Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания»





Скачать 329.94 Kb.
Название Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания»
Самсонкина С.Б
Дата 07.04.2013
Размер 329.94 Kb.
Тип Учебно-методический комплекс
Министерство образования и науки Российской Федерации


Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования


«ТАМБОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»



Рассмотрен и утвержден на заседании

кафедры социально-гуманитарных наук

«___» ________________ 201_ г.

протокол № ____


Зав. кафедрой ____________



Утвержден на заседании Учебно-методического

совета АНОО ВПО «ТИСТ»

«___» ________________ 201_ г.

протокол № ____


Председатель _____________ Воротникова А.И.



^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«Основы здорового питания»


Автор: старший преподаватель Самсонкина С.Б.


Направление: 030300.62 «Психология»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: заочная


Тамбов 2011 г.

Раздел 1. Организационно-педагогическое описание учебного курса «Основы здорового питания»


1.1. Назначение и цели дисциплины

Дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами в процессе изучения рядя специальных дисциплин, и является гармоничной составляющей комплекса соответствующих учебных программ.

Цели преподавания дисциплины: «Основы здорового питания» является приобретение студентами теоретических и практических навыков по составлению дневного рациона для различных групп населения, ознакомление с различными видами питания, характеристиками диет, режимом питания, сочетанием различных видов продуктов и современными требованиями к питанию.

Задачи изучения дисциплины: Формирование у студентов современных представлений о правильном, здоровом питании.


^ 1.2. Обязательный минимум содержание дисциплины

Изучение основных принципов рационального питания, специальные формы организации питания, лечебно-профилактическое питание, лечебно-профилактические свойства продуктов:

- основные группы питательных веществ, суточную потребность в питательных веществах различных групп населения;

- энергетическую ценность пищи и энергетический обмен;

- пищевую ценность продуктов питания;

- физиологические основы составления пищевых рационов;

- профилактическое и лечебное питание;

- виды щажения желудочно-кишечного тракта в диетическом питании: способы специальной технической обработки продуктов при организации диетического питания, гигиеническую оценку процессов кулинарной обработки пиши: особенности технологии и режима питания в пожилом и преклонном возрасте; детское питание, питание студентов, особенности технологии блюд для детей раннего детского и дошкольного возраста; организацию питания людей при стихийных бедствиях; - различие питание мужчин и женщин; правильный и рациональный выбор продуктов.


^ 1.3. Структура дисциплины

Учебная дисциплина «Основы здорового питания» входит в раздел факультативов Государственного образовательного стандарта Министерства образования РФ.

Учебная дисциплина представлена следующими темами:


Тема 1. Значение питания в жизни человека. Основные группы питательных веществ.

Тема 2. Основные принципы рационального и сбалансированного питания. Понятие об адекватном питании.

Тема 3. Энергетическая ценность пищи и энергетический обмен. Физиология пищеварения и обмен веществ.

Тема 4. Пища как источник токсических и биологически активных веществ. Пищевые добавки.

Тема 5. Особенности питания отдельных групп населения. Профилактическое и лечебное питание.


^ 1.4. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы при изучении дисциплины

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются аудиторные занятия, включающие лекции и семинарские занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и семинарских занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором в последующих семестрах будет основываться изучение специальных дисциплин в области психологии.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на семинарских занятиях.

Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводиться с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, контрольных работ и др. В процессе изучения дисциплины проводится зачет и оценивается в балльно-рейтинговой системе.


^ 1.5. Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершению изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен знать: основные принципы рационального питания, специальные формы организации питания, лечебно-профилактическое питание, лечебно-профилактические свойства продуктов:

- основные группы питательных веществ, суточную потребность в питательных веществах различных групп населения;

- энергетическую ценность пищи и энергетический обмен;

- пищевую ценность продуктов питания;

- физиологические основы составления пищевых рационов;

- профилактическое и лечебное питание;

- виды щажения желудочно-кишечного тракта в диетическом питании: способы специальной технической обработки продуктов при организации диетического питания, гигиеническую оценку процессов кулинарной обработки пиши: особенности технологии и режима питания в пожилом и преклонном возрасте; детское питание, питание студентов, особенности технологии блюд для детей раннего детского и дошкольного возраста; организацию питания людей при стихийных бедствиях; - различие питание мужчин и женщин; правильный и рациональный выбор продуктов.


^ 1.6. Критерии оценки знаний студентов

Изучение учебной дисциплины «Основы здорового питания» завершается зачетом.

Оценка знаний студентов на зачете проводится с учетом следующих показателей: полнота раскрытия содержания учебных вопросов экзаменационного билета, четкость суждений, глубина анализа учебной литературы, самостоятельность студента при выполнении обязательных практических и тестовых заданий, правильность ответов на дополнительные контрольные вопросы.

«Зачтено» предполагает ясное, аргументированное раскрытие основных понятий и положений вопросов экзаменационного билета, правильные ответы на дополнительные вопросы, а также своевременное выполнение практических заданий.

«Не зачтено» ставится при отрывочных знаниях по вопросам экзаменационного билета, неправильных ответах на дополнительные вопросы, неполной проработке практических заданий.


Раздел 2. Тематическое содержание учебной дисциплины «Клиническая психология в экспертной оценке»


^ 2.1. Рабочая учебная программа


  • Содержание курса





Наименование тем

Количество часов

(в акад. часах и/или кредитах)

Лекции

Семинары

Самостоятельн. работа

Всего часов по теме

Тема 1. Значение питания в жизни человека. Основные группы питательных веществ.

1




32

33

Тема 2. Основные принципы рационального и сбалансированного питания. Понятие об адекватном питании.







32

32

Тема 3. Энергетическая ценность пищи и энергетический обмен. Физиология пищеварения и обмен веществ.

1




30

31

Тема 4. Пища как источник токсических и биологически активных веществ. Пищевые добавки.

1




32

33

Тема 5. Особенности питания отдельных групп населения. Профилактическое и лечебное питание.

1




30

31

Итого по курсу:

4




156

160


Вопросы для подготовки к зачету по курсу

1. Значение питания в жизни человека.

2. Что изучает наука о питании нутрициология?

3. Перечислите наиболее значимые факторы эволюции человека.

4. Функции белка. Строение и аминокислотный состав белков.

5. Различие белков растительного и животного происхождения.

6. Классификация жиров.

7. Значение насыщенных и ненасыщенных жирных кислот для здоровья человека.

8. Классификация и свойства углеводов.

9. Физиологическое значение пищевых волокон.

10. Физиологические функции и источники витаминов.

11. Недостаточность витаминов: авитаминозы и гиповитаминозы.

12. Потери витаминов при кулинарной обработке и хранении продуктов.

13. Назовите пути профилактики недостаточности витаминов.

14. Минеральные вещества, определение, классификация.

15. Общие функции минеральных веществ.

16. Функции воды в организме человека. Потребность в воде.

17. Характеристика теории адекватного питания.

18. Характеристика основных законов рационального питания.

19. Вегетарианство как наиболее древняя альтернативная теория питания.

20. Лечебное голодание.

21. Понятие энергии и основные составляющие общих энергозатрат

21. Коэффициент физической активности как основной физиологический критерий для отнесения населения к той или иной трудовой группе.

22. Усвояемость пиши и факторы, ее определяющие.

23. Режим питания. Определение, основные принципы рационального режима питания.

24. Принципы построения пищевых рационов и критерии их опенки.

25. Что понимают под балансом энергии в организме? Что происходит при его нарушении?

26. Смысл и назначение процессов переваривания пищи.

27. Пищевая ценность молочных и молочно-кислых продуктов.

28. Пищевая ценность продуктов из зерна, изделий из теста, макаронных

изделий и круп.

29. Пищевая ценность овощей и фруктов.

30. Загрязнители пищевых продуктов химического происхождения.

31. Загрязнители пищевых продуктов биологического происхождения.

32. Значение питательных веществ в питании детей и подростков.

33. Питание работников физического труда.

34. Питание работников умственного труда.

35. Особенности питания пожилых людей. Режим питания пожилых людей.

36. Роль питательных веществ в профилактическом питании.

37. Диетическое питание. Общие принципы построения диет.

38. Использование в питании методов щажения.

39. Профилактика ожирения.

40. Разгрузочные диеты.

41. Специальные диеты.

42. Краткая характеристика диеты Nil, №2, №3.

43. Краткая характеристика диеты Л°5, №6. №7.

44. Краткая характеристика диеты \°8, №9.

45. Краткая характеристика диеты \°10, №11.

46. Краткая характеристика диеты Л°13, №14, №15.

47. Перечислите основные группы защитных компонентов пиши.

48. Раздельное питание: преимущества и недостатки.

49. Понятие рационального питания. Основные принципы рационального питания.

50. Применение и технологическое предназначение пищевых добавок.


Раздел 3. Лекционный материал


^ 3.1.Содержание лекционного материала (основной информационный блок) по темам программы учебного курса.


1. Значение питания в жизни человека. Основные группы питательных веществ.

Питание и состояние здоровья. Значение пищевых веществ в жизнедеятельности человека. Социальные, экономические, технологические аспекты питания человека. Болезни при неправильном питании. Предмет «Основы здорового питания». Вклад отечественных ученых в развитие науки о питании. Связь предмета «Основы здорового питания » с другими дисциплинами. Роль общественного питания во внедрении научных основ рационального питания.

Краткие сведения по физиологии человека и функциям органов и систем организма. Нервная и гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Единство организма и окружающей среды.

Значение пищеварения в жизнедеятельности организма. Общие закономерности процессов пищеварения. Строение пищеварительной системы.

Пищеварение в ротовой полости. Физиологические основы чувства обоняния и вкуса. Влияние аромата и вкуса продуктов на их переваривание. Органолептическая оценка пищи и физиологические основы дегустации.

Переваривание в желудке. Ферменты желудочного сока. Значение соляной кислоты, слизи. Влияние продуктов и технологических методов на секрецию желудочного сока.

Переваривание в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Ферменты сока поджелудочной железы. Функции желчи. Влияние пищи на процессы желчеотделения, секреторную и моторную функцию. Всасывание пищевых веществ.

Значение толстого кишечника и его микрофлоры в жизнедеятельности организма. Влияние характера питания на гнилостные и бродильные процессы в кишечнике.

Регуляция работы пищеварительной системы. Пищевой центр, понятие об аппетите и факторы, влияющие на его возникновение. Усвояемость пищи, факторы, влияющие на степень усвояемости. Усвоение белков и жиров из продуктов животного и растительного происхождения.

Неблагоприятное действие на органы пищеварения нарушений характера питания и вредных привычек.


^ 2. Основные принципы рационального и сбалансированного питания. Понятие об адекватном питании.

Роль белков в жизнедеятельности. Неблагоприятные последствия недостаточного и избыточного потребления белков. Понятие об азотистом равновесии. Понятие о биологической ценности белка. Критерии и методы оценка качества белка в продуктах питания. Биологическая ценность белков животного и растительного происхождения. Источники белка в питании.

Научные основы нормирования белка. Безопасный и оптимальный уровни потребления белков. Рекомендуемые нормы физиологической потребности в белке различных групп населения.

Пути повышения биологической ценности рационов питания. Разработка рецептур блюд и кулинарных изделий повышенной биологической ценности.

Роль жиров в жизнедеятельности организма и кулинарии. Значение полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), фосфолипидов, стеринов и их источники в питании. Источники жиров в продуктах питания. Пищевая ценность жиров животного и растительного происхождения. Рекомендуемые нормы жиров в питании различных групп населения. Сбалансированность пищевых жиров в рационе питания. Неблагоприятное влияние на здоровье человека избыточного потребления жиров, недостатка в рационе растительного масла. Вредное действие на здоровье человека продуктов окисления жиров. Условия их образования.

Классификация углеводов. Источники в питании углеводов разных групп. Значение крахмала и сахаров в питании. Регуляция углеводного обмена в организме. Значение пищевых волокон в жизнедеятельности организма и их источники в продуктах питания.

Рекомендуемые нормы потребления углеводов в питании различных групп населения. Сбалансированность разных групп углеводов в рационе. Неблагоприятное действие на организм избыточного потребления сахара. Заменители сахара. Пути обогащения кулинарной продукции пищевыми волокнами.

Классификация минеральных веществ. Значение минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Значение отдельных макроэлементов (кальций, магний, фосфор, натрий, калий, хлор, сера и др.) и микроэлементов (железо, медь цинк, марганец, кобальт, йод, фтор и др.) в питании. Факторы, влияющие на усвоение минеральных веществ. Кулинарные примы повышения усвоения кальция. Нормирование минеральных веществ в питании различных групп населения. Обогащение рационов йодом и фтором. Источники отдельных минеральных элементов.

Роль воды в организме. Потребность человека в воде. Особенность питьевого режима при работе в горячих цехах.

Классификация витаминов. Значение витаминов в жизнедеятельности организма, участие их в физиологических функциях и биохимических процессах. Понятие о физиологической потребности в витаминах. Авитаминозы и гиповитаминозы и причины их возникновения. Гипервитаминозы. Роль в организме отдельных водорастворимых (тиамин, рибофлавин, пиридоксин, ниацин, аскорбиновая кислота, витамин Р) и жирорастворимых витаминов: А, Д, Е, К. Рекомендуемые нормы витаминов в питании и их источники.


^ 3.Энергетическая ценность пищи и энергетический обмен. Физиология пищеварения и обмен веществ.

Обмен веществ и энергии в организме. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Компоненты, слагающие энергозатраты человека. Факторы, влияющие на величину энергозатрат. Понятие об основном обмене, специфически динамическом действие пищи, рабочей прибавке и факторы, определяющие их величину. Методы определения энергозатрат. Физиологические нормы энергетической ценности рационов питания для различных групп населения. Источники энергии в питании. Энергетическая ценность белков, жиров, углеводов. Понятие об энергетических коэффициентах и их величины. Неблагоприятное действие на организм избыточной и недостаточной энергоценности питания.


^ 4.Пища как источник токсических и биологически активных веществ. Пищевые добавки.

Природные антипищевые вещества. Токсические вещества промышленного происхождения. Защитные факторы в питании и их содержание в продуктах и кулинарных изделиях.

Понятие о рациональном (адекватном) питании. Требования к количественной и качественной стороне рациона. Требования к энергетической ценности и химическому составу рациона. Принцип сбалансированности питания. Рекомендуемый продуктовый набор и пищевая ценность отдельных групп продуктов.

Требования к режиму питания. Оптимальное распределение энергетической ценности и пищевых веществ при разной кратности питания. Физиологические требования к составлению меню отдельных приемов пищи. Неблагоприятное влияние нарушений режима питания.


^ 5.Особенности питания отдельных групп населения. Профилактическое и лечебное питание.

Особенности рационального питания людей, проживающих на Севере и на Юге. Особенности рационального питания людей умственного труда, работников тяжелого физического труда, сельскохозяйственных рабочих. Особенности организации питания отдыхающих в домах отдыха и туристов. Характеристика питания спортсменов при различных видах спорта.

Рациональное питание крайних возрастных групп населения. Особенности питания детей и подростков. Физиологические и биохимические особенности растущего организма. Требования к энергетической ценности и химическому составу питания детей и подростков. Рекомендуемый режим питания детей. Продуктовый набор питания детей подростков и виды кулинарной обработки. Неблагоприятные последствия неполноценного питания и нарушения режима питания детей.

Характеристика процессов старения организма. Рациональное питание людей пожилого и старческого возраста. Требования к рекомендуемым продуктам и способам кулинарной обработки. Принципы режима питания пожилых людей. Особенности питания долгожителей. Профилактическая направленность питания пожилых людей.

Физиологические требования к составлению меню и организации питания в столовых при промышленных предприятиях. Питание по скомплектованным меню. Особенности организации питания рабочих горячих цехов, особенности режима питания и составления меню для работающих в ночные смены. Организация питания людей умственного труда и тяжелого физического труда. Особенности организации питания сельскохозяйственных рабочих, доставка питания к месту работы, особенности составления меню для сельскохозяйственных рабочих.

Требования к меню комплексных обедов для разных групп населения. Физиологические принципы сочетаемости продуктов и блюд, достижение разнообразия питания в течение двух рабочих недель.

Лечебно-профилактическое питание людей, работа которых связана с профессиональными вредностями. Научные основы лечебно-профилактического питания, его цель и виды. Состав и назначение отдельных рационов.

Особенности организации питания в общеобразовательных школах. Принципы составления меню школьных завтраков и обедов.

Питание учащихся ПТУ, студентов вузов и техникумов.

Влияние характера питания на течение различных заболеваний. Диетическое питание как составная часть комплексного лечения больного человека. Научные принципы и задачи построения лечебных диет. Особенности режима питания. Значение в лечебном питании отдельных пищевых веществ и продуктов питания, роль методов технологической обработки продуктов. Формы организации лечебного питания. Номерная система лечебных диет. Характеристика лечебных диет при заболеваниях органов пищеварения, болезнях сердечно-сосудистой системы, почек, при нарушениях обмена веществ. Принципы составления меню, подбора продуктов и методов кулинарной обработки для диет №№ 1, 2, 5, 7, 8, 9, 10, 15. Составление меню комплексного обеда для этих диет с учетом физиологических требований к рекомендуемым и запрещенным продуктам и блюдам. Диетические продукты промышленной выработки.


Раздел 4. Самостоятельная работа


^ 4.1. вопросы для повторения тем:


1. Физиология питания как наука о полноценном питании человека и функционировании его пищеварительной системы. Основные задачи и термины курса.

2. Система пищеварения, строение и функции органов желудочно-кишечного тракта, процессы всасывания и усвоения пищевых веществ.

3. Основные типы пищеварения: внутриклеточное, внеклеточное, мембранное.

4. Энергозатраты организма: процессы ассимиляции и диссимиляции. Основной энергетический обмен.

5. Белки: аминокислотный химический скор, пищевая и биологическая ценность белков в организме человека.

6. Основные функции липидов в человеческом организме. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жироподобные вещества. Стерины.

7. Углеводы: основные функции для организма человека. Характеристика моносахаридов.

8. Биологическая и пищевая ценность олигосахаридов и полисахаридов для организма человека.

9. Минеральные вещества: роль макро- и микроэлементов в различных обменных процессах организма.

10. Благоприятное влияние органических кислот на процесс пищеварения.

11. Витамины: авитаминоз и гиповитаминоз. Классификационные признаки витаминов.

12. Основные представители водорастворимых и жирорастворимых витаминов и их функции в повышении защитных свойств организма человека.

13. Вода в живых системах.

14. Компоненты природной пищи неблагоприятно влияющие на организм человека.

15. Рациональное питание. Основные принципы концепции сбалансированного питания.

16. Основные особенности питания детей, подростков, лиц пожилого возраста, а так же беременных женщин и кормящих матерей.

17. Основные принципы в построении лечебно-профилактического питания населения. Задачи лечебно-профилактического питания.

18. Рационы лечебно-профилактического питания. Показания к назначению лечебно-профилактического питания.

19. Диетотерапия – лечебное питание при острых и хронических заболеваниях человека. Характеристика лечебных диет.


^ 4.2. задания для самостоятельной работы.


Темы рефератов:

1. История и эволюция питания человека.

2. Строение и функции пишеварительной системы. Регуляция процессов пищеварения.

3. Обеспечение сбалансированности рационов на предприятиях общественного питания.

4. Физиологические основы составления пишевых рационов.

5. Мифы и предрассудки в питании. «Модные диеты».

6. Особенности питания по группам крови — I группа.

7. Особенности питания по группам крови — П группа.

8. Особенности питания по группам крови — Ш группа.

9. Особенности питания по группам крови — IV группа.

10. Организация лечебно-профилактического питания на промышленных предприятиях с особо вредными условиями труда.

11. Вегетарианское питание. Виды и особенности вегетарианства.

12. Особенности питания людей при стихийных бедствиях.

13. Теория раздельного питания.

14. Витамины и их природные источники.

15. Экологически чистые продукты.


^ 4.3. примерная тематика контрольных работ и методические рекомендации по их написанию


Контрольная работа выполняется студентом в соответствии с учебным планом на основании, которого осуществляется применение полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой их профессиональной деятельности. Она базируется на изучении учебных и литературных источников, а также на практическом материале, экспериментальных и статистических данных.

Этапы выполнения контрольной работы:

1) определение варианта контрольной работы;

2) литературных источников, статистической информации и написание теоретической части контрольной работы;

3)обработка практических материалов, подготовка и решение практической части контрольной работы;

  1. оформление контрольной работы;

  2. представление контрольной работы на кафедру;

  3. проверка контрольной работы.

Распределение варианта контрольной работы

Написание контрольной работы по дисциплинам, изучаемым в соответствии с учебным планом студентами, осуществляется по варианту, номер которого соответствует последней цифре номера зачетной книжки студента (от 1 до 10).

^ Преподаватель проверяет правильность выбора темы контрольной работы в соответствии со сведениями о номерах зачётных книжек студентов, указанных в ведомости.

Содержание контрольной работы должно соответствовать выбранному варианту. В конце работы должен быть библиографический список. Допускаются приложения в виде таблиц, графиков и др.

Структурными элементами контрольной работы являются:

  • Титульный лист (1 страница).

  • Содержание (1 страница).

  • Введение (1-2 страница).

  • Основная часть (8-13 страниц).

  • Библиографический список (2 страницы).

Объем работы составляет не менее 15-20 страниц, набранных на компьютере.

Оформление контрольной работы.

Контрольная работа должна быть напечатана на белой бумаге формата А4. Текст должен быть выполнен на компьютере с одинаковым межстрочным 1,5 интервалом в текстовом редакторе Microsoft Word for Windows. Текст набирается нежирным шрифтом Times New Roman, 14 размером. Размер отступа в начале строки (абзаца) - 5 знаков, что составляет 1,25 см.

Контрольная работа выполняется на листах с одной стороны. Текст контрольной работы следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: - левое - 30 мм; правое - 10 мм; верхнее - 20 мм; нижнее - 20 мм.

Выравнивание текста (за исключением заглавий) производится по ширине.

Порядок предоставления контрольной работы и критерии её оценки

Контрольная работа подшивается в папку-скоросшиватель и сдается для проверки научному руководителю в сроки, установленные учебным планом, например, не позднее, чем за две недели до начала сессии студентов заочной формы обучения.

Научный руководитель знакомится с текстом контрольной работы, определяет уровень ее написания, соблюдение требований, предъявляемых к содержанию и оформлению, а также оценивает её.

Работа должна быть возвращена методисту (в том числе при не­удовлетворительном результате проверки) не позднее одной недели с момента её сдачи студентом.

Студент имеет право ознакомиться с замечаниями руководителя и обязан их устранить в установленный срок. Все этапы движения работы (сдача, передача на проверку руководителю, результат проверки, возврат студенту на доработку, повторная сдача, повторная проверка и др.) фиксируются в журнале с проставлением даты и подписи лица. Руководителям не рекомендуется передавать работы непосредственно студентам без регистрации факта в журнале.

Контрольная работа оценивается по критерию зачета.

Критериями оценки контрольной работы являются:

  1. степень раскрытия темы;

  2. использование научной и учебной литературы;

  3. правильность и обоснованность выводов;

  4. аккуратность оформления работы.

Значительно повлиять на снижение оценочных показателей или в совокупности повлечь отрицательный результат могут следующие недостатки:

  • работа носит описательный, поверхностный характер, использован устаревший материал,

  • выявлены существенные ошибки, недостатки, пробелы, свидетельствующие о том, что теоретические вопросы не усвоены и не раскрыты;

  • текст частично или полностью заимствовал из учебников, учебных пособий и периодической печати и не носит авторский характер (в том числе работа из Интернета);

  • оформление работы небрежное, текст написан не последовательно, недостаточно отредактирован, имеются грамматические и стилистические ошибки, недостатки оформления библиографического списка;

  • отсутствует какая-либо составная часть контрольной работы (со­держание, введение, главы, список использованной литературы);

  • не даны ссылки на соответствующие литературные источники по приведенным в работе цитатам;

При несоблюдении студентом требований к научному уровню со­держания и оформлению контрольных работ, научный руководитель возвращает ему работу для устранения недостатков. Тождественные по содержанию работы также оцениваются «не зачтено».

Студенты, не сдавшие контрольные работы или получившие не­удовлетворительный результат, не допускаются к зачету или экзамену по данной дисциплине.

Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по контрольной работе, предоставляется право выбора новой темы или доработки прежней, определяется новый срок для ее выполнения.

Таким образом, оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с проблематикой исследования, а также глубина, широта охвата и самостоятельность исследования являются основополагающими критериями оценки качества курсовой работы и знаний студента.


^ Примерная тематика контрольных работ


Вариант № 1

1. Как протекает процесс переваривания белков в пищеварительном аппарате, какие ферменты обеспечивают этот процесс, какие вещества являются конечными продуктами переваривания и как происходит их всасывание?

2. Роль углеводов в питании. Простые и сложные углеводы, потребность организма в углеводах, источники углеводов.

3. Принципы лечебного питания. Составить меню диеты № 9.


Вариант № 2

1. Как протекает процесс переваривания жиров в пищеварительном аппарате, какие ферменты обеспечивают этот процесс, какие вещества являются конечными продуктами переваривания и как происходит их всасывание?

2. Роль белков в питании. Белки животного и растительного происхождения. Потребность организма в белке. Источники белка.

3. Характеристика диеты № 1, применяемой при заболеваниях желудка с повышенной секрецией желудочного сока. Составить меню диеты № 1.


Вариант № 3

1. Как протекает процесс переваривания углеводов в пищеварительном аппарате, какие ферменты обеспечивают этот процесс, какие вещества являются конечными продуктами переваривания и как происходит их всасывание?

2. Роль аскорбиновой кислоты (витамин С) и рутина (витамин Р) в жизнедеятельности организма. Потребность и источники витаминов.

3. Основы лечебного питания при сердечно-сосудистых заболеваниях. Составить меню на день диеты № 10.


Вариант № 4

1. Характеристика основных видов пищеварения: внутриклеточного внеклеточного и мембранного.

2. Роль витаминов В1 и В2 в жизнедеятельности организма. Нормы и потребности витаминов.

3. Основы лечебного питания при заболеваниях печени. Составить меню обеда, диета № 5.

Вариант № 5

1. Энергетический баланс организма. Величина суточных энергозатрат, из каких величин они складываются.

2. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Потребность и источники минеральных веществ.

3. Характеристика диеты при нарушении углеводного обмена. Составить меню диеты № 9.


Вариант № 6

1. Значение печени и желчи в процессах пищеварения.

2. Роль органических кислот в жизнедеятельности организма.

3. Характеристика диеты при заболевании желудка с пониженной секрецией желудочного сока. Составить меню обеда.


Вариант № 7

1. Роль воды в жизнедеятельности организма. Потребность человека в воде. Пути выделения воды из организма.

2. Принципы рационального питания.

3. Характеристика диеты при заболевании почек. Составить меню на день диеты № 7.


Вариант № 8

1. Переваривание в желудке. Состав желудочного сока, ферменты желудочного сока.

2. Особенности питания детей и подростков, беременных женщин, кормящих матерей и лиц пожилого возраста.

3. Принципы построения лечебно-профилактического питания.


Вариант № 9

1. Природные компоненты пищи, неблагоприятно влияющие на организм человека.

2. Роль витамина А и каротина в питании. Потребность и источники витамина А и каротина.

3. Кальций и фосфор в питании детей.


Вариант № 10

1. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты, жироподобные вещества и их роль в нормальном функционировании человеческого организма. Нормы потребления этих веществ.

2. Теория адекватного питания как научная основа для рационального питания.

3. Витамины: авитаминоз и гиповитаминоз. Классификационные признаки витаминов


Раздел 5. Литература


^ 5.1. основная литература


  1. Баранова С. В. Защити своё тело - 2. Оптимальное питание   - М.: РИПОЛ классик, 2010. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  2. Ткаченко Е. И. Питание, микробиоценоз и интеллект человека   - СПб: СпецЛит, 2006. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  3. Фадеева В. В. Питание ребенка от рождения до трех лет   - М.: Мир и образование, 2012. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru



Раздел 6. Тезаурус (определения основных понятий, категорий).


I трудовая группа – работники преимущественно умственного труда (очень легкая физическая активность): научные работники, студенты гуманитарных специальностей, операторы ЭВМ, контролеры, педагоги, диспетчеры, работники пультов управления, медработники, работники учета, секретари и т.д. КФА — 1,4; суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет 1800— 2450 ккал.

^ II группа — работники, занятые легким трудом (легкая фи­зическая активность): водители транспорта, работники конвейеров, весовщики, упаковщики, швейники, работники радио­электронной промышленности, агрономы, медсестры, санитары, работники связи, сферы обслуживания, продавцы промтоваров и др. КФА — 1,6; суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет 2100—2800 ккал.

^ III группа — работники средней тяжести труда (средняя физическая активность): слесари, наладчики, настройщики, станочники, буровики, водители экскаваторов, бульдозеров, угольных комбайнов, автобусов, врачи - хирурги, текстильщики, обувщики, железнодорожники, продавцы продтоваров, водники, аппаратчики, металлурги - доменщики, работники химзаводов, работники обще­ственного питания и др. КФА — 1,9; суточный расход энергии в зависимости от возраста и пола составляет 2500—3300 ккал.

^ IV группа — работники тяжелого физического труда (высокая физическая активность): строители, помощники буровиков, проходчики, сельхозрабочие и механизаторы, доярки, овощеводы, деревообработчики, металлурги, литейщики и др. КФА — 2,2; суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет 2850 —3850 ккал.

V группа — работники особо тяжелого физического труда (очень высокая физическая активность): механизаторы и сельхозрабочие в посевной и уборочный периоды, горнорабочие, вальщики леса, бетонщики, каменщики, землекопы, грузчики немеханизированного труда и др. КФА — 2,4; суточный расход энергии в зависимости от возраста составляет 3750 — 4200 ккал.

Авитаминоз — когда витамины отсутствуют полностью;

Антивитамины. -обмен триптофана нарушается при содержании в рационе избыточного количества лейцина, содержащегося, например, в пшене. Ретинол - разрушается под влиянием длительно нагревавшихся или гидрогенизированных жиров. Следовательно, для его со­хранения нужна умеренная тепловая обработка жиров и дозированное потребление маргарина.

Антиферменты - это особые белки, тормозящие активность некоторых пищеварительных ферментов (пепсина, трипсина, -амилазы

^ Аппетит возникает под влиянием условных раздражителей, сопровождавших ранее прием пищи.

Арахидоновая
кислота может образовываться в организме из линолевой в присутствии витамина В6 и биотина.

^ Белково-энергетическая недостаточность охватывает широкий спектр патологических состоянии, наиболее тяжелыми из которых являются алиментарный маразм и квашиоркор.

^ Биологическая ценность белков пищевых продуктов зависит от количества и соотношения в них незаменимых аминокислот, которые не могут синтезироваться в организме и должны поступать с пищей.

Витамины — низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, не синтезируемые (или синтезируемые в недостаточном количестве) в организме людей и большинства животных, поступающие в организм с пищей и выполняющие в нем важнейшие биохимические и физиологические функции.

Витамины относятся к незаменимым микрокомпонентам пищи, в отличие от макрокомпонентов — белков, жиров и углеводов.

Водорастворимые витамины С, Р, РР, Н (биотин), витамины группы В, пантотеновую и фолиевую кислоты.

Гемицеллюлозы — группа полисахаридов, входящих вместе с целлюлозой в состав клеточной оболочки растений.

Гипервитаминозом — избыточное их поступление.

Гиповитаминоз — недостаток витаминов, иногда отсутствие какого-либо одного или нескольких витаминов;

Гипоталамусе расположены группы клеток, одни из которых ответственны за ощущение голода, аппетита, другие — насыщения, жажды.

^ Голод связан с обеднением крови глюкозой, сокращениями стенок пустого желудка.

Животными жирами
. Называют жиры наземных животных.

Жирорастворимые — витамины А, D, Е, К.

^ Избыточное белковое питание усиливаются неконтролируемые организмом процессы гниения в кишечнике, увеличивается нагрузка на печень и почки, что приводит к их гипертрофии.

Камеди — сложные неструктурированные полисахариды, содержащие, кроме нейтральных моносахаридов, глюкуроновую и галактуроновую кислоты.

Лактоза - играет важную роль в питании новорожденных.

^ Лигнины представляют собой органические полимерные со­единения клеточной оболочки.

Липопротеиды
— соединения жиров с белками — переносчики жирорас­творимых витаминов А, Е, В, К в организме, а также источник для синтеза простагландинов, тромбоксанов и других веществ.

Макроэлементы -натрий, калий, магний, фосфор, хлор, серу. Они должны включаться в рацион в количестве 1 г и более

Микроэлементы - железо, медь, марганец, цинк, йод, хром, кобальт, фтор, стронций, кремний в микроколичествах стимулируют биохимические процессы, но в больших количествах могут оказывать токсическое действие на организм; включаются в рацион от 20 мг до десятых долей миллиграмма.

^ Минеральные вещества - в рациональном питании так же незаменимы, как белки, жиры, углеводы, витамины. Минеральные вещества в зависимости от их содержания в организме делятся на макро- и микроэлементы.

Недостаток или избыток жиров практически в равной мере опасны для организма человека.

^ Незаменимых аминокислот десять — лизин, метионин, триптофан, фенилаланин, лейцин, изолейцин, треонин, валин, аргинин и гистидин. Особо дефицитными являются лизин, метионин и триптофан.

Неусвояемые углеводы (целлюлоза, гемицеллюлоза, пектиновые вещества, лигнин, ка­меди и слизи) не расщепляются ферментами, секретируемыми в пищеварительном тракте человека.

Нутрициология - это специальная наука о питании —со своими правилами.

Обычно их главные компоненты — ацилглицеролы — сложные эфиры глицерина и различных жирных кислот.

^ Пектиновые вещества — гликаногалактуронаны — основной компонент растений и водорослей.

Пищеварение - начинается в ротовой полости, где происходят оценка вкуса, консистенции, температуры пищи и подготовка ее к перевариванию в последующих отделах пищеварительного тракта.

^ Пищевые волокна — один из компонентов комплексной профилактики нарушений жирового обмена, атеросклероза, сахарного диабета, желчнокаменной болезни

Пищевые жиры - относятся к классу липидов. Липиды представ­ляют собой группу соединений животного, растительного или мик­робного происхождения, практически нерастворимых в воде и хо­рошо растворимых в неполярных органических растворителях.

^ Полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), входят в состав клеточ­ных мембран и других структурных элементов тканей. Ненасыщенные жирные кислоты — линолевая и линоленовая — не синтезируются в организме.

Растительными жирными маслами называют жиры, добываемые из растительного сырья,

^ Режим питания — это распределение пищи в течение дня по времени, калорийности и объему, т.е. продолжительность приема пищи и интервалы между ними.

Сахароза — основной компонент — выполняет в организме роль энергоносителя.

Сбалансированными считают следующий жирнокислотный состав триацилглицеролов: полинена­сыщенные жирные кислоты — 10 %, мононенасыщенные — 60 %, насыщенные — 30%. .

^ Степень усвояемости влияет и объем пищи (этим определяется необходимость распределения пищи на несколько приемов).

Суточная норма пищевых волокон для взрослого человека со­ставляет 25 - 30г.

Углеводы - являются основной составной частью пищевого рациона человека, так как их потребляют примерно в 4 раза больше, чем жиров и белков.

^ Усвояемость пищи - через толстую кишку, можно определить степень усвоения организмом пищевых веществ.

Усвояемые углеводы перевариваются и метаболизируются в организме человека. К ним относятся глюкоза, фруктоза, сахароза, лактоза, мальтоза и альфа-глюконовые полисахариды — крахмал, декстрины и гликоген.

Фосфолипиды — сложные липиды, в молекулах которых присутствует остаток фосфорной кислоты, — входят в состав биологических мембран и играют важную роль в их функционировании.

Холестерин - присутствует во всех живых организмах. Он участвует в образовании желчных кислот, ряда гормонов, витамина D.

Целлюлоза — главный структурный компонент оболочки растительной клетки. Основное ее физиологическое действие — это способность связывать воду (до 0,4 г воды на 1 г клетчатки).

Энергетическая ценность 1 г белка составляет 4 ккал, 1 г жира — 9 ккал, 1 г углеводов — 4 ккал.

Энергетическая ценность суточного рациона питания должна соответствовать суточному расходу энергии человека. Она измеряется в килокалориях.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «основы генетики» Специальности

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейропсихологии» Специальности 050715 Логопедия

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия» (раздел «научно-теоретические основы логопедии»)

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы патопсихологии» Направление подготовки 030300 Психология

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «основы логопедии» Специальность 050716 Специальная психология

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» Специальности

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы судебной психиатрии» Для специальности 030501

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс дисциплины социальная защита инвалидов (наименование дисциплины)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы