.2. Вопросы к зачёту по дисциплине 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 9. Словарь терминов ^ Рабочая программа I. РАЗДЕЛ 1.Выписка из стандарта Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Три основных функциональных блока мозга: блок регуляции тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Функциональное взаимодействие основных блоков мозга. Локальные системы мозга. Первичные, вторичные, третичные зоны коры больших полушарий. Мозговая организация зрительного восприятия, оптико-гностические функции. Организация слухового восприятия. Акустико-гностические функции слуха, речевая память. Организация движений. Регуляция психической деятельности. Психические процессы и их мозговая организация. ^ Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии. Курс «Основы нейропсихологии» является базовым в системе образовательного процесса при подготовке учителя – логопеда и преподаётся в едином блоке дисциплин медико-биологического цикла. Для будущих специалистов является важным изучение, как теоретических основ нейропсихологии, так и освоение методов клинического нейропсихологического обследования для изучения состояния ВПФ. ^ является ознакомление студентов с теорией и методами нейропсихологического обследования детей и взрослых. Программа курса «Основы нейропсихологии» опирается на фундаментальные знания по анатомии ЦНС, нейрофизиологии, неврологии, психологии и психолингвистике, специальной педагогике и другим смежным дисциплинам. ^ 1. Обучение:
2. Воспитание:
3. Развитие:
В лекционном курсе рассматриваются вопросы истории становления нейропсихологии как науки, вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие нейропсихологии, принцип системной динамический организации ВПФ, а также структурно-функциональная организация мозга и нейропсихологические синдромы поражения или недоразвития блоков мозга. Практические занятия могут проводиться как в аудиториях, так и в специальных учреждениях: в неврологических отделениях, медицинских реабилитационных центрах, ДОУ. Целью самостоятельной работы является изучение студентами специальной литературы по проблемам теоретической и практической нейропсихологии, подготовка рефератов, развитие аналитико-синтетической деятельности в процессе обработки полученной информации и заполнения таблиц, апробирование полученных знаний в своей коррекционно-педагогической деятельности. В программу включены контрольные вопросы и задания, нацеленные на углубленную самостоятельную работу студентов, дан список рекомендуемой литературы, предложена примерная тематика рефератов и перечень вопросов к зачёту. Курс рассчитан на 36 академических часов (18 лекционных и 18 часов практических занятий); отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы – 36 часов. Форма отчётности – зачет. Внутри семестровая аттестация проводится в виде контрольной работы и тестовых заданий. ^ В результате изучения дисциплины студент должен: Знать основные понятия и термины, этиологию афазии, механизмы и симптомокомплекс основных форм афазий по ведущим классификациям, методологические принципы организации и проведения нейропсихологического обследования, восстановительного обучения при разных формах афазий. Уметь анализировать специальную литературу по дисциплине, проводить нейропсихологическое обследование больных с разными формами афазии, составлять конспекты индивидуальных и подгрупповых занятий с больными при разных формах афазии. ^ проведения нейропсихологической диагностики состояния ВПФ, выделения ведущего нейропсихологического синдрома, а также навыками общения с больными, имеющими локальное поражение мозга, с детьми с проблемами развития ВПФ и их родственниками. ^
^
^ Определение нейропсихологии. История создания нейропсихологии, её источники. Вклад Л.С.Выготского и А.Р.Лурии в развитие нейропсихологии. ^ Системное строение высших психических функций (на примере устной и письменной речи). Первичный и вторичный дефекты и компенсаторные перестройки в картине нарушения или недоразвития ВПФ. Синдромный (системный) анализ как основа диагностики в нейропсихологии. Понятие факторного анализа. Динамическая организация и локализация высших психических функций (принцип «хроногенной» локализации функций по Л.С.Выготскому). Реорганизация функций в онтогенезе, в процессе автоматизации, в результате использования различных стратегий. Роль правого полушария в становлении речи Социальный генезис высших психических функций (Л.С.Выготский и П.Я.Гальперин) и её реализация в восстановительном и коррекционном обучении. ^ Три функциональных блока мозга по А.Р.Лурия. Особенности формирования и функционирования первичных, вторичных и третичных зон мозга. Структура психической деятельности. Функциональная асимметрия и взаимодействие левого и правого полушария. Левшество. ^ Гетерохрония и неравномерность развития высших психических функций. Понятие «нормы» в нейропсихологии. Соотношение биологического и социального в формировании высших психических функций. ^ Нарушение (недоразвитие) процессов слуховой информации. Слуховые неречевые агнозии. Сенсорная и акустико-мнестическая афазии. Недоразвитие фонематического слуха, слухоречевой памяти и словаря у детей. Слуховая (фонематическая) дисграфия и дислексия. Нарушение (недоразвитие) процессов обработки зрительной информации. Дефицит зрительного гнозиса и перцептивно-вербальных функций у взрослых и детей. Оптическая дислексия и дисграфия. Кинестетический и проявления его дефицита у взрослых и детей. Афферентная (кинестетическая) апраксия руки и артикуляционного аппарата. Афферентная моторная афазия. Нарушение тонкой моторики и письма у детей. Нарушение (недоразвитие) процессов обработки оптико-пространственной и полимодальной информации. Синдром семантической афазии и пространственные нарушения при поражении левого полушария. Пространственные нарушения при поражениях правого полушария. Недоразвитие зрительно-пространственных функций у детей (право- и левополушарные варианты), их проявления в учебной деятельности. Зрительно-пространственная дисграфия. ^ Синдром нарушения (недоразвития) серийной (динамической) организации движений и речи у взрослых и детей. Нарушение праксиса, эфферентная и динамическая афазии. Недоразвитие моторики, фразовой и связной речи у детей. Синдром нарушения (недоразвития) программирования и контроля произвольных действий. Распад структуры психической деятельности при «Лобном синдроме». Дефицит программирования и контроля у детей, его проявления в учебной деятельности. ^ Нарушения неспецифической памяти при поражении структур 1-го функционального блока мозга у взрослых. Взаимодействие 1-го и 3-го блоков мозга и синдром гипо- и гиперактивности у детей. ^ Факторный анализ в топической диагностике очаговых поражений (недоразвития) мозга. Роль анализа механизмов нарушений речи и других высших психических функций в построении эффективного восстановительного и коррекционного обучения. ^ (прилагаются). 5.3.2. Задания для самостоятельной работы студентов. ^
^ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА»
^
^
^
Допонительная:
^ Наличие аудиторного фонда и литературы, посещение базовых учреждений. 7. Содержание итогового и промежуточного контроля. 7.1. Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации. Пояснительная записка Данные контрольно-измерительные материалы составлены с целью осуществления промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине. В соответствии с целями проводимого контроля в КИМы включены задания, выполнение которых отражает владение студентами основным понятийным аппаратом данной дисциплины, а также демонстрирует уровень освоения теоретических вопросов данного курса. КИМы содержат 3 блока заданий. Блок «А» включает 20 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа; в заданиях блока «В» требуется дать ответ, используя термины нейропсихологии; в блоке «С» предлагается решить задания на соответствие. Среднее время выполнения: шестьдесят минут. Правила оценки знаний: «отлично» - правильное выполнение 90 – 100% заданий «хорошо» - правильное выполнение 60 – 89% заданий «удовлетворительно» - правильное выполнение 40 – 59% заданий «неудовлетворительно» - выполнено правильно не более 39% заданий Задание А. Выберите один правильный ответ из представленных вариантов. А1. Какому ученому принадлежат первые нейропсихологические исследования у нас в стране?
А2. Какие из перечисленных образований относятся к неспецифическим структурам мозга и входят в состав энергетического блока?
А3. Какой блок мозга является блоком программирования и контроля?
А4. Какой синдром не относится к элементарным расстройствам зрения?
А5.При поражении верхней теменной дольки может возникнуть следующий синдром…
А6. При поражении премоторной коры лобной доли следует ожидать…
А7. Системные персеверации возникают при поражении…
А8. Теменной синдром акалькулии характеризуется …
А9. Синдром сенсорной афазии может сочетаться с таким синдромом как…
А10. Ослабление речевой регуляции ВПФ и поведения наблюдается…
А 11. В основе синдрома афферентной моторной афазии лежит следующий нейропсихологический фактор…
А 12. При поражении височной коры могут возникнуть следующие формы афазии…
А 13. Какие синдромы могут возникнуть при выпадении кинетического фактора?
