Учебная программа курса по выбору дисциплины «Гигиена питания» Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело icon

Учебная программа курса по выбору дисциплины «Гигиена питания» Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело





Скачать 208.26 Kb.
Название Учебная программа курса по выбору дисциплины «Гигиена питания» Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело
Дата 05.04.2013
Размер 208.26 Kb.
Тип Учебная программа курса
Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный медицинский университет»

Утверждаю

Первый проректор, профессор

С.Д. Денисов

«____» _______ 20__ г.

Рег. № УД-L.02-09/99/0910/э

нутрициология:

метаболическая профилактика

Учебная программа курса по выбору дисциплины «Гигиена питания»

Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело

Факультет

Медико-профилактический

Кафедра

Общей гигиены

Курс

6

Семестр

12

Лекций

0 час.




Формы аттестации:

Семестр

Практических занятий

21 час.










Семинарских занятий

9




зачет

12

Всего часов аудиторных занятий

30 час.










Всего часов для изучения

45
















Составитель

Я.Н.Борисевич, ассистент кафедры общей гигиены

Минск БГМУ 2009

Учебная программа курса по выбору «Нутрициология: метаболическая профилактика» для специальностей высшего медицинского образования первой ступени подготовлена в соответствии с учебной программой по дисциплине «Гигиена питания» для специальности 1 –79 01 03 «Медико-профилактическое дело».

Рекомендована к утверждению в качестве учебной программы курса по выбору на заседании кафедры общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

«3» ноября 2009 г. (протокол № 4)

Заведующая кафедрой, доцент




Н.Л. Бацукова

Одобрена в качестве учебной программы курса по выбору методической комиссией медико-профилактических дисциплин Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» и рекомендована к утверждению 28 января 2010 года, протокол № 4.

Председатель методической комиссии медико-профилактических дисциплин, профессор




Г.Н. Чистенко

Оформление учебной программы курса по выбору соответствует установленным требованиям.

Эксперт - методист




Н.Г. Захарик

«____» _______ 20__ г.


Введение

Курс по выбору «Нутрициология: метаболическая профилактика» - это углубленное изучение разделов дисциплины «Гигиена питания с целью разработки современных методов метаболической профилактики алиментарных болезней.

Рациональное питание человека в значительной степени обуславливает состояние его здоровья. В настоящее время является актуальной проблема обучения студентов разработке научных основ обоснования практических рекомендаций по организации рационального питания различных групп населения.

^ Цели преподавания: углубление подготовки студентов по следующим разделам «Гигиенические основы физиологии и биохимии питания», «Основы рационального питания. Питание отдельных групп обучения» учебной программы.

^ Задача преподавания: на основе углубления знаний по разделам «Гигиены питания» осуществить формирование профессиональной компетенции путем обучения методам гигиенической диагностики и коррекции состояния здоровья в связи с характером питания (статуса питания); методам донозологической диагностики алиментарных нарушений: избыточной массы тела, белково-энергетической недостаточности, гиповитаминозов, микроэлементозов, дисбактериозов пищеварительного тракта, синдрома малабсорбции и маладаптации, в том числе.

^ Цель изучения студентами курса по выбору: углубление знаний и приобретение умения по разделам «Гигиенические основы физиологии и биохимии питания», «Основы рационального питания. Питание отдельных групп обучения» для формирования профессиональной компетенции.

^ Задача изучения студентами курса по выбору: формирование профессиональной компетенции в процессе углубленной подготовки по разделам «Гигиенические основы физиологии и биохимии питания», «Основы рационального питания. Питание отдельных групп населения».

Изучение курса по выбору «Нутрициология: метаболическая профилактика» осуществляется после окончания изучения основной учебной программы и успешной текущей аттестации по дисциплине «Гигиена питания».

Интеграция тем учебной программы курса по выбору с учебными программами других дисциплин реализуется при выполнении студентами практических заданий, являющихся элементами учебных программ дисциплин учебных планов специальностей высшего медицинского образования первой ступени. Освоение учебной программы курса по выбору «Нутрициология: метаболическая профилактика» обеспечивает приобретение студентом академической и профессиональной компетенции в форме:

  • навыков гигиенической оценки суточного рациона питания;

  • навыков гигиенического анализа недельных меню-раскладок пищевых продуктов;

  • умения правильно составлять схему исследования состояния здоровья в связи с характером питания;

  • навыков донозологической диагностики алиментарных нарушений;

  • умения правильно разрабатывать перечень мероприятий по коррекции алиментарного статуса.

Структура учебной программы включает 5 тем.

^ Требования к подготовке студента по окончании изучения курса по выбору

Студент должен знать:

  • нормы физиологических потребностей различных групп детского и взрослого населения Республики Беларусь в пищевых веществах т энергии;

  • методы исследования фактического питания;

  • классификация и методы оценки статуса питания;

  • алиментарные нарушения: избыточная масса тела, белково-энергетическая недостаточность, гиповитаминозы, микроэлементозы, дисбактериозы пищеварительного тракта, синдром малабсорбции, энзимопатии и методы их донозологической диагностики;

  • модели главных неинфекционных болезней: атеросклероза, гипертонической болезни, онкологических заболеваний, сахарного диабета, ожирения, метаболической иммунодепрессии и пути их профилактики.

Студент должен уметь:

  • проводить исследования фактического питания методами: 24-часового воспроизведения среднесуточного рациона питания; анализа недельных меню-раскладок пищевых продуктов;

  • осуществлять диагностику основных видов статуса питания и разрабатывать рекомендации по коррекции статуса питания;

  • диагностировать алиментарные нарушения: избыточную массу тела, белково-энергетическую недостаточность, гиповитаминозы, микроэлементозы, синдром малабсорбции, дисбактериозы пищеварительного тракта.

^ Характеристика используемых методов обучения. При организации обучения используются традиционные методы преподавания: практические занятия, семинары, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и лабораторных занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

На практических занятиях студенты изучают основные методы фактического питания:

  • метод 24-часового воспроизведения суточного рациона питания,

  • метод гигиенического анализа недельных меню-раскладок пищевых продуктов;

  • сокращенную и расширенную схемы исследования состояния здоровья в связи с характером питания, включая гигиеническую оценку алиментарного статуса;

  • обучаются методам донозологической диагностики алиментарных нарушений;

  • учатся разрабатывать перечень мероприятий по коррекции алиментарного статуса, включая использование биологически обогащенных, функциональных и специализированных продуктов питания, биологически активных добавок к пище.

Улучшение практической подготовки обеспечивается также решением студентами комплексной ситуационной задачи. Результаты решения ситуационной задачи оформляются в виде учебной исследовательской работы студента. Итоги учебных исследовательских работ студентов обсуждаются на заключительном семинарском занятии.

Выполнение заданий по теме учебной исследовательской работы «Гигиеническая диагностика и коррекция алиментарного статуса» - осуществляется студентами самостоятельно. Обсуждение результатов выполнения студентами учебной исследовательской работы проводится на семинарском занятии в учебной группе.

Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе практических занятий коллоквиумов. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета. Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний и умений студентов.

Фонд технологий контроля обучения включает:

  1. Устный опрос.

  2. Проверка протокола занятия.

  3. Защита реферата по теме учебной программы дисциплины.

  4. Зачет по окончании изучения курса по выбору в устной форме.


Распределение бюджета учебного времени и форма контроля при представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Учебный план курса по выбору «Нутрициология: метаболическая профилактика»

Наименование раздела (темы)







семинаров

практических

  1. ^ Нутрициология, теоретические основы

2

-

  1. Методы изучения фактического питания

-

6

  1. Гигиеническая диагностика статуса питания. Донозологическая диагностика алиментарных нарушений

2

12

    1. Гигиеническая диагностика статуса питания

1

6

    1. Донозологическая диагностика алиментарных нарушений

1

6

  1. Модели развития главных неинфекционных болезней

2




  1. Коррекции статуса питания и профилактика алиментарных нарушений

3

3

    1. Разработка рекомендаций по коррекции статуса питания и профилактики алиментарных нарушений

-

3

    1. Обсуждение результатов выполнения УИРС

3

-

^ Всего часов

9

21



Содержание учебной программы

  1. Нутрициология, теоретические основы

Нутрициология как комплексная наука о питании, включающую: гигиену питания, физиологию, санитарную токсикологию и микробиологию, ветеринарию, технологию производства и переработки пищевых продуктов, технологию приготовления пищи, товароведение пищевых продуктов.

Ученые, внесшие существенный вклад в развитие науки о питании: К.Фойт, К.Бернар, А.П.Доброславин, В.В.Пашутин, М.Н.Шатерников, О.П.Молчанова, Б.А.Лавров, П.Е.Калмыков, Н.Ф.Кошелев, М.Н.Логаткин, В.П.Михайлов, И.М.Бузник, В.М.Васюточкин, А.А.Покровский, К.С.Петровский, М.Ф.Мережинский, Л.С.Черкасова.

Рациональное, адекватное и сбалансированное питание. Обмен веществ и энергии. Основные механизмы обеспечения гомеостаза. Законы рационального питания: энергетической, нутриентной, биотической, биоритмологической и энзиматической адекватности питания.

Классификации нутриентов: по их роли в жизнедеятельности организма; в соответствии с принципом обязательности, незаменимости. Принципы нормирования физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии.

Нутриентный состав пищевых продуктов и фармакологические свойства пищи. Пищевые лекарственные растения.

  1. ^ Методы изучения фактического питания

Фактическое питание. Принципы формирования рационов питания. Методы изучения фактического питания. Метод 24-часового воспроизведения суточного пищевого рациона. Метод гигиенического анализа недельной меню-раскладки пищевых продуктов. Бюджетный метод исследования семейного питания. Метод балансовых исследований питания больших групп населения.

Основные недостатки традиционных рационов питания населения в промышленно развитых странах: избыток пищевой энергии и твердых пищевых жиров, недостаточное содержание белков животного происхождения, углеводов, полиненасыщенных жирных кислот и микронутриентов: витаминов и минеральных веществ. Причины неадекватности и несбалансированности традиционного питания: весьма низкий уровень энергетических затрат, ориентации населения при формировании рационов питания на прежние диетические привычки на фоне недостаточное понимание сущности законов рационального питания. Изменение нутриентного состава пищевых продуктов вследствие обеднения минерального состава почв, использования современных технологий производства и переработки продуктов растениеводства и животноводства. Ухудшение биодоступности незаменимых биологически активных питательных веществ в продуктах питания.

  1. ^ Гигиеническая диагностика статуса питания. Донозологическая диагностика алиментарных нарушений

    1. Гигиеническая диагностика статуса питания

Статус питания (пищевой, алиментарный, трофический статус). Классификация видов статуса питания по Н.Ф.Кошелеву. Алиментарный статус как интегральный и репрезентативный показатель состояния здоровья, являющийся результатом взаимодействия организма с окружающей средой посредством потребления из неё питательных веществ. Факторы, влияющие на статус питания. Гигиеническая оценка алиментарного статуса питания. Этапы оценки статуса питания.

Расширенная схема оценки состояния здоровья в связи с характером питания. Оценка фактического питания по результатам лабораторных исследований рационов питания. Определение состава тела, исследование мышечной массы по уровню эксреции креатина с мочой, величинам креатинового коэффициента, креатинового индекса. Оценка функциональных возможностей организма по состоянию сердечно-сосудистой, дыхательной системы (показатели задержки дыхания, сердечной деятельности, кардиореспираторный индекс), физической работоспособности (степ-тест, РWC170, величина максимального потребления кислорода). Оценка адаптационных резервов организма по адаптационному потенциалу, системе кровообращения и иммунологическим (бактерицидной активности сывороток крови, содержании в крови комплемента, бетализинов и лизоцима) и биохимическим (уровню экскреции с мочой азотсодержащих веществ, водорастворимых витаминов и минеральных веществ) показателям.

Гигиеническая диагностика вида статуса питания; оценка состояния функций систем эндогенной защиты организма (микробного биоценоза пищеварительного тракта, антиоксидантной, микросомольного окисления, иммунной, эндокринной и центральной нервной системы).

^ 3.2. Донозологическая диагностика алиментарных нарушений: лабораторные и инструментальные исследования, проводимые с целью выявления предболезненных состояний.

Синдром экологически обусловленного снижения резистентности организма (ЭСРО–синдром) как системное нарушение гомеостаза, системное изменение функционального состояния организма под воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды. Эффекты химической модификации как неспецифические биологические эффекты, являющиеся результатом развития ЭСРО-синдрома.

Алиментарные расстройства, обусловленные нарушениями адекватности питания физиологическим потребностям организма как следствие развития (неспецифические биологические эффекты) синдрома экологически обусловленного синдрома снижения резистентности организма.

Предболезненные нарушения питания: избыточная масса тела, белково–энергетическая недостаточность, гиповитаминозы, микроэлементозы, дисбактериозы пищеварительного тракта, сидром малабсорбции, энзимопатии.

Алиментарный статус в современных эколого-социальных условиях. Причины, проявления и донозологическая диагностика макро- и микронутриентной недостаточности. Основные направления, методы и средства коррекции дисбаланса минеральных веществ и профилактики гиповитаминозов.

Принципы формирования рационов питания с использованием продуктов питания повышенной пищевой и биологической ценности. Новые формы производства кулинарной продукции.

Специализированные пищевые продукты и добавки, используемые для повышения биологической ценности рационов питания и профилактики нарушений здоровья, связанных с питанием.

  1. ^ Модели развития главных неинфекционных болезней

Роль Г.Ф. Ланга в создании теоретических предпосылок для разработки современных научных основ патогенеза главных неинфекционных болезней. Определение болезни как: стойкого нарушения гомеостаза; глубокого нарушения обмена вещества и энергии; нарушения гармонии между окружающей средой и организмом человека.

Физиология старения. Нарушение регулярной функции центральной нервной системы, снижение уровня эндокринной регуляции, иммунитета. Уменьшение количества активно функционирующих иммуннокомпетентных клеток. Замена паренхиматозных структур внутренних органов соединительной тканью. Изменение структуры кожных покровов и слизистых оболочек. Нарушения обмена жиров и липидов.

Усиление неблагоприятного воздействия окружающей среды как основная причина преждевременного изнашивания и старения организма. ЭРСО–синдром, эффекты химической модификации как проявления синдром маладантации. Ухудшение функций систем эндогенной защиты гомеостаза: микробиоценоза пищеварительного тракта, антитиоксидантной, микросомального окисления, иммунной, эндогенной, центральной нервной системы. Роль синдрома маладантации при развитии главных неинфекционных болезней.

Модели развития главных неинфекционных болезней в трудах В.М. Дильмана: экологическая, генетическая, онтогенетическая или метаболическая. Основные типы гомостатической недостаточности: периферический, дисфункциональный, центральный. Роль преждевременного изнашивания и старения в развитии главных неинфекционных болезней. Концепция факторов риска. Внешние и внутренние факторы риска. Внутренние – генетически обусловленные и приобретенные факторы риска.

Паспортный и биологический возраст. Показатели оценки биологического возраста. Понятие о возрастной, идеальной и оптимальной норме. Паспорт здоровья: антропометрические, соматоскопические, физиологические, биологические и иммунологические показатели.

Метаболическая профилактика главных неинфекционных болезней. Цель метаболической профилактики: оптимизация фактического питания, коррекция статуса питания; защита гомеостаза путем использования витаминных и витамино-минеральных препаратов профилактического назначения, функциональных и специализированных продуктов питания, биологически активных добавок к пище.

  1. ^ Коррекции статуса питания и профилактика алиментарных нарушений

    1. Разработка рекомендаций по коррекции статуса питания и профилактики алиментарных нарушений

В процессе самоподготовки и в ходе занятия студенты анализируют результаты исследований фактического питания и состояния здоровья в связи с характером питания (данные статуса питания) различных возрастных и профессиональных групп населения, отмечают основные тенденции, характерные для питания населения промышленного развитых стран.

Разработка рекомендаций по оптимизации питания населения осуществляются в соответствии с выявленными особенностями фактического питания и характеристикой статуса питания.

    1. ^ Обсуждение результатов выполнения УИРС

На семинарском занятии обсуждаются результаты выполнения студентами УИРС: «Гигиеническая диагностика и коррекция алиментарного статуса».

Перечень наглядных пособий

  1. Оснащение и оборудование

    1. Меню-раскладки.

    2. Калькулятор.

    3. Весы.

    4. Ростомер.

    5. Калипер.

    6. Сантиметровая лента.

    7. Динамометр.

    8. Спирометры.

    9. Мультимедийный проектор.

  1. Плакаты

    1. Мегакалория сбалансированная по основным пищевым биологически активным веществам.

    2. Биологическая роль углеводов.

    3. Биологическая роль белков.

    4. Нормы потребления белка.

    5. Биологическая роль жиров.

    6. Потребность человека в некоторых минеральных элементах.

    7. Режим питания различных групп населения (в % от суточной ценности рациона).

    8. Рациональное потребление основных компонентов пищи для взрослого трудоспособного населения (суточный рацион).

    9. Биологическая роль минеральных веществ.

    10. Классификация витаминов и условия их сохранения.

    11. Характеристика витаминов по биологическому действию.

    12. Витамин С.

    13. Влияние С-витаминизации на заболеваемость.

    14. Витамин А.

    15. Микросимптомы недостаточности витамина А.

    16. Витамины группы В.

    17. Витамин Д.

    18. Профиль физического развития.

    19. Идеальная масса тела.

    20. Формула сбалансированного питания взрослых.

    21. Распределение населения по тяжести труда.

    22. Классификация статусов питания (по Н.Ф. Кошелеву).

  2. Компьютерные программы:

    1. По расчету и оценке адекватности рациона питания.

  3. Слайды:

    1. Нутрициология, теоретические основы.

    2. Гигиеническая диагностика статуса питания. Донозологическая диагностика алиментарных нарушений.

    3. Модели развития главных неинфекционных болезней.

    4. Учебно-исследовательская работа студентов.



Учебная литература

Основная:

  1. Мартинчик, А. Н. Питание человека (основы нутрициологии) / А. Н. Мартинчик, И. В. Маев, А. Б. Петухов. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002.

  2. Справочник по диетологии / под ред. В.А. Тутельяна, М.А. Самсонова. М.: Медицина, 2002. 541 с.

  3. Дорошевич, В.И. Статус питания и здоровье военнослужащих: учебное пособие / Минск, 2004. 89 с.

Дополнительная:

  1. Методические рекомендации по оценке состояния детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях. (Утв. МЗ РБ 25.04.1998 г., рег. № 108-971-1).

  2. Методические рекомендации по мониторингу фактического питания детей школьного возраста (Утв. МЗ РБ 13.11.2000г. рег. № 120-0010).

  3. Применение витаминных и витамино-минеральных препаратов для коррекции рационов питания детей в учебно-воспитательных учреждениях (методические рекомендации). Утв. МЗ РБ 16.02.1998 г., рег. № 109 – 9711.

  4. Донозологическая диагностика и профилактика дисбактериоза у детей: инструкция по применению. (Утв. МЗ РБ 13.05.2003 г. рег. № 73-0503).

  5. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп детского населения Республики Беларусь: инструкция по применению (Утв. МЗ РБ 31.12.2002 г., рег № 126-1102).

  6. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп взрослого населения Республики Беларусь: инструкция по применению (Утв. МЗ РБ 11.11. 2005 г., рег № 2.3.7.10-15-55-2005).

  7. Рациональные нормы потребления пищевых продуктов для различных групп населения Республики Беларусь. (Утв. МЗ РБ. 2003г.).

  8. Инструкция по диагностике алиментарных нарушений у работающих в химической и нефтехимической промышленности. Инструкция по применению. (Утв. МЗ РБ 28.12. 2005 г., рег. № 169-1105)

Учебно-методическая карта курса по выбору«Нутрициология: метаболическая профилактика»


Занятие №

Код и название раздела, темы, перечень изучаемых вопросов

Количество часов аудиторных занятий

Перечень наглядных пособий (порядковый №), оснащения, оборудования

Порядковый номер учебно-методических пособий (по списку литературы)

Форма контроля подготовки

практических


семинарских

Самостоятельной работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9



^ Нутрициология, теоретические основы

-

2

-

4.1

-

1; 2; 3

1; 2



Методы изучения фактического питания

6

-

-

2.8, 2.20, 2.21

1.1; 1.2

1; 2; 3

1; 2



Гигиеническая диагностика статуса питания. Донозологическая диагностика алиментарных нарушений

12

2

6

4.2

1.3-1.8

7; 11

1; 2



Гигиеническая диагностика статуса питания

6

1

3

2.18; 2.19; 2.20; 2.22

1.3-1.8, 3.1

3

1; 2



Донозологическая диагност ика алиментарных нарушений

6

1

3

2.13; 2.15

1.3-1.8, 3.1

4; 5; 8

1; 2



Модели развития главных неинфекционных болезней




2

-

4.3

-

1; 2; 3

1; 2



Коррекции статуса питания и профилактика алиментарных нарушений

3

3

-

2.1-2.12; 2.14; 2.16; 2.17

1.1; 1.2

6; 7; 8; 9

1; 2



Разработка рекомендаций по коррекции статуса питания и профилактики алиментарных нарушений

3

-

3

2.19; 2.20

1.1; 1.2

6; 7; 8; 9; 10

1; 2



Обсуждение результатов выполнения УИРС

-

3

6

4.4




3, 4




^ Всего часов

21

9

15












Заведующая кафедрой







доцент




Н.Л.Бацукова

«____» ______ 20__ г.









Авторы:

Заведующая кафедрой «Общей гигиены» Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»




Н.Л. Бацукова










Профессор кафедры Общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»




Х.Х. Лавинский

Содержание, оформление учебной программы курса по выбору и сопровождающих документов соответствует установленным требованиям.

Декан медико-профилактического факультета




А.Р.Аветисов

«___» _____ 20__ г.
















Методист-эксперт Учреждения образования







«Белорусский государственный







медицинский университет»













Н.Г.Захарик

«___» _____ 20__ г.









Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебная программа курса по выбору дисциплины «Гигиена питания» Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело icon Учебная программа Специальность: 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Общее количество учебных

Учебная программа курса по выбору дисциплины «Гигиена питания» Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело icon Рабочая учебная программа Специальность: 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Общее количество

Учебная программа курса по выбору дисциплины «Гигиена питания» Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело icon Учебная программа Специальность : 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Общее количество учебных

Учебная программа курса по выбору дисциплины «Гигиена питания» Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело icon Рабочая учебная программа Специальность: 1-79 01 03 "Медико-профилактическое дело" Общее количество

Учебная программа курса по выбору дисциплины «Гигиена питания» Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело icon Программа специальность 1- 79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Учебное время

Учебная программа курса по выбору дисциплины «Гигиена питания» Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело icon Программа специальность 1- 79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Учебное время

Учебная программа курса по выбору дисциплины «Гигиена питания» Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело icon Рабочая учебная программа по дисциплине физиология перинатального периода по направлению подготовки

Учебная программа курса по выбору дисциплины «Гигиена питания» Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело icon Учебная программа для специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Факультет

Учебная программа курса по выбору дисциплины «Гигиена питания» Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 79 01 03 Медико-профилактическое

Учебная программа курса по выбору дисциплины «Гигиена питания» Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело icon Рабочая программа по общей хирургии с уходом за хирургическими больными специальность 060104. 65

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы