С.Н. Кульба
УЧЕБНО-МЕОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
дисциплины
АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Ростов-на-Дону
2010
Учебно-методический комплекс включает учебно-тематический план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, структуру и бальную оценку рейтингов, примерное содержание рейтингов, перечень контрольных вопросов по дисциплине, список основной и дополнительной литературы по дисциплине.
Составитель: к.б.н., доцент Кульба С.Н.
Рецензент: д.б.н., ст. н. с. Бабенко В.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
2. Учебно-тематический план дисциплины 6
2. Учебная программа дисциплины 7
2.1. Содержание программы 7
2.2. Темы практических занятий 14
2.3. Самостоятельная работа студентов 17
3. Рейтинговая система оценки знаний студентов 19
3.1. Структура и бальная оценка рейтингов 19
3.2. Примерное содержание рейтингов 20
3.3. Шкала оценки знаний студентов по рейтинговой системе 30
6.Темы рефератов 31
5. Задания по дисциплине для студентов ОЗО 32
Контрольные работы 32
Вопросы к экзамену 34
6. Учебно-методическое обеспечение дисципплины 35
6.1. Основная литература 35
6.2. Дополнительная литература 36
6.3. Информационно-методическое обеспечение дисциплины 37
Введение
Дисциплина "Анатомия ЦНС" является одной из основополагающих дисциплин в общем объеме фундаментальных знаний, которыми должен обладать специалист с высшим образованием в области психологии. Данный курс предназначен для студентов первого курса и тесно связан с дисциплиной "Физиология ЦНС", которая изучается на этом же курсе.
Цель настоящего курса - дать обучаемым достаточно полное представление об анатомии ЦНС как науке о структуре, фило- и онтогенезе нервной системы.
Основная задача курса – развить у студентов способность соотносить психические феномены с основными анатомическими структурами центральной нервной системы.
В результате изучения данного курса у студентов должно быть сформировано целостное представление о структурно-функциональной организации ЦНС, и таким образом, об объективных морфологических и нейрофизиологических основах психики.
Для этого студент должен:
а) овладеть основной анатомической терминологией и понимать значение производных психологических понятий;
б) получить подробные сведения о строении ЦНС человека и морфофункциональных особенностях нервной ткани;
в) получить специальные сведения о морфологии и функциональных связях структур головного мозга, необходимые для работы практического психолога;
г) усвоить особенности ЦНС человека на основных этапах развития (онтогенеза);
д) уметь идентифицировать отдельные структуры ЦНС и знать их взаиморасположение на рисунках и схемах в научной и учебной литературе.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (ЕН.Ф.05) курс «Анатомия центральной нервной системы» рассчитан на 120 часов. Для очной формы обучения 51 час аудиторных занятий (34 часа лекции и 17 часов практические занятия) и 69 часов самостоятельная работа студентов. Для заочной формы обучения 16 аудиторных часа (10 часов лекции и 6 часов практические занятия) и 104 часа самостоятельной работы.
^
Наименование темы
|
Всего часов
ДО/ОЗО
|
Аудиторная работа
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Практические занятия
|
^
|
Тема 1. Нейроанатомия как наука
|
6/5,5
|
2/0,5
|
-/-
|
4/5
|
Рейтинг 1
|
Тема 2. Элементы нейроцитологии
|
13/12
|
4/0,5
|
1/0,5
|
8/11
|
Тема 3. Онтогенез нервной системы
|
13/12,5
|
4/1
|
1/0,5
|
8/11
|
Рейтинг 2
|
Тема 4. Спинной мозг
|
13/12,5
|
4/1
|
2/0,5
|
7/11
|
Тема 5. Продолговатый и задний мозг
|
13/12,5
|
4/1
|
2/0,5
|
7/11
|
Рейтинг 3
|
Тема 6. Средний мозг
|
13/14
|
4/1
|
2/1
|
7/11
|
Тема 7. Промежуточный мозг
|
14/14
|
4/1
|
2/1
|
8/11
|
Рейтинг 4
|
Тема 8. Передний мозг
|
15/16
|
4/2
|
3/1
|
8/13
|
Тема 9. Основные структурно-функциональные системы мозга
|
20/23
|
4/2
|
4/1
|
12/20
|
Итого
|
120/120
|
51/16
|
69/104
|
34/10
|
17/6
|
^
Тема 1. Нейроанатомия как наука
История развития анатомии и морфологии мозга. Основные этапы становления неврологии, значение работ Ниссля, Гольджи, Кахаля и др. для изучения строения мозга. Вклад отечественных ученых (Бехтерева, Дейнеки, школы Ин-та мозга и др.) в неврологию. Современный этап в развитии науки о строении мозга, нейроанатомические методы и их использование для решения вопросов физиологии высшей нервной деятельности.
^
Строение основных элементов нервной ткани (нейронов и глиальных клеток). Особенности морфологии и ультраструктуры нервных клеток, их отростков, синапсов. Функциональное значение особенностей морфологической организации дендритов и аксонов в деятельности нейрона. Классификация нейронов по морфологическим и функциональным признакам; связь строения нейронов с выполняемой функцией. Глия, строение глиальных элементов разного типа. Понятие гемато-энцефалического барьера. Оболочки мозга.
^
Эмбриогенез нервной системы: дифференцировка клеток и закладка центральной нервной системы. Развитие основных отделов нервной трубки. Развитие периферической нервной системы.
Формообразовательные процессы: дифференцировка нервной трубки в ростро-каудальном направлении. Мозговые пузыри и части мозга, развивающиеся из них. Изгибы головного мозга.
Принципы организации нервных систем на примере беспозвоночных и позвоночных. Ретикулярные структуры. Понятие о "ядре" (ганглии) как функционально-анатомическом объединении нейронов. Чувствительные, моторные и ассоциативные "ядра", некоторые признаки их цитологической характеристики в связи с особенностями выполняемой функции. "Экранные" (корковые) структуры головного мозга.
^
Макроструктура спинного мозга, сегментарная организация; межпозвоночные ганглии, спинальные и периферические нервы. Задние корешки спинного мозга; их афферентный состав (связь с периферией и определенным видом рецепции). Передние корешки, особенности периферической иннервации различных участков тела.
Микроструктура спинного мозга. Строение серого вещества. Цитологическая характеристика задних, передних и боковых рогов; деление на зоны (пластины по Рекседу). "Ядра" спинного мозга, их функциональная характеристика и топографическая локализация. Сетевидное вещество.
Белое вещество спинного мозга. Восходящие пути, их топография и функциональное значение. Спино-таламические пути; система задних столбов; спино-мозжечковые тракты. Нисходящие пути спинного мозга. Пирамидные и экстрапирамидные системы путей. Вестибуло-, ретикуло-, текто- и проприоспинальные пути. Их топография, некоторые патологические синдромы, характеризующие их поражение.
^
Макроструктура нижней части ствола мозга, анатомические границы продолговатого и заднего мозга. Отличительные черты в строении и общей организации нижней части ствола головного мозга от спинного мозга. IV желудочек. Образования ромбовидной ямки: ее дно, стенки и крыша. Морфологическая характеристика основных аппаратов головного мозга, расположенных на уровне нижнего ствола: ядра черепно-мозговых нервов, их состав.
Первичные сенсорные ядра задних канатиков, пути от этих ядер к таламусу и мозжечку. Формирование медиальной петли.
Комплекс ядер нижней оливы, характеристика главного ядра оливарного комплекса, его связей, значение в осуществлении двигательной функции.
Анатомическая характеристика ствола головного мозга на уровне варолиевого моста. Общий план строения: основание и покрышка. Микроструктура этих отделов. Ядра черепно-мозговых нервов моста. Топография вестибулярных ядер, их связь с другими образованиями головного и спинного мозга. VIII пара черепно-мозговых нервов, центральные ядра. Топография первичных слуховых ядер. Формирование трапециевидного тела и латеральной петли.
Проводящие пути, возникающие и проходящие на уровне нижней части ствола головного мозга. Формирование и ход медиальной петли, нижних ножек мозжечка, заднего продольного пучка, нисходящих путей к спинному мозгу.
Мозжечок. Эволюция мозжечка у хордовых: основные этапы прогрессивного развития в связи с изменением характера локомоции. Особенности строения мозжечка в разных классах позвоночных. Древний, старый и новый мозжечок; связь отдельных частей мозжечка с другими отделами мозга. Макроанатомия мозжечка человека. Микроструктура мозжечка. Послойная организация коры мозжечка, цитологическая характеристика и пространственное взаимоотношение отростков разных нейронов; роль пространственной организации нейронных элементов мозжечка в обеспечении функции. Ядра мозжечка, их связь с другими отделами головного мозга, со спинным мозгом, соматотопическая организация мозжечка. Состав путей нижних, средних и верхних ножек мозжечка. Ход вестибулярных и спино-мозжечковых компонентов. Особенности эфферентных входов от разных структур головного мозга в кору мозжечка.
^
Макроструктура среднего мозга млекопитающих. Ножки мозга; основание и покрышка. Четверохолмие млекопитающих - подкорковый центр зрительных и слуховых сигналов и рефлекторный центр старт-рефлекса. Связь со спинным мозгом, стволом головного мозга; выход на ретикулярную формацию.
Микроструктура верхнего и нижнего двухолмия и ножек большого мозга. IV и III пары черепно-мозговых нервов, их двигательные ядра; вегетативная часть III пары.
Роль зрительной рецепции в прогрессивном развитии головного мозга, представительство зрительной функции в среднем мозге.
Первичный зрительный рефлекторный центр - (tectum opticum) низших позвоночных. Основные черты его организации (послойное строение и пространственное взаиморасположение нервных клеток и их отростков). Тектум как сложный рефлекторный центр рептилий и птиц. Представительство зрительной, слуховой и общей соматической чувствительности в тектуме; выход на ретикулярную формацию и сегментарные структуры (связь со спинным мозгом и двигательными ядрами ствола).
Моторные ядра: красное ядро и черная субстанция; их цитологическая и функциональная характеристика, связь с другими ядрами ствола мозга.
Проводящие пути среднего мозга. Основание ножек мозга. Топография волокон от разных отделов коры больших полушарий.
^
Развитие диенцефалона у водных позвоночных. Эволюция переднего мозга как основной фактор прогрессивного развития диенцефалона у высших позвоночных. Древние и новые формирования промежуточного мозга.
Основные отделы промежуточного мозга млекопитающих: таламус, субталамус, метаталамус, эпиталамус, гипоталамус. III желудочек - строение, карманы, сосудистое сплетение, связи с другими желудочками мозга.
Зрительный бугор (таламус) - главный подкорковый центр всех видов чувствительности. Две классификации ядер таламуса: анатомическая и функциональная. Особенности нейронной организации (цитологическая характеристика и топическая локализация проекций тела и органов чувств). Ассоциативные ядра таламуса, особенности их филогенетического развития, характер их связей с корой и функциональное значение. Ядра таламуса, проецирующиеся на сенсомоторную кору; их связь с мозжечком и другими ядрами ствола мозга. Таламические ядра, имеющие связь с лимбическими полями и переходными формациями коры и базальными ядрами.
Субталамическая область промежуточного мозга. Границы и положение в системе восходящих путей. Субталамическое ядро, его участие в экстрапирамидной системе двигательного контроля.
Эпиталамус. Ядра уздечки; их связи с другими образованиями головного мозга. Эволюция и роль пинеального органа в ряду позвоночных. Участие эпифиза в контроле биологических ритмов: особенности цитоархитектоники, связи эпифиза.
Гипоталамус. Морфологические черты прогрессивного развития подбугорья в ряду позвоночных. Связь подбугорья с эндокринными железами, вегетативными центрами и ретикулярной формацией ствола. Классификация гипоталамических ядер. Преоптическая область и передний гипоталамус. Нейросекреторные ядра, особенности их связей с разными отделами гипофиза. Гипоталамо-гипофизарная система. Портальная система гипофиза. Средняя и задняя группы ядер гипоталамуса. Значение некоторых ядер этой группы в регуляции гомеостаза; их связь с ретикулярными и лимбическими структурами мозга.
Медиальный пучок переднего мозга, значение в осуществлении взаимодействия переднемозговых, мезенцефалических и лимбических образований. Перивентрикулярная система волокон.
^
Базальные ганглии.
Основные черты морфологической и функциональной эволюции переднего мозга позвоночных. Развитие базальных ганглиев и корковых структур. Архи-, Палео- и Неостриатум - их строение, связи и анатомические основы взаимодействия.
Ограда. Миндалевидный комплекс; афферентные и эфферентные связи миндалины.
Большие полушария головного мозга
Древние, старые и новые корковые формации.
Представительство обонятельного анализатора в переднем мозге. Пути распространения обонятельных импульсов к древней коре. Обонятельная кора млекопитающих, особенности морфологической организации древних корковых формаций, связанных с функцией обоняния.
Гиппокамп, зубчатая извилина. Строение, связи и особенности синаптической организации гиппокампа. Свод. Начало и ход его волокон. Основное лимбическое кольцо (круг Папеца).
Кортикализация как основная линия эволюции переднего мозга у млекопитающих. Новая кора. Доли, поля и извилины; сравнительная характеристика их развития. Развитие теменных и лобных долей. Общие принципы организации неокортекса, особенности цитоархитектоники основных территорий коры.
Классификация полей по Бродману. Представительство в коре сенсорных и двигательных функций.
Модульный принцип строения коры.
Кортикофугальные и кортикопетальные связи. Белое вещество коры. Мозолистое тело.
Представительство в коре больших полушарий мозга человека высших психических функций.

^
Ретикулярная формация ствола головного мозга.
Особенности строения ретикулярных нейронов. Понятие о "ретикулярных ядрах". Гигантские нейроны в РФ. Латеральная, медиальная и медианная зоны ретикулярной формации ствола. Развитие ретикулярных ядер в филогенезе. Связи ретикулярных ядер с выше - и нижележащими отделами ЦНС.
^
Развитие вегетативной нервной системы в онтогенезе. Двойная иннервация внутренних органов. Анимальная и вегетативная рефлекторные дуги: основные отличия. Симпатическая и парасимпатическая системы: сходства и отличия. Понятие о вегетативном ганглии и сплетениях. Симпатический ствол. Краниальный и сакральный парасимпатические отделы. Черепно-мозговые нервы, участвующие в вегетативных реакциях. Высшие вегетативные центры в головном мозге.
^
Структуры промежуточного и переднего мозга, входящие в лимбический круг. Морфология свода. Пути распространения информации в лимбической системе. Поясная извилина, её роль.
^
Микроструктура обонятельных луковиц. Основные клеточные элементы и особенности их строения. Латеральное обонятельное ядро и передняя комиссура. Обонятельные пути в кору больших полушарий. Обонятельная кора. Связь обонятельного анализатора с лимбической системой головного мозга.
^
Периферический отдел: строение глазного яблока. Микроструктура сетчатки. Формирование зрительного нерва.
Проводящие пути: зрительный нерв и зрительный тракт. Оптическая хиазма. Подкорковые центры обработки зрительного анализа - тектум, НКТ, pulvinar. Слоистое строение НКТ. Магно- и парвоцеллюлярная системы. Оптическая радиация. Корковый конец: первичные, вторичные и третичные зоны коры, участвующие в зрительном анализе. Колончатая организация коры. Зоны коры, вовлеченные в анализ сложных зрительных образов (височная и теменная кора).
^
Периферический отдел: наружное, среднее и внутреннее ухо. Строение улитки. Кортиев орган. Волосковые клетки. Формирование слухового нерва. Понятие о центрифугальной иннервации рецепторов.
Проводящие пути и ядра ствола: слуховые ядра ствола мозга. Формирование трапециевидного тела и латеральной петли. Анализ информации на уровне среднего мозга. Медиальное коленчатое тело. Слуховая радиация. Корковый конец: слуховая кора человека. Развитие височной доли у приматов. Специфические речевые зоны человека и их локализация.
^
Строение периферического отдела: полукружные каналы и мешочки. Особенности вестибулярных рецепторов. Образование и ход вестибулярного нерва. Вестибулярные ядра ствола мозга - локализация и отличия. Вестибулярные пути в спинной мозг, мозжечок. Связь с глазодвигательными нервами и ретикулярной формацией ствола.
^
Основные рецепторы в коже, мышцах и сухожилиях - строение. Псевдоуниполярные нейроны спинального ганглия. Восходящие тракты спинного мозга: тонкий и клиновидный пучок, спино-цервикальный и спино-таламический тракты. Формирование медиальной петли. Вентро-базальный комплекс таламуса. Сенсомоторная кора, топическая организация трактов и сенсомоторной коры.
Тройничный нерв, его чувствительные ядра.
^
Вкусовые рецепторы языка и ротовой полости. Иннервация вкусовых рецепторов. Черепно-мозговые нервы, участвующие в проведении информации от вкусовых рецепторов. Ядро одиночного пути. Корковые центры вкуса.
^
Моторные зоны коры больших полушарий. Особенности строения моторных зон коры. Пирамидный тракт. Особенности пирамидного тракта у человека и животных. Гигантские пирамиды Беца.
Экстрапирамидные пути - роль базальных ядер, черной субстанции, красного ядра, субталамического ядра в двигательном контроле. Связи экстрапирамидных путей с мозжечком.
^
Мышцы глазного яблока и их иннервация. Черепно-мозговые нервы, участвующие в осуществлении глазодвигательной функции. Связь ядер глазодвигательных нервов и вестибулярных ядер. Система медиального продольного пучка и его ядра. Высшие корковые глазодвигательные центры. Фронтальное глазодвигательное поле. Формирование центров горизонтальных движений глаз и вертикальных движений глаз в стволе. Дуги вегетативных рефлексов: зрачкового рефлекса и аккомодационного рефлекса.
^
Основной задачей студентов при выполнении практических работ является знакомство с микро- и макропрепаратами структур ЦНС и зарисовка этих структур в рабочих альбомах. Рисунки должны выполнятся на листах ватмана формата А4 простым карандашом. Помимо альбома рисунков студенты составляют тематический словарь анатомических терминов.
^
Цель работы: Изучить структуру нервной ткани и нейрона
Оборудование: микроскоп, микропрепарат нервной ткани.
Ход работы:
Установить предметное стекло с препаратом нервной ткани на столик микроскопа
Рассмотреть препарат при большом увеличении (не менее 200)
Сделать рисунок нервной ткани с обозначением клеточных элементов и структур нейрона.
^
Цель работы: Познакомиться с особенностями формирования головного мозга на эмбриональной стадии онтогенеза
Оборудование: микроскоп, препараты головного мозга эмбриона.
Ход работы:
Установить предметное стекло с препаратом головного мозга эмбриона на столик микроскопа
Рассмотреть препарат при малом увеличении (не более 70)
Сделать рисунок среза головного мозга эмбриона с обозначением мозговых пузырей.
^
Цель работы: Познакомиться со строением спинного мозга
Оборудование: Препарат спинного мозга с препарированной твердой мозговой оболочкой. Поперечный срез спинного мозга. Микроскоп
Ход работы:
Рассмотреть и зарисовать препараты спинного мозга.
Найти и обозначить следующие структуры:
передний корешок
задний корешок
спинномозговой узел
спинномозговой нерв
передний рог
боковой рог
задний рог
серое вещество
белое вещество
^
Цель работы: Познакомится со строением продолговатого и заднего мозга
Оборудование: Препарат ствола мозга
Ход работы:
Рассмотреть и зарисовать продолговатый и задний мозг с вентральной стороны.
Найти и обозначить следующие структуры:
пирамида
перекрест пирамид
олива
подъязычный нерв
добавочный нерв
блуждающий нерв
языкоглоточный нерв
мост
тройничный нерв
лицевой нерв
^
Цель работы: Познакомится со строением среднего мозга
Оборудование: Препарат ствола мозга, поперечный срез среднего мозга.
Ход работы:
Рассмотреть и зарисовать средний мозг с дорсальной стороны.
Найти и обозначить следующие структуры:
верхний холмик
нижний холмик
ножки мозга
Рассмотреть и зарисовать срез средний мозга.
Найти и обозначить следующие структуры:
крыша среднего мозга
покрышка
водопровод
черное вещество
^
Цель работы: Познакомится со строением промежуточного мозга
Оборудование: Полушарие головного мозга с рассеченным в сагитальной плоскости стволом и мозжечком. Препарат ствола мозга, срез промежуточного мозга
Ход работы:
Рассмотреть сагиттальное сечение ствола мозга и зарисовать промежуточный мозг.
Найти и обозначить следующие структуры:
таламус
гипоталамус
гипофиз
эпифиз
^
Цель работы: Познакомится со строением переднего мозга
Оборудование: Препарат целого мозга. Фронтальный срез полушария. Полушарие головного мозга с рассеченным в сагитальной плоскости стволом и мозжечком.
Ход работы:
Рассмотреть фронтальной сечение полушарий мозга и зарисовать базальные ганглии.
Найти и обозначить следующие структуры:
миндалевидное тело
ограда
хвостатое ядро
скорлупа
бледный шар
Рассмотреть препарат целого мозга и зарисовать поверхность больших полушарий головного мозга.
Найти и обозначить следующие структуры:
лобная доля
теменная доля
височная доля
затылочная доля
центральная борозда
предцентральная извилина
постцентральная извилина
верхняя, средняя, нижняя височные извилины
^
Задание для стартового рейтинга
1. Составьте хронологическую таблицу основных этапов развития нейроанатомии.
2. Дайте схематическое изображение основных типов нервной системы в эволюции и приведите примеры животных, имеющих соответствующую организацию.
Задание для 1-го рейтинга
1. Дайте схематическое изображение морфологических типов нейронов, подпишите составляющие элементы, и укажите структурную принадлежность данных типов.
2. Зарисуйте схему центральной части фронтального среза головы и обозначьте защитные структуры головного мозга.
3. Зарисуйте схематические изображения ЦНС человека на последовательных этапах эмбриогенеза, указав сроки и размеры эмбриона, и обозначьте формирующиеся структуры.
^
1. Зарисуйте схематическое изображение поперечного среза сегмента спинного мозга и обозначьте морфологические элементы серого и белого вещества. Укажите функциональную значимость обозначенных структур.
2. Изобразите схему взаиморасположения анатомических образований продолговатого мозга и моста (на дорзальной поверхности) и подпишите их русские названия.
3. Нанесите на полученную схему (см. задание 2) проекцию ядер черепных нервов.
Задание для 3-го рейтинга
1. Зарисуйте схематическое изображение поперечного среза среднего мозга, обозначьте основные морфологические элементы и укажите их функциональную роль.
2. Изобразите схему ядерных зон гипоталамуса, обозначьте соответствующие элементы.
Задание для 4-го рейтинга
1. Дайте схематическое изображение наружной поверхности полушария головного мозга человека с обозначением основных борозд (1-го порядка), его долей и полюсов.
2. Изобразите на центральной сагитальной плоскости, с соблюдением пропорций, медиальную поверхность полушария, мозолистое тело, ствол мозга и мозжечок. Подпишите основные анатомические структуры.
3. Зарисуйте цитоархитектоническую схему коры полушарий и обозначьте слои коры.
4. Зарисуйте (схематически) взаиморасположение основных извилин лобной, теменной, височной и затылочной долей полушария, подпишите названия, и обозначьте расположение первичных проекционных зон анализаторов. Нанесите на полученную схему проекцию корковых полей, специфических для человеческой деятельности - центры Брока, Вернике, и т.п.
^
Стартовый рейтинг 5
Ответ на блок теоретических вопросов 3
Выполнение самостоятельных заданий 1
Посещение занятий 1
^
Ответ на блок теоретических вопросов 10
Выполнение самостоятельных заданий 5
Посещение занятий 5
Второй рубежный рейтинг 25
Ответ на блок теоретических вопросов 15
Выполнение самостоятельных заданий 5
Посещение занятий 5
^
Ответ на блок теоретических вопросов 15
Выполнение самостоятельных заданий 5
Посещение занятий 5
Четвертый рубежный рейтинг 25
Ответ на блок теоретических вопросов 15
Выполнение самостоятельных заданий 5
Посещение занятий 5
Всего 100
Дополнительные баллы 15
^
Стартовый рейтинг
Вариант 1
1. Из каких основных частей и отделов состоит нервная система человека?
2. Какие принципы заложены в выделении тех или иных частей и отделов ЦНС?
3. Каковы особенности строения твердой оболочки головного и спинного мозга?
Вариант 2
1. Кратко охарактеризуйте структуры ЦНС.
2. Что представляют собой и где располагаются элементы периферической нервной системы?
3. Какие структурно-функциональные комплексы обеспечивают гематоэнцефалический барьер?
Вариант 3
1. Что означает термин "иннервация"?
2. Какие методы исследования используются в нейроанатомии для изучения строения мозга?
3. Что представляет собой ликвор, и как происходит его циркуляция?
Вариант 4
1. Какие методики используются для исследования микроструктуры нервной ткани?
2. Какие положения лежат в основе "нейронной теории"; (кем и когда она была создана)?
3. Что представляет собой внутренняя среда ЦНС?
Вариант 5
1. Что представляет собой стереотаксический метод исследования структур головного мозга?
2. Какие основные координатные оси и плоскости используются при описании взаиморасположения структур в анатомической практике?
3. Какими образованьями защищен головной и спинной мозг от внешних воздействий?
Рубежный рейтинг 1
Вариант 1
Из каких структурно-функциональных единиц состоит нервная ткань?
Какие структурные элементы выделяют у нейронов, и какие функциональные особенности они определяют?
Какие структурные элементы определяют особенности распространения возбуждения по нервной ткани?
Какие процессы лежат в основе усложнения и совершенствования нервной системы в филогенезе?
В чем заключаются основные положения закона Геккеля - Мюллера?
Какова последовательность формирования в онтогенезе неокортекса?
Вариант 2
Чем определяется и какова скорость распространения возбуждения по нервной ткани?
Какие существуют типы нейронов, в соответствии с их морфофункциональными особенностями?
В чем заключаются морфологические особенности эфферентных нейронов, и где они располагаются?
Какую структуру имела нервная система на ранних этапах эволюции?
Какие процессы гистогенеза определяют формирование структур ЦНС?
Когда в процессе онтогенеза начинают формироваться борозды 3-го порядка?
Вариант 3
На какие группы подразделяют афферентные нейроны, и где в нервной системе они располагаются?
Какова морфология и функция интернейронов?
Что такое синапс?
Какие структурные образования возникли при формировании человеческого мозга, и как это отразилось на его морфологии?
Каковы морфофункциональные особенности спинного мозга в филогенетическом аспекте?
В какие сроки эмбриогенеза возникают борозды 1-го порядка на поверхности полушарий?
Вариант 4
Какие морфологические особенности синаптического образования определяют линейность и дискретность прохождения нервного импульса?
На какие типы подразделяют глиальные элементы, и как они распределены?
Что такое шванновские клетки, и какова их роль в нервной системе?
Какие факторы детерминировали трансформацию нервной системы в эволюции?
Каким образом в эволюции происходило совершенствование головного мозга?
Какова последовательность и сроки морфогенеза стволовых частей мозга?
Вариант 5
Какова структура и функция нейросекреторных клеток?
Какой структурно-функциональный комплекс образуют нейросекреторные клетки?
Какую морфологию имеют периферические нервные волокна (нервы и нервные стволы)?
Какие основные этапы принято выделять в эволюции нервной системы?
Что означают термины "цефализация" и "кортиколизация"?
Как происходит формирование переднего мозга в эмбриогенезе?
Рубежный рейтинг 2
Вариант 1
Как в структурном плане организован спинной мозг?
Какие анатомические образования принято выделять на поверхности ромбовидной ямки, и чем они обусловлены?
Какое количество сегментов содержится в каждом из отделов спинного мозга и каковы их особенности?
Что является субстратом переднего корешка?
Каково соотношение чувствительных и двигательных элементов в спинном мозге?
Какие анатомические образования выделяют в мозжечке?
Вариант 2
Что иннервируют V - VIII пары черепных нервов?
Что является субстратом заднего корешка?
Какие структуры образуют стенки и крышу четвертого желудочка?
Что является субстратом спинномозгового ганглия?
Дайте морфофункциональную характеристику ядер черепных нервов заднего мозга.
Какую структуру имеют полушария мозжечка?
Вариант 3
Какой структурой заканчивается спинной мозг, и на каком уровне позвоночника?
Какие черепные нервы выходят из ствола мозга в пределах моста?
Какие утолщения выделяют в спинном мозге, и почему?
Какие нейроны образуют передние столбы, и какие функции они обеспечивают?
Какие анатомические структуры образованы в мостовой части ствола мозга скоплениями нейронов?
Как организовано серое вещество внутренней (медиальной) части мозжечка?
Вариант 4
Какие нейроны образуют задние столбы, и какие функции они обеспечивают?
Какие нейроны образуют боковые столбы, и какие функции они обеспечивают?
Какие анатомические структуры в мостовой части ствола мозга образованы волокнами белого вещества?
Как организовано белое вещество спинного мозга?
Какова топография варолиева моста, и какие основные анатомические образования здесь принято выделять?
Как организовано серое вещество поверхностной части полушарий (неоцеребелум)?
Вариант 5
Какие основные эфферентные тракты (канатики) имеются в спинном мозге, и как они располагаются?
Какие структуры относятся к заднему мозгу, и как они располагаются относительно окружающих структур?
Какие основные афферентные тракты (канатики) имеются в спинном мозге, и как они располагаются?
Дайте морфофункциональную характеристику ядер черепных нервов продолговатого мозга.
Сколько ножек у мозжечка, и из чего они состоят?
Где располагается продолговатый мозг и каковы его анатомические особенности?
Вариант 6
Какие черепные нервы выходят из продолговатого мозга и что они иннервируют?
Какова топография вентральной и дорсальной поверхностей продолговатого мозга?
Как в продолговатом мозге располагаются волокна проводящих путей нисходящего и восходящего направлений?
Какие скопления нервных клеток имеются в стволе мозга относящегося к продолговатому мозгу?
Какие функциональные группы образуют скопления (ядра) заднего мозга?
С какими структурами ножки связывают мозжечок, и каково их функциональное значение?
Рубежный рейтинг 3
Вариант 1
Где располагается средний мозг, и какие структуры с ним граничат?
Какие анатомические образования составляют средний мозг?
Чем образованы ножки мозга?
Какие структуры залегают в центральной части среднего мозга, и какую функциональную нагрузку они несут?
Какие группы мышц иннервируют XI и XII пары черепных нервов, и, соответственно, какие функциональные нарушения могут возникнуть при их патологии?
Вариант 2
Какие черепные нервы выходят из области среднего мозга, и каково их функциональное значение?
На какие функциональные группы принято разделять черепные нервы?
Каковы особенности входа волокон I,II и VIII пар черепных нервов в мозговые структуры?
Как анатомически и функционально организована "крыша" среднего мозга?
Регуляцию, каких процессов в организме обеспечивают отдельные ядерные комплексы гипоталамуса?
Вариант 3
Что иннервирует тройничный нерв (V пара), и какие функциональные нарушения могут возникнуть при его патологии?
Что иннервирует лицевой нерв (VII пара), и какие функциональные нарушения могут возникнуть при его патологии?
Что иннервирует языкоглоточный нерв (IX пара), и какие функциональные нарушения могут возникнуть при его патологии?
К какому отделу нервной системы относится X пара, и каковы особенности его иннервации?
Где располагается промежуточный мозг, и с какими структурами он граничит?
Вариант 4
Из каких анатомических образований состоит промежуточный мозг?
Из каких типов ядер состоит серое вещество таламуса, и в чем заключается их функциональная роль?
Каково взаиморасположение "специфических" ядер таламуса?
Какие структуры образованы волокнами белого вещества, исходящими из "специфических" ядер таламуса, и где они заканчиваются?
Где располагается и что обеспечивает в функциональном плане система "неспецифических" ядер таламуса?
Вариант 5
Что понимается под "ассоциативными" ядрами таламуса, и где они располагаются?
Какие анатомические структуры выделяют в гипоталамической области?
В какие основные топографические группы ядер организованы нейроны гипоталамуса?
Что иннервируют III, IV и VI-я пары черепных нервов, и, соответственно, какие функциональные нарушения могут возникнуть при их патологии?
Как изменились некоторые виды клеток гипоталамуса, и что, в отличие от типичных нейронов, они обеспечивают?
Вариант 6
Какая группа ядер гипоталамуса связана с парасимпатическим отделом нервной системы, а какая с симпатическим отделом?
В чем заключается особенность морфологии ретикулярных нейронов?
Какие основные части принято выделять в РФ, и в каких отделах ствола мозга они находятся?
Где располагаются, и как называются центральные структуры экстрапирамидной системы?
С какими нижележащими структурами, и каким образом связаны ядра экстрапирамидной системы?
Рубежный рейтинг 3
Вариант 1
Из каких структурных образований состоит конечный мозг?
Как организована периферическая часть парасимпатического отдела ВНС?
Какие основные эфферентные тракты принято выделять в ЦНС, и каково их взаиморасположение?
Как формируется и миелинизируется в эмбриогенезе белое вещество мозга?
Какие структуры мозга относятся к палеокортексу, и каков общий план их строения?
Где располагается центр Вернике (поля №22 и 42 по Бродману), и какие нарушения могут возникать при болезненных процессах в этой области?
Где располагается "глазодвигательная" область коры (поле №8 по Бродману), и как она организована?
Как в морфологии неокортекса проявляется функциональная асимметрия тела (право/леворукость)?
В чем заключаются особенности структурно-функциональной организации медиобазальных отделов коры?
Какие анатомические структуры принято включать в понятие "лимбическая доля", и чем определяется рельеф ее кортикальной части?
Вариант 2
Какие основные морфологические типы нейронов образуют отдельные слои неокортекса?
Что образуют нейронные скопления, входящие в центральную часть парасимпатического отдела ВНС?
Какова общая схема хода волокон в ЦНС, несущих информацию о состоянии опорно-двигательного аппарата?
Какова структурно-функциональная организация миндалевидного комплекса и септальной области полушарий?
Где располагается "миндалевидное тело", и каково его функциональное значение?
Где располагается центр Брока (поле №44 по Бродману), и какие нарушения могут возникнуть при болезненных процессах в этой области?
На поверхности каких извилин располагаются первичные зоны обонятельного (поле №11 по Бродману) и вкусового анализаторов (поле №43 по Бродману)?
Каковы особенности расположения ассоциативных (специфических для человека) участков неокортекса, и какие области полушарий они занимают?
В чем заключаются особенности структурно-функциональной организации задних отделов коры?
Каково расположение височной доли, относительно остальных долей полушария?
Вариант 3
В чем принципиальное отличие структурно-функциональной организации коры полушарий от стволовых структур мозга?
Какие структуры и органы тела человека иннервирует парасимпатический отдел ВНС, и каким образом проявляется его активность?
Какова общая схема хода волокон в ЦНС, несущих в высшие интегративные центры информацию о состоянии поверхности кожи?
Какая структура является "сердцем" лимбической системы?
Где располагается "полосатое тело", и из каких анатомических образований оно состоит?
Какие участки коры являются специфичными для человеческого мозга, и какие функциональные возможности они обеспечивают?
На поверхности какой извилины располагается первичная сенсорная кора (поле №3 по Бродману), и как она организована?
Каковы особенности внутренней организации вторичных зон неокортекса?
В чем заключаются особенности структурно-функциональной организации передних отделов коры?
Какие основные борозды определяют топографию теменной доли и как располагаются ее извилины и дольки?
Вариант 4
В чем заключаются основные структурные и морфологические отличия полушарий конечного мозга человека и животных?
Какие структуры образуют периферическую часть симпатического отдела ВНС?
Какую компактную структуру белого вещества в основании полушарий образует основная часть волокон проекционной лемнисковой системы?
Какие структуры и почему принято объединять в единую лимбическую систему мозга?
Как и за счет каких процессов формируется кора больших полушарий в эмбриогенезе?
В чем заключается структурно-функциональная специфика участков коры на верхней и нижней теменных дольках (поля № 5, 7, 40 по Бродману)?
Где располагается, и что образует центральная часть симпатического отдела ВНС?
Что понимается под термином: "соматотопическая организация"?
Что понимается под понятием "борозды 1-го порядка"?
Какими основными бороздами и извилинами определяется рельеф затылочной доли?
Вариант 5
Где располагается высший интегративный центр ВНС, и как, в общих чертах, он организован?
Где находятся вторичные зоны отдельных анализаторов (поля № 1, 2, 6, 18, 19, 22 по Бродману), и в чем заключаются их структурно-функциональные отличия от первичных зон?
На какие доли, и почему принято разделять кору полушарий большого мозга?
Какие зоны, дополнительно к первичным, принято выделять на поверхности коры головного мозга человека, и почему?
Что понимается под определением "проводящие пути" - тракты (афферентные и эфферентные), и как они распределены в мозге?
На поверхности какой извилины располагается первичная слуховая кора (поле №41 по Бродману), и как она организована?
В чем заключаются особенности структурно-функциональной организации первичных проекционных зон?
Какие функции в организме обеспечивает вегетативная нервная система, и из каких отделов она состоит?
Какие основные борозды и извилины определяют топографию поверхности лобной доли, и как они взаиморасположены?
Каким образом, и почему в коре выделяют более дробные специфические участки - зоны и поля?
Вариант 6
Какие анатомические структуры образуют комиссуральные волокна и как они организованы?
Как располагаются и какие структуры образуют нейроны во внутренних (медиобазальных) частях полушарий?
Каков общий план взаиморасположения структур палеокортекса?
Какие типы пучков образуют ассоциативные волокна, и что они объединяют?
На поверхности какой извилины располагается первичная зрительная кора (поле №17 по Бродману), и как она организована?
Какие виды волокон выделяют в белом веществе, и что, соответственно они соединяют?
Какие борозды и извилины имеются на поверхности височной доли, и как они ориентированы?
Где располагается островковая доля?
На какие общие отделы и зоны принято разделять кору, и почему?
На поверхности какой извилины располагается первичная моторная кора (поле №4 по Бродману), и как она организована?
^
Максимальная оценка за весь курс составляет 100 баллов. Дополнительные баллы (до 15) могут быть выставлены за другие виды работ не предусмотренные учебным планом дисциплины (выполнение рефератов, участие в научных конференциях, научно-исследовательской работе и т.д.).
Семестровый рейтинг по дисциплине выставляется нарастающим итогом по рубежным рейтингам. Эти результаты заносятся в рейтинговую ведомость по дисциплине и дублируются в журнале посещений студентов.
В зачетную книжку по итоговой сумме балов проставляется соответствующая оценка:
85-100 баллов – «отлично»,
70-84 балла – «хорошо»,
60-69 баллов – «удовлетворительно»,
менее 60 баллов – «неудовлетворительно».
-
^
Ультраструктура нервной клетки и синапса.
История становления нейроанатомиии как науки.
Методы применяемые в нейроанатомии и нейрогистологии.
Онтогенез нервной системы позвоночных.
Возрастные изменения в структуре ЦНС.
Нейрохимическое картирование ЦНС.
История развития нервной системы позвоночных.
Современное состояние нейропсихологии.
Нейроанатомия эмоций.
Нероанатомия памяти.
Нейроанатомия регуляции сна и бодрствования.
Цитоархитектонока больших полушарий.
Морфологические аспекты межполушарной асимметрии.
Анатомия зрительного анализатора.
Анатомия слухового анализатора.
Анатомия обонятельного и вкуксового анализаторов.
Анатомия кожно-кинестетического анализатора.
Анатомия неспецифических систем мозга.
Индивидуальная вариабильность морфологических особенностей ЦНС.
Структурные изменения в ЦНС при болезнях мозга.
^
-
Темы контрольных работ соответствуют рабочей программе дисциплины. От студента заочной формы обучения требуется выполнение одного из вариантов контрольных работ (вариант определяется по последней цифре зачетной книжки) и практических работ для самостоятельного выполнения (раздел 2.3). Работы выполняются в межсессионный период и представляются в деканат не позднее, чем за две недели до начала сессии. Текстовую часть контрольной работы желательно представлять в виде печатного текста, рисунки должны быть выполнены простым карандашом на листах ватмана формата А4. На итоговом занятии необходимо пройти собеседование по выполненным заданиям.
Вариант 1
Нервная система и ее значение в организме. Классификация нервной системы и взаимосвязь ее отделов.
Симпатические сплетения брюшной полости и таза, их топография, узлы, ветви.
Лицевой нерв, его топография, ветви и области иннервации.
Вариант 2
Понятие о нейроне (нейроците). Нервные волокна, корешки, спинномозговые узлы. Простая и сложная рефлекторные дуги.
Поясничный и крестцовый отделы симпатического ствола.
Тройничный нерв, его ветви, их топография и области иннервации.
Вариант 3
Спинной мозг: его развитие, сегментарность, топография, внутреннее строение, локализация проводящих путей в белом веществе, кровоснабжение.
Шейный и грудной отделы симпатического ствола: топография, узлы и ветви.
I,II,III,IV и VI пары черепных нервов, их топография и функциональное значение.
Вариант 4
Развитие головного мозга, мозговые пузыри и их производные. Передний мозг, его развитие, отделы и функции.
Симпатический отдел вегетативной нервной системы. Общая характеристика.
Двигательные проводящие (пирамидные и экстрапирамидные) пути.
Вариант 5
Конечный мозг. Серое и белое вещество на срезах полушарий мозга (базальные ядра, расположение и функциональное значение нервных пучков во внутренней капсуле).
Борозды и извилины медиальной и базальной поверхностей полушарий большого мозга.
Проводящие пути проприоцептивной чувствительности мозжечкового и коркового направления.
Вариант 6
Борозды и извилины верхнелатеральной поверхности полушарий большого мозга.
Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. Общая характеристика, краниальная и сакральная части, узлы.
Проводящие пути экстероцептивных видов чувствительности (болевой, температурной, осязания и давления).
Вариант 7
Строение коры большого мозга. Локализация функций в коре полушарий большого мозга.
Вегетативная часть нервной системы, ее деление и характеристика отделов.
Продолговатый мозг: внешнее и внутреннее строение, ядра, топография ядер черепно-мозговых нервов.
Вариант 8
Обонятельный мозг, его центральный и периферический отделы.
XI, XII пары черепных нервов, их ядра, топография и области иннервации.
Мозжечок, его строение: ядра мозжечка, ножки мозжечка, их волоконный состав.
Вариант 9
Промежуточный мозг: его отделы, строение, третий желудочек.
IX пара черепных нервов, ее ядра, топография и области иннервации.
Средний мозг, его части, их внутреннее строение. Топография проводящих путей в среднем мозге.
Вариант 10
Задний мозг, его части, внутреннее строение. Ядра заднего мозга.
Блуждающий нерв: его ядра, их топография, ветви и области иннервации.
Ромбовидная ямка: ее рельеф, проекция на него ядер черепных нервов.
-
^
Нервная система и ее значение в организме. Классификация нервной системы и взаимосвязь ее отделов.
Понятие о нейроне (нейроците). Нервные волокна, корешки, спинномозговые узлы. Простая и сложная рефлекторные дуги.
Спинной мозг: его развитие, сегментарность, топография, внутреннее строение, локализация проводящих путей в белом веществе, кровоснабжение.
Развитие головного мозга, мозговые пузыри и их производные.
Передний мозг, его развитие, отделы и функции. Конечный мозг.
Серое и белое вещество на срезах полушарий мозга (базальные ядра, расположение и функциональное значение нервных пучков во внутренней капсуле).
Борозды и извилины медиальной и базальной поверхностей полушарий большого мозга.
Борозды и извилины верхнелатеральной поверхности полушарий большого мозга.
Строение коры большого мозга. Локализация функций в коре полушарий большого мозга.
Боковые желудочки мозга, их стенки. Сосудистые сплетения. Пути оттока спинномозговой жидкости.
Обонятельный мозг, его центральный и периферический отделы.
Промежуточный мозг: его отделы, строение, третий желудочек.
Средний мозг, его части, их внутреннее строение. Топография проводящих путей в среднем мозге.
Задний мозг, его части, внутреннее строение. Ядра заднего мозга.
Мозжечок, его строение: ядра мозжечка, ножки мозжечка, их волоконный состав.
Продолговатый мозг: внешнее и внутреннее строение, ядра, топография ядер черепно-мозговых нервов.
Ромбовидная ямка: ее рельеф, проекция на него ядер черепных нервов.
Проводящие пути экстероцептивных видов чувствительности (болевой, температурной, осязания и давления).
Проводящие пути проприоцептивной чувствительности мозжечкового и коркового направления.
Двигательные проводящие (пирамидные и экстрапирамидные) пути.
I,II,III,IV и VI пары черепных нервов, их топография и функциональное значение.
Тройничный нерв, его ветви, их топография и области иннервации.
Лицевой нерв, его топография, ветви и области иннервации.
Блуждающий нерв: его ядра, их топография, ветви и области иннервации.
IX пара черепных нервов, ее ядра, топография и области иннервации.
XI, XII пары черепных нервов, их ядра, топография и области иннервации.
Спинномозговой нерв и его ветви. Формирование сплетений спинномозговых нервов
Вегетативная часть нервной системы, ее деление и характеристика отделов.
Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. Общая характеристика, краниальная и сакральная части, узлы.
Симпатический отдел вегетативной нервной системы. Общая характеристика.
^
Анатомия человека. Под ред. М.Р. Сапина. М.: Медицина, 1993, т.2
Естественнонаучные основы психологии. Под ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия и др. М.: Педагогика,1978.
Хрестоматия по анатомии ЦНС. Ред.-сост. Хлудова Л.К., М., Изд. "РПО", 1998.
Негашева М.В., Савельев С.В. Практикум по анатомии мозга человека, М., 2001
Атлас анатомии человека. Под ред. Р.Д. Синельникова. М.: Медицина, 1978. т.3.
^
Вегетативная нервная система. Кнорре А.Г., Лев И.Д., Л., "Медицина", 1977.
Гиппокамп и память. Виноградова О.С., М., Изд."Наука", 1975.
Гистология и анатомия (учебное пособие). Афанасьев Ю.И. и др., М., "Медицина", 1989
Лимбическая система Латаш Л.П., в БСЭ, т.14, М., 1973.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1978.
Мозг и психика. Ярвилехто Т., М., Изд. "Прогресс", 1981.
Мозг, разум и поведение. Блум Ф. И и др., М., "Мир", 1988.
Мозг. Под ред. Силюнова П.В., М., Изд. "Мир", 1997.
Молекулярная биология клетки. Албертс Б. И др., М., Изд."Мир", 1994.
Морфология мозга человека. Моренков Э.Д., М., Изд. МГУ, 1978.
Неврология (учебное пособие). Мартинов Ю.С., М., 1998.
Нейрофизиологические аспекты психической деятельности. Бехтерева Н.П., Л., Изд."Наука",1971.
Нерв, мышцы, синапс. Катц Б., М., Изд. "Мир", 1968.
Основы нейропсихологии. Лурия А.Р., М., Изд. МГУ, 1973.
Развивающийся мозг: системный анализ. Ата-Мурадова Ф.А., М., "Медицина", 1980.
Развитие учения о мозге и поведении. Соколова Л.В., М., Изд. СПб.У, 1995.
Разумный мозг. Эделмен Дж. и др., М., Изд."Мир", 1981.
Семенов Э.В. Физиология и анатомия человека. М., 1997.
Сепп Е.К. История развития нервной системы позвоночных. М.: Медгиз,1959.
Симонов П.В. Мозг. М.: Мир,1984.
Структура и функции коры большого мозга. Беритов И.С., М., 1969.
Тайны анатомии. Керол Доннер, М., "Мир", 1988.
Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Скоромец А.А. и др., С-Петербург, 1996.
Устройство памяти - от молекул к сознанию. Роуз С., М., "Мир",1995.
Функциональная анатомия сенсорных систем. Иваничев Г.А., Казань, 1997.
Функциональная анатомия ЦНС. Дорофеев А.А. и др., Пермь,1994.
Что такое психология. Годфруа Ж., М., Изд."Мир", 1996.
Шаде Д. Форд Д. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.
Языки мозга. Прибрам К. М., Изд. "Прогресс", 1975.
^
Схемы, таблицы и муляжи
Набор "Таблицы по Анатомии и Физиологии человека" (37 таблиц) Изд. "Просвещение", М.,1978г, под ред. А.Н. Кабанова и В.А. Беляева.
Набор объемных схем "Структуры головного мозга человека" (14 моделей) Изд. "Просвещение", СПб., 1997г, под ред. Л.Ф. Гаврилова.
"Функциональная анатомия ЦНС" - Часть 1 и 2 (48 иллюстраций). Изд. Медучпособие МЗ РСФСР, М.,1984г, под ред. М.П. Сапина.
Набор муляжей (М - 1:1) - полушария головного мозга человека, череп человека (разборный).
Набор натуральных препаратов ЦНС человека
Микропрепараты нервной ткани – демонстрация нейронов ЦНС, знакомство с методами окраски гистологических препаратов .ервной ткани
Спинной мозг с препарированной твердой мозговой оболочкой - демонстрация отделов спинного мозга, корешков и ганглиев, "конского хвоста" и внутренней структуры.
Полушарие головного мозга с рассеченным в сагитальной плоскости стволом и мозжечком - демонстрация общего вида полушария и мозолистого тела, и соотношение со стволовой часть мозга.
Препарат ствола мозга ( полушария отсечены) - демонстрация анатомии продолговатого мозга, моста, четверохолмия среднего мозга, таламусов, хиазмы, воронки гипоталамуса и иаммилярных тел.
Препарат целого мозга - демонстрация основных борозд и извилин, сращения мякгой мозговой оболочки, сосудистого сплетения четвертого желудочка и пр.
Фронтальный срез полушария (лобные доли отсечены) - демонстрация коркового вещества, белого вещества и базальных ганглиев.
|