|
Скачать 410.67 Kb.
|
1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300.62 – «Психология», подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Анатомия и физиология центральной нервной системы». Программа разработана в соответствии с:
В результате освоения дисциплины студент должен: знать:
уметь:
иметь навыки:
^ Настоящая дисциплина относится к циклу математических и естественно научных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на комплексе биологических знаний в пределах школьной программы по биологии. В первую очередь студенту необходимы знания по анатомии и физиологии человека и по цитологии. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Психофизиология», «Педагогика», «Общая психология», «Психология развития», «Клиническая психология». ^
^
^ Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. При оценке домашних работ преподаватель руководствуется следующими критериями:
Учитывая перечисленные выше основные критерии оценки домашней работы, преподаватель оценивает ее по 10-балльной системе.
В случае если домашнее задание не было сдано в установленный срок, за него снижается оценка по следующей схеме: 1 неделя – снижение оценки на 1 балл; 2 недели – снижение оценки на 3 балла; 3 недели – снижение оценки на 5 баллов; 4 недели – снижение оценки на 7 баллов При оценке итогового контроля (в виде устного зачета) преподаватель оценивает работу студента по следующим критериям:
Учитывая перечисленные выше основные критерии оценки ответа на зачете, преподаватель оценивает его по 10-балльной системе.
При оценке итогового контроля (в виде устного экзамена) преподаватель оценивает работу студента по следующим критериям:
Учитывая перечисленные выше основные критерии оценки ответа на экзамене, преподаватель оценивает его по 10-балльной системе.
^ Раздел 1. Функциональная анатомия нервной системы Тема 1. Предмет и задачи курса. Методы изучения анатомии нервной системы. Общее знакомство с организмом человека Определения анатомии и физиологии как наук. Их место в системе наук и связь с дисциплинами медико-биологического и психолого-педагогического циклов. Значение изучения нейронаук для понимания механизмов нормального и патологического поведения человека. История развития представлений об анатомии мозга. Нейронная теория. Значение работ Рамон-и-Кахаля, Гольджи, Ниссля и др. для изучения строения мозга. Нейронная теория Рамон-и-Кахаля. Современный этап изучения морфологии и физиологии нервной системы. Методики изучения строения мозга. Цель, задачи и структура курса. Уровни организации организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Основные системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Гомеостаз (поддержание постоянства внутренней среды организма) как необходимое условие нормальной жизнедеятельности. Регуляция жизненных функций организма – нервная и гуморальная. Количество часов аудиторной работы – 4. Количество часов самостоятельной работы – 2. Литература к теме: Базовый учебник Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 5-16. Основная 1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 5-7, 19-29. Дополнительная 1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002). 2. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976. Тема 2. Строение нервной ткани Нейрон – основная структурная и функциональная единица нервной ткани. Особенности морфологии и ультраструктуры нервных клеток, их отростков, синапсов. Функциональное значение особенностей морфологической организации дендритов и аксонов в деятельности нейрона. Аксонный транспорт. Понятие о нервных волокнах и нервах. Миелинизация. Серое и белое вещество нервной системы. Классификация нейронов по морфологическим, функциональным и биохимическим признакам. Строение и функциональные свойства глиальных клеток. Астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты, микроглия. Количество часов аудиторной работы – 7. Количество часов самостоятельной работы – 10. Литература к теме: Базовый учебник Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С.24-33. Основная 1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 30-50. Дополнительная 1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002). 2. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976. Тема 3. Филогенез нервной системы. Онтогенез нервной системы человека Сравнение двух групп многоклеточных животных: без нервной системы (губки) и имеющих нервную систему (остальные). Основные этапы развития нервной системы (диффузная, узловая, трубчатая). Основные пути эволюции нервной системы – концентрация и цефализация. Сравнительная анатомия ЦНС у различных классов позвоночных животных (круглоротые, хрящевые и костные рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие). Основные стадии эмбрионального развития: бластула, гаструла, нейрула. Понятие о зародышевых листках. Эмбриональная закладка нервной системы. Нервная пластинка, нервная трубка. Развитие основных отделов нервной трубки. Стадия трех мозговых пузырей. Стадия пяти мозговых пузырей. Мозговые изгибы. Основные отделы центральной нервной системы. Нейральная индукция. Миграция нейронов. Постнатальное развитие мозга. Количество часов аудиторной работы – 4. Количество часов самостоятельной работы – 4. Литература к теме: Базовый учебник Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 22-24, 83-90. Основная 1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 51-60. Дополнительная 1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002). 2. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976. Тема 4. Вспомогательные аппараты нервной системы Кровоснабжение мозга. Особенности строения кровеносной системы мозга. Гемато-энцефалический барьер. Оболочки центральной нервной системы (твердая, паутинная, сосудистая) и их функции. Система полостей ЦНС. Сосудистые сплетения. Ликвор и его функции. Циркуляция ликвора. Количество часов аудиторной работы – 2. Количество часов самостоятельной работы – 4. Литература к теме: Базовый учебник Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С.35-41. Основная 1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 57-60. Дополнительная 1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002). 2. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007. 3. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976. Тема 5. Общие представления о строении нервной системы Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Основные отделы нервной системы: центральная и периферическая нервная система, соматическая и автономная нервная система. Функции этих отделов. Спинной и головной мозг. Ствол мозга. Типы организации нейронов (ретикулярная, ядерная, экранная). Чувствительные, двигательные и переключательные ядра. Афферентные (чувствительные) и эфферентные (эффекторные) нервы. Смешанные нервы. Количество часов аудиторной работы – 3. Количество часов самостоятельной работы – 5. Литература к теме: Базовый учебник Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 20-22, 33-35. Основная 1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 64-72. Дополнительная 1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002). 2. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007. 3. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976. Тема 6. Строение и функции спинного мозга, состав спинномозговых нервов Макроструктура спинного мозга, сегментарная организация. Межпозвоночные ганглии и спинномозговые нервы. Задние корешки спинного мозга, их афферентный состав (связь с периферией и определенным видом рецепции). Передние корешки. Иннервация скелетной и гладкой мускулатуры. Микроструктура спинного мозга. Пластины Рекседа. Функциональная характеристика задних, передних и боковых рогов. Дуги безусловных спинномозговых рефлексов. Ядра спинного мозга, их функциональная характеристика и топографическая локализация. Белое вещество спинного мозга. Восходящие пути, их функциональная характеристика: система задних столбов, спинно-таламические пути, спинно-мозжечковые пути, спинно-ретикулярные пути. Нисходящие пути, их функциональная характеристика. Понятие о пирамидной и экстрапирамидной системе. Рубро-, вестибуло-, ретикуло- и тектоспинальные пути. Собственные пути спинного мозга. Понятие о соматотопической организации. Количество часов аудиторной работы – 8. Количество часов самостоятельной работы – 10. Литература к теме: Базовый учебник Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 43-65, 151-169. Основная 1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 73-89. Дополнительная 1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002). 2. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007. 3. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976. Тема 7. Строение и функции головного мозга 7.1. Ствол головного мозга Продолговатый мозг и варолиев мост. Макроструктура. Полость заднего мозга – IV желудочек. Образование ромбовидной ямки, ее дно и крыша. Топография ядер черепных нервов. Выход из нижней части ствола черепных нервов (V-XII пары). Микроструктура. Три типа ядер черепных нервов (чувствительные, двигательные и парасимпатические). Нижние оливы, пирамиды, перекрест пирамид. Ядра задних канатиков, формирование медиального лемниска. Собственные ядра моста – переключательные ядра от коры больших полушарий к коре мозжечка. Комплекс слуховых ядер и формирование латерального лемниска. Проводящие пути продолговатого мозга и моста. Средний мозг. Макроструктура среднего мозга человека. Ножки мозга – основание и покрышка. Четверохолмие – центр ориентировочного рефлекса и подкорковый центр зрительных и слуховых раздражений. Выход из среднего мозга III и IV пар черепных нервов. Микроструктура среднего мозга. Ядра III (глазодвигательного) и IV (блокового) пар черепных нервов, вегетативная часть глазодвигательного нерва. ЦСВ (центральное серое вещество покрышки). Межножковое ядро. Моторные ядра: красное ядро и черная субстанция, их функциональная характеристика и связь с другими мозговыми структурами. Проводящие пути среднего мозга. Ретикулярная формация мозгового ствола. Интегрирующий и активирующий аппарат ретикулярной формации. Современные представления об ее анатомической организации. Характеристика нейронов. Ядра ретикулярной формации (ядра шва, медиальные и латеральные ядра), связи с другими отделами головного и спинного мозга. Литература к теме: Базовый учебник Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 91-116. Основная 1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 93-114. Дополнительная 1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002). 2. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007. 3. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976. 7.2. Мозжечок. Макроанатомия мозжечка человека. Червь и полушария. Ядра мозжечка – зубчатое, пробковидное, шаровидное, ядро шатра. Древний, старый и новый мозжечок, их функции. Послойная организация коры мозжечка. Клетки Пуркинье – единственные эфференты коры мозжечка. Лазающие и моховидные волокна. Состав путей нижних, средних и верхних ножек мозжечка. Литература к теме: Базовый учебник Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 116-120, 169-171. Основная 1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 115-123. Дополнительная 1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002). 2. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007. 3. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976. ^ . Основные отделы промежуточного мозга человека: таламус (зрительный бугор), метаталамус, гипоталамус, эпиталамус, субталамус. Полость промежуточного мозга – III мозговой желудочек. Таламус. Топография таламических ядер. Проекционные, ассоциативные и неспецифические ядра таламуса, их функциональная характеристика. Метаталамус: латеральное и медиальное коленчатые тела – подкорковые зрительные и слуховые центры. Эпиталамус. Ядра уздечки, эпифиз; их функциональная характеристика. Гипоталамус. Макроструктура – мамиллярные тела, серый бугор, воронка, гипофиз, зрительная хиазма. Связь гипоталамуса с эндокринными железами, вегетативными центрами, ретикулярными и лимбическими структурами мозга. Топография гипоталамических ядер. Участие гипоталамуса в регуляции гомеостаза, эмоций, работы желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система. Литература к теме: Базовый учебник Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 120-130. Основная 1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 124-136. Дополнительная 1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002). 2. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007. 3. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976. ^ . Кора, базальные ганглии, белое вещество. Три системы волокон конечного мозга – проекционные, ассоциативные, комиссуральные. Мозолистое тело. ^ . Неостриатум (хвостатое ядро и скорлупа) и палеостриатум (бледный шар) – центральные структуры экстрапирамидной системы. Ограда, миндалевидный комплекс, прилежащее ядро. Основные связи и функциональная характеристика базальных ганглиев. ^ . Пять долей коры – лобная, теменная, височная, затылочная, островковая. Борозды и извилины коры больших полушарий. Древняя (палеокортекс), старая (архикортекс) и новая (неокортекс) кора. Лимбическая система мозга. Цито- и миелоархитектоника коры больших полушарий. Гомо- и гетеротипическая кора. Корковые поля. Понятие о центральных, периферических и ассоциативных областях коры. Функции различных областей коры. Связь ассоциативных областей новой коры с высшими психическими функциями. Речевые зоны коры. Количество часов аудиторной работы – 11. Количество часов самостоятельной работы – 10. Литература к теме: Базовый учебник Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 130-148, 151-173. Основная 1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 136-154. Дополнительная 1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002). 2. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007. 3. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976. Тема 8. Автономная нервная система Основное функциональное отличие от соматической нервной системы – управление деятельностью гладкой мускулатуры и железистых клеток. Рефлекторная дуга вегетативной нервной системы, ее отличие от дуги соматического рефлекса. Периферические вегетативные ганглии. Симпатическая, парасимпатическая и метасимпатическая системы. Морфологические, физиологические и медиаторные различия этих систем. Количество часов аудиторной работы – 3. Количество часов самостоятельной работы – 4. Литература к теме: Базовый учебник Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 66-82. Основная 1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 155-162. Дополнительная 1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002). 2. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007. 3. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976. Тема 9. Анализаторы Общая характеристика анализаторов (сенсорных систем). Три отдела анализатора – периферический, проводниковый и корковый. Рецептор – периферическое звено анализатора. Многообразие рецепторных клеток. Классификация рецепторов. Экстеро- и интерорецепторы. Первичночувствующие и вторичночувствующие рецепторы. Тонические и фазические рецепторы. Основные принципы кодирования и передачи сенсорной информации в ЦНС. Поэтапный анализ информации. Топические отношения в сенсорных системах. Виды торможения в сенсорных центрах. Абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности. Адаптация рецепторов. Основные сенсорные системы человека. Количество часов аудиторной работы – 6. Количество часов самостоятельной работы – 10. Литература к теме: Базовый учебник Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 175-188, 156-165. Дополнительная 1. Н.В.Крылова. Сенсорные системы. М.: изд. Российского университета дружбы народов, 1998. 2. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: Гиппократ, 1999 (2002). 3. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007. 4. К.Смит. Биология сенсорных систем. М.: БИНОМ, 2005. Раздел 2. Физиология нервной системы Тема 1. Мембранный потенциал. Химический состав живых организмов. Структура и разнообразие белков. Внутреннее строение нейронов. Мембранный потенциал. Потенциал покоя нервных клеток. Количество часов аудиторной работы – 5. Количество часов самостоятельной работы – 8. Литература к теме: Базовый учебник Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. М.: ООО УМК «Психология», 2002. С. 68-87. Основная 1. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. М.: Дрофа, 2003. (Электронный ридер). С. 97-107. Дополнительная 2. В.В.Шульговский. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект-пресс, 2000. Тема 2. Потенциал действия нервных клеток Порог запуска и фазы. Свойства электрочувствительных Na+ и К+-каналов. Проведение ПД, роль глиальных клеток. Пейсмекеры; местные анестетики; электрические синапсы. Количество часов аудиторной работы – 7. Количество часов самостоятельной работы – 9. Литература к теме: Базовый учебник Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. М.: ООО УМК «Психология», 2002. С. 51-66. Основная 1. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. М.: Дрофа, 2003. (Электронный ридер). С. 108-115. Дополнительная 2. В.В.Шульговский. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект-пресс, 2000. Тема 3. Химический синапс Жизненный цикл медиатора: синтез, выброс в синаптическую щель, взаимодействие с рецепторами, инактивация. Постсинаптические потенциалы и запуск ПД. Вторичные посредники. Агонисты и антагонисты медиаторов. Количество часов аудиторной работы – 8. Количество часов самостоятельной работы – 10. Литература к теме: Базовый учебник Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. М.: ООО УМК «Психология», 2002. С. 90-107. Основная 1. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. М.: Дрофа, 2003. (Электронный ридер). С. 97-101, 115-130. Дополнительная 2. В.В.Шульговский. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект-пресс, 2000. Тема 4. Медиаторные системы мозга Ацетилхолин (Ацх), его синтез. Никотиновые и мускариновые рецепторы, их антагонисты. Нервно-мышечный синапс. Роль Ацх в ВНС и ЦНС. Никотиновая зависимость. Ацх-эстераза и ее блокаторы. Норадреналин (NА), его синтез. Типы адренорецепторов, их агонисты и антагонисты. Симпатические эффекты NА (регуляция функций внутренних органов). NА в головном мозге: роль голубого пятна. NА, адреналин и реакция на стресс. Глутаминовая кислота и ГАМК – главные медиаторы ЦНС: синтез, типы рецепторов, инактивация. Нарушение баланса медиаторов-аминокислот как причина многих отклонений деятельности мозга. Ноотропы, транквилизаторы, снотворные и антиэпилептические препараты. СДВГ. Дофамин: синтез, типы рецепторов. Черная субстанция; паркинсонизм и его лечение. Шизофрения и нейролептики. Психомоторные стимуляторы. Серотонин: периферические и центральные эффекты. 5-НТ-рецепторы, их разнообразие и функции. МАО и антидепрессанты. Глицин и гистамин – медиаторы ЦНС. Энкефалины и опиоиды. Вещество Р, другие регуляторные пептиды. Аденозин и кофеин. Каннабиноиды. Факторы роста нервов (нейротрофины), стволовые клетки нервной ткани. Мозг и алкоголь. Количество часов аудиторной работы – 23. Количество часов самостоятельной работы – 30. Литература к теме: Базовый учебник Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. М.: ООО УМК «Психология», 2002. С. 111-133. Основная 1. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. М.: Дрофа, 2003. (Электронный ридер). С. 131-176. Дополнительная 2. В.В.Шульговский. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект-пресс, 2000. Тема 5. Гипоталамо-гипофизарная система Гипоталамус и гипофиз: нейроэндокринная регуляция. Либерины, статины, тропные гормоны. Влияние гормонов на функции ЦНС. Количество часов аудиторной работы – 5. Количество часов самостоятельной работы – 4. Литература к теме: Базовый учебник Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. М.: ООО УМК «Психология», 2002. С. 265-293. Основная 1. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. М.: Дрофа, 2003. (Электронный ридер). С. 314-337. Дополнительная 2. В.В.Шульговский. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект-пресс, 2000. ^ Лекции сопровождаются непрерывным показом презентаций, содержащих основные положения лекции и иллюстрации. После лекции и до окончания курса эти презентации доступны для студентов в электронном виде на сайте http://www.hse.ru/org/hse/anatom_cns/. Семинары включают следующие формы работы со студентами: - устный опрос и общее обсуждение изученных тем - письменные проверочные и контрольные работы для промежуточной аттестации студентов. ^ При изучении материала по анатомии ЦНС необходимо использование презентаций с рисунками. Использование презентаций желательно и при изучении физиологии ЦНС. Кроме того при изучении физиологии очень полезно использовать компьютерные анимации. ^ При изучении дисциплины « Анатомия и физиология ЦНС» крайне актуально с самого начала лекций активно включаться в изучение предмета, т.к. материал каждой последующей лекции базируется на материале предыдущей. Поэтому после каждой лекции необходимо проработать полученные сведения по учебнику, лекциям и презентациям, и если возникли вопросы прояснить их с преподавателем на семинаре. Для лучшего понимания материала по физиологии ЦНС очень полезен просмотр компьютерных анимаций, которые можно найти в Интернете, например, на сайте http://bio.winona.edu/berg/ANIMTNS/Directry.htm ^ Домашнее задание 1 заключается в том, что студент должен сделать подписи к нескольким слепым рисункам мозга человека. Домашнее задание 2 предполагает перевод небольшого англо- (франко-, немецко) –язычного фильма анатомо-физиологической тематики на русский язык. Тема для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. Домашнее задание 3 заключается в создании презентации по теме «Анатомия и физиология сенсорной системы». Тема для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу для самопроверки студентов.
^ При выставлении итоговой оценки преподаватель учитывает оценку за работу на семинарских занятиях, а так же оценку за текущий контроль. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в групповых обсуждениях, правильность выполнения заданий на семинарах. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Оаудиторная. Преподаватель оценивает правильность выполнения домашнего задания – Отекущий. Домашние задания сдаются студентами во 2-м, 3-м и 4-м модулях – соответственно Одз1, Одз2, Одз3. Оценки за домашнее задание студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале перед промежуточным или итоговым контролем. Накопленная оценка за текущий контроль перед промежуточным контролем в виде зачета учитывает результаты студента следующим образом: Онакопленная 1 = 0,2·Одз1 + 0,8·Оаудиторная (1-2 модуль) Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5). Результирующая оценка за промежуточный контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: ^ В том случае, если каждая из оценок студента за работу в модулях Отекущий и Оаудиторная составляет не менее 8 по 10-ти балльной шкале, то по желанию студента результирующая оценка за промежуточный контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле: ^ Способ округления накопленной оценки промежуточного контроля в форме зачета: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5). Накопленная оценка за текущий контроль перед итоговым контролем в виде экзамена учитывает результаты студента следующим образом: Онакопленная 2 = 0,3·Одз2 + 0,3·Одз3 + 0,4·Оаудиторная(3-4 модуль) Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: ^ В том случае, если каждая из оценок студента за текущий контроль Отекущий –работу на семинарских занятиях Оаудиторная и домашние задания Одз составляет не менее 8 по 10-ти балльной шкале, то по желанию студента результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле: ^ Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, домашнее задание, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка. В случае, если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускается сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0». Условия пересдач На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль. Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль. В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы. В диплом выставляет итоговая оценка, полученная по учебной дисциплине. ^
1. Н.Г.Андреева и др. Морфология нервной системы. Ленинград: ЛГУ, 1985. 2. Н.Г.Андреева, Д.К.Обухов. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных. Санкт-Петербург: Лань, 1999. 3. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения». М.: 1997-2007. 4. Баркер Р., Барази С., Нил М. Наглядная неврология. М.: Гоэтар-Медиа, 2005. 4. Ф.Блум, А.Лейзерсон, Л.Хофстедтер. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. http://www.download.koob.ru/bloom/ Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Медицина, 1980. Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1-2. М: Мир, 1992. http://www.koob.ru/godefroid/ Ещенко Н.Д. Биохимия психических и нервных болезней. СПб.: изд-во СПбГУ, 2004. 5. Н.С.Косицын. Нервная клетка – здоровая и больная. М.: Знание, 1987. 6. Н.В.Крылова, И.А.Искренко. Мозг и проводящие пути. М.: изд. Российского университета дружбы народов, 1998. 7. Н.В.Крылова. Черепные нервы. М.: изд. Российского университета дружбы народов, 1998. 8. Н.В.Крылова. Сенсорные системы. М.: изд. Российского университета дружбы народов, 1998. 9. Машковский М.Д. Лекарства ХХ-го века. М.: Новая волна, 1998. http://www.yugzone.ru/x/lekarstva-xx-veka/ 10. Мозг. Под ред. П.В. Симонова. М.: Мир, 1984. http://www.yugzone.ru/x/p-v-simonov-emocsional-nyiy-mozg/ 11. Э.Д. Моренков. Морфология мозга человека. М.: МГУ, 1978. 12. Нейрохимия. Под ред. И.П.Ашмарина и П.В.Стукалова. М.: Изд-во Ин-та биомедицинской химии РАМН, 1996. 13. Дж.Г.Николс, А.Р.Мартин, Б.Дж.Валлас, П.А.Фукс. От нейрона к мозгу. М.: Едиториал УРСС, 2003. 14. Ноздрачев А.Д. с соавт. Начала физиологии. СПб.: Лань, 2001. 15. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. М.: Гоэтар Медицина, 1999. 16. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: Гиппократ, 1999 (2002). http://www.yugzone.ru/x/anatomiya-cheloveka-1-2/ 17. А.Ромер, Т.Парсонс. Анатомия позвоночных. Том 2. М.: Мир, 1992. 18. Роуз С. Устройство памяти. М.: Мир, 1995. http://www.koob.ru/rose_s/the_making_of_memory 19. С.В.Савельев. Стереоскопический атлас анатомии мозга человека. М.: Area XVII, 1996. 20. С.В.Савельев. Сравнительная анатомия нервной системы позвоночных. М.: 2001. 21. Е.К.Сепп. История развития нервной системы позвоночных. М.: Медгиз, 1959. 22. Сергеев П.В. с соавт. Рецепторы. Волгоград: Семь ветров, 1999. 23. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: Медицина, 1974-2007. 24. К.Смит. Биология сенсорных систем. М.: БИНОМ, 2005. 25. Физиология человека. Под ред. Р.Шмидта и Д.Тевса. Том 1. М., Мир, 1996. 26. Соломзес Д.А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Изд-во «ООО Иллойн», 1998. 27. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: Гоэтар-Мед, 2004. 28. Хейнс Д. Нейроанатомия: Атлас структур, срезов и систем. – М.: Логосфера, 2008. 29. Хухо Ф. Нейрохимия. М.: Мир, 1990. 30. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976. 31. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. М.: Изд-во МГУ, 1997. 12Материально-техническое обеспечение дисциплины- для лекций: компьютер и мультимедийный проектор, аудиоколонки, экран - для семинаров: компьютер и мультимедийный проектор, аудиоколонки, экран - для самостоятельной работы: учебники, компьютер, доступ в Интернет, библиотека |