А 14. Афазия, возникающая при поражении зоны ТРО…
А 15. Модально-неспецифические нарушения памяти возникают при поражении …
А 16. Корсаковский синдром возникает при поражении …
А 17. Какая структура мозга обнаруживает важные эмоциогенные свойства?
А 18. При поражении каких мозговых образований могут возникнуть негативизм и агрессия?
А 19. Какой синдром выделен специалистами детства, характеризующийся преимущественно гиперактивностью и дефицитом внимания?
А 20. При выпадении или ослаблении оптико-пространственного фактора возникает…
Задание В. Напишите ответ, состоящий из одного или нескольких слов. В1. Блок мозга, обеспечивающий получение и хранение экстероцептивной информации называется… В2. Односторонняя гемисоматоагнозия возникает при поражении… В3. Синдром, при котором больной не узнает реальных предметов и их изображений называется… В4. Слуховая предметная (неречевая) агнозия возникает при поражении… В5. Основным симптомом кинетической апраксии руки является… В6. Как называется апраксия, при которой больной не знает, какую позу нужно придать кисти руки… В7. Псевдоагнозия, псевдоамнезия – это характерные симптомы… В8. Синдром, при котором больной не ориентируется в пространстве и не может выполнить пространственно – ориентированные действия называется… В9. Симультанная зрительная агнозия проявляется невозможностью… В10. Астереогноз и феномен тактильной алексии – это симптомы поражения … Задание С. 1. Соотнесите синдромы афазии и очаг поражения.
2. Соотнесите блоки мозга и синдромы их поражения.
^
^ Курс «Основы нейропсихологии» преподаётся в блоке дисциплин предметной подготовки и является базовым в системе подготовки учителя-логопеда. Преподавание курса требует интегративного подхода к подаче знаний из области смежных наук и тесного взаимодействия преподавателей высшей школы. Подобный подход позволит избежать дублирования учебного материала и обеспечить интеграцию знаний, преподаваемых студентам на таких курсах, как, «Анатомия ЦНС», «Невропатология», «Психология», «Психолингвистика», «Неврологические основы логопедии», «Афазия» и других. Специалист, получивший квалификацию учителя-логопеда, должен осуществлять коррекционное сопровождение процесса обучения, воспитания детей и подростков с нарушениями речи, используя разнообразные приемы, методы и средства коррекции речи и других ВПФ. В соответствии с этим, в рамках преподавания дисциплины преподаватель должен помочь студенту в освоении навыков нейропсихологической диагностики и коррекции. Подготовка современного специалиста предполагает овладение методологией самообразования. Поэтому преподаватель высшей школы должен ставить перед студентами задачи повышающие мотивацию к обучению и самостоятельную активность студентов в поиске новой информации по проблемам дисциплины. В лекционном материале освещаются теоретические основы курса, обозначаются направления самостоятельной работы студентов с учебными пособиями, монографиями, психолого-педагогической литературой, статьями из журналов. На практических занятиях студенты осваивают методы нейропсихологической диагностики. ^ – отведение конечности в наружную сторону от срединной плоскости тела. ^ – отсутствие воли, выражающееся в том, что больной не может что-либо решить, предпринять. Агнозия – нарушение узнавания. Аграфия – нарушение письменной речи. Адаптация – морфофункциональное приспособление человека и животных к конкретным условиям существования. Адекватный – соответствующий обстоятельствам, проявлениям. Адиадохокинез – одно из проявлений расстройств координации содружественных действий, проявляющееся нарушением правильного чередования противоположных движений. Адинамия – недостаток сил, чрезмерная слабость и вялость. Акалькулия – нарушение счета и счетных операций. Алалия - системное недоразвитие речи у детей при сохранном слухе и отсутствии нарушения интеллекта органического генеза, обусловленное недоразвитием или поражением в доречевом периоде больших полушарий мозга. Алексия – нарушение чтения ^ Амблиопия – снижение остроты зрения.Амимия – бедность мимики или отсутствие мимических движений.Анализаторы – совокупность нервных образований, обеспечивающих получение, хранение, анализ и синтез информации, поступающей из внешней и внутренней среды организма.^Аномалия – отклонение от общих закономерностей развития.Анартрия – резкое расстройство артикуляции. Анизокория – неравенство зрачков. Анизорефлексия – неравномерность рефлексов, выявляемых на симметричных рефлексогенных зонах. Анозогнозия – отсутствие осознания своего дефекта, болезни. Анорексия – отсутствие аппетита. Апатия – состояние безразличия, равнодушия, подавленности, отсутствие интересов. Апоплексия – «мозговой удар», внезапно наступающий паралич вследствие кровоизлияния в мозг. ^ – нарушение целенаправленных действий не связанных с парезами и параличами, нарушением тонуса мышц и координации движений. Арефлексия – выпадение рефлексов. Артериовенозные мальформации – пороки развития сосудистой системы головного или спинного мозга. Асинергия – отсутствие содружественных движений. ^ – общее ослабление организма, проявляющееся нервно-психической слабостью вследствие перенесенных соматических или инфекционных заболеваний, черепно-мозговой травмы. Астереогноз – расстройство способности узнавать предметы на ощупь. Асфиксия – удушье, острая гипоксия, возникающая у ребенка в случае резкого прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту. ^ – непроизвольное червеобразное сокращение дистальных отделов конечностей (пальцев рук и ног). ^ – уменьшение объема мышцы (или органа) вследствие нарушения ее (его) питания. Аура – «дуновение», предвестник эпилептического припадка. Афазия – утрата или распад ранее сформированной речи вследствие поражения корковых речевых зон и (или) ближайшей подкорки. ^ – нервно-психическое возбуждение, возникающее внезапно при психотравмирующих обстоятельствах и сопровождающееся утратой волевого контроля за собственными действиями. Батианестезия – потеря мышечно-суставного чувства. Блефароспазм – судорожное сокращение век. Брадикинезия – замедление темпа движений. Брадилалия – замедление темпа речи. ^ – система обучения слепых, основанная на использовании рельефно-точечного шрифта, который воспринимается с помощью осязания. Брахицефалия – форма головы, при которой значительно преобладает поперечный размер над продольным вследствие увеличения лобных и теменных бугров. Бред – симптом психического расстройства, при котором суждения и высказывания не соответствуют реальной действительности и не поддаются коррекции. ^ – периферический паралич IX, X, XII пар черепно-мозговых нервов. Вентрикулография – рентгенологический метод исследования головного мозга путем введения в желудочки мозга воздуха в качестве рентгеноконтрастного вещества. Вербигерация – ритмичное однотонное повторение какого-либо слова или словосочетания, иногда бессмысленное нанизывание сходных по звучанию слов, слогов. ^ – внешний облик пациента (больного). Ганглий – нервный узел, образованный совокупностью нервных клеток. Гемианопсия – выпадение половины поля зрения. Гемиатрофия – атрофия одной половины тела. Гемибаллизм – гиперкинез конечностей одной стороны, характеризующийся крупноразмашистыми, бросковыми движениями. Гемикрания – боль в одной половине головы, мигрень. Гемипарез – парез одной половины тела. Гемиплегия – паралич одной половины тела. Гемиспазм – судорога половины тела. Гемисфера – одно полушарие мозга. Гередитарный – наследственный. Гидроцефалия – избыточное накопление ликвора в мозговых полостях (желудочках мозга и подоболочечных пространствах). Гипалгезия – понижение болевой чувствительности. Гиперакузия – повышенная чувствительность органа слуха к звуковым раздражителям. Гиперстезия – повышение чувствительности. Гиперкинез – насильственное непроизвольное движение. Гиперпатия – качественное извращение чувствительности, при котором понижается порог восприятия, выражены иррадиация и последействие раздражения. Гиперрефлексия – повышение рефлексов. Гиперсомния – патологически повышенная сонливость. Гипертония – повышение тонуса мышц. Гипертрофия – увеличение объема мышцы или органа. Гипомнезия – ослабление памяти. Гипостезия – снижение чувствительности. Гипотония – снижение тонуса мышц. Горметония – судорожные тонические сокращения мышц конечностей с периодами выраженной гипотонии. Девиация – отклонение от нормального или срединного положения. Деменция – приобретенное слабоумие. Депрессия – подавленное, угнетенное состояние. Дивергенция – расхождение глазных яблок. Дизартрия – нарушение звукопроизношения вследствие расстройства иннервации речевого аппарата. Диплегия – двусторонний паралич. Диплопия – двоение в глазах. Диссоциация – расхождение, разъединение (например, выпадение одного вида чувствительности при сохранности других). Долихоцефалия – форма головы, при которой значительно преобладает продольный размер над поперечным. ^ – двигательное оцепенение, застывание в одной позе. Клонус – ритмичное сокращение мышц при растяжении их сухожилий (клонусы стоп, коленной чашечки). Кома – бессознательное состояние, сопровождающееся снижением (или полным выключением) рефлекторной деятельности и нарушением жизненно важных функций. Конвергенция – схождение глазных яблок. Конвульсии – судороги. Краниография – рентгенография черепа. Краниостеноз – преждевременное окостенение черепных швов. Лагофтальм – широко открытый «заячий глаз», возникающий при периферическом парезе лицевого нерва. Логоррея – патологическое многословие. Макропсия – восприятие предметов в увеличенном виде. ^ – большеголовость. Медиальный – срединный. Менингизм – менингеальный синдром, не связанный с воспалением мозговых оболочек, а обусловленный их раздражением вследствие гипертензионного синдрома. Менингит – воспаление мозговых оболочек. Метаморфопсия – искаженное восприятие предметов. Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных действий. Мидриаз – расширение зрачка. Микропсия – восприятие предметов в уменьшенном виде. Моноплегия – паралич одной конечности. Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие какой-либо психической травмы. Невралгия – боль по ходу нерва. Нейроимиджинг – одно из основных звеньев диагностики заболеваний нервной системы, направленных на выявление органического поражения головного мозга, включающих компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию. ^ – врожденное слабоумие. Паралич (плегия) – отсутствие активных движений. Параплегия – паралич обеих верхних или нижних конечностей. Парестезия – ощущения «ползания» мурашек, покалывания, возникающие без воздействия внешних тактильных раздражителей. Патогенез – механизм развития заболевания. Педантизм – чрезмерная, преувеличенная аккуратность. Персеверация – склонность к повторению слов, действий и др. Полиестезия – вид извращения чувствительности, при котором нанесение единичного раздражения воспринимается больным как несколько раздражений. Пропульсия – непроизвольное движение вперед. ^ – описание состояния психики человека, включающие его интеллектуальные, эмоциональные, характерологические особенности, поведение и деятельность. Психотерапия – лечение с помощью психического воздействия на больного (его родственников) в виде разъяснения, убеждения, внушения. ^ – психические расстройства, возникающие в связи с тяжелыми психическими переживаниями. Резонерство – склонность к длинным рассуждениям отвлеченного и нравоучительного характера. Ремиссия – стихание, исчезновение симптомов болезни. Ретропульсия – насильственное движение кзади. Ригидность - оцепенение, отсутствие гибкости, податливости. Ринофония – гнусавость, носовой оттенок голоса. Синдром – закономерное сочетание симптомов. Синергия – совместная деятельность (мышц). Синкинезия – содружественное движение. ^ – телесный. Соматопарагнозия – ложные соматические образы, при которых больной ощущает увеличение или уменьшение какой-либо части тела, либо его отсутствие. Сомнамбулизм – лунатизм, снохождение. Сопор – резкое угнетение сознания. Спонтанный – самопроизвольный. Статус – состояние больного на момент осмотра. Страбизм – косоглазие. Ступор – оцепенение, заторможенность, полная неподвижность. Схема тела – узнавание частей собственного тела при закрытых глазах. Тактильный – осязательный. Тремор – дрожание, ритмичный гиперкинез. Церебральный – мозговой. Эгоцентризм – фиксация внимания только на личных переживаниях и восприятие явлений только с точки зрения личных интересов. Электоэнцефалография – метод регистрации биотоков мозга. Эмоция – чувство, переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость). Этиология – учение о причинах болезней. |