Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030300. 62 «Психология» icon

Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030300. 62 «Психология»





Скачать 410.67 Kb.
Название Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030300. 62 «Психология»
Дата 05.04.2013
Размер 410.67 Kb.
Тип Программа




1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300.62 – «Психология», подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Анатомия и физиология центральной нервной системы».

Программа разработана в соответствии с:

  • Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030300.62 «Психология»;

  • Образовательной программой 030300.62 «Психология».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2011 г.
^

2Цели освоения дисциплины


  1. Целями освоения дисциплины «Анатомия и физиология центральной нервной системы» являются:

  2. а) образовательная: усвоение знаний по анатомии и физиологии нервной системы человека и позвоночных животных, а также основ для практического применения этих знаний;

  3. б) практическая: умение применять знания по анатомии и физиологии нервной системы для понимания закономерностей высшей нервной деятельности человека, а также генеза психоневрологических заболеваний;

  4. в) воспитательная: формирование научного мировоззрения по вопросам о роли и месте знания анатомии и физиологии нервной системы в системе нейробиологических наук. Эта цель особенно важна в рамках реалистического понимания происхождения и развития психических способностей человека и животных, поскольку прогнозируемость психических процессов построена на материальном анатомическом субстрате пространственно-временной организации нервной системы, которая является структурной основой для осуществления физико-химических преобразований статистических событий в мышление.
^

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:


знать:

  • теории происхождения и эволюции нервной системы;

  • основные методы и подходы к изучению анатомии и физиологии нервной системы;

  • принципы эмбрионального развития и строения нервной системы человека;

  • организацию нервной ткани и отличительные принципы строения нейронов;

  • принципы рефлекторной деятельности;

  • основные электрические явления, обеспечивающие функционирование мозга (потенциалы покоя и действия, проведение ПД, постсинаптические потенциалы);

  • строение и функционирование ЦНС на уровне синапсов;

  • свойства и роль в деятельности мозга главных групп медиаторов (аминокислот, ацетилхолина, моноаминов, регуляторных пептидов);

  • основные группы соединений с нейротропной активностью (транквилизаторы, анксиолитики, антидепрессанты и др.), механизмы их влияния на работу мозга;

  • основные принципы работы вегетативной нервной системы (управление функциями внутренних органов) и нейроэндокринного взаимодействия;

  • роль нейроэндокринной регуляции в физиологии человека и животных;

  • механизмы развития наиболее распространенных нейро- и психопатологий, способы диагностики и принципы лечения.



уметь:

  • связывать физиологические процессы организма с организацией его нервной системы;

  • определять пораженные зоны мозга человека при ознакомлении с конкретными случаями заболеваний центральной нервной системы;

  • определять формы изменения метаболизма мозга при знакомстве с конкретными случаями заболеваний центральной нервной системы;

  • индивидуализировать особенности анатомии и физиологии центральной нервной системы человека;

  • квалифицировать уровень психической организации животного в зависимости от организации его головного мозга.



иметь навыки:

  • нахождения и использования информации о современных исследованиях в области анатомии и физиологии нервной системы.






  1. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

^ Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК-Б1

Воспроизводит полученные знания, распознает анатомические и физиологические термины в смежных областях знания, оценивает адекватность представленной информации

Лекции, семинарские занятия

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе, на основе системного подхода)

СК-Б6

Использует знания о способах поиска научной информации и работы с ней для подготовки научной работы,

Демонстрирует знания,

Владеет навыками поиска научной информации


Лекции, семинарские занятия, домашняя работа

Способен использовать современные средства ИКТ для поиска и обработки информации, работы с базами данных профессиональной информации и сетевой коммуникации.

ИК-2

Использует ИКТ для поиска необходимой информации,

распознает искомую информацию, правильно интерпретирует и оценивает полученную информацию

Лекции, семинарские занятия, домашняя работа



^

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу математических и естественно научных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку.

Изучение данной дисциплины базируется на комплексе биологических знаний в пределах школьной программы по биологии. В первую очередь студенту необходимы знания по анатомии и физиологии человека и по цитологии.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Психофизиология», «Педагогика», «Общая психология», «Психология развития», «Клиническая психология».

^

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

^ Раздел 1. Функциональная анатомия ЦНС

107

24

24

-

59




Тема 1. Предмет и задачи курса.

6

2

2

-

2




Тема 2. Строение нервной ткани

17

3

4

-

10




Тема 3. Филогенез нервной системы. Онтогенез нервной системы человека

8

2

2

-

4




Тема 4. Вспомогательные аппараты нервной системы

6

1

1

-

4




Тема 5. Общие представления о строении нервной системы

8

2

1

-

5




Тема 6. Строение и функции спинного мозга, спинномозговые нервы

18

4

4

-

10




Тема 7. Строение и функции головного мозга человека

21

5

6

-

10




Тема 8. Автономная нервная система

7

2

1

-

4




Тема 9. Анализаторы

16

3

3

-

10

2

Раздел 2. Физиология нервной системы

109

24

24

-

61




Тема 1. Мембранный потенциал

13

3

2

-

8




Тема 2. Потенциал действия нейронов

16

3

4

-

9




Тема 3. Синаптическая передача


18


4


4


-


10




Тема 4 (4-8). Медиаторные системы мозга


53


12


11


-


30




Тема 5(9). Гипоталамус и гипофиз: нейроэндокринная регуляция


9


2


3


-


4




Итого:

216

48

48

-

120



^

6Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(модуль)

Домашнее задание




*

*

*

психофизиологии

письменные (подробная информация представлена на сайте учебной дисциплины – http://www.hse.ru/org/hse/anatom_cns/)

Промежуточный

Зачет




*







психофизиологии

устный, оценка результатов происходит в день проведения контроля.

Итоговый

Экзамен











*

психофизиологии

устный, оценка результатов происходит в день проведения контроля.



^

6.1Критерии оценки знаний, навыков



Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

При оценке домашних работ преподаватель руководствуется следующими критериями:

  • соответствие содержания работы выбранной теме;

  • отсутствие фактических ошибок, а также орфографических ошибок в терминологии;

  • четкость и логичность изложения материала;

  • соответствие оформления работы предъявляемым требованиям;

  • срок сдачи домашней работы


Учитывая перечисленные выше основные критерии оценки домашней работы, преподаватель оценивает ее по 10-балльной системе.

Оценка

Критерии

«Отлично»: 10


Данная оценка может быть выставлена только при условии соответствия домашней работы всем предъявляемым требованиям и высшей оценки по всем критериям.

«Отлично»: 9, 8


Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия домашней работы всем предъявляемым требованиям и высокой оценки по всем критериям.

«Хорошо»: 7, 6


«7» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия домашней работы 4 из 5 предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично.

«6» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия домашней работы 4 из 5 предъявляемым критериям.

«Удовлетворительно»: 5, 4


«5» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия домашней работы 3 из 5 предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично.

«4» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия аналитического обзора 3 из 5 предъявляемым критериям.

«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Работа не соответствует большинству предъявляемых критериев


В случае если домашнее задание не было сдано в установленный срок, за него снижается оценка по следующей схеме:

1 неделя – снижение оценки на 1 балл;

2 недели – снижение оценки на 3 балла;

3 недели – снижение оценки на 5 баллов;

4 недели – снижение оценки на 7 баллов


При оценке итогового контроля (в виде устного зачета) преподаватель оценивает работу студента по следующим критериям:

  • наличие знаний об общих закономерностях строения нервной системы;

  • понимание значения анатомических терминов;

  • глубокое знание строения нервной системы;

  • умение находить структуры нервной системы на слепых рисунках;

  • четкое представление о взаимном расположении структур нервной системы;

  • знание онтогенеза нервной системы и общие представления о филогенезе нервной системы.


Учитывая перечисленные выше основные критерии оценки ответа на зачете, преподаватель оценивает его по 10-балльной системе.

Оценка

Критерии

«Отлично»: 10


Данная оценка может быть выставлена только при условии соответствия ответа всем предъявляемым требованиям и высшей оценки по всем критериям.

«Отлично»: 9, 8


Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия ответа всем предъявляемым требованиям и высокой оценке по всем критериям.

«Хорошо»: 7, 6


«7» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия ответа 4 предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично.

«6» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия ответа 4 предъявляемым критериям.

«Удовлетворительно»: 5, 4


«5» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия ответа 3 предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично.

«4» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия ответа 3 предъявляемым критериям.

«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Ответ не соответствует большинству предъявляемых критериев




При оценке итогового контроля (в виде устного экзамена) преподаватель оценивает работу студента по следующим критериям:

  • наличие знаний об общих закономерностях строения и функционирования нервной системы;

  • понимание значения анатомических и физиологических терминов;

  • наличие знаний о физиологии нейрона;

  • знание основных медиаторных систем мозга;

  • знания о функционировании основных структур мозга;

  • наличие представлений о патологиях, связанных с нарушениями в деятельности нервной системы.


Учитывая перечисленные выше основные критерии оценки ответа на экзамене, преподаватель оценивает его по 10-балльной системе.

Оценка

Критерии

«Отлично»: 10


Данная оценка может быть выставлена только при условии соответствия ответа всем предъявляемым требованиям и высшей оценки по всем критериям.

«Отлично»: 9, 8


Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия ответа всем предъявляемым требованиям и высокой оценке по всем критериям.

«Хорошо»: 7, 6


«7» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия ответа 4 предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично.

«6» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия ответа 4 предъявляемым критериям.

«Удовлетворительно»: 5, 4


«5» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия ответа 3 предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично.

«4» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия ответа 3 предъявляемым критериям.

«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Ответ не соответствует большинству предъявляемых критериев




^

7Содержание дисциплины



Раздел 1. Функциональная анатомия нервной системы

Тема 1. Предмет и задачи курса. Методы изучения анатомии нервной системы. Общее знакомство с организмом человека

Определения анатомии и физиологии как наук. Их место в системе наук и связь с дисциплинами медико-биологического и психолого-педагогического циклов. Значение изучения нейронаук для понимания механизмов нормального и патологического поведения человека. История развития представлений об анатомии мозга. Нейронная теория. Значение работ Рамон-и-Кахаля, Гольджи, Ниссля и др. для изучения строения мозга. Нейронная теория Рамон-и-Кахаля. Современный этап изучения морфологии и физиологии нервной системы. Методики изучения строения мозга. Цель, задачи и структура курса.

Уровни организации организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Основные системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Гомеостаз (поддержание постоянства внутренней среды организма) как необходимое условие нормальной жизнедеятельности. Регуляция жизненных функций организма – нервная и гуморальная.

Количество часов аудиторной работы – 4.

Количество часов самостоятельной работы – 2.


Литература к теме:

Базовый учебник

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 5-16.


Основная

1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 5-7, 19-29.

Дополнительная

1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002).

2. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.


Тема 2. Строение нервной ткани

Нейрон – основная структурная и функциональная единица нервной ткани. Особенности морфологии и ультраструктуры нервных клеток, их отростков, синапсов. Функциональное значение особенностей морфологической организации дендритов и аксонов в деятельности нейрона. Аксонный транспорт. Понятие о нервных волокнах и нервах. Миелинизация. Серое и белое вещество нервной системы. Классификация нейронов по морфологическим, функциональным и биохимическим признакам.

Строение и функциональные свойства глиальных клеток. Астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты, микроглия.

Количество часов аудиторной работы – 7.

Количество часов самостоятельной работы – 10.


Литература к теме:

Базовый учебник

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С.24-33.


Основная

1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 30-50.

Дополнительная

1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002).

2. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.


Тема 3. Филогенез нервной системы. Онтогенез нервной системы человека

Сравнение двух групп многоклеточных животных: без нервной системы (губки) и имеющих нервную систему (остальные). Основные этапы развития нервной системы (диффузная, узловая, трубчатая). Основные пути эволюции нервной системы – концентрация и цефализация. Сравнительная анатомия ЦНС у различных классов позвоночных животных (круглоротые, хрящевые и костные рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие).

Основные стадии эмбрионального развития: бластула, гаструла, нейрула. Понятие о зародышевых листках. Эмбриональная закладка нервной системы. Нервная пластинка, нервная трубка. Развитие основных отделов нервной трубки. Стадия трех мозговых пузырей. Стадия пяти мозговых пузырей. Мозговые изгибы. Основные отделы центральной нервной системы. Нейральная индукция. Миграция нейронов. Постнатальное развитие мозга.

Количество часов аудиторной работы – 4.

Количество часов самостоятельной работы – 4.


Литература к теме:

Базовый учебник

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 22-24, 83-90.


Основная

1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 51-60.

Дополнительная

1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002).

2. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.


Тема 4. Вспомогательные аппараты нервной системы

Кровоснабжение мозга. Особенности строения кровеносной системы мозга. Гемато-энцефалический барьер.

Оболочки центральной нервной системы (твердая, паутинная, сосудистая) и их функции.

Система полостей ЦНС. Сосудистые сплетения. Ликвор и его функции. Циркуляция ликвора.

Количество часов аудиторной работы – 2.

Количество часов самостоятельной работы – 4.


Литература к теме:

Базовый учебник

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С.35-41.


Основная

1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 57-60.

Дополнительная

1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002).

2. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007.

3. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.


Тема 5. Общие представления о строении нервной системы

Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Основные отделы нервной системы: центральная и периферическая нервная система, соматическая и автономная нервная система. Функции этих отделов. Спинной и головной мозг. Ствол мозга.

Типы организации нейронов (ретикулярная, ядерная, экранная). Чувствительные, двигательные и переключательные ядра. Афферентные (чувствительные) и эфферентные (эффекторные) нервы. Смешанные нервы.

Количество часов аудиторной работы – 3.

Количество часов самостоятельной работы – 5.


Литература к теме:

Базовый учебник

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 20-22, 33-35.


Основная

1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 64-72.

Дополнительная

1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002).

2. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007.

3. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.


Тема 6. Строение и функции спинного мозга, состав спинномозговых нервов

Макроструктура спинного мозга, сегментарная организация. Межпозвоночные ганглии и спинномозговые нервы. Задние корешки спинного мозга, их афферентный состав (связь с периферией и определенным видом рецепции). Передние корешки. Иннервация скелетной и гладкой мускулатуры. Микроструктура спинного мозга. Пластины Рекседа. Функциональная характеристика задних, передних и боковых рогов. Дуги безусловных спинномозговых рефлексов. Ядра спинного мозга, их функциональная характеристика и топографическая локализация. Белое вещество спинного мозга. Восходящие пути, их функциональная характеристика: система задних столбов, спинно-таламические пути, спинно-мозжечковые пути, спинно-ретикулярные пути. Нисходящие пути, их функциональная характеристика. Понятие о пирамидной и экстрапирамидной системе. Рубро-, вестибуло-, ретикуло- и тектоспинальные пути. Собственные пути спинного мозга. Понятие о соматотопической организации.

Количество часов аудиторной работы – 8.

Количество часов самостоятельной работы – 10.


Литература к теме:

Базовый учебник

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 43-65, 151-169.


Основная

1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 73-89.

Дополнительная

1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002).

2. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007.

3. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.


Тема 7. Строение и функции головного мозга

7.1. Ствол головного мозга

Продолговатый мозг и варолиев мост. Макроструктура. Полость заднего мозга – IV желудочек. Образование ромбовидной ямки, ее дно и крыша. Топография ядер черепных нервов. Выход из нижней части ствола черепных нервов (V-XII пары). Микроструктура. Три типа ядер черепных нервов (чувствительные, двигательные и парасимпатические). Нижние оливы, пирамиды, перекрест пирамид. Ядра задних канатиков, формирование медиального лемниска. Собственные ядра моста – переключательные ядра от коры больших полушарий к коре мозжечка. Комплекс слуховых ядер и формирование латерального лемниска. Проводящие пути продолговатого мозга и моста.

Средний мозг. Макроструктура среднего мозга человека. Ножки мозга – основание и покрышка. Четверохолмие – центр ориентировочного рефлекса и подкорковый центр зрительных и слуховых раздражений. Выход из среднего мозга III и IV пар черепных нервов. Микроструктура среднего мозга. Ядра III (глазодвигательного) и IV (блокового) пар черепных нервов, вегетативная часть глазодвигательного нерва. ЦСВ (центральное серое вещество покрышки). Межножковое ядро. Моторные ядра: красное ядро и черная субстанция, их функциональная характеристика и связь с другими мозговыми структурами. Проводящие пути среднего мозга.

Ретикулярная формация мозгового ствола. Интегрирующий и активирующий аппарат ретикулярной формации. Современные представления об ее анатомической организации. Характеристика нейронов. Ядра ретикулярной формации (ядра шва, медиальные и латеральные ядра), связи с другими отделами головного и спинного мозга.


