|
Скачать 286.47 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» Утвержден на заседании кафедры логопедии Протокол № от________200 г. Зав.кафедрой_________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ» Специальности 050715 Логопедия, 050712 Тифлопедагогика, 050713 Сурдопедагогика 050714 Олигофренопедагогика, 050716 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715 Логопедия факультет коррекционной педагогики Составитель: Д.м.н., профессор Ю.В.Первова ![]() Самара - 2008 СОДЕРЖАНИЕ I РАЗДЕЛ 1. Выписка из стандарта 2. Пояснительная записка 3. Объем дисциплины и виды учебной работы 4. Учебно-тематический план дисциплины 5. Содержание разделов дисциплины 6. Планы проведения семинарских занятий: 7. Методические рекомендации для преподавателей 8.Контрольные работы (для заочного обучения) 9. Контрольно-измерительные материалы 10. Тематика рефератов 11. Вопросы к зачету (экзамену) 12.Список основной литературы по дисциплине 13. Список дополнительной литературы 14.Краткий словарь терминов ^ Рабочая программа РАЗДЕЛ I 1.Выписка из стандарта Микроструктура нервной ткани; онтогенез ЦНС; строение ЦНС; проводящие пути ЦНС и черепные нервы; вегетативная нервная система. Основная структурная единица нервной системы – нейрон; клеточная и волоконная организация нервной системы, ^ Программа курса предназначена для студентов 1-го курса и является одной из основных дисциплин медико-биологического цикла. Изучение ЦНС традиционно начинается с анатомии, так как без знания основных элементов нервной системы и их взаимосвязей невозможно изучать ЦНС, и понять сложные психические функции: речь, мышление, научение. Всё многообразие и уникальность психической деятельности человека, функции здорового и поврежденного мозга могут быть объяснены из особенностей строения и свойств основных анатомических структур мозга. Знание анатомии ЦНС необходимо дефектологам - специалистам, работающим с детьми с особенностями организации мозга, с нарушениями высших психических функций – речи, интеллекта, внимания. Анатомия ЦНС связана с такими дисциплинами, как «Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека», «Невропатология», «Психология», «Анатомия, физиология, патология органа слуха, зрения, речи». Несмотря на наличие у человека сложной психики, речи, сознания, интеллекта и социального характера его существования, он остаётся биологическим субъектом, и биологические законы в значительной мере влияют на все высшие функции человека. ^ Получат представление о черепно-мозговых и спинномозговых нервах; вегетативной и соматической нервной системе.В процессе изучения данного курса студентами усваиваются следующие знания и умения:
Воспитание:
Курс рассчитан на 10 часов лекционных, 10 часа лабораторных занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы. Зачет. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы ( экспресс-опроса ). ^
^
^ Тема 1. Предмет анатомия ЦНС как наука. Онтогенез нервной системы. Критические периоды в формировании ЦНС, риск возникновения пороков речи, зрения, слуха. Предмет анатомия ЦНС и его связь с другими дисциплинами, место в формировании дефектолога. Методы изучения микро- и макроструктуры нервной системы. Онтогенез нервной системы. Стадии 3-х и 5 пузырей. Критические периоды в формировании нервной системы. Принципы строения ЦНС. Вегетативная и соматическая НС. Понятия о нейронах, их строение, функции нейроглии. Рефлекс виды, характеристики. Рефлекторная дуга. Действие ЦНС на организмы. Периферические нервы . ^ Строение спинного мозга. Сегментарный принцип строения. Серое и белое вещество спинного мозга. Двигательные, вегетативные и чувствительные ядра. Проводящие пути спинного мозга. Спинномозговые нервы, корешки, межпозвоночные ганглии. Черепно-мозговые нервы. Спинной мозг. Отделы спинного мозга, вид на поперечном срезе. Серое и белое вещество спинного мозга. Проводящие пути спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Спинальный шок. ^ Строение продолговатого мозга и моста. Серое и белое вещество. Двигательные, вегетативные и чувствительные ядра. Проводящие пути заднего мозга. Ромбовидная ямка. Ретикулярная формация. Продолговатый мозг. Строение на поперечном срезе. Ядра черепно-мозговых нервов. Жизненно важные центры продолговатого мозга. IVжелудочек мозга. Представление о стволе мозга. Мозжечок. Серое и белое вещество. Строение коры мозжечка. Проводящие пути мозжечка, передние, средние и задние ножки. Эволюция мозжечка, строение серого и белого вещества. Симптомы повреждения Средний мозг. Строение ножек, покрышки, четверохолмия. Проводящие пути среднего мозга. Водопровод мозга. ^ Промежуточный мозг. Строение таламуса. Коленчатые тела. Строение гипоталамуса. Строение эпиталамуса. и гипофиз. Серое вещество промежуточного мозга. Рефлексы промежуточного мозга. Лимбическая система мозга. III желудочек. ^ Конечный мозг. Базальные ядра больших полушарий. Полосатое тело. Миндалина. Стриопаллидарная система. Белое вещество больших полушарий. Мозолистое тело. Строение коры больших полушарий. Старая, древняя и новая кора. Борозды и извилины. Доли полушарий. Функциональные зоны коры. Представление о цито- и миелоархитектонике коры. Соотношение цитоархитектонических полей с функциональными зонами. Серое и белое вещество полушарий. Внутренняя капсула. Оболочки мозга. Желудочки мозга. Ликвор. Кровоснабжения мозга. ^ Тема 1. Предмет анатомия ЦНС как наука. Онтогенез нервной системы. Критические периоды в формировании ЦНС. Цель: сформулировать представления о предмете анатомия ЦНС, связи с другими дисциплинами. Онтогенез нервной системы, критические периоды ее формирования. Повторить материал о рефлекторном принципе работы нервной системы, Вопросы для самоподготовки 1.Предмет анатомия ЦНС, связь с другими науками. 2. Стадии 3-х и 5 мозговых пузырей. 3.Критические периоды в формировании нервной системы. 4. Принципы строения ЦНС. Вегетативная и соматическая НС. 5.Виды нейронов, их строение. 6. Виды и функции нейроглии. 7.Рефлекс виды, характеристики Лабораторная работа. Зарисовать в протокол стадии 3 и 5 мозговых пузырей. Тема 2. Спинной мозг. Цель: Изучить рефлекторную деятельность спинного мозга, проводящие пути спинного мозга; строение и функции ромбовидной ямки, дно IV желудочка. Ядра ЧМН с XII по VIII пару. Время изучения: 2 часа Вопросы для самоподготовки
Лабораторная работа. Зарисовать в протокол поперечный разрез спинного мозга. Схему проводящих путей спинного мозга. Продолговатый мозг, расположение ядер ЧМН, жизненно важных центров. ^ Цель: изучить строение серого и белого вещества ствола мозга, Варолиева моста, среднего мозга; ядер ЧМН нервов с VIII по V пару. Полость заднего мозга. Время изучения: 2 часа Вопросы для самоподготовки
Лабораторная работа. Зарисовать в протокол поперечный разрез среднего мозга и Варолиева моста. Схему проводящих путей, расположение ядер ЧМН, жизненно важных центров. ^ Цель: Знать строение и функции таламуса, эпиталамуса, метаталамуса, гипоталамуса. Кровообращение промежуточного мозга. Изучить пути передачи болевой чувствительности. Функциональную асимметрию большого мозга. Время изучения: 2 часа Вопросы для самоподготовки 1.Строение промежуточного мозга. 2.Таламус – подкорковый ассоциативный цент.р. 3. Гипоталамус и гипофиз. Строение и функции. Гипоталамус- центральнай эндокринная железа. 4.Лимбическая система мозга. Строение и функции. Отделы лимбической системы. 5. III желудочек промежуточного мозга. 6. Конечный мозг. Строение полушарий большого мозга, доли, борозды Лабораторная работа. Зарисовать в протокол поперечный разрез промежуточного мозга. Схему проводящих путей, расположение ядер серого вещества промежуточного мозга ^ Цель: Знать строение и функцию базальных ядер, строение и функцию внутренней капсулы. Знать кровоснабжение мозга, симптомы поражения. Время изучения: 2 часа Вопросы для самоподготовки
Лабораторная работа. Зарисовать в протокол схему базальных ганглиев и внутренней капсулы. Зарисовать схему кровообращения мозга. ^ Предмет базируется на знаниях по анатомии и физиологии человека, генетике. Студентам педагогических институтов, для овладения другими предметами, такими как невропатология, психология необходимо глубокое знание строения, функций центральной нервной системы, анализаторных систем. Углубленное знание анатомии различных отделов мозга, способствует формированию грамотных специалистов-дефектологов, знающих топическую диагностику поражения ЦНС, адекватно подбирающих коррекционные мероприятии. Для аудиторного изучения выносится темы о строении и функционировании основных отделов ЦНС, лежащих в основе понимания высших психических функций, механизмах двигательных функций, обучения, эмоциональных состояниях. ^
0)центральную 1)периферическую 2)соматическую 3)вегетативную
0)Скелетные мышцы и органы чувств 1)Внутренние органы и железы 2)Скелетные мышцы и внутренние органы 3)Органы чувств и железы
0)центральной 1)Соматической 2)периферической 3)вегетативной
0)нервный центр 1)нейрон 2)ядро серого вещества 3)нервный ганглий
0) возбудимость 1) проводимость 2) динамичность 3) лабильность 11 . Опорную и трофическую функции в нервной ткани выполняют 0) эпендимоциты 1) астроциты 2) олигодендроциты 3) клетки микроглии 12 . Изолирующую функцию в нервной ткани выполняют 0) эпендимоциты 1) астроциты 2) олигодендроциты 3) клетки микроглии 13 . Афферентными называются нейроны 0) двигательные 1) мультиполярные 2) вставочные 3) чувствительные 14. Эфферентными называются нейроны 0) двигательные 1) биполярные 2) вставочные 3) чувствительные Вариант 2
10 . Рецепторы мышц и сухожилий называются 0) экстерорецепторами 1) интерорецепторами 2) висцерорецепторами 3) проприорецепторами 11 . Рецепторы внутренних органов называются 0) экстерорецепторами 1) интерорецепторами 2) висцерорецепторами 3) проприрецепторами 12. Синапс имеет основные структуры: 0) синаптическую щель 1) пресинаптическую мембрану 2) постсинаптическую мембрану 3) синаптические пузырьки 13. Нейроны формируются из клеток нервной пластинки 0) эмбриобластов 1) спонгиобластов 2) нейробластов 3) все ответы правильные 14. Полость нервной трубки называется 0) нейропор 1) нейробласт 2) невроцель 3) невроцит Вариант 3
Вариант 4
0)столбы 1)рога 2)канатики 3)пучки
0)заднем роге 1)боковом роге 2)переднем роге 3)центральном канале
0)шейных 1)грудных 2)крестцовых 3)копчиковых
0)грудных 1)поясничных 2)крестцовых 3)копчиковых
0)преимущественно двигательные 1)чувствительные и двигательные 2)только чувствительные 3)все ответы правильные
0)преимущественно двигательные 1)чувствительные и двигательные 2)только чувствительные 3)все ответы правильные
0)спинно-мозжечковый 1)спинно-таламический 2)клиновидный пучок Бурдаха 3)оливо-спинномозговой
0)тонкий пучок Голля 1)спинно-покрышечный 2)оливо-спинномозговой 3)красноядерно-спинномозговой
0)преддверно-спинномозговой 1)оливо-спинномозговой 2)передний пирамидный 3)боковой пирамидный
0)эпидуральном 1)субдуральном 2)субарахноидальном 3)все ответы правильные
0)большой мозг 1)мост 2)мозжечок 3)ствол мозга
0)продолговатый мозг 1)мост 2)средний мозг 3) все ответы правильные 13. Утолщение переднего канатика продолговатого мозга называется 0) олива 1) пирамида 2) луковица 3) перекрест пирамид 14. Полостью продолговатого (частично) и заднего мозга является 0) I желудочек 1) II желудочек 2) III желудочек 3) IV желудочек 9. Контрольные работы (для студентов заочного отделения) ^ 1.Промежуточный мозг. 2.Строение и функция долей конечного мозга.Вариант №31. Онтогенез нервной системы. 2. Желудочки мозга. ^ 1. Вегетативная нервная система и её функции. 2. Физиология гипоталамической области. ^
2. Проекционные и ассоциативные зоны коры. Вариант №71.Строение синапса. Механизм передачи в синапсах. 2.Анатомические особенности новой коры. Вариант №8
2. Спинной мозг. ^
10. Вопросы к зачету 1. Предмет, задачи, методы анатомии ЦНС, ее связь с другими науками. 2. Значение нервной системы человека, общий план строения. 3. Нейрон, классификация нервных клеток по функциям, строению. 4. Строение нервных волокон, их классификация. 5. Строение синапса. 6. Нейроглия, особенности строения, значение. 7. Оболочки спинного и головного мозга, особенности строения, значение. 8. Спинномозговая жидкость, механизм образования, значение. 9. Кровоснабжение мозга. 10. Спинной мозг, форма, особенности строения, значение. 11. Корешки спинного мозга, понятие о сегменте спинного мозга, спинномозговые нервы, общая характеристика. 12. Особенности строения серого и белого вещества спинного мозга. 13. Проводящие пути спинного мозга. 14. Продолговатый мозг и Варолиев мост, особенности строения, положение, значение. 15. Задний мозг, мозжечок, особенности строения, значение. 16. Средний мозг, особенности строения, значение. 17. Ретикулярная формация, особенности строения, значение. 18. Промежуточный мозг, особенности строения, значение. 19. Гипоталамус, особенности строения, значение. 20. Строение и значение таламуса. 21. Передний мозг, общий план строения. 22. Базальные ядра больших полушарий. 23. Понятие о лимбической системе, особенности строения. 24. Кора больших полушарий, общий план строения, значение борозд и извилин. 25. Древняя, старая и новая кора больших полушарий. 26. Структура слоев коры больших полушарий, цитоархитектонические поля. 27. Понятие о локализации функций, первичные, вторичные сенсорные зоны. 28. Понятие о локализации функций, двигательные и ассоциативные зоны. 29. Проводящие пути ЦНС, классификация путей. 30. Значение черепно-мозговых нервов, их связь с вегетативной нервной системой 31. Значение и особенности черепно-мозговых нервов с 1 по 6 пару. 32. Значение и особенности черепно-мозговых нервов с 7 по 12 пару . 33. Вегетативная нервная система, строение, значение. 34. Особенности строения симпатической нервной системы. 35. Особенности строения парасимпатической нервной системы. 36. Учение об анализаторах, общий план строения сенсорных систем, значение. 37. Рецептор, понятие, значение, классификация рецепторов 38. Двигательные системы мозга. 39. Интегративные системы мозга. 40. Неспецифические активирующие системы мозга. Зачет проводится в форме собеседования по билетам. В билете два теоретических вопроса. Оценка знаний: «зачет» - правильно даны ответы на все вопросы, допускаются ошибочные ответы , не более 40% из всех вопросов; «не зачет» - более 50% ошибочных ответов. ^
подростков. М., 2004.
^
^
Следующая группа дисциплин изучает функции нервной системы с помощью экспериментов и моделирования процессов, происходящих в ней:
Кроме этого, в анатомии часто используются термины:
|