Литература к теме:

Базовый учебник

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 91-116.


Основная

1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 93-114.

Дополнительная

1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002).

2. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007.

3. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.


7.2. Мозжечок. Макроанатомия мозжечка человека. Червь и полушария. Ядра мозжечка – зубчатое, пробковидное, шаровидное, ядро шатра. Древний, старый и новый мозжечок, их функции. Послойная организация коры мозжечка. Клетки Пуркинье – единственные эфференты коры мозжечка. Лазающие и моховидные волокна. Состав путей нижних, средних и верхних ножек мозжечка.


Литература к теме:

Базовый учебник

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 116-120, 169-171.


Основная

1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 115-123.

Дополнительная

1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002).

2. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007.

3. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.


^ 7.3. Промежуточный мозг. Основные отделы промежуточного мозга человека: таламус (зрительный бугор), метаталамус, гипоталамус, эпиталамус, субталамус. Полость промежуточного мозга – III мозговой желудочек.

Таламус. Топография таламических ядер. Проекционные, ассоциативные и неспецифические ядра таламуса, их функциональная характеристика. Метаталамус: латеральное и медиальное коленчатые тела – подкорковые зрительные и слуховые центры.

Эпиталамус. Ядра уздечки, эпифиз; их функциональная характеристика.

Гипоталамус. Макроструктура – мамиллярные тела, серый бугор, воронка, гипофиз, зрительная хиазма. Связь гипоталамуса с эндокринными железами, вегетативными центрами, ретикулярными и лимбическими структурами мозга. Топография гипоталамических ядер. Участие гипоталамуса в регуляции гомеостаза, эмоций, работы желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система.


Литература к теме:

Базовый учебник

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 120-130.


Основная

1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 124-136.

Дополнительная

1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002).

2. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007.

3. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.


^ 7.4. Конечный мозг

Большие полушария головного мозга
. Кора, базальные ганглии, белое вещество. Три системы волокон конечного мозга – проекционные, ассоциативные, комиссуральные. Мозолистое тело.

^ Базальные ганглии. Неостриатум (хвостатое ядро и скорлупа) и палеостриатум (бледный шар) – центральные структуры экстрапирамидной системы. Ограда, миндалевидный комплекс, прилежащее ядро. Основные связи и функциональная характеристика базальных ганглиев.

^ Кора больших полушарий. Пять долей коры – лобная, теменная, височная, затылочная, островковая. Борозды и извилины коры больших полушарий. Древняя (палеокортекс), старая (архикортекс) и новая (неокортекс) кора. Лимбическая система мозга. Цито- и миелоархитектоника коры больших полушарий. Гомо- и гетеротипическая кора. Корковые поля. Понятие о центральных, периферических и ассоциативных областях коры. Функции различных областей коры. Связь ассоциативных областей новой коры с высшими психическими функциями. Речевые зоны коры.

Количество часов аудиторной работы – 11.

Количество часов самостоятельной работы – 10.


Литература к теме:

Базовый учебник

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 130-148, 151-173.


Основная

1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 136-154.

Дополнительная

1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002).

2. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007.

3. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.


Тема 8. Автономная нервная система

Основное функциональное отличие от соматической нервной системы – управление деятельностью гладкой мускулатуры и железистых клеток. Рефлекторная дуга вегетативной нервной системы, ее отличие от дуги соматического рефлекса. Периферические вегетативные ганглии. Симпатическая, парасимпатическая и метасимпатическая системы. Морфологические, физиологические и медиаторные различия этих систем.

Количество часов аудиторной работы – 3.

Количество часов самостоятельной работы – 4.


Литература к теме:

Базовый учебник

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 66-82.


Основная

1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 155-162.

Дополнительная

1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002).

2. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007.

3. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.


Тема 9. Анализаторы

Общая характеристика анализаторов (сенсорных систем). Три отдела анализатора – периферический, проводниковый и корковый. Рецептор – периферическое звено анализатора. Многообразие рецепторных клеток. Классификация рецепторов. Экстеро- и интерорецепторы. Первичночувствующие и вторичночувствующие рецепторы. Тонические и фазические рецепторы. Основные принципы кодирования и передачи сенсорной информации в ЦНС. Поэтапный анализ информации. Топические отношения в сенсорных системах. Виды торможения в сенсорных центрах. Абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности. Адаптация рецепторов. Основные сенсорные системы человека.

Количество часов аудиторной работы – 6.

Количество часов самостоятельной работы – 10.


Литература к теме:

Базовый учебник

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 175-188, 156-165.


Дополнительная

1. Н.В.Крылова. Сенсорные системы. М.: изд. Российского университета дружбы народов, 1998.

2. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: Гиппократ, 1999 (2002).

3. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007.

4. К.Смит. Биология сенсорных систем. М.: БИНОМ, 2005.


Раздел 2. Физиология нервной системы

Тема 1. Мембранный потенциал.

Химический состав живых организмов. Структура и разнообразие белков. Внутреннее строение нейронов. Мембранный потенциал. Потенциал покоя нервных клеток.

Количество часов аудиторной работы – 5.

Количество часов самостоятельной работы – 8.


Литература к теме:

Базовый учебник

Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. М.: ООО УМК «Психология», 2002. С. 68-87.


Основная

1. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. М.: Дрофа, 2003. (Электронный ридер). С. 97-107.

Дополнительная

2. В.В.Шульговский. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект-пресс, 2000.


Тема 2. Потенциал действия нервных клеток

Порог запуска и фазы. Свойства электрочувствительных Na+ и К+-каналов. Проведение ПД, роль глиальных клеток. Пейсмекеры; местные анестетики; электрические синапсы.

Количество часов аудиторной работы – 7.

Количество часов самостоятельной работы – 9.


Литература к теме:

Базовый учебник

Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. М.: ООО УМК «Психология», 2002. С. 51-66.


Основная

1. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. М.: Дрофа, 2003. (Электронный ридер). С. 108-115.

Дополнительная

2. В.В.Шульговский. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект-пресс, 2000.


Тема 3. Химический синапс

Жизненный цикл медиатора: синтез, выброс в синаптическую щель, взаимодействие с рецепторами, инактивация. Постсинаптические потенциалы и запуск ПД. Вторичные посредники. Агонисты и антагонисты медиаторов.

Количество часов аудиторной работы – 8.

Количество часов самостоятельной работы – 10.


Литература к теме:

Базовый учебник

Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. М.: ООО УМК «Психология», 2002. С. 90-107.


Основная

1. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. М.: Дрофа, 2003. (Электронный ридер). С. 97-101, 115-130.

Дополнительная

2. В.В.Шульговский. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект-пресс, 2000.


Тема 4. Медиаторные системы мозга

Ацетилхолин (Ацх), его синтез. Никотиновые и мускариновые рецепторы, их антагонисты. Нервно-мышечный синапс. Роль Ацх в ВНС и ЦНС. Никотиновая зависимость. Ацх-эстераза и ее блокаторы.

Норадреналин (NА), его синтез. Типы адренорецепторов, их агонисты и антагонисты. Симпатические эффекты NА (регуляция функций внутренних органов). NА в головном мозге: роль голубого пятна. NА, адреналин и реакция на стресс.

Глутаминовая кислота и ГАМК – главные медиаторы ЦНС: синтез, типы рецепторов, инактивация. Нарушение баланса медиаторов-аминокислот как причина многих отклонений деятельности мозга. Ноотропы, транквилизаторы, снотворные и антиэпилептические препараты. СДВГ.

Дофамин: синтез, типы рецепторов. Черная субстанция; паркинсонизм и его лечение. Шизофрения и нейролептики. Психомоторные стимуляторы. Серотонин: периферические и центральные эффекты. 5-НТ-рецепторы, их разнообразие и функции. МАО и антидепрессанты.

Глицин и гистамин – медиаторы ЦНС. Энкефалины и опиоиды. Вещество Р, другие регуляторные пептиды. Аденозин и кофеин. Каннабиноиды. Факторы роста нервов (нейротрофины), стволовые клетки нервной ткани. Мозг и алкоголь.

Количество часов аудиторной работы – 23.

Количество часов самостоятельной работы – 30.


Литература к теме:

Базовый учебник

Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. М.: ООО УМК «Психология», 2002. С. 111-133.


Основная

1. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. М.: Дрофа, 2003. (Электронный ридер). С. 131-176.

Дополнительная

2. В.В.Шульговский. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект-пресс, 2000.


Тема 5. Гипоталамо-гипофизарная система

Гипоталамус и гипофиз: нейроэндокринная регуляция. Либерины, статины, тропные гормоны. Влияние гормонов на функции ЦНС.

Количество часов аудиторной работы – 5.

Количество часов самостоятельной работы – 4.


Литература к теме:

Базовый учебник

Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. М.: ООО УМК «Психология», 2002. С. 265-293.


Основная

1. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. М.: Дрофа, 2003. (Электронный ридер). С. 314-337.

Дополнительная

2. В.В.Шульговский. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект-пресс, 2000.
^

8Образовательные технологии


Лекции сопровождаются непрерывным показом презентаций, содержащих основные положения лекции и иллюстрации. После лекции и до окончания курса эти презентации доступны для студентов в электронном виде на сайте http://www.hse.ru/org/hse/anatom_cns/.

Семинары включают следующие формы работы со студентами:

- устный опрос и общее обсуждение изученных тем

- письменные проверочные и контрольные работы для промежуточной аттестации студентов.

^

8.1Методические рекомендации преподавателю


При изучении материала по анатомии ЦНС необходимо использование презентаций с рисунками. Использование презентаций желательно и при изучении физиологии ЦНС. Кроме того при изучении физиологии очень полезно использовать компьютерные анимации.
^

8.2Методические указания студентам


При изучении дисциплины « Анатомия и физиология ЦНС» крайне актуально с самого начала лекций активно включаться в изучение предмета, т.к. материал каждой последующей лекции базируется на материале предыдущей. Поэтому после каждой лекции необходимо проработать полученные сведения по учебнику, лекциям и презентациям, и если возникли вопросы прояснить их с преподавателем на семинаре.

Для лучшего понимания материала по физиологии ЦНС очень полезен просмотр компьютерных анимаций, которые можно найти в Интернете, например, на сайте http://bio.winona.edu/berg/ANIMTNS/Directry.htm
^

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Домашнее задание 1 заключается в том, что студент должен сделать подписи к нескольким слепым рисункам мозга человека.

Домашнее задание 2 предполагает перевод небольшого англо- (франко-, немецко) –язычного фильма анатомо-физиологической тематики на русский язык. Тема для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

Домашнее задание 3 заключается в создании презентации по теме «Анатомия и физиология сенсорной системы». Тема для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.


^

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу для самопроверки студентов.

  1. Основные типы нервной системы.

  2. Основные направления эволюции нервной системы.

  3. Строение нейрона. Классификация нейронов.

  4. Внутриклеточное строение нейрона.

  5. Нейроглия. Типы глиальных клеток, их функции.

  6. Развитие центральной нервной системы в онтогенезе, ее основные отделы.

  7. Полости нервной системы.

  8. Общее строение спинного мозга. Спинномозговые нервы.

  9. Строение серого вещества спинного мозга.

  10. Белое вещество и основные тракты спинного мозга.

  11. Продолговатый мозг. Вентральная поверхность.

  12. Продолговатый мозг. Дорсальная поверхность.

  13. Продолговатый мозг и его внутреннее строение: ядра продолговатого мозга.

  14. Мост и его строение.

  15. Основные зоны ромбовидной ямки.

  16. Общее строение мозжечка. Кора, ядра и ножки мозжечка.

  17. Слои клеток в коре мозжечка.

  18. Связи коры и ядер мозжечка.

  19. Средний мозг, общее строение.

  20. Внутреннее строение среднего мозга.

  21. Черепные нервы.

  22. Рефлекторная дуга вегетативной нервной системы. Различие между симпатической и парасимпатической системами.

  23. Симпатическая нервная система. Ее функции. Основные отделы.

  24. Парасимпатическая нервная система. Ее функции. Основные отделы.

  25. Основные отделы промежуточного мозга.

  26. Таламус и основные группы его ядер.

  27. Общая функциональная характеристика ядерных групп таламуса.

  28. Строение гипоталамуса; его основные ядерные группы.

  29. Гипоталамо-гипофизарная система.

  30. Эпиталамус и субталамус.

  31. Основные структуры конечного мозга.

  32. Базальные ганглии. Взаимное расположение составляющих их ядер.

  33. Белое вещество больших полушарий.

  34. Борозды и извилины латеральной поверхности коры больших полушарий. Доли коры больших полушарий.

  35. Борозды и извилины нижней поверхности коры больших полушарий.

  36. Борозды и извилины медиальной поверхности коры больших полушарий.

  37. Архи- палео- и неокортекс.

  38. Слои клеток в коре больших полушарий.

  39. Функциональное разделение коры больших полушарий.

  40. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторные дуги.

  41. Нейроны и глиальные клетки: общая характеристика, разнообразие, функции. Серое и белое вещество мозга (на примере спинного мозга); образование миелиновых оболочек.

  42. Белки-насосы: разнообразие и функции (транспорт ионов и медиаторов). Вещества, блокирующие белки-насосы; конкретные примеры последствий их применения.

  43. Постоянно открытые и электрочувствительные ионные каналы: сравнение свойств, разнообразие, функции в синапсах, нервных и мышечных клетках.

  44. Хемочувствительные ионные каналы: сравнение свойств, возбуждающие и тормозные эффекты, функции в синапсах, нервных и мышечных клетках.

  45. Роль ионов калия и К+-каналов в деятельности нервных клеток: участие в формировании ПП, ПД, ТПСП, торможении пресинаптических окончаний.

  46. Роль ионов натрия и Na+-каналов в деятельности нервных клеток: участие в формировании ПП, ПД, ВПСП, ритма пейсмекеров.

  47. Роль ионов кальция и Са2+-каналов в деятельности нервных и мышечных клеток; роль кальция как вторичного посредника.

  48. Потенциал покоя (ПП) нервных клеток. Роль Na+-K+-насоса и постоянно открытых ионных каналов. Уравнение Нернста, связь ПП с диффузией ионов Na+ и К+.

  49. Потенциал действия (ПД) нейрона: параметры, порог запуска, восходящая и нисходящая фазы; деятельность ионных каналов и последствия их блокады.

  50. Потенциал действия (ПД) мышечных клеток сердца; фаза плато и ее значение. ПД клеток скелетных мышц и гладких мышечных клеток.

  51. Распространение потенциала действия (ПД); роль миелиновых оболочек. Местные анестетики. Строение, работа и значение электрических синапсов.

  52. Пресинаптическое окончание: строение и основные события, вызывающие экзоцитоз (выброс) медиатора. Примеры нарушений экзоцитоза.

  53. Возбуждающий (ВПСП) и тормозный (ТПСП) постсинаптические потенциалы, их свойства и связь с запуском ПД. Временная и пространственная суммация.

  54. Ионотропные и метаботропные рецепторы постсинаптической мембраны: сравнительная характеристика и конкретные примеры.

  55. G-белки и вторичные посредники (ВтП): общая характеристика и примеры важнейшей роли ВтП (цАМФ, ионов Са2+ и др.) в передаче сигнала внутри клетки.

  56. Синтез медиаторов в теле нейрона и пресинаптическом окончании. Примеры ферментов и веществ-предшественников (аминокислот, белков и др.).

  57. Три пути инактивации медиаторов: общая характеристика и конкретные примеры для каждого из вариантов. Последствия блокады путей инактивации.

  58. Роль ацетилхолина (Ацх) в деятельности симпатической и парасимпатической систем; вегетативные эффекты соединений, изменяющих работу Ацх-синапсов.

  59. Синтез ацетилхолина (Ацх). Ацетилхолинэстераза и инактивация Ацх. Эффекты блокаторов Ацх-эстеразы. Миастения и ее лечение.

  60. Роль норадреналина (НА) в деятельности симпатической нервной системы: строение и работа НА-синапсов, типы и подтипы рецепторов, аутоторможение.

  61. Два типа рецепторов ацетилхолина (Ацх), их свойства. Агонисты и антагонисты рецепторов Ацх: примеры веществ и разнообразие эффектов.

  62. Ацетилхолин и норадреналин: медиаторная функция в ЦНС (регуляция уровня бодрствования, болевой чувствительности, эмоционального состояния и др.).

  63. Типы и подтипы рецепторов норадреналина (НА). Агонисты и антагонисты рецепторов НА: примеры, разнообразие эффектов, практическое применение.

  64. Синтез моноаминов (норадреналина, дофамина, серотонина, гистамина). Инактивация моноаминов, роль МАО-А и МАО-Б, применение блокаторов МАО.

  65. Дофамин: пути синтеза и инактивации в нервных клетках. Медиаторная и гормональная функция дофамина в гипоталамусе.

  66. Участие дофаминовых нейронов черной субстанции в работе двигательных систем мозга. Паркинсонизм: симптомы, причины, пути лечения.

  67. Участие дофаминовых нейронов покрышки в работе коры больших полушарий. Нейролептики: механизм действия, примеры и практическое значение.

  68. Серотонин как медиатор и тканевой гормон: синтез, типы рецепторов и их функции; влияние на гладкие мышечные клетки. Серотонин и мигрени.

  69. Функции серотонина как медиатора ЦНС. Инактивация серотонина. Депрессии, механизмы действия антидепрессантов.

  70. Гистамин как медиатор и тканевой гормон. Рецепторы гистамина. Антигистаминные препараты: применение и побочные эффекты.

  71. Синтез, взаимопревращения и инактивация глутаминовой кислоты и ГАМК. Значение аминокислот для деятельности мозга.

  72. Синтез глутаминовой кислоты (ГлК) в нервных клетках. Разнообразие рецепторов к ГлК; NMDA-рецепторы. Примеры и значение агонистов и антагонистов ГлК.

  73. Глутаминовая кислота (ГлК) и формирование памяти: пути модификации ГлК-синапсов (роль NMDA-рецепторов, фосфорилирование и синтез новых рецепторов).

  74. Синтез и значение ГАМК в нервных клетках. Типы рецепторов к ГАМК, их свойства. Агонисты и антагонисты рецепторов ГАМК: примеры и разнообразие эффектов.

  75. Повышенная тревожность, ее симптомы. Транквилизаторы, их побочные эффекты. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), его коррекция.

  76. Глицин как медиатор ЦНС: возвратное торможение мотонейронов. Рецепторы глицина; стрихнин. Клиническое применение глицина.

  77. Нейротрофины, их значение для роста и выживания нервных клеток. Стволовые клетки нервной ткани и перспективы их клинического применения.

  78. Основные механизмы формирования кратковременной и долговременной памяти (работы на аплизии, роль круга Пейпеза, ассоциативное обучение и др.). Никотин и алкоголь: механизмы действия на организм и ЦНС; причины и последствия формирования привыкания и зависимости.

  79. Эпилепсия: диагностика, причины и проявления; опасность судорожных припадков. Противоэпилептические препараты, механизмы их действия на работу мозга.

  80. Вещество Р: особенности химического строения, медиаторные и периферические эффекты. Аденозин и антагонист его рецепторов кофеин.

  81. Опиоидные рецепторы и опиоидные пептиды: влияние на болевую чувствительность и центры эмоций; механизмы тормозного действия. Медицинское применение опиоидов.

  82. Наркотики, активирующие опиоидные рецепторы (морфин и др.): формирование привыкания и зависимости, наносимый вред; налоксон. Анандамид и каннабиноиды.

  83. Наркотики, действующие на системы дофамина и серотонина: психомоторные стимуляторы (амфетамины, кокаин) и галлюциногены (ЛСД).

  84. Ноотропы: общая характеристика как класса лекарственных препаратов; разнообразие (ноотропил, семакс и др.); практическое применение.

  85. Соматическая и вегетативная части нервной системы.

  86. Симпатическая нервная система: функции, анатомическая организация, особенности работы синапсов, примеры влияния на внутренние органы.

  87. Парасимпатическая нервная система: функции, анатомическая организация, особенности работы синапсов, примеры влияния на внутренние органы.

  88. Роль гипоталамуса в регуляции вегетативных функций.

  89. Гормональная регуляция основных процессов жизнедеятельности.

  90. Гипоталамо-гипофизарная система.

  91. Гипоталамус как эндокринный центр: реакция на концентрацию гормонов в крови; выделение либеринов и статинов, конкретные примеры их функций.



^

10Порядок формирования оценок по дисциплине



При выставлении итоговой оценки преподаватель учитывает оценку за работу на семинарских занятиях, а так же оценку за текущий контроль.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в групповых обсуждениях, правильность выполнения заданий на семинарах. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Оаудиторная.

Преподаватель оценивает правильность выполнения домашнего задания – Отекущий. Домашние задания сдаются студентами во 2-м, 3-м и 4-м модулях – соответственно Одз1, Одз2, Одз3. Оценки за домашнее задание студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале перед промежуточным или итоговым контролем.


Накопленная оценка за текущий контроль перед промежуточным контролем в виде зачета учитывает результаты студента следующим образом:

Онакопленная 1 = 0,2·Одз1 + 0,8·Оаудиторная (1-2 модуль)

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).


Результирующая оценка за промежуточный контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

^ Опромежуточный = 0,4· Онакопленная1+ 0,6·Озачет


В том случае, если каждая из оценок студента за работу в модулях Отекущий и Оаудиторная составляет не менее 8 по 10-ти балльной шкале, то по желанию студента результирующая оценка за промежуточный контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле:


^ Опромежуточный = 0,2·Одз1 + 0,8·Оаудиторная


Способ округления накопленной оценки промежуточного контроля в форме зачета: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).

Накопленная оценка за текущий контроль перед итоговым контролем в виде экзамена учитывает результаты студента следующим образом:


Онакопленная 2 = 0,3·Одз2 + 0,3·Одз3 + 0,4·Оаудиторная(3-4 модуль)


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

^ Оитоговый = 0,5·Оэкзамен + 0,3·Озачет + 0,2·Онакопленная2


В том случае, если каждая из оценок студента за текущий контроль Отекущий –работу на семинарских занятиях Оаудиторная и домашние задания Одз составляет не менее 8 по 10-ти балльной шкале, то по желанию студента результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле:


^ Оитоговый = 0,2·Одз2 + 0,2·О дз2 + 0,4·Оаудиторная + 0,2·Озачет


Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, домашнее задание, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка. В случае, если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускается сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».

Условия пересдач

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль.

Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль.

В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы.

В диплом выставляет итоговая оценка, полученная по учебной дисциплине.

^

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовые учебники


  1. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006.

  2. Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. М.: ООО УМК «Психология», 2002. 377 с.
^

11.2Основная литература


  1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. http://www.hse.ru/org/hse/anatom_cns/

  2. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. М.: Дрофа, 2003. http://www.koob.ru/dubinin_v_a/regulyatornie_sistemi_organisma

  3. В.В.Шульговский. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект-пресс, 2000.
^

11.3Дополнительная литература


1. Н.Г.Андреева и др. Морфология нервной системы. Ленинград: ЛГУ, 1985.

2. Н.Г.Андреева, Д.К.Обухов. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных. Санкт-Петербург: Лань, 1999.

3. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения». М.: 1997-2007.

4. Баркер Р., Барази С., Нил М. Наглядная неврология. М.: Гоэтар-Медиа, 2005.

4. Ф.Блум, А.Лейзерсон, Л.Хофстедтер. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. http://www.download.koob.ru/bloom/

Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Медицина, 1980.

Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1-2. М: Мир, 1992. http://www.koob.ru/godefroid/

Ещенко Н.Д. Биохимия психических и нервных болезней. СПб.: изд-во СПбГУ, 2004.

5. Н.С.Косицын. Нервная клетка – здоровая и больная. М.: Знание, 1987.

6. Н.В.Крылова, И.А.Искренко. Мозг и проводящие пути. М.: изд. Российского университета дружбы народов, 1998.

7. Н.В.Крылова. Черепные нервы. М.: изд. Российского университета дружбы народов, 1998.

8. Н.В.Крылова. Сенсорные системы. М.: изд. Российского университета дружбы народов, 1998.

9. Машковский М.Д. Лекарства ХХ-го века. М.: Новая волна, 1998. http://www.yugzone.ru/x/lekarstva-xx-veka/

10. Мозг. Под ред. П.В. Симонова. М.: Мир, 1984. http://www.yugzone.ru/x/p-v-simonov-emocsional-nyiy-mozg/

11. Э.Д. Моренков. Морфология мозга человека. М.: МГУ, 1978.

12. Нейрохимия. Под ред. И.П.Ашмарина и П.В.Стукалова. М.: Изд-во Ин-та биомедицинской химии РАМН, 1996.

13. Дж.Г.Николс, А.Р.Мартин, Б.Дж.Валлас, П.А.Фукс. От нейрона к мозгу. М.: Едиториал УРСС, 2003.

14. Ноздрачев А.Д. с соавт. Начала физиологии. СПб.: Лань, 2001.

15. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. М.: Гоэтар Медицина, 1999.

16. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: Гиппократ, 1999 (2002). http://www.yugzone.ru/x/anatomiya-cheloveka-1-2/

17. А.Ромер, Т.Парсонс. Анатомия позвоночных. Том 2. М.: Мир, 1992.

18. Роуз С. Устройство памяти. М.: Мир, 1995. http://www.koob.ru/rose_s/the_making_of_memory

19. С.В.Савельев. Стереоскопический атлас анатомии мозга человека. М.: Area XVII, 1996.

20. С.В.Савельев. Сравнительная анатомия нервной системы позвоночных. М.: 2001.

21. Е.К.Сепп. История развития нервной системы позвоночных. М.: Медгиз, 1959.

22. Сергеев П.В. с соавт. Рецепторы. Волгоград: Семь ветров, 1999.

23. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: Медицина, 1974-2007.

24. К.Смит. Биология сенсорных систем. М.: БИНОМ, 2005.

25. Физиология человека. Под ред. Р.Шмидта и Д.Тевса. Том 1. М., Мир, 1996.

26. Соломзес Д.А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Изд-во «ООО Иллойн», 1998.

27. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: Гоэтар-Мед, 2004.

28. Хейнс Д. Нейроанатомия: Атлас структур, срезов и систем. – М.: Логосфера, 2008.

29. Хухо Ф. Нейрохимия. М.: Мир, 1990.

30. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.

31. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. М.: Изд-во МГУ, 1997.

12Материально-техническое обеспечение дисциплины


- для лекций: компьютер и мультимедийный проектор, аудиоколонки, экран

- для семинаров: компьютер и мультимедийный проектор, аудиоколонки, экран

- для самостоятельной работы: учебники, компьютер, доступ в Интернет, библиотека


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030300. 62 «Психология» icon Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению (специальности) подготовки 030300
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030300. 62 «Психология» icon Программа аттестационного собеседования для поступающих в иатэ на сокращенную программу на базе спо
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030300. 62 «Психология» icon Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: образовательным
А. Ч. Буцель, заведующая кафедрой болезней уха, горла, носа Учреждения образования «Белорусский государственный...
Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030300. 62 «Психология» icon Программа вступительных испытаний на 3- ий курс бакалавриата по направлению 030300. 62 «Психология»,

Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030300. 62 «Психология» icon Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 030300 Психология

Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030300. 62 «Психология» icon Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 030300 Психология

Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030300. 62 «Психология» icon Аннотация Информативные ответы на все вопросы курса «Неорганическая химия» в соответствии с Государственным

Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030300. 62 «Психология» icon Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000

Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030300. 62 «Психология» icon Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» по направлению 030300. 62 «психология»

Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030300. 62 «Психология» icon Программа дисциплины Общая психология для направления 030300. 68 «Психология» подготовительного отделения

